Юпитер-37А с установленным самодельным хвостовиком был приобретен мной в комиссионке за 900 рублей. Прелесть отечественной оптики с буквой "А" в том, что они имеют съемные хвостовики. Их замена позволяет использовать один и тот же объектив на камерах с разными байонетами. Таким образом, если вам достался Юпитер-37А, который не встает на ваш Nikon, то надо купить переходное кольцо КП А/Н или выточить из дюралюминия аналог.
Желающие могут посмотреть чертеж КП-А/Н на http://phototech.by.ru/accesories/kp-an.shtml. Для нормального токаря работа, в общем-то, пустяковая. Цитата в тему из книги "Фотолюбитель-конструктор": "Кольцо КП-А/Н может быть использовано для установки сменных объективов с резьбой M42x1, снабженных адаптером А, на фотоаппараты, имеющие байонетное крепление объективов типа "Н" ("Никон"). Кольцо изготавливают из дюралюминия марки Д16-Т".
Процесс замены хорошо описан в фотоинструкции от Сергея Елизарова.
Зачем такие сложности? Всё просто. Дело в том, что в СССР наиболее распространены были объективы с присоединительной резьбой М42. Найти или изготовить переходник с резьбы М42 на байонет Никон - не проблема. Таким образом, какой-нибудь Гелиос вполне можно установить на D50/70/80/90/200/300 и т.д. Проблема в том, что фокусироваться на бесконечность при использовании простого переходного кольца - невозможно.
Поэтому выпускаются 2 вида переходников (Поиск-Фото , Jolos и др.) с М42 на Никон - с линзой и без неё. Если переходник без линзы, то у вас нет наводки на бесконечность. Это сразу ограничивает область применения неродных объективов макросъёмкой, натюрмортом и портретами. Вот как эта ситуация поясняется в документации переходного кольца производства Jolos: "Из-за невозможности скомпенсировать разницу рабочих отрезков без применения дополнительной задней линзы, что естественно приводит к потере качества изображения, метражная шкала оптики М42 не сохраняет свои значения и, как следствие фокусировка до бесконечности невозможна. Примерные расстояния фокусировки: 50мм - 1.5м; 85мм - 3.5м; 135мм - 6м". Линза же вносит искажения и несколько портит изображение, особенно по углам кадра. Конечно, диафрагмируя объектив можно уменьшить сферические аберрации и потерять в светосиле. Но, как говорится: "За что боролись?".
Как я уже говорил, мой экземпляр был снабжен самодельным съемным хвостовиком, поэтому штатный КП-А/Н искать для него не пришлось. Точность его изготовления оказалась вполне пристойна, снимается и одевается отлично, никакого люфта. Объектив имел подобающее возрасту количество царапин на корпусе, а также пыли внутри него. При этом кольца фокусировки и диафрагмы вращались плавно и без заеданий. Интересная особенность - кольцо диафрагмы можно сдвигать на себя и фиксировать в выбранном положении. Дефектов стёкол не выявлено.
Да, конечно, экспозамера с неавтофокусным объективом на Nikon D50 нет. В настоящий момент такая "роскошь" доступна только на старших камерах D200/D300. Кстати, в фирме Canon видимо думают примерно также. На их платформе нет проблемы разных рабочих отрезков, т.е. можно легко (через переходник EOS-M42) установить какой-нибудь Гелиос, но камера все равно не сможет связаться с оптикой, поэтому подтверждения точной фокусировки не будет. Обмануть камеру можно с помощью "Одуванчика" Виктора Лушникова. Кому интересна эта тема, подробнее читайте на странице автора хитрого изделия, на http://www.ixbt.com и на http://www.m42.ru. Интересно, что на странице автора появилась информация по "одуванчику" для Nikon, Olympus, Panasonic, Minolta и Sony. Смотрим: Информация об Одуванчике на систему Nikon.
Снимать в RAW (я до сих пор использую для обработки Nikon Capture 4.4). Режим съёмки разумеется полностью ручной. Исходя из условий освещения, выставляю чувствительность (обычно iso 400) и примерно экспопару. В качестве отправной точки можно использовать шпаргалки с упаковочных коробок фотоплёнки :) Если есть опыт съёмок чем-то типа "Зенит-3М", то вообще не проблема.
Видоискатель у D50 темноват, поэтому чтобы более-менее точно навестись на резкость, открываю диафрагму на максимум. При этом слежу за подтверждение фокусировки - зелёная точка в видоискателе.
После того как навёл, закрываю диафрагму на рабочее значение и снимаю.
Задумчиво разглядываю гистограмму и управляющим колесиком ввожу поправки. Первое время требовалось до десятка кадров чтобы подобрать экспопару, потом приловчился. Побочным эффектом такой манеры работы является ускоренная просадка батареи камеры из-за постоянного пользования экраном на холоде для просмотра гистограмм снимков. Честно говоря, экран моей зеркалки для предпросмотра подходит не лучшим образом. Поэтому позже, при просмотре снимков на ПК, многое из того, что казалось удачно попавшим в фокус, вместо архива отправляется в корзину.
Ночью - съёмка только на бесконечность, так как точная наводка на резкость немыслима. Зажав диафрагму - получаем красивые лучи от источников света.
Днём при плохой освещенности - автоспуск, убирающий эффект от движения пальца на кнопке спуска; полностью открытая диафрагма; максимально допустимая короткая выдержка; поднятие чувствительности до iso 400 (на 800 камера уже заметно шумит); различные нестандартные способы фиксации камеры (от зверского упора в физиономию до опоры на ремень и укладывания на подходящие поверхности). Все эти меры помогают усложнить жизнь и сделать снимки. При должной настойчивости в кадр попадают не только малоподвижные предметы, вроде треснувшего старого колокола, но и вполне оживленные синицы. Но с видоискателем D50 промахов с фокусом - очень много.
В помещениях с кропнутой камерой - трудно развернуться с фокусным расстоянием в 135мм и также очень часто проблемы с фокусом. Понятно, что шевеленка и тонкая ГРИП на открытой диафрагме вносят свой вклад, но для работы с мануальной оптикой явно надо думать о замене камеры на вариант с более светлым видоискателем.
В ясную же погоду, с хорошим светом - гораздо веселее. Правда промахов по фокусу все равно достаточно много.
Напоследок перечислю известные мне отечественные объективы, пригодные к использованию с ЦФК Nikon. Для оптики, на которую смог найти дополнительную информацию, добавлены ссылки на внешние ресурсы.
Волна-8Н 50/1,4
Зенитар-Н 16/2,8 Фиш-ай (на кропе - ширик с искажениями, картинка интересна, резка)
Зенитар-Н 50/2,0
Гелиос-81Н 50/2,0 (Качественный экземпляр на 2,0 должен быть уже резким. Некачественный может мылить или из-за плохого чернения быть не очень контрастен. Выбирать очень внимательно!) Обзор от necster
Гелиос-123Н 50/1,4 (выпускался также как Arsat)
Гранит-11Н 80-200/4,5 (тональные переходы ровные, приятный рисунок) Обзор от necster
Калейнар-5Н 100mm f/2.8 (прекрасный рисунок и детализация, на 2,8 - мягковат для крупного плана, дальше - без ограничений) Обзор от necster
Мир-20Н 20/3,5 (дает несколько "грязноватую" картинку + искажения, малоконтрастен и неинтересен на кропе, хотя и резок)
Мир-24Н 35/2,0 (выпускался также как Arsat) Обзор от necster
Мир-47Н 20/2,5
Мир-73Н 20/2,8 (выпускался также как Arsat)
Пеленг-Н 8/3,5 Фиш-ай (применим на кропе)
Телеар-Н 200mm f/3.5 (Мягкий, не держит засветку. Рисунок очень своеобразный, цвета бледные)
Янтарь-14Н 28-85/2,8-4,0
Янтарь-20Н 35-200/3,4-4,5
Яшма-4Н 300/2,8 (выпускался также как Arsat)
ЗМ-6А 500/6.3 Обзор от necster
ЗМ-5А 500/8 Обзор от necster
Таир-11А 135mm f/2.8 (по-хорошему резкий) Обзор от necster
Юпитер 37А 135/3,5 (герой этой странички, фотографии выложены) Обзор от necster
Юпитер-21А 200/4,0 Обзор от necster
Телмар-22А 200/5,6
Мир-10А 28/3,5
Сайт Сергея Елизарова aka necster с обзорами мануальной оптики
Community "Ручная оптика: классика и современность"
Советские стекла на Nikon (в ЖЖ Fotomehanik)