Месторасположение:Минск, ул. Героев 120 дивизии, 15
Официальный сайт: отсутствует
Навигация:
Период от заселения славянами нынешней территории Беларуси до начала XX века
Первая мировая война
Великая Отечественная война
Послевоенный период, становление Вооруженных Сил независимой Республики Беларусь
Вооруженные Силы независимой Республики Беларусь
Выставка образцов вооружения в фойе музея
Добраться до музея достаточно просто - от станции метро "Уручье" на автобусе 153. Талоны на проезд приобретаете у водителя и "пробиваете" их в электронном компостере. Выходите из автобуса на остановке "Дом Офицеров" и ищете ориентир - высокий постамент с танком Т-34-85. Перед памятником - небольшой плац, на краю которого стоит невзрачное двухэтажное здание. Это и есть искомый объект культурного наследия. Фактически, это музей истории войск Краснознаменного Белорусского военного округа, открытый в Минске 21 февраля 1978 года. Ну а в июле 1993 года он превратился в музей военной истории Республики Беларусь. Экспонаты прежние, но добавлен небольшой раздел по средневековой истории Великого княжества Литовского и этап развития вооруженных сил после распада СССР. У этого музея есть одна неприятная особенность: запрещена фотосъёмка везде, кроме фойе. Основание: устный запрет директора музея. Это просто уникальный случай. В обычных белорусских музеях спокойно оплачиваешь съёмку в кассе и пользуешься фотоаппаратом. Помещения, в которых фотографировать нельзя, обозначены соответствующим образом. Если же есть ограничения, например, использование фотовспышки запрещено, то об этом предупреждают при продаже билета. За соблюдением запрета следят вполне адекватные смотрители залов. Честно говоря, я запрету не внял. Не для того я проехал почти 3000 км, чтобы упереться в странные, необъяснимые запреты. Благо, что посетителей в музее не было совсем, а Nikon D610 имеет бесшумный режим и прекрасно работает на iso 2000. Ну а при использовании этой камеры со светосильным "полтинником", даже мыслей об использовании фотовспышки не возникает. Оставались только проблемы типичные для музейной фотосъёмки: плохой свет, засада с балансом белого цвета, многочисленные блики и отражения в гранях витрин. С температурой белого боролся съёмкой в NEF, а вот стёкла витрин заставили меня пожалеть о том, что не взял в поездку поляризационный фильтр.
393-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион 42-й стрелковой дивизии дислоцировался в Брестской крепости. С 20 на 21 июня 1941 года 2-я и 3-я батареи дивизиона убыли из крепости на тактические занятия, а 1-я батарея (командир - ст. лейтенант С.Ф. Шрамко) осталась в карауле. Поэтому к началу войны в крепости из состава 393 ОЗАД осталось только два расчёта с 76,2-мм орудиями 3К, которые находились в парке дивизиона с наружной стороны внешнего вала форта, в транспортном положении. Там же стояли трактора «СТЗ-НАТИ».
С началом боевых действий бойцы 393 дивизиона стали частью гарнизона Восточного форта (используется это устоявшееся название вместо правильного Восточный казематный редюит), оборонявшегося под командованием командира 44-го стрелкового полка майора П.М.Гаврилова. Вот что пишет об этом С.С.Смирнов в книге «Брестская крепость»:
"Весь первый день отряд Гаврилова удерживал свои позиции, отбивая атаки врага. В боях действовала даже артиллерия отряда - два зенитных орудия, стоявших около "подковы". В первой половине дня зенитчикам то и дело приходилось вступать в бой с немецкими танками, прорывавшимися в крепость через главные ворота, и каждый раз они отгоняли машины врага.
Молодой лейтенант, командовавший артиллеристами, был тяжело ранен во время перестрелки. Но уйти от орудий он отказался. Когда одному из танков удалось проскочить через ворота, началась огневая дуэль между ним и зенитчиками. Танк, маневрируя на дороге, бегло обстреливал зенитки, и одна пушка скоро была повреждена. Тогда, собрав последние силы, бледный, обескровленный лейтенант встал к орудию и сам повел огонь прямой наводкой. Ему понадобилось всего два или три выстрела - танк был подбит, а пытавшихся удрать танкистов перестреляли из винтовок бойцы. Но и силы лейтенанта были исчерпаны. Он упал тут же, у орудия, и артиллеристы, подняв его, увидели, что он мертв.
Гаврилов сейчас же приказал Касаткину написать на этого лейтенанта посмертное представление к званию Героя Советского Союза. К сожалению, как и все документы штаба, это представление уничтожили впоследствии, когда немцы ворвались в форт, и забытая участниками обороны фамилия героя-лейтенанта до сих пор остается неизвестной.
Немцы утащили на буксире подбитый танк, а потом прилетели их самолеты, и началась очередная бомбежка Восточного форта. Именно тогда одна из бомб попала в окоп, где хранился запас снарядов для зенитных орудий, и этот небольшой склад взлетел на воздух. Оставшееся орудие больше не могло стрелять".
Когда стало ясно, что Восточный форт вот-вот будет захвачен, Гаврилов приказал младшему сержанту Родиону Семенюку, заведующему складом боепитания 393 ОЗАД, закопать знамя дивизиона, которое Семенюк еще 22 июня по приказу Шрамко вытащил из караульной палатки и перенес в штаб. Завернув знамя в брезент, три бойца (Семенюк, Фольварков, Тарасов) положили в брезентовое ведро. Для защиты от талых вод сверху закрыли его цинковым ведром, одним из тех, что служили для выпойки лошадей. Так и закопали знамя в одном из казематов внешнего вала, с правой стороны.
27 сентября 1956 года Родион Семенюк, единственный, кто остался жив из тех, кто закапывал знамя, привел на это место нескольких офицеров и солдат расположенной в крепости воинской части. В их руках были лопаты и кирки — но, не выдержав, Семенюк начал копать сам. Найденное знамя 393 ОЗАД передали в Музей обороны Брестской крепости. Родион Семенюк был удостоен ордена Красного Знамени. Что касается установления личности героя-офицера из 393 дивизиона, то им мог быть либо командир батареи старший лейтенант С.Ф. Шрамко, либо командир огневого взвода 1-й батареи 393 ОЗАД мл. лейтенант Б.Г. Зильпуркаев.
В 1939-1940 годах лётчик-испытатель НИИ ВВС РККА Степан Павлович Супрун отличился в сражениях над Китаем. В ходе боевых действий он лично сбил шесть японских самолётов и по возвращению в СССР был удостоен звания Герой Советского Союза. В первые дни Великой Отечественной войны Степан Супрун предложил обратиться к опыту завоевания господства во время пограничного конфликта на Халхин-Гол. Тогда ситуация развивалась для ВВС РККА столь же неудачно - строевые авиационные части, вступив в бой с японцами, понесли большие потери. Только прибытие большой группы опытных летчиков-истребителей помогло нам добиться победы. Буквально в первые дни войны, подполковник Супрун, будучи депутатом Верховного Совета СССР, смог напрямую обратиться к Сталину с предложением создать элитный авиационный полк из лётчиков-испытателей, часть которых имела боевой опыт в Китае и на Халхин-Голе. По его замыслу, эта группа могла помочь строевым частям справится с засильем люфтваффе.
В то же время с аналогичной инициативой выступил зам.начальника Управления боевой подготовки ВВС РККА полковник Сергей Павлович Гращенков (опытный пилот, участник пилотажной пятёрки Лакеева). Гращенков составил проект приказа в котором предлагал сформировать специальную группу в составе трёх эскадрилий. Командовать группой должны были асы войны в Испании: генерал-майор Лакеев или генерал-майор Иван Трофимович Ерёменко. Комплектовать элитное соединение предстояло из Героев Советского Союза, участников локальных военных конфликтов и опытных летчиков из 31 и 41 иап, прошедших курс боевого применения новейших советских истребителей МиГ-3. Личный состав этих полков в этот период находился в Москве, прибыв туда на авиазавод №1 для получения самолётов.
Однако инициатива Супруна быстрее дошла до Сталина. Из воспоминаний командира 402 иап ОСНАЗ Стефановского известно общее содержание встречи. Иосиф Виссарионович отметил, что инициатива очень хорошая, но одна группа пилотов ничего не решит, поэтому надо создать не один, а десятки, сотни полков. Для начала ограничились формированием частей особого назначения: двух истребительных на МиГ-3, двух бомбардировочных Пе-2, по одному штурмовому Ил-2 и дальнебомбардировочному ТБ-7.
Мероприятия были реализованы, выпущена Директива, но, во-первых, опытных лётчиков на все полки не хватило, а во-вторых сильный личный состав сильно разбавили строевыми пилотами, приехавшими в Москву получать самолёты.
В случае с 411 БАПОН из-за нехватки бомбардировщиков ТБ-7 личный состав вовсе распределили по другим полкам.
Командиры трёх полков - Супрун, Стефановский и Кабанов получили три дня на формирование частей и получение материальной части. Не дожидаясь завершения комплектования, эскадрильи по готовности вылетали на фронтовые аэродромы. 27 июня 1941 года на фронт вылетела первая эскадрилья 401 иап ОСНАЗ. 30 июня 1941 года к месту постоянной дислокации, в Идрицу (Псковская область), вылетели самолёты 402-й истребительного авиационного полка особого назначения под командованием подполковника Петра Михайловича Стефановского. Вслед за истребителями, на аэродром Ржев, отправились Пе-2 410-го бомбардировочного авиационного полка, сформированного из лётчиков-испытателей НИИ ВВС, под командованием заместителя по лётной части начальника НИИ ВВС Александра Ивановича Кабанова.
Здравый замысел Степана Супруна не был реализован в полной мере, потому что 401 иап ОСНАЗ прибыл в район Орши когда немцы уже заканчивали окружать под Минском основные силы Западного фронта. ВВС фронта фактически лишились своей материальной части, поэтому 401-й иап стал стержнем обороны на направлении Минск - Борисов - Смоленск. Больше недели полк вёл воздушные бои над Борисовым, прикрывая наземные части на направлении главного удара противника. Отсутствие выдающихся успехов связано с тем, что эскадрильи полка мало того что вводились в бой не одновременно, так ещё и действовать им пришлось против всего 2-го Воздушного флота. Когда в первых числах июля 1941 года немцы подтянули свои части на передовые аэродромы, то эти силы серьёзно проредили ряды летчиков 401 иап. Так, 4 июля погиб в бою командир авиаполка. Командование принял его товарищ по войне в небе Китая капитан Константин Константинович Коккинаки. 16 августа полк преобразован в 263-й иап, а все лётчики-испытатели отозваны с фронта.
Между тем, полк Супруна стал прочным щитом обороны 23 смешанной авиационной дивизии и до 11 июля они не давали немцам разгромить Оршанский аэроузел.
Таким образом, элитная авиачасть сыграла свою роль, даже в крайне непростых условиях лета 1941 года. Они справились с задачей восстановления ВВС Западного фронта и дали время на сосредоточение частям, перебрасываемым с Востока.
Тем не менее, стало ясно, что опыт локальных войн имеет ограниченную применимость. Ни один, ни десять полков истребителей не смогут существенно изменить положение на фронте, когда идёт глобальная война на истощение ресурсов. Индивидуальная подготовка отдельных групп перестала быть решающим фактором. Всё решала концентрация сил и средств на направлении главного удара, а в умении сосредотачивать силы немцы тогда были сильнее нас.
Дополнительно:
1) Более подробно см. лекцию Геннадий Серов о создании элитных частей ВВС КА и развитии тактики свободной охоты. Часть 1. на канале
TacticMedia.
2) В июле 2015 года в Музей Отечественной войны 1812 года проходила выставка к 70-летию победы в Великой Отечественной войне.
В числе прочих реликвий военного времени были выставлены награды и оригинал письма Степана Супруна, а также рамка для фотографий, сделанная руками Николая Гастелло.
В правом нижнем углу стенда с портретами Кижеватова и Усова прикреплена фотография трёх танкистов. Это снимок 1940 года, на котором запечатлён экипаж братьев Кричевцовых (слева направо) - Елисей, Константин и Минай. Они проходили службу в 45-м танковом полку 31-й дивизии лёгких танков 13-го механизированного корпуса. Старшина Константин Кричевцов - командир танка, старший сержант Минай Кричевцов — механик-водитель, сержант Елисей Кричевцов — башенный стрелок. Вместе с другими частями 31-ая дивизия участвовала в обороне на реке Нурец возле насёлённых пунктов Боцьки и Браньск. В одном из боёв экипаж Кричевцовых уничтожил 4 танка и 2 бронетранспортёра противника. 26 июня 1941 года в бою под местечком Лапы танк, в котором воевали братья, был подбит и загорелся. Экипаж совершил танковый таран - горящая машина врезалась во вражеский танк.
В нижнем левом углу стенда с портретами пограничников - красноармеец К.И.Бутенко (в центре группы), один из тех кто героически сражался и погиб в первые дни войны. Пятиамбразурный ДОТ "Орёл", а также двухамбразурные артиллерийско-пулемётные ДОТы "Сокол" и "Светлана" прикрывали шоссе на Семятичи. Гарнизон "Орла" под командованием командира 1-ой роты лейтенанта И.И.Фёдорова сражался до 28 июня 1941 года. Об их подвиге стало известно только в 1944 году, когда наша армия вышла на линию границы. Тем, кто хочет знать больше о подвиге гарнизонов советских приграничных укреплений, рекомендую найти сборник А.А.Крупенникова, "В первых боях". Процитирую фрагмент из этой книги:
"К 28 июня из всех сооружений уцелел лишь ДОТ "Орел" лейтенанта Федорова. Стрельба из него прекратилась только на второй неделе войны. О подвиге воинов, сражавшихся в ДОТе "Орел", стало известно позже. П.Е. Сулейкиной удалось повидать раненого солдата Амозова, который рассказал, что защитники этого ДОТа сражались до последней возможности, на предложение немцев сдаться отвечали огнем.
Вместе с лейтенантом И.И. Федоровым в ДОТе были лекарский помощник Лятин, бойцы Пухов, Бутенко (он был ординарцем командира роты лейтенанта И.И. Федорова) и другие. По словам Амозова, защитники ДОТа погибли. (Бывший научный сотрудник ЦАМО Т.Г. Степанчук обнаружил донесение политотдела 65-й армии Военному совету 1-го Белорусского Фронта. В нем указано, что после выхода в июле 1944 года соединений 65-й армии на государственную границу СССР в районе села Анусин советские воины в одном из ДОТов обнаружили на усыпанном гильзами полу, около искореженного пулемета, тела двух человек. Один из них, в форме младшего политрука, никаких документов при себе не имел. В кармане гимнастерки его товарища сохранился комсомольский билет №11183470 на имя красноармейца Кузьмы Иосифовича Бутенко. Найденный на останках воина комсомольский билет хранится в ЦМВС. Установить имя младшего политрука жа не удалось.
Этот факт был подтвержден и в политдонесении начальника Политического управления 1-го Белорусского фронта генерал-лейтенанта С.Ф. Галаджева 6-го августа 1944 года. В нем говорится, что из опроса местных жителей выяснились следующие обстоятельства гибели этих двух отважных людей: "Гарнизон ДОТа мужественно отстаивал свои позиции, держался в течение семи дней и отражал атаки немцев до тех пор, пока не были израсходованы все боеприпасы. В неравной борьбе он уничтожил большое количество немецких солдат и офицеров. Немцы на подавление ДОТа израсходовали огромное количество снарядов, но смельчаки не сдались. Они в самый последний закрыли все люки ДОТа и погибли.)"
В октябре 1942 года 308-я стрелковая дивизия вела бои в районе сталинградского завода «Баррикады». 25 октября произошёл обрыв связи с группой бойцов, удерживавших один из окружённых немцами домов. Две попытки исправить повреждение окончились гибелью связистов. Тогда начальник штаба 339-го сп приказал восстановить связь командиру отделения связи сержанту Матвею Путилову. Получил ранение в плечо, но дополз до места обрыва провода, где был вторично ранен: ему раздробило руку. Теряя сознание, и не имея возможности действовать рукой, сжал концы проводов зубами, и по его телу прошёл ток. Связь была восстановлена. Умер с зажатыми в зубах концами телефонных проводов.
Кроме фотографии Матвея Мефодиевича Путилова на стенде представлена копия листовки «Отомстим за Матвея». Её нарисовал цветными карандашами участник событий - политрук Михаил Ингор. Затем политотдел 308-й сд издал листовку в чёрно-белом варианте.
Майор Григорий Измайлович Лобушкин руководил сводным отрядом по разминированию Минска. Проверено 589 зданий, снято 70 фугасов (около 18 тонн взрывчатки), очищено от взрывоопасных предметов 11,5 кв.км территории города, обнаружены и обезврежены склады (до 40 тыс. снарядов), извлечено 630 часовых и контактных взрывателей, обезврежено около 2 тыс. противотанковых и минометных мин. Задание командования выполнено без потерь в личном составе. Лично с риском для жизни проводил офицерскую разведку важных государственных объектов: театр оперетты, типография им. Сталина, радиозавод, клинический городок, подземный узел связи и другие. За успешное проведение разминирования города Минска (7-25.7.1944) командиром 13 оминжбр бригады РГК полковником В.И. Железных представлен и награжден орденом Отечественной войны 2 степени (приказ № 0895 от 06.11.1944 г. 3 Белорусского фронта).
На стенде примечательная, широко известная фотография - гвардии рядовой 77 гвардейского стрелкового полка 26 гвардейской стрелковой дивизии Юрий Васильевич Смирнов. В действующей армии с августа 1943 года. 03.02.1944 был легко ранен в челюсть, по выздоровлении вернулся в свою часть. Полк, в котором служил Юрий Смирнов, входил в состав 11 гвардейской армии 3-го Белорусского фронта. С началом Белорусской наступательной операции 23 июня 1944 года подразделения 11-й гв.армии вместе с другим ударными частями взламывали оборону противника. Продвижение было трудным, проходило в невысоком темпе. Вот что пишет об этом А.И.Исаев в книге "Операция "Багратион". "Сталинский блицкриг" в Белоруссии":
"
В 8.50 23 июня пехота гвардейских дивизий армии К. Н. Галицкого пошла в атаку. Гвардейцы бросали вызов немецкой обороне, державшейся много месяцев и непрерывно совершенствовавшейся. Помимо сильной артиллерийской группировки, 11-я гв. армия располагала мощным бронированным кулаком из 132 танков и 199 САУ, всего 331 единица, 53 на 1 км фронта прорыва. Впервые на Западном направлении в бой были введены тяжелые танки ИС-122 (так в 1944 г. в документах называли ИС-2). Один полк танков ИС находился в центре построения войск 11-й гв. армии. Левофланговый корпус 11-й гв. армии поддерживала так называемая танкосамоходная группа в составе 120-й танковой бригады (34 Т-34, 20 Т-60-70, 3 СУ-122) в первом эшелоне и 1435 САП (23 СУ-85 на 22.06.44 г.) - во втором эшелоне. Действия в связке танков и самоходок в одной группе были логичным решением: САУ из второй линии поддерживали танки и поражали мешающие их продвижению огневые средства противника.
…
На фронте 8-го гв. стрелкового корпуса 26-я гв. стрелковая дивизия вначале успешно атаковала противника двумя полками (77-й и 75-й гв. сп). Эти полки к 10.00 овладели первой и ворвались во вторую траншею. Атака же левофлангового полка той же дивизии была остановлена перед проволочными заграждениями противника. На действиях полка отрицательно сказалось то, что по условиям болотистой местности он вынужден был атаковать противника с расстояния 300-400 м и немцы поэтому имели время прийти в себя после артподготовки.
...
Полк ИСов, который должен был стать тараном, взламывающим немецкую оборону, наступал тремя ротами в линию и одной в резерве для отражения контратак. Впереди каждой роты ИС-122 шла пара танков-"тральщиков" из 148-го инженерного танкового полка. На броню роты ИСов взяли автоматчиков и саперов. Во втором эшелоне двигались самоходки 345-го САП, которые должны были подавлять противотанковые средства противника. Танкосамоходной группой предполагалось прорваться на большую глубину, до рубежа р. Оршица.
По окончании артиллерийской подготовки танкосамоходная группа под аккомпанемент огня немецкой артиллерии перешла в атаку. Через проделанные танками-"тральщиками" проходы в минных полях ИСы прорвались в глубину, выйдя к рокадной дороге Остров Юрьев - Заволны. Здесь 3-я танковая рота попала в огненный мешок в районе селения Заволны и оказалась полностью выведена из строя. Вырвавшиеся вперед пять танков двух других танковых рот были подожжены. Как одна из причин этого в советских отчетных документах указывались недостаточно энергичные действия 345-го САП.
В бою с самоходками противника (опознанными советской стороной как "фердинанды") 35-й гв. тяжелый танковый полк ИС-122 уже к полудню 23 июня потерял большую часть своих танков и в дальнейшем не смог оказать должной поддержки дивизии. В действительности ИСы столкнулись с "тиграми" 501-го батальона тяжелых танков. Здесь надо сказать, что "тигры" были выделены XXVII корпусу из армейского резерва в последний момент.
."
Как видите, наступление развивалось сложно. Ни новые тяжелые танки "ИС-2", ни мощная артиллерийская подготовка, ни воздушная поддержка не смогли уничтожить эшелонированную оборону противника, создававшуюся месяцами. Задачи, поставленные перед 11-й гвардейской армией и 31-й армией, не были выполнены. Правда, в конечном итоге, 11-ая армия всё-таки самостоятельно прорвала оборону XXVII армейского корпуса. Причем не расшатала и добила танками Ротмистрова, а именно прорвала фронт и создала условия для беспрепятственного ввода в прорыв 2-го гвардейского танкового корпуса.
Но в начале наступления никто не мог предсказать, как будут развиваться события, и наши командиры настойчиво искали уязвимые места противника. Одним из эпизодов этого противостояния стал танковый рейд в ночь с 24 на 25 июня 1944. Танкисты приняли на броню десант из бойцов 77-го стрелкового полка под командованием гвардии старшего лейтенанта Вячеслава Силыча Зеленюк. Боевая задача: нанеся удар противнику во фланг и тыл, перерезать его коммуникации, оседлав шоссе Москва - Минск. В числе добровольцев, вызвавшихся участвовать в ночном рейде, был боец 1-ой стрелковой роты 77-го гвардейского стрелкового полка 26-й гвардейской стрелковой дивизии Юрий Смирнов.
В районе деревни Шалашино (Дубровенский район, Витебская область) находились позиции 78-ой штурмовой дивизии, оборонявшей город Орша, объявленный "крепостью", т.е. опорным пунктом, который обязан сражаться до конца даже, будучи полностью окруженным. Когда перед полуночью командир дивизии генерал-лейтенанта Ганс Траут получил доклад о ночном прорыве, он приказал взять пленного. Чтобы вскрыть намерения противника и принять ответные действия, генералу было крайне важно знать - куда ушли прорвавшиеся советские танки, сколько их было, какова боевая задача. Ему доставили Юрия Смирнова, который был ранен, упал с танка и попал в плен. Жестокий допрос с пытками продолжался до утра. 19-летний красноармеец Юрий Васильевич Смирнов умер, ничего не сказав врагам.
25 июня, когда 78-я дивизия была выбита со своих позиций, погибшего бойца нашли. Процитирую один из актов, составленных на месте его гибели. "Я, комсорг батальона гвардейского стрелкового полка, гвардии старший лейтенант Кустов Петр Алексеевич, находясь в боевых порядках своего полка, прорвавшего оборону в дер. Шалашино Дубровенского района, проходя немецкие позиции, зашел в штабной блиндаж. Блиндаж представлял собой просторное помещение, стены его были обиты стругаными досками. Посредине стоял большой стол, стены были увешаны плакатами, и висели два портрета Гитлера. Взглянув на правую стену блиндажа, я увидел прислоненного, как мне казалось, человека, обнаженного, с раскинутыми руками. Подойдя поближе, я увидел, что человек этот прибит гвоздями к доскам. Тело его было распято на специальной крестовине из досок. Одна доска проходила вдоль спины, а вторая - поперек, на высоте плеч. Так что получался крест. Руки человека были прибиты к этому кресту гвоздями. Гвозди большие и загнаны по самые шляпки. Два гвоздя торчат во лбу, представляя собой костыли без шляпок. Ноги были в носках, а весь труп был раздет наголо и посинел, видимо от ударов. На груди - глубокие разрезы и ножевые раны. Лицо - распухшее и обезображено ударами холодного оружия.
Оглядев помещение внимательней, я увидел на столе красноармейскую книжку и раскрытый комсомольский билет. Взяв эти документы, я прочел их и установил, что они принадлежат гвардии рядовому Смирнову Юрию Васильевичу, солдату гвардейского полка нашей дивизии. Комсомольский билет выдан политотделом гвардейской стрелковой дивизии.
Со мной вместе были старшина Блинов Михаил из хозвзвода гвардейского стрелкового полка, затем подошли гвардии рядовой Лебедев из стрелковой роты и мой ординарец рядовой Мацина Николай…".
Фактически интернет-ресурсы цитируют этот акт с большей или меньшей полнотой по книге Голубева Е.П. "Боевые звезды" (Ярославль, 1972 г.). Было бы очень интересно познакомиться с оригиналом документа. К сожалению, комсорг 2 батальона 79 гв.сп гв.ст.лейтенант Петр Алексеевич Кустов не оставил воспоминаний. Он погиб 25 января 1945 года под городом Штаркенберг.
Ещё один непосредственный участник событий - командир стрелковой роты старший лейтенант В.С.Зеленюк, отбиравший добровольцев для танкового десанта. В тот же день 25 июня 1944 года он был смертельно ранен в бою. Посмертно награждён орденом Отечественной войны I степени.
В 1944 году Юрий Смирнов был похоронен с воинскими почестями. На месте его гибели, на опушке леса, примерно в километре северо-восточнее деревни Шалашино, сейчас стоит обелиск и реконструирован мрачный блиндаж 78-ой штурмовой дивизии. В 1947 году прах героя был перенесён в Ореховск, позднее над его могилой установили памятник. В базе данных Подвиг народа хранится два наградных листа на Юрия Смирнова, подписанные командиром 77 гвардейского стрелкового полка полковником Лапчинским. В обоих документах красноармеец имеет звание гвардии рядовой. Не понимаю откуда по интернет-ресурсам пошла гулять информация о том, что он был гвардии младшим сержантом, командиром отделения.
Первый наградной лист, от 25 июля 1944 года с представлением на орден Отечественной войны I степени. Описание подвига содержит интересные строки:
"В многочисленных боях за Советскую Родину тов.Смирнов показал образцы мужества и отваги. Участвуя в прорыве обороны противника в районе д.Шалашино, Дубровенского района Витебской обл. в составе танкового десанта своей личной храбростью и стойкостью в боях вдохновлял своих товарищей на боевые подвиги:
24.6.1944г., когда командир взвода выбыл из строя, тов.Смирнов принял на себя командование, смело и решительно командовал взводом. В трудных условиях боя тов.Смирнов тяжело ранен, упал с танка и был пленён немцами.
На все вопросы гитлеровцев Смирнов, верный воинской присяге, ничего не ответил. Тогда немцы затащили его в землянку и зверски распяли на стенке землянки. Забили по гвоздю в руки и ноги и зверски истязали тело Смирнова холодным оружием. Достоин правительственной награды ордена "Отечественная война I степени".
Второй наградной лист, от 21 августа 1944 года с представлением на звание Героя Советского Союза. Описание подвига в общих чертах повторяет процитированные выше акт и наградной лист. Из необычного есть упоминание о том, что в плен Юрий Смирнов попал в бессознательном состоянии.
В ходе июльских боёв 78-я штурмовая дивизия вермахта была почти полностью уничтожена, а её остатки попали в окружение. Из кольца смогли вырваться лишь немногие выжившие солдаты. Сводка Совинформбюро от 7 июля 1944 года: "… Восточнее города МИНСК наши войска продолжали операцию по ликвидации окружённых частей противника. За день боя уничтожено до 4.000 немецких солдат и офицеров и взято в плен более 3.000 человек. В числе пленных командир 78-й штурмовой дивизии немцев генерал-лейтенант Траут".
После войны генерал-лейтенант Ганс Траут предстал перед военным трибуналом Белорусского военного округа, заседавшим 28.10 - 4.11.1947 г. в гарнизонном Доме офицеров г. Бобруйск (Белорусская ССР). Был осуждён за военные преступления и приговорён к 25 годам исправительно-трудовых лагерей.
06.10.1955 передан властям ФРГ и освобождён. Умер в декабре 1974 года в Дармштадте.
На стенде в музее - фотографии членов героического экипажа Т-34 (перечислены слева направо). Командир танка 34-х летний гвардии лейтенант Павел Рак, выпускник Саратовского танкового училища, в армии с 1941 года. Стрелок-радист (радиотелеграфист) Алексей Данилов, 21 год. К моменту прорыва в Борисов воевал всего месяц, зато до этого навидался всякого. В 1941 году на захваченной немцами Смоленщине ушёл в лес вдвоём с другом. Через некоторое время их поймали и вместе с другими парнями и девушками отправили работать в Германию. За Вильнюсом Алексей Данилов бежал и 2 месяца пробирался к своим по занятой немцами территории. В 1943 году он был призван в армию, окончил полковую школу танкистов, где получил специальности заряжающего и радиотелеграфиста. Механик-водитель Александр Петряев, 18 лет - призван в армию в 1944 году и от окончания полковой школы танкистов до героической гибели, провоевал всего несколько месяцев.
Подвиг танкового экипажа старшего лейтенанта Павла Николаевич Рака в качестве предпосылки имеет грозный приказ Ставки Верховного Главнокомандования. Цитирую этот документ:
"Директива № 220124
28 июня 1944 г. 24 ч 00 мин
Ставка Верховного Главнокомандования приказывает:
1. Войскам 3-го Белорусского фронта с ходу форсировать р. Березина и, обходя встречающие опорные пункты противника, развивать стремительное наступление на Минск и правым крылом занять Молодечно.
2. Ставка недовольна медленными и нерешительными действиями 5 гв. ТА и относит это к плохому руководству ею со стороны тов. Ротмистрова. Ставка требует от 5 гв. ТА стремительных и решительных действий, отвечающих сложившейся на фронте обстановке."
Ставке казалось, что 3-й гв. танковый корпус 5-й гв. танковой армии П. А. Ротмистрова топчется на месте. На самом деле он бился об батальон "Тигров" плотно оседлавших шоссе. Дело в том, что в первые же дни советского наступления для обороны Борисова прибыли немецкие резервы: с Украины вернули тяжелый танковый батальон (45 Pz.VI Tiger) и полноценную 5-ю танковую дивизию (укомплектованную до полного штата: 78 Pz.IV, 79 Pz.V, 250 бронемашин, 14 000 человек) усиленную 21 истребителем танков Jg.Pz.IV. Удержание Борисова имело для немцев огромное значение, т.к. на расположенные в нём склады продовольствия и боеприпасов опиралось снабжение 5-ой тд.
Обвинить Ротмистрова в плохом управлении было легко, но надо понимать, что его "шерманам" и Т-34 с 76-мм пушками противостояла свежая танковая дивизия противника. Почти две сотни немецких танков, половина из которых "Тигры" и "Пантеры". Отбивать атаки немецких тяжелых танков предполагалось СУ-85, а также артиллерией - 5 гв. танковая армия располагала 1285 пушками и 46 57-мм пушками ЗИС-2. Вот так и объясняются 60% безвозвратных потерь Т-34 3-го гв. танкового корпуса. Это результат боев с танками противника на оси шоссе Москва-Минск.
Тем не менее, не взирая на "тигриную" опасность, надо было выполнять боевую задачу. Поздним вечером 30 июня 1944 года четыре "тридцатьчетвёрки" 2-го танкового батальона 3-й гвардейской танковой бригады 5-ой гв.ТА выдвинулись для захвата мостов через реки Сха и Березина, находившихся на шоссе Москва-Минск. Первым шёл танк М.Кузнецова, вторым - А.Мельника, третьим - Юнаева и четвертым - П.Рака.
Здесь требуется сделать необходимое отступление. Скорее всего из документальной повести генерал-майора танковых войск И.Вовченко "Танкисты" пошла путаница с именами офицеров.
Согласно документам ОБД "Мемориал", командовал 2-ым танковым батальоном гвардии капитана Александр Иванович Селин. Родился он 1916 году на Вологодщине. Скорее всего, путаница пошла от того, что в своём последнем бою он находился в танке гв.младшего лейтенанта Арсения Фёдоровича Мельника (1918 года рождения).
Ещё пара интересных моментов. В наградном листе на экипаж П.Рака упоминается о том, что четвёртый член экипажа, башнёр, был ранен и не смог идти в бой. Т.е. у П.Рака экипаж из четырёх человек и старая "тридцатьчетвёрка" с двухместной башней и 76-мм пушкой. В повести И.Вовченко перечислены члены экипажа, с которым пошёл в бой Селин: командир танка Мельник, механик-водитель Артамонов, башенный Сумских, радист Кудаев. Тот, кто забирался в Т-34 понимает, что пятого человека туда просто не посадишь. Неужели комбат пошёл в бой, находясь снаружи, на броне?
Однако вернёмся к рейду наших героев. Мост через реку Сха танкисты захватили, используя эффект внезапности. Дальше пошло хуже - машины старшего лейтенанта Кузнецова и лейтенанта Юнаева были сожжены ещё до выхода на левый берег Березины. Танк Арсения Мельника, в котором находился комбат Александр Селин, проскочил мост и был сожжён уже на правом берегу Березины. В базе Мемориал есть соответствующее донесение по этим двум офицерам: "30.06.1944 были посланы для прорыва обороны противника и захвата переправы через р.Березина, откуда не возвратились. При освобождении гор.Борисов, танк был найден сгоревшим, а из экипажа никто не обнаружен".
Машина старшего лейтенанта Рака прорвалась в Борисов, а мост через Березину немцы взорвали. Отрезанные от своих, танкисты в течение 16-ти часов сражались на городских улицах. 1 июля, после освобождения города, боевые товарищи извлекли из танка их обгоревшие тела. В Донесении о безвозвратных потерях по рядовому и сержантскому составу 3гв.ТБр указано место первичного захоронения героев: "г.Ново-Борисов, левая сторона шоссе Москва-Минск, перекрёсток улиц Вяземской и Розы Люксембург". К сожалению, улица Вязьминская в Борисове сейчас не существует. В списке переименованных найти её тоже не удалось. Не проходит и идея о том, что использованы названия периода оккупации. В документе указана именно ул.Розы Люксембург, а не ул.Больничная, как было при немцах. Тем не менее, в донесении о потерях офицерского состава упоминается, что в том же месте похоронили командира роты 2-го танкового батальона гв. старшего лейтенанта Бориса Сенина, убитого 2 июля 1944 года. Поэтому, скорее всего адрес первичного захоронения не имеет отношения к месту, где танкисты приняли свой последний бой.
Лейтенанта Павла Рака удалось опознать только по браслету от часов. "Что произошло с танком Павла Рака, никто не знал, - писал впоследствии в своих воспоминаниях о бое под Борисовом в ночь с 29 на 30 июня 1944 года его однополчанин Михаил Кузнецов. - Всю ночь из разных мест Борисова доносились орудийные выстрелы, пулеметные очереди. Мы допускали всякое: в город прорвались наши подразделения, действуют партизаны. Но никто даже предположить не мог, что поединок с целым вражеским гарнизоном ведет один-единственный танк. Он должен был быть уничтоженным сразу. Когда мы попали в Борисов, я видел место последнего боя однополчан. И танк с башней, развороченной прямым попаданием крупнокалиберного снаряда, выпущенного, очевидно, с близкого расстояния…". Слова Михаила Кузнецова имеют особой вес - он командовал головным танком из той четвёрки, что должна была проскочить через мосты и держать переправы до подхода основных сил. Как мы уже знаем, три "тридцатьчетвёрки" немцы сожгли, а в Борисов прорвалась только одна машина.
Остаётся загадкой, почему погибший героический экипаж Т-34 "по горячим следам" был представлен к награде, но награждён лишь через год - в марте 1945 года. Непонятно, почему в базе Подвиг Народа отсутствует наградной лист на командира танка. Тем не менее, в базе присутствуют документы на Петряева и Данилова. Написаны они в один день - 16 июля 1944 года и более-менее подробно описывают произошедшее. Описание подвига в обоих документах практически идентично, отличается только фамилиями. На это описание и будем опираться. Цитирую:
"Механик водитель танка "Т-34" сержант ПЕТРЯЕВ, в составе экипажа танка лейтенанта РАК Павла Николаевича. принимал участие в танковых боях за город БОРИСОВ, Минской обл. Подходя к городу, наши танки встретили сильное огневое сопротивление, противник неоднократно переходил в контратаки. Прикрываясь реками СХА и БЕРЕЗИНА, город был превращен противником в крупный узел сопротивления.
Экипажу танка, где механиком водителем был тов.ПЕТРЯЕВ, была поставлена командованием боевая задача: сломить сопротивление яростно обороняющегося противника, захватить переправы через реки СХА и БЕРЕЗИНА. Перед началом выполнения боевой задачи, один из членов экипажа - командир башни был ранен и его пришлось высадить из танка, продолжая выполнять задачу только трем человекам.
30.06.1944 года в 23.00 механик водитель сержант ПЕТРЯЕВ на максимально больших скоростях, прорвался через боевой заслон немцев у переправы через р.СХА, переехал через мост, чем создал большое замешательство в рядах противника, охранявших этот мост. Мотобатальон автоматчиков бригады, воспользовавшись замешательством противника, подразделением автоматчиков занял мост через реку СХА в полной сохранности, не дав его разрушить.
Не останавливая движения танка, тов.ПЕТРЯЕВ прорвался через оборону немцев на второй переправе через реку БЕРЕЗИНА и ворвался в город БОРИСОВ. Смелыми и решительными действиями в тылу у противника, танк под водительством механика водителя тов.ПЕТРЯЕВА посеял панику в гарнизоне города БОРИСОВ, разогнал все зенитные средства немцев в городе, захватил госпиталь с ранеными военнопленными, которых немцы подготовили к сожжению вместе со зданием госпиталя. Было таким образом освобождено и спасено до 200 человек военнопленных, среди которых было шесть человек из 3 танкового батальона 3 гвардейской танковой бригады. В центре города был уничтожен штаб большого немецкого соединения.
1 июля 1944 года в 16:00, по сообщению жителей города, после его освобождения, танк, где механиком водителем был т.ПЕТРЯЕВ, направлялся к переправе через реку БЕРЕЗИНА, с целью не дать немцам взорвать мост. В пути следования танк был встречен тяжелыми танками противника, с которыми экипаж танка вступил в бой. Несмотря не то, что на стороне противника были большие преимущества и превосходство, танк под водительством механика водителя сержанта ПЕТРЯЕВА в этом неравном бою уничтожил танк типа "ПАНТЕРА" и подбил танк типа "ТИГР", но и танк тов.ПЕТРЯЕВА был подбит и подожжен. После освобождения города БОРИСОВ экипаж танка был обнаружен обгоревшим в сожжённом танке".
Именами Героев названы улицы городов, на их родине установлены мемориальные доски. Они навечно зачислены в списки личного состава 5-й учебной роты 3-й гвардейской школы подготовки специалистов танковых и артиллерийских подразделений 72-го гвардейского ОУЦ в г. Борисове.
В 1960 году на правобережье реки Березина у моста шоссе Минск - Москва установлен памятник героическому экипажу - "Танк на пьедестале". Похоронены они на военном секторе православного кладбища в новой части Борисова.
После освобождения Минска армия под командованием Ротмистрова нанесла удар по группировке противника в районе Вильнюса. Далее произошло то, чего командарм неоднократно избегал ранее. Сначала в ходе Калининской оборонительной операции, 17 октября 1941 года, когда Конев требовал: "Ротмистрова за невыполнение боевого приказа и самовольный уход с поля боя с бригадой арестовать и предать суду военного трибунала". Потом, в сентябре 1942, когда под Сталинградом плохо подготовленный удар его корпуса за три дня боёв превратил 180 танков в 15 исправных машин. Затем, 12 июля 1943, в районе станции Прохоровка, когда 5 гв.ТА билась о позиции двух неполных немецких танковых дивизий, потеряв за день боя 53% из имевшихся 642-х танков и САУ. По вине Ротмистрова за два дня боев под Вильнюсом, 5 гвардейская танковая армия понесла огромные потери. По требованию командующего фронтом И.Д.Черняховского маршал был снят с должности командующего армией и заменён В.Т.Вольским. После этого Ротмистров в боевых действиях не участвовал. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено уже через 20 лет после окончания войны, 7 мая 1965 года.
130-й легкобомбардировочный (он же - скоростной бомбардировочный) авиационный полк базировался в Бобровичах, Гноево. На вооружении имел 38 самолетов СБ (на 22.06.41 из них 8 неисправных). Первый боевой вылет полк совершил в полдень первого дня войны. Три девятки СБ без истребительного сопровождения бомбили объекты противника в районе Бяла-Подляска. Понятно, что в первом же вылете полк понес большие потери. В июле 1941 года личный состав полка отправили переучивался на самолеты Пе-2. К участию в боевых действиях полк вернулся 5 октября 1941 года.
Пулемёт Максима обр.1910/30 года |
Медали "Золотая звезда" |
Личные вещи маршала Советского |
Погоны маршала Советского |
Личные вещи маршала Советского |
Форменный китель маршала |
Личные вещи Г.К.Жукова |
Черновики Г.К.Жукова |
Черновики Г.К.Жукова |
На стенде, рассказывающем о проводившихся в 1970 году учениях «Двина», мы видим личные вещи дважды Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Леонида Игнатьевича Беда. Выпускник 1-ой Чкаловской (Оренбургской) военно-авиационной школы пилотов сержант Беда, в августе 1942 года начал свой военный путь под Сталинградом. В составе 75 гв.шап он прошёл Запорожье, Белоруссию, Прибалтику, Восточную Пруссию. Совершил 214 боевых вылетов, в том числе более 30 - на штурмовку вражеских аэродромов. На счету лётчика-штурмовика 2 сбитых самолёта врага.
В наградном листе читаем, что 3 мая 1944 года будущий генерал-лейтенант выполнял задание по штурмовке аэродрома "Мыс-Херсонес" (так назван в наградном листе). Ил-2 уничтожили 6 самолётов противника, в том числе ведущий группы Леонид Беда лично уничтожил ПТАБами один самолёт. Невзирая на зенитный огонь, он привёл домой штурмовики без потерь.
А теперь дословная цитата из сборника "Лётчики" неизвестного автора: "Командир авиационной эскадрильи старший лейтенант Беда максимально использовал боевые возможности "летающего танка", как тогда называли Ил-2, именно здесь, на Сапун-горе. Он понимал: победа только при внезапности атаки. И вел своих летчиков по крымским балкам на высоте 8-10 метров. Перед ощетинившейся орудиями и пулеметами Сапун-горой группа штурмовиков появилась совершенно неожиданно, даже не поднимаясь выше горы, нанесла по гитлеровцам ощутимые удары к тут же нырнула в одну из многочисленных балок".
За боевую работу в Крыму старший лейтенант Леонид Беда был награждён орденом Александра Невского.
Ещё один примечательный эпизод в военной карьере Леонида Беды отмечен в ходе освобождения Белоруссии. Именно в ходе Белорусской наступательной операции «Багратион», советская штурмовая авиация показала возросшую тактическую грамотность лётного состава и великолепное владение оружием. В боевых порядках пехоты работали авианаводчики, цели распределялись между ударными группами, а для нанесения удара по эшелонам выбиралось место с соответствующим профилем пути. К примеру, для штурмовки поездов выбирались глубокие выемки профиля пути. На бреющем полёте ведущий группы выходил навстречу эшелону и сбрасывал бомбы прямо перед паровозом. Голова эшелона сходила с рельс, вагоны начинали наползать друг на друга. Ведомые обрабатывали эту свалку бомбами, пушками и реактивными снарядами. Разобрать образовавшийся в выемке пути, завал было куда сложнее, чем сделать это на ровном месте. Вот что пишет об этой операции В.О.Королёв в книге «Гвардейцы первой штурмовой»:
"В районе станции Толочин вплоть до ее освобождения постоянно дежурили штурмовики дивизии. Сменяя друг друга в воздухе "ильюшины" ждали: не появятся ли здесь немецкие путеразрушители. И дождались. Группы, которые вели старший лейтенант Л.И. Беда и лейтенант А.Я. Брандыс, обнаружили сразу две такие машины. Обе они были уничтожены.
Гвардейцы достойно справились с поставленной задачей. До ее осуществления на перегоне Орша - Толочин насчитывалось несколько десятков вражеских эшелонов, загруженных боевой техникой, живой силой, различным снаряжением и награбленным добром. И не один из этих поездов не ушел на запад.
Гвардейцы не дали врагу вывести из строя железную дорогу от Орши до Борисова, сохранили более 150 км пути для обеспечения действий советских войск, стремительно наступавших в Белоруссии.
Экипажи, отличившиеся в "железнодорожной операции", были награждены орденами и медалями, а также нагрудным знаком "Почетный железнодорожник". Этой чести удостоились капитаны М.Г. Гареев, Д.В. Каприн, А.К. Недбайло, М.Т. Путилин, старшие лейтенанты Л.И. Беда, Ф.С. Бойцов, И.А. Воробьев, В.В. Гамзин, И.И. Лысенко, К.В. Макаров, Б.С. Окрестин, лейтенанты А.Я. Брандыс, А.Ф. Коломоец.
Начальник Белорусской железной дороги за умелые боевые действия по защите Оршанского железнодорожного узла и прилегающих к нему перегонов от разрушения наградил отличившихся летчиков Почетной грамотой и форменными железнодорожными фуражками".
На территории Белорусского военного округа (а также прилегающих Прибалтийского и Киевского округов) регулярно проходили оперативно-стратегические учения армии и флота СССР. К сожалению, музейные стенды пестрят официальными фотографиями, а по-настоящему интересного исторического материала практически нет. Среди проведённых учений особо выделяется «Запад-81». Однако, под тем же названием «Запад» в отечественной военной истории учения проходили в 1972, 1977, 1981, 1984, 1999 годах. Все они были масштабными и проводились для отработки оборонительных и наступательных операций на Западном направлении. Тем не менее, манёвры «Запад-81» действительно не имели себе равных в советской истории.
"В 1981 году на Борисовском танкоремонтном заводе 121 СУ-100 была оборудована аппаратурой разработки 38 НИИИ БТТ, превращавшей их в автоматические самоходные мишени, способные к прямолинейному движению и стрельбе единственным заряженным в орудие холостым выстрелом. Переоборудованные таким образом СУ-100 использовались в учениях «Запад-81», «Запад-83», «Запад-84» и «Осень-88»". Источник: М. Усов. "От «телетанка» к «танку-роботу»"
Перед началом учений "... инженерными войсками Белорусского военного округа для правдоподобия был оборудован район обороны механизированной дивизии американской армии: отрыли 38 км траншей, 1200 укрытий для техники, было построено более 400 блиндажей и убежищ. Более 120 старых танков, игравших роль "американцев" оснастили блоками для дистанционного управления. В качестве противника была обозначена "американская механизированная дивизия - 90", т. е. соединение которое должно было появиться к 1990-му году...".
Но уникальность заключалась не в целях и не в размерах мишенного поля, а в решаемых задачах и количестве привлеченного личного состава и боевой техники. По словам генерала армии В.И.Варенникова: "...В числе крупнейших было оперативно-стратегическое учение под кодовым названием "Запад-81", которое по своему размаху, привлечению войск и сил флота, а также по методу проведения являлось единственным в истории Вооруженных Сил. По своим масштабам оно может быть сравнимо лишь с крупными операциями времен Великой Отечественной войны.
Это учение было уникальным еще и потому, что все новые образцы вооружений Сухопутных войск, авиации и флота применялись с максимальным напряжением. На нем впервые были опробованы автоматизированная система управления и некоторые виды высокоточного оружия". Источник: статья А.Кочукова "Стратег и политик", "Красная звезда", 31 октября 2002г.
Увы, в музее по этой теме тоже сплошной официоз. При желании интересных материалов по этим учениям можно было накопать массу - сейчас в сети появляются воспоминания участников. Да хоть бы кадров из фильма "Такой солдат непобедим" надёргали или известную фотографию напечатали, где десантники Л.Маноха и А.Упоров рядом с министром обороны маршалом Устиновым, начальником генштба маршалом Огарковым и генералом армии Епишевым.
В заключительной фазе учений на одну из площадок с Ил-76 десантировался 108 пдп. Бросали и технику, шесть БМД с экипажами внутри. Два десантника этого полка: сержант Упоров и ефрейтор Маноха сошлись в воздухе. Парашют Манохи полностью не раскрылся, и он столкнулся с сержантом Упоровым, залетев к нему в стропы. Купол сержанта погас. Маноха проявил хладнокровие и самообладание - стропорезом перерезал запутавшиеся стропы и раскрыл запасной парашют, на котором они вдвоём благополучно приземлились.
Для тех кому интересно - ссылка на фотографии стенда в Центральном музее Вооруженных Сил.
Ограниченный контингент |
|
Разговорник на дари и памятка |
|
Катапультируемое кресло КМ-1М, |
Глубокий заголовник |
Сдвоенная ручка |
Кресло КМ-1М обеспечивает покидание самолета на всех высотах полета в диапазоне скоростей от 130 км/ч до предельных во всем диапазоне высот (от 0 м) и включает глубокий заголовник, ограничитель разброса рук летчика, систему фиксации летчика в кресле, комплект ККО-5, обеспечивающий защиту летчика от потока. Кресло укомплектовано автоматическим маяком — связной радиостанцией “Комар-2М”, начинающим действовать сразу после срабатывания парашютной системы. Для дублирования подрыва радиоаппаратуры системы “свой-чужой” имеется специальный механизм замыкания, срабатывающий одновременно с катапультой.
Процесс катапультирования проходит следующим образом: при вытягивании сдвоенной ручки катапультирования в начальный момент выдергивается чека, происходит накол капсюлей и срабатывание пиромеханизма плечевого притяга. Под давлением пороховых газов происходит притяг плечевых ремней, выпуск ограничителей разброса рук и выдвижение штока толкателя на кресло, при этом происходит поворот качалки, одно плечо которой приводит в срабатывание микровыключатель автоматического опускания светофильтра шлема ЭШ-5А, другое плечо через трос выдергивает чеку газогенератора сброса фонаря.
|
28 августа 1999 года в 22:50 тепловоз ТЭП60 поезда № 660 Брест—Минск, на котором ехали Дмитрий Гвишиани и его сокурсники, внезапно загорелся. Гвишиани стал тушить пожар, во время чего, вследствие взрыва аккумуляторной батареи, встроенной в нишу топливного бака тепловоза, его окатило горящей соляркой. С сильнейшими ожогами он был доставлен вертолётом в Минск в 432-й главный военный клинический госпиталь. От полученных ожогов в ночь с 31 августа на 1 сентября 1999 года Дмитрий Гвишиани скончался. За исключительную отвагу и личную храбрость, проявленные при спасении людей во время пожара, Дмитрий Гвишиани был посмертно награждён орденом «За личное мужество». Погибший курсант навечно зачислен в список личного состава 1-го взвода 2-го курса общевойскового факультета Военной академии РБ. Также, в честь него был назван тепловоз. В 2012 году, когда локомотив выработал свой ресурс, его передали на хранение в Брестский музей железнодорожной техники. Тепловоз «Дмитрий Гвишиани» занял свое место среди довоенных паровозов, дореволюционных вагонов и прочей техники.
|
Подполковник Карват Владимир Николаевич (28.11.1958 -23.05.1996), белорус, военный летчик 1 класса, начальник воздушно-огневой и тактической подготовки 61-й авиационной базы (г.Барановичи). 23 мая 1996 года подполковник Карват выполнял учебно-тренировочный полёт на Су-27. На высоте 600 метров при скорости 440 км/ч отказала система управления. Лётчик получил команду покинуть самолёт, однако Владимир видел, что по курсу падения находятся жилые постройки, и не катапультировался, до последнего пытаясь отвести самолёт в сторону. Через 14 секунд после доклада об отказе системы управления, самолёт плашмя упал на землю с вертикальной скоростью около 30 м/с вблизи деревни Малое Гатище. Местные жители поспешили к горящим обломкам самолёта на помощь лётчику; через 20 минут прибыли пожарные из посёлка Городище. Удалось сбить пламя, не допустив возгорания кабины, однако лётчик погиб при падении самолёта. Указом Президента Республики Беларусь 484 от 21.11.1996г. за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга удостоен звания Герой Беларуси (посмертно).
73-мм станковый противотанковый |
Казённая часть 73-мм станкового |
Учебная противотанковая |
Учебная противотанковая |
|
|
|
|
Вернуться к оглавлению раздела
На главную страницу
Создано 05/08/2015
Обновлено 14/02/2016