Военно-воздушные скотч-терьеры


Во время Второй мировой войны несколько шотландских терьеров умудрились стать талисманами (маскотами) боевых подразделений. Как правило, скотча приобретал один из пилотов, а затем собака становилась любимицей эскадрильи. Таким образом, собака более или менее официально приобретала статус маскота. Интересно, что за исключением Pougi, развлекавшего пилотов 8 Штаффеля Люфтваффе, все остальные известные мне скотчи оказались в американских ВВС. Полагаю, что это связано с популярностью породы в Америке 1930-ых годов. Пока отыскались следующие "шотландцы":

Лесси и Уолтер Конанц из 338-й эскадрильи (55th FG USAF)
Неизвестный скотч-терьер из 372-й эскадрильи (307th BG USAF)
Штука и экипаж B-17F «Memphis Belle» из 324-й эскадрильи (91st BG USAF)
Неизвестный скотч-терьер и экипаж B-17F «Battlin' Bobbie» из 525-й эскадрильи (379th BG USAF)
Неизвестный скотч-терьер и экипажи 487-й бомбардировочной группы (USAF)
Boozer (Пьяница) из неизвестного подразделения RAF
Мита и пилот Эмиль Фойт из 310-й (чехословацкой) истребительной эскадрильи RAF
Президентский пёс Фала на эмблеме B-26C из 455-й эскадрильи (323rd BG USAF)
Неизвестный скотч-терьер командира британского танка Mark IV c бортовым номером F.4
Телек, генерал армии Дуайт Эйзенхауэр и Кей Саммерсби

Лесси и Уолтер Конанц из 338-й эскадрильи 55th FG USAF

Лесси на крыле P-51D (№44-72296) с собственным именем «Saturday Night»

Лесси на крыле истребителя Mustang P-51D (№44-72296) с собственным именем «Saturday Night»

Периодически на интернет-ресурсах мелькает фотография скотч-терьера на крыле P-51D с собственным именем «Saturday Night». Несложный поиск позволяет выяснить, что это истребитель американского лётчика Уолтера Конанц (Walter Konantz) из 338th Fighter Squadron (Фотограф: R. Abbey). Сохранилось ещё несколько снимков этой же собаки. Отыскать их можно, к примеру, на сайте American Air Museum in Britain. Оговорюсь, что авторские права на все снимки принадлежат 55th Fighter Group Association.

Уолтер Конанц и Лесси перед истребителем P-51D Mustang

Уолтер Конанц и Лесси перед истребителем P-51D Mustang

Посмотрите на этот портрет терьера Lassie и американских лётчиков-истребителей. Перед вами лейтенанты Уолтер Конанц (хозяин собаки) и его брат Гарольд. Уолтер Конанц участвовал в боевых действиях со 2 августа 1944 по 29 марта 1945 года, закончил оперативный цикл (Tour of Duty) и отправился в отпуск. На его счету четыре уничтоженных немецких самолёта (в том числе один сбитый реактивный Ме-262). Скотч-терьера Лесси он приобрёл в Лондоне, а затем по морю переправил в США.

Американские лётчики-истребители братья Уолтер и Гарольд Конанц со скотч-терьером Лесси

Американские лётчики-истребители братья Уолтер и Гарольд Конанц со скотч-терьером Лесси

Второй пилот с этого фотоснимка Гарольд Конанц 23 марта 1945 года сменил брата в 338-й истребительной эскадрилье. 7 апреля 1945 года, в седьмом боевом вылете, его "Мустанг" сбили свои же. Гарольд слишком приблизился к B-17, чтобы убедиться по символам на хвосте, что это эскортируемое соединение "летающих крепостей". Он тут же попал под пулемётную очередь бортстрелка одного из бомбардировщиков, выпрыгнул с парашютом и угодил к немцам в плен. На допросе лётчик сильно удивился, когда немцы достали досье и спросили, почему он не в отпуске после завершения оперативного цикла. Оказалось, что его спутали с братом Уолтером. Из плена Гарольда и других заключённых Stalag Luft I освободили русские войска, снабдившие союзников едой и большим количеством водки (не преувеличиваю, так в оригинальном тексте).

Уолтер Конанц и Лесси с загипсованной задней лапой

Уолтер Конанц и Лесси с загипсованной задней лапой

Талисман 338-ой истребительной эскадрильи Лесси (в шотландском диалекте, что-то типа милочка, девушка). Собака однажды попала под джип, поэтому на некоторых снимках её сломанная задняя лапа оснащена гипсовой шиной и колесом.

Уолтер Конанц и Лесси с загипсованной задней лапой

Уолтер Конанц и Лесси с загипсованной задней лапой

Неизвестный скотч-терьер из 372-й эскадрильи 307th BG USAF

Об этом скотч-терьере, сохранились лишь отрывочные сведения. Это символ американской 372-й бомбардировочной эскадрильи, которая в 1942-1945 годах воевала на Тихом океане. Я нашёл лишь пару фотографий на которых запечатлён их скотч-терьер. Оба снимка сделаны в бомбоубежище, рядом с палатками лётного состава. Популярность сюжета с укрытием и скудность фотографий объясняется просто — их бомбили почти каждую ночь.

Талисман 372-й бомбардировочной эскадрильи периода боевых действий на Тихом океане

Скотч-терьер — талисман 372-й бомбардировочной эскадрильи в период боевых действий на Тихом океане

Эмблема 372-й бомбардировочной эскадрильи времён Второй Мировой войны

Эмблема 372-й бомбардировочной эскадрильи времён Второй Мировой войны

Лётчики 372-й бомбардировочной эскадрильи возле укрытия. Френк Клейн — в середине, держит собаку на коленях

Лётчики возле укрытия. Френк Клейн — в середине, держит собаку на коленях

Кличка и имя владельца не сохранились. Известно только, что на снимке собаку держит один из лётчиков по имени Frank Klein. Зато на эмблеме эскадрильи хорошо узнаваем профиль собаки. После войны и переформирования подразделения, эмблему сменили на более пафосную, с земным шаром и самолётами.

Штука и экипаж B-17F «Memphis Belle» из 324-й эскадрильи (91st BG USAF)

В 1942 году на авиабазу Бассингбурн перебазировалась американская 324-ая бомбардировочная эскадрилья. В составе экипажа Boeing B-17F с серийным номером 41-24485 и собственным именем «Memphis Belle» на английскую землю прибыл второй пилот стратегического бомбардировщика, 26-летний лейтенант Джеймс Веринис (James Angelo Verinis). Командовал этим воздушным кораблём лейтенант Роберт Морган.

Штука и Джеймс Веринис на рабочем месте правого бортстрелка «Мемфисской красотки», июнь 1943 года

Штука и Джеймс Веринис на рабочем месте правого бортстрелка «Мемфисской красотки», июнь 1943 года

Первые 5 боевых вылетов Роберт Морган и Джеймс Веринис совместно пилотировали "летающую крепость". В шестой рейд, 30 декабря 1942 года, лейтенант Веринис повёл «Мемфисскую красотку» на Лориен в качестве командира корабля. Затем он получил собственный бомбардировщик, который тут же назвал «Connecticut Yankee» («Янки из Коннектикута»). 13 января 1945 года экипаж лейтенанта Вериниса выполнил на «Connecticut Yankee» первый боевой вылет, имея в качестве цели сортировочную железнодорожную станцию города Лиль. Тем не менее, Джеймс предпочитал проводить время с друзьями из своего первого экипажа.

27 мая 1943 года. Лейтенант Джеймс Веринис и экипаж B-17 «Connecticut Yankee»

27 мая 1943 года. Лейтенант Джеймс Веринис и экипаж B-17 «Connecticut Yankee». Штуку еле видно — щенка держит на коленях башенный стрелок технический сержант Лоуренс Мюррей (в первом ряду, второй слева)
6 сентября 1943 года, в 38-ом боевом вылете этот B-17 будет подбит в рейде на Штутгарт. Лейтенант Вильям Пеграм дотянет его до Англии, но после вынужденной посадки в болото самолёт спишут

Вот-то тут на сцене наконец появляется маленький скотч-терьер. Вновь предоставлю слово очевидцу событий — Роберту Моргану: "Это стало такой рутиной — напряжение и усталость, тревожные звоночки, встречи со смертью. Экипаж возможно не понимал этого, но нам было фигово и требовалось как-то поднять настроение, заставить улыбнуться, повернуть нас к добрым сторонам жизни. Как раз в это время Штука спикировала к нам и вызвала столь нужное воодушевление.
Штука прибыла к нам в виде энергично извивающегося свёртка под мышкой Джима Вериниса, когда он и Чак Лейтон (примечание: штурман «Мемфисской красотки» Charles B. Leighton) вернулись на базу из поездки в Лондон. Штука это чёрный шотландский скотч-терьер. Джим и Чак увидели её, припавшую к витринному стеклу зоомагазина. Джим не смог противиться импульсу — заскочил в магазин, сунул владельцу примерно 50 долларов и вышел, засунув ёрзающего щенка под мышку. Хотя Веринис уже имел свой бомбардировщик, но он жил, развлекался и играл в покер с офицерами «Мемфисской красотки». По состоянию души он оставался одним из нас. Джим поселил собаку в своём жилище, взял на себя труд по её воспитанию и дал кличку в честь жуткого немецкого пикирующего бомбардировщика Junkers 87.
"
Впрочем, я где-то встречал версию, что кличка выбрана за за редкий талант щеночка терроризировать хозяйские носки.

Штука появилась в 324-ой эскадрилье благодаря вот этим офицерам из экипажа B-17 «Memphis Belle»

Штука появилась в 324-ой эскадрилье благодаря вот этим офицерам из экипажа B-17 «Memphis Belle»: слева — бывший второй пилот капитан Джеймс Веринис, справа — штурман капитан Чак Лейтон

Рассказывая о «Memphis Belle» никак не обойти тему создания фильма "Мемфисская красотка: история летающей крепости". В 1942 году киностудия американских ВВС First Motion Picture Unit приступила к съёмкам документального фильма о боевой работе экипажей "летающих крепостей" базирующихся на авиабазах Великобритании. На примере одного из вылетов B-17 кинолента должна была рассказать о героизме лётчиков бомбардировочной авиации. Кстати, отсюда растут ноги утверждения о том, что фильм сняли за один вылет, совершённый 15 мая 1943 года. Фактически, съёмки шли с февраля по май 1943 года и ещё год ушёл на монтаж окончательного варианта.

Режиссёром документального фильма стал майор Уильям Уайлер. Да-да, тот самый, что снимет «Римские каникулы» и «Как украсть миллион». Изначально он планировал снимать экипаж капитана Оскар О'Нила из 401-й бомбардировочной эскадрильи летавший на B-17 «Invasion 2nd». К несчастью, 17 апреля 1943 года B-17 О'Нила и пять других экипажей из 401-й не вернулись из рейда на Бремен. Поэтому для съёмок выбрали «Memphis Belle» капитана Моргана. Честно говоря, этот тезис требует уточнения — ведь в конце февраля 1942 года, когда О'Нил был жив и здоров, Уайлер уже снимал экипаж Моргана. На случай если «Memphis Belle» не вернётся на аэродром, имелся запасной варианта — тогда героем фильма и пропагандистской компании стал бы бомбардировщик «Hell's Angels» капитана Эрла Болдуина.

Экипаж «Мемфисской красотки» после возвращения в США. Вашингтон, июнь 1943 года

Экипаж «Мемфисской красотки» после возвращения в США. Вашингтон, июнь 1943 года

Статьи в интернете пестрят упоминаниями о том, что собака — талисман «Мемфисской красотки» принимала участие в боевых вылетах. Это заблуждение. Во-первых, к моменту покупки щенка Веринис летал на B-17F № 970. Обратите внимание на фотографию экипажа Джеймса Вериниса со Штукой перед его B-17F "Connecticut Yankee". Это май 1943 года, крохотного щенка еле-еле видно в первом ряду.
Во-вторых, ознакомьтесь с цитатой из мемуаров Моргана: "Чтобы там не болтали, Штука никогда не участвовала в боевых вылетах — ледяной воздух и недостаток кислорода могли убить её — но она стала обожаемым талисманом экипаж «Мемфисской красотки», вилявшим хвостом и прыгавшим вокруг, приветствуя нас после каждой успешной миссии. Говорят, что Веринис был так привязан к ней, что однажды вечером, по дороге на свидание в Лондоне, он вспомнил, что не взял собаку. На ближайшей станции Джеймс пересел на обратный поезд до Кембриджа. Он явно ожидал вопроса о достоинствах покинутой им женщины, но так и не дождался его от меня.
Штука открыла для себя вкус виски — а как иначе если тусуешься с нашей компанией достаточно долго? — и достигла точки блаженства. Она была в восторге от звёзд кино и прочих знаменитостей, которые прошли через нашу базу — она была одной из немногих женщин, когда-либо зевавших в присутствии Кларка Гейбла! Самое важное, что она давала экипажу «Мемфисской красотки» ощущение тепла и радости после возвращения с задания.
"

Штука у именного люка. Вашингтон, июнь 1943 года

Штука у именного люка. Вашингтон, июнь 1943 года

13 мая 1943 года лейтенант Веринис завершил тур вылетом на бомбардировку работающего на оккупантов французского авиационного завода фирмы Potez, что в городе Meaulte. Поясню суть этого термина: пилоты и члены экипажа должны были выполнить определенное число боевых вылетов, называемое туром. Завершив оперативный цикл, они получали право на длительный отпуск. Это понятие появилось в RAF и USAAF с целью дать лётчику хоть какую-то надежду выйти живым из бесконечной мясорубки и предотвратить его моральное выгорание. Вскоре, 17 мая 1943 года, капитан Моргана также окончил свой оперативный цикл из 25 миссий. В этот раз он атаковал бункера "Keroman I" и "Keroman II" во французском порту Лорьян. Это действительно уникальные сооружения. Немецкие субмарины по пологому пандусу поднимались из воды при помощи многоколесной транспортной тележки и доставлялись в расположенный на берегу бункер. По возвращении экипажа Моргана на аэродром кинооператоры Уайлера сняли эпизод с поздравлением лётчиков королём Георгом IV. 25-ый боевой вылет бомбардировщика «Мемфисская красотка» приходится на 19 мая 1943 года. В этот день бомбить турбинный завод в Киле "летающую крепость" ведёт лейтенант Андерсон. В том же боевом порядке летит и «Янки из Коннектикута» под командованием капитана Gaitley. После этого "Красотку" возвращают в США для PR-компании в поддержку военных займов.

Генерал Генри Арнолд, Джеймс Веринис с собакой, штурман Чак Лейтон, 16 июня 1943 года, Вашингтон

Генерал Генри Арнолд, Джеймс Веринис с собакой, штурман Чак Лейтон, 16 июня 1943 года, Вашингтон

Для правильной интерпретации цифр приведу два факта: 1) В октябре 1942 года в Великобританию прилетели 36 самолётов первого эшелона 91-й бомбардировочной группы. К Рождеству из них было потеряно 29. Из лётного состава первого эшелона группа потеряла 82%. 2) Для двадцати бомбардировщиков, вылетевших бомбить Киль с «Мемфисской красоткой» в мае 1943 года, средняя продолжительность боевой службы равнялась 11 миссиям. Ещё до конца 1943 года из этой двадцатки семнадцать B-17 были сбиты, два были настолько повреждены, что их списали и один просто износился. При этом 86 человек погибло, а 84 попали в плен.

Получается следующая картина — лейтенант Веринис заводит собаку, которая скрашивает военный быт экипажей 324-й бомбардировочной эскадрильи. При этом Штука лишь один раз мелькает в фильме о «Мемфисской красотке», запечатлевшие в том числе и события на аэродроме (работа наземной команды, подготовка к вылету, ожидание возвращения бомбардировщиков). На 37-ой минуте фильма есть эпизод, в котором экипаж выбирается из приземлившегося B-17. Тур закончен, впереди длительный отпуск. Товарищи радостно приветствуют их, а а один из встречающих (вид со спины) держит на руках что-то чёрное и лохматое. Однако видно очень плохо, поэтому с затеей опознать собаку у меня ничего не вышло. Либо режиссёр не любил собак, либо щенок был слишком мал и её просто не брали на аэродром. Впрочем, в мемуарах Моргана я всё-таки нашёл упоминание, что после выполнения 25-го боевого задания его встречал друг с собакой.
В кадрах кинохроники Штука появляется только в начале лета 1943 года. В коротком ролике United News Newsreel, рассказывающем о возвращении в США, можно увидеть, как скотч-терьер вместе с экипажем выскакивает к джипу, который доставляет их к бомбардировщику. Отдельное удовольствие доставляет непосредственность аэродромной дворняги, яростно облаивающей эту машину.

Экипаж бежит к машине, которая доставит их к бомбардировщику. На переднем плане — Веринис с Штукой.
Кинохроника United News Newsreel, 1943 год

Лётчики едут на джипе к стоянке «Memphis Belle». Над капотом хорошо видна характерная морда скотч-терьера

Прибытие к бомбардировщику. Аэродромная собака яростно облаивает незванную гостью

Для мероприятия The Great 1943 War Bond Tour (тур по трём десяткам городов США в поддержку Военного займа) командование 8-й воздушной армии формирует экипаж из числа тех, кто летал с капитаном Морганом. В его состав попадает и бывший второй пилот «Memphis Belle» Джеймс Веринис вместе со своей харизматичной собакой, которую объявляют маскотом (талисманом) самолёта. Таким образом, скотч-терьер Штука участвует в пропагандистской компании. Вот какие воспоминания об этом периоде оставил Роберт Морган: "Во время рекламного тура по городам Штука летала с нами, на низких, безопасных для неё высотах, веселилась и маршировала с нами. Она была любимицей фотографов и кинохроникеров. Особенно она любила парады, играя на публику и привлекая внимание не хуже любого из нас. После войны она вернулась домой с Джимом и, виляя хвостом, приветствовала рождение его сына Стивена. Если бы не шальная куриная кость, которая прервала ее жизнь в возрасте девяти лет, я верю, что она еще могла быть с нами."

Прибытие в Вашингтон. Экипаж позирует фотографам уже в парадной форме. Штука верхом на американском крупнокалиберном пулемёте Browning M2

Талисман экипажа шотландский терьер Штука, крупным планом.
Кинохроника United News Newsreel, 1943 год

Веринис шутит, выступая как представитель Штуки. Микрофон держит командир экипажа капитан Морган. Митинг в Вашингтоне

Понятно, что времена были простые, а нравы незатейливые. Однако всё равно, когда я вижу в кинохронике, как по Fremont Street (Лас Вегас) движется парадная колонна, где в открытых армейских джипах везут экипаж «Memphis Belle», то становится несколько не по себе. Всё-таки посадить собаку на капот машины и видеть, как она скользит по металлу на поворотах — это несколько экстравагантно.

18 августа 1943 года «Мемфисская красотка» приземлилась на Лонг-Бич (Лос-Анджелес). Работницы завода Douglas Aircraft, на котором выпускали B-17, пишут свои фамилии на корпусе самолёта

Один из джипов с лётчиками в составе парадной колонны движется по Fremont Street (Лас Вегас). Штука сидит на капоте автомобиля

Капитан Морган выступает с речью, держа на руках талисман экипажа. За спиной командира экипаж раздаёт автографы. Судя по кинохронике это далеко не первый город в их маршруте

"Мы летели по маршруту Харлинген (Техас); Ларедо; Оклахома-Сити; Денвер. Дни и мили накапливались, как летняя жара. У всех ребят из экипажа были заметны признаки усталости. Мы уважали свою работу и были довольны вниманием, но мы также скучали по дому, устали от гостиничной жизни, нам надоели те небольшие речи, с которыми мы должны были выступать в каждом городе — уже девятнадцать раз, осталось ещё с десяток.
Мы устали и от гламура, и от обилия легкодоступных девушек. По прилёту в Денвер ребята пошли вечером в бар при отеле, там собралась хорошая компания, и все было как-то уютно. Джим Веринис спросил одну девушку: "Хочешь подняться в комнату, посмотреть мою собаку?" Она взглянула на него, как на сумасшедшего, но потом оживился и сказала: "Конечно, я пойду и посмотрю твою собаку". Двое спрыгнули со своих барных стульев и направились в номер. Когда Джим открыл дверь, их встретила Штука, виляя хвостом. Девушка была поражена. Она сделала шаг назад и ахнула: "У тебя действительно есть собака!" Что она ожидала увидеть — гравюру?
"

После окончания тура экипаж расформировали, а бомбардировщик B-17 «Memphis Belle» передали в учебное подразделение на базу McDill Field во Флориде. В послевоенные годы самолёт разграбили вандалы, а затем восстановили в 1980-ых годах. В 1990 году "по мотивам" реальной истории дочь Уайлера спродюсировала художественный фильм. В этой ленте полным-полно "преувеличений". Впрочем, достаточно взглянуть на афишу — вместо скотч-терьера там какое-то лохматое чудо, да и имена киношных членов экипажа не имеют ничего общего с лётным составом легендарного бомбардировщика.

Использованные источники и литература
1. Morgan Robert, Ron Powers, "The Man Who Flew the Memphis Belle"
2. In Praise of The Squadron Pooch : Vintage Wings of Canada
3. Getz, Lowell L., "«Mary Ruth» Memories of Mobile... We Still Remember: Stories from the 91st Bomb Group"
4. Лиддел Гарт Б., "Вторая мировая война"
5. American Air Museum in Britain
6. Memphis Belle – The Memphis Belle Memorial Association
7. 338th FS Pilots
8. Website exists as a tribute to the members of the 91st Bombardment Group

Неизвестный скотч-терьер и экипаж B-17F «Battlin' Bobbie» из 525-й эскадрильи (379th BG USAF)

Утром 16 сентября 1943 года первый лейтенант Элтон Хойт (на групповом фото сидит крайний слева) в очередной раз поднял бомбардировщик с аэродрома Кимболтон. В послевоенном интервью бортстрелка Миллера упоминается, что двадцать третья миссия в качестве основной цели предполагала завод шарикоподшипников. Это странно, ведь ближайшее производство подшипников находилось в Фонтене-ле-Конт, т.е. примерно в ста километрах к югу от Нанта. Около 15:00 строй американских бомбардировщиков атаковали немецкие истребители. Вот вспыхнула левая плоскость «Battlin' Bobbie», выбиты первый и второй двигатели. Эту победу немцы засчитали лейтенанту Хельмуту Байтц из 10./JG2 (единственный сбитый самолёт на его боевом счету).

С огромным трудом Элтон Хойт сохранял контроль над теряющей высоту машиной. Он буквально вывалился из боевого порядка и приказал экипажу покинуть самолёт. Командир корабля выпрыгнул последним и благополучно приземлился на поле, где работали какие-то французы подозрительного вида. Крестьянский мальчик привёл его в дом и забрал все его вещи. В этот момент Хойт ошибочно предположил, что встретился с членом Сопротивления. Несколько минут спустя привели уже переодетого в гражданскую одежду радиооператора «Battlin' Bobbie» сержанта Герберта Дульберг. Не смотря на то, что пилот тоже сменил форму на цивильное платье, в дом шёл непрерывный поток любопытствующих. В конце концов, Хойт и Дульберг забрались в какую-то канаву, где стали ждать контакта с кем-то из бойцов французского Сопротивления. Лётчиков укрыли подпольщики Марии и Евгений Жюсто. Семейная пара владела мельницей «Мост» (она до сих пор на прежнем месте, между Сен-Seglin и Pipriac ). Здесь они жили со своими тремя детьми. В этом укромном месте американцы скрывались в течение трёх недель. Дальнейшие события надо смотреть в рапортах, составленных в Великобритании, куда они вернулись 24 февраля 1944 года. В общих чертах маршрут оказался таков: Бургундия — Пиренеи — Гибралтар.
В тот же день вернулся в часть штурман Уильям Кук. Поскольку с рапортами лётчиков мне пока не удалось ознакомиться, предположу, что Кук также скрывался на мельнице и возвращался вместе с Хойтом и Дульбергом.

Любопытно, что в сентябре 2002 года Элтон Хойт вернулся на мельницу «Мост», чтобы отблагодарить местное население, включая Марию Жюсто. Оказалось, что у семьи Жюсто в разное время скрывались два десятка диверсантов SAS, бежавший из гестапо французский генерал Жан-Клод Аллар и другие участники борьбы с оккупантами. После победы Марию наградили орденом Croix de Guerre, а её мужа — орденом Legion d'Honneur. Когда Евгений умер, Мария одна воспитывала детей и никогда не рассказывала о том, что она делала во время Второй мировой войны. В 2008 году Мария Жюсто скончалась в возрасте 96 лет.

Бомбардир Луис Гликман открыл парашют лишь на высоте около 1000 метров и тоже приземлился на какое-то поле рядом с крестьянами. Французы отказались помочь ему, отвечая на любые просьбы словом «немцы». Наконец один из фермеров принёс ему еды, но отказался дать одежду. Офицер потратил день на уговоры и, наконец, человек связался с Сопротивлением, которое и организовало возвращение лейтенанта по известному нам маршруту Бургундия — Пиренеи — Гибралтар, 1 февраля 1944 года Гликман прибыл в Великобританию.

Второй пилот 1-й лейтенант Норман Шредер сначала вытолкнул из самолёта стрелка верхней турели сержанта Рассела Элдриджа, затем благополучно покинул гибнущий бомбардировщик, но потерял сознание от недостатка кислорода. Очнувшись, он увидел перед собой приближающиеся электрические провода. Управляя стропами, офицер влетел в крону яблони, примерно в 12 метрах от высоковольтной линии. Бросив снаряжение, пилот отправился искать помощь у местных, однако французы не доверяли ему. Норман искал в сараях старые календари и альманахи с напечатанными в них административными картами. Таким образом, практически по "пачке Беломора" пилот ориентировался на местности. Лишённый поддержки местного населения, американец умудрялся оставаться на свободе. В списке подвигов этого кандидат в военнопленные: случайное посещение немецкой столовой и попадание в самую гущу учебных занятий немецких танкистов. Наконец, у Нормана Шредера появился контакт с участниками Сопротивления, которые вывели офицера на маршрут Бургундия — Пиренеи — Гибралтар. Великобритании этот счастливчик достиг раньше всех членов экипажа — 17 января 1944 года.
Путь к свободе хвостового стрелка сержанта Эдварда Шаффера отличался незначительно: Голландия — Париж — Пиренеи — Гибралтар. Сержант вернулся в часть позже всех — 13 мая 1944 года.

Стрелок верхней турели Рассел Элдридж (на групповом фото стоит второй слева) и бортинженер Джон Томас (на групповом фото стоит крайний справа), оказались не столь удачливы, как их товарищи. До конца войны сержанты просидели в Stalag 17B.

 Экипаж B-17F «Battlin' Bobbie», заводской номер 42-29876

Названный в честь жены командира экипажа, B-17F «Battlin' Bobbie» c 23.04.1943 действовал в составе 525-й эскадрильи. Машина провоевала менее полугода, её двадцать третья миссия стала последней. Два члена экипажа попадут в плен, остальным помогут члены французского Сопротивления.

Неизвестный скотч-терьер экипажа бомбардировщика B-17F «Battlin' Bobbie» из 525-й бомбардировочной эскадрильи, 379 BG USAF

Авиабаза Кимболтон. Командир экипажа первый лейтенант Элтон Хойт [Elton "Pete" Hoyt III] держит на руках скотч-терьера. На фюзеляже «Battlin' Bobbie» видны отметки о четырнадцати выполненных миссиях. Стоящий рядом офицер, скорее всего, бомбардир Луис Гликман, сменивший лейтенанта Файерстоуна (на групповом фото он третий слева в нижнем ряду).

Подробнее всего описана одиссея бортстрелка сержанта Уильяма Миллера (на групповом фото он стоит крайний слева). 14 июня 1969 года ветеран рассказал о пережитых трудностях журналистам. Интервью напечатала газета «Rocky Mountain News», издававшаяся в Денвере. Ниже я приведу краткий пересказ этого материала:
Сержант приземлился в яблоневом саду рядом с работавшим там оборванцем. Американец быстро спрятал парашют и пошёл прочь по грунтовой дороге. Какой-то парень увидел его форму и предупредил, что немцы ищут парашютистов. Француз спрятал его в густых кустах и велел ждать. Около семи вечера местный житель вернулся и принёс хлеб. Подпольщики доставили американца в Сен-Мало, куда время от времени мог проскользнуть катер, эвакуирующий сбитых лётчиков в Великобританию. В поместье мадам Пансар сержант Миллер встретился с другим бортстрелком «Battlin' Bobbie», старшим сержантом Гарри Минором. Две недели Миллер и другие американцы со сбитых самолётов, прятались от немцев, ожидая оказии. От возвращения по кратчайшему маршруту пришлось отказаться. Интересно, что Гарри Минор предпочёл ждать и 27 февраля 1944 года артиллерийский катер MGB-503 вывез его в Великобританию.

Лётчики отправились на юг, вернулись в Плоермель, где встретились с двумя людьми из французского подполья — пекарем Жоржем Жубо и его братом Алексом. Здесь Миллер и пятеро других летчиков получили французские имена и фальшивые удостоверения личности с описанием вымышленных профессий. У документов имелся существенный недостаток — на вклеенных фотографиях все беглецы носили один и тот же широкий галстук. В качестве разнорабочих их посадили в воинский эшелон, направлявшийся в Париж. Загрузив коробки в вагон-ресторан, американцы продолжили свой путь в одном поезде с немецкими военными. Лётчики проехали 480 нервных миль, прежде чем сошли на платформу, когда поезд остановился в нужном месте.

Французский язык Миллера быстро совершенствовался, и он стал помогать Сопротивлению. Подпольщики поручили сержанту допрашивать сбитых летчиков. Фактически Билл выполнял функции контрразведчика, выявлявшего "засланных казачков". Однажды он беседовал с двумя вновь прибывшими американцами. Поговорив с ними об обстоятельствах появления во Франции, о жизни в США, он заподозрил неладное и стал обсуждать с гостями значительную численность экипажа одноместного истребителя Lockheed P-38 Lightning. "Новых американцев" казнили: одного повесили в сарае, другого застрелили.
Ещё один "новый американец" всё-таки проник в подполье. Его английский был безупречен, гость свободно говорил о базировавшейся в Великобритании 8-й Воздушной армии США. Знал он и одного из лидеров Сопротивления, известного как Monsieur Streetcar. Ценой предательства стали провалы и расстрелы подпольщиков в начале 1944 года. К счастью, Уильяма Миллера и семерых его коллег по несчастью в то время не было в Париже.

В феврале 1944 года Миллер познакомился с Эрнестом Бернардом. Бернард работал машинистом на заводе, который «Battlin' Bobbie» бомбила 14 июля 1943 года, в День взятия Бастилии. На авиабазе в Кимболтоне экипаж просмотрел плёнку, фиксирующую точность прицеливания, моменты отделения и попадания бомб. Они хорошо разглядели взрывы на фабрике. Бернард изложил новому другу свой взгляд на результаты бомбардировки, удивляясь тому, что бомбы упали не только на завод, но и на немецкий учебный бомбардировщик в двух милях от него!

Между тем, Миллер осторожно двигался в сторону Испании, где его и четверых попутчиков арестовали за незаконный въезд в Испанию, а затем немедленно посадили в тюрьму. Американский чиновник освободил сбитых лётчиков и отвёз их на поезде в Гибралтар, чтобы передать британцам. 11 мая 1944 года их доставили в Великобританию.

Полагаю, вы уже обратили внимание на настороженное отношение местного населения к своим будущим освободителям? Дело не только в суровом оккупационном режиме, но и в том, что экипаж «Battlin' Bobbie» участвовал в первой массированной бомбардировке города Нант. Изданная в далёком 1946 году книга Поля Кайо «Нант под бомбежками» (Editions du Fleuve, Nantes) сообщает, что жертвами налётов 16 и 23 сентября 1943 года стали 1463 человека.
Исследователи Xavier Trohu и Jean-Pierre Sauvage изучали записи гражданского состояния (свидетельства о смерти, рождении, заключения брака), списки избирателей (серия 1 K), результаты переписи населения (серия 1F). Таким образом, был сформирован поимённый список жертв авиационного налёта "летающих крепостей". Перечень жертв бомбардировки города 16 сентября составляет 977 имен. Спустя неделю, 23 сентября утренний налёт американской авиации унёс жизни 63 человек, а вечерний ещё 197. К этой цифре необходимо добавить 27 пропавших без вести и 113 неопознанных тел.
Что же касается ущерба для военной машины нацистской Германии — погибло 67 немецких солдат. Данные о поражённых целях, разрушенных объектах военной промышленности, повреждениях сортировочной станции и речного порта, ещё предстоит отыскать в журналах боевых действий бомбардировочных групп.

Неизвестный скотч-терьер и экипажи 487-й бомбардировочной группы (USAF)

Два снимка скотч-терьера с лётчиками 487-й бомбардировочной группе 8-й воздушной армии США. Никаких иных сведений, позволяющих установить имя хозяина и статус питомца, пока не обнаружено. С этой собакой сфотографировались несколько членов экипажа лейтенанта Гарри Кинга из 839-й эскадрильи. Скорее всего тот же самый скотч на фото, где с ним играет лейтенант Макс Хауэнштейн из 836-й эскадрильи. Именно поэтому я отнёс этого любимца лётчиков к группе, а не к конкретной эскадрилье или даже к определённому экипажу, как это было в случае со Штукой и «Memphis Belle».

Несколько человек из экипажа 2-го лейтенанта Гарри Кинга. Скотч-терьера держит штурман Боб Карр. На рамке фотокарточки имеется затёртая карандашная надпись "Units clocking mascot".

Четырёхмоторный тяжёлый бомбардировщик B-17G (серийный №43-39108) пригнали на авиабазу Лавенем 19 декабря 1944 года. Прозвище машины в архивах не сохранилось. Первого командира корабля, который присваивал самолёту имя, также установить не удалось. Зато хорошо известна карьера Гарри Кинга (на групповом снимке он стоит в центре). Выполнив десять миссий в качестве второго пилота лейтенант Кинг заменил командира, вероятно переведённого с повышением. Лейтенант участвовал в выполнение 30 боевых задач. Последняя из них — рейд на Брауншвейг (Нижняя Саксония) оказалась роковой. 3 марта 1945 года вражеский истребитель сбил бомбардировщик №43-39108 под Кёльном. Снимок опубликован 16 марта 1945 года. К этому времени машина давно врезалась в немецкую землю, похоронив обоих пилотов Гарри Кинга [Harry C King] и Харви Уэбба [Harvey E Webb Jr], бомбардира и стрелка верхней турели. Пять членов экипажа (штурман, радист, стрелки) перед самой победой оказались в плену.

К моменту огненной гибели лейтенанта Кинга, штурман Карр [Robert B Carr] уже летал с экипажем 2-го лейтенанта Макса Хауэнштейна на B-17G (серийный №44-8702) «Forever Amber». 10 марта 1945 года немецкий реактивный истребитель собьёт эту машину будет под Бургом (город в земле Саксония-Анхальт). Погибнет второй пилот Эдуардо Д. де Лачика. Все остальные покинут бомбардировщик с парашютами и угодят в плен. Лишь один командир корабля Макс Хауэнштейн сможет избежать поимки.

Неизвестный скотч-терьер играет с  пилотом Максом Хауэнштейном из 487th BG USAF

Неизвестный скотч-терьер играет с пилотом Максом Хауэнштейном из 836-й эскадрильи 487th BG USAF

Нам очень повезло, что у пилота Макса Хауэнштейна сохранилась коллекция фотографий военной поры. Сейчас они выложены на сайте 487th Bomb Group (H) Association. На одной из них Макс играет со скотч-терьером, сидя на ступеньках какого-то здания. Единственная ниточка, связывающая фотоснимки скотча, с Кингом (839th Bomb Squadron) и с Хауэнштейном (836th Bomb Squadron) — штурман Роберт Карр. Он летал с обоими командирам экипажей. Однако Карр избежал гибели и после 1945 года его следы теряются. Дополнительную сложность в поиск вносят переводы этого офицера внутри 487-й бомбардировочной группы: то он в 836-й, то в 839-й эскадрилье. Изыскания продолжаются.

Boozer (Пьяница) из неизвестного подразделения RAF

Никаких дополнительных сведений по этому скотч-терьеру пока не нашлось.

Boozer (Пьяница) из неизвестного подразделения RAF

Бузер верхом на авиационной бомбе. 1943 год

Мита и пилот Эмиль Фойт из 310-й (чехословацкой) истребительной эскадрильи RAF

Эмиль Антонин Фойт родился 12 марта 1913 года в чешском городе Брно. После службы в 40-м армейском полку под Валашске-Мезиржичи молодой человек решил остаться на воинской службе. Фойт получил специальность воздушного наблюдателя, а затем и пилота. 1 апреля 1938 он завершил учёбу и получил назначение в 48-ю истребительную эскадрилью 4-го авиаполка в Пардубице, где летал на биплане Avia B-534. В марте 1939 года немцы оккупировали Чехословакию и Фойт через Польшу и Великобританию перебрался во Францию, куда прибыл 7 августа 1939 года. В новой части чехословацкий лётчик прошёл переобучение на истребитель Morane Saulnier MS406C.
3 сентября 1939 года, после нападения немцев на Польшу, Франция объявила войну Германии, однако активных боевых действий не вела (шла так называемая Странная война). Соответственно, французские ВВС практически бездействовали. 6 мая 1940 года авиационную часть GC I/9, в которой служил Фойт, перебросили в Тунис. Спустя четыря дня, 10 мая 1940 года, немецкие войска перешли границу Нидерландов и Бельгии. В тот же день французские войска вошли в Бельгию. Французское командование опасалось начала итальянских воздушных налетов, и боевые лётчики проторчали в Северной Африке до самой капитуляции.

Скотч-терьер Мита и пилот Эмиль Фойт из 310-й (чехословацкой) истребительной эскадрильи RAF

Скотч-терьер Мита (встречается вариант клички Митиа) на руках у чехословацкого лётчика Эмиля Фойта

Лётчик-истребитель Эмиль А. Фойт

Лётчик-истребитель Эмиль А. Фойт

Из французских колоний Эмиль Фойт целый месяц добирался в Великобританию, где поступил в ВВС и прошёл обучение на истребитель Hawker Hurricane. Вскоре чехословацкий пилот принял участие в воздушных боях «Битвы за Британию». 31 августа 1941 года во время тренировочного полета над озером Лох-Несс у его Hurricane вышла из строя система охлаждения. Самолёт загорелся, и летчик покинул его, воспользовавшись парашютом.
С 14 февраля по 15 ноября 1942 года Фойт командовал звеном "В" в 310-й истребительной эскадрилье RAF. Достижения: 04.02.1942 повредил Ju.88; 28.04.1942 уничтожил Ju.88; 05.06.1942 — повредил истребитель Fw.190; 23.06.1942 сбил Fw190; 19.08.1942 в двух боях повредил сразу три бомбардировщика Do217.
По неизвестной мне причине в ноябре 1942 года пилот получил трёхмесячный отпуск. В январе 1943 года вернувший в строй лётчик получил должность командира 310-й эскадрильи. Через две недели после назначения комэск уничтожил немецкий истребитель Fw.190. Это была его последняя воздушная победа — в 1944 году Фойт ушёл на штабную работу. После окончания войны он вернулся в Чехословакию, где командовал 10-м воздушным полком, вооружённым истребителями Spitfire. В 1948 году вместе со своей женой-англичанкой эмигрировал из социалистической Чехословакии в Великобританию, где вновь вступил в RAF. До 1963 года Эмиль Фойт работал авиадиспетчером. Жил в Великобритании, скончался 18 июня 1976 года.

Пилоты 310 эскадрильи RAF. Слева — направо: Emil Foit держит на руках скотч-терьера Мита, Miroslav Kredba, Frantisek Burda, Josef E Hybler. Авиабаза Duxford. Снимок сделан в декабре 1940 года, когда интенсивность воздушных боёв снизилась.

Предположительно, это один из лётчиков-истребителей 310 эскадрильи RAF

Предположительно, на снимке один из лётчиков-истребителей 310 эскадрильи RAF держит в руках шотландского терьера Мита. Требуется дополнительный поиск информации.

Чехословацкие лётчики разными путями добирались до Великобритании из оккупированной немцами Чехословакии. В авиационном сражении, известном как «Битва за Британию» приняли участие две истребительных эскадрильи (№№310, 312) укомплектованные чехословацкими лётчиками. К концу октября 1940 года 310 Squadron RAF претендовал на сорок сбитых вражеских самолётов, ценой потери трёх своих пилотов.
Лучший чехословацкий ас Йозеф Франтишек воевал в составе 303-й (польской) истребительной эскадрильи. За сентябрь 1940 года Йозеф сбил семнадцать самолётов противника, из них девять истребителей Bf.109. На этот период его опережали только два британца: Арчибальд Маккеллар [Archie A. McKellar] и Эрик Лок [Eric S. Lock], на счету которых было по 20 побед. К сожалению, ни один из них не пережил «Битвы за Британию».

Президентский пёс Фала на эмблеме B-26C из 455-й эскадрильи (323rd BG USAF)

Рисунок на носу бомбардировщика B-26 (serial №41-34692) по прозвищу «Mr Fala». Машина входила в состав 455-й бомбардировочной эскадрильи 323-й бомбардировочной группы. Фото допущено к печати 18 августа 1943 года. Продолжаю поиск сведений об этом самолёте и об инициаторе наречения тяжёлого бомбардировщика в честь популярной среди американцев собаки президента Франклина Рузвельта.

Рисунок на носу бомбардировщика B-26C (serial №41-34692) по прозвищу «Mr Fala»

Рисунок на носу бомбардировщика B-26 (serial №41-34692) по прозвищу «Mr Fala».

По дальнейшей судьбе самолёта ничего не нашёл. Разве что выяснил кто именно сменил раненного капитана Вольфа, двух миссий не добравшего до завершения оперативного цикла. Непонятна дата ранения офицера, подстреленного пьяным лейтенатом, отмечающим окончание своего тура. После войны Лайон Вольф закончит Harvard Law School и станет судьёй окружного суда штата Орегон. В августе 1943 года командиром экипажа этого B-26C уже являлся W. Kahley. Удивительно, но по нему и по его второму пилоту лейтенанту J. Laurie также нет никакой информации.

Капитан Lyle Wolff и часть экипажа B-26C «Mr Fala»

Капитан Лайл Вольф [Lyle "Nero" Wolff] и часть экипажа B-26C «Mr Fala».

Капитан Лайл Вольф [Lyle "Nero" Wolff] и часть экипажа B-26C «Mr Fala». Командир держит в руках мягкую игрушку, изображающую собаку президента Рузвельта. Капитан выполнит 48 миссий, но не успеет закончить свой второй тур из-за огнестрельного ранения.

Неизвестный скотч-терьер командира британского танка Mark IV c бортовым номером F.4

Перед нами снимок скотч-терьера и неустановленных британских офицеров возле тяжёлого танка Mark IV с номером F.4 и рисунком игральной карты "червовая четвёрка". Чтобы понять смысл бортовых номеров, кратко рассмотрим организационную структуру танкового корпуса по состоянию на осень 1917 года. Королевский танковый корпус (RAC) включает в себя три танковые бригады, в каждой из которых по три батальона. Заглавные английские буквы от "A" до "H" обозначают индекс девяти батальона (после битвы при Камбрэ их число выросло до 13). Например, интересующий нас батальон "F" входит в третью танковую бригаду. Каждый из танковых батальонов состоит из трёх рот. На вооружении роты — двенадцать боевых машин, сведённых в три секции по четыре танка. Артиллерийские полигоны танкистов обустроены на пляже Мерлимонт на побережье между Ле Туке и Берком. Центральные мастерские, в которых производится сборка и обслуживание танков, размещены в Эрине. Обучение водителей проводится в Tank Driving School возле города Вэлли [Wailly], что в 130 км к западу от Камбрэ.

Оба снимка с участием скотч-терьера сделаны 20 октября 1917 года. Фотограф — лейтенант John Warwick Brooke. Коллекция Imperial War Museums

Сюжеты с участием собаки одного из офицеров-танкистов отсняты на танкодроме 20 октября 1917 года. На следующий день, 21 октября, всё тот же фотограф, лейтенант Джон Брук, запечатлеет преодоление траншеи британским танком с номером F.1. На фотографии останется специальная тренировка по преодолению танками противотанковых рвов, а также глубоких и широких вражеских траншей. Тогда же, на участке крутых подъёмов и спусков, в кадр попадёт уже известная нам машина "червовая четвёрка" из батальона "F". К чему же готовятся на танкодроме офицеры, запечатлённые на фотоснимке?

Неизвестный офицер-танкист со своим скотч-терьером. На большинстве снимков с танкодрома под Wailly за 20-21 октября присутствует группа из трёх офицеров с длинными палками в руках. В свою очередь, среди них выделяется владелец скотч-терьера. Его отличают ухоженные усы и более светлый китель.

Ровно через месяц, 20 ноября 1917 года, начнётся крупномасштабное наступление войск Антанты против германской армии у французского города Камбре. Эта операция станет первым опытом массированного применения бронетехники для прорыва позиционной обороны. Англичане перебросят на этот участок фронта все имевшиеся у них танки. Помимо 378 боевых машин в группировку войдут: 32 танка c буксируемыми приспособлениями и крюками для проделывания проходов для кавалерии; два танка с материалом для изготовления мостов. Действия танковых батальонов обеспечивали 54 танка снабжения, приспособленные в том числе для транспортировки артиллерийских орудий. Не забыли и о связи со штабом 3-й армии — одна машина везла телефонный кабель для организации проводной линии, ещё 9 единиц бронетехники обеспечит радиосвязь. Наступление Королевского танкового корпуса возглавит полковник Хью Эллес на танке Марка IV "Хильда" (в честь любимой тёти сентиментального офицера).
В ходе наступления британцы достигнут первоначального успеха, но им так и не удастся прорвать германский фронт. 7 декабря 1917 года войска вернутся на исходные позиции. Желаемый результат не достигли, но осознание печального факта "пехота и кавалерия за танками не пошли" привело к работе над ошибками. Через год, в августе 1918 года в ходе Амьенской операции удар 415 танков прорвал немецкую оборону и завершил позиционную войну на Западном фронте. Война перешла в стадию маневрённой.

Учебное вождение на танкодроме под Wailly. 21 октября 1917 года

Три офицера наблюдают за преодолением машиной с номером F.1 траншеи на танкодроме под Wailly. 21 октября 1917 года. Коллекция Imperial War Museums

"Завершением курса вождения было так называемое «ныряние ласточкой». Об этом упражнении все новички говорили с затаенным дыханием. Упражнение заключалось в преодолении глубокой снарядной воронки, причем никто не мог считаться настоящим танкистом, пока он не проводил свою машину через это препятствие. Танк медленно подводился на небольшой подъем. На самой вершине водителю предлагалось осторожно двигаться вперед, пока танк не вывешивался, качаясь на самом гребне. В этом положении танк останавливался, и водителю предлагалось посмотреть вниз через люк. Ему казалось, что он висит в воз духе. Нос танка был значительно удален от земли, а внизу зияла глубина. Напуганному воображению глубина казалась не меньше 15 м и конечно представлялось невозможным для танка прыгнуть оттуда вниз.
Но инструктор был неумолим. Представив водителю возможность полюбоваться «прыжком», он предлагал ему дать немного задний ход, перейти на передний и двинуться через гребень. Переходить через гребень и спускаться вниз нужно было с закрытым дросселем, полный же газ давался только после удара гусениц о грунт. Дав все указания, инструктор выходил из машины, и водитель преодолевал препятствие без его помощи.
Танк медленно продвигался вперед на гребень. Вдруг его нос наклонялся вперед, и огромная машина спускалась все ниже и ниже. Создавалось впечатление мягкого падения. Газ совершенно закрывался, двигатель едва работал, но и без этого предупреждения машина с силой ныряла вниз, производя крепкий удар носом о грунт. В течение очень малого промежутка времени танк фактически стоял на носу. Все, что не было в танке закреплено, падало на водителя. В этом положении давался полный газ, и танк медленно выбирался из воронки.
Часто случалось, что находившийся в возбужденном состоянии водитель забывал закрыть своевременно газ. В этом случае машина ударяла в землю с увеличенной силой, мотор переставал работать, и экипаж оставался чуть ли не на голове.
Это упражнение ярко демонстрировало возможности танков. Нырнуть в яму глубиной в 6 м и затем выйти из нее невредимым для многих могло казаться нереальной выдумкой".
Источник: Митчелл Ф., «Танки на войне. История развития танков в мировой войне 1914-1918 гг.»

Учебное вождение на танкодроме под Wailly. 21 октября 1917 года

Водитель танка с номером F.4 выполняет упражнение «ныряние ласточкой». 21 октября 1917 года. Фотограф — лейтенант John Warwick Brooke. Коллекция Imperial War Museums

Телек, генерал армии Дуайт Эйзенхауэр и Кей Саммерсби

24 июня 1942 года в Лондон прибывает генерал Дуайт Эйзенахауэр, только что назначенный на должность высшего военного руководителя объединенных сил союзников. С первых шагов он понимает, что к нему приковано внимание журналистов. Представителей прессы интересуют не только официальные заявления и интервью, они будут столь же рады каким-то пикантным подробностям. Как это не странно, но точно такие же интересы и у немецкой агентуры. Соответственно, возникает необходимость сменить роскошную официальную резиденцию на что-то скромное и малозаметное. В Кингстоне нашёлся небольшой дом с собственными именем загадочного происхождения — «Телеграфный коттедж».

Об этом месте знает очень узкий круг причастных. Посещать же этот неприметный особнячок дозволено буквально считанным лицам. Кроме главнокомандующего здесь живут водитель, офицер для поручений, а также обслуживающий персонал, находившийся на казарменном положении. Быстрое и безопасное перемещение генерала и его штаба обеспечивает британская сторона – американцы не привычны к левостороннему движению, поэтому их перевозят местные водители. Слабый мобилизационный потенциал Великобритании приводит к решению направлять мужчин только в боевые части, а на нестроевые должности назначать женщин. Одной из созданных для этого организаций является Mechanized Transport Corp — полувоенная организация, в которой служат водители правительственных департаментов и других учреждений. Водителя из MTC закреплённого за Эйзенхауэром зовут Ким Саммерсби.

Ким Саммерсби и Телек

Ким Саммерсби и скотч-терьер Телек, фотография военных лет

енерал Дуайт Эйзенхауэр и шотландский терьер Телек, встречают в аэропорту министра ВМФ Фрэнка Нокса, октябрь 1943 г.

Генерал Дуайт Эйзенхауэр и шотландский терьер Телек, встречают в аэропорту министра ВМФ Фрэнка Нокса, октябрь 1943 г.

Телек, генерал Дуайт Эйзенхауэр, Кей Саммерсби

Главнокомандующий войсками союзников генерал Эйзенхауэр со скотч-терьерами Telek и Caacie в Алжире, 1943 год

Ниже последует текст интересный, главным образом, любителям собак. Считаю своей обязанностью предупредить, что всю нижеследующую информацию я не компилировал из набора источников, а почерпнул из прекрасной книги Kathleen Kinsolving «Dogs of War: The Stories of FDR's Fala, Patton's Willie, and Ike's Telek».
Длительные автомобильные поездки по инспектируемым воинским частям способствуют формированию дружеских отношений между водителем и генералом. Однажды Кей упоминает, что раньше у неё был скотч-терьер по кличке МакТэвиш и ей сильно его не хватает. Приближался день рождения Эйзенхауэра и тот через капитана Гарри Батчера доносит до своей свиты пожелание получить в подарок собаку. Кей подыгрывает и присоединяется к поискам идеального шотландского терьера. За оставшуюся до праздника неделю, водитель Кей Саммерсби, и начальник штаба Уолтер Смит подыскивают в близлежащем питомнике на Дьюк-стрит, 21 двух скотчей. Офицер хочет взять годовалого терьера, но Кей голосует за трёхмесячного щенка, родившегося 29 июня 1942 года.

Недолго думая, они предоставляют выбор Айку (предельно сокращённый вариант фамилии главкома союзников). Собак усадили на достаточном расстоянии от рабочего стола генерала, чтобы проверить — кто из них отзовётся на его команду. Молодой щенок весело подбегает к Эйзенхауэру. Выбор очевиден, щенок отвечает взаимностью, сотворив на полу первую из множества лужиц.
Вся эта сцена разыграна по одной простой причине: если пресса узнает, что начальник преподносит щенка своему водителю – это запредельно неприличное. 14 октября 1942 года «новый сотрудник» очаровывает всех приглашённых на вечеринку в честь дня рождения генерала. В это время из Великобритании начала свои рейды в Европу легендарная «Могучая восьмёрка», представители которой преподносят собаке подарок – парашют и подвесную систему.

Кадры из фильма «Ike: The War Year», 1979 год

Кадр из фильма: Айк получает щенка в подарок

Кадры из фильма «Ike: The War Year», 1979 год

Кадр из фильма: Телек с парашютом, подаренным представителями The Mighty 8th.

Кадры из фильма «Ike: The War Year», 1979 год

Айк и Телек работают с документами

Щенок получает имя Телек. Официальная версия: имя образовано от названия особняка ТЕЛЕграфный Коттедж. Романтику развеивают основательно принявшие шампанского подчинённые. Один из гостей требует имя Telek изменить на Puddle (Лужица). Офицер-порученец Батчер продвигает вариант Piddle (Гадить), потому что: «Telek звучит как название зубной щётки». Между тем, неофициальная версия такова: Айк выбирает сочетание двух самых приятных моментов в жизни это ТЕЛЕграфный коттедж и первая буква имени Кей. Как вы понимаете, Телек — домашнее имя, официально же, в родословной у него записано Braeside Chief.
Теперь на работу в штаб объединённого командования, на проверки воинских частей, в министерства и ведомства отправляются трое: Телек, Айк и Кей. Исключением не стал и Букингемский дворец. Хотя щенка и не пускают внутрь здания, но он вдоволь отмечает свой визит во дворе. Любимыми играми щенка становятся мяч для гольфа и старый офицерский ремень. Полагаю, каждому владельцу скотч-терьера известна любовь их питомцев к бесконечной игре в перетягивание игрушки, имитирующее удушение либо ломание позвоночника воображаемой крысы. Ровно так поступает и Телек, в полную силу, с грозным рычанием, перетягивая с Айком его кожаный ремень.
В штабе на Гросвенор-сквер Телеку организовывают коробку и подушку. Большую часть двенадцатичасового генеральского рабочего дня щенок спит. Эйзенхауэру же не до снов. Пример записи в его дневнике (весна 1942, ещё до приезда в Великобританию): «Как, черт побери, мы сможем выиграть эту войну, если не сможем раздавить кое-кому головы?»

Кадры из фильма «Ike: The War Year», 1979 год

Кей Саммерсби — закреплённый за генералом водитель из Mechanized Transport Corp

Кадры из фильма «Ike: The War Year», 1979 год

Сцена знакомства с президентом Рузвельтом в фильме сильно приукрашена. По воспоминаниям, Телек не помещался спереди вместе с агентом секретной службы и ракетой метнулся на заднее сиденье, где его еле поймал Айк. Рузвельт посмеялся и рассказал несколько историй из жизни своего скотч-терьера Фалы.

Кадры из фильма «Ike: The War Year», 1979 год

Кей и Телек провожают Эйзенахауэра из Северной Африки в США. Они ещё не знаю о планах Рузвельта вернуть Айка в Лондон и назначить главкомом объединённых сил в Европе.

Между тем, вокруг этой идиллической картины грохочет Вторая Мировая война. 23 октября 1942 года британские войска под командованием генерала Монтгомери переходят в наступление против итало-немецких войск и в начале ноября прорывают оборону противника в районе Эль-Аламейна. 2 ноября британские войска прорывают оборону противника и германо-итальянская танковая армия «Африка» отступает через всю Ливию. 8 ноября 1942 американо-английские дивизии под командованием генерала Эйзенхауэра высаживаются в Алжире, Оране и Касабланке. К концу ноября войска союзников занимают Марокко и Алжир, вступают в Тунис.

Удивительно, но отправляясь на фронт главнокомандующий берёт с собой щенка, возраст которого примерно пять месяцев. Честно говоря, не могу не вспомнить строки из бессмертного Гашека: «— Я сам люблю собак,— сказал поручик.— Кое-кто из моих друзей взял с собой на фронт собаку. Потом товарищи писали мне, что в обществе такого верного и преданного друга фронтовая служба протекает незаметно». К Рождеству в Алжир приезжает водитель Айка. С трудом пробившись через многочисленную охрану она встречается с Телеком. Бурная радость щенка говорит о том, что у него отличная память. Завтрак собака проводит на коленях у так долго отсутствовавшей Кей, которая устраивает небольшой выговор: «Вы просто не уделяли щенку внимания, поэтому он чуть не разнёс этот дом». Эйзенхауэр сдержанно ответствует: «Вы знаете, у меня на уме было много других хлопот».

Руководство действиями войск в североафриканской кампании омрачает инцидентом с начальником Айка – генералом Джорджем Маршаллом (да-да, тот самый, что разработал план послевоенной помощи Европе). Большому боссу не по нраву вся эта история с собакой в штабе и Телек мстит ему, демонстративно справляя нужду на подушку Маршалла. Айк решительно отдаёт команду порученцу: «Убери отсюда эту чертову собаку!». Нахального пса сажают в комнате Кей под домашний арест, вплоть до отлёта высокого гостя.

Послевоенная жизнь Телека

15 мая 1945 года Эйзенхауэр перевёл свой штаб из Реймса во Франкфурт-на-Майне. Айку отвели шикарный кабинет президента германского объединения химических концернов И.Г. Фарбен, в свое время финансировавшего Гитлера и его НСДАП.

Послевоенная жизнь Телека

7 марта 1947 года. Берлин. Телека помещают в клетку для долгого полета в Сан-Франциско. Шотландский терьер летит из Германии в США, к своему нынешнему владельцу, капитану VAC Кею Саммерсби.

Послевоенная жизнь Телека

В 1948 году Кей Саммерсбери опубликовала мемуары «Eisenhower Was My Boss»

В декабре 1945 года президент Трумэн отправляет генерала Маршалла в Китай и назначает Эйзенхауэра начальником штаба армии. Айк окончательно уезжает в США, оставляя Телека в Германии вместе с Кей. В архивах хранится письмо к Кей, в котором Айк официально указывает, что Кей Саммерсби не может больше служить в его штабе, поскольку является британской подданной. Выражалась глубокая благодарность за «неоценимую лояльность и верность, с которыми Вы работали под моим личным руководством», и высказывалось «глубокое огорчение», что эта работа, которая «была столь ценной для меня, должна быть прервана именно таким образом». Автор письма заверял, что ему «всегда будет интересно узнать, как обстоят дела» у его адресата. К машинописному тексту было добавлено от руки: «Заботьтесь о себе и сохраняйте оптимизм».

Генерал Люциус Клэй предлагает Кей Саммерсби временную работу в Берлине – управление гостевым домом для VIP. Через год, получив отпуск, хозяйка Телека отправляется в США, где подаёт ходатайство о предоставлении американского гражданства. В один из дней Кей приводит Телека в офис Айка. Скотч-терьер бросается к генералу, затем переворачивается на спину, задрав лапы и подставив живот. Хотя лицо Айк покраснело, он оставался крайне официален со старой знакомой. Вскоре после этой встречи Кей Саммерсби предлагают работать в штабе Четвёртой воздушной армии, в их отделе по связям с общественностью. Офис располагается подальше от Пентагона — в Гамильтон-Филд, штат Калифорния. Восстановить старую дружбу не удаётся.

«… она действительно получила американское гражданство, а в конце 1947 года собралась замуж и письменно пригласила Эйзенхауэра на свадьбу. Очередным вежливым письмом он отклонил приглашение. По каким-то причинам замужество сорвалось. В 1948 году Кей опубликовала мемуары «Eisenhower Was My Boss». В том же году она якобы случайно встретилась с Дуайтом и попыталась восстановить отношения, но натолкнулась на холодный отказ. В начале 1950-х годов она, наконец, вышла замуж за нью-йоркского биржевого дельца Реджинальда Моргана. Через много лет, в 1976 году, появились ее новые, более откровенные воспоминания «Past Forgetting: My Love affair with Dwight D. Eisenhower». К этому времени его уже не было в живых, а сама Кей была неизлечимо больна. Проверить содержавшиеся в ее мемуарах сведения или в чем-то возразить ей теперь не было возможности».
Георгий Иосифович Чернявский, Лариса Леонидовна Дубова, «Эйзенхауэр»

Гарри Баттчер увёз Caacie в Санта-Барбару где развивал собственный бизнес – коммерческую радиостанцию Station KIST. Телек прожил семнадцать лет и скончался на руках у своей хозяйки в 1959 году.
Относительно потомков интересующей нас пары скотч-терьеров есть сведения на 1947 год. Телек-младший и Джексон находились на военной базе в Форт-Мейере, округ Колумбия. Оксфорд поселился у брата генерала, мистера Милтона Эйзенхауэра.
По состоянию на октябрь 1954 года, когда Дуайт Эйзенхауэр уже пару лет как трудился президентом США, у его внучки жила сука скотч-терьера по имени Скунки – наследница Телека. Скунки неоднократно сопровождала ребёнка при посещениях Белого дома.

В 1979 году на экраны вышел фильм «Ike: The War Year». В настоящий момент он доступ на видеохостинге. Обратите внимание — на 53-й минуте впервые появляется Телек.