Навигация по странице:
Сторожевой корабль «Сметливый»
Образцы корабельного вооружения
Месторасположение: Севастополь, Южная бухта
Дополнительно:
Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь»
Дизель-электрическая подводная лодка Б-413 проекта 641
Музей Ледокол «Красин», Санкт-Петербург
Корабль можно посетить только в сопровождении экскурсовода, что абсолютно разумно. Нас проводил по кораблю начальник севастопольского отделения парка «Патриот» Лисовой Сергей Леонидович, отслуживший срочную службу в одном из машинных отделений «Сметливого». Денег за билет не жалко, но в стандартной версии экскурсии вы получаете невразумительный пшик: проход по правому борту от минных скатов до носовой артиллерийской установки и осмотр одного из кубриков. Возвращение - прежним маршрутом. Всё.
Хочешь большего — плати 5000 рублей за VIP-экскурсию с осмотром машиного отделения, мостика и т.д.
Примерное представление о таковой можно получить из видеоролика SevastopolLife: Поющий фрегат «Сметливый»: первая экскурсия для #SevastopolLife - YouTube.
Блогерам дополнительно показали помещение под РБУ-1000, офицерскую кают-компанию, флагманскую каюту, провели их на сигнальный мостик, в штурманскую рубку и на ходовой мостик.
"Вопросам противолодочной борьбы в Советском Союзе, начиная с 60-х годов, уделялось очень большое внимание. Настолько большое, что в начале 70-х всерьез подумывали о создании ПЛО страны по аналогии с системой ПВО. Такой подход привел к тому, что в составе отечественного флота имелся практически весь сектор надводных противолодочных кораблей, стандартное водоизмещение которых колебалось от 11 300 т (у ПКР пр. 1123) до 320 т (у МПК пр. 11451). Характерно то, что все они, в отличие от западных аналогов, предназначались главным образом для поиска и уничтожения подводных лодок при проведении специальных противолодочных операций или для охранения крупных ударных кораблей. Задача конвойной службы практически игнорировалась. Исходя из сценария скоротечной войны, считалось, что собственные коммуникации окажутся прикрытыми как бы автоматически за счет удержания господства в прилегающих морях.
...
К первому поколению противолодочных кораблей относятся вступавшие в строй в 60-х годах БПК пр. 61 (первые в мире корабли со всережимными газотурбинными ЭУ и двумя ЗРК зональной обороны), СКР пр. 159 различных модификаций (первые в мире корабли с дизель-газотурбинными ЭУ), СКР пр. 35, а также МПК пр. 204. При постройке эти БПК и СКР оснащались ГАС «Титан» и «Вычегда», а МПК – ГАС «Геркулес». Они получали на вооружение противолодочные торпеды и реактивные бомбометы. Малая дальность действия ГАС (3-5 км) и средств поражения (до 6-8 км), а также отсутствие на ВПК вертолетов постоянного базирования, делали вышеперечисленные корабли малоэффективными в борьбе с подводными лодками, в особенности с атомными. По характеристикам противолодочных средств корабли первого поколения, включая прошедших модернизацию, безнадежно устарели, в связи с чем их массовое списание явилось вполне оправданным, и даже запоздалым.
...
Объединение эсминцев и больших противолодочных кораблей в единый класс в отечественном флоте был неизбежен, просто корабли пр. 11551, стершие грань между этими подклассами, появились уже после распада СССР.
В советском ВМФ большие противолодочные корабли являлись аналогами крупных европейских эсминцев УРО и крейсеров УРО ВМС США, которые, будучи эскортными кораблями, прежде всего предназначены для ПЛО и ПВО авианосцев.
...
Большие противолодочные корабли пр. 61 до 19.05.1966 г. классифицировались как СКР (сторожевые корабли) ПЛО-ПВО. Проект был разработан ЦКБ-53 под руководством Б.И. Купенского. Корабли предназначались для поиска и уничтожения ГШ противника при проведении специальных операций, охраны в удаленных районах Мирового океана соединений ударных надводных кораблей и конвоев от атак самолетов и подводных лодок, а также обеспечения развертывания своих подлодок."
Источник: Апальков Юрий Валентинович, «Корабли ВМФ СССР. Том 3. Противолодочные корабли. Часть 1.»
«Сметливый» – последний корабль из серии в два десятка «поющих фрегатов», входивших в состав ВМФ СССР.
В ходе последней модернизации, на месте вертолётной площадки и кормовой артиллерийской установки, появилась неакустическая система МНК-300, предназначенная для обнаружения кильватерного следа подводных лодок. Созданная в ходе реализации ОКР «Тукан» и «Кайра» система комплексно реагировала на тепловой, радиационный и турбулентный след субмарин.
На БПК пр. 61 имелись две пары газоотводных труб, размещенных над машинными отделениями. Их форма и размеры выбраны с учетом возможности замены газовых турбин через люки труб, а также снижения температуры выходящих газов за счет смешения их с воздухом в кожухе трубы.
В 1990-ых годах БПК «Сметливый» прошёл серьёзную модернизацию по проекту 01090. Одновременно, корабль переклассифировали в СКР.
На месте бомбомётов РБУ-1000 судостроители установили две 4-контейнерные пусковые установки противокорабельных ракет Х-35 «Уран» (близкий аналог американских ракет «Гарпун»). В районе ходовой рубки появились пусковые установки постановки помех. К радиоэлектронному оборудованию корабля добавилось несколько новых РЛС и система управления ПКРК. Полное водоизмещение «Сметливого» возросло до 4700 тонн.
Бывший эсминец лишился кормовой артиллерийской установки, не слишком-то нужной в современных условиях. Вместе с ней пожертвовали и вертолётной площадкой. Откровенно говоря, ввиду отсутствия ангара, базирование Ка-25 представлялась проблематичным, особенно в штормовых условиях.
Освободившееся пространство на корме «Сметливого» занял громоздкий комплекс неакустического обнаружения подводных лодок МНК-300 с буксируемой антенной, воспринимающей тепловой, радиационный и шумовой сигнал подводной лодки. 300-метровая буксирная линия несла набор преобразователей и датчиков, регистрировавших изменения различных гидрофизических полей в морской среде. История появления подобных систем в Советском Союзе начинается в середине XX века. Ниже я приведу фрагменты из воспоминаний двух участников работ по прикладной гидрооптике. Полные тексты мемуаров доступны в интернет, но их чтение осложнено необходимостью погружения в подковёрные интриги и махинации, пропитываших мир советской науки и военно-промышленного комплекса. Очень сложно прочесть их и сохранить хоть какие-то иллюзии относительно нравов отечественной "оборонки".
Швартовное устройство обеспечивает швартовку корабля, а также используется для буксировки, передачи грузов на ходу и в других случаях.
76-мм универсальная артиллерийская установка АК-726. Прибор управления артиллерийским огнём «Турель» обеспечивал обработку исходных данных и решал задачи стрельбы по морской, береговой и воздушной целям. Сопровождение любой цели осуществлялось с помощью РЛС управления МР-105. Аналогичная кормовая установка демонтирована при модернизации корабля.
Малогабаритная дозвуковая ПКР Х-35 (3М24) разрабатывалась с конца 1970-х годов, но принята на вооружение лишь в 2003 году. «Уран» используют в береговых ракетных комплексах «Бал», её могут применять самолёты Су-34, Миг-29, Су-30, Су-35. Также ракету способны использовать малые сторожевые корабли, палубные вертолёты Ка-52К и другие носители. По сравнению с П-800 «Оникс», «Калибр», «Циркон», конструкция Х-35 значительно проще и дешевле.
Реактивный морской бомбомёт РБУ-1000 предназначен для уничтожения подводных лодок и атакующих торпед противник. Система управления стрельбой ПУСБ «Буря» обеспечивает одновременную залповую стрельбу двух ПУ или одиночные выстрелы. Целеуказание получают от корабельной ГАС или от системы «Дозор-Тюльпан» (передается пеленг и дистанция предполагаемой цели).
Первый фрагмент — из публикации Цалкина И.А., «К истории становления и развития исследований аномалий морской среды»:
"В 50–70-х годах прошлого века в стране интенсивно шло строительство атомных подводных лодок (ПЛА), оборудованных современными радиоэлектронными средствами освещения подводной обстановки. «Это было обусловлено выполнением требований государства по обеспечению стратегического паритета ядерных сверхдержав в Мировом океане. Командованием ВМФ была поставлена задача создания принципиально новых средств радиоэлектронного вооружения по обнаружению и длительному слежению за атомными подводными лодками вероятного противника».
В ГОИ им. С.И. Вавилова ещё в 50-х годах были начаты работы по прикладной гидрооптике. Разработка гидрооптических систем и исследования оптических неоднородностей морской среды оптическими методами проводились под руководством доктора технических наук С.Я. Эмдина. В результате теоретических исследований, математического моделирования и многочисленных натурных исследований в искусственных бассейнах и в Мировом океане было открыто и описано новое физическое явление по возникновению, развитию и диссипации турбулентных образований естественного и искусственного происхождения.
...
27 января 1967 года, в значительной мере благодаря усилиям Е.Я. Бузова (в то время начальника отдела Радиотехнического управления ВМФ), вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о развитии работ по данному направлению. В соответствии с Постановлением дальнейшее развитие этого нового направления должно было идти по пути создания многоканальных комплексов обнаружения аномалий морской среды, использующих, помимо оптического, другие каналы, регистрирующие изменения различных гидрофизических полей (ГФП) в морской среде.
...
Исследование аномалий морской среды и создание аппаратуры для их обнаружения стали одним из важнейших научно-технических направлений ЦНИИ «Гранит» во второй половине прошлого века. Работы по этому направлению начались в институте 1967 году.
...
... проблема, которую предстояло решить, заключалась в следующем. Движущийся носитель (ПЛ с установленными на ней преобразователями ГФП водной среды — в случае «Тукана», или надводный корабль с размещенными на буксируемой им линии преобразователями ГФП – в случае «Кайры») измеряет по ходу движения одновременно параметры различных ГФП (поля пульсаций скорости, температуры, электропроводности, радиоактивного излучения и т. д.). При обнаружении аномалий водной среды необходимо определить их происхождение: это антропогенные или природные аномалии.
Обработка материалов проведенных на этапе аванпроекта испытаний определила 3 главные задачи, которые надо выполнить для решения поставленной перед разработчиками проблемы: 1 — создать пригодные для работы в морских условиях преобразователи различных ГФП с более высокой чувствительностью и надежностью; 2 — определить модель сигналов на выходе преобразователей ГФП и 3 – разработать устройство обработки информации (УОИ) сигналов на выходе преобразователей."
На крыше надстройки — пусковая установка ЗИФ-101 носового ЗРК «Волна-Н». После модернизации в 1980-ых годах, морская версия ЗРК С-125 могла вести стрельбу по надводным целям, а с использованием ракеты В-601М, поражать ПКР на высоте 3-5 метров над гребнем волны.
Кормовая установка тумбового типа ЗИФ-101 ЗРК «Волна-Н» с нижней подвеской двух ракет на двух направляющих балках. Погреба ракетного боезапаса с барабанной системой хранения ракет имели по два вертикальных барабана на восемь зенитных управляемых ракет каждый.
Между газоотводных труб хорошо виден антенный пост системы «Ятаган». Большая пара антенн отслеживала положение цели, меньшая — следила за ЗУР. Ещё одна антенна функционировала в качестве радиопередатчика команд.
Для ускорения процесса наведения «Ятагана» необходима точная информация и о высоте полета цели. Проблему целеуказания удалось решить с созданием трехкоординатной РЛС «Ангара-А» МР-310. В верхней части мачты видны две её параболические антенны, направленные в противоположные стороны, при этом одна из них горизонтальна, а вторая развернута по отношению к ней примерно на 25 градусов.
Вторая цитата взята из эссе Льва Петровича Свиридова «Фанаты морских аномалий», главного конструктора опытно-конструкторской работы «Тукан». Результатом ОКР стал первый комплекс обнаружения аномалий морской среды, созданного в ЦНИИ «Гранит», и появившегося на отечественных подводных лодках под названием «МНК-200».
"В зарубежной технической и специальной литературе ещё с начала шестидесятых годов стали появляться сообщения об изучении этих различных полей, а наши заказчики провели несколько научно - исследовательских работ по различным полям и считают, что пора поручать нам разработку аппаратуры , обнаружения аномалий на базе физических процессов, движущейся под водой подводной лодкой - кильватерный след , возбуждаемый на глубине её движения, за счёт схода с корпуса пограничного слоя и закрутки его винтами. Аномалии различных полей на глубине и на поверхности моря, образующиеся при этом ещё нужно изучить по ходу разработки аппаратуры .
Это было трудное время для акустиков Союза: если до этого времени среди акустиков Союза и США соблюдался определённый паритет тактико - технических характеристик, а незначительные преимущества имели США благодаря лишь мерам крупного материального поощрения высококлассным акустикам с абсолютным слухом за увеличение времени акустического контакта с лодками Советского Союза, то реализация программы резкого снижения шумности лодок в США уже вступала в свою основную заключительную фазу. Кроме того, набор точно апостериори - проконтролированных контактов с русскими подводными лодками, их классификация по принадлежности к ракетным, противолодочным или многоцелевым становилась достоянием всех американских акустиков.
Среди них были распространены большим тиражом магнитные плёнки советских подводных лодок, с их специфическими характеристиками шумности. Программа резкого снижения шума американских лодок началась с ремонтируемых атомоходов, при их плановых ремонтах за счёт замены всего оборудования на малошумящее, и это стало приносить сразу определённый эффект: американцы теперь всё чаще держали русские подводные лодки “на длинной узде“. При этом преимущество в дальности акустического обнаружения при определённых типах гидрологических условий было в два, а то и в три раза. Советский Союз пока ответить тем же не мог , потому что у него не было заранее разработанного малошумного лодочного оборудования и "догонять Америку" можно было только путём резкого повышения тактико-технических характеристик акустических систем.
...
Когда аппаратура уже перекочевала на Северный флот - первым, кто принял её в своё "лоно" был командир лодки АВ-611 капитан первого ранга Зотов Виктор Григорьевич, который многие годы потом "мучился" вместе с испытателями ИКТ.
Его "старушка" от времени, текла, имела ограничения по глубине, но он мужественно, только силой воли и стараниями верившего ему экипажа, держал её многие годы - на плаву. На глубине она текла и матросам вёдрами приходилось выносить стекавшую на “полиэтиленовые зонтики” со свисающими ленточками - капли забортной воды . А под зонитками работали "иностранцы": Sony, Rikadenki, Nokia, Dise, принося свои "шаги вперёд".
Но и для исследователей и для Виктора Григорьевича было единым в работе - взаимопонимание . Он душой понимал их и когда им нужно было "протянуть под водой" лишнюю милю даже ценой запрещённой разрядки аккумуляторных батарей и повышенным процентом водорода в лодке - он шел на это по умоляющим просьбам Аржанникова, Завиловича, Свиридова или Тюфяева. А потом - "всплывал как пробка" - аварийно, и долго ещё кувыркался в надводном положении или с работой дизелей под водой, стремясь восстановить разряженные аккумуляторы.
...
Хуже было с надводными кораблями: надводное оборудование с довольно громоздкой многометровой линией, весившей с лебёдкой около ста тонн требовало особых условий установки на палубе, что для вновь проектируемых кораблей было с трудом, но приемлемо, а на уже построенных - конечно не было специальной свободной палубы и лебёдка заставляла проектировщиков, в зависимости от проекта - то передвигать палубный вертолёт, то двигать куда-то торпедные аппараты, то снимать башни орудий.
Это уже была дорогая цена, хотя на первых порах ВМФ и ЦКБ - проектанты, на отдельных проектах , как исключение, шли на штурм этих трудностей. Однако такое прозрение флота шло своим - тернистым путём.
И, конечно, немалую роль в становлении статуса этой аппаратуры должна была сыграть боевая подготовка, в виде общефлотских учений. Такие общефлотские учения - «Акватория-77», потом — «Штабель-10» семьдесят девятого года проходили в Баренцевом море. К последнему тщательно готовились четыре автономно - разработанные аппаратуры:
- «Тукан», уже описанный МП;
- «Кайра» для надводных кораблей - МН, разработанные ЦНИИ «Гранит»;
- «Снегирь–2» для лодок, разработанный совместно — ленинградскими оптическим и телевизионным институтами, и изготовленный киевским заводом «Арсенал»;
- «Колос» - разработанный московским ГЕОХИ имени Вернадского."
82-мм пусковая установка КЛ-101 комплекса постановки ложных целей ПК-16 для турбореактивных снарядов - постановщиков помех. Типы БЧ: дипольные отражатели (радиолокационная помеха), факел-парашют (ИК-ловушка). Горизонтального наведения нет - установка неподвижно устанавливается на палубе по бортам корабля. Ручной привод вертикальной наводки.
Носовое и кормовое машинные отделения занимали по одному отсеку. На снимке — воздухозаборная шахта одного из машинных отделений.