Апрель 2025 года
Вообще, крайне интересно наблюдать далекую южную страну, где сквозь джунгли, горы и лотосы проступают приметы Советского Союза и капиталистической России. Вьетнамцы отыграли сценарий: коммунистическая партия трансформировалась после краха социалистического блока. Так они получили небоскребы, уйму иностранных производств, многовекторность политики, однако сохранили бесплатное школьное обучение, низкие налоги, ТВ-трансляцию концертов и торжественных собраний в честь праздников.
В разговорах с местным средним классом заметил, что отношение у граждан к расслоению общества и резкому обогащению - неоднозначное. Не зависть, но скрытое неодобрение: они вернулись во Вьетнам, когда был хаос 90-ых, начали нечестно обогащаться, а теперь их доход просто запределен.
Впрочем, в отличии от Китая, здесь толстосумов за коррупцию не расстреливают. Вероятно, влияет местный колорит: зачастую они инвестируют в свою страну. К примеру, Фам Нят Выонг - первый долларовый миллиардер из Вьетнама, который получил образование в московском геологоразведочном институте, а первый капитал заработал в Харькове на производстве лапши быстрого приготовления Мивина. Лапшичные деньги шли на строительство курортов и небоскребов во Вьетнаме. В 2017 году он создал автомобильную компанию Vinfast. Очень неплохие бензиновые и электромобили выпускает, жаль что без печки, только кондиционер. :)
Помните, как в СССР для покупки машины нужна была справка о наличии гаража? Вьетнамцы схожим образом регулируют автопарк страны. Автомобили красивы, хорошо собраны, доступны и начинаются от 10 тысяч долларов, но ставить возле дома машину нельзя - полиция заберёт. Да и ездить сложно - на работе парковок нет, а тротуары заняты мопедами. Поэтому если у вьетнамца нет загородного дома и парковки возле него - он купит дорогой мопед или мотоцикл тысяч за семь долларов.
Вот такой, он Вьетнам: коммунистическая партия у власти и частная собственность на средства производства. Добродушные люди последовательно выгнавшие из своей страны японцев, французов и американцев. Отдельно замечу, что сотрудничество с США по проектам очистки джунглей под Данангом от остатков ядовитых дефолиантов или по контролю за сбытом слоновой кости мирно уживается с категорическим запретом на съёмку Голливудом кинофильмов о войне на территории Вьетнама.
Стоит ли приехать сюда повторно - конечно, да. Ленивый пляжный баклажанинг, активный отдых на доске под парашютом, знакомство с историй страны или с ее яркой южной природой - каждый найдет себе частичку Вьетнама.
Детская комната в торговом центре. На полу кукуруза, вокруг - игрушечные сельскохозяйственные инструменты
Лежащий на плато Лангбиан город Далат - прекрасен. Высота над уровнем моря - полторы тысячи метров. Это примерно на уровне высочайших Уральских вершин: Иремель, Ямантау. Архитектурное наследие французских колонизаторов не особо впечатлило, а вот природа горного курорта действительно поражает: от буйства водопадов и силы ливней до непроницаемой ваты туманов.
Clay Village в Далате — парк скульптур, расположенный в 13 километрах от центра города, на берегу озера Туен Лам.
Глиняный Gloster Gladiator с номером K7985. Память о элегантных предвоенных бипланах - вершине развития этой схемы: итальянский Fiat CR42, советский И-153, американский Grumman F3F. Британцы выпустили последний серийный Gladiator (номер L8032) в 1938 году. В начальный период Второй Мировой такие машины воевали с итальянцами в Греции и Северной Африке.
После войны L8032 использовали в качестве учебного пособия, затем продали в частные руки. Потом на фирме Gloster одумались и выкупили старый истребитель.
Однако, создатель первого реактивного самолета компания Gloster Aircraft не вышла из крутого пикирования: её объединили с Hawker, здания снесли, аэродром застроили. Какая-то смутно знакомая ситуация.
В красный день календаря 7 ноября 1960 года L8032 отправился в музей. Мне показалось или кто-то сказал слова «Як» и «Задорожный»? Истребитель периодически менял номера и цветовые схемы: 72, 247, затем 73 эскадрилий RAF.
В конце концов успокоились на K7985. Этот номер носил в 1937 году Gloster Gladiator будущего первого британского аса Второй Мировой войны Edgar James Kain. Правда, воевал он во Франции уже не на Гладиаторе, а на Харикейне. Пилот заявил 17 побед. Погиб он 7 июня 1940 года, когда третий низкий проход над аэродромом закончился для него катастрофой.
Вот такая, интересная история, не имеющая к Вьетнаму никакого отношения.
Во Вьетнаме большой праздник - 50 лет национального воссоединения. Полвека с дня победы в двадцатилетней войне. Вьетнам празднует на всю катушку. Смотрел ТВ-репортажи о парадах и демонстрациях: неимоверное сходство с нашими торжествами. Коробки войсковые хорошо идут: ровные, подбородки приподняты. Слышны крики типа наших: и раз, и два… На всех участниках парада по три побрякушки - прям как у нас навешивать стали.
Интересно, где таких рослых вьетнамцев для знаменных групп отыскали? :)
Самое зрелищное: коробка девушек со снайперским винтовками, военный оркестр с группой барабанщиц, конная группа на низкорослых лошадках в высокотехнологичных шорах. Тяжелых машин на параде в Хошимине не увидел. Вьетнамец Паша так сказал: «У нас меньше техники чем в России. Мы не можем её всем показывать».
Воздушная часть парада лаконична: тройка Як-130, четыре Су-30мк2, несколько групп Ми-8 с флагами. Группа Су выполнила красивый проход, роспуск, отстрел ловушек на вертикали. Пилоты в форме с коротким рукавом и, похоже, даже без перчаток. На защитных шлемах не надписи, а мелкие бирки-наклейки.
До чего же непривычны приметы советской майской демонстрации в незнакомой прежде стране. Красные серпасто-молоткастые флаги, золотые звезды на погонах, наглядная агитация в плакатах и лозунгах. Дети в красных галстуках бегут к незнакомым офицерам, чтоб подарить цветок. Местные аналоги инстаграмщиц, который день позирующие в национальных платьях у памятника Хо Ши Мину.
На одном из фото - бывший президентский дворец в Сайгоне. Сейчас это дворец воссоединения, где в саду стоит исторический Т-54. А вот, от почтамта, вид на крышу дома, с которой ЦРУшники из Air America вывозили своих пособников. Пейзаж уже не тот - небоскреб мешает сопоставить снимок с фотографиями Хуберта Эса. Кстати, волевой голландец: семь лет во Вьетнаме снимал войну, а во время падения режима работал на улицах.
Если войны с японцами и французами оцениваются вьетнамцами как однозначная борьба за независимость, то насчёт причин войны с США у них своеобразная гипертрофия оценки положения Вьетнама. Мол, захватчики хотели заполучить территории на транзитных путях и разместить здесь огромные склады и военные базы.
Относительно попадания страны в базовый конфликт идеологий и об американской стратегии сдерживания коммунизма - ни слова. Между тем, в 1954 году Эйзенхауэр представлял страны Азии как ряд костяшек домино: если одна из них падёт к коммунизму, рухнут и все остальные. В общем, с этой мысли все и завертелось…
Интересно, что спустя столько лет, вьетнамцы по-прежнему говорят о «победе над американцами и предателями». В общем, отношение к тем, кто воевал за Южно-вьетнамский режим, до сих пор негативное: «они за деньги пошли прислуживать против своего народа».
Однако, ожидаемых репрессиий против жителей Южного Вьетнама не случилось. Кто хотел - тот уехал сразу или в ближайшие годы. Так, в апреле 1975 года около 120 тысяч человек покинули страну по воздуху и морем. Руководство Северного Вьетнама, полагало, что эвакуация всех желающих снизит риск американского вмешательства, поэтому процесс протекал без помех со стороны Народно-освободительной армии Вьетнама.
В 1975-1980 годы уехало примерно 1,5 млн.человек. Тезис подтвержден статистикой смертности и динамикой роста численности населения.
В отношении помощи оказываемой соцблоком - гиды очень сдержанно упоминают: «СССР давал оружие». «Хо Ши Мину помогли навыками партийного и государственного строительства», во время тридцатилетнего путешествия, в котором он искал пути освобождения и обустройства нового Вьетнама.
Про северокорейских лётчиков и китайскую помощь не упоминается вовсе. Возможно это связанно с тем, что у маленькой страны под боком у огромного Китая хватает завершившихся и текущих территориальных конфликтов. На бытовом уровне сложность отношений проявляется в нелюбви к китайским автомобилям - салоны есть, но вьетнамцы их покупают неохотно.