Навигация по странице:
Речная канонерская лодка «Грозящий» Днепровской военной флотилии
Краснознаменный эскадренный миноносец «Незаможник»
Подводная лодка Щ-204
Подводная лодка Щ-211
Гвардейская подводная лодка М-35
Краснознамённая подводная лодка Л-4
Краснознамённая подводная лодка М-111
Герои 365-й зенитной батареи
Участие водолазов АСС ЧФ в спасении подводной лодки М-351
Участие водолазов ЧФ в работах на месте гибели теплохода «Адмирала Нахимова»
Лётчики морской авиации Черноморского флота
Вытеснение кораблей ВМС США из советских территориальных вод 12 февраля 1988 года
Месторасположение: Севастополь, ул. Ленина, 11
Официальный сайт: Музей Черноморского флота — филиал ФГБУ "ЦВММ" Минобороны России
Дополнительно:
Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
Музей Балтийского флота, Балтийск, Калининградская область
Музей истории Кронштадта
Морской музей Эстонии
Морской музей Барселоны
Открытая площадка музея Черноморского флота
Период от основания флота и до 1917 года. Музей Черноморского флота
"«Грозящий» (до 6 октября 1919 - «Мандельштам», до 21 апреля 1919 - «Доктор Макс Мандельштам»).
Бывший речной колесный грузовой пароход, построенный в 1910 на Южно-Русском заводе в Киеве по заказу частного судовладельца и базировавшийся на Киев. 5 февраля 1919 после освобождения Киева частями РККА национализирован и передан Главоду, а 21 апреля 1919 мобилизован, поставлен на вооружение и зачислен в состав ДВФ. До 6 октября 1919 относился к подклассу бронепароходов, а затем РКЛ. Участвовал в гражданской войне (бои с националистическими бандами в районе Триполье, Ржищев в июле 1919, у Орлика в июле 1920, в районе Кременчуга и Черкасс в сентябре 1920, с белогвардейцами у Черкасс в августе 1919 и под Киевом в сентябре-октябре 1919, с частями польских войск в устье Припяти и под Киевом в апреле-мае 1920); 10 мая 1920 РКЛ сбила самолет противника.
10 сентября 1920 за отличие в боях у с. Триполье в июне 1920 награждена Почетным революционным Красным знаменем ВЦИК. 20 января 1921 переведена в состав отряда судов охраны р. Днепр РККА, а 1 ноября 1922 разоружена и 4 ноября 1922 передана Киевскому Рупводу для использования в качестве грузового парохода. Находился в подчинении сначала НКПС, с 30 января 1931 - Наркомвода и с 9 апреля 1939 - НКРФ. В начальный период Великой Отечественной войны пароход участвовал в перевозках и переправах войск на Днепре и его притоках. В сентябре 1941 ввиду невозможности эвакуации в низовья Днепра по приказу военного командования затоплен экипажем на одной из рек бассейна Днепра при отступлении войск Красной Армии."
Источник: Корабли с 1850 по 1917 года. "Грозящий" | История Военно-Морского Флота России и Советского Союза
Почётное революционное красное знамя ВЦИК вручённое канонерской лодке «Грозящий» в сентябре 1920 года
Документы и личные вещи радиста старшего радиста дивизиона подводных лодок Морских Сил Чёрного моря Смирнова П.Я., 1929 год
"В соответствии с директивой Реввоенсовета Юго-западного фронта, подписанной И. В. Сталиным, южная группа 8 июня 1920 г. получила следующее боевое задание: «Комднепрфлотилии с десотрядом продолжать наступление, к вечеру 10 июня десотряду выйти на линию Ходосовка — Кринчи. Днепрофлотилии прорваться к Киеву, оказать содействие наступающим частям XII армии и помешать противнику взорвать мосты на Днепре».
Для того чтобы выполнить это боевое задание, надо было прорваться через Трипольские укрепленные позиции противника. Белополяки установили на трипольских высотах 14 орудий разных калибров, в том числе несколько тяжелых орудии и большое количество минометов, бомбометов и пулеметов. Плес реки Днепра простреливался белогвардейцами на несколько километров.
8 июня южная группа флотилии, выполняя поставленную задачу, начала форсирование Трипольских укрепленных позиций. Близлежащие пункты были обстреляны артиллерийским огнем, и к вечеру 8 июня суда подошли к предместьям Триполья. Утром 9-го была послана речная разведка в составе двух канонерских лодок — «Губительный» и «Грозный». Лодки проскочили мимо Триполья и вернулись обратно под сильнейшим огнем противника. В результате было точно установлено местонахождение польских батарей. В ночь на 10 июня южная группа в составе четырех канонерских лодок («Губительный», «Грозный», «Мощный» и «Могучий») начала операцию прорыва.
Канонерские лодки, успешно пройдя Трипольский укрепленный район, вышли в тыл противника и, внося смятение в его ряды, состязаясь с береговыми батареями, быстро продвигались к Киеву. Десантный отряд и части 58-й стр. дивизии, сменившие войска Фастовской группы, преследовали отступающего противника."
Источник: Воспоминания тов. А. Полупанова, первого командующего Днепровской военной флотилией, присланные в редакцию «Военно-исторического журнала» №4 1940 г.
Единственное упоминание о награждении отыскалось в энциклопедии под редакцией С.С. Хромова «Гражданская война и военная интервенция в СССР»:
"«Грозящий» участвовал в боях с контрреволюционными бандами и белогвардейцами в Триполье, под Киевом летом и осенью 1919, под Каневом и Ржищевом в мае 1920. За отличие в боях 10 июня 1920, во время прорыва через Трипольские укреплённые позиции награждёны Почётным революционным Красным Знаменем. В августе-октябре 1920 участвовал в ликвидаии банд на Днепре. 25 мая 1921 возвращён в народное хозяйство."
На страницах той же энциклопедии, в разделе о Днепровской флотилии, читаем "За успешные действия по освобождению Киева шесть канонерских лодок и тральщик награждены Почётным революционным Красным Знаменем".
"В начале 1915 г. 17 марта 1918 г. в недостроенном состоянии захвачен в Николаеве немецкими войсками, а в дальнейшем захватывался войсками Украины, Красной Армией и ВСЮР. Достроен так и не был и при приближении к городу Красной Армии, в январе 1920 г., уведен белыми на буксире в Одессу. В феврале, при буксировке во время шторма был выброшен на камни у Большого Фонтана. Оставался здесь в притопленном состоянии до сентября 1920 г., когда, уже красными, был поднят и отбуксирован обратно в Николаев, где и был достроен. Вошел в состав МСЧМ 7 ноября 1923 г. В сентябре-октябре 1925 г. совершил визит в Стамбул (Турция) и Неаполь (Италия).
В 1928-1929 гг. прошел капитальный ремонт.
4-8 сентября 1929 г. совершил визит в Неаполь (Италия), 3-14 октября 1930 г. визит в Стамбул (Турция), Пирей (Греция) и Мессину (Италия).
В 1935-1936 гг. прошел еще один капитальный ремонт, в ходе которого на эсминце было усилено зенитное вооружение. На кормовом и носовом мостиках установили побортно 4 — 12,7-мм пулемёта ДШК.
На начало Великой Отечественной войны входил в состав 1-го дивизиона эсминцев. До 15 июля 1941 г. находился в ремонте. Вновь было усилено зенитное вооружение — на полубаке установили две 45-мм пушки 21-К. Боевые действия показали, что этого недостаточно. Поэтому во время войны зенитное вооружение постоянно усиливалось. В 1943 г. оно выглядело так: две 45-мм полуавтоматические пушки 21-КМ (побортно за носовым 102-мм орудием), пять 37-мм автоматов 70-К на среднем мостике (один между трубами и 4 на местах шлюпок), два 20-мм зенитных автомата системы «Эрликон» на кормовом мостике и два 12,7-мм пулемёта ДШК на крыльях мостика.
С 6 августа в составе отряда кораблей огневой поддержки активно участвовал в обороне Одессы, а после ее эвакуации, с начала ноября — в обороне Севастополя. В середине декабря перебазировался в Новороссийск.
28-29 декабря участвовал в высадке десанта в Феодосию, 3-4 февраля 1942 г. — в Евпаторию. После оставления Севастополя до мая 1943 г. принимал участие в обороне Кавказа.
4 февраля 1943 г. — участие в высадке десанта в Южную Озерейку.
В дальнейшем активного участия в боевых действиях не принимал. 8 июля 1945 г. награжден орденом Красного Знамени. 12 января 1949 г. разоружён и переоборудован в корабль-мишень. Исключен из списков флота в начале 1950-х годов."
Источник: А.Н. Верстюк, С.Ю. Гордеев, «Корабли Минных дивизий. От "Новика" до "Гогланда"»
"Эта история началась 25 лет (38 лет, ред.) назад у берегов Болгарии, в 21 миле юго-восточнее Варны. 4 июня 1983 года траулер «Алка» проводил лов рыбы у устья реки Камчия. Все шло как обычно, но неожиданно трал зацепился за подводный объект. Терять улов было жалко, и капитан остановил корабль. Спустили шлюпку. На дно отправили двух аквалангистов, которые обнаружили на глубине 32 м остов погибшей подводной лодки. Ее корпус сильно зарос ракушками, был покрыт «лесом» из водорослей и остатками рыболовных сетей.
Один из водолазов сумел нащупать и очистить от ракушек пятиконечную звезду на рубке лодки. Стало ясно, что это советская подводная лодка, погибшая здесь в годы Второй мировой войны. Капитан траулера сразу сообщил о своей находке властям. Эту информацию передали военным, которые сразу сообщили о находке советским партнерам — СССР и НРБ в те годы были союзниками по Организации Варшавского договора. Было принято решение о проведении совместной экспедиции.
...
... водолазы могли провести визуальное обследование погибшей подводной лодки, которое показало что она размерами напоминает «щуку», лежит курсом 90° почти на ровном киле, на глубине 32 м, ее корпус сильно поврежден и замыт в грунт на глубину 3,5–4,5 м. Корма, винты и рубка свободны от ила. Открыт люк в седьмой отсек. В районе 2 и 7 отсеков сверху две крупные пробоины. В легком корпусе по правому борту, а также в ограждении рубки и прочном корпусе большое количество пробоин. Кормовая часть рубки сильно разрушена, кормовое орудие отсутствует, командирский перископ выдвинут на метр и отогнут назад, антенна сломана. Носовое орудие развернуто почти на 90° на правый борт.
...
14 июля открыли верхний рубочный люк, и очистка продолжилась. 25 июля оба рубочных люка очистили и открыли. Первым в лодку должен был идти капитан-лейтенант Виктор Яковлевич Дон, опытный водолаз-глубоководник, начальник аварийно-спасательной службы СС-21. Он имел на своем счету 2100 часов под водой, и никто на борту не мог сравниться с ним по опыту. 26 июля В. Я. Дон проник внутрь. Погружался он в трехболтовом водолазном снаряжении, что позволило избежать проблем с мазутом. Двигался аккуратно, ведя поиск документов. Водолаз обследовал центральный пост метр за метром и обнаружил останки подводников. Большую часть времени работать ему пришлось на ощупь в полной темноте, все пространство заполняли ил и мазут. Больше часа провел Дон в лодке, собрал много бумаг, несколько флагов и штурманский ящик, но на обратном пути зацепился громоздким оборудованием. Пока освобождался, растерял часть документов. На борту документы внимательно изучили, но номер лодки выяснить не удалось.
Работы в центральном посту продолжились. Искали командирский сейф и документы. Из центрального поста и рубки подняли большое количество бумаг и предметов. Для обеспечения их сохранности были подготовлены две ванны с морской водой. Каждый водолаз при погружении получал сумку для сбора находок. На поверхность подняли останки семи подводников. При этом соблюдались все воинские почести: флаг приспускали, экипаж строился по малому сбору на юте. Останки переносили на левый шкафут, где их осматривали и классифицировали. Специальная комиссия составляла акт осмотра тел.
Количество поднятых документов возрастало, но номер «щуки» выяснить не удавалось. В один из дней на борт был поднят «Журнал для записи гидрометеорологических наблюдений для малых кораблей». На нем стоял номер Щ-204. Последняя запись в журнале, выполненная старшим лейтенантом Б. А. Курандиным, гласила: «00.00. 6.12.41. Курс — 90 градусов, скорость — 5,5 узла, ветер — норд-вест 1 балл, море — штиль, видимость — 1 миля».
Был сделан запрос в Севастополь, оттуда в ЦВМА и вскоре пришло подтверждение — старший лейтенант Б. А. Курандин числится пропавшим без вести на подводной лодке Щ-204. Так удалось определить номер погибшей подводной лодки."
Источник: Царьков А.Ю. «Пушка с подводной лодки Щ-204» (сборник статей «Гангут», выпуск №51/2009)
"В конце 1940 года Щ-204 передали Техническому Управлению ЧФ для проведения испытаний опытного образца 76,2-мм орудия Ф-35. Это новое неуниверсальное орудие, разработанное под руководством В. Г. Грабина в ОКБ № 42, установили прямо на палубе подлодки, предварительно демонтировав носовую 45-мм установку и срезав площадку под нее. В начале 1941 года Ф-35 успешно испытали, но на вооружение это орудие так и не поступило.
Во время войны Щ-204 совершила три боевых похода. 25 июня в 22 ч 46 мин она вышла из Севастополя в первый поход в район Синоп–Самсун. Командование поставило задачу разведки турецкого побережья. Ожидалось вступление Турции в войну, не исключалась и возможность прорыва кораблей итальянского флота в Черное море. В этом походе лодка редко встречала корабли, все они были турецкие и их не атаковали.
...
9 августа в 0 ч 35 мин Щ-204 вернулась в Севастополь. Был немедленно начат ремонт на заводе № 201, который совместили с небольшой модернизацией: в корме установили кран-балку грузоподъемностью 500 кг. Она предназначалась для быстрого спуска грузов, надувной лодки или шлюпки. Щ-204 одной из первых получила такое приспособление, позднее ими оснастили все имевшиеся на тот момент лодки типа «Щ».
...
В ноябре немецкие части прорвались в Крым, и большая часть кораблей Черноморского флота была вынуждена уйти в порты Кавказа. 6 ноября Щ-204 покинула Севастополь и 9 ноября прибыла в Поти. Началась подготовка к третьему походу. 21 ноября был совершен контрольный выход в море. 22 ноября в 17 ч 35 мин лодка вышла в третий поход на позицию № 22 в район мыса Эмине. Возвращение Щ-204 ожидалось 12 декабря, но из этого похода она не вернулась, не было никаких данных и о причинах гибели. 42 члена экипажа (8 офицеров, 15 старшин и 19 матросов) считались пропавшими без вести. 8 марта лодку исключили из списков флота."
Источник: Царьков А.Ю. «Пушка с подводной лодки Щ-204» (сборник статей «Гангут», выпуск №51/2009)
"22 июня 1941 года «Щ-211» входила в 4-й дивизион 1-й бригады подводных лодок, базировавшийся в Севастополе и проходила текущий ремонт. Командир «Щуки» был кап. лейт. Александр Данилович Девятко. В июле помощник командиром был назначен ст. лейт. Павел Романович Борисенко. 6 июля «Щука» вышла в свой первый боевой поход, на позиции № 5 возле мыса Эмине, на черноморском побережье Болгарии, но встреч с кораблями противника не имела. Лодка вернулась в Севастополе 27 июля.
5 августа 1941 года на борту «Щ-211» прибыла группа из 14 болгарских коммунистов. Старший группы был Цвятко Радойнов. Их задача была возглавить Движение Сопротивления в разных областях Болгарии и развернуть массовую партизанскую, подрывную, разведывательную и пропагандистскую деятельность в стратегическом тылу Третьего Рейха.
...
Четыре дня после десантирования болгарской группы — 15 августа 1941 года, «Щ-211» открыла «боевой счёт» Черноморского флота в Великой Отечественной войне, потопив румынского транспорта «Пелеш» (5708 брт) возле мыса Эмине. В своём третьем боевом походе 29 сентября того же года, «Щ-211» потопила возле болгарского побережья итальянский танкер «Суперга» (6154 брт)."
Источник: Иван Иванов, «Щ-211: Борьба за живучесть, длиною в полвека. Часть I. Подвиг»
"14 ноября 1941 года «Щ-211» ушла в боевой поход к позицию № 21 возле Варны, из которого не вернулась. Причина и место гибели долгое время оставались неизвестными.
В начале 1942 года море выбросило на песчаный пляж у села (ныне город) Бяла, к северу от мыса Ак-Бурну (ныне мыс Свети-Атанас) тело советского морского офицера в резиновом костюме. Вокруг шеи был обмотан бинокль 6Х30 № 015106 от 1921 г. со сломанным окуляром. Этим офицером оказался помощник командира «Щ-211» старший лейтенант Павел Романович Борисенко. Вероятно, в момент гибели «Щука» находилась в надводном положении, и нёсший на мостике вахту Борисенко погиб при взрыве. Он был похоронен на городском кладбище в Варне, где за его могилой ухаживают признательные болгары и поныне."
Источник: Иван Иванов, «Щ-211: Борьба за живучесть, длиною в полвека. Часть I. Подвиг»
"Экспедиция нашла подводную лодку вечером 4 июля 2003 года. Быстро стало ясно, что «Щука» погибла если не мгновенно, то очень быстро. Корпус подлодки был разломлен на две неравные части. Более массивная — кормовая, лежала курсом 60 градусов с креном на 5 градусов на левый борт и дифферентом 10 градусов на нос. Носовая часть была зарыта в грунт на 5 метров. Лодка сильно обросла ракушкой, слой местами достигал 20 см. Корпус подводной лодки был на 40 см покрыт илом. Ограждение прочной рубки полностью отсутствовало. Входные люки в 4-й и 7-й отсеки были открыты, а верхняя крышка рубочного люка тоже отсутствовала.
Всего на лодку было произведено 35 спусков, общей продолжительностью более 50 часов. На поверхность подняли несколько фрагментов лодочных механизмов, советскую каску, совершенно невредимый котелок компаса, куски лееров и изоляции — всего 28 предметов. Лучшим трофеем, конечно была 45-мм носовая пушка. К удивлению водолазов, после 62 лет пребывания под водой 21 из 24-х креплений пушки отдались в штатном режиме. После очистки многие механизмы сорокапятки оказались действующими. Наверное, это лучшая реклама русскому оружию. На выщербленном металле орудийного замка нашли едва различимый заводской номер — № 2162 и надпись «1939 год». На лафете нашли серийный номер, на штатном месте сохранился гаечный ключ. Самой большой удачей оказалась находка фрагмента металлической пластины с гербом Советского Союза. Символ уже не существующей великой страны был поднят с погибшей за её независимость подводной лодки. Пластину как самую большую ценность передавали из рук в руки. Последним, на убитой врагом подлодке, водолазы демонтировали левый трехлопастный винт с кронштейнами.
Источник: Иван Иванов, «Щ-211: Борьба за живучесть, длиною в полвека. Часть II. Память»
"В полдень 18 октября, когда М-35 находилась в районе Портицкого гирла Дуная, были обнаружены три буксира, каждый с двумя паромами на прицепе. Грешилов объявил боевую тревогу и начал маневрирование для атаки. Сразу же выяснилось, что толща воды у берега уступает той, в которой могла уместиться «малютка» с поднятым перископом. Решение пришло в голову Михаила Васильевича мгновенно – спуститься из боевой рубки в центральный пост, приспустить за счет этого перископ на несколько метров так, чтобы он только чуть высовывался из перископной тумбы, и продолжить сближение. Несмотря на это, во время выхода в точку залпа М-35 неоднократно «чиркала» о грунт – ведь глубина моря в этом месте составляла всего лишь 8,5 метра! Атака затянулась. И только через два часа, когда суда противника вышли на глубины, превышавшие 10 метров, Грешилову удалось сблизиться на дистанцию 5 кабельтовых. Он произвел выстрел одной торпедой по парому, шедшему с первым буксиром, а спустя несколько минут – по парому, шедшему со вторым буксиром. Взрывов не последовало. Зато вместо этого подводники услышали разрывы артиллерийских снарядов, ударявшихся о воду, – противник заметил сначала следы торпед, а затем высовывавшийся из воды перископ. Что же касается торпед, то они прошли под днищем паромов, поскольку имели большую установку глубины, чем мелкосидящие плавсредства. Первый «боевой блин» получился «комом», но даже эта неудача прекрасно характеризовала командира и его экипаж. В действиях Грешилова явно просматривались энергичность, инициатива и военная смекалка, в действиях моряков – четкость и слаженность. Далеко не все наши подводники в 1941 году были способны на такое…
...
Дальнейшая боевая деятельность на протяжении нескольких месяцев складывалась так, что экипаж М-35 просто не имел возможности встретиться с врагом. Началась героическая оборона Севастополя, и все подлодки Черноморского флота были переведены для базирования на кавказские базы. Действовать оттуда у берегов противника «малютки» не могли – им просто не хватало дальности плавания."
Источник: М.Э. Морозов «Герои подводного фронта. Они топили корабли кригсмарине»
Грешилов вошёл в историю как один из самых активных командиров советских подводных лодок Великой Отечественной войны по общему времени, проведенному в море (25 боевых походов).
"В марте командование временно перебазировало М-35 в осажденную базу, откуда использовало для выполнения наиболее ответственных задач. Заключались они, в большинстве случаев, в разведке портов и других прибрежных объектов противника. Каждый раз Михаил Васильевич со всем тщанием подходил к выполнению очередного задания, но результаты разведки показывали, что немцы в этих водах плавать не рискуют – их немногочисленные корабли пока осваивали только западную часть моря. Всего же с марта по май 1942-го «малютка» произвела шесть боевых походов, не сопровождавшихся в большинстве случаев какими-либо яркими эпизодами. Однажды при срочном погружении механик неправильно рассчитал объем принимаемой воды, и перетяжеленная лодка с силой ударилась о дно на небольшой глубине. Оказался заклиненным вертикальный руль, а при наличии всего одного винта субмарина этого типа не могла управляться двигателями. До наступления темноты лодке с большим трудом удалось отойти в море подальше от вражеского берега, но затем командир был вынужден всплыть и вызвать буксир из Севастополя. Всю вину за аварию Грешилов взял на себя, но с учетом его предыдущих заслуг командование, каравшее за аварийность весьма жестко, ограничилось тогда только выговором – по-видимому, первым за всю военную службу Михаила Васильевича.
Зато в следующем походе командир постарался максимально искупить свое «прегрешение». На этот раз перед ним поставили задачу организовать наблюдение за прибрежным аэродромом Саки, с которого немецкие бомбардировщики и торпедоносцы пытались наносить удары по нашим конвоям, снабжавшим Севастополь. Почти каждую ночь советская авиация наносила по летному полю бомбовые удары, но, судя по активности противника, они не достигали цели. Враг хорошо маскировал взлетную полосу и дезориентировал летчиков ложными объектами. Тогда решили послать лодку Грешилова, в помощь которому выделили морского летчика старшего лейтенанта Владимира Потехина. У Потехина имелась рация для прямой связи со штабом авиаполка. В ночь на 9 апреля субмарина всплыла в непосредственной близости от прибрежного аэродрома и корректировала по радио удар нашей авиации. По данным внешнего наблюдения, он оказался как никогда эффективен – летчики насчитали 94 взрыва в пределах летного поля. Тем не менее накануне финального штурма Севастополя М-35 пришлось уйти на Кавказ и стать в обязательный гарантийный ремонт, продолжавшийся до середины августа.
Чтобы достичь коммуникаций противника, субмаринам приходилось идти по нескольку сотен миль через все море. Для «малюток» это стало возможным только после переделки части цистерн главного балласта под прием топлива. На всем пути через море лодки подстерегали многочисленные опасности, начиная от плавающих мин, заканчивая немецкими самолетами, которые летали группами и поодиночке и, казалось, господствовали здесь безраздельно. Получалось, что экипажам «малюток» приходилось по шесть суток затрачивать на переходы на позицию и обратно, чтобы в одной-единственной атаке выпустить обе свои торпеды. Но моряков это нимало не смущало – так велико у них было желание почувствовать себя полезными, в то время как на сухопутном фронте решалась судьба Кавказа и Сталинграда, отомстить врагу за Севастополь."
Источник: М.Э. Морозов «Герои подводного фронта. Они топили корабли кригсмарине»
"Позиция, на которой предстояло действовать «малютке», оказалась той же самой, что и год назад, – мелководный район перед устьем Дуная. Здесь по-прежнему ходили конвои буксиров и барж, но теперь они стали намного сильнее охраняться противником. Кроме того, для защиты прибрежного фарватера враг выставил параллельно ему со стороны моря многочисленные минные поля.
Михаил Васильевич оказался готов к боевым действиям в новых условиях. Он разработал для этого свою собственную тактику, весьма заметно отличавшуюся от той, которой пользовалось большинство командиров подлодок. Он не рыскал по всей позиции, поскольку резонно считал, что вероятность встретиться с миной в таких условиях серьезно возрастает, а возможность атаки, наоборот, падает, поскольку в момент обнаружения цели лодка может оказаться отделена от нее мелководьем или разрядить батарею. Вместо этого он подходил к берегу в местах, где глубина позволяла «малютке» погрузиться и стать на якорь. Днем подлодка стояла на якоре в подводном положении, наблюдая за фарватером в перископ, ночью стояла на якоре в надводном и наблюдала за горизонтом силами верхней вахты. И в том и в другом положении велось гидроакустическое наблюдение, существенно расширявшее дальность обнаружения противника. Снявшись с якоря, лодка всегда имела полностью заряженную аккумуляторную батарею, и в этом был еще один немаловажный плюс грешиловской тактики. Именно благодаря этим нестандартным решениям Михаил Васильевич имел множество встреч с кораблями противника и неоднократно их атаковывал. Этим же он, по всей вероятности, сберег свою жизнь и жизни членов экипажа, ведь, пытаясь действовать в северо-западной части моря, подводные силы ЧФ потеряли в течение второй половины 1942 года восемь подлодок – в подавляющем большинстве на минах.
...
Подлинный успех грешиловская тактика принесла только в следующем, октябрьском походе. На этот раз лодка заняла позицию вблизи порта Сулина, но обеспокоенное успехами советских подводных лодок немецкое командование сократило движение караванов, усилив при этом их охранение. М-35 заняла свою позицию 15 октября, и только спустя шесть дней ей представилась подходящая возможность для атаки – в вечерних сумерках показался конвой, куда входило сравнительно крупное по черноморским меркам судно.
...
21 октября он отправил на дно немецкий (бывший французский) танкер «Ле Прогресс», перевозивший в том рейсе почти 500 тонн нефти и бензина. Гибель одного из немногочисленных наливных судов, специально оборудованных для перевозки бензина, вызвала весьма болезненную реакцию у немецкого командования. За этот и предыдущие успехи впервые с начала войны командир М-35 был удостоен боевой награды – ордена Красного Знамени."
Источник: М.Э. Морозов «Герои подводного фронта. Они топили корабли кригсмарине»
"Подводная лодка Л-4 «Гарибальдиец» совершила 17 боевых и 7 транспортных походов. Она стала самой результативной на Черноморском флоте: на её боевом счету к концу войны было восемь поражённых целей. 23 октября 1942 года лодка была награждена орденом Красного Знамени.
Капитан-лейтенант Поляков командовал Л-4 почти всю войну — до июня 1944 года. Именно с ним были связаны все успехи его лодки. Летом 1944 года Поляков был назначен командиром дивизиона подводных лодок, а Л-4 поставили на консервацию, затем она прошла капитальный ремонт и в боевых действиях больше не участвовала. За время командования этой лодкой Поляков был награждён орденами Ленина, Красного Знамени м Отечественной войны I степени."
Источник: Виталий Торопцев «Das Boot по-советски» | Warspot.ru
Военно-морской флаг Краснознамёной подводной лодки Л-4. За годы войны экипаж субмарины выполнил 5 торпедных атак с выпуском 17 торпед, произвёл 10 минных постановок (200 мин).
Глубиномер с подводной лодки Л-4. Боцман с Л-4 мичман Иван Перов стал Героем Советского Союза за 25 боевых походов и за ремонт кормовых горизонтальных рулей в тяжелых условиях с риском остаться навсегда в баластной цистерне №10 в случае погружения по тревоге.
Помимо военных заслуг, подводная лодка внесла вклад в русскую литературу: военный корреспондент Константин Симонов принимал участие в четвёртом боевом походе Л-4.
5 сентября 1941 года субмарина вышла в район Варны. В ночь на 7 сентября подлодка выставила 20 мин в районе м. Галата. Подводный минный заградитель к 10 сентября вернулся в Севастополь.
Пять дней спустя на выставленном заграждении подорвался и затонул болгарский транспорт «Шипка» (2304 брт), шедший с грузом зерна из Стамбула в Варну. После его гибели германские тральщики вытралили в районе 19 мин.
"В первые же два часа моего плавания на подводной лодке выяснилось, что у подводников своя система ознакомления вновь прибывшего с устройством лодки. Хотя мы шли на большой лодке типа «А», мне казалось, что на ней очень тесно. Бесконечное количество приборов, труб, каких-то медных шлангов, клапанов, рычагов. Наконец, узкие люки, ведущие из отсека в отсек. Все это без привычки делало лодку почти непроходимой.
Система моего знакомства с ней заключалась в следующем простом способе. Когда я ударялся обо что-нибудь головой, плечом, носом, ногой или какой-нибудь другой частью тела, ближайший подводник с невозмутимым лицом говорил: «А это, товарищ Симонов, привод вертикального руля глубины», «А это клапан вентиляции». А когда я, не заметив, что люк открыт, шагнул и провалился до пояса в аккумуляторное отделение, старший помощник Стршельницкий сначала сказал: «А это аккумуляторное отделение», — и только потом протянул мне руку, чтобы я мог вылезти из этого отныне знакомого мне отделения.
Явился я на лодку в полном морском обмундировании — в кителе и суконных штанах. Эти штаны продержались на мне до обеда. Лодка шла полным ходом, и в ней было дико жарко. Дисциплина на лодке строжайшая. Но это дисциплина по существу. А формальной дисциплины в плавании не придерживаются. На вахте почти все стоят в штанах на голое тело, в манках или в холщовых комбинезонах. Сесть за командирский стол в расстегнутом френче, или без френча, или в комбинезоне за грех не считается. И в самом деле, застегиваться на все пуговицы и крахмалиться здесь просто невозможно физически. Я сначала снял ботинки, потом брюки и, наконец, китель и проводил большую часть времени в трусах. Стршельницкий, смеясь, советовал мне нашить на них соответствующие моему званию нашивки.
...
Море было гладкое и слегка фосфоресцирующее. Небо темнее моря, на нем много звезд. Мы вместе со Стршельницким бегло оглядели ночной небосвод и заметили блестевшую отдельно от всех других звезд зеленую Венеру. Полушутя-полусерьезно я начал здесь же, на мостике, писать о ней стихи: "Над черным носом нашей субмарины взошла Венера - странная звезда". И кончил их уже на следующее утро, когда мы подходили к своим берегам.
Проторчал на мостике всю ночь, так там было хорошо. После недельного плавания я чувствовал нехватку свежего воздуха и глотал его, как человек с пересохшим горлом пьет воду."
Источник: ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА --[ Дневники и письма ]-- Симонов К.М. Разные дни войны. Дневник писателя
"Далеко не сразу Иосселиани удалось добиться своего первого реального попадания в цель. Утром 17 июля М-111 атаковала небольшой немецкий конвой на подходах к Феодосии. В момент торпедного залпа выяснилось, что из-за неисправности торпедного аппарата одна из двух торпед «малютки» не сдвинулась с места. Взрыва же второй не было слышно. Как велика была бы досада командира, если бы он узнал, что торпеда чиркнула по днищу немецкого теплохода «Аделхайд», но не взорвалась, а поплыла дальше. За ночь второй торпедный аппарат ввели в строй, и на следующее утро Иосселиани атаковал другой немецкий конвой. Через 76 секунд после выпуска торпед был услышан сильный взрыв, а в перископ наблюдался транспорт, идущий с сильным креном. Увы, в действительности ни одно из судов не пострадало. Эскорт не смог обнаружить «малютку» и сбросил восемь глубинных бомб на безопасном удалении. Хотя поход был оценен в штабе бригады на «неудовлетворительно» – Иосселиани упрекали в неправильном маневрировании в сорвавшейся атаке 16 июля и плохом уходе за оружием, – на самом деле после четырнадцати выпущенных «в молоко» торпед последовало первое попадание. Для целеустремленного и упорного командира, каким являлся Ярослав Константинович, справедливая критика сыграла положительную роль. Он приобрел необходимый опыт и понял, что надежным залогом попадания является лишь сближение на минимальную дистанцию. Поскольку смелости ему и раньше было не занимать, успехи стали расти.
Вторая победа М-111 потребовала от экипажа куда большего мастерства и мужества. Вечером 20 августа 1943 года подлодка заняла позицию у входа во временно оставленный советскими войсками Севастополь. Больше недели подводники находились на позиции, прежде чем в море обнаружилось какое-то движение. Утром 28 августа из Севастополя вышли два охотника за подводными лодками. Как следует из немецких документов, в ночь на 28-е отряд вражеских кораблей, шедших в этот порт, был обнаружен находившейся в надводном положении на соседней позиции советской субмариной Щ-202, которая при попытке выйти в атаку сама была обнаружена и обстреляна. Теперь немецкие охотники спешили уничтожить обнаруженную подлодку, тем более что вскоре через ее позицию должен был пройти конвой из Одессы. Случайно на их пути оказалась М-111. Немцам удалось запеленговать «малютку», после чего началось многочасовое преследование. Сначала Иосселиани хотел оторваться от врага, уйдя в сторону моря и больших глубин, но затем решил, что противник именно этого и добивается, рассчитывая отогнать подлодку и провести конвой. Как показали последующие события, предчувствия командира не обманули. В конце концов лодке удалось на короткое время выйти из-под наблюдения преследователей и незаметно лечь на грунт непосредственно на судоходном фарватере. Экипаж успел пообедать, почти сразу после этого был обнаружен и конвой. Особая дерзость наших подводников заключалась в том, что атака его должна была произойти фактически на виду у охотников, которые остались в районе и интенсивно продолжали поиск подлодки. Сигнальщики на кораблях конвоя усилили бдительность и напряженно всматривались в поверхность моря. Чтобы добиться успеха в такой сложной обстановке, требовалось скрытно сблизиться на небольшую дистанцию, с которой враг просто не успел бы уклониться от выпущенных торпед, даже если бы и заметил лодку. Благодаря четкой работе командира и экипажа это удалось.
...
Враг преследовал упорно и неотступно. Чтобы оторваться от него, Иосселиани принял нестандартное решение – укрыться в минном поле, выставленном советскими кораблями у Севастополя еще в 1941 году. Немцам наверняка было известно о его существовании, и туда их корабли поплыть бы не решились. Так и вышло. Но тут замаячила новая опасность – мины. Сами они, установленные у самой поверхности, вроде бы не угрожали подводному кораблю, но любое задевание за их якорь – минреп – могло привести к его наматыванию на выступающие части корпуса и притягиванию мины к борту подводного корабля. Дальше последовал бы неминуемый взрыв и гибель. Преодолевая минное поле, «малютка» восемь раз касалась минрепов, и каждый раз командир четким, спокойным голосом отдавал команду рулевому уклоняться та ким способом, чтобы избежать наматывания. В конце концов лодка вышла с минного поля и оторвалась от охотников. Торпедированный ей теплоход «Хайнбург» не затонул только потому, что мощным взрывом у него оторвало носовую часть. Немцам удалось отбуксировать корпус судна на верфь, где он и простоял до окончания войны."
Источник: М.Э. Морозов «Герои подводного фронта. Они топили корабли кригсмарине»
Военно-морской флаг подводной лодки М-111. Субмарина совершила 30 боевых походов (234 суток), 20 торпедных атак, в результате которых потоплено 2 судна и 1 корабль, повреждено 1 судно, кроме этого, возможно, потоплено 2 судна и 1 корабль и повреждено 2 судна.
Портреты подводников: командир М-111 капитан-лейтенант Хомяков М.И. (сменил Иосселиани в марте 1944 года), командир 1-й Краснознамённой Севастопольской бригады подводных лодок Чурсин С.Е.
Тарелка с вензелем "РК ВМФ" из кают-компании подводной лодки М-111. Портрет старшего торпедиста Шепарова Н.И.
"После небольшого ремонта в ноябре 1943-го М-111 вновь вышла к берегам противника в северо-западную часть Черного моря. К тому времени немецкие и румынские войска были уже окончательно изгнаны с Северного Кавказа и блокированы в Крыму. Роль морского транспорта для противника еще больше возросла, перевозки стали интенсивнее. Отыскать цель в море стало совсем несложно, сложнее стало атаковать, поскольку немцы значительно усилили противолодочную оборону своих конвоев, используя всевозможные катера, быстроходные десантные баржи и гидросамолеты.
Именно такое охранение и имел конвой, обнаруженный М-111 днем 12 ноября близ Днестровского лимана. Тем не менее это не остановило храброго командира, который, чтобы добиться успеха, повторил свой коронный прием – сближение с врагом на дистанцию пистолетного выстрела. Увернуться от такого залпа было невозможно. На этот раз торпедное попадание получил крупный транспорт «Теодорих», шедший с военным грузом из Констанцы в Одессу. Капитан парохода попытался выбросить его на прибрежную отмель, но корпус судна переломился. Кораблям охранения не удалось обнаружить «малютку», и все сброшенные ими бомбы упали на безопасном расстоянии."
...
9 марта 1944 года Иосселиани получил приказ срочно передать «малютку» сменщикам, а самому вместе с командой срочно убыть в главную базу Северного флота Полярный! Приказание было выполнено. Характерная деталь: на пути между Туапсе и Армавиром поезд остановился у моста, снесенного разливом реки. Ремонт моста подводники восприняли как боевую задачу. Пришлось временно переквалифицироваться. А когда мост был восстановлен, железнодорожники не остались в долгу, наградив большую часть моряков и самого Иосселиани почетными значками «Отличник-строитель». В пункт назначения они прибыли без задержки. 23 апреля экипажи принимаемых кораблей погрузились на суда союзного конвоя и спустя несколько дней оказались в Англии, на военно-морской базе Розайт. Там экипажу Иосселиани предстояло принять и освоить бывшую британскую подводную лодку «Урсула».
Источник: М.Э. Морозов «Герои подводного фронта. Они топили корабли кригсмарине»
"365-я зенитная батарея (в немецких источниках — форт «Сталин») прославилась во время второго штурма Севастополя. Бои начались 17 декабря 1941 года и сразу же приобрели ожесточенный характер.
...
27 декабря 1941 года немецкие войска заняли важную стратегическую точку — железнодорожную станцию Мекензиевы горы. С этого момента батарею обстреливала не только артиллерия, но и минометы, а немецкие корректировщики с высот стали точнее корректировать огонь.
...
Начальник артиллерии Приморской армии полковник Н. К. Рыжи лично предупредил командира 365-й батареи старшего лейтенанта Н.А. Воробьева о готовящейся атаке противника. Командованию артиллерией 4-го сектора было разрешено сосредотачивать весь свой огонь на подступах к 365-й батарее и запрашивать огонь всей севастопольской артиллерии, способной достать огнем до высоты 60,0.
30 декабря усилия немецких артиллеристов увенчались успехом — два крупнокалиберных снаряда почти одновременно попали в орудийные дворики батареи, в результате чего два ее расчета погибли полностью. Удалось выжить лишь командиру одного из орудий сержанту Ивану Стрельцову, находившемуся в это время на КП. Его зенитка получила повреждение – был пробит ствол. Именно она сейчас экспонируется в дворике музея Черноморского флота РФ.
...
К концу последнего дня 1941 года на территории батареи было убито и ранено более 300 немцев. В общей сложности по высоте 60,0 севастопольскими орудиями в этот день было выпущено 854 снаряда. За проявленный героизм командиру батареи было присвоено звание Героя Советского Союза."
Источник: Алексей Стаценко, «365-я зенитная батарея. Часть II» | Warspot.ru
После уничтожения 365-й батареи противником трубочный Липовенко вывел с позиций группу раненных. Позднее, в ходе одного из тяжёлых боёв на 366-й зенбатр, когда вышли из строя все номера орудийного расчёта, краснофлотец Пётр Липовенко встал к орудию и открыл огонь по вражеской пехоте. Пал смертью храбрых 3 июля 1942 года.
Бескозырка и орден Отечественной войны I степени старшего матроса Иван Голубца. Ценой своей жизни предотвратил взрыв глубинных бомб на борту горящего сторожевого катера «СК-0121».
Герой Советского Союза Михаил Иванович Гриб, участник героической обороны и освобождения Севастополя. В 1944 г. – гвардии капитан, командир эскадрильи 6-го гвиап ВВС ЧФ.
"Третий штурм Севастополя батарея встретила в трехорудийном составе — вдобавок к последнему оставшемуся орудию ей были переданы две зенитки расформированной 364-й батареи. Свой последний бой форт «Сталин» принял без старшего лейтенанта Воробьева. 7 июня 1942 года он был тяжело ранен в голову и эвакуирован в Новороссийск. 8 июня командование принял лейтенант Е. М. Матвеев, но ненадолго — 9 июня, во время боя, прямым попаданием снаряда было разрушено перекрытие, под которым он находился. Когда лейтенанта извлекли из завала, он ничего не слышал и очень плохо видел, поэтому 10 июня командование батареей принял старший лейтенант И.С. Пьянзин, прибывший на высоту вместе с двумя матросами.
...
Ночью 12 июня 1942 года сорок моряков, направленных на усиление гарнизона батареи, на грузовике добрались до находящегося рядом с высотой 60,0 братского кладбища. Оттуда они на себе доставили на батарею провизию и воду, а также вынесли к грузовику раненых, которые до рассвета были эвакуированы. На батарее оставалось целым только одно орудие, но за ночь защитникам удалось починить второе. Опустевший бункер боезапаса на западном склоне высоты был переоборудован в пулеметный ДЗОТ, вооруженный счетверенным пулеметом «Максим». Кроме того, разведчики батареи выкрали у немцев миномет и большое количество боеприпасов к нему. Командиром минометного расчета стал специалист по оружию старшина Нагорянский, взявший себе в помощники двух краснофлотцев. Прикрывали миномет пулеметчики и снайпер Антон Шкода.
13 июня 1942 года настал последний день 365-й зенитной батареи. Начиная с 3:00 она подвергалась массированным атакам пехоты и бронетехники противника. Командир батареи старший лейтенант И. С. Пьянзин лично подбил три вражеских танка и уничтожил до взвода гитлеровцев. К полудню все орудия батареи вышли из строя, однако защитники батареи продолжали вести неравный бой.
...
Перед тем как вызвать огонь на себя, Пьянзин приказал эвакуироваться всем легкораненым батарейцам. Командование этой группой было доверено краснофлотцу Липовенко, которому удалось вывести ее к позициям соседней 366-й батареи (форт «Ленин»). Впоследствии Липовенко погиб в боях за 366-ю батарею.
При взятии высоты 60,0 в плен попали 14 бойцов, еще пятеро бойцов перешли на сторону противника. Когда немцы уже занимали позиции батареи и собирали своих убитых, из-под разрушенного блиндажа открыл огонь чудом уцелевший расчет пулемета. Руины блиндажа были забросаны гранатами, и немцы решили, что добили всех. Но ночью из-под обломков выбрались командир отделения Иван Шелег и краснофлотцы Михайлов, Марченко, Ванюшенко. Им удалось ползком пробраться к своим, а спустя сутки бойцы одного из наблюдательных постов нашли и вынесли с батареи окровавленного, но еще живого сержанта Ивана Стрельцова."
Источник: Алексей Стаценко, «365-я зенитная батарея. Часть II» | Warspot.ru
Фрагмент штурмового знамени 83-го отдельного Краснознамённого Севастопольского танкового полка водружённого на здании возле рейхстага 2 мая 1945 года
Гвардейские военно-морские флаги: подводной лодки М-62, эсминца «Сообразительный», подводной лодки Щ-215. Самый дальний — военно-морской флаг поднят на водной станции Севастополя в мае 1944 года.
Шлем водолазный мичмана Каргаева Ю.П. (награждён орденом Красной Звезды за самоотверженность и инициативу проявленные в ходе спасательной операции подлодки М-351)
Односторонний и двухсторонний резаки контактного трала МТ-3 для рейдовых тральщиков (ширина захвата — 120 м, углубление 18 м, скорость буксировки до 10 узлов)
22.08.1957 г. при отработке экипажем задач боевой подготовки подводная лодка М-351 с большим дифферентом на корму стала проваливаться на глубину, экстренное продувание цистерн главного балласта не помогло. На глубине 83 метра она воткнулась кормой в илистый грунт и замерла в нём с дифферентом 62 градуса на корму. Вода поступала в 6-й отсек через не полностью закрытую наружную захлопку подачи воздуха к дизелям (сигнализация показывала о закрытии), и через второй запор - нижнюю захлопку (ручной привод), шток которой согнуло давлением поступающей воды. Затоплены четыре отсека из семи, экипаж перешёл в первый отсек. Принятыми мерами в ходе спасательной операции, проводимой АСС ЧФ и ССПЛ «Бештау». 26 августа подлодка самостоятельно всплыла на поверхность. Жертв среди экипажа подлодки и среди спасателей нет. Самые опытные водолазы работали "на воздухе", оставляя гелиокислородные смеси на случай задержки спасательной операции. Мичман Юрий Прохорович Каргаев установил проводник для спуска шлангов подачи воздуха, закрепил стальной трос для подачи контейнеров со спасательным имуществом через торпедный аппарат внутрь аварийной подлодки. Также отличились капитан 2 ранга Павел Никольский, мичманы Федор Кремляков, Алексей Ивлев, Николай Литвинов, Дмитрий Карпаев, главные старшины Борис Маснев и Шведов, старшины П. Шляхетко, Ю. Баранов, В. Стопкин, Дмитриенко.
"На помощь водолазам Черноморского морского пароходства к месту трагедии «Адмирала Нахимова» уже через 10 часов прибыло большое специализированное спасательное судно СС-21, которое после многомесячного похода только что возвратилось в Севастополь из Средиземного моря. К выполнению спасательных работ были также срочно привлечены и водолазы-разведчики 17-й бригады спецназа Черноморского флота. Военные водолазы сразу же включились в работы по обследованию затонувшего лайнера. Еще теплилась надежда на спасение в воздушных подушках хотя бы нескольких человек из внутренних помещений парохода.
Обследование показало, что «Нахимов» лежит на дне, на правом борту с большим креном. К сожалению, водолазы через иллюминаторы увидели в каютах только тела погибших. Корпус парохода оказался настолько трухлявым, что не смог удержать сколько-нибудь значительные объемы воздуха. Для возможности доступа во внутренние помещения водолазы проделали в левом борту лайнера более десяти отверстий размером немного менее метра. Вся палуба и внутренние помещения корабля были сильно загромождены, что сделало обследование внутренних помещений чрезвычайно опасным занятием. Несмотря на это, работы под водой продолжались круглосуточно."
Источник: Сергей Буйло «Последний рейс Адмирала Нахимова»
Награды мичмана Полищука Ю.В. погибшего в ходе поисково-спасательных работ на теплоходе «Адмирал Нахимов»
Документы и награды мичмана Шердакова С.А. погибшего в ходе поисково-спасательных работ на теплоходе «Адмирал Нахимов»
Участник подъёма боезапаса с линейного корабля «Новороссийск» капитан 3 ранга А.Д. Свистунов. Из погибшего линкора извлекли около 24 000 снарядов и пороховых зарядов общим весом 444 тонны.
"Дубовые двери внутренних помещений «Нахимова» сильно разбухли от воды, вследствие чего их часто приходилось подрывать зарядами взрывчатки. Работая ночью на борту затонувшего лайнера, потратив много времени и сил на установку взрывчатки, а затем еще и на обратный путь по лабиринту коридоров, водолазы капитан-лейтенант Игорь Ивлев и мичман Юрий Полищук израсходовали почти весь запас дыхательной смеси. Помогая товарищу, Полищук от недостатка воздуха сам потерял сознание, вследствие чего при подъеме на поверхность выпал из водолазной беседки опять на дно. Сильно рискуя, работая практически без декомпрессии, другим водолазам удалось найти Полищука, быстро поднять его на корабль и поместить в барокамеру. Врачи долго боролись за жизнь отважного моряка, однако спасти его не удалось. 10 сентября 1986 года мичман Юрий Владимирович Полищук, командир взвода водолазов-разведчиков бригады спецназа Черноморского флота скончался, не приходя в сознание.
После этого случая вместо баллонного стали чаще использовать водолазное снаряжение с традиционной подачей дыхательной смеси по шлангу с обеспечивающего спуск корабля. Погодные условия на месте катастрофы ухудшились. Пароход лежал на боку, вследствие чего по длинным коридорам «Адмирала Нахимова» водолазы могли передвигаться только ползком, так как многие коридоры были всего метровой ширины, которая теперь стала их «высотой». Под воздействием воды на головы водолазов обрушивались целые секции внутренней деревянной обшивки помещений. Работать в отсеках парохода становилось все более опасно.
19 сентября 1986 года мичман Сергей Александрович Шардаков получил задание проникнуть в 41-ю каюту, в которой, по словам очевидцев, остались запертыми дети. Пытаясь открыть дверь ломиком, он запутался в собственных кабелях и шлангах, не смог вовремя провентилировать скафандр и потерял сознание… Напарнику удалось вытащить из коридора потерявшего сознание мичмана, однако он скончался еще до прибытия помощи с поверхности.
После гибели второго водолаза, а также вследствие завершения обследования большей части помещений, производство подводных работ на затонувшем лайнере было прекращено."
Источник: Сергей Буйло «Последний рейс Адмирала Нахимова»
"Крейсер «Москва» готовился ко второму походу. В апреле 1969 года заместитель командира полка Георгий Мдивани перед выходом корабля в нейтральные воды еще и еще раз проверял готовность летчиков к морским учениям, передавал свой опыт новичкам.
Если молодой летчик заявлял, что в полете у него не все ладилось, замкомполка сам поднимался в кабину, проверял технику и потом объяснял летчику, в чем его ошибка. Он был терпеливым и внимательным к подчиненным и таким остался в их памяти.
В тот день командир обучал новичков посадке вертолета на корабль на «стопе». Поднялся Мдивани с Владимиром Никольским. Сделав несколько кругов над морем, они подошли к кораблю. Стали заходить на посадку. В нескольких метрах от палубы, когда у вертолета была уже малая скорость, отказал двигатель. А море штормило. Вертолет резко просел вниз.
Мдивани решил приводниться на баллонеты, но из-за небольшой высоты они не успели наполниться воздухом. Вертолет перевернулся и начал тонуть. В считаные секунды Мдивани отстегнул ремни у растерявшегося Никольского, вытолкнул его из кабины, а сам выбраться не успел…"
Источник: Лидия Кузьмина, «Неизвестный Камов. Гений вертикального взлета»
Личные вещи лётчика морской аваиации подполковника Георгия Николаевича Мдивани, погибшего при подготовке к боевой службе в Средиземном море.
11 мая 1979 года капитан Виктор Кубраков увёл горящий бомбардировщик Ту-22М2 в сторону от крымского села Янтарное. Лётчика похоронили у спасённой им школы.
27 августа 1967 года группа самолётов 30-го ОДРАПа вылетела с аэродрома Октябрьский для пролета над Пловдивом по случаю окончания учений «Родопы-67». После взлёта ТУ-22Р майора Ивана Петровича Корниец начало раскачивать по синусоиде из-за неправильного подключения демпфера тангажа. Командир корабля справился с ситуаций, спас машину и экипаж.
8 мая 1966 года на подлодке С-384 произошло самовозгорание перекисной стеллажной торпеды. В ходе трёхчасовой борьбы за живучесть погиб старший матрос Борис Нечаев, отброшенный крышкой торпедопогрузочного люка (из-за избыточного давления в нем) на борт плавбазы.
События происходили в районе аэродрома Октябрьское. 11 мая 1979 года ракетоносец Ту-22М2 военного лётчика 2 класса капитана Кубракова В.В. (943 МРАП ВВС ЧФ) возвращался с задания "Полет в зону". Самолёт по заданию должен был сделать проход над полосой и произвести посадку. Экипаж доложил РП о том, что один из двигателей НК-22 не реагирует на увеличение положения РУД. Кубракову было разрешено сделать круг и произвести посадку, двигатель поставить на режим малого газа и обороты не увеличивать. На 3-ем развороте, на высоте 3400 м и приборной скорости 600 км/ч экипаж почувствовал резкий толчок и резкую вибрацию с увеличением её частоты. Причиной был отказ системы охлаждения правого двигателя. Из-за перегрева оторвало лопатку 2 ступени турбины, которая пробила топливные баки. Так как самолет пришел с задания, то они были пустые, поэтому произошёл взрыв 6-9 баков и разрушение киля. На отклонение штурвала самолёт не реагировал и начал беспорядочно падать.
Кубраков успел изменить курс машины, включил аварийное покидание. Второй лётчик катапультировался самостоятельно, оператор и штурман принудительно катапультированы командиром корабля. Лётчик не смог покинуть самолет, т.к. при дальнейшем разрушении самолета был оторван стабилизатор и ему зажало ноги. Последние слова командира, записанные на пленке: "Ноги - Ноги".
С начала возникновения аварийной ситуации до столкновения самолёта с землёй прошло 45 секунд. Ту-22М2 упал в 70 метрах от железнодорожного полотна дороги "Симферополь - Москва". Капитан Кубраков посмертно награжден орденом Красного Знамени и похоронен возле школы которую спас, уведя разрушающийся, горящий ракетоносец в сторону от села.
Источник: Forumavia.ru
12 февраля 1988 года. Крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон», повторно зашли в Черное море. В районе Севастополя корабли на шесть миль углубились в территориальные воды СССР, активно используя средства радиотехнической разведки. На перехват американцев вышли сторожевые корабли «Беззаветный» и СКР-6. После неоднократного предупреждения нарушителей государственной границы СССР, «Беззаветный» навалился на левый борт американского крейсера. СКР-6 ткнул правой «скулой» своего форштевня в левый борт кормовой части «Кэрона».
Из воспоминаний командира «Беззаветного» контр-адмирал в отставке Владимира Богдашина: «Первый навал был легким – как бы вскользь. Мы потерлись бортами, снесли на «Йорктауне» трап и все. Тем не менее, это произвело шок на командиров обоих американских кораблей, которые тут же сыграли у себя боевую тревогу. Они не ожидали от нас таких действий. После первого удара мы получили команду отойти и не вступать в контакт, но было уже поздно. Крейсер по своим размерам был вдвое больше «Беззаветного», и от удара корма моего корабля пошла резко влево, от чего мы стали сближаться кормовыми частями. Это было очень опасно как для них, так и для нас.
...
Если бы корабли коснулись кормовыми частями и мои торпедные аппараты вошли под его ракетные направляющие, вряд ли бы мы сегодня с вами разговаривали. Мне оставалось только дать самый полный вперед с резким поворотом вправо, чтобы отбросить корму в сторону. В результате, мы своим форштевнем буквально залезли на левый шкафут «Йорктауна», почти полностью снеся левую часть вертолетной площадки их корабля и сокрушив все, что было на пути. А поскольку перед этим я дал команду приспустить правый якорь, он сыграл роль снаряда, выпущенного из пращи. Войдя в борт крейсера, якорь пролетел над его палубой, оборвал несколько метров цепи и ушел вместе с ней на дно. Эта была единственная жертва в той стычке».
Судовой колокол БПК «Деятельный» (факт: экипаж погибшего в 1974 году БПК «Отважный» не расформировали, а направили на строившийся в Керчи БПК «Деятельный»).
Звёздный глобус подводной лодки С-60. Штурманский инструмент: модель небесной сферы для приближенного решения задач мореходной астрономии
Относительно подводной лодки С-60 — очень странная история. В списке субмарин Черноморского флота таковой не значится: Подводные лодки ::: Черноморский Флот