Военно-воздушные скотч-терьеры

Во время Второй мировой войны несколько шотландских терьеров умудрились стать талисманами (маскотами) боевых подразделений. Как правило, скотча приобретал один из пилотов, а затем собака становилась любимицей эскадрильи. Таким образом, собака более или менее официально приобретала статус маскота. Интересно, что за исключением Pougi, развлекавшего пилотов 8 Штаффеля Люфтваффе, все остальные известные мне скотчи оказались в американских ВВС. Полагаю, что это связано с популярностью породы в Америке 1930-ых годов. Пока нашлось три "шотландца":
Лесси из 338-й истребительной эскадрильи
Неизвестный скотти из 372-й бомбардировочной эскадрильи
Штука из 324-й бомбардировочной эскадрильи

Лесси из 338-й истребительной эскадрильи

Лесси на крыле P-51D (№44-72296) с собственным именем «Saturday Night»

Лесси на крыле истребителя Mustang P-51D (№44-72296) с собственным именем «Saturday Night»

Периодически на интернет-ресурсах мелькает фотография скотч-терьера на крыле P-51D с собственным именем «Saturday Night». Несложный поиск позволяет выяснить, что это истребитель американского лётчика Уолтера Конанц (Walter Konantz) из 338th Fighter Squadron (Фотограф: R. Abbey). Сохранилось ещё несколько снимков этой же собаки. Отыскать их можно, к примеру, на сайте American Air Museum in Britain. Оговорюсь, что авторские права на все снимки принадлежат 55th Fighter Group Association.

Уолтер Конанц и Лесси перед истребителем P-51D Mustang

Уолтер Конанц и Лесси перед истребителем P-51D Mustang

Посмотрите на этот портрет терьера Lassie и американских лётчиков-истребителей. Перед вами лейтенанты Уолтер Конанц (хозяин собаки) и его брат Гарольд. Уолтер Конанц участвовал в боевых действиях со 2 августа 1944 по 29 марта 1945 года, закончил оперативный цикл (Tour of Duty) и отправился в отпуск. На его счету 4 уничтоженных немецких самолёта (в том числе один сбитый реактивный Ме-262). Скотч-терьера Лесси он приобрёл в Лондоне, а затем по морю переправил в США.

Американские лётчики-истребители братья Уолтер и Гарольд Конанц со скотч-терьером Лесси

Американские лётчики-истребители братья Уолтер и Гарольд Конанц со скотч-терьером Лесси

Второй пилот с этого фотоснимка Гарольд Конанц 23 марта 1945 года сменил брата в 338-й истребительной эскадрилье. 7 апреля 1945 года, в седьмом боевом вылете, его "Мустанг" сбили свои же. Гарольд слишком приблизился к B-17, чтобы убедиться по символам на хвосте, что это эскортируемое соединение "летающих крепостей". Он тут же попал под пулемётную очередь бортстрелка одного из бомбардировщиков, выпрыгнул с парашютом и угодил к немцам в плен. На допросе лётчик сильно удивился, когда немцы достали досье и спросили, почему он не в отпуске после завершения оперативного цикла. Оказалось, что его спутали с братом Уолтером. Из плена Гарольда и других заключённых Stalag Luft I освободили русские войска, снабдившие союзников едой и большим количеством водки (не преувеличиваю, так в оригинальном тексте).

Уолтер Конанц и Лесси с загипсованной задней лапой

Уолтер Конанц и Лесси с загипсованной задней лапой

Талисман 338-ой истребительной эскадрильи Лесси (в шотландском диалекте, что-то типа милочка, девушка) однажды попала под джип, поэтому на некоторых снимках её сломанная задняя лапа оснащена гипсовой шиной и колесом.

Уолтер Конанц и Лесси с загипсованной задней лапой

Неизвестный скотти из 372-й бомбардировочной эскадрильи

Об этом скотч-терьере, сохранились лишь отрывочные сведения. Это символ американской 372-й бомбардировочной эскадрильи, которая в 1942-1945 годах воевала на Тихом океане. Я нашёл лишь пару фотографий на которых запечатлён их скотч-терьер. Оба снимка сделаны в бомбоубежище, рядом с палатками лётного состава. Популярность сюжета с укрытием и скудность фотографий объясняется просто - их бомбили почти каждую ночь.

Талисман 372-й бомбардировочной эскадрильи периода боевых действий на Тихом океане Эмблема 372-й бомбардировочной эскадрильи времён Второй Мировой войны Эмблема 372-й бомбардировочной эскадрильи времён Второй Мировой войны

Скотч-терьер - талисман 372-й бомбардировочной эскадрильи в период боевых действий на Тихом океане

Эмблема 372-й бомбардировочной эскадрильи времён Второй Мировой войны

Лётчики возле укрытия. Френк Клейн - в середине, держит собаку на коленях

Кличка и имя владельца не сохранились. Известно только, что на снимке собаку держит один из лётчиков по имени Frank Klein. Зато на эмблеме эскадрильи хорошо узнаваем профиль собаки. После войны и переформирования подразделения, эмблему сменили на более пафосную, с земным шаром и самолётами.

Штука из 324-й бомбардировочной эскадрильи

В 1942 году на авиабазу Бассингбурн перебазировалась американская 324-ая бомбардировочная эскадрилья. В составе экипажа Boeing B-17F с серийным номером 41-24485 и собственным именем «Memphis Belle» на английскую землю прибыл второй пилот стратегического бомбардировщика, 26-летний лейтенант Джеймс Веринис (James Angelo Verinis). Командовал этим воздушным кораблём лейтенант Роберт Морган.

Штука и Джеймс Веринис на рабочем месте правого бортстрелка «Мемфисской красотки», июнь 1943 года

Штука и Джеймс Веринис на рабочем месте правого бортстрелка «Мемфисской красотки», июнь 1943 года

Первые 5 боевых вылетов Роберт Морган и Джеймс Веринис совместно пилотировали "летающую крепость". В шестой рейд, 30 декабря 1942 года, лейтенант Веринис повёл «Мемфисскую красотку» на Лориен в качестве командира корабля. Затем он получил собственный бомбардировщик, который тут же назвал «Connecticut Yankee» («Янки из Коннектикута»). 13 января 1945 года экипаж лейтенанта Вериниса выполнил на «Connecticut Yankee» первый боевой вылет, имея в качестве цели сортировочную железнодорожную станцию города Лиль. Тем не менее, Джеймс предпочитал проводить время с друзьями из своего первого экипажа.

27 мая 1943 года. Лейтенант Джеймс Веринис и экипаж B-17 «Connecticut Yankee»

27 мая 1943 года. Лейтенант Джеймс Веринис и экипаж B-17 «Connecticut Yankee». Штуку еле видно - щенка держит на коленях башенный стрелок технический сержант Лоуренс Мюррей (в первом ряду, второй слева)
6 сентября 1943 года, в 38-ом боевом вылете этот B-17 будет подбит в рейде на Штутгарт. Лейтенант Вильям Пеграм дотянет его до Англии, но после вынужденной посадки в болото самолёт спишут

Вот-то тут на сцене наконец появляется маленький скотч-терьер. Вновь предоставлю слово очевидцу событий - Роберту Моргану: "Это стало такой рутиной - напряжение и усталость, тревожные звоночки, встречи со смертью. Экипаж возможно не понимал этого, но нам было фигово и требовалось как-то поднять настроение, заставить улыбнуться, повернуть нас к добрым сторонам жизни. Как раз в это время Штука спикировала к нам и вызвала столь нужное воодушевление.
Штука прибыла к нам в виде энергично извивающегося свёртка под мышкой Джима Вериниса, когда он и Чак Лейтон (примечание: штурман «Мемфисской красотки» Charles B. Leighton) вернулись на базу из поездки в Лондон. Штука это чёрный шотландский скотч-терьер. Джим и Чак увидели её, припавшую к витринному стеклу зоомагазина. Джим не смог противиться импульсу - заскочил в магазин, сунул владельцу примерно 50 долларов и вышел, засунув ёрзающего щенка под мышку. Хотя Веринис уже имел свой бомбардировщик, но он жил, развлекался и играл в покер с офицерами «Мемфисской красотки». По состоянию души он оставался одним из нас. Джим поселил собаку в своём жилище, взял на себя труд по её воспитанию и дал кличку в честь жуткого немецкого пикирующего бомбардировщика Junkers 87.
"
Впрочем, я где-то встречал версию, что кличка выбрана за за редкий талант щеночка терроризировать хозяйские носки.

Штука появилась в 324-ой эскадрилье благодаря вот этим офицерам из экипажа B-17 «Memphis Belle»

Штука появилась в 324-ой эскадрилье благодаря вот этим офицерам из экипажа B-17 «Memphis Belle»:
слева - бывший второй пилот капитан Джеймс Веринис, справа - штурман капитан Чак Лейтон

Рассказывая о «Memphis Belle» никак не обойти тему создания фильма "Мемфисская красотка: история летающей крепости". В 1942 году киностудия американских ВВС First Motion Picture Unit приступила к съёмкам документального фильма о боевой работе экипажей "летающих крепостей" базирующихся на авиабазах Великобритании. На примере одного из вылетов B-17 кинолента должна была рассказать о героизме лётчиков бомбардировочной авиации. Кстати, отсюда растут ноги утверждения о том, что фильм сняли за один вылет, совершённый 15 мая 1943 года. Фактически, съёмки шли с февраля по май 1943 года и ещё год ушёл на монтаж окончательного варианта.

Режиссёром документального фильма стал майор Уильям Уайлер. Да-да, тот самый, что снимет «Римские каникулы» и «Как украсть миллион». Изначально он планировал снимать экипаж капитана Оскар О'Нила из 401-й бомбардировочной эскадрильи летавший на B-17 «Invasion 2nd». К несчастью, 17 апреля 1943 года B-17 О'Нила и пять других экипажей из 401-й не вернулись из рейда на Бремен. Поэтому для съёмок выбрали «Memphis Belle» капитана Моргана. Честно говоря, этот тезис требует уточнения - ведь в конце февраля 1942 года, когда О'Нил был жив и здоров, Уайлер уже снимал экипаж Моргана. На случай если «Memphis Belle» не вернётся на аэродром, имелся запасной варианта - тогда героем фильма и пропагандистской компании стал бы бомбардировщик «Hell's Angels» капитана Эрла Болдуина.

Экипаж «Мемфисской красотки» после возвращения в США. Вашингтон, июнь 1943 года

Экипаж «Мемфисской красотки» после возвращения в США. Вашингтон, июнь 1943 года

Статьи в интернете пестрят упоминаниями о том, что собака - талисман «Мемфисской красотки» принимала участие в боевых вылетах. Это заблуждение. Во-первых, к моменту покупки щенка Веринис летал на B-17F № 970. Обратите внимание на фотографию экипажа Джеймса Вериниса со Штукой перед его B-17F "Connecticut Yankee". Это май 1943 года, крохотного щенка еле-еле видно в первом ряду.
Во-вторых, ознакомьтесь с цитатой из мемуаров Моргана: "Чтобы там не болтали, Штука никогда не участвовала в боевых вылетах - ледяной воздух и недостаток кислорода могли убить её - но она стала обожаемым талисманом экипаж «Мемфисской красотки», вилявшим хвостом и прыгавшим вокруг, приветствуя нас после каждой успешной миссии. Говорят, что Веринис был так привязан к ней, что однажды вечером, по дороге на свидание в Лондоне, он вспомнил, что не взял собаку. На ближайшей станции Джеймс пересел на обратный поезд до Кембриджа. Он явно ожидал вопроса о достоинствах покинутой им женщины, но так и не дождался его от меня.
Штука открыла для себя вкус виски - а как иначе если тусуешься с нашей компанией достаточно долго? - и достигла точки блаженства. Она была в восторге от звёзд кино и прочих знаменитостей, которые прошли через нашу базу - она была одной из немногих женщин, когда-либо зевавших в присутствии Кларка Гейбла! Самое важное, что она давала экипажу «Мемфисской красотки» ощущение тепла и радости после возвращения с задания.
"

Штука у именного люка. Вашингтон, июнь 1943 года

Штука у именного люка. Вашингтон, июнь 1943 года

13 мая 1943 года лейтенант Веринис завершил тур вылетом на бомбардировку работающего на оккупантов французского авиационного завода фирмы Potez, что в городе Meaulte. Поясню суть этого термина: пилоты и члены экипажа должны были выполнить определенное число боевых вылетов, называемое туром. Завершив оперативный цикл, они получали право на длительный отпуск. Это понятие появилось в RAF и USAAF с целью дать лётчику хоть какую-то надежду выйти живым из бесконечной мясорубки и предотвратить его моральное выгорание. Вскоре, 17 мая 1943 года, капитан Моргана также окончил свой оперативный цикл из 25 миссий. В этот раз он атаковал бункера "Keroman I" и "Keroman II" во французском порту Лорьян. Это действительно уникальные сооружения. Немецкие субмарины по пологому пандусу поднимались из воды при помощи многоколесной транспортной тележки и доставлялись в расположенный на берегу бункер. По возвращении экипажа Моргана на аэродром кинооператоры Уайлера сняли эпизод с поздравлением лётчиков королём Георгом IV. 25-ый боевой вылет бомбардировщика «Мемфисская красотка» приходится на 19 мая 1943 года. В этот день бомбить турбинный завод в Киле "летающую крепость" ведёт лейтенант Андерсон. В том же боевом порядке летит и «Янки из Коннектикута» под командованием капитана Gaitley. После этого "Красотку" возвращают в США для PR-компании в поддержку военных займов.

Для правильной интерпретации цифр приведу два факта: 1) В октябре 1942 года в Великобританию прилетели 36 самолётов первого эшелона 91-й бомбардировочной группы. К Рождеству из них было потеряно 29. Из лётного состава первого эшелона группа потеряла 82%. 2) Для двадцати бомбардировщиков, вылетевших бомбить Киль с «Мемфисской красоткой» в мае 1943 года, средняя продолжительность боевой службы равнялась 11 миссиям. Ещё до конца 1943 года из этой двадцатки семнадцать B-17 были сбиты, два были настолько повреждены, что их списали и один просто износился. При этом 86 человек погибло, а 84 попали в плен.

Генерал Генри Арнолд, Джеймс Веринис с собакой, штурман Чак Лейтон, 16 июня 1943 года, Вашингтон

Генерал Генри Арнолд, Джеймс Веринис с собакой, штурман Чак Лейтон, 16 июня 1943 года, Вашингтон

Получается следующая картина - лейтенант Веринис заводит собаку, которая скрашивает военный быт экипажей 324-й бомбардировочной эскадрильи. При этом Штука лишь один раз мелькает в фильме о «Мемфисской красотке», запечатлевшие в том числе и события на аэродроме (работа наземной команды, подготовка к вылету, ожидание возвращения бомбардировщиков). На 37-ой минуте фильма есть эпизод, в котором экипаж выбирается из приземлившегося B-17. Тур закончен, впереди длительный отпуск. Товарищи радостно приветствуют их, а а один из встречающих (вид со спины) держит на руках что-то чёрное и лохматое. Однако видно очень плохо, поэтому с затеей опознать собаку у меня ничего не вышло. Так что либо режиссёр не любил собак, либо щенок был слишком мал и её просто не брали на аэродром. Впрочем, в мемуарах Моргана я всё-таки нашёл упоминание, что после выполнения 25-го боевого задания его встречал друг с собакой.
В кадрах кинохроники Штука появляется только в начале лета 1943 года. В коротком ролике United News Newsreel, рассказывающем о возвращении в США, можно увидеть, как скотч-терьер вместе с экипажем выскакивает к джипу, который доставляет их к бомбардировщику. Отдельное удовольствие доставляет непосредственность аэродромной дворняги, яростно облаивающей эту машину.

Экипаж бежит к машине, которая доставит их к бомбардировщику. На переднем плане - Веринис с Штукой.
Кинохроника United News Newsreel, 1943 год

Лётчики едут на джипе к стоянке «Memphis Belle». Над капотом хорошо видна характерная морда скотч-терьера

Прибытие к бомбардировщику. Аэродромная собака яростно облаивает незванную гостью

Для мероприятия The Great 1943 War Bond Tour (тур по трём десяткам городов США в поддержку Военного займа) командование 8-й воздушной армии формирует экипаж из числа тех, кто летал с капитаном Морганом. В его состав попадает и бывший второй пилот «Memphis Belle» Джеймс Веринис вместе со своей харизматичной собакой, которую объявляют маскотом (талисманом) самолёта. Таким образом, скотч-терьер Штука участвует в пропагандистской компании. Вот какие воспоминания об этом периоде оставил Роберт Морган: "Во время рекламного тура по городам Штука летала с нами, на низких, безопасных для неё высотах, веселилась и маршировала с нами. Она была любимицей фотографов и кинохроникеров. Особенно она любила парады, играя на публику и привлекая внимание не хуже любого из нас. После войны она вернулась домой с Джимом и, виляя хвостом, приветствовала рождение его сына Стивена. Если бы не шальная куриная кость, которая прервала ее жизнь в возрасте девяти лет, я верю, что она еще могла быть с нами."

Прибытие в Вашингтон. Экипаж позирует фотографам уже в парадной форме. Штука верхом на американском крупнокалиберном пулемёте Browning M2

Талисман экипажа шотландский терьер Штука, крупным планом.
Кинохроника United News Newsreel, 1943 год

Веринис шутит, выступая как представитель Штуки. Микрофон держит командир экипажа капитан Морган. Митинг в Вашингтоне.

Понятно, что времена были простые, а нравы незатейливые. Однако всё равно, когда я вижу в кинохронике, как по Fremont Street (Лас Вегас) движется парадная колонна, где в открытых армейских джипах везут экипаж «Memphis Belle», то становится несколько не по себе. Всё-таки посадить собаку на капот машины и видеть, как она скользит по металлу на поворотах - это несколько экстравагантно.

18 августа 1943 года «Мемфисская красотка» приземлилась на Лонг-Бич (Лос-Анджелес). Работницы завода Douglas Aircraft, на котором выпускали B-17, пишут свои фамилии на корпусе самолёта

Один из джипов с лётчиками в составе парадной колонны движется по Fremont Street (Лас Вегас). Штука сидит на капоте автомобиля

Капитан Морган выступает с речью, держа на руках талисман экипажа. За спиной командира экипаж раздаёт автографы. Судя по кинохронике это далеко не первый город в их маршруте

"Мы летели по маршруту Харлинген (Техас); Ларедо; Оклахома-Сити; Денвер. Дни и мили накапливались, как летняя жара. У всех ребят из экипажа были заметны признаки усталости. Мы уважали свою работу и были довольны вниманием, но мы также скучали по дому, устали от гостиничной жизни, нам надоели те небольшие речи, с которыми мы должны были выступать в каждом городе - уже девятнадцать раз, осталось ещё с десяток.
Мы устали и от гламура, и от обилия легкодоступных девушек. По прилёту в Денвер ребята пошли вечером в бар при отеле, там собралась хорошая компания, и все было как-то уютно. Джим Веринис спросил одну девушку: "Хочешь подняться в комнату, посмотреть мою собаку?" Она взглянула на него, как на сумасшедшего, но потом оживился и сказала: "Конечно, я пойду и посмотрю твою собаку". Двое спрыгнули со своих барных стульев и направились в номер. Когда Джим открыл дверь, их встретила Штука, виляя хвостом. Девушка была поражена. Она сделала шаг назад и ахнула: "У тебя действительно есть собака!" Что она ожидала увидеть - гравюру?
"

После окончания тура экипаж расформировали, а бомбардировщик B-17 «Memphis Belle» передали в учебное подразделение на базу McDill Field во Флориде. В послевоенные годы самолёт разграбили вандалы, а затем восстановили в 1980-ых годах. В 1990 году "по мотивам" реальной истории дочь Уайлера спродюсировала художественный фильм. В этой ленте полным-полно "преувеличений". Впрочем, достаточно взглянуть на афишу - вместо скотч-терьера там какое-то лохматое чудо, да и имена киношных членов экипажа не имеют ничего общего с лётным составом легендарного бомбардировщика.

Использованные источники и литература
1. Morgan Robert, Ron Powers, "The Man Who Flew the Memphis Belle"
2. In Praise of The Squadron Pooch : Vintage Wings of Canada
3. Getz, Lowell L., "«Mary Ruth» Memories of Mobile... We Still Remember: Stories from the 91st Bomb Group"
4. Лиддел Гарт Б., "Вторая мировая война"
5. American Air Museum in Britain
6. Memphis Belle – The Memphis Belle Memorial Association
7. 338th FS Pilots
8. Website exists as a tribute to the members of the 91st Bombardment Group




Вернуться к оглавлению раздела

На главную страницу

Создано 19/03/2017
Обновлено 12/04/2017