35-ая ББ. Казематы, расположенные вдоль главного коридора, в которые можно попасть через основной вход или через вспомогательный с поверхности блока.


Вход в артблок



Амбразуры, предусмотренные первоначальными проектом при достройке переоборудованы в воздухозаборники приточной вентиляции блока 2-й башни.

Левый (заложенный после войны) и правый входы сквозника. Вход в артблок осуществлялся через них, затем через санпропускник. Вероятно тут же нес караульную службу часовой.


Сквозник и снимок пространства под его полом. Вдалеке виден вход в санпропускник.


Памятная доска над входом. Арматура, торчащая из стен. Потолок сквозника с металлической противооткольной рубашкой.


Санпропускник


Санпропускник - тамбур-шлюз для входа и выхода личного состава из орудийного блока без нарушения его герметизации по химической тревоге. Также предназначен для оказания первой помощи раненым и пораженным отравляющими веществами с последующей доставкой их в медицинский блок.

Вход в санпропускник. Санпропускник, правая стена от входа

Пролом в полу. Общий план пространства под полом. Видны остатки вентиляционной арматуры.

Помещение справа, снято сквозь проем в стене санпропускника, виден воздухозаборник приточной вентиляции. Вид из санпропускника ко входу.

Вход в санпропускник с противоположной стороны от входа в артблок, из небольшого коридорчика .

Общий вид помещения.


Медицинский блок.



Помещение медицинского блока [9]. Возле входа остатки канализации.


Главный коридор.


Полы погребов и прочих помещений вокруг 2-й башни значительно выше полов помещений в тыльной части блока, а толщина боевого покрытия везде одинаковая. Это, кстати, позволило разместить в главном коридоре подвесные водяные резервуары (под потолком). Баки висели под потолком по еще царскому проекту (площади и объемы помещений таким образом здорово экономились). Наполнялись водой они с помощью насосов. А выдавливалась вода из баков к потребителям при помощи сжатого воздуха (давление около 6 атмосфер). Вода из "баков гидропневматики" подавалась только на умывальники личного состава и в систему орошения погребов (отдельную от пожарной).
[информация Дмитрий Стогний].

Коридор


Под потолком коридора остатки пожарного водопровода.


На переборках - остатки скоб под кабель


Скобы по стенам. Под потолком коридора выходы швелеров и остатки пожарного водопровода.


Кают-компания нач.состава.


Кают-компанию нач.состава после войны перегородили, так получились помещения №10 и №11. В №10 установили отопительный котел, в №11 - силовую станцию (дизель "ХТЗ") для 130-мм батареи №723. Центральный пост с ПУС "Москва" разместили в помещении ЦП ББ-35.

Бывшая кают-компания нач.состава. На полу фундаменты оборудования, установленного после войны.


Фундаменты агрегатов, на стене - остатки крепежа.


Из кают-компании имелся проход к шахте правого КП. Вид на кают-компанию из этого прохода.


Проход к спуску в потерну правого КП.



Ориентир - надпись "Излуч" над засыпанным и замурованным спуском. Плитка на полу возможно еще дореволюционная. Видны скобы для крепления кабелей над шахтой.
После ВОВ правый КП ББ-35 был восстановлен (с установкой горизонтальной брони рубки на место) и до 1960 года функционировал в качестве КП 130-мм батареи №723. Проход к нему был по шахте потерны. Длина этой потерны около 450 м. Каких-либо боковых ответвлений из нее нет и никогда не было. Правда, вертикальная шахта, которая соединяла потерну с башенным блоком, имеет продолжение еще метров на 8 вниз (то есть спускается еще ниже потерны). Там располагался каптаж со сборным резервуаром для воды и насосная станция пожарного водопровода батареи.
[информация Дмитрий Стогний]
С 1987 года в правом КП и ведущей к нему с ББ-35 потерне установлено оборудование сейсмостанции Симферопольского Госуниверситета. Поэтому сейчас спуск в шахту замурован.


Центральный пост.


Помещение центрального поста (№12).

Центральный пост 35-ой ББ. После войны использовалось для центрального поста 130-мм батареи №723. Скобы на стене - места крепления ПУС "Москва".


Главный коридор.



Остатки систем водоснабжения, канализации и вентиляции.


Современная надпись "стоп". Впереди жилое помещение. Опасность провалиться.


Вид назад, ко входу в артблок. Остатки электрики.

Вспомогательный выход на поверхность блока.



Лестница вспомогательного выхода из артблока. Площадка сейчас сильно захламлена и загажена.


Кубрик.



Опасное перекрытие пола. Обратите внимание на его малую толщину. Проложить в нем трубы невозможно, тем не менее вода для пожаротушения в погреба подавалась именно из этой цистерны закачкой воздуха высокого давления в цистерну.
Как обеспечивалась герметизация? Путем устройства водонепроницаемого железобетонного перекрытия между верхним этажом каземата (камбуз) и нижним (цистерна). Доступ вниз - через прямоугольный герметичный люк (завинчивался на "барашки"), причем последний находился не на самом камбузе, а в тамбуре. Сток грязной воды с камбуза осуществлялся по канализационной трубе уложенной в толще междуэтажного перекрытия. Делалось все на совесть и протечек не было. Тем более, что в емкостях хранилась не питьевая вода, а техническая (охлаждение дизелей, пожаротушение, орошение погребов боезапаса). В общем, все как на обычном корабле, где камбуз может быть раположен палубой выше какой-нибудь каюты и у обитателей последней это никакого дискомфорта не вызывает.
[информация Дмитрий Стогний]

Жилое помещение. Впереди видна прямоугольная горловина люка.


Пространство под полом - водяная цистерна. Высота ее примерно 3 метра. Практически всегда в ней до половины уровня стояла вода. Она была откачана сравнительно недавно в ходе расследования одного из уголовных преступлений.


Камбуз и насосная (№14).


Помещение №14 - камбуз и водонасосная станция.

Круглая горловина люка в водяной резервуар и переборки.
Что касается канализационной трубы из камбуза на ББ-35, то вполне допускаю, что она проходила под потолком цистерны. Лет 15 назад там была масса труб (в том числе и красномедные диаметром 10-15 см) и даже вентиляционные короба проходили. Кстати, вода из цистерн пожаротушения/охлаждения дизелей забиралась насосами, установленными в том же каземате, где был камбуз.
[информация Дмитрий Стогний]

В пола через прямоугольную горловину люка видна вторая водяная цистерна для воды технического назначения.


Помещение 15.



Нависающие конструкции в помещении по правую руку , когда иду к выходу

Внутри "конструкции"


Назад, к главному коридору. Снова кадр внутри "конструкции". Поднимаю голову к потолку


Помещение 16.



Вид на перепад уровней со стороны правого снарядного погреба 2-ой башни. Видно остатки ступенек.


Помещение 17.



Подходим по главному коридору ко входу в помещение 17. Ориентир - графити.


Внутри - ничего. На стене - следы креплений.


Правая потерна, соединяющая артблоки башен.



Это правая потерна, ведущая в первую башню. Существует также и левая потерна, проходящая симметрично под погребами с левой стороны 2-ой башни.


Идем по ней к пролому в её перекрытии


Поворот


Завал, хода нет, иду обратно.


Высунулся из пролома в перекрытии поттерны. Это помещение правого снарядного погреба 2ой башни. Сделал кадр налево и направо.


Пролом в перекрытии потерны. Выход из потерны в коридор.


Помещение без номера рядом с проходом от силовой станции к башне №2.



Снова вид главного коридора и вход в помещение без номера. По левой стороне виден выход из силовой станции. Двигаюсь ко входу в батарею. Ступеньки в помещение по правую руку

Заходим по ступенькам. "Ров" в полу. Это каморка рядом с проходом в башню

Ниша странной формы. Через пролом в стене видна такая же симметрично расположенная (ось симметрии - проход к башне №2) каморка.


Центральная силовая станция


Центральная силовая станция [7]: общий вид и выход в главный коридор с проходом во вторую башню.

Ворота центральной силовой станции. Герметичные бронированные ворота в зал силовой станции обычно держались закрытыми, их использовали для загрузки боезапаса в погреба. Видно как уменьшили проём ворот загрузки боезапаса при окончании строительства батареи в советский период. По версии севастопольского историка Дмитрия Стогний: возможно не оказалось в наличии соответствующих створок ворот.

Из проёма ворот два вида: на вход сквозника и в сторону заложенного после войны входа.


Общий и крупные планы стены зала силовой станции. Проход в торце стены зала силовой станции - в коридорчик к санпропускнику.

Общий и крупные планы стены зала силовой станции (ориентир - 2 коричневые полосы). Точка съёмки - от прохода в торцевой стене к медблоку.


Коридор между силовой станцией и медблоком.



Прошел в этот проход и поснимал в нем.


Главный коридор, левое крыло



Главный коридор, левом крыло. Спиной ко входу. Пролом в полу.


На полу разлом, через который надо прыгать. Вверху - перекрытие с противоткольной рубашкой.


Перед разломом в полу. Справа - проем прохода в силовую станцию. Слева - разрушения стен.


По левой стороне - вход в котельную, завален но не полностью. Вид прямо - главный коридор.


Коридор почти кончился. Потолочное перекрытие.

Вход из коридора в помещение дизель-генераторов. Интересная форма верхней части проёма - под коммуникации.
Место прохождения коммуникаций под полом.


Помещение системы вентилляции



Помещение системы вентилляции с люком в полу и ее наружная стена


Вентиляционное оборудование на нижнем уровне.

Бронированный забор системы вентиляции с поверхности.


Общий план стены и одно из отверстий.


В подвальном помещении внизу - остатки батареи угольных фильтров. Раньше там были вентиляторы и другое оборудование фильтровентиляционного комплекса.


Котельная.



Помещение котельной.


Вентиляционные каналы.


Остатки оборудования под завалами


Помещение компрессорной.



Помещение компрессорной (№4). Торцевая стена, ориентир справа - часть фигурного пролома.


Иду в компрессорной паралельно наружной стене в направлении входа в артблок.


Вход в комнату с люком в полу - т.е. в помещение системы вентиляции.


Проход к шахте левого КП.



Обрушение стены компрессорной (слева) в проход к шахте левого КП.


Вместо скоб-трапа - ненадежная веревка. Глубина шахты - 19 метров.


Кадр слева: выход в главный коридор. Кадр справа: выход в мастерскую из прохода к шахте левого КП.


Мастерская.



Помещение мастерской (механический цех).


В помещении большая "арка", верхняя часть отстутствует.


Угол, левее арки. Место напротив "арки".


Помещение аккумуляторной.


Здесь была установлена щелочная батарея аккумуляторов производства шведской фирмы Jungner.

Вход в помещение аккумуляторной. Плита на полу - фундамент какого-то механизма.


Снимки переборок справа и слева.


Банка на полу. Отверстия под коммуникации, заложены при бетонировании


Помещение дизель-генераторов.



Пятнистая стена в помещении дизель-генераторов.


Переборка неполной высоты


...


...


Выход из помещения дизель-генераторов.


При работе над материалом были использованы следующие источники:


Сайт "Подземный Севастополь"
Информационный ресурс с произведениями Александра Неменко, aka Odissey
Сайт БЕРЕГОВЫЕ БАТАРЕИ СЕВАСТОПОЛЯ
Форумы Русского Фортификационного сайта
Форумы сайта Севастополь.ws
Справочник "Морская артиллерия отечественного ВМФ", коллектив авторов под руководством Васильева.
Амирханов, Титушкин - "Главный калибр линкоров"
Цветков - "Линейные корабли типа "Севастополь"
Васильев - "Линейные корабли типа 'Марат"
Андриенко - "Тайны Императрицы Марии". Санкт-Петебург - "Цитадель" 1998 год, № 2(7)
Скворцов - "Линейные корабли типа "Севастополь". Мидель-шпангоут №1(6)2003.
Моргунов - "Героическая оборона Севастополя"
Ванеев - "Севастополь, 1941-1942: Хроника героической обороны"
Виноградов - "Императрица Мария - возвращение из глубины"
Кузнецов - "Курсом к победе"


Навигация:
Вернуться к статье "Возвращение на 35-ую береговую батарею. 2007 год".
Вернуться к оглавлению раздела "Отдых и путешествия"
На главную страницу

Создано 01/03/2008
Обновлено 24/04/2008