Стартовая точка: Оренбург. Выезжаем через Кушкульский пост на Уфу. (Летом 2013 года, гаишники ставили камеру на треноге среди деревьев на обочине, за постом). После поворота на птицефабрику на столбе - стационарный радар с видеофиксацией. Перед мостом через речку Сакмару дорога изгибается среди зелени деревьев. На этом участке часто контролируют скорость гаишники, укрывая патрульную машину в кустах. Осенью 2014 года мост был открыт после капитального ремонта. Он стал гораздо шире и избавился от набора кочек на стыках плит.
Приближаемся к населенному пункту Татарская Каргала. Вот что пишет о нём П.Д.Райский в своём "Путеводителе по городу Оренбургу", изданном в 1915 году: "В 1746 году последовал указ о ссылке в Оренбург, как и вообще в Оренбургский край, кроме уголовных преступников, людей порочного поведения", "непомнящих родства и своих помещиков" и разных "гулящих людей". К числу ссыльных, гулящих и случайных искателей счастья, между прочим, относятся 200 душ казанских татар, во главе с Сеитом Хаялиным образовавших в 1750 году Каргалу, или Сеитовский посад, на реке Сакмаре (в 18 верстах от Оренбурга). Эти татары явились главными посредниками в торговых сношениях России с Средней Азией чрез Оренбург."
Несколько десятков лет спустя, в 1773 году, во время Пугачёвского бунта, Сеитовский посад вновь мелькнул в Большой истории. Процитирую очерк С.Попова "По местам событий крестьянской войны 1773-1775 годов" (издан в 1954 году): "1 октября население Сеитовой слободы торжественно встречало Е. Пугачева, который бывал здесь несколько раз и позже, приезжая из своей ставки - Бердской слободы. Население Каргалинской слободы активно участвовало в восстании. Жители слободы сформировали особый полк каргалинских татар. Он отважно сражался в рядах повстанческой армии под Оренбургом. П. И. Рычков в своих записках об осаде Оренбурга пишет, что в сражении 9 января 1774 года под Оренбургом каргалинские татары "весьма отважно напущали". Жители слободы оказывали повстанцам большую помощь продовольствием, отправляя его в лагерь в Бердах.
Учитывая значительную роль Каргалинской слободы в восстании, Е. Пугачев и повстанцы именовали ее Петербургом."
Следующее существенное событие в жизни села произошло в январе 1918 года. Вот что об этом пишет Ю.Злобин: "В начале января по указанию из Петрограда летучий отряд С. Д. Павлова прибыл в Бузулук. С. Д. Павлов стал командующим Оренбургским фронтом. 7 января советские войска начали наступление вдоль железной дороги на Оренбург. В авангарде шел бронепоезд и отряд моряков. Несмотря на снег, сильные морозы и ожесточенное сопротивление дутовцев наступление красногвардейских отрядов шло успешно. Почти все станции пришлось брать с боем. Особенно ожесточенные сражения развернулись под Платовкой, у станции Переволоцкая, на 14-м разъезде, за станцию Сырт. Последний крупный бой разгорелся около станции Каргала, где белые разрушили железнодорожное полотно. С. Д. Павлов направил часть красногвардейских отрядов в обход белоказаков. Красногвардейцы неожиданно получили поддержку от местных крестьян. Более 300 крестьян явились в отряд и попросили дать им оружие для борьбы с белоказаками. Белые были разгромлены, и советские войска вступили в Каргалу. Когда советские войска подходили к Оренбургу, в тылу дутовцев выступил красногвардейский отряд А. Е. Левашова, занявший вокзал. Атаман Дутов с небольшим отрядом казаков позорно бежал из города. Утром 18 (31) января 1918 г. отряды Красной гвардии вошли в Оренбург. Население с ликованием встретило своих освободителей. На следующий день в город вступили красногвардейские отряды, наступавшие со стороны Актюбинска."
Миновали мост (капитально отремонтирован в 2014 году), проезжаем Татарскую Каргалу, дорога поворачивает и идет в гору. Ограничение скорости "30", обгон запрещен. В селе редко, но встречаются гаишники. Будьте осторожны в районе 8 утра - школьники вдоль дороги топают на занятия, а в 2014 году в селе поставили светофор. Впрочем, он поставлен удачно и хорошо виден. Через некоторое время населенный пункт кончается, проезжаем кладбище и видим перед перекрестком знаки ограничения скорости и "Уступи дорогу" - пропускаем все машины, выезжающие со стороны колхоза имени Ленина. Неприятное место - здесь часто происходят ДТП с тяжелыми последствиями.
Движемся дальше, никуда не сворачивая, до следующего потенциально опасного пункта - ограничение скорости перед мостом у села Майорское. Сразу за мостом по левой стороне есть съезд в деревню, на котором любят стоять гаишники, контролируя скорость спускающегося под гору транспорта. Ограничение - 50 км/ч из Оренбурга и 70 км/ч при движении в него. Из дорожных достопримечательностей в этом месте присутствует новопостроенная церковь, напротив неё - АГЗС и АЗС сети "Salavat". Напротив них - татарское кафе. Последнее время гаишники предпочитают стоять возле него.
Оставляем по правой обочине АЗС и АГЗС, а также поворот на районный центр Сакмара. Снова процитирую очерк сотрудника краеведческого музея С.Попова: "Под Сакмарским городком произошел интересный эпизод. 3 октября в лагерь явился человек лет 60-ти, в рваном платье, с вырванными ноздрями и каторжными клеймами на щеках. Он подошел к Пугачеву, который стоял рядом с яицким казаком Максимом Шигаевым, одним из руководителей восстания. "Что за человек? - спросил Е. Пугачев Шигаева. "Это Хлопуша, самый бедный человек", - отвечал Шигаев. Шигаев знал Хлопушу, так как вместе с ним сидел в оренбургской тюрьме, будучи арестован за участие в восстании яицких казаков в 1772 году. Е. Пугачев велел накормить Хлопушу. Хлопуша вынул из-за пазухи четыре запечатанных конверта и передал их Е. Пугачеву. Это были приказы оренбургского начальства яицким, оренбургским и илецким казакам прекратить восстание, схватить Е. Пугачева и привезти его в Оренбург.
Хлопуша сознался Пугачеву, что он подослан губернатором Рейнсдорвом передать приказы казакам, отговорить их от восстания, сжечь порох и снаряды, заклепать пушки и выдать Пугачева оренбургскому начальству. Перейдя на сторону восставших, Хлопуша со временем становится одним из ближайших помощников Пугачева. На уральских горных заводах, куда его посылают, он поднимает рабочих, башкир, организует литье пушек, ядер. Пугачев назначает его полковником отряда уральских рабочих."
Ну а мы поднимаемся в гору и движемся по нормальному асфальту. Замечание в общем-то излишнее: дорожное покрытие, кроме специально оговоренных случаев - нормальное (для РФ) по всей трассе.
Следующее потенциально опасное место - ограничение скорости у моста через реку Янгиз возле поворота к деревне Янгиз-Марьевка. Рядом устаревшая АЗС контейнерного типа. Причем засада может стоять не за остановкой или АЗС, а чуть дальше - за столбами, метрах в 10 от обочины (по левой стороне движения в строну Уфы).
Поднявшись затем в гору движемся спокойно до знака "70", установленного задолго до контрольного поста ГИБДД. Будьте осторожны - раньше гаишники любили контролировать выполнение этого ограничения, измеряя скорость из окна поста, но потом как-то прекратили этим баловаться. По левой стороне - АЗС и закусочная, а также собственно стационарный пост с весовой платформой. Из-за нее скорость движения ограничена двумя последовательно установленными знаками: "50" и "15". Видеокамеры на столбах контролируют номера автомобилей. Проехав пост, на развилке уходим направо, на Уфу. Осенью 2014 года произведён капитальный ремонт дорожной развязки и восстановлена обычная схема движения.
Весна-2016 отметилась тут появлением после развилки серии эффектных ям, вызывающих сильное удивление участников дорожного движения. Ещё один важный момент: раньше перед спуском стоял знак ограничения скорости - "70", теперь "Обгон запрещён". Разумеется он тут стоит не просто так.
Спускаемся с горы и приближаемся к "засадному месту". Это асфальтированные съезды возле моста через реку Салмыш, на которых инспектора ГИБДД правят свои этнические обряды. Также они могут стоять вплотную к перилам моста и контролировать (на спуске с горы к мосту) соблюдение знака "Обгон запрещён" автомобилями, движущимися из Оренбурга.
Осень 2012 года произведён капитальный ремонт моста - его расширили и кочки на стыках плит стали менее заметны.
По состоянию на март 2016 года - мост страстно требует ремонта.
Ну а мы по пологой дуге асфальта минуем деревню (ни разу не встречал там гаишников). Весна-2016: покрытие нормальное, есть лишь несколько хорошо различимых ям.
Движемся далее мимо метеостанции и видеокамеры, что смонтированы на придорожном столбе. Обочины трассы открытые, лесопосадки удалены, гаишникам особенно прятаться негде. На этом участке, до села гаишники встречаются очень редко. К сожалению, радужную картину портят недостатки дорожного покрытия. Впрочем, смотрите сами.
По состоянию на осень-зиму 2014 - дорога неплохая. Есть два опасных участка - на них как раз контролируют соблюдение требований знака ограничения обгона. Ловят, в основном, в светлое время суток - когда видимость позволяет работать с камерой.
Приближаемся к районному центру Октябрьское. Цитирую по Википедии: "Основано в 1785 году крестьянами-переселенцами из Воронежской, Тамбовской и Тульской губерний. Сначала носило название Дедово. В 1800 году объединилось с селом Исаево стало носить название Исаево-Дедово. В 1922—1938 годах имело статус города и носило название Каширинск (в честь Н. Д. Каширина). В 1938 году Каширинск был лишён статуса города и переименован в Октябрьское. В 1922—1927 годах Каширинск был центром Каширинского уезда Оренбургской губернии.".
Раньше тут стоял частокол знаков 40км/час, но в настоящий момент их сняли. На выезде из Октябрьского - шиномонтажка, пара кафе, стоянка. Про то забавное кафе, что на первом этаже кемпинга "Уют" могу сказать следующее: был там давно, один раз. Хозяином был армянин, постоянно пытавшийся строить персонал. Готовили хоть и не особо разнообразно, но вкусно-сытно и довольно-таки остро.
Осенью 2008 года ввели в строй современную заправку, которая ныне принадлежит сети АЗС "Оренойл". Практически напротив - старая АЗС "Руснефть". Заправка, что строилась возле стеллы с названием населенного пункта тоже работает, гаишники иногда прячут машину за её стендом с ценами на бензин. С 2012 года стало заметно, что местные гаишники предпочитают дежурить на трассе Оренбург-Казань, в самом Октябрьском их редко увидишь. В декабре 2014 года видел их в районе АЗС "Руснефть".
На участке после Октябрьского и до первого башкирского села Новомурапталово дорога не осложнена засадами. По крайней мере, я на этом участке гаишников никогда не встречал. Будьте особо внимательны, если движетесь быстрее 130-140 км/час. Здесь встречаются колеи и выбоины, которые даже будучи залатанными, могут доставить уйму неприятностей. В березовых посадках вдоль дороги полно грибов, вот только собирать их не стоит, по вполне понятным причинам.
Нюанс: летом 2008 на границе Оренбургской области и Башкирии был организован карантинный пост. С тех пор гаишники там время от времени бывают. Маскируются за знаком. В апреле 2009 года видел их на ближайшем от границы съезде с дороги.
Миновали "белый" знак села "Новомурапталово". "Название деревни происходит от имени первопоселенца Мураптала Исянгулова, известного тем, что в 1751 г. участвовал в продаже заводчикам Твердышеву и Мясникову земель семи волостей по рр. Лику, Сакмаре, Белой и впадающим в них рекам Каргалы, Карамалы, Салмыш, Юшатыр, Куюргаза, Ик и др." Мурапталовы жили и в соседних деревнях." Источник: Мурапталово - Генеалогия и архивы.
Про Твердышевых я уже рассказывал, применительно к теме "Преображенский медеплавильный завод и село Зилаир". Кому интересно - сходите по ссылке, а мы вернётся к нашему маршруту.
На въезде в село засад не бывает - в мае 2009 единственный раз видел патрульную машину на ближней к Оренбургу окраине населённого пункта - прятались метрах в 10-15 от дороги, за крайним домом. Основная опасность для автолюбителя скрывается в центральной части села. По правой стороне сразу после закрытого стационарного поста ГАИ (там теперь сервис и шиномонтаж) - поворот на Тюльган. Вот тут часто стоят башкирские гаишники. Летом 2010 года лично видел, как они ловили тех, кто на повороте цеплял задним колесом сплошную полосу разметки - разводили, что это лишение прав и выезд на полосу встречного движения. Иногда патрульные машины можно видеть на противоположной, левой, обочине, возле кафе.
Имейте в виду: деревня крупная, народу много, а тротуаров нет. Поэтому часто топают по асфальту трассы. Так что в темное время суток остерегайтесь пешеходов-фаталистов. Пьяные и трезвые, молодые и не очень, им с детства по фиг опасность прогулок по трассе.
На выезде из Новомуропталово, перед мостом, большая АЗС цивилизованого вида "Башкирнефтепродукт". В здании - магазинчик автозапчастей, за ним - уличный туалет. Характерная примета АЗС - нечто вроде альпийской горки под стендом с ценами на ГСМ.
Обновление - осень 2013 года: если будете уходить с Р-314 на Тюльган, то обратите внимание - патрульный "Фиат" часто дежурит метрах в 50 от поворота, наблюдая за правилами проезда железнодорожных переездов.
Обновление - весна 2016 года: мост на ремонте. Организовано светофорное регулирование по единственной открытой полосе.
Следующая опасная для водителей точка - пологая дуга дороги, упирающаяся в мост через реку Тугустемир, перед селом Аксарово. Перед мостом есть съезд, который используют башкирские гаишники. Скрываясь за ограждением они измеряют скорость машин, проходящих по дуге. К сожалению, современные радары весьма дальнобойны. В 2010 году их можно было видеть в начале дуги дороги, возле указателя "Разномойка" (в основном ловят на скорость машины, идущие со стороны Оренбурга).
После ремонта этого участка в 2012 году дорожное покрытие было более-менее нормальное. К декабрю 2014 года - от Новомуропталово до Аксары дорогу подраздолбали.
Въезжаем в Аксары. Начинается участок дорожного покрытия с сюрпризами . До самого Кумертау будут периодически попадаться выбоины, рытвины, вдавленности, кочки ,
накатанные в асфальте колеи и прочие неприятности. По состоянию на весну 2016 года: мост через Тугустемир и далее по деревне Аксары - отлично.
Что касается самой деревни, то читаем про неё в Энциклопедия Башкортостана: "Основана башкирами Суун-Кипчакской волости Ногайской дороги на вотчинных землях башкир Бурзянской волости той же дороги под названием Аксарино, известна с 1789 (в 1795 в 10 дворах проживало 52 человека). Названа по имени первопоселенца. Была известна также под названием Тогустемирский Ям. В 1866 году в 78 дворах проживал 351 человек. Занимались скотоводством, земледелием. Была мечеть.". В 1900 году существовали хутор Аксаринский, деревни Аксарово и Аксарино. С 1920-ых годов эти населённые пункты учитываются вместе под современным названием.
Далее без особых изысков движемся до деревни Старая Отрада . Село Отрада было основано на территории Оренбургского уезда после Крестьянской реформы 1861 года переселенцами из Тамбовской и Рязанской губерний. В 1891 году в 192 дворах проживал 541 человек, которые занимались земледелием. В селе имелись церковь, школа. В 1900 году существовало 2 водяные мельницы. С образованием в 1920-ые годы хутора Новая Отрада надо было как-то отличать два населённых пункта и село получило современное название. Источник: Энциклопедия Башкортостана
Если смотреть в целом по Р-314, то именно в этой деревне наиболее развита придорожная торговля (картошка, мед, тыквы и т.д.). Весной 2016 года впервые заметил что начали торговать салом и медовухой. В общем, работают над расширением ассортимента.
Обязательно соблюдайте ограничение скорости, хотя бы потому что автомобиль перед вами может внезапно вильнуть на обочину, решив прикупить что-то у жителей села. Гаишников тут давно не встречал. Профилактика: внимание на знак начала населенного пункта (могут прятаться на самом выезде из села и ловить на знак "40"), на площадь у магазина в центре деревни, а также на съезд возле моста. Есть местная "изюминка" - ежедневные (утром и вечером) прохождения коров прямо по трассе, поэтому между дождями асфальт имеет зеленоватый оттенок. А вот еще одна достопримечательность, хорошо заметная с дороги.
Дорожное покрытие обычно пестрит заплатами и разнообразными дефектами, но по состоянию на март 2016 года - они более-менее приглажены, колейность практически ликвидирована. Проезжаем населенный пункт Новая Отрада, обозначенный "синим" знаком (гаишников тут я не встречал) и приближаемся к участку перед деревней Ольховка, с действующим ограничением скорости "70" и знаком "Опасный поворот". Поворот действительно опасный - тут любили дежурить (в том числе в темное время суток) сотрудники ГИБДД РБ. Что-то их последние годы тут не видно.
Практически сразу после него будет зона особого внимания - деревня Ольховка. Основана в 1930-ые годы в связи с организацией Дёмского совхоза Башкирской конторы «Союзскотоводтреста» как посёлок при ферме №2. Сейчас население занято в фермерском хозяйстве «Милютин».
Но интересна деревня не этим, а тем, что раньше на въезде стоял вагончик, в котором было гнездо серых тружеников плаща и жезла. Ночью они включали красный свет и миновать его без регистрации в вагончике было равносильно проезду на запрещающий сигнал светофора, что, естественно, очень радовало гаишников. От прежних времен здесь остались только вечерне-ночные засады на патрульных машинах с контролем скорости и документов. Впрочем, примерно с 2012 года это неприятное явление природы сошло на нет.
В мае 2011 года участок дороги по Ольховке - полностью отремонтировали. Отличный новый асфальт. Состояние на март 2016 - "хорошо".
В 2014 году на выезде из Ольховки убрали еще одно "хлебное место" - сняли знак "STOP" перед необитаемым железнодорожным переездом. Ранее контроль соблюдения требований знака производился двумя методами: с укрытием патрульной машины в автобусной остановке или с ближайшего холма.
Сразу после переезда - развилка. Дорога уходящая влево заведет в Кумертау, а нам прямо, т.е. поднимаемся вверх и едем в объезд города.
Далее трасса идет с постоянными перепадами рельефа. Внимание на дугу дороги по которой мы минуем съезд к чувашскому селу Кривле-Илюшкино. Деревня была основана чувашами-новокрещенами на вотчинных землях башкир по договору 1790 года о припуске. Название происходит от реки Кривля (приток реки Белая).
В общем, забавное название и совершенно нешуточный шанс нарваться при прохождении изгиба трассы на вот такую асфальтовую кочку.
По состоянию на март 2016 года - от Кривле-Илюшкино до перевала асфальтовые нашлёпки в изобилии, колейности нет.
Проезжаем поворот на Ермолаево. Место, неприятное для машин с высоко расположенным центром тяжести. Где-то в 2001 году лично наблюдал на этом повороте под откосом дороги перевернувшийся грузовик. С водкой.
Обновление - май 2011 года: Дорога после зимы и лёгкого ремонта - хреновая, хуже чем между Ольховкой и Старой Отрадой.
Обновление - ноябрь 2012 года: Дорожное покрытие на этом участке - неизменного качества, т.е. с лепёшками асфальта на месте ямок.
Обновление - декабрь 2014 года: Нашлёпки асфальта хорошо приглажены. Покрытие на этом участке можно охарактеризовать, как удовлетворительное.
На информационном стенде надпись: "Уфа - 241 км". Движемся дальше. Практически сразу за поворотом на Ермолаево будет подъём в гору и очередной знак "Обгон запрещен". На спуске - для нас сплошная линия разметки с пунктиром. Вдали, на очередной высоте, видна высокая стелла с пожеланием счастливого пути - это одно из любимых мест дежурства местных патрулей ГИБДД. Весной 2016 года впервые заметил удивительное: под стеллой не расчищена традиционная площадка для патрульной машины. Глубокий снег нейтрализовал это "засадное место".
Имейте в виду, что местные гаишники очень любят стоять на верхних точках перегиба трассы, укрываясь в складках местности. Дорога идет по живописным местам, но отвлекаться не стоит - следите за знаками, запрещающими обгон, не забывайте о том, что поводом отнять права может быть не только нарушение требований знака или разметки. Предусмотрена такая же строгая ответственность за обгон в местах ограниченной видимости. Своего рода формализация водительского принципа "не лезь на обгон при подъеме и в закрытом повороте".
Приближаемся к перевалу возле Кумертау. Он основан в 1947 как посёлок Бабай в связи с освоением Бабаевского месторождения бурого угля. Рабочий посёлок превратился в город в 1953 году. Полагаю, что его история будет интересна, равно как и причина появления искусственного водоёма, мимо которого мы проезжаем. Процитирую исследовательскую работу Александра Белик "Угольный промышленный центр юга Республики Башкортостан: развитие, ликвидация, прогнозирование":
"Первая очередь Ермолаевского разреза, названного так по названию близ лежащего села, была введена в эксплуатацию 31 декабря 1951 г. Её проектная мощность составляла 1500 тыс. тонн угля в год, но понадобилось четыре года для её освоения, пока в 1955 г. башкирские угольщики не добыли 1521 тыс. тонн бурого угля. Первый средний цикл конъюнктуры, охватывающий 1950-е гг., содержательно включал в себя этап начала жизненного пути «Башкиругля». Для вскрыши породы и добычи угля использовалась старая советская и трофейная германская техника, посёлок горняков Кумертау, возникший буквально на пустом месте в степи, состоял преимущественно из бараков временного типа, т. е. без наружной штукатурки, соответствующих надворных построек и элементарного благоустройства. Но, несмотря на это, уже во второй половине 1950-х гг. все предприятия и объекты угледобычи на Бабаевском месторождении бурого угля стали прочно ассоциироваться не с селом Ермолаево, а с новым городом — Кумертау.
...
Интенсификация разработки Бабаевского месторождения в 1960-е гг., с одной стороны, позволила комбинату существенно превзойти проектную мощность и из года в год демонстрировать прекрасные производственно-экономические показатели, однако, с другой стороны, и пригодные к добыче открытым способом запасы угля также сокращались ускоренными темпами. Расчёты показывали, что вблизи Кумертау, т. е. в пределах от 35 до 70 км, нет других крупных месторождений, запасы которых можно было бы использовать в качестве сырьевой базы брикетной фабрики и Кумертауской ТЭЦ.
Институт «Уралгипрошахт», расположенный в г. Свердловске, в марте 1965 г. получил задание на проектирование возрождаемого Тюльганского угольного разреза, уже включённого в состав комбината «Башкируголь».
...
Работы по добыче угля на разрезе Кумертауском были прекращены с 1 июля 1998 г., а производство брикетов и подсушенного угля — с 1 октября 1999 г. Так началась поэтапная ликвидация объединения. Горные выработки разрезов затапливались, оборудование демонтировалось, здания и сооружения Кумертауской брикетной фабрики были снесены.
...
После ликвидации ОАО «Башкируголь» остался большой водный бассейн глубиной от 65 до 95 метров с площадью зеркала около 126 тыс. м2, полное заполнение которого, произойдет в течение 60 лет. "
Вот такая история с печальным финалом. Есть ещё одна история про Кумертау, но с чуть более светлым концом. В 1962 году на базе Кумертауского ремонтно-механического завода (того что ремонтировал технику для добычи угля) был создан авиазавод. Через шесть лет, в 1968 году он дал первую продукцию - вертолёт Ка-26. Затем выпускал противолодочные вертолёты Ка-27ПЛ и его экспортную версию Ка-28ПЛ. В 1973-1989 годы в Кумертау было развёрнуто серийное производство советских БПЛА Ту-141 "Стриж" и Ту-143 "Рейс". Из продукции гражданского назначения, в 1974-1978 годах,выпускались самолёт М-17 «Геофизика» и часть крыла пассажирского авиалайнера Ту-154. В 1980-ых предприятие было задействовано в создании авиационно-космического комплекса "Буран". В 2008 году завод был на грани банкротства. Однако затем Кумертауское авиационное производственное предприятие худо-бедно миновало эпоху конверсий и конвульсий. В настоящий момент является производителем многоцелевых вертолетов с соосной схемой несущих винтов Ка-226Т и Ка-32A11BC, а также вертолетов для ВМФ РФ.
Ну а мы вернёмся на перевал, с которого наблюдали затопленный угольный разрез. На этом участке пути есть несколько зон действия знака "Обгон запрещен". Бывает, что ставят временные знаки, которе устанавливают очень низко и их легко прозевать за попутной машиной.
Для справки: весной 2008 года не заметить за попутным грузовиком временный знак "Обгон запрещен", установленный на высоте 1 метр от земли, на башкирском участке трассы Р-314 стоило 5000 рублей.
Затем будет пара съездов с дороги направо. Зачастую в них уютно прячутся патрульные автомобили. А там, где на левой обочине кончаются металлические ограждения, есть съезд с дороги налево, к обрыву карьера. Характерные приметы - небольшой холм и ветвистое дерево. Разумеется тут может стоять экипаж с радаром, биноклем и видеокамерой.
Ешё раз обращаю внимание: на перевале могут появляться временные знаки (например в честь планируемого ремонта дорожного покрытия), которые обязательно будут контролироваться экипажами, машины которых будут спрятаны в описанных мной местах.
Обновление - март 2016 года: Дорожное покрытие на перевале - очень хорошее. Знак ограничения обгона - опять перетасовали.
Ну что же... прошли перевал - радуйтесь. Летом - это просто интересный вид, а вот в зимнее время тут бывают серьезные проблемы с видимостью (не то плотная низкая облачность, не то такой же туман), ветрами и снегом. Пару-тройку раз мне случалось проезжать его с включенной аварийной сигнализацией - оранжевый свет хоть как-то виден в плотно-молочном тумане. Весной же спуск и подъем могут превратиться в идеально гладкую обледенелую поверхность, поэтому у вас есть шанс получить незабываемые ощущения от неуправляемого скольжения на шипованной резине.
Зимой случается так, что тяжелая техника прочищает только одну полосу и по ней осуществляется движение. Две патрульные машины встают по разным сторонам перевала. Связавшись по радио одна перекрывает проезд, а вторая - пропускает транспорт, через некоторое время - меняются.
В город не въезжаем, поворачиваем направо (знак "Поворот главной дороги"), к бывшему стационарному посту ГИБДД.
Движемся по объездной Кумертау, курсом на Мелеуз. В темное время суток на широких обочинах объездной за желтым информационными щитами могут укрываться патрульные машины. Приблизившись вы их уверенно опознаете по внезапно включившимся во мраке сине-красным проблесковым маячкам и светящемуся жезлу инспектора.
Поездка на апрельский (2010 год) предэкзаменационный тьюториал в FBS обогатила меня новым опытом: возвращаясь вечером из Уфы наблюдал, как на обьездной Кумертау гаишники с включенной "люстрой" догоняли машины, идущие с превышением скорости. Замер скорости в движении и его результаты. По состоянию на весну 2016 - просто работают на обочине.
Примерно через 15 километров появится знак ограничения скорости "70". Это место контролируется радарами из патрульных машин, находящихся на расположенной чуть впереди и выше комплекса из стоянки для отдыха для водителей и АЗС.
По правому борту остаётся поворот на Бугульчан. Тут же установлен знак отменяющий введенное ограничение скорости "70" и информационный стенд. До Уфы - 222 км. Если свернуть, то по левой стороне будет река Белая, огибающая горный массив, а через 52 километра - село Мраково и дорога в заповедник, к Мурадымовским пещерам.
Проезжаем село Ира. По правой стороне - церковь, по левой - раньше висел вечный плакат с рекламой вертолета Ка-32.
По состоянию на 2016 год его сменил плакат, призывающий идти работать на авиационный завод. Видимо дела у "оборонки" пошли неплохо.
Единственный раз видел гаишников на съезде с трассы напротив церкви, вообще они там редки.
Увидев синий знак конца населенного пункта Ира, сбавьте скорость до 90 км/час. Вдалеке, на левой обочине у высокой каменной стеллы со словами КУМЕРТАУ, имеется асфальтированная площадка, на которой частенько тусуются те, кто имеет водителей за несоблюдение скоростного режима.
Осенью 2009 года открыт 2-ой сектор объездной дороги вокруг города Мелеуз. Салаватский участник конференций на auto.ru с никнеймом shmel79 совершенно справедливо указал мне на недочёт с несвоевременным упоминанием об этом. На снимке дорожная развязка и информационный щит. От Оренбурга - 152 км. До Мелеуза - 5 км. До Уфы - 216 км. Что тут скажешь... широченная, новая дорога со свежей разметкой и практически без ям. Никакого жилья в этом секторе объездной нет, т.е. вероятность появления на дороге пьяного механизатора черезвычайно мала. Казалось бы, жми педальку газа - будет тебе счастье быстрого и безопасного перемещения в пространстве. Фиг.
Метод охоты из засады на столь открытой местности малоэффективен, поэтому местные гаишники действуют подобно коллегам из Кумертау: замер скорости встречного транспорта через лобовое стекло движущегося патрульного автомобиля. После того, как автомобили разминутся, ДПСники делают разворот, включают "люстру" на крыше, затем следует недолгая игра в догонялки. Финал понятен?
В общем, я в таких случаях всегда вспоминаю одного принципиального (до определенного предела) башкирского гаишника: "Ну как же ты без денег-то поехал? А вдруг мы?"
Обновление - май 2011 года: Очередной хит от инспекторов ГИБДД. Прикинуться бездельниками, мирно стоящими в стороне от большого дела где-то неподалеку от объездной. Как только появится длиномер или тяжеловес и явно начнет собирать за собой группу легковых машин - пропустить их и ехать снимая колонну на видеокамеру с большого расстояния. Если никто не нарушил требования знака "Обгон запрещен" (кстати знак и разметка в этом месте вступают в противоречие) - они разворачиваются и едут назад.
Обновление - ноябрь 2012 года: Как вариант - замер скорости из патрульной машины, движущейся на встречном или догонном курсе.
Для желающих посетить город Мелеуз сообщаю, что местные краеведы считают датой его основания 1766 год. Тогда это была извозчичья остановка на реке Мелеуз и называлась в терминах того времени "мелеузовский ям". Именно так, с маленькой буквы. Слово "ям" означало почтовую станцию в России, с местом отдыха ямщиков и конюшнями ямских лошадей. Основали это придорожное поселение на Оренбургском тракте государственные крестьяне, появившимся на вотчинных землях башкир опять-таки по договору о припуске.
Википедия сообщает нам нижеследующее: "Название города происходит от гидронима Мелеуз. Первыми поселенцами были чуваши, понравилось им это место, остановились и решили назвать по произнесенному: «Меле-вес» или «Мелен-весе» в значении «способу конец» или «свершилось, остановились»."
Как видите, уже не первое башкирское поселение основано чувашами. Связано это с нижеследующим обстоятельством: "... поставленные перед необходимостью развивать земледелие башкиры-скотоводы охотно припускали на свои земли земледельческие народы, то есть, русских, чувашей, татар. В этих же целях правительство поощряло поселение на башкирских землях государственных крестьян, которые помимо хлебопашества должны были заниматься и извозом, обслуживанием почтовых ям".
Цитата взята из работы Регины Хисматуллиной
Однако оставим в покое историю. Чтобы проехать именно через Мелеуз вам достаточно уйти по указателю, правее объездной дороги. Оставив по правой стороне конный завод и ипподром, проезжаем железнодорожный переезд. Оцените светофор-мутант, который имеет в верхней части третий, дополнительный, сигнал. Потрясающее изобретение какого-то мозга, которое противоречит понятиям об организации сигнализации на ж.д. Разрешающий - зеленый свет. Миновав его, попадаем на развилку, мутировавшую в перекресток:
Направо уходит дорога на широко известную зону отдыха Нугушское водохранилище (расстояние 40 километров, но проезд перекрыт знаком, запрещающим движение транзитному транспорту).
Прямо - в Мелеуз.
Лирическое отступление: Интересно, что при движении с Нугушского водохранилища транзитный транспорт "по умолчанию" уводится знаками по окраине города в сторону Уфы. Если проезжаем по ней, то движемся на Уфу по дороге мимо сахарного завода, въезд на которую со стороны объездной транзитникам закрыт знаком (установленным на регулируемом светофором перекрестке, о котором я только что рассказал). Да, по ней путь короче, но ему присущи сплошные ограничения обгонов и скорости движения.
Если уж вы попали в город, то следуйте транзитом на Уфу, для этого на перекрестке после ж.д. переезда уходим налево. Обычно за зиму и весну эту дорогу для транзитников основательно ушатывают. Впрочем, надо отдать должное дорожным ремонтникам: после того как растает белый "русский асфальт" - восстанавливают покрытие относительно быстро. По состоянию на май 2009 года: недостатки дорожного покрытия есть, но в терпимых объёмах.
На пути будет еще один железнодорожный переезд, перед которым установлен знак STOP. Неподалеку шиномонтажка. Гаишникам там прятаться особенно негде, но все водители требования знака соблюдают, потому как вольнодумство в данном случае, может обойтись себе дороже.
Движемся по главной дороге в потоке машин. Ограничение 40 км/час. Мест для засад - в избытке. В основном гаишники стоят в районе моста через реку Мелеузку (кстати летом 2008 года его отремонтировали) и на въезде-выезде из города. Итак, мы достигли первого (и последнего) на нашем пути мелеузского светофора. Имейте в виду что прямо и направо проезд транзитному транспорту запрещен. Это требование особо важно соблюдать, если прямо под светофором стоит патрульный автомобиль ГИБДД.
На этом перекрестке мы поворачиваем налево и оставляя по левой стороне кладбище покидаем город. До белого знака "Конец населенного пункта" еще далеко, ограничение скорости 60 км/час действует. Внимание - здесь очень часто стоят гаишники. Выходим на развязку, на которой надо уходить направо, в сторону Уфы. Указатель гласит: "Салават - 43 км".
Вернемся, однако, к нашим баранам. Если вы не попёрли через город, а свернули перед Мелеузом на объездную, то вы сейчас находитесь точно на кольце, где стыкуются её 1-ый и 2-ой сектора. Вот именно тут часто тусусются гаишники. Учтите, что при прохождении кольца в темноте вы можете легко потерять понимание обочины. Осторожнее. Сбавляйте скорость, тем более что весной 2016 года участок дороги после кольца, по направлению к Уфе был совершенно разбит.
Следуя по указателям на Уфу вы уходите на 1-ый сектор объездной Мелеуза. Вот тут будьте осторожны - движение интенсивное, дорога хорошая. Гаишники даже особо не скрываются. Клёв в этом "рыбном месте" достаточный и без маскировки патрульной машины. Без затей стоят на обочине, на краях и в разрывах лесопосадок.
Осторожнее на изгибах дорог, когда отдельные скопления деревьев закрывают часть дороги - это естественные ограничения поля видимости водителя. За ними опять-таки могут скрываться "друзья" с радарами.
Заканчивая движение по объездной Мелеуза и поворачивая вместе с "Главной дорогой" видим стеллу с гербом города. Иногда тут звучит вечный хит в исполнении инспекторов ГИБДД РБ - о том как чудесато и полезно прятаться на площадках за памятными стелами. Это место также интересно стабильно вонючими ароматами. Не то очистные рядом, не то еще какой источник запахов.
Проезжаем дальше, мимо бывшего стационарного поста ГАИ, ныне закрытого. Теперь там расположено кафе, а за ним есть удобная площадка, на которой изредка стоят патрульные экипажи. Например, осенью 2014 года я видел их именно там, а на секторах объездной было спокойно.
Вскоре вы увидите в низинке неприметную речку с "грузинским" названием Мекетевли и автобусной остановкой перед ней. Место которое долгое время кормило гаишников. Одна половина моста была постоянно разбита, а желающих объехать ямы подстерегал знак "Обгон запрещен". Как вы наверное уже поняли, гаишники прятались используя автобусную остановку. Весной 2008 года ремонт моста завершился. Кормушка закрылась. Зато знак с ограничением обгона остался, впрочем, его немного перенесли.
По состоянию на май 2009: гаишники имеются, причем интересен их метод наблюдения за движением. Патрульной машиной управляет водитель, а второй гаишник смотрит назад в ожидании, что кто-то нетерпеливый обгонит транспортный поток и выйдет на полосу встречного движения.
В октябре 2010 года на горке вблизи моста дежурил экипаж с видеокамерой. Ловили по-прежнему на нарушение знака "Обгон запрещен". В марте 2016 года дорожное покрытие моста получило от меня заслуженную оценку "хорошо", но уже в январе 2017 года мост на ремонте. Сооружён временный объёзд, пробки незначительного размера.
Вдоль дороги начинают все чаще попадаться нефтедобывающие механизмы, а практически сразу после речки будет подъем в гору и на вершине - изгиб трассы и указатель поворота на Тереклы. Сбросьте скорость, пусть даже иллюзия крутого поворота - лишь обман зрения.
Середина пути - 186 километр отмечен памятником, который виден по левой стороне дороги, сразу после моста через реку Терекля. Ранее, здесь, на высоченном постаменте стоял красный трактор времен индустриализации и колективизации СССР. Он напоминал о том, как в 1932 году была создана Зирганская МТС, благодаря которой колхозы получили первую технику для обработки полей. Пресса упорно обзывала машину абстрактной кличкой "трактор МТЗ", хотя даже тёплые руки реставраторов не смогли исказить облик трактора "Универсал".
На постаменте стоял советский сельскохозяйственный трактор, скопированный с американского трактора Farmall (не то модели Regular, не то F-20 - тут могу наврать). Двухтонный трактор приводил в движение керосиновый двигатель мощностью 22 лошадиные силы. "Универсал" предназначался для междурядной обработки пропашных культур и имел 3 скорости движения вперед и одну назад. Выпускали его в Ленинграде на заводе «Красный Путиловец» с 1934 по 1940 годы, а затем на Владимирском тракторном заводе с 1944 по 1955 годы. Всего было выпущено 211500 экземпляров модификаций "Универсал-1", "Универсал-2", "Универсал-3". "Универсалы" были первыми советскими тракторами, поставлявшимися на экспорт. Для меня остаётся загадкой, как при экспортных поставках решались правовые вопросы с производителем Farmall, компанией International Harvester Company. Возможно, СССР приобрёл лицензию на производство трактора.
Поиск в Интернет принёс следующие результаты: в середине июля 2014 года в Мелеузовском районе проходил семинар-совещание "День поля — 2014" с участием президента РБ Рустэма Хамитова. В честь такого великого события трактор демонтировали и привезли на выставку сельхозмашин, как памятник прошлого. Мероприятие закончилось, а на опустевшем постаменте появился чей-то самодельный плакат: "Верните трактор!". Власть поимела по этому поводу своё мнение и над трассой вознеслась статуя коровы, которая ранее вроде бы мелькала всё на том же мероприятии. Трактор же обновили и установили на «Аллее Славы» в Мелеузе. В чём смысл устроенного перфоманса - непонятно.
Да, кстати, обгон на этом мосту запрещен соответствующим знаком. В одну из декабрьских поездок 2008 года, двигаясь в темное время суток в сторону Оренбурга, я позорно нарвался на стоящих прямо под указателем гаишников с радаром. Они ловили на "свежий" знак ограничения скорости до 70 км/час.
По состоянию на январь 2017 года этот небольшой мостик на ремонте. Сооружён временный объезд, тем не менее существенных заторов транспорта тут не встречал.
Еще через пару километров перед ж/д переездом скорость будет последовательно ограничена до 70, а потом до 50 км/час. За домиком смотрителя переезда раньше частенько стоит машина из которой контролировали скорость, а также правильность пересечения ж/д путей.
Миновав капитальный железнодорожный переезд оказываемся в Зиргане. Появился он на Оренбургском тракте в 1771 году, но не как извозчичья остановка, а как пункт ремесленничества и торговли ясачных татар. Уже через три года Зирган стал большой деревней, и в его окрестностях царские сатрапы гоняли повстанцев Крестьянской войны.
Расстояние Мелеуз-Зирган: 30 километров. Нам надо вписаться в поворот главной дороги, т.е. принять левее. Все едут 60 км/час, на это есть весомая причина - гаишники. В летнее время они скрываются по правой стороне, в съездах с трассы, среди деревьев. Также их можно встретить возле АЗС "Лукойл". Если и там их нет, то могут стоять в низине возле элеватора. Бывает что просто стоят на обочине дороги, прикрывая "патрульку" остановленным за нарушением автомобилем. Гаишники также могут стоять непосредственно на выезде из Зиргана или рядом с выездом, в районе автобусной остановки.
Update от коллеги shmel79, октябрь 2009г: Часто скорость контролируется радаром не из машины, а прямо с балкона домика смотрителя. Это маленький личный гешефт местного Зирганского гайца. Практически все местные об этом знают. Он радостно несется вниз по лестнице и машет своим жезлом, благо там поворот трассы под 90 градусов и ж/д пути, машины не успевают уехать. Успевает остановить, спортсмен хренов.
В октябре 2010 года я наконец рассмотрел этого сотрудника ГИБДД РБ. В этот раз он стоял с радаром в руке прямо у шлагбаума и напряженно нес службу, глядя вдаль. Жалею, что фото не сделал. С 2012 по 2016 годы я вновь катался по уфимской трассе - но так больше и не видел этого спортсмена.
Итак, продолжаем, движение. На мой взгляд в Зиргане есть несколько мест, достойных описания:
По левой стороне дороги между АЗС "Лукойл" (упрощённая версия: кофе и бензин "ecto" уже есть, но оплата топлива - не внутри, а через окошко, а туалет на улице) и элеватором есть небольшая закусочная (снимок сделан при движении от Уфы). Кормят в этой забегаловке более-менее нормально, но без изысков.
По правой стороне трассы на выезде из города будет АЗС. Её плюсы: тёплый чистый туалет; наличие кофе-автомата и небольшого магазинчика (жидкость в бачок омывателя, соки-воды и т.д.); на улице платный автомат подкачки шин и пылесос. В октябре 2010 года на АЗС начали вредничать и закрывать туалет от посетителей.
Обновление от ноября 2012г: тёплый туалет на АЗС снова работает. Теперь в нём еще и музыка звучит.
Обновление от ноября 2014г: примерно в 5 часов утра закрываются на пересменку, в это время перерыв на 20-30 минут, заправиться нельзя.
По состоянию на 2017 год заправка принадлежит сети "Газпромнефть".
Ну и для лыже-маньяков: после выезда за знак "конец населенного пункта" с правой стороне остается гора Зирган-Тау с горнолыжным центром (подсветка трассы хорошо видна в сумерках).
Итак, двигаясь от Зиргана в сторону Салавата, минуем участок длинной 15 километров. По левому борту круглосуточное (если не ошибаюсь) кафе с красной крышей. Целевая аудитория: публика без претензий. 3-4 первых, столько же видов вторых блюд. Салаты сами не готовят, они в пластиковых коробочках. Солянка у них примечательная - густая настолько, что ложку можно практически поставить вертикально.
Уходим налево по "Главной дороге", на объездную города Салават, которая потом плавно перейдет в объездную города Стерлитамака. До Уфы - 170 км. Мимоходом заметим, что Салават был основан в 1948 году, как посёлок Новостройка в связи со строительством нефтекомбината и получил статус города в 1954 году.
Расстояние Салават-Стерлитамак - 31 километр. Примерно посередине между ними по правой стороне станет видна наполовину облысевшая гора Тратау (многие ее называют Шихан. По википедии: Шихан - (тюрк.) одиночный холм, хорошо выделяющийся в рельефе; останцовая возвышенность с правильными склонами и вершиной. На Урале шиханами называют скалистые вершины гор).
Тем не менее, пока мы катим по объездной Салавата - внимательно смотрите на проезжую часть и обочины. Видим по правой стороне высоко поднятые цистерны для подачи воды на дачные кооперативы и практически напротив друг друга две стеллы: по левому бору каменная с надписью САЛАВАТ, по левому - из металла с аналогичным текстом. В ноябре 2014 года после цистерн, на следующем повороте налево, стоял патрульный экипаж. Первый раз их тут вижу. Весной-летом тут по обочинам часто стоят машины дачников - не перепутайте.
Немного подальше, возле вытянутого над землей металлического сооружения в фирменной цветовой гамме Башкортостана с пожеланиями "Счастливого пути" - там да, очень часто видел машины ГИБДД.
Стерлитамакский район. На этом участке я обычно выключаю забор воздуха снаружи - проезжаем заводы нефтехимического комплекса "Салаватнефтеоргсинтез". Традиционно тут было спокойное место, но летом 2008 года я здесь впервые встретил гаишников. 2 экипажа успешно ловили "на скорость", незатейливо встав по обочинам трассы. О чем это нам говорит? О том, что теряем бдительность, товарищи! Кроме того, бдительность тут не стоит терять по причине возможной ловли автолюбителя на видеорадар из движущегося навстречу или в догонку патрульного пепелаца. Ну и никто не списывает со счетов старого доброго метода "прятки в кустах". Это когда машина укрывается метрах в 20 от дороги, в подходящих зарослях растительности. Чтобы успеть выбежать оттуда и махнуть полосатой палкой перед машиной, спринтером быть не надо.
Мы уже возле Стерлитамака, но прежде чем продолжить путь, ненадолго вернёмся к работе Регины Хисматуллиной:
"Вдоль тракта появились извозчичьи остановки, или ямы, военно-почтовые станции, пристани. Так, в 1735-37гг были основаны станции Толбазы, Ашкадарский, в 1764 году – пристань Бугульчан. Возникновение последней связано с доставкой илецкой соли на рынке России после введения государством монополии на торговлю солью. Гужевым транспортом везли сюда, к реке Белой, соль, всю зиму хранили в амбарах-складах, а весной с половодьем соль погружали на баржи, вывозили ее вниз по Белой-Каме-Волге на Нижегородскую ярмарку. Так продолжалось до 1766 года. В том же году поставщик соли Савва Тетюшев представил проект новой соляной пристани, облюбовав место у слияния рек Стерля, Ашкадар и Белая, близ Ашкадарского яма. Проект был одобрен и Сенат разрешил перенос соляной пристани из Бугульчан. Новая пристань была названа Стерлитамакской, что в переводе с башкирского языка означало «устье, горло Стерли».
Спустя три года губернатор Оренбурга генерал-майор Рейнсдорф подал правительству донесение о непригодности Стерлитамакского пункта для хранения соли, ибо сильное половодье постоянно разрушало соляные амбары. Но главное, быстрое уничтожение лесов для постройки барж-судов грозило гибелью бортьев-ульев башкирских пчел в этих лесах. И вот в 1770 году Сенат утвердил проект изменения по доставке илецкой соли в Нижний Новгород, пристань снова была перенесена на Бугульчан."
Съезд с объездной дороги в Стерлитамак отмечен давно закрытым стационарным постом ГИБДД, тройкой кафе (я иногда в "Елену" заходил за соком/водой) и откровенно древней АЗС с бензином исключительно плохого качества. Там же очень часто стоят гаишники: на обочине незадолго перед АЗС, на площадке напротив АЗС и на перекрестке возле закрытого поста.
В конце объезда Стерлитамака будет пологая дуга шоссе и ограничение скорости 70 км/час. Вот там в марте 2016 на обочине эффективно работал экипаж с радаром "Визир". Что я вам могу сказать? Не ловят его сигнал (частота 24,150 ГГц) радар-детекторы. Совсем никак. Даже на "пистолетных дистанциях". Дальность действия - 400 метров, но есть оптическое и цифровое увеличение, поэтому проблем с идентификацией нарушителя нет. Замер возможен только либо в попутном, либо во встречном направлении. Кроме того, радар можно использовать как с места, так и в движении (патрульный режим).
Вернёмся от неприятных новостей к дальнейшему движению. Вас ждёт АЗС и круговая развязка, на которой транспорт, следующий со стороны Уфы, пропускает нас, а потом нам уступают дорогу все те, кто движется из Стерлитамака в сторону Уфы. Там же был расположен стационарный пост ГИБДД. Интересен тем, что там похоже служили отставные кинологи. Вечно они с какими-то собаками играли. В 2011 году пост не только закрыли, но и переделали под фирменный магазин (бистро?) совхоза "Рощинский".
Сразу за постом, по левому борту, наблюдаем мою любимую точку общепита - трактир "Рощинский" (круглосуточный, без выходных и праздников). Еда, интерьер, обслуживание - всё отлично. Салаты: что фирменный "Рощинский" с ветчиной, что традиционный "Греческий" с оливковым маслом и правильным сыром - традиционно на высоте. Первое: борщ или щи готовят и подают в горшочках с шапкой запеченного теста. Солянка, сырный и другие супы - вкусны, но маленькие порции. Вторые блюда - шницель Рощинский, отбивная в яблоках и ананасах, шашлыки, фирменные блюда на гриле, люля-кебаб и т.д. Есть некоторое количество блюд попроще, но побольше объемом: плов, бешбармак, лагман. Пельмени - вкусны, но порция скромная. Туалет и гардероб расположены в цокольном этаже. Сауну и номера я как-то не разу не тестировал. Да, кстати, они принимают VISA.
Обновление от зимы 2010: размер порцией несколько уменьшился, но готовят по-прежнему вкусно.
Обновление от осени 2010: Коллега поделился know-how - если взять "двойную" солянку, то размер порции увеличивается не линейно, а по экспоненте. Проверено :)
Обновление от мая 2011: Впервые увидел, что у них появились официанты мужского пола. Впрочем, готовят по-прежнему отлично.
Обновление от ноября 2014:В 10 утра кухня вполне рабочая, официанты и охрана приветливы. Хлеб по-моему уже не самодельный. VISA принять отказались - дескать вчера пробовали принять, но связи с банком не было. Солянка по-прежнему вкусна, подаётся в чашке.
Обновление от марта 2016:Борщ в горшке, увенчаном шапкой хлеба, плов и фирменный салат - традиционно хороши. Заправка салата Цезарь - фигня какая-то, голый майонез. VISA принимают.
Обновление от января 2017:Бульон с домашней лапшой - вкусные. Пельмени - самодельные, нормальные. Салат "Рощинский" по-прежнему неплох. VISA принимают. Обслуживать стали хуже. Официантки совсем уж неспешные. С лицензией на алкоголь какая засада, моим коллегам не смогли продать пиво.
Если уйти через город направо от трассы - можно пересечь реку Белая и доехать до водопада Кук-Караук и Салаватской пещеры. Они где-то на полпути длиной дороги длиной в 141 километр до населенного пункта Кага, хребта Баштау и реки Агидель. Вот только "последняя миля" в 30 км по отзывам ОЧЕНЬ стрёмного качества.
От Стерлитамака начинается отличное широкое шоссе с разделительной и несколькими полосами в каждом направлении. Я бы добавил еще "скоростное", но не буду - действует стандартное ограничение скорости для легковых автомобилей 90 км/час. Зато никаких проблем с обгонами, гаишников в основном интересует скорость движения. Единственное, что спасает - широкий выбор "спонсоров". Впрочем, вы сразу ощутите возросшее количество автотранспорта.
Будете садиться кому-то из них на хвост - обратите внимание, как впереди идущий автомобиль проходит населенные пункты и автобусные остановки (во все времена года - излюбленные места засад гаишников). Если даже в этих особо неприятных местах не сбрасывает скорость, лучше ищите другого. Отморозков и соответствующих принципу "либо кент, либо мент" нам не надо. Он-то с гаишником договорится, а вот если вас возьмут под запись на видеорадар вторым номером (в зависимости от модификации они пишут скорости до 4 целей)? Цены на существенные превышения скорости известны. Кроме того, надо внимательно смотреть - чью скорость вам показывают на видео-радаре.
Еще пара слов об уловке гаишников, характерной для этого района. Новые радары позволяют производить замеры скорости в движении. Если вы спускаетесь к впадине между двумя возвышенностями и видите что спускающаяся вам навстречу по встречной полосе машина вдруг встала на разделительной полосе - приехали. Скорость вам уже измерили с ходу, через лобовое стекло, теперь оттуда выскочит злобный гай с жезлом и покажет на радаре вашу реальную скорость в момент спуска с горки. В общем, вдогонку меня ни разу не измеряли, а вот "в лоб" - было дело. Поверьте, ретивые стражи порядка успевают остановится на разделительной или на обочине, выскочить из машины и остановить вас.
Вообще, стоит отдельно сказать про рельеф местности. Размещение патрульного автомобиля на перегибе складки местности для контроля скорости - распространенный прием. Выглядит это примерно вот так. Снимок сделан при движении со стороны Уфы. Обратите внимание на патрульный автомобиль и на остановленные машины нарушителей ПДД. Не смотря на ширину трассы инспекторы успевают замерять их скорость издалека и останавливать, независимо от направления движения.
Еще один вариант - на снимке автомобиль ДПС виден вдалеке на левой обочине. Экипаж работает с использованием сочетания: перегиб местности + изгиб дороги.
Итак, я остановился на трактире "Рощинский". Если есть не хочется - оставляем его по левому борту. Разгоняться до сверхсветовых скоростей не советую - через пару километров по левой же стороне будет съезд с шоссе и просвет в лесополосе. Вот тут имеют привычку дежурить гаишники. Сразу за "Рощинским" есть нормальная АЗС "Лукойл", но к ней сложно повернуть - надо двигаться в сторону Уфы в поисках места для разворота. После заправки придётся возврашаться в сторону Стерлитамака, к кольцевой развязке. Этой заправкой удобно пользоваться на обратном пути, возвращаясь в Оренбург.
Соблюдая описанные выше принципы осторожно-наглой скоростной езды приближаемся к населенному пункту Подлесное. На металлической ферме перекинутой над дорогой - стационарные радары. Держим 60 км/час, пока не минуем белый знак и реку Меселька.
Вскоре по правой стороне промелькнет зона отдыха. Из "удобств" - просторная асфальтированная площадка с туалетом (всегда очень загаженный) и автобусной остановкой, поэтому там обычно пустынно. Известна тем, что зимой её чистят, а за снежным отвалами укрываются гаишники.
Не разгоняемся без "прикрытия"! Отсчитываем 2 километра - первое опасное место. Затем через 2 километра - еще одно.
По левой стороне есть несколько съездов на которых обустраиваются контролеры скоростного режима. У автора этих строк имеется печальный опыт замера скорости машины идущей первой в потоке (134 км/час) на дальности более 1 км.
Обновление от января 2017 года: между отметками 270 и 281 километр пропускная способность трассы ограничена, в связи с ремонтом. Временные знаки ограничения скорости, запрет обгона и периодические работники ГИБДД.
Мы в 279 км от Оренбурга. По правой стороне мелькнут указатель на "Кебяч", затем пруд с рыбаками, которые не переводятся в любую погоду (и даже зимой сидят!). Относительно недавно возле платного пруда построили придорожный комплекс отдыха "Нурлы". Я там не был, поэтому ничего рассказать не смогу. По левой стороне шоссе - отдельно стоящий дом и развилка, нам двигаться по главной, направо и на подъём. На правой обочине перед подъёмом в гору, часто дежурит патрульная машина.
По левой стороне - здание кирпичного завода "Кызыл Таш", впереди видна красно-белая мачта какого-то оператора мобильной связи, а под ней пара АЗС "Башкирнефтепродукт". Та, что по ходу движения из Уфы - №193. Имеем на ней: нормальное обслуживание, крытая АЗС, на удивление чистый, не вонючий, туалет и нормальный бензин.После АЗС дорога продолжает идти в гору, знак ограничения скорости - 70 км/час. Мы приближаемся к селению Толбазы. Гаишники обычно стоят на перекрестке, по левой стороне.
В 2010 году дорожное покрытие в этом месте - дрянь, но после 2014 года тут очень хороший асфальт и цветовая маркировка отбойников.
С правой стороны остается поворот на Белое озеро (28 км) и на Красноусольский курорт минеральных вод. Захотите посмотреть, имейте в виду: до Красноусольска - 45, а до курорта все 60 километров. В пути будут живописные места, пара нормальных АЗС, множество мест ограничения скорости до 60 км/час и знак STOP (за которым приглядывают районные гаишники) на железнодорожном переезде у элеватора.
295 км трассы, это следующее потенциально опасное место - автобусная остановка Кальчир (рядом с мостиком через реку Аургазы). Гаишники могут стоять прямо за остановкой или чуть дальше по левой обочине в складках местности (съезд с трассы за металлическое ограждение). Зимой 2014 года на разделительной и по обочинам поставили новые ограждения с цветными светоотражателями. Весной 2016 года здесь работал экипаж оснащённый радаром "Визир", о прискорбных ТТХ коего я уже высказался.
Проезжаем синий указатель населенного пункта "МАРС 1" и приближаемся к деревне Уксынны. Прямо за "белым" знаком кончается лесополоса и есть съезд с шоссе. Вот тут-то и стояли инспектора с радарами, пока в 2012 году знак на заменили на "синий", информационный. Тем не менее, в ноябре 2014 года патрульный экипаж стоял не доезжая деревни, но всё равно ловили на превышение скорости. В 2012 году также поменяли знаки с "белого" на "синий" в следующей по ходу деревне - Арслан.
Между вышеназванными населенными пунктами есть кафе "Юлдаш". Лагман - 90 рублей, манты - 90 рублей (ноябрь 2012 года). Пища немного недосоленная, но кормят нормально. Изжоги после еды я не ощущал. Есть существенный недостаток - туалета в кафе нет. Насколько я понял, он где-то рядом со стоянкой машин.
На 307 км трассы Р314 - знак ограничения скорости 70 км/час. По левой стороне если и будут стоять машины - не обращайте внимания, это остановившиеся у родника любители свежей воды. Раньше гаишники стояли на горе за вершиной или на разделительной полосе, там где антенно-мачтовое сооружение, но что-то их давно там не видел.
Отметка 326 км - армянское кафе "Буляк" в низине, по правой стороне от трассы. Небольшая точка обещепита (5-6 столов) с исполненным достоинства ворчливым армянином за стойкой, зато после их еды у меня не бывает изжоги. Только с уличными туалетами там осторжнее - концентрация запахов просто умопомрачительная.
Достаточно часто рядом с кафе на разделительной полосе стояли гаишники - контроль скорости в обоих направлениях движения. В марте 2016 года экипаж работал с примыкания дороги сразу за кафе.
Через некоторое время, проведенное в осторожном движении в поисках гаишных постов, по правой стороне будет ориентир - синий информационный знак указатель на поворот к населенным пунктам Сарысаз - Сады (по-моему это 337 км). Вот где-то в этом районе будут стоять долгожданные инспектора. Чаще всего на разделительной полосе маячит малозаметный одинокий инспектор, а машина где-то припрятана. Впрочем, они могут быть и чуть дальше, там где кончается лесополоса, но это более опасно для машин, двигающихся из Уфы.
Обновление от января 2017 года: от 328 километра и до Садов пропускная способность трассы ограничена, т.к. одна из сторон закрыта на ремонт. Временные знаки запрета обгона, ограничения скорости. Машины ГИБДД присутствуют.
Перед Булгаково и поворотом на Белорецк - года два назад построили кафе-мотель "Отдых". Принадлежит ИП Балаян. Рекламный плакат у них вывешен весёлый - начинается со слов "добро пожаловать шашлык". Туалет чистый, кафе нормальное, персонал - вполне адекватный.
Миновав развязку на Белорецк (эта же дорога ведёт в Тирлянский), мы совсем уж близко от Уфы (осталось всего 18 километров до КПП) проезжаем село Булгаково.
На этом месте с 1721 года существовала деревня Алмантаево (по имени старшины Алмантая Салдыбаева). В 1785 году эти земли купил статский советник Н.М.Булгаков и называться деревня стала Воскресенское (под таким названием упоминается в 1865 году). Судя по покупкам, Николай Михайлович был обеспеченным человеком - покупал вотчинные земли башкир в Белебеевском, Бугурусланском, Бузулукском и Уфимском уездах. Наследники не промотали нажитое, Булгаково (именно это название возобладало) стало родовым имением и передавалось по наследству.
Но то дела старины глубокой, а ныне перед нами - стационарные радары с видеофиксацией, вечная толпа машин и придорожный рынок. Не забудьте про ограничение скорости в 60 км/час. Над дорогой смонтирована ферма со светофорами - регулируемый перекрёсток. На рынке - множество точек продажи шашлыка, пирожков и т.п. Есть кафе на втором этаже самого ближнего к проезжей части здания. Без изысков: растворимый кофе, выпечка, еда и т.д. Осенью 2012 года останавливался в ближнем к дороге кафе на первом этаже. Посуда - одноразовая, но кормят вкусно. Самса, чай и свежие щи = 100 рублей (ноябрь 2012 года). Туалета в здании нет - нужно идти чуть дальше, к рынку.
Сразу после села - речка Уршак. Проезжаем отметку 344 км и указатель поворота на Искино. Осторожнее. По окончанию металлического ограждения есть съезд на проселок и шикарные кусты. Да, бывало стояли и тут.
Проехали очередную развязку. По левой стороне остается аэропорт (2 километра от трассы).
Обновление - апрель 2010 года:Новая система вьезда на территорию аэропорта, подобная московскому Домодедово и екатеринбургскому Кольцово - с повременной оплатой. Первые 15 минут - бесплатно.
Стоимость платной стоянки на 1 сутки выросла со 100 до 200 рублей. Используемый прежде вариант со стоянкой слева от въезда не проходит - там теперь только служебные автомобили. Охранники больше чем на сутки брать машину на неё боятся.
Оставить машину можно и на бесплатной парковке перед административным зданием, но там мало мест и никаких правил хорошего тона. Машину запросто могут подпереть другой.
Обновление от мая 2011: Система сбора денег за место под солнцем не работает. Парковка абсолютно бесплатна везде кроме маленькой стоянки с синей конурой на въезде. Цена 1 суток - 200 рублей для всех категорий машин, даже для служебных.
Обновление от ноября 2012: Парковка снова платная. Теперь про аэропорт. Въезд для высадки пассажиров на территорию аэропорта - платный (первые 15 минут бесплатно). Длительная стоянка - 200 рублей за сутки, предоплата за трое суток. В осенние месяцы свободных машиномест - полно. Летом - бывает и так, что свободных мест на этой парковке нет, их бронируют заранее. Есть бесплатная стоянка - засыпаный щебнем участок поля за АЗС, но чтобы найти там свободное место надо покататься, нарезая круги между рядами. Да, кстати, на этом поле есть пара достопримечательностей: контейнер автомойки и стоянка автобусов.
Обновление от ноября 2014: Бесплатная парковка на щебне - закрыта, её выровняли и закатали асфальтом. Судя по киоскам, уже установленным на выездах с неё - сделают платной. А вот схема движения по территории аэропорта не изменилась - первые 15 минут бесплатно. На длительную парковку в этот раз не заходил, действующих цен не знаю.
Если же вы не ушли по развязке на аэропорт, то поднимаемся на виадук. Раньше тут на разделительной полосе висел любимый знак "Обгон запрещен", но потом его заменили на знак ограничения скорости "60". После спуска будет перекресток, регулируемый светофором. До Уфы - 16 км, а на правой обочине очень часто стоят гаишники. Они же часто стоят на правой обочине в районе автобусной остановки у следующего светофора. Ориентир: ярко-желтый плакат, объявляющий начало аварийного участка протяженностью 1 км и информирующий о количестве погибших и раненных тут за отчетный период.
Из достопримечательностей на подъезде к Уфе традиционно интерес у проезжающих вызывают гранитные столбы в районе КПП (внимание - на подъездах к Уфе ведётся контроль потока с помощью видеокамер ), а также фигуры медведей и лося по левой стороне трассы и оленя - по правой.
Обновление от 2010г: стационарный пост на вьезде в Уфу, равно как и все прочие посты по Р-314, закрыт.
На въезде в Уфу - вид открывающиеся с моста через реку Белая (в этом районе скорее всего будут гаишники - контроль лимита в 40 км/час). Раньше местные гаишники хулиганили на этом отрезке: включали в плотном потоке сирену и люстру на патрульной машине. Пока ищешь "окно" куда свалить из полосы - тебя уже останавливают, как грубого нарушителя ПДД. С осени 2008 года появилось новшество: мобильные видеокамеры контроля скорости, устанавливаемые на профилях ограждения дороги. Где-то поблизости место, с которого за ней присматривает дежурный экипаж. Камеру заметить достаточно трудно, даже зная что на этом участке она должна быть. Однако вскоре они исчезли и после 2010 года их не было заметно.
Еще одна фишка уфимских гаишников - следить за остановкой автомобилей на вросших в асфальт рельсах подъездных путей (пересекающих проезжую часть) предприятий города. Расценивается, как грубейшее нарушение правил проезда железнодорожных переездов. Никого не волнует, что ты не успел проехать перекресток или остановился вынужденно, а составы тут со времен последней пятилетки не ходили. Со всеми вытекающим последствиями.
Резюме: При соблюдении разумных мер вполне возможно проехать по Р-314 туда и обратно без штрафов.
p.s. Когда об этом говоришь башкирским гаишникам - те усмехаются и говорят: "Просто тебе повезло".
Вернуться к оглавлению раздела
На главную страницу
Создано 08/05/2008
Обновлено 27/01/2017