Месторасположение: г.Москва, площадь Революции, д.2/3
Официальный сайт: http://1812shm.ru
Обгоревшие ордена |
Пробитые пулями и |
Свидетели обороны |
Знамя 1-го полка 7-й дивизии |
Дополнительно:
Брестская крепость
Оборонительные бои Красной Армии на териитории Белоруссии, (Музей военной истории, г.Минск)
Партизанское движение и антифашистская подпольная борьба в Белоруссии (Музей истории Великой Отечественной войны, г.Минск)
Письмо родным Елены Мудрук, угнанной на принудительные работы в Германию, написанное на черепице. Расшифровка текста:
"«Мудрук Лена. Я работаю на кирпичном заводе, работа тяжелая. Уже второй год в яме тут в этой Германии, как нас забрали от отца и матери, от братьев и сестер, разлучили меня с ними, и я тут мучаюсь голодная и холодная. Работай, да еще бьют и кричат. Имею еще на Украине двух сестер Веру и Таню и брата Андрея. Отец — Корней, мать — Мария. Писала их дочка Лена».
На кирпичном заводе, на котором работала Лена, делали черепицу. Девочка на еще необожженной черепице написала послание родным, т.к. знала, что продукцию завода отправляют на оккупированную Украину. Но она не успела отправить послание, т.к. наши войска вошли в Германию. Один из военнослужащие увидел эту черепицу и отправил посылкой в Исторический музей. Лена Мудрук выжила и состояла в переписке с музеем долгие годы."
Источник: Блог Исторического музея
В 1939-1940 годах лётчик-испытатель НИИ ВВС РККА Степан Павлович Супрун отличился в сражениях над Китаем. В ходе боевых действий он лично сбил шесть японских самолётов и по возвращению в СССР был удостоен звания Герой Советского Союза. В первые дни Великой Отечественной войны Степан Супрун предложил обратиться к опыту завоевания господства во время пограничного конфликта на Халхин-Гол. Тогда ситуация развивалась для ВВС РККА столь же неудачно - строевые авиационные части, вступив в бой с японцами, понесли большие потери. Только прибытие большой группы опытных летчиков-истребителей помогло нам добиться победы. Буквально в первые дни войны, подполковник Супрун, будучи депутатом Верховного Совета СССР, смог напрямую обратиться к Сталину с предложением создать элитный авиационный полк из лётчиков-испытателей, часть которых имела боевой опыт в Китае и на Халхин-Голе. По его замыслу, эта группа могла помочь строевым частям справится с засильем люфтваффе.
В то же время с аналогичной инициативой выступил зам.начальника Управления боевой подготовки ВВС РККА полковник Сергей Павлович Гращенков (опытный пилот, участник пилотажной пятёрки Лакеева). Гращенков составил проект приказа в котором предлагал сформировать специальную группу в составе трёх эскадрилий. Командовать группой должны были асы войны в Испании: генерал-майор Лакеев или генерал-майор Иван Трофимович Ерёменко. Комплектовать элитное соединение предстояло из Героев Советского Союза, участников локальных военных конфликтов и опытных летчиков из 31 и 41 иап, прошедших курс боевого применения новейших советских истребителей МиГ-3. Личный состав этих полков в этот период находился в Москве, прибыв туда на авиазавод №1 для получения самолётов.
Однако инициатива Супруна быстрее дошла до Сталина. Из воспоминаний командира 402 иап ОСНАЗ Стефановского известно общее содержание встречи. Иосиф Виссарионович отметил, что инициатива очень хорошая, но одна группа пилотов ничего не решит, поэтому надо создать не один, а десятки, сотни полков. Для начала ограничились формированием частей особого назначения: двух истребительных на МиГ-3, двух бомбардировочных Пе-2, по одному штурмовому Ил-2 и дальнебомбардировочному ТБ-7.
Мероприятия были реализованы, выпущена Директива, но, во-первых, опытных лётчиков на все полки не хватило, а во-вторых сильный личный состав сильно разбавили строевыми пилотами, приехавшими в Москву получать самолёты.
В случае с 411 БАПОН из-за нехватки бомбардировщиков ТБ-7 личный состав вовсе распределили по другим полкам.
Командиры трёх полков - Супрун, Стефановский и Кабанов получили три дня на формирование частей и получение материальной части. Не дожидаясь завершения комплектования, эскадрильи по готовности вылетали на фронтовые аэродромы. 27 июня 1941 года на фронт вылетела первая эскадрилья 401 иап ОСНАЗ. 30 июня 1941 года к месту постоянной дислокации, в Идрицу (Псковская область), вылетели самолёты 402-й истребительного авиационного полка особого назначения под командованием подполковника Петра Михайловича Стефановского. Вслед за истребителями, на аэродром Ржев, отправились Пе-2 410-го бомбардировочного авиационного полка, сформированного из лётчиков-испытателей НИИ ВВС, под командованием заместителя по лётной части начальника НИИ ВВС Александра Ивановича Кабанова.
Здравый замысел Степана Супруна не был реализован в полной мере, потому что 401 иап ОСНАЗ прибыл в район Орши, когда немцы уже заканчивали окружать под Минском основные силы Западного фронта. ВВС фронта фактически лишились своей материальной части, поэтому 401-й иап стал стержнем обороны на направлении Минск - Борисов - Смоленск. Больше недели полк вёл воздушные бои над Борисовым, прикрывая наземные части на направлении главного удара противника. Отсутствие выдающихся успехов связано с тем, что эскадрильи полка мало того, что вводились в бой не одновременно, так ещё и действовать им пришлось против всего 2-го Воздушного флота. Когда в первых числах июля 1941 года немцы подтянули свои части на передовые аэродромы, то эти силы серьёзно проредили ряды летчиков 401 иап. Так, 4 июля погиб в бою командир авиаполка. Командование принял его товарищ по войне в небе Китая капитан Константин Константинович Коккинаки. 16 августа полк преобразован в 263-й иап, а все лётчики-испытатели отозваны с фронта.
Между тем, полк Супруна стал прочным щитом обороны 23 смешанной авиационной дивизии и до 11 июля они не давали немцам разгромить Оршанский аэроузел.
Таким образом, элитная авиачасть сыграла свою роль, даже в крайне непростых условиях лета 1941 года. Они справились с задачей восстановления ВВС Западного фронта и дали время на сосредоточение частям, перебрасываемым с Востока.
Тем не менее, стало ясно, что опыт локальных войн имеет ограниченную применимость. Ни один, ни десять полков истребителей не смогут существенно изменить положение на фронте, когда идёт глобальная война на истощение ресурсов. Индивидуальная подготовка отдельных групп перестала быть решающим фактором. Всё решала концентрация сил и средств на направлении главного удара, а в умении сосредотачивать силы немцы тогда были сильнее нас.
Дополнительно:
1) Более подробно см. лекцию Геннадий Серов о создании элитных частей ВВС КА и развитии тактики свободной охоты. Часть 1. на канале
TacticMedia.
2) В июле 2015 года в Музей Отечественной войны 1812 года проходила выставка к 70-летию победы в Великой Отечественной войне.
В числе прочих реликвий военного времени были выставлены награды и оригинал письма Степана Супруна, а также рамка для фотографий, сделанная руками Николая Гастелло.
О подвиге экипажей Николая Гастелло и Алексея Маслова см. на странице о Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны:
Положение на фронте было настолько сложным, что уже с 24.06.1941 на штурмовку отправляли даже тяжелые бомбардировщики ДБ-3Ф, предназначенные для дальних рейдов к тыловым объектам противника. 26 июня 1941 года, не смотря на тяжёлые потери понесённые в предыдущие дни, 207 и 96 авиаполки 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии продолжали дневные вылеты на штурмовку. В этот день их целью были колонны противника на участке дорог Молодечно – Радошковичи.
Истребительного прикрытия не было, поэтому чтобы уменьшить шансы на встречу с немецкими истребителями наши бомбардировщики должы были действовать не "девятками", а мелкими группами. С аэродрома «Боровское» с интервалами в полтора-два часа вылетели три звена самолетов (по два в каждом).
Дальнейшие события нам известны из рапортов Воробьёва и Рыбаса. По возвращении на аэродром они доложили, что во время штурмовки самолёт Гастелло был подбит и совершил таран механизированной колонны врага. То есть их боевые товарищи совершили нечто такое, что произвело сильное впечатление на ведомых, даже на фоне общих тяжелых потерь.
10 июля 1941 года газета «Правда», а вслед за ней и другие издания, рассказали об этом подвиге. 26 июля 1941 года капитану Н.Ф.Гастелло посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Через десять лет после описанных событий, 26.06.51 года, была произведена эксгумация останков из предполагаемой могилы экипажа Гастелло. Целью было торжественное перезахоронение героев. Во время вскрытия братской могилы были найдены: компас, перочинный нож, связка ключей, зеленое стекло от очков, пряжки и крюки от ремней парашюта, капитанские «шпалы», патроны к пистолету ТТ. В могиле был найден и солдатский медальон старшего сержанта Григория Васильевича Реутова, стрелка-радиста из экипажа капитана Маслова. До этого момента экипаж Александра Маслова считался пропавшим без вести.
Скорее всего, самолёты Маслова и Гастелла были подбиты, а командиры экипажей предприняли попытку тарана. Бомбардировщик ДБ-3Ф и так-то не был подарком по части пилотирования, а подбитые и горящие бомбардировщики управлялись вовсе плохо. Поэтому не удивительно, что Маслов и Гастелло промахнулись и упали рядом с дорогами, по которым двигалась немецкая техника. Тем не менее, героизм этих и многих других экипажей не вызывает сомнения. На тяжелых неповоротливых бомбардировщиках, на малых высотах, они летали днём на штурмовку вражеских войск, без истребительного прикрытия. Если бомбы были сброшены, а истребители противника не появились, то они продолжали штурмовать колонны, ведя огонь из ШКАС-ов. Лётчики гибли, защищая Родину, из последних сил пытаясь нанести урон врагу. В те дни нужны были примеры героизма, воодушевлявшие на отпор непрошенным гостям. Военная пропаганда создавала и активно использовала легендарные образы. В этом нет ничего удивительного или недостойного. Проблемы возникли позже, когда многократно повторённый рассказ о Гастелло получил статус непреложного факта. Вот тогда любое исследование мифологизированного подвига стало ненужным и даже нежелательным, потому что угрожало идеологически выверенному образу. Неудивительно, что в 1990-ых, в условиях кризиса идеологии, на поиске всякого рода нестыковок в мифах поднялась мутная волна "правдоискателей-разоблачителей".
Пистолет-пулемёт ТМ-44 (Темяков-Менкин образца 1944 года). На одной стороне дарственная надпись: "Маршалу т.Ворошилову К.Е. от пинских партизан Белоруссии. п/о им. Котовского. 6.6.44". На другой стороне: "Смерть немецким захватчикам"
Шинель генерала армии |
Парадный мундир генерала |
Парадный мундир маршала |
Личные вещи маршала |
Китель в котором маршал Советского |
Послевоенный фарфор |
Вернуться к оглавлению раздела
На главную страницу
Создано 05/08/2015
Обновлено 05/12/2015