Навигация по странице:
Русско-японская война 1904–1905 годов за контроль над Кореей, Маньчжурией, Ляодунским полуостровом и Желтым морем
Поход эскадры Рожественского на Дальний Восток, гибель адмирала С.О. Макарова на броненосце «Петропавловск» и бой крейсера «Варяг»
Первая Русская революция 1905 года
Первая мировая война
152-мм миномёт Путиловского завода (реплика 17-см миномёта завода Эрхардта обр. 1912 г.)
Война в воздухе
Февральская революция 1917 года
Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года
Тачанка №13 из пулемётного эскадрона кавалерийского полка особого назначения
Гражданская война в России
Иностранная военная интервенция в России и белое движение в Гражданской войне
Межвоенный период
Великая Отечественная война
Создание атомной промышленности СССР
Освоение космоса
Подарки И.В. Сталину
Месторасположение: Москва, Тверская ул., дом 21
Официальный сайт: ГЦМСИР
Дополнительно:
Астраханский музей боевой славы
Ростовский областной музей краеведения
Ярославский музей боевой славы
Государственный музей обороны Москвы
Государственный музей политической истории России
А.В. Маковский «Подполковник Спиридонов доставляет поезд с боевыми припасами под огнём неприятеля в Порт-Артур»
13-летний мальчик Н.Г. Зуев пробравшийся из Порт-Артура через позиции японских войск с донесением к главнокомандующему генерал-адьютанту А.Н. Куропаткину
«Бой у Чемульпо». Одна из трёх хромолитографий ("Гибель Петропавловска с адмиралом Макаровым" и "Битва при острове Цусима") напечатанных в Берлине в 1904 году. Подпись художника читается как Алленсен, Атенсен или Алтенсен.
Открытки посвящённые Степану Осиповичу Макарову и его трагической гибели вместе с броненосцем «Петропавловск» на японской минной банке
Севастопольское восстание моряков, во главе которого стоял капитан 2-го ранга Шмидт. Осколок снаряда попавший в крейсер «Очаков» в ходе боя против правительственного флота.
Макет эскадренного броненосца «Князь Потемкин-Таврический», на котором 14.06.1905 произошёл матросский бунт
Лента с бескозырки и погоны матроса Афанасия Николаевича Матюшенко, одного из руководителей восстания на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический» в июне 1905 года
Фотоаппарат фирмы Hermagis фотографа П.А. Григорьева, делавшего снимки митингов рабочих на реке Талке во время всеобщей забастовки
Высочайший манифест Императора Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка». В нем провозглашались политические права и свободы: свобода совести, слова, собраний, политических партий, неприкосновенность личности.
Пистолет кремнёвый дульнозарядный XVIII век - трофей участников восстания в Грузии 1905 года - взят в разгромленной помещичьей усадбе. Портсигар - подарок от подзащитных рабочих адвокату Б.А. Салтыкова, защитника на процессе об организации восстания в Чите.
Георгиевские кавалеры 6-й сотни 3-го Донского казачьего Ермака Тимофеева полка с казаком этой сотни Кузьмой Крючковым и командиром полка войсковым старшиной Эксе
Знак выпускника Александровского военного училища (ускоренный выпуск 1914 года). Знак «За отличную стрельбу из винтовки» 1-й степени. 1909-1917 гг.
Форменное пальто участника Первой мировой и Гражданской войн в России генерал-майора М.Д. Бонч-Бруевича. 1914-1917 гг.
Георгиевские кресты: 1-й степени. Принадлежавший Б.Н. Попову (8-й гренадерский Московский полк) крест 3 степени. Крест 4-й степени принадлежал И.Л. Хижняку (в 1941-1945 гг. командовал дивизией, корпусом)
Копии квалификационных знаков австро-венгерской армии: отличный артиллерист, отличный горнист, отличный телеграфист, отличный стрелок-кавалерист, отличный пулемётчик.
Шлемы кирасира 3-го кирасирского Восточно-Прусского полка графа Врангеля и немецкого пехотинца (Германия, 1914-1918 гг). Головные уборы найдены художником А.И. Кравченко на поле боя во время службы в 1-м дворянском санитарном отряде в качестве фотокорреспондента.
Драгунский шлем австро-венгерской армии (1905-1917 гг.). Головной убор «шако» рядового 7-го Вестфальского егерского батальона (Германия, 1914-1918 гг.)
"5 ноября 1914 г. войсками III Сибирского корпуса между озёрами Булепо и Тиркало у немцев был захвачен 17-см миномёт завода Эрхардта обр. 1912 г. и один снаряд к нему. Миномёт доставили на Главный артиллерийский полигон, а 7 февраля 1915 г. было приказано этот миномёт доставить на Путиловский завод. Завод попросил уменьшить калибр со 170 мм до 152 мм. Кстати, во всех русских документах этот миномёт именовался мортирой Эрхардта.
В 1915 г. Путиловскому заводу заказали 60 шестидюймовых миномётов Эрхардта (по цене 7314 руб. за штуку) и 6000 снарядов к ним со сдачей в июне – декабре 1915 г. К 1 октября 1916 г. было готово 55 миномётов и 5 находилось в работе. В 1917 г. эти миномёты уже не производились.
Но все германские нарезные миномёты и их русские реплики были крайне дороги в производстве. В результате в Англии и Франции началось массовое производство различных калиберных и надкалиберных полукустарных гладкоствольных миномётов. Все они были созданы по глухой схеме, то есть всё устройство миномёта монтировалось на опорной плите. Подобные образцы с 1915 г. начали производиться в России и Германии.
В 1917 г. английский инженер Уилфред Стокс произвел революцию в миномётном деле. Он создал современный 81-мм миномёт по схеме мнимого треугольника."
Источник: А.Б. Широкорад «Охота за оружием»
На фоне бомбардировщика «Илья Муромец»: главнокомандующий армиями Юго-Западного фронта Н.И. Иванов, конструктор И.И. Сикорский, О.И. Сикорская (Киев, лето 1914 г.)
Окопное творчество: вазы из артиллерийских гильз, пепельница из оболочки гранат системы Миллса обр.1915 г., подсвечник из деталей винтовки Мосина и винтовочных пуль, чернильница из осколков.
Именные нагрудные знаки солдат Волынского полка в память об участии в событиях февраля 1917 года. Внизу лента с фамилией солдата.
Шкатулка для денег ротной кассы экипажа крейсера «Аврора». Передана в музей бывшим матросом Д.М. Ващуком
Балка из дома в районе Никитских ворот с корпусом шрапнельного снаряда, застрявшим в дереве во время боёв красногвардейцев с юнкерами
Удостоверение главкома СССР и члена РВС Каменева Сергея Сергеевича, бывшего полковника Генштаба РИА (выдано 28.08.1923)
Нож-листорез - подарок златоустовских мастеров Ф.Э. Дзержинскому в честь подъёма металлургической промышленности (1924 г.)
Знак нагрудный «От Красной Пресни депутату III конгресса Коминтерна» (Москва, июнь 1921 г.) принадлежал дипломату Л.М. Карахану. Орден «Красное Знамя» РСФСР №9924 почётного чекиста Т.П. Самсонова (награждён за участие в подавлении Кронштадтского мятежа в 1921 г.)
Фотоснимок М.Н. Тухачевского. Выигрышный билет ЦК Помгол при ВЦИК в пользу голодающих (Екатеринбург, 1922 г.). Взвешивание конфискованных церковых ценностей.
Самозарядный пистолет M1900/Browning No.1 принадлежавший М.А. Медведеву, участнику расстрела семьи императора Николая II
Погоны подпоручика 2-го офицерского стрелкового генерала Дроздовского полка Добровольческой армии (1918-1920 гг.)
Магистральный грузовой паровоз ФД («Феликс Дзержинский») созданный в 1931 году за 170 дней в ответ на требование правительства к железнодорожникам - справиться с растущим грузооборотом
"Впервые идея строительства московского метрополитена появилась ещё в 70-е гг. XIX века. В последующие годы отечественные и зарубежные инженеры предлагали разнообразные проекты строительства метро в Москве. В 1920-е гг. население города увеличивалось, и появилась острая необходимость разгрузить трамвайные пути.
В 1931 г. начались строительные работы на Русаковской улице. Так как рабочих не хватало, для строительства первой очереди метрополитена приглашали не только мужчин, но и женщин. Московский метрополитен должен был открыться для пассажиров в очередную годовщину Революции — 7 ноября 1931 г., но этого не произошло по причине отсутствия производства эскалаторов в СССР. Поэтому Метрострою пришлось купить один эскалатор в Великобритании, по образцу которого были собраны другие. А вскоре в Советском Союзе началось и собственное производство эскалаторов.
Столичный метрополитен был открыт для пассажиров 15 мая 1935 г. Первая очередь метро состояла из 13 станций — от Сокольников до Парка культуры с ответвлением на Смоленскую. Несмотря на то, что в день открытия метрополитен посетило несколько десятков тысяч человек, вскоре количество пассажиров значительно снизилось. К 1941 г. метро пользовались лишь 14 процентов от всех пассажиров города, а основным транспортным средством оставался трамвай."
Источник: 4.3. На стройках социализма (сайт ГЦМСИР)
"Одним из первых крупных промышленных объектов, построенных ускоренными темпами в рамках первого пятилетнего плана, был Сталинградский тракторный завод. Это было первое отечественное специализированное предприятие для производства тракторной техники. К его созданию привлекались лучшие советские и иностранные инженеры. Так, проектирование завода провели специалисты компании известного американского индустриального архитектора Альберта Кана. В июле 1926 г. в голой степи севернее Сталинграда была произведена закладка нового предприятия. Все работы велись в кратчайшие сроки, и уже в июне 1930 г. с конвейера завода сошёл первый советский трактор массового производства — колёсный сельскохозяйственный трактор СТЗ-1 (другое название — СТЗ-15/30).
В качестве прототипа для трактора была избрана удачная американская модель «Интернационал-15/30». Трактор имел простую и достаточно прогрессивную для своего времени конструкцию. Машина была хорошо приспособлена для массового производства, отличалась надёжностью и удобством в эксплуатации. Как и большинство пахотных тракторов того времени, СТЗ-1 был сделан целиком из металла. Стальными были даже штурвал рулевого колеса и сиденье тракториста. Керосиновый двигатель водяного охлаждения развивал мощность 30–32 л. с., диапазон скоростей движения — от 3,5 до 7,4 км/ч. Общая масса трактора — 3000 кг. Вторая фара не полагалась, так как во время полевых работ трактор должен был поворачивать только в одну сторону — направо."
Источник: 4.3. На стройках социализма (сайт ГЦМСИР)
Вторая фара не полагалась, так как во время полевых работ трактор должен был поворачивать только в одну сторону — направо
"Первый трактор, сошедший с конвейера Сталинградского завода, после торжественного митинга был погружён на железнодорожную платформу и доставлен в Москву. На тракторе было прикреплено красное полотнище «Заветы Ильича выполнили!». С вокзала он прошёл по улицам столицы и остановился у Большого театра, где проходил XVI съезд ВКП(б). Но музейным экспонатом первый трактор стал лишь много лет спустя. В 1930 г. он был передан в один из колхозов и активно использовался по прямому назначению. Только в 1953 г. сотрудники Музея обнаружили трактор по-прежнему работающим на Дубовской МТС Волгоградской области. По решению правительства машина была передана в Музей революции.
Освоение в производстве новой техники давалось непросто. Достаточно острой проблемой была нехватка квалифицированных рабочих и опытных инженеров-руководителей. Трудностей добавляли частые перебои с поставкой материалов и оборудования. За оставшиеся 6 месяцев до конца 1930 г. было построено всего 1006 машин. Но напряжённая работа по наращиванию выпуска не прекращалась, и уже в апреле 1932 г. завод вышел на проектную мощность: 144 трактора в сутки. С 1931 г. выпуск аналогичной машины был налажен на Харьковском тракторном заводе. Теперь каждый год с конвейеров двух предприятий сходило около 40 000 тракторов."
Источник: 4.3. На стройках социализма (сайт ГЦМСИР)
Одежда разведчика 96-й отдельной стрелковой бригады Александра Филиппова. 23.12.1942 казнён гитлеровцами вместе с Марией Усковой и Анной Гузенко.
Немецко-русский разговорник. Образец регистрационной карточки немецкого «Бюро труда» в оккупированных районах УССР.
Подшипник из американского танка, подбитого нацистами при освобождении Красной армией города Тельное. В 1946 году использовался в турбине ГЭС «Победа Октября» (г. Тальное, Черкасская область, УССР).
Памятная пластина из чугуна восстановленной печи №2 завода им.Кирова (УССР, Макеевка, 21.07.1944). Фрагмент вагонетки для отгрузки угля с памятным текстом. Экспонат получен с восстановленной в 1943-1950 гг. шахты «Кочегарка» комбината «Артёмуголь».
Шпага для награждения генералов ВВС Германии (Золинген, 1938 г.). Офицерский армейский меч «син-гунто» принадлежал японскому коменданту аэродрома китайского города Чанчунь
"После совместной англо-русской оккупации Ирана в августе 1941 года русские занялись организацией доставки военных припасов на северном от Тегерана участке, где грузы можно было доставлять по железной дороге или на грузовиках до портов на Каспийском море либо же на грузовиках до южного конца советской Кавказской железной дороги. Англичанам досталась более тяжелая задача: доставлять грузы в Персидский залив, разгружать в портах и далее перевозить почти по всему Ирану до русской зоны на севере.
...
Есть немало дорог и троп, которые, однако, годятся разве для перевозки грузов на верблюдах и ослах. Грузовиков же в Иране тогда почти не было. Такова была страна, через которую предстояло провезти тысячи танков, самолетов, грузовиков, а также станки, тол, продовольствие для действующей русской армии.
В сентябре-октябре 1941 года, сразу после того как англичане начали первые поставки через Персидский залив, в Вашингтоне занялись подготовкой к поставкам по ленд-лизу грузовиков, вагонов, локомотивов, рельсов и пр. Стало уже ясно, что понадобится каждая более или менее подходящая в Персидском заливе бухта. Началось планирование расширения портов нашими инженерами. В конце осени миссия бригадного генерала Уилера, который занимался подобной работой и в Индии, прибыла в Иран, чтобы взять на себя руководство американскими проектами. Так как англичане уже занялись Бендер-Шахпуром, он решил заняться им. Под его руководством инженеры начали сооружать новые пристани и причалы, был прорыт канал для больших грузовых судов, начали сооружение предприятия по сборке американских грузовиков. Военные инженеры взялись за старую дорогу от Хорремшехра до Ахваза и, привлекая множество местных рабочих, превратили ее в первоклассное шоссе. Начали также возводить завод по строительству барж для перевозки тяжелых грузов по реке Карун, соединяющей Ахваз с Хорремшехром.
В Абадане, недалеко от Хорремшехра, вниз по реке Шатт-эль-Араб, находится большой английский нефтеперегонный завод, производящий значительную часть авиационного бензина для войск союзников на Ближнем Востоке и в Индии. Весной 1942-го на сборочном заводе началась работа над бомбардировщиками Эй-20, которые Советский Союз запрашивал в больших количествах. Был также построен обширный аэродром для испытаний самолетов перед передачей их русским. К весне 1942-го ежемесячный объем грузовых перевозок по Трансиранской железной дороге утроился. На ней были задействованы вагоны с Южно-Британской железной дороги, локомотивы из Индии, вместе с подвижным составом, который прежний шах получал из Германии. Иранские рабочие под руководством наших инженеров укладывали новые рельсы, привезенные из США. Начали прибывать американские локомотивы и вагоны, а также грузовики: "форды", "студебеккеры" и др. Строились новые дороги, ремонтировались старые, и вдоль главных путей возникли ремонтные мастерские. Новый завод по сборке машин вырос у дороги, ведущей в Тегеран.
В течение 1942 года тоннаж грузовых перевозок в Россию через Иран постоянно рос, по мере того как из США поступали все новые техника и оборудование, а строительство портов и дорог под руководством генерала Уилера шло полным ходом."
Источник: Стеттиниус Эдвард «Ленд-лиз — оружие победы»
Пневмокостюм ЛГ-1 и графитовые блоки из которых был собран первый советский атомный реактор Ф-1 (переданы в дар РНЦ «Курчатовский институт»)
Лабораторная модель первого в мире квантового генератора созданного физиками Н.Г. Басовым и А.М. Прохоровым в 1954 г. Контейнеры П-1, П-2, П-10 для хранения радиоактивных препаратов.
"Работа группы СИЗ в 1953 г. была начата с разработки пневмокостюма ПГ-1, так как актуальной задачей того времени было создание высокоэффективных СИЗ для обеспечения наиболее опасных в радиационном отношении ремонтных и аварийных работ. Пневмокостюм ЛГ-1 состоял из комбинезона из ПВХ-пленки марки В-118, прозрачного шлема из оргстекла и воздухоподающего шланга. Детали соединяли ВЧ-сваркой на специально разработанной для этой цели сварочной машине" Источник: Рубцов В. И., Фаустова Д. Г. «Создание в Советском Союзе средств индивидуальной защиты для работы с радиоактивными веществами»
Тетрадь И.В. Курчатов с записями относительно пуска Обнинской АЭС. Дозиметр использовавшийся И.В. Курчатовым