Оренбург - озеро Банное (маршрут через Тюльган, Троицкое, Назаркино, Ямашлинское водохранилище, Зилаир, Юлдыбаево)


Эта страница появилась после того, как в августе 2005 года я в первый раз опробовал автомобильный маршрут в южную часть Башкирии, на Зилаирское плато. В пользу "тюльганского" варианта говорила протяженность грейдерных участков - всего 6 километров. Примерно в 2012 году объезд села Троицкое закатали асфальтом, от грейдера остался лишь кусок в несколько километров между Троицким и выездом на автодорогу Р-361.
Таким образом, сравнение было явно не в пользу "саракташского" варианта, где нужно было пылить по грейдеру более 20 километров. Слово "было" здесь вполне уместно - в 2017 году дорогу наконец-то покрыли асфальтом. От грейдера остался небольшой участок на стыке Оренбургской области и Башкирии. Учитывая новизну дорожного покрытия и выигрыш примерно 30 километров пути, маршрут через Саракташ снова обрёл смысл.
Изначально я рассказывал только о том, как добраться до Ямашлинского водохранилища (тогда ещё малоизвестного места отдыха). Затем, по мере освоения автодороги Р-361 Сибай - Зилаир - Ира (210-ый километр трассы Р-314 "Уфа-Оренбург"), страница пополнялась информацией и фотоснимками из окрестностей Зилаира, Юлдыбаево и т.д. В декабре 2014 года я проехал несколько дальше, до озера Банное, расположенного западнее Магнитогорска. Вот об этом, собственно, и рассказано ниже по тексту.

Выезжаем из Оренбурга по направлению на Уфу. (Осенью 2013 года мост через Сакмару в районе Татарской Каргалы разобрали и начали строить новый, объезд через улицу Терешковой, выезда на Самарскую трассу и далее, через совхоз имени Ленина). Проезжаем Майорское и поворот на Сакмару. После того как проедем реку Янгиз и село Марьевка видим стационарный пост ГИБДД с весовой платформой для грузового автотранспорта (раньше измеряли скорость прямо из окна здания), на развилке после него уходим направо. Проезжаем село Октябрьское. Опасные места: на въезде, за стеллой с названием населенного пункта; съезды с трассы "Оренбург-Уфа", прикрытые кустами; АЗС в середине населенного пункта. Последние годы местные гаишники переместились на трассу Оренбург-Казань, поэтому в самом Октябрьском их сейчас можно встретить редко. Чтобы быть в курсе новостей с этого участка, заходите на мою страницу Трасса Р-314 ''Уфа-Оренбург''.

Въезжаем в Муропталово. По правой стороне дороги будет двухэтажное здание закусочной, совмещенной с автосервисом. Сразу за ним поворачиваем на право и покидаете автодорогу Р-314 "Уфа-Оренбург". В этом месте могут стоять внимательные гаишники. Лично наблюдал случай развода на лишение прав по теме "выезд на полосу встречного движения через сплошную линию" за то, что при выполнении поворота, водитель задним колесом заехал на сплошную линию разметки. Особые приметы для контроля правильно выполненного поворота: асфальт становится хуже, а через сотню-другую метров - два железнодорожных переезда, расположенных с небольшим интервалом. Между ними - обгон запрещён. Не попадайтесь - сплошная линия прерывается в местах примыкания съездов с дороги, разметка соответствующая. В этом месте частенько стоит патрульная машина (ловят на соблюдение правил проезда жд переездов + обгон). Дорога заметно улучшится, когда вы, продвигаясь в сторону Тюльгана, опять пересечете границу Оренбургской области.

Тюльган

Просторы Тюльганского района

Участок Тюльган-Троицкое

Поля подсолнечника

Попав в Тюльган, оставляем с левой стороны АЗС и поворот на отделение ГИБДД. Внимание, скорость практически везде ограничена знаками до 40 км/час. Едем по этому населенному пункту до поворота главной дороги направо. Ориентир - сразу после правильно сделанного поворота с левой стороны будет большая платная автостоянка. Никуда не поворачивая, едем по главной дороге до самого выезда из города. Можно конечно, и через сам Тюльган проехать, но смысла в этом нет никакого. На выезде будет еще одно неприятное место, где можно пополнить коллекцию квитанций штрафов за превышение скорости. Впрочем, последние несколько лет я их на выезде ни видел.

Троицкое

Проехав мимо Ивановки, попадаем в Троицкое. Перед селом развилка дорог, нам правее, по главной, объезжая Троицкое. Вскоре асфальт кончится и вы выходите на грейдер, двигаясь в сторону Башкирии. Примерно 8 километров нормального укатанного грейдера. Иногда его могут разбивать трактора, тогда имеем тряску на гребенке. Бывает, что его обновляют, тогда машина может плавать по толстому слою присыпки мелким щебнем. По осенней распутице будет грязновато, но не скользко.
В самом конце будет крутой склон (редко но, бывает что на нём машины улетают с грейдера). Спускаемся, притормаживая двигателем и не имеем проблем, кроме башкирских гаишников. Они могут либо стоять на склоне, записывая на камеру траекторию поворота с асфальта дороги Р-361 (участок Мраково-Исянгулово), либо поставить машину прямо на повороте. Полагаю, понятно, что проблем при выезде на дорогу у вас не будет, а вот определенные риски на обратном маршруте (движении из Башкирии в сторону Оренбурга) всё-таки есть.
В последнем случае они изображают собой виртуальную сплошную линию, разделяющую полосы движения (на грейдере!!!). Грейдер там широкий, при подъезде не всегда понятно - стоят они на обочине или просто остановились перед Т-образным перекрёстком. Вот тут и начинаются разводы на деньги/лишение прав с пересечением воображаемой "сплошной линии". Это многолетняя ловушка. Достали.
В любом случае, выезжая на асфальт, мы поворачиваем направо, на Исянгулово. Где-то в 2008-2010 годах ещё одна забава была у местных служителей ГИБДД - поставить знак, требующий ограничения скорости движения до 20 км/час и дежурить с радаром вдоль зоны его действия. Иногда они пристраивались сзади к сбившимся в колонну автомобилям, еле ползущим по дороге, в зоне такого ограничения - подкарауливали "отбившихся от стада", т.е. решившихся на обгон.

Ямашлинское водохранилище (Башкирия)

Эмблема фестиваля электронной музыки "o2Fest" на одном из горных склонов (проходил на Ямашлинском водохранилище летом 2010 года)

Итак, после правильно выполненного поворота вы окажетесь на трассе Р-361 "Сибай - Зилаир - Ира" и, вскоре, покажется деревня Назаркино. Никуда не сворачивая, едем по асфальтовой дороге средненького качества. По левой стороне неподалёку будет петлять река Большой Ик. Через 13 километров по правой стороне будет АЗС (расположена у подножия Аютовских гор) и развилка возле неё. Направо - на грейдер к Аютово, на Бурунчу, и далее к селу Саракташ (вам туда не надо, тот путь на Оренбург включает в себя участок из 32 км грейдера). Налево, через 5 километров будет районный центр Исянгулово.
Типичные места засад на башкирском участке описываемого маршрута :
- Перед Исянгулово, возле АЗС (неподалеку от въезда в Башкирию со стороны Саракташа) - тут мой товарищ как-то попадался на аналогичную разводку с патрульной машиной "в роли разделительной полосы";
- "Т"-образный перекресток в районе деревни Тазлар (поворот на Кувандык, но туда ездить не надо - дорога очень плохая) - часто стоят патрульные машины;
- Изгибы трассы с ограниченной видимостью и знаками ограничения скорости 50 км/ч - сейчас тут ставят камеры, а не патрульных;
- Контроль скорости в нижней точке перепада профиля дороги в населенном пункте Сосновка (ограничение 60 км/ч) - редко.

Минуем по главной дороге, никуда не сворачивая, Исянгулово (ограничение 60 км/ч). Если что-то забыли купить, то правой стороне не доезжая мечети, будут магазины (продовольственные). На выезде из села (контрольная проверка: вы должны ехать в сторону Зилаира) я только один раз за множество лет видел гаишников. Едем по красивой дороге по предгорьям. Минуем, не заезжая, Тазлар и другие деревни. В районе Тазларово - нормальная АЗС сети "Salavat" с тёплым туалетом.
Практически напротив неё - поворот налево, к базе отдыха Омшаник. Достопримечательности базы: конюшня и горнолыжный центр с двумя подъемниками. Малый подъёмник - 170 метров. Большой работает на 2 трассы: "синюю" и "черную".
Вскоре после Тазларово есть асфальтированный съезд с трассы направо, это и есть поворот на Кувандык. Дорога по территории Башкирии - приемлимого, а дальше - очень плохого качества (дорожное покрытие после 2010 года несколько улучшено). Двигаемся мимо этого поворота, наслаждаемся изгибами дороги и окружающими видами.

Ямашлинское водохранилище

Прибыли в Кугарчи. Кстати, вершина южнее деревни это гора Зыряттау (верхняя точка - 416 метров). Проехав деревню, притормаживаем возле знака конца населенного пункта. Сразу за ним есть съезд на обочину, спускаемся по нему. Видим единственную проезжую грунтовку, упирающуюся в брод.

Спуск с дороги

Спуск с дороги

Брод

Брод

Плотина

Плотина

Форсируем речку Ямашла и продолжаем ехать по единственной доступной полевой дороги. С левой стороны - ручей, с правой - гора, поросшая деревьями. Через пару сотен метров упираемся в шлагбаум и самодельный знак "Проезд запрещен". Оставляем машину и идем к поварихам на кухню кафе, расположенного на плотине. В обмен на ХХХ рублей (такса меняется, в 2005 году была 100 рублей) они пропустят вас на заветный берег Ямашлинского водохранилища. Если вы приехали не с ночевкой, то можно не платить денег и встать на берегу, возле трассы или на прилегающей к кемпингу автостоянке. Пройти в зону отдыха можно совершенно бесплатно пешком. Перекусить - в кафе на плотине. Бани (периодически исчезают, потом возрождаются) и шашлыки на продажу имеются на обоих берегах водохранилища. Уникальные обьекты в зоне отдыха на закрытом для проезда южном берегу: тень от деревьев, огромные муравейники, туалет, мусорные баки и ручей с водой.

КПП

КПП

Брод

Гостиница и стоянка

Баня

Баня

Обновление от 08.07.2017. Вымогательство денег на Ямашлинском водохранилище. После того, как вы оплатите в кемпинг проезд в зону отдыха, пропорционально количеству палаток и автомобилей (800р за 1 палатку и 1 машину), вас пропустят на берег, но... Метров через 50 вы уткнётесь в давно натянутую колючую проволоку, огораживающую частную территорию. Возвращаетесь к охране - те удивляются, мол вчера ещё ничего не было, помогают отодвинуть преграду и исчезают. Стоим вам проехать и выбрать место - появится интернациональный коллектив из трёх местных жителей с ножами изрядного размера. Это "охранники" частной территории. Вот тут пожалуйте либо ещё 300 рублей (такса меняется пропорционально количеству палаток и автомашин), либо проваливайте вон "проклятые нарушители Конституции", позарившиеся на чужую собственность и повредившие ограждение.

Ямашлинское водохранилище (Башкирия)

Восточная часть водоёма 30.12.2013

Ямашлинское водохранилище (Башкирия)

Это же место, октябрь 2006 года

Ямашлинское водохранилище (Башкирия)

Вид с Р-361 "Сибай-Зилаир-Ира"

Ямашлинское водохранилище (Башкирия)

Средняя часть водохранилища, лето

Ямашлинское водохранилище (Башкирия)

Это же место - зимний вид

Ямашлинское водохранилище (Башкирия)

Вид с Р-361 "Сибай-Зилаир-Ира"

Ямашлинское водохранилище (Башкирия)

Западная часть водохранилища

Ямашлинское водохранилище (Башкирия)

То же место, но зимний вид

Ямашлинское водохранилище (Башкирия)

Вдали - плотина и кемипнг

Осенью водохранилище может выглядеть по-разному. Ниже - две серии снимков: октябрь 2006 и октябрь 2012 годов. Хороший ответ рассказчикам про 25-ти метровые глубины Ямашлинского водохранилища. В августе 2005 года, вернувшись из Крыма, я повёлся на эти сказки и попытался "промочить жабры" в глубинах Ямашлы. Ничего интересного из этой нырялки не получилось, разве что скупой отчёт и отметка в лог-буке.

Ямашлинское водохранилище (Башкирия)

Октябрь 2006 года

Ямашлинское водохранилище (Башкирия)

Баню на зиму закрывают

Ямашлинское водохранилище (Башкирия)

Водохранилище наполнено водой

Ямашлинское водохранилище (Башкирия)

Октябрь 2012 года. На дне.

Ямашлинское водохранилище (Башкирия)

Вдали видны плотина и кемпинг

Ямашлинское водохранилище (Башкирия)

Вода почти вся спущена

Подъём на Зилаирское плато (Семиколенка)

Если не уходить с трассы Р-361 к водохранилищу, а ехать, никуда не сворачивая, то у вас впереди будет примерно 60-70 километров дороги до районного центра Зилаир. Не смотря на череду подъемов и спусков, эта узкая асфальтированная лента дороги - одно из самых красивых мест на Южном Урале. Одна из достопримечательностей этого участка - подъём на Зилаирское плато. Дорога изгибаясь идёт в гору, вы медленно поднимаетесь по ней с 236 до 500 метров над уровнем моря.

Начало подьёма на перевал


Начало затяжного подъёма (стоп-кадр из старой видеозаписи)

Затяжной подъем на Зилаирское плато (примерно 4 км)

Вид на ущелье

Затяжной подъем на Зилаирское плато (примерно 4 км)

Вид с обзорной площадки

Местные называют это место Семиколенка. Насколько я знаю, это название старой дороги, которая раньше шла южнее нынешного подъёма на плато - от Худабандино до деревни Верхняя Казарма. Судя по карте, она действительно имела семь колен :)
В верхней точке подъёма есть несколько широких площадок, на которых можно безопасно остановиться. К сожалению, возможностью сделать привал, пользуются не только адекватные люди, но потомки незабвенных "Киса и Ося были здесь". Поэтому, местами, скалы основательно изрисованы краской.

Верхняя Казарма - Бердяш - Сосновка

Трудно сказать что-то оригинальное об этом участке, разве только предупредить, что на нём хватает затяжных спусков и подъемов, а лесистая местность, ограничивает видимость.К счастью, на форуме История Оренбуржья я наткнулся на крайне занятный материал - заметки о путешествии по этим же местам в конце XIX века. Администратор форума Сергей Раковский (никнейм Tectit) любезно дал согласие на цитирование этого, безусловно, редкого материала. Спешу поделиться найденным.

Местность в районе деревень Верхняя Казарма - Бердяш - Сосновка (Зилаирское плато, Башкирия)

Местность в районе
Верх.Казарма - Бердяш - Сосновка

Местность в районе деревень Верхняя Казарма - Бердяш - Сосновка (Зилаирское плато, Башкирия)

Местность в районе
Верх.Казарма - Бердяш - Сосновка

Местность в районе деревень Верхняя Казарма - Бердяш - Сосновка (Зилаирское плато, Башкирия)

Местность в районе
Верх.Казарма - Бердяш - Сосновка

"Дорога идёт сначала богатыми пойменными лугами, влево от неё виднеется дер. Аскарова, с прекрасным зданием волостного правления 1-й Усерганской волости Орского уезда, 1-го земского участка, vis-a-vis с которым стоит хороший, просторный дом школы. Далее дорога пролегает через перевалы Уральского хребта в дер. Кугарчи, расположенной в красивой местности при р. Емагиле, по которой весною сплавляется россыпью дровяной лес. Вдали, красивой лентой, между скалистых гор, извивается р. Сурень, бывшая мать-кормилица лесопромышленников. По дороге встречались нам деревни и хутора переселенцев, преимущественно раскольников, не пьющих водки и живущих весьма зажиточно."

Рельеф дороги в районе деревень Верхняя Казарма - Бердяш - Сосновка (Зилаирское плато, Башкирия)

Рельеф дороги в районе
Верхняя Казарма - Бердяш - Сосновка

Местность в районе деревень Верхняя Казарма - Бердяш - Сосновка (Зилаирское плато, Башкирия)

Местность в районе
Верх.Казарма - Бердяш - Сосновка

Местность в районе деревень Верхняя Казарма - Бердяш - Сосновка (Зилаирское плато, Башкирия)

Местность в районе
Верх.Казарма - Бердяш - Сосновка

"От Кугарчей до бывшего медеплавильного Преображенского завода дорога идёт всё время в гору, местами возле таких глубоких обрывов, что ранее ездить было опасно, но теперь, благодаря заботливости г. земского начальника 1-го уч. Орского уезда, везде сделаны перилы. Там и сям встречаются башкирские и русские деревни. В с. Бердяш есть школа и церковь, в которой священником чувашин, житель этой же деревни и, как после передавали, человек хороший. Вся дорога пролегает по замечательно живописным местам, от которых глазу трудно оторваться, но глядя на толстые пни, стоящие у дороги, невольно рождается вопрос: чем вызвана была необходимость сгубить эти вековые гиганты? Зачем было допущено истребление таких дорогих богатств края, для которых нет уже возрождения? Хвойные леса истреблены дотла, а на месте их растёт кривая, изуродованная глубокими снегами лиственная поросль."
К сожалению, автор укрылся под псевдонимом "ОО" и личность путешественника мы врядли сможем установить. Опубликованы эти путевые заметки в "Оренбургских губернских ведомостях" за 19 и 22 января 1897 года под общим названием От Оренбурга до Верхнеуральска.

Зилаир

Если вам интересна история села - заходите на сайт Администрации Зилаирского района, раздел "О районе". Там же изложена (многократно повторяющеся в самых разных источниках) легенда о братьях Твердышевых. Мол, около Симбирска (или где-то в другом месте), пришлось Петру Первому переезжать через Волгу. Три брата (Иван, Яков и Петр) были гребцами на лодке царя Петра Первого. Неизвестно какое уж там общение было с гребцами у царя-реформатора, но как-то выделил и оценил он их. Предложил им последовать примеру Демидовых - ступайте на Урал, занимайтесь производством металла, а в ответ на жалобу о нехватке денег, велел выдать им 50 рублей стартового капитала.
В оборот эту легенду запустил князь Петр Долгорукий (1816-1868). Его книга "Memoires du prince Pierre Dolgoroukow" была написана (на французском языке) в 1867 году, лет этак на 150 позднее описываемых событий. Да ещё и издана в эмиграции, в Женеве, вдали от "первоисточников" (выгнали князя за пределы империи за критику Александра II). Поэтому достоверность легенды несколько сомнительна :) Первое русское издание "Записок" датируется 2007 годом и в настоящий момент книга доступна к покупке на Озоне.

Тем не менее, достоверно известно, что братья Иван и Яков Твердышевы вели торговую деятельность в Оренбургском крае. Затем они начали брать на себя и разные подряды и поставки для казны. Заработанная репутация позволила Ивану Твердышеву получить медноплавильный завод близ Табанска. 16 апреля 1744 года Сенат распорядился передать Воскресенский завод для возобновления Твердышеву и "заключить с ним контракт с надежными поруками по указу". Стоит отметить, что, ранее, этот завод безуспешно пытался прибрать известный промышленник А.Демидов. Ходатайство же Ивана Твердышева, не имевшего на тот момент никакого опыта в производстве металлов, поддержал перед Берг-коллегией сам основатель и первый губернатор Оренбургского края Иван Иванович Неплюев. Возможно сыграло роль и обязательство Твердышева "уплатить казне 565 рублей 79 и 3/4 копейки, издержанных Кирилловым на устройство завода и сделать более чем на 21 тысячу рублей уступки при поставке провианта для Оренбургской комиссии против казанских подрядчиков".
Вообще, с этим Воскресенским казённым заводом, история очень странная. Во-первых, его постройку за счет казны, начал осенью 1736 года наместник края Кириллов, но через несколько лет завод уже был оставлен. Во-вторых, вместо возобновления работы единственного в крае медноплавильного завода, Твердышев начал строить другой, в 90 верстах, на более удобном месте. Новый завод на реке Торе, (впадает в р.Белая) также был назван Воскресенским. Первый металл был получен в 1745 году.

Что думали братья по этому поводу - неизвестно, но уже через 5 лет, 31 июля 1748 года Сенат разрешил Твердышеву "яко уже известному в тех делах опробованному человеку на речке Урман-Елаире новый завод строить позволено". Обратите внимание, это название реки (переводится как Лесной Зилаир) использовалось, чтобы отличать её от реки с названием Крепостной Зилаир. Назвали завод Преображенским, поскольку он был заложен 19 августа 1748 года (по новому стилю), в канун праздника Преображения Господня. Отсюда и название поселения, возникшего при заводе.

В завершении рассказа о районном центре добавлю цитату из Википедии: 19 января 1925 года на 3-м съезде Зилаирского кантонного Совета было принято постановление о переименовании села Преображенский Завод в город Зилаир. Позже в сентябре 1925 года административная комиссия БашЦИК по районированию БАССР обращается во ВЦИК с просьбой утвердить данное постановление, однако 8 октября 1925 года получает отказ в предоставлении статуса города.

Утёсы у Зилаира (Зилаирское плато, Башкирия)

Утёсы у Зилаира

Утёсы


Утёсы у Зилаира

Утесы - 3


Утёсы у Зилаира

Снова вернёмся к цитированию путевых заметок "ОО" опубликованных в "Оренбургских губернских ведомостях" за 19 и 22 января 1897 года: Но вот показался и Преображенский завод, принадлежащий г. Охотникову. Он стоит на высоком полугорье, внизу течёт р. Зилаир. Производство меди давно прекращено, здания фабрики разрушены. Южная часть селения окаймлена крутыми, отвесными скалами, с кой-где поросшими соснами, внизу этих скал извивается быстрый и чистый Зилаир – вид очаровательный.
Днём климат умеренный, но вечера и ночи сыры и холодны, так что даже среди лета по вечерам приходится прибегать к тёплой одежде. В заводе есть церковь, довольно значительный базар с постоянными лавками, много хороших купеческих домов. Есть больница, которая помещается в собственном доме, приобретённом в 1895 г. Вообще это большое село отличается хорошими постройками. В Преображенском, кроме администрации экономии, живёт врач, становой пристав, акцизный сборщик, а летом приезжают на отдых жители Оренбурга.
Завод этот был основан первым пионером горнозаводского дела г. Твердышевым; потом переходил из рук в руки и за весьма недорогую цену приобретён г. Охотниковым. В заводе этом много опустелых домов, прежние обитатели которых, с прекращением заводских работ и вследствие плохого урожая хлеба, перешли на башкирские земли. Хлеб в окрестностях Преображенского завода родится плохо, не успевая вызревать – от ранних морозов. В заводе этом была, как известно, стоянка Пугачёва и его буйной и разноплеменной шайки, к которой присоединилось много заводских крестьян.


Источник: Форум проекта История Оренбуржья

Спасо-Преображенская церковь

Итак, если вы въехали в Зилаир, то после дорожной развязки с круговым движением, следуем по дорожному указателю. Едем не спеша - вам откроется вид на поросшие соснами красивейшие утёсы. Спускаемся вниз, в село. С правой стороны - на обрыве стоит Спасо-Преображенская церковь (построена в первой половиной XIX века), а с левой - будет поворот на грунтовку.

Районный центр Зилаир (Зилаирское плато, Башкирия)

Композиция на въезде в Зилаир

Районный центр Зилаир (Зилаирское плато, Башкирия)

Спасо-Преображенская церковь

Для того чтобы рассказать о Спасо-Преображенской церкви, мне придётся процитировать текст, взятый со страницы Спасо-Преображенская церковь (с. Зилаир) - Православные лики России: "Сведения о времени строительства первой церкви в с.Преображенском несколько разнятся. Так, Н.Чернавский указывает дату 1761 г.; по данным П.И.Рычкова, деревянная церковь Преображения Господня существовала при заводе уже в 1760 г. Сохранилось упоминание о том, что во время владения П.Гусятниковым заводом (после 1789 г.) была построена деревянная церковь и рядом с ней часовня. По-видимому, речь идет о строительстве второй церкви – вместо сгоревшей, или пришедшей в ветхость первой.
Между 1837 и 1846 гг. (точная дата не установлена) хозяином завода становится М.В.Пашков. В период его владения (М.В.Пашков умер в 1863 г.) и была построена каменная церковь, дошедшая до наших дней. Стилевые признаки позволяют датировать ее первой половиной XIX в. Большую роль в обустройстве храма сыграла сестра М.В.Пашкова, имя которой не упоминается. Ею были приглашены художники, расписавшие интерьер, создан церковный хор. Центральный колокол, весом 246 пудов, был отлит на заводе местными мастерами.
После закрытия церкви в 1961-62 гг., ее помещения использовались для различных нужд. Последнее время здесь располагался кинотеатр. В 1990 году здание передано общине верующих.
"

Преображенский медеплавильный завод

Проезжаем по грунтовке под знак "Проезд запрещен" и останавливаемся на площадке возле плотины Зилаирского водохранилища. Старинные развалины возле нее - это и есть бывший Преображенский медеплавильный завод.
Даже по фотоснимкам можно оценить, насколько удачно выбрано место в узости быстрой реки. Потребовалось сооружение плотины длиной всего 27 сажен в основании, тогда как на других заводах приходилось сооружать плотины длиной 200 и более сажен. Медная руда доставлялась или из Баймака или с Каргалинских рудников. Топливо (берёзовые дрова) - в 10-15 верстах. Белая огнеупорная глина находилась в 35, боровой камень - в 7, песок - в 20, известь - в 45 верстах от завода. Вывоз готовой продукции также не представлял больших трудностей.
Для обеспечения завода рабочей силой Иван Твердышев и муж его сестры Иван Мясников-Пустинников, купили около 130 дворов крепостных крестьян из Симбирской, Вятской и других губерний центральной России. Полагаю, тут будет уместно процитировать наблюдение из более поздних времен. Путешественника Лепехин отмечал: "На каждом заводе (Твердышева) учреждены для малолетних училища, где обучают российской грамоте, и по успехам их определяются в разные заводские отменные должности".
Таким образом, для строительства завода были созданы все условия: источник дешёвой энергии (течение реки в узком русле), сырье - доступно, человеческие ресурсы - в наличии, а отгрузка готовой продукции не вызывала проблем.

Преображенский медеплавильный завод

Главный въезд

Лестница

Тогдашний начальник отдела кадров, о котором я уже упоминал выше - промышленник Иван Борисович Твердышев, выписал мастера для строительства медеплавильной печи. Сохранилась легенда о том, какое вознаграждение получил мастер за свой труд. Во всяком приличном предании обычно говорится, что после подписания акта выполненных работ наемных работников ослепляли, отрубали им руки и принимали иные меры для предотвращения незаконного копирования объекта творчества. Я всегда подозревал, что это было связано не столько с желанием отстоять и защитить авторские права в веках, сколько с заурядной жадностью заказчика. Но эта легенда - добрая, в ней говорится, что за хорошую работу печеустроитель был награжден не только золотом, но и фамилией. Хозяин сказал: мол, я - боярин, а ты будешь "полубоярин". Так мастер стал Полубояровым.

Эта история также сомнительна, как и легенда от П.Долгорукого. Во-первых, вызывает сомнения тот факт, что "лица боярского происхождения", трудились в Симбирске гребцами. Во-вторых, на сайте администрации Зилаира доступна статья "Основатель Преображенска. 265-лет Зилаиру", в которой есть информация о происхождении основателя поселения. Борис Твердышев три года выбирался бурмистром Симбирской ратуши. Бурмистры появились в результате реформы управления русских городов, которая была затеяна Петром Первым в 1699 году, после возвращения из-за границы. Царь стремился уйти от воеводского правления городами и методом проб и ощибок с 1699 по 1728 годы искал свои способы управления. В контексте рассказа о Твердышевых нам достаточно знать, что с 17 ноября 1699 года Бурмистерские палаты, переименовали в Ратуши и то, что бурмистры выбирались ежегодно на годовой срок. Их основной обязанностью был контроль за сбором податей. На этом поприще Борис Твердышев успеха не добился и даже задолжал казне 1166 рублей 35 копеек. В общем, капиталов городской служащий не нажил, зато в семье были три сына и дочь. Так что из мещан были братья Твердышевы, а не из привилегированного сословия.

Оставим же предания старины глубокой и обратимся к производственными показателям. Первая плавка состоялась 18 сентября 1750 года. Всего на заводе, до его закрытия в 1884 году, выплавили свыше миллиона пудов меди. Вообще, после ввода в строй шести металлургических заводов, компания Твердышевых заняла первое место в России по количеству выплавляемой меди (среди частных промышленников). В среднем с 1769 по 1772 год они давали 22,8 процента общероссийской выплавки меди. Таким образом, роль Ивана Твердышева и Ивана Мясникова в освоении горнорудных богатств Южного Урала, сопоставима с ролью Демидовых, осваивавших Средний Урал. За заслуги перед Отечеством Екатерина II пожаловала Твердышеву и Мясникову чин коллежского ассесора (место VIII класса в Табели о рангах, соответствовало воинскому званию майор). До 1845 года этот чин давал потомственное дворянство, затем — только личное.
После закрытия завода, действительный статский советник Охотников купил Преображенское заводское имение. Основной доход новому владельцу приносила переработка леса на продажу. Лес продавался местному населению, а также лесопромышленной компании купца Чистозвонова, которая сплавляла его по рекам Сурень и Зилаир в г.Оренбург (видимо далее сплав осуществлялся по Сакмаре).

Кроме того, уже в конце XIX века, был известен основной экономический постулат современной нам российской экономики, который гласит: "Зачем что-то делать, когда можно тупо сдать площади в аренду?" Земельных наделов у бывших горнозаводских крестьян было крайне мало (всего 700 десятин на 375 дворов). Этим и пользовался господин Охотников, сдавая "в денежную аренду" бывшим горнозаводским крестьянам пахотные, сенокосные и пастбищные угодья.
В начале XX века, завод на некоторое время возобновил производство меди. Сохранились сведения о том, что в 1912 году на Преображенском заводе тайного советника В.Н.Охотникова было 50 человек рабочих, занимающихся выплавкой меди.

Позже на этом месте устроили мельницу, а еще позже, в годы Советской власти - механические мастерские. Текущее состояние вы видите на фотографиях. Добавлю, что Постановлением №390 Совета Министров Башкирской АССР от 19 июля 1976 года здание Преображенского завода отнесено к памятникам архитектуры.

Преображенский медеплавильный завод (Зилаир, Башкирия)

Внутри заводского здания

Преображенский медеплавильный завод (Зилаир, Башкирия)

Кладка и арочные окна

Преображенский медеплавильный завод на реке Зилаир (Башкирия)

Река Зилаир

Некоторое представление о заводе могут помочь составить планы и схемы, размещенные на форуме Зилаир.Ру. На этом же сайте в разделе "Из истории строительства южноуральских заводов" размещена следующая информация о промышленном прошлом Зилаира:
ПРЕОБРАЖЕНСКИЕ КОЖЕВЕННЫЕ ЗАВОДЫ
Во 2-й половине XIX века в с. Преображенское (см. с. Зилаир) существовало 9 кожевенных заводов , 6 из которых действовали еще в начале ХХ века. Они располагались на правом берегу р. Зилаир. Оборудование каждого из них составляли 18 зольных, кисельных и дубильных чанов ёмкостью до 50 кож крупного рогатого скота. Сырьё покупалось у местного населения. Дубильное вещество (корьё), необходимое для выделки кож, получали из высущенной дубовой или тальниковой коры на толчее, сооруженной недалеко от Преображенских кожевенных заводов. На её месте к настоящему времени сохранился небольшой вал плотины. Выделывались различные сорта кож: юфть, хром, шевро и др. На заводах использовался вольнонаемный труд, оплата труда была сдельной. Мастеровые получали дополнительный оклад, им также предоставлялись отдельные дома около завода. Преображенские кожевенные заводы с прилегающими к ним домами образовали поселок Кожевня (ныне ул. Заречная с. Зилаир) Известны имена заводовладельцев Д.С. Иванова, братьев Л.С. и П.С. Ивановых, Ф.Н. Мамыкина, Л.О. Чекалова. Некоторые из заводов, затем цехов, действовали до 50-х гг. ХХ века.

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МЕДЕПЛАВИЛЬНЫЙ ЗАВОД
основан И.Б.Твердышевым и И.С.Мясниковым в 1750 на р.Урман-Елаир (Урман-Зилаир), на землях, купленных у башкир Бушмас-Кипчакской и Усерганской волости Ногайской дороги. Первая плавка меди состоялась 18 сентября 1750. В годы Крестьянской войны 1773-75 завод был сожжен. Восстановлен в 1777 г. В начале 19 в. завод имел 6 плавильных печей, различные горны, 15 водяных колес, 89 рудников. В 1871 проведена реконструкция. Владельцы: Т.Я.Твердышева (с 1780), Д.К.Крашенинников (с 1783), П.М.Гусятников (с 1789), М.В.Пашков (с 1838), англ. компании "Прогден, Леббок и Ко" (с 1870), "Компания российской меди" (с 1871), Б.А.Пашков (с 1890). Закрыт в 1884. Всего на заводе было выплавлено свыше 1,1 млн. пудов чистой меди. Ныне на территории Преображенского медеплавильного завода расположено село Зилаир (Зилаирский район РБ).

Отдельно хочу выразить своё недоверие источникам, указанным на сайте Ксении Шарановой (ник на форуме - Фея). Я не склонен доверять им по простой причине: фотографии развалин завода стянуты у меня, равно как и текстовка, сопровождающая их. При этом, разумеется, нет никаких ссылок на источник информации. Ладно, допустим, что запросить по e-mail согласие на цитирование - это действительно редкая судорога, но указать с какой сайта утянуты фотографии - это нормально. Полагаю, что и с другими источниками там обошлись достаточно вольно :)
Интересно, что на их форуме полным-полно фотоснимков развалин завода приличного качества. Зачем им сканы моих старых плёнок в небольшом разрешении? Не понимаю.

Зилаирcкое водохранилище (Башкирия)

Плотина

МикроГРЭС


МикроГРЭС (мощность - 45 кВт)

Зилаирcкое водохранилище (Башкирия)

Плотина

Рядом с развалинами старинного здания - маленький зеленый вагончик, это Зилаирская МикроГРЭС.

Зилаирское водохранилище и объездная дорога

Фотографии районного центра Зилаир, и его окрестностей (водохранилище и обьездная дорога).

Объездная дорога вокруг Зилаира в районе моста через водохранилище

Объездная дорога вокруг села Зилаир (Башкирия)

Объездная дорога вокруг села Зилаир крутым поворотом спускается к мосту

Зилаирское водохранилище в районе моста

Объездная дорога вокруг села Зилаир (Башкирия)

Леса по сторонам от
объездной дороги, огибающей
районный центр Зилаир

Объездная дорога вокруг села Зилаир (Башкирия)

Объездная дорога прорублена
сквозь вершину холма.
Вид с верхней точки

Объездная дорога вокруг села Зилаир (Башкирия)

Леса по сторонам от
объездной дороги, огибающей
районный центр Зилаир

Местность севернее и южнее Зилаира

Перед въездом в Зилаир, в районе кольцевой развязки с фигурами медведей, есть две дороги уходящие на север - отличная асфальтированная Р-361 и грейдер, уходящий на Талиху (15 километров) и Саратовский (ещё 10 км). Ниже я выложил несколько фотографий, сделанных во время вылазки в районе хутора Талихи.

Если из Зилаира уйти по грейдеру на юг, мимо заброшенной грунтовой взлётно-посадочной полосы (остаётся справа от грейдера, ориентир - ручей Третий Ключ), то через 13 километров вы попадёте в деревню Анновка. Три речки - Зилаир, Кургашла, Смородный и множество ущелий образуют интереснейший ландшафт. Вот только "увлекаться автотуризмом" тут нужно с умом - спуститься на легковой машине с горы в ущелье гораздо проще, чем вылезти наверх всё по той же грунтовке :)

Двигаясь от Зилаира к Юлдыбаево, пересекаем по мосту реку Крепостной Зилаир. В этом месте дорога проходит через единственный населённый пункт (слившиеся воедино деревни Искужино и Кашкарово). Высота над уровнем моря колеблется в районе 600 метров.

Река Крепостной Зилаир (Зилаирское плато, Башкирия)

Река Крепостной Зилаир

Юлдыбаево

Миновав Зилаир, движемся дальше, к Юлдыбаево. В окрестностях села, в верховьях Сакмары, есть замечательное, отлично известное туристам, место отдыха. Если интересно - смотрите мой фотоотчёт: порог Яман-Таш и скала Козырёк.

Вы с полным правом можете сказать, что летом найти красивое место в башкирских горах немудрено, а я вам отвечу что и зимняя дорога на этом участке не менее живописна.

Если понравились снимки - смотрите дальше: Предновогодняя дорога Зилаир-Юлдыбаево. Если остались равнодушны - огорчу вас ещё сильнее. Вскоре после Юлдыбаево заканчивается Зилаирское плато, дорога плавно идёт вниз и перед глазами расстилается привычная плоская южноуральская степь.