Музей Черноморского флота: открытая площадка


45-мм полуавтоматическая универсальная пушка 21-К, Музей Черноморского флота

45-мм полуавтоматическая универсальная пушка 21-К

615-мм снаряд (головная часть и днище) германской самоходной мортиры «Карл», Музей Черноморского флота

615-мм снаряд (головная часть и днище) германской самоходной мортиры «Карл»

615-мм снаряда (днище) германской самоходной мортиры «Карл», Музей Черноморского флота

615-мм снаряда (днище) германской самоходной мортиры «Карл»

305-мм снаряды главного калибра линейного корабля «Cевастополь» и 320-мм снаряд главного калибра линейного корабля «Новороссийск», Музей Черноморского флота

305-мм снаряды главного калибра линейного корабля «Cевастополь» (бывший «Парижская коммуна»). 320-мм снаряд главного калибра линейного корабля «Новороссийск» (бывший «Джулио Чезаре»)

Гребные винты ПЛ Щ-204 и Щ-211, погибших в районе Варны в конце 1941 года, Музей Черноморского флота

Гребные винты подводных лодок Щ-204 и Щ-211, погибших в районе Варны в конце 1941 года

Гребные винты ПЛ Щ-204 и Щ-211, погибших в районе Варны в конце 1941 года, Музей Черноморского флота

Гребные винты подводных лодок Щ-204 и Щ-211, погибших в районе Варны в конце 1941 года

Ствол корабельной 75-мм пушки Канэ, Музей Черноморского флота

Ствол корабельной 75-мм пушки Канэ

Разорванный взрывом корпус воздушного отделения торпеды, Музей Черноморского флота

Разорванный взрывом корпус воздушного отделения торпеды периода Великой Отечественной войны

Образцы торпедного оружия

375-мм торпеда без боевой части (конца 19-го - начала 20-го века), Музей Черноморского флота

375-мм торпеда без боевой части (конца 19-го - начала 20-го века)

Гребные винты 375-мм торпеды без боевой части (конца 19-го - начала 20-го века), Музей Черноморского флота

Гребные винты 375-мм торпеды без боевой части (конца 19-го - начала 20-го века)

Торпеда СЭТ-40, Музей Черноморского флота

Торпеда СЭТ-40

Торпеда САЭТ-50, Музей Черноморского флота

Торпеда САЭТ-50

76-мм зенитная пушка 9К обр.1915/28 г. из состава 365-й зенитной батареи (командир расчёта сержант Иван Стрельцов)

"В связи со строительством стационарных береговых батарей N30 и 35, начались изменения в составе ПВО Севастополя. В 1929 году на базе дивизиона формируется 61-й зенитно-артиллерийский полк двухдивизионного состава. Кроме двух трехбатарейных дивизионов (по 4 орудия в каждом) в полку числились пулеметный и прожекторный батальоны. Одновременно, началось переоснащение батарей новой материальной частью. Вместо устаревших пушек 8К, на вооружение вновь формируемых зенитных батарей стали поступать "длинные Лендеры", или артсистемы 9К.
По мнению Главного Артиллерийского управления "существующая 76-мм пушка в 30 калибров, начиная с высоты 4000 метров имела столь малую ширину зоны обстрела и большое время полета, что на высоте 4000-5000 метров она практически бессильна". В связи с этим Артиллерийский комитет в журнале N 227 за 1927 год предложил модернизировать 76-мм пушку обр. 1914/15 г.. Задание на проектирование было дано КБ ОАТ. Проект вскоре был представлен Арткому и одобрен Журналом Артиллерийского комитета N 28 за 1928 год.
Два опытных экземпляра пушки были заказаны ММЗ и заводу N 8. Принципиальные изменения в новой пушке по сравнению с пушкой обр. 1915 г.:
а) длина ствола увеличена до 50 калибров;
б) расточена камора и увеличен заряд;
в) внесены изменения в тормоз отката и усилены пружины накатника;
г) установлен уравновешивающий механизм (из-за значительного смещения центра тяжести качающейся части вперед относительно оси цапф).
Независимо от завершения изготовления опытного образца 9К и результатов отстрела, в начале апреля 1929 года ОАТ получил указание начать валовое производство модернизированной пушки.
...
До 1932года 61-й зенитный артполк был полностью укомплектован новой материальной частью. Первые три батареи прибыли в Севастополь на повозках ЗУ-29, с 4 откидными станинами опорами. Одновременно началось строительство "фортов ПВО" со стационарными позициями для орудий 9К. После окончания строительства стационарных позиций будущих батарей N 73, 74 и 75, в 1932 году, на них были стационарно установлены пушки 9К, прибывшие в апреле 1931 года, а установки на повозках ЗУ-29 были переброшены на Северную сторону для прикрытия строительства 30-й батареи."
Источник: Неменко Александр Валериевич. «"Длинные" и "короткие" Лендеры в обороне Севастополя»

"С орудиями 9К, оставшимися в составе зенитных батарей ситуация чуть проще. В конце октября в Севастополь вернулись 12 орудий в составе 3-х зенитных батарей 114-го артдивизиона (N364-366). Орудия были частично установлены в старых "фортах ПВО". Для 364-й зенитной батареи было начато сооружение новой стационарной позиции в районе бухты Камышовая. Фундаменты орудий были бетонными, погреба и дворики - деревянными. 365-я зенитная батарея заняла бывшие позиции 77-й зенитной батареи на высоте 60.0 над станцией Мекензиевы горы, батарея 366 заняла форт над д. Бельбек (ныне Фруктовое) в районе пересечения дорог Фруктовое-Любимовка и Качинского шоссе (бывшие позиции батареи N 79).
В ходе 2-го штурма обе эти батареи вступили в непосредственное боестолкновение с войсками противника. Позиции 366-й батареи были захвачены противником. До захвата батареи смогли демонтировать и вывезти все стволы и одну тумбу орудия. Вместе с тем, три тумбы от орудий остались на захваченной противником территории, и только в результате дерзкого рейда удалось вывезти еще две тумбы. Последняя тумба была демонтирована после того, как этот участок был отбит советскими войсками в феврале 1942г (8). В результате, материальную часть 366-й батареи удалось сохранить.

365-я зенитная батарея в ходе боев 30-31 декабря 1941года, потеряла практически всю свою материальную часть. Удалось восстановить всего одно орудие. В результате, было принято решение: восстановить 365-юи 366-ю зенитные батареи в трехорудийном составе. Для этого, из состава 364-й батареи было взято два орудия. Орудия были переданы в состав 365-й батареи. Т.е. к началу 3-го штурма, на 365-й были два орудия с 364-й и одно свое, восстановленное.
На 366-й в исправности, так же, находилось лишь одно орудие. Для укомплектования батареи были использованы еще два орудия 364-й батареи. Таким образом, на 366-й, в марте 1942г, так же были два "новых" и одно "родное" орудие. Неисправные орудия 365-й и 366-й батарей были отправлены в ремонт. Из наиболее исправных орудий были отобраны три, которые после восстановления составили материальную часть 364-й батареи. Одновременно был осуществлен перенос 364-й батареи на новую позицию в район казарменного городка 35-й батареи. Орудия установили на фундаменты бывшей 73-й батареи. Средний износ орудий батареи в мае 1942г. составил 196%.
...
В ходе 3-го штурма 366-я зенитная батарея подверглась интенсивному налету немецкой авиации, при одновременном артиллерийском обстреле. В результате налета на батарее в строю осталось всего одно орудие, но даже отбивая одним орудием, батарея жила. Противник захватил позиции батареи только 20 июня 1942г. 365-я батарея так же сражалась до последнего орудия. Все три ее орудия погибли 13 июня 1942г. Эти две зенитных батареи вписали яркую страницу в историю обороны нашего города. Только на 365-й зенитной батарее три человека были удостоены звания героя Советского Союза (случай уникальный в истории)."
Источник: Неменко Александр Валериевич. «"Длинные" и "короткие" Лендеры в обороне Севастополя»

76-мм опытное универсальное орудие Ф-35 подводной лодки Щ-204

"В конце 1940 года Щ-204 передали Техническому Управлению ЧФ для проведения испытаний опытного образца 76,2-мм орудия Ф-35. Это новое неуниверсальное орудие, разработанное под руководством В. Г. Грабина в ОКБ № 42, установили прямо на палубе подлодки, предварительно демонтировав носовую 45-мм установку и срезав площадку под нее. В начале 1941 года Ф-35 успешно испытали, но на вооружение это орудие так и не поступило."
Источник: Царьков А.Ю. «Пушка с подводной лодки Щ-204» (сборник статей «Гангут», выпуск №51/2009)

Крылатая ракета КСС

"Корабельный комплекс КСС («Комета – самолет-снаряд») должен был состоять из нескольких основных элементов. Это были управляемая крылатая ракета, пусковая установка для нее и набор радиоэлектронного оборудования, предназначенного для управления стрельбой, взаимодействия с другими системами корабля. Предполагалось этими ракетами оснастить крейсера проекта 68 бис (типа «Свердлов»), на каждом размещалось 24-28 самолетов снарядов КСС (корабельный снаряд «Стрела»). Разработка самолетов-снарядов выполнялась на базе авиационного самолета-снаряда КС и береговых самолетов-снарядов КСС «Стрела». Самолет-снаряд КСС имел складывающиеся консоли крыла, заваливающийся киль и пороховой стартовый ускоритель. В процессе разработки был решен вопрос старта с корабельных пусковых установок при качке корабля."
Источник: ВТС «БАСТИОН» A.V.Karpenko

Крылатая ракета КСС, Музей Черноморского флота

КСС («Комета — самолёт-снаряд») из состава противокорабельного ракетного комплекса морского базирования. На вооружение не принимался, комплексом был оснащён только экспериментальный крейсер «Адмирал Нахимов», перестроенный по проекту 67-ЭП.

Крылатая ракета КСС, Музей Черноморского флота

Ещё одна странность: у ракеты КСС стреловидное крыло размахом 4,7 метра должно иметь шарниры для складывания поворотом вверх.

Крылатая ракета КСС, Музей Черноморского флота

Самолет-снаряд КСС должен иметь складывающиеся консоли крыла, заваливающийся киль и пороховой стартовый ускоритель в нижней части фюзеляжа. В хвостовой части фюзеляжа также предусматривались крепления для дополнительного вертикального оперения.

"Переоборудование крейсера проекта 68 бис «Адмирал Нахимов» по пр. 67ЭП было начато в апреле 1955 года на николаевском судостроительном заводе №444. Для этого в носовой части корабля установили изготовленную заводом ПТО им. С.М.Кирова открытую поворотную установку лоткового типа на выдвижной тумбе. Для размещения снарядов на корабле установили два ангара побортно от второй башни главного калибра на спонсонах. Спереди носовой башни разместили наклонные газоотражательный щит, ее стволы вывели на максимальный угол возвышения. РЛС наведения С-1 под сферическим обтекателем разместили на специальной мачте, для ее стабилизации использовались элементы поста наведения зенитной артиллерии «Фут-Б». Остальная аппаратура корабельной системы управления «Колчан» размещалась вместо аппаратуры РЛС «Риф-А».
...
Испытания корабельной системы управления проводились на крейсере «Адмирал Нахимов» с сентября 1955 года на Черном море. Самолеты-снаряды прибыли на испытания в ноябре 1955 года. Первый пуск самолета-снаряда КСС с крейсера «Адмирал Нахимиов» был произведен 22 января 1956 года. Первый этап испытаний закончился 26 апреля 1956 года, в качестве целей использовалась десантная баржа с уголковыми отражателями имитирующая ЭМ и быстроходный дистанционно-управляемый торпедный катер. Было выпущено 13 ракет, восемь из них попали в цель при дальности стрельбы от 15 до 43 км. Бортовая аппаратура ракеты КСС проверялась на самолете-дублере МиГ-17СДК. В целом результаты испытаний были признаны успешными и комиссия рекомендовала не проводить совместные испытания, а перейти к постройке серии кораблей пр. 67. В связи с чем работы по проекту 67СИ были прекращены.
"
Источник: ВТС «БАСТИОН» A.V.Karpenko

Крылатая ракета КСС, Музей Черноморского флота

Под обтекателем — полуактивная головка самонаведения КС-1. Характерные черты первых советских крылатых ракет: обтекаемый вытянутый фюзеляж с лобовым воздухозаборником, напоминающий агрегаты истребителя МиГ-15.

Крылатая ракета КСС, Музей Черноморского флота

Стреловидный киль со среднерасположенным стабилизатором. Странность: старые снимки говорят о том, что КСС не имели противофлаттерных грузов на законцовках стабилизатора. Кроме того, на снимках КСС отсутствует антенна в верхней части киля.

Крылатая ракета КСС, Музей Черноморского флота

На верхней поверхности фюзеляжа ракеты КСС (старт с направляющей балки) видны точки крепления, как у базового изделия воздушного базирования КС-1 (узлы подвески под крыло ракетоносца ТУ-16КСР).

"На втором этапе испытаний ракет КСС с крейсера «Адмирал Нахимов» проводившихся с 3 июня по 22 декабря 1956 года было произведено 24 пуска, из них 20 прямых попаданий, в том числе в натурный отсек недостроенного тяжелого крейсера пр. 82. В процессе испытаний были выявлены недостатки комплекса РО: длительная предстартовая подготовка, малая дальность действия. Все это привело к пересмотру программы вооружения ВМФ самолетами-снарядами КСС. В соответствии с Постановлением СМ от 4 июля 1957 года №751-358 работы по проекту 67 прекращались. В ноябре 1957 крейсер «Адмирал Нахимов» перешел на завод № 444 (Черноморский ССЗ) в Николаеве для демонтажа конструкций и устройств, выполненных по проекту 67ЭП и подготовки к перевооружению по проекту 71 (как и 67СИ было отменено).
По расчетам для вывода из строя ЛК пр. 23 необходимо до 13 ракет КСС, для ТКР типа «Балтимор — 7, для АВ типа «Эссекс» — 8-9, ЭМ — 1. На базе ракеты КС были созданы: подвижный комплекс с фронтовой крылатой ракетой ФКР; ракеты береговых противокорабельных комплексов «Сопка» и «Стрела».
"
Источник: ВТС «БАСТИОН» A.V.Karpenko

Крылатая ракета П-15М «Термит»

"В конце 1965 г. в МКБ «Радуга» решили установить на ракеты П-15 бортовую аппаратуру челомеевской ракеты П-25. Работы по модернизации ракеты П-15У были начаты Решением Комиссии по военно-промышленным вопросам при Совмине СССР за № 34 от 4 февраля 1966 г., а потом и Решением за № 99 от 24 мая 1967 г. Однако в ходе модернизации была создана принципиально новая по сравнению с П-15У ракета с существенно увеличенной дальностью полета и сниженной маршевой высотой полета. Бортовая аппаратура стала более помехоустойчивой. Повысилась надежность головок самонаведения, кроме того, у них появилась возможность проводить селекцию целей.
Вместо тепловой головки «Кондор», которыми оснащались ракеты П-15 и П-15У, ракеты П-15М получили тепловую головку «Снегирь».
Новая ракета, или глубокая модернизация П-15У считайте, как хотите, — получила секретный индекс П-15М, несекретный индекс 4К-51 и название «Термит». Внешне ракеты П-15М и П-15У различались мало. Так, П-15М была на 700 мм длиннее П-15У, а диаметр ее стартовика был почти на 100 мм больше, чем у П-15У. Главное же внешнее различие заключалось в расположении гаргрота. У П-15М он шел по правому борту под консолью крыла, а у П-15 и П-15У он располагался снизу ракеты.
Официально же работы считались модернизацией П-15У, и никаких испытаний «Термита», кроме совместных, не проводилось. Их назвали «Совместные испытания ракет П-15М с перестроенного катера пр. 205М». На катере действительно поменяли пусковые контейнеры на более длинные из-за изменений габаритов ракеты.
"
Источник: Широкорад А.Б., "Огненный меч Российского флота"

Крылатая ракета П-15М «Термит», Музей Черноморского флота

Органы управления крылатых ракет типа П-15 располагались по обычной самолетной схеме — элероны на крыле, рули на киле и стабилизаторе.

Крылатая ракета П-15М «Термит», Музей Черноморского флота

При переходе от "ангарной" к "контейнерной" пусковой установке три равномерно расположенные по окружности одинаковые хвостовые поверхности идеально вписались в новый габарит.

Крылатая ракета П-15М «Термит», Музей Черноморского флота

Для уменьшения размеров пусковых контейнеров крылья предварительно складываются и раскрываются при выходе из контейнера. Хвостовое оперение, крыло и механизм его раскрытия в полёте заимствованы у более ранней модификации — П-15У.

Крылатая ракета П-15М «Термит», Музей Черноморского флота

Два разнесенных к бортам гаргрота – основное внешнее отличие П-15М от П-15У, имевшей один подфюзеляжный гаргрот.

В завершение рассказа об этом интересном изделии, приведу ещё одну цитату из книги Широкорада. Перед вами описание анекдотичного случая, произошедшего на испытаниях П-15М. "Первый этап совместных испытаний начался пуском 24 сентября 1958 г. Катер проекта 183Э, находившийся между мысами Чауда и Кыз-Алу, стрелял по неподвижной мишени КЦ-10 на дальность 21,2 км. Из-за отказа канала высоты автопилота пуск был неудачным.
27 сентября произведен пуск при тех же условиях. Но ракета стартовала самопроизвольно — ложный старт при нажатии кнопки «Проверка ламп» в ПУС «Клен».
22 ноября пуск ракеты при тех же условиях оказался неудачным из-за отказа в работе регулятора давления в камере сгорания маршевого двигателя и, как следствие, прогара стенок камеры давления и разгерметизация.
По крайней мере, так было записано в официальном отчете по испытаниям. А по рассказу Ю.С. Кузнецова дело происходило несколько иначе.
Перед пуском произошла административная перестановка: ведущий специалист по П-15 А.Г. Черкаев был переведен на мыс Фиолент, где испытывались баллистические ракеты, а на его место назначили инженер-капитана 2 ранга П.И. Богуна. Тем не менее Черкаев от нечего делать (он так потом это объяснял на заседании комиссии) отправился на катере проекта 183Э к месту пуска. До пуска оставалось около минуты, и Черкаев случайно, «непроизвольно», дотронулся до какой-то кнопки (он потом и не вспомнил, до какой именно) на пульте предстартовой подготовки и производства пуска. Но, как он утверждал потом, не до пусковой кнопки. Тем не менее произошел самопроизвольный пуск, и ракета улетела «в белый свет, как в копеечку». Хорошо, что уже была объявлена боевая готовность, весь личный состав стрелявшего катера находился в укрытиях и была открыта крышка пусковой установки. Ну прямо как в фильме «Особенности национальной рыбалки»!
Руководство полигона и флота решило по сему случаю шума не поднимать и замять эту историю. Тем не менее в Феодосию съехались специалисты из Дубны, КБ-1, завода № 5 и от фирмы Картукова, где производились стартовики. Но, увы, вся эта компания так и не сумела разобраться, почему произошел старт ракеты и какая при этом была нажата кнопка. Как писал Кузнецов, в конце заседания комиссии ее председатель — представитель НИИ-4ВМФ (в/ч 31303), острослов и весельчак инженер-капитан 2 ранга С.Н. Бирон — заявил: «Сейчас я задам вопрос товарищу Черкаеву, который поставит в этом темном деле все на свои места, а всем нам сделает правильные выводы. Александр Георгиевич! А вы как надавили на эту злополучную кнопку? Очень сильно или слегка дотронулись?» Черкаев с серьезным видом задумался, а затем ответил: «Я нажал на кнопку со средней силой». Все рассмеялись, и заседание закончилось.
"
Источник: Широкорад А.Б., "Огненный меч Российского флота"

Крылатая ракета П-6

"В Северодвинске ленинградские наладчики полностью провели пуско-наладочные работы нашего ракетного комплекса. Как я уже писал, мы отстрелялись ракетой П-5. Настало время учебно-боевых стрельб ракетой П-6. П-6 – это ракета, из-за которой вообще построен наш корабль. Она предназначена для поражения авианесущих кораблей противника. Она была новым грозным и основным оружием лодок 651 и 675 проекта в модификации П-35 она использовалась на надводных кораблях. Ракетоносный крейсер «Варяг», который проходил наладочные испытания в то же время, что и мы в Северодвинске, тоже был оснащён комплексом крылатых ракет.

На уровне шестидесятых годов это была, как теперь называют, ракета со встроенным интеллектом. Первое достижение - это раскрывающееся, как и у П-5, крыло. Всё гениальное просто. Контейнер, в котором ракета базировалась на борту лодки, был круглый. Диаметр примерно два метра. Длина пятнадцать метров. Чтобы ракета могла стартовать, спарка из двух контейнеров гидравликой поднималась под углом пятнадцать градусов к плоскости палубы. Ракета летела на жидкостном реактивном двигателе (как самолёт). В ранней литературе она и описывалась как самолёт-снаряд. В контейнере ракета лежала со сложенными крыльями. Они висели по обе стороны фюзеляжа, как у птицы со свисающим, пораженным крылом, хотя такого впечатления она не производила. Крылья крепились к фюзеляжу при помощи шарнирных петель, очень похожих на дверные. В момент вылета из контейнера аэродинамической силой крылья распахивались, а в месте где они, распахиваясь, примыкали к фюзеляжу, была защёлка, крылья прочно пристёгивались к ракете и с этого момента это был уже полноценный самолёт.

Предстартовая подготовка контролировалась несколькими счётно-решающими приборами, учитывающими морскую качку и данные о скорости и направлении ветра. Был счётно-решающий прибор определения вероятности попадания в цель. Он состоял из множества шестерёнок. Однажды на одной из шестерёнок сорвало шпильку, которой она крепилась к оси. Я аккуратнейшим образом выставил весь механизм, достал запасную шпильку, закрепил шестерёнку. Прибор показывал ошибку в двести пятьдесят километров. Пришлось вызвать наладчиков из Ленинграда. Прибор починили.

Траектория полёта П-6, была уникальной.
Первая часть – ракета набирает высоту. Предел высоты до семи километров. Вся дальность полёта была до четырёхсот километров. На этом участка оператор на подводной лодке, а в нашем случае это был я, по пеленгу (светло-зеленой отметке положения ракеты относительно курса корабля на тёмном - правом телевизионном экране прибора управления ракетой в полёте) управляет ракетой также, как моделист управляет радиоуправляемой моделью. Задача оператора в случае сноса ракеты ветром или по другим причинам отклонения ракеты от курса вернуть её на заданный курс.
Во второй части, за сорок километров до цели ракета включала собственный радар и передавала оператору на левый телевизионный экран прибора управления ракетой в полёте локационную картинку расположения кораблей противника.
Командир БЧ-2 на своём приборе, у которого было четыре экрана, мог наблюдать за всеми четырьмя ракетами и давать устно команды каждому оператору управления.
Командир лодки на своём боевом посту мог просмотреть все четыре картинки со всех четырёх ракет поочерёдно. Световым пистолетом он давал всем четырём операторам по очереди целееуказание. Кому какую цель атаковать.
В третьей части, оператор указывал своей ракете цель и давал команду «захват». После этого радарная головка ракеты привязывалась к цели. Ракета падала в пике. Самое сложное было пике с высоты несколько километров на высоту сотни метров над уровнем моря. Ракета, запомнившая свою привязку, к цели вылетала практически из-за горизонта на высоте сто метров над уровнем моря. Поразить её в этом полёте было невозможно. Первые пуски определили самую сложную задачу – выход из пике. Воздухозаборник реактивного двигателя ракеты находился под брюхом ракеты и в нижней точке пике при волнении на море иногда черпал гребень волны, что приводило к падению ракеты. Иногда, из-за колебательного режима при выходе из пике, ракета перескакивала цель. Когда эти задачи были решены, Северодвинский завод не успевал варить цели - все ракеты ложились точно в борт.
"
Источник: Максим Ильич Вольнов » Мемуары, воспоминания » Подводные лодки 651 проекта » Глава 10. Ракета П-6

Крылатая ракета П-6, Музей Черноморского флота

Конструктивно ракеты П-6/П-35 представляли собой развитие ПКР П-5 (одинаковые аэродинамические схемы, стартовые ускорители и пусковые контейнеры). Ракета хранилась полностью снаряжённая с пристыкованными твердотопливными ускорителями и не требовала после погрузки в контейнер никакого обслуживания. Управление всеми механизмами контейнера, связанными с приведением его из походного положения в стартовое и обратно, осуществлялась дистанционно с пульта управления, расположенного в первом отсеке подводной лодки.

Крылатая ракета П-6, Музей Черноморского флота

Маршевый двигатель ракеты должен был выйти на рабочий режим в контейнере до старта. Стартовые ускорители работали всего около 2-х секунд и сбрасывались. Проверка работы систем со слэнговым названием "горячая гонка" выполнялась так: в контейнеры загружали учебно-действующие ракеты (УДР) и маршевый двигатель должен был полностью отработать в контейнере. ПЛ при этом находилась у причала.

Крылатая ракета П-6, Музей Черноморского флота

Складное стреловидное крыло. С целью уменьшения поперечных габаритов изделия в транспортном положении еще в рамках проекта П-5 был разработан автомат раскладки крыла (его разработка и отладка заняли пять лет). После выхода ракеты из пускового контейнера автоматика самостоятельно поднимает консоли и закрепляет их, обеспечивая правильный полет.

"в 1963г. ещё не все лодки 651 и 675 проектов были укомплектованы специалистами по управлению крылатыми ракетами. В 1965 г. мы уже базировались в «Западной Лице». Ходили на стрельбы, сдавали задачи. Зимой того же года я был временно приписан на К-77 – командир Калашников Николай. Это был молодой, энергичный, статный офицер.
...
Отстрелялись нормально. Калашников, со свойственным ему юмором на доклад: «Ракета вышла» (т.е. старт прошел успешно, ракета вышла из контейнера и уже в полёте). Задавал вопрос: «Как откат?» (откат бывает только у пушек, в момент выхода снаряда из ствола). Командир БЧ-2 отвечал: «Откат нормальный» (т.е. при откате ни кто не пострадал). Конечно, при стрельбе ракетами ни какого отката нет и быть не может. Но эта артиллерийская шутка настраивала экипаж на весёлый лад и поднимала настроение.
...
Только вернулись в базу, снова в поход. Внеплановая стрельба. На флоте не положено задавать вопросы. Стрелять – так стрелять. Ракета загружена. Выходим на огневой рубеж. Сколько нервов стоила стрельба этой ракетой, которая не дошла до цели. Предстартовая подготовка – отлично. Выходим на цель. Старт. Я веду ракету. За сорок километров до цели открылась картинка радара ракеты. Всё спокойно. Вдруг вижу справа ложную цель. Её здесь не должно быть. Горло Белого моря перекрыто, всем судам запрещено появляться в коридоре стрельбы. До острова Самба Луда, за которым стоят цели ещё далеко, он даже пока не виден на экране. Я вижу, что ракета разворачивается на ложную цель. Командую «Влево». Ракета не слушается. «Отбой! Отбой! Отбой!» - ракета захватывает ложную цель. Экран гаснет, ракета несётся в атаку на ложную цель. Я, превозмогая себя, докладываю в центральный пост: «Товарищ командир! Ракета захватила и атаковала ложную цель». В ответ молчание в течение пяти часов.
С боевого поста уйти нельзя. Стреляли одной ракетой. Соседних операторов нет. В приборный отсек никто не заходит. Виктор Палыч за четвёртым прибором командира БЧ-2 тоже сидит молча. Чего только не передумал я за эти часы. Не уследили за рыбаком, неучтённый пассажирский корабль. Военные не могли пропустить на полигон посторонний корабль, они все дисциплинированные и понимают, что любой корабль в коридоре полёта ракеты потенциальный утопленник. Через пять часов командир сам спускается на приборную палубу. Телеметрия сообщила: «Поразили мусорную баржу, оторвавшуюся в шторм и уже месяц дрейфующую в Кандалакшском заливе». Позже мы узнали, что эта ракета проходила транспортные испытания. Её возили по железной дороге во Владивосток и обратно, а потом поставили на стрельбы. Видно что-то замкнуло у неё при тряске по железной дороге.
"
Источник: Максим Ильич Вольнов » Мемуары, воспоминания » Подводные лодки 651 проекта » Глава 10. Ракета П-6

Крылатая ракета П-6, Музей Черноморского флота

В хвостовой части ракеты П-6 несколько небольших гребней и рулей, а также киль с рулем направления, расположенный под фюзеляжем. По бокам от киля — два стартовых твердотопливных двигателя.

Крылатая ракета П-6, Музей Черноморского флота

Для первоначального разгона и подъема ракеты в воздух использовались два пороховых ускорителя тягой 18,3 т. Запаса топлива хватало на 2 секунды работы, после чего ракета, набрав скорость, могла продолжать полет самостоятельно.

"Погрузка ракет П-6 тоже ритуал. Контейнера подняты, крышки открыты. Трейлер привозит погрузочную раму. Автомобильный кран подаёт раму для стыковки с контейнером. Я и Ваня Смагин двумя шкертами одерживаем раму от раскачки, а Гена Ерохин направляет её в стыковочный узел контейнера. Рама установлена. Подвозят ракету.
Я стою на контроллере электролебёдки погрузочной рамы. Управляя контроллером, я подвожу платформу погрузочной рамы под то место, куда опустят ракету. Платформа может скользить по направляющим погрузочной рамы. Направляющие погрузочной рамы состыкованы с направляющими контейнера. По этим направляющим ракета на платформе спускается в контейнер. Платформа с ракетой скользит по направляющим под собственным весом, так как угол наклона контейнера пятнадцать градусов относительно палубы лодки, но трос электролебёдки одерживает её от неуправляемого скольжения. Ракета зависает над платформой. С одной стороны её надо одерживать от раскачки ветром. С другой, надо так поставить платформу так, чтобы ложе платформы совпало опорными местами ракеты. Ракета на платформе должна лежать на брюхе.
Как только ракета уложена, Ваня Смагин с одной стороны и Гена Ерохин с другой освобождают её от погрузочной трапеции, которая крепится к ракете четырьмя рымболтами, а кран держит погрузочную трапецию за серьгу. Всё сделано. Я, медленно управляя контроллером, опускаю ракету в контейнер. Ракета встала. Её бортразъём состыковался с бортразъёмом контейнера. Убираем платформу на раму. Кран снимает раму. Ваня бежит в отсек и устанавливает гидравликой крепление ракеты по-походному. Осторожно, крышки контейнеров закрываются, задраиваются кремальерой. Спарка контейнеров опускается. Ракетная часть к бою – походу готова.

В воздухе ракета летит благодаря ЖРД (жидкостному реактивному двигателю), а из контейнера выходит на двух пороховых двигателях. Старт ракеты - сильное и не безопасное зрелище. Для того чтобы поджечь порох в пороховых двигателях надо к ним подсоединить разъём – двадцать четыре вольта. Напряжение, естественно, подаётся из отсека, но предварительно надо подсоединить кабель вручную. Операция простая, но опасная. Несмотря на то, что есть прибор, который показывает, что в момент подключения напряжения нет, всегда страшно – а вдруг оно появится, когда человек подсоединяет провода. Тогда он сгорит дотла, даже пепла не останется. Поэтому мы исключали тех, кто женат, а среди оставшихся бросали жребий - на кого выпадет тот и идёт подключать стартовики.
"
Источник: Максим Ильич Вольнов » Мемуары, воспоминания » Подводные лодки 651 проекта » Глава 10. Ракета П-6

ЗУР В-600 (4К90) из состава ЗРК М-1 «Волна»

Первые отечественные ЗРК (С-25 и С-75) создавались для поражение высокоскоростных высотных целей. По сути, с их помощью решалась задача: как защитить наземные объекты от бомбардировщика с ядерной бомбой, который поднялся выше зоны поражения крупнокалиберных зенитных орудий и выше практического потолка истребителей-перехватчиков? Боевое применение С-75 во Вьетнаме показало, что задача борьбы со стратегическим бомбардировщиками В-52 решается достаточно успешно. Но как быть с ударной фронтовой авиацией, которая ушла на малые высоты, под нижнюю границу зон поражения ЗРК?
Ответом на этот вопрос стал принятый на вооружение в 1961 году ЗРК С-125, предназначавшийся для перехвата скоростных целей на высотах от 100 до 5000 метров. К сожалению, дальняя граница зоны поражения С-125 была мала - всего 12 километров.

"Требования флота и Войск ПВО к ракетам несколько отличались. Моряки нуждались в ЗУР, обеспечивающей поражение самолетов и противокорабельных ракет, летящих над ровной морской поверхностью на высотах от 50 м. Войска ПВО допускали минимальную высоту поражения целей порядка 100 м, ниже которой не ожидалось применения боевой авиации по наземным целям. Поэтому конструкторы решили использовать различные траектории полета—с подлетом к высотной цели снизу, а к маловысотной — сверху, что потребовало размещения на ракете двух приемных антенн радиовзрывателя. Принципиально различным было и закрепление ракет на пусковых установках. К подверженной качке корабельной ПУ они подвешивались под направляющими, на бугелях, расположенных на стартовой ступени. На наземной ПУ, наоборот, ракета опиралась бугелями на направляющую. Имелись отличия и в размещении антенн на аэродинамических поверхностях.
...
ЗРК семейства «Волна» могли применяться как универсальные, обеспечивая при отключенном радиовзрывателе ракеты поражение надводных целей. Эта возможность была очень важна, так как на большинстве кораблей, оснащенных М-1, не было ни ПКР, ни солидной артиллерии. Правда, малая мощность боевой части ЗУР В-600 и В-601 более соответствовала требованиям к противокатерному, чем к противокорабельному оружию."
"
Источник: Р. Ангельский, В. Коровин, «Зенитный ракетный комплекс М-1 "Волна"» («Техника и вооружение» №11/2013)

ЗУР В-600 (4К90) из состава ЗРК М-1 «Волна», Музей Черноморского флота

Зенитная управляемая ракета В-600 в полётной конфигурации. Для поражения низколетящих скоростных целей требовалось обеспечить большую среднюю скорость полета и высокую маневренность ЗУР.

ЗУР В-600 (4К90) из состава ЗРК М-1 «Волна», Музей Черноморского флота

Для обстрела целей на ближней границе зоны поражения было необходимо предельно сократить дистанцию вывода ракеты на траекторию наведения, добиться высокой точности выдерживания ею направления на стартовом участке и максимально достижимых перегрузок при старте с предельно коротких направляющих.

Узел поворота стабилизатора ЗУР В-600 (4К90) из состава ЗРК М-1 «Волна», Музей Черноморского флота

Для обеспечения устойчивости полета требовались стабилизаторы с размахом, превышающим габаритные ограничения.

ЗУР В-600 (4К90) из состава ЗРК М-1 «Волна», Музей Черноморского флота

Каждый из четырех прямоугольных стабилизаторов закреплён в шарнирном узле на корпусе стартового двигателя. До старта стабилизаторы примыкают длинной передней кромкой к двигателю и фиксируются кольцом из проволоки. В начале движения ЗУР по направляющей ПУ проволока перерезается. Стабилизаторы за счет инерционных сил разворачиваются, откидываются назад и фиксируются в новом положении.

"Эскизный проект В-600 был подготовлен к середине 1957 г. и принят без существенных замечаний. Наряду с ракетой основными элементами корабельного комплекса М-1 стали станция наведения ракет «Ятаган» и ПУ с системой хранения и заряжания ракет ЗИФ-101.
Антенный пост станции наведения «Ятаган», стабилизированный электрическими приводами, располагался на башенноподобном основании и включал в себя две пары сегментных параболических антенн, расположенных горизонтально и вертикально, а также антенну передачи команд на ракету. Большая пара антенн отслеживала положение цели, меньшая — следила за ЗУР.
...
ЗРК М-1, особенно в его первоначальной модификации, не был лишен недостатков. Явно низка была его боевая производительность (два залпа в минуту), не позволявшая даже «тройке» из крейсера пр.58 и двух БПК пр.61 устоять при нанесении по ним штурмового удара авианосных истребителей-бомбардировщиков хотя бы в течение четверти часа, что позволило бы советским морякам выбрать «главную цель» и выдать целеуказание на четыре ПКР П-35 первого залпа крейсера. Даже в идеальном случае зенитные ракеты успели бы сбить на дальней и на ближней границах зоны поражения всего по 4–5 из 12 самолетов вражеской эскадрильи. По оптимистическим расчетам начала 1960-х гг., даже крупное соединение советского флота, включавшее по три ракетных крейсера пр.58, БПК пр.61 и эсминцев типа пр.56А с комплексом «Волна», смогло бы отразить атаку девяти вражеских самолетов, летящих с дозвуковой скоростью на средних высотах с вероятностью не более 0,6.

Применение в аппаратуре станции «Ятаган» элементной базы 1950-х гг. определило необходимость ее длительного прогрева (около 5 мин), что существенно превышало время подлета низколетящей цели от момента ее обнаружения. При этом даже при «прогретой» аппаратуре интервал от получения целеуказания до старта ракет составлял около 40 с, а до поражения цели на дальнем рубеже — почти минуту.
Двухступенчатая схема ЗУР В-600 и В-601 создавала угрозу поражения соседних кораблей падающими стартовыми ускорителями, так как установленные ограничения по их взаимному маневрированию неизбежно нарушались бы в реальной боевой обстановке.

Однако даже при ограниченной боевой эффективности ЗРК М-1 представлял серьезную угрозу для авиации противника. Никому не хотелось быть сбитым над океаном, даже добившись прорыва к цели большинства истребителей-бомбардировщиков, атакующих советские корабли. Поэтому с внедрением комплекса «Волна» за рубежом стали уделять все большее внимание созданию авиационных противокорабельных ракет, позволявших пилотируемым самолетам не входить в зону поражения ЗУР.
"
Источник: Р. Ангельский, В. Коровин, «Зенитный ракетный комплекс М-1 "Волна"» («Техника и вооружение» №11/2013)

Сопловой блок стартового двигателя ЗУР В-600 (4К90) из состава ЗРК М-1 «Волна», Музей Черноморского флота

Сопловой блок стартового двигателя оснащался «грушей», позволявшей регулировать площадь критического сечения в зависимости от температуры окружающей среды. Заднее днище корпуса и сопло двигателя прикрывались хвостовым отсеком в форме усеченного обратного конуса.

Коробчатый блок с устройством запуска двигателя маршевой ступени ЗУР В-600 (4К90) из состава ЗРК М-1 «Волна», Музей Черноморского флота

Сверху конического переходного отсека (между стартовой и маршевой ступенями) устанавливается коробчатый блок с устройством запуска двигателя маршевой ступени.

ЗУР В-600 (4К90) из состава ЗРК М-1 «Волна», Музей Черноморского флота

К корпусу маршевой ступени крепятся консоли крыла с элеронами. Два короба бортовой кабельной сети проходят от переднего торца отсека боевой части до хвостового отсека маршевой ступени по левому и правому бортам ракеты.

С нелёгкой руки историка-популяризатора А.Широкорада ЗРК М-1 «Волна» часто упоминается в связи с пожаром и последующей гибелью БПК проекта 61 «Отважный». Он же озвучил версии о диверсии на корабле и о влиянии индукционного тока, наведенного РЛС соседних кораблей. К этой же куче им прилеплены катастрофы линкоров "Новороссийск" и "Императрица Мария".
Если излагать кратко, то 30 августа 1974 года «Отважный» вышел в учебный полигон Черноморского флота. Одним из элементов учений должны были стать стрельбы ЗРК М-1 «Волна» в условиях радиолокационных помех. Ещё до начала стрельб на БПК произошёл самопроизвольный запуск двигателя одной из ракет В-601 кормовой установки ЗИФ-101, которая даже не должна была участвовать в учениях. Это привело к взрыву и пожару в погребе боезапаса №8. Помощь в борьбе с огнём с других кораблей была организована своевременно. Позже, из Севастополя подошли спасательные суда. Буксировка горящего корабля к берегу была начата буквально через час после начала пожара, но производилась неумело.
БПК проекта 61 должны сохранять плавучесть и положительную остойчивость даже после затопления трех смежных отсеков корпуса. На «Отважном» было затоплено четыре смежных отсека, но он держался на плаву. Прошло уже 5 часов с начала пожара и тут на корме взорвались авиационные бомбы и керосин для противолодочного вертолёта Ка-25. После этого вода затопила ещё два отсека, «Отважный» потерял остойчивость и затонул.

"Споры о причинах произошедшей трагедии растянулись на несколько десятилетий. В 1977 г. был изготовлен натурный отсек «Отважного», воспроизводивший кормовой погреб с находящимися в нем ракетами. На полигоне под Ленинградом в 1978–1979 гг. осуществили серию испытаний, в ходе которых воспроизвели все возможные варианты несанкционированного включения двигателей ракет в корабельном погребе. По результатам этих работ комиссия пришла к выводу, что запуск двигателя произошел из-за случайного совпадения, как минимум, двух неисправностей. Весьма эффективная автоматизированная система пожаротушения «Карат» была переведена в полуавтоматический (т. е. сигнальный) режим в соответствии с совместным решением флота и промышленности от 27 декабря 1968 г., задолго до трагического происшествия. Ранее излишне чувствительные датчиковые системы «Карата» часто давали ложные сигналы тревоги, особенно в знойном Средиземноморье. Включавшиеся автоматически системы орошения ракет водой под давлением выводили из строя ЗУР всего дорогостоящего боекомплекта ЗРК, после чего следовали суровые «оргвыводы» в отношении командира и офицеров корабля."
Источник: Р. Ангельский, В. Коровин, «Зенитный ракетный комплекс М-1 "Волна"» («Техника и вооружение» №11/2013)

ЗУР В-611 (4К60) из состава ЗРК М-11 «Шторм»

"Кораблестроительной программой на семилетку 1959–1965 гг. наряду со строительством ракетоносцев и противолодочных кораблей пр.57бис, пр.58, пр.61 и пр.1123 предусматривалась постройка трех специальных кораблей ПВО пр. 1126 и пяти кораблей радиолокационного дозора пр.62. На них предполагалось установить универсальный ракетный комплекс М-11, предназначенный для борьбы не только с воздушными, но и с надводными целями типа эсминцев, торпедных катеров и катеров-ракетоносцев.

На первых этапах разработки М-11 планировалось обеспечить максимальную преемственность с ЗРК М-1, а по возможности — и унификацию с его элементами. При этом одновременно со стремлением вписаться в ограниченные объемы погребов боезапаса кораблей предполагавшаяся унификация определила и длину ракеты нового комплекса, практически равную длине ЗУР комплекса М-1. С другой стороны, по дальности действия новый комплекс не должен был уступать корабельному варианту ЗРК средней дальности С-75 — М-2»Волхов-М» с ракетой В-753, установленному на крейсере «Дзержинский».
...
Создание ракеты В-611 для ЗРК М-11 поручили возглавляемому П.Д. Грушиным ОКБ-2 (в дальнейшем — МКБ «Факел»), Заказчики из ВМФ настаивали на том, чтобы в составе новой ракеты использовались только твердотопливные двигатели. Первые же оценки показали, что при использовании рецептур твердых топлив, освоенных к концу 1950-х гг., достичь требуемых характеристик ракеты при ее одноступенчатом исполнении не удастся. Двухступенчатый вариант В-611 имел преимущества по энергетике, но создавал проблему падения ускорителей на соседние корабли.
Наиболее рациональным для ракеты был признан двухрежимный двигатель. Он обеспечивал как стартовый режим большой тяги, необходимый для энергичного старта с короткой направляющей и быстрого разгона, так и маршевый — для поддержания высокой средней скорости полета."
Источник: Р. Ангельский, В. Коровин, «Зенитный ракетный комплекс М-11 "Шторм"» («Техника и вооружение» №12/2013)

"В целом, за годы службы «Шторм» положительно проявил себя, явившийся, по характеристике «бессменного главкома» советского флота С.Г. Горшкова, «становым хребтом противовоздушной обороны флота». Более того, так как «Шторм» размещался в основном на кораблях, лишенных ударного ракетного вооружения, он стал и важнейшим противокорабельным оружием крупнейших надводных кораблей флота постройки конца 1960-х и 1970-х гг., за исключением тяжелых авианесущих крейсеров.
Разумеется, «Шторм» был не лишен недостатков, наиболее очевидным из которых была громоздкость станций наведения и большая масса и габариты ракеты. В частности, жесткие ограничения по длине, связанные с так и не реализованной унификацией с М-1, привели к выполнению корпуса в непривычном для зенитной ракеты малом удлинении, что обусловило значительное аэродинамическое сопротивление и быстрое торможение ракеты по окончании работы двигателя.
...
По масштабам развертывания ЗРК М-11 примерно вдвое уступал комплексу М -1, который он сменил в качестве основного зенитного оружия кораблей большого и среднего водоизмещения. Изготовили 44 комплекса для ОС-24 и 22 боевых кораблей, в то время как 72 комплекса М-1 установили на 51 корабле (включая пять, построенных для Индии). Комплекс М-11 «Шторм» никогда не поставлялся за рубеж, но в ряде публикаций 1990-х гг. его представляли под «экспортным» наименованием «Шквал».
После 2010 г. на флоте остался всего один корабль-носитель М-11 — БПК «Керчь», основательно модернизированный к 1988 г. с заменой «Восхода» на новейшую станцию «Подберезовик». Перспективы его длительного сохранения в составе флота сомнительны. Однако вместе с ними не уйдут в историю основные конструктивные решения ракеты В-611, с которой еще в 1960-х гг. был проведен ряд работ, преследовавших цель использовать ее для решения других задач."
Источник: Р. Ангельский, В. Коровин, «Зенитный ракетный комплекс М-11 "Шторм"» («Техника и вооружение» №12/2013)

Секретная гаубица конструкции графа Шувалова

"Первое упоминание о новом орудии встречаем 2 июля 1753 г., когда П.И. Шувалов подает в Сенат проект и чертежи гаубицы «с овалистым калибером, из которого рассуждается в стрелянии картечами лутчий способ». Картечи при выстреле нового орудия «более по линии в стороны раздаваться имеют, а не так, как до ныне от круглых калиберов большое число вниз и вверх праздно падают»
...
В протоколах есть сведения о результатах сравнительных стрельб. Только после стрельб Сенатом и Военной коллегией было сделано заключение о том, что новая гаубица «несравненно против старой гаубицы сильнее и далее бьет, и по линии фрунта более 21 саженей захватывает, а в баталии и первая, и вторая линии полков были бы поражены». П.И. Шувалов впоследствии организовал устранение недостатков, высказанных Сенатом и Военной коллегией, добиваясь увеличения разлета картечи по фронту при сохранении убойной силы на тех же дальностях. Сенат после обсуждения результатов стрельб принимает решение о принятии орудия на вооружение и ставит задачу изготовить предложенное Шуваловым количество орудий – 69 и выделить необходимую сумму – 64 439 рублей с последующим содержанием с годовым расходом 11 380 рублей.
...
В 1753 г. делалась ставка на применение только картечи, а не других снарядов видов – ядер, бомб и брандкугелей (разрывных и зажигательных снарядов. – В.О.). В этом недостатке обвиняли критики «секретных» гаубиц, не упоминая о том, что на вооружении полковой артиллерии русской армии в то время стояли пушки, стрелявшие только ядрами, которые не могли обеспечить огневое противодействие наступающим массам пехоты и конницы. А сам П.И. Шувалов уже в 1756 г. писал о недостатках секретных гаубиц главнокомандующему генерал-аншефу С.Ф. Апраксину, предлагая их усовершенствовать.
Шувалов с подчиненной ему Канцелярией Главной артиллерии и фортификации начал работы по доработке «секретных» гаубиц образца 1753 г. Дальнейшие работы с использованием характеристик конструкции созданного М. Даниловым и М. Мартыновым знаменитого единорога привели к модернизации орудия, получившего возможности для стрельбы другими видами снарядов, хотя и за счет дальнейшего усложнения процесса создания гаубицы «нового рода».
В 1758 г. отливаются секретные гаубицы с конической зарядной каморой, как у единорогов, стрелявшие кроме картечей еще и ядрами, бомбами и брандкугелями «прежних секретных шуваловских преимущественнее и на дальнейшее расстояние действуют»."
Источник: В.В. Оточкин «"Секретная гаубица" П.И. Шувалова: история создания и боевого применения»

Секретная гаубица конструкции графа Шувалова, Музей Черноморского флота

Полевое орудие, разработанное специально для стрельбы картечью

Секретная гаубица конструкции графа Шувалова, Музей Черноморского флота

Орудие принято на вооружение русской армии в 1753 году

Секретная гаубица конструкции графа Шувалова, Музей Черноморского флота

Выпущено таких орудий примерно 70 штук

"Командир роты Архангелогородского полка А. Болотов так описывал Егерсдорфское сражение: «В сие время привезены были в полки новые и славные секретные шуваловские гаубицы. Мы удивились, увидев сии огнестрельные орудия, и не могли довольно начудиться, для чего дулы прикрыты у них медными сковородками, и замкнуты, и опечатаны. К сим пушкам и близко никого не допускали. Но всегда стоял подле ее особливый человек, а для стрельбы определен был в каждый полк особливый артиллерийский офицер с особой канонирской командой, которой под смертной казнью запрещено было о них сказывать». И далее описание хода боя: «Одни только пушечные выстрелы были отличны, а особенно из наших секретных шуваловских гаубиц, которые по особенному своему звуку и густому черному дыму мы (могли. – В.О.) явственно видеть и отличать от прочей пушечной стрельбы».
В донесении императрице после сражения под Егерсдорфом главнокомандующий генерал-фельдмаршал С.Ф. Апраксин отмечал: «Наша артиллерия, а особливо новоизобретенные генералом-фельдцейхмейстером графом Шуваловым, по имени его шуваловскими названные, гоубицы такое при том имели действие, что, заслуживая ему справедливую похвалу, не токмо не допустили стремящегося неприятеля ворваться в наши линии, но паче кавалерию его в крайнее привели замечание (замешательство. – В.О.)»
...
Шуваловские гаубицы находились в артиллерии действующей армии до конца Семилетней войны. Тогда же принимались решения о вооружении гаубицами образца 1758 г. артиллерии полков, несших охрану границ и гарнизонов крепостей29. Одно из последних прижизненных распоряжений самого П.И.Шувалова «о вылитии к шуваловым гаубицам “нового рода” по 50-ти к каждой трех калиберов бомб, ядер, брандкугелей» и об отправке команды для изготовления для крепостей сибирских гарнизонов 10 шуваловских секретных гаубиц. После смерти П.И. Шувалова в 1762 г. орудия как сложные визготовлении были сняты с вооружения, хотя в войсках находились до сере дины 70-х гг. XVIII в."
Источник: В.В. Оточкин «"Секретная гаубица" П.И. Шувалова: история создания и боевого применения»

Образцы минного оружия

Авиационная донная мина АМД-2М, Музей Черноморского флота

Авиационная донная мина АМД-2М

Корабельная противодесантная мина КПМ, Музей Черноморского флота

Корабельная противодесантная мина КПМ

Противолодочная подлёдная якорная мина ПМ-2, Музей Черноморского флота

Противолодочная подлёдная якорная мина ПМ-2