Навигация:
Монастырь Раваница
Монастырь Сисоевац
Водопад Лисина (или Велики Бук)
Монастырь Манасия и крепость Ресава
Поездка в горы Центральной Сербии - один из лучших моментов моей жизни. Именно этой высокопарной фразой можно кратко описать экскурсию, ради которой мы с утра пораньше отмахали на машине полторы сотни километров. По нашим меркам - копейки, даже от Оренбурга до Орска не доехали, а по европейским - существенное расстояние.
Фотографии приведены в порядке хода поездки: монастырь Раваница, монастырь Сисоевац, водопад Велкий Бук и река Великое Врела, затем , монастырь Манасия и крепость Ресава. Экскурсии, проводимые с 1 ноября по 1 апреля проходят по изменённой программе - спуск в Ресавскую пещеру (пещера не работает в зимнее время) заменяется посещением монастыря Раваница. Впрочем, о такой замене мы ничуть не пожалели.
Этот средневековый монастырь расположен у подножия Кучайских гор в горной долине, среди поросших лесом склонов. Раваница для нас открылась очень необычно. Едва с машина Марьяна замерла на стоянке перед монастырской оградой, мы услышали женское пение. Из-за видневшихся вдали полуразрушенных стен голос протяжно и тонко вёл какую-то плавную песню на сербском языке. Вокруг - тишина. Ни паломников, ни туристов - никого. Даже из близлежащей деревни не доносилось ни звука. По мере приближения к монастырскому храму мы поняли, что в нём идёт служба - мелодию также негромко подхватил хор монахинь. Наполнить пением туман горной долины им помогала внешняя акустика. Потрясающее ощущение - церковное песнопение среди остатков средневековых стен, фрагментов древних фресок в развалинах и каменного кружева восстановленной церкви.
Строилась обитель на средства князя Лазаря Хребеляновича в 1375-1377 годах. Князь Лазарь не принадлежал к роду Немановичей, династия которых пресеклась в 1367 году, когда на охоте своим опекуном был убит Урош - слабый и бесхарактерный наследник Душана Сильного. Захвативший власть цареубийца Вукашин в 1371 году сам был убит слугой после разгрома его отряда турками на реке Марице. В стране началась анархия, для прекращения которой в 1374 года скупщиной был выбран новый царь. С избранием Лазаря царём закончился период междуцарствования, смут и анархии. Новый правитель твёрдой рукой наводил в стране порядок.
"Лазарь, работая над восстановлением единства в государстве, тщательно избегал столкновения с турками. В 1382 году он объявил войну Венгрии, отвоевал у них часть территорий, а также разрушил Белград, не раз служивший венгерцам точкой опорой по эту сторону Савы и Дуная. В 1376 году он примирил сербскую церковь со вселенской, исхлопотав снятие лежащего на ней с 1347 года проклятия константинопольского патриарха."
Источник: Д.Войнович "История сербского народа. История Зеты и Черногории"
Монастырская церковь |
Церковь украшена резьбой и |
Сменяющие друг друга ряды |
|
Экспансия османов в сербские земли продолжалась, уклоняться от войны было уже невозможно. И вот, 15 июня 1389 года, на Косовом поле, неподалеку от Приштины произошло сражение турецкого и сербского войска. В фольклоре эта битва предстает величайшей трагедией в истории сербского народа. Появились легенды о предательстве одного из сербских воевод, а также об оклеветанном витязе, который пробрался в турецкий лагерь и пожертвовав своей жизнью убил султана. Т.е. произошло примерно то же самое что и с мифологизацией Куликовской битвы: предательство рязанского князя Олега, обмен доспехами князя Дмитрия и воеводы Боброка и т.д.
Между тем, современные историки сходятся в том, что Косовская битва не могла иметь характер крестового похода или защиты христианства. Неверна также и идея о "гибели Сербского царства", так как оно просуществовало ещё несколько десятилетий, переживая расцвет экономики и культуры. (см. Сима Чиркович "История сербов"). Достоверно же известно немногое: султан Мурад был убит, а князь Лазарь попал в плен. В тот же день турки обезглавили его.
Башня над входом в монастырь |
Остатки монастырской стены |
Фрески монастырской церкви |
Звонница и монастырская лавка |
Вот что пишет о последствиях сражения Д.Войнович в книге "История сербского народа. История Зеты и Черногории": "Тотчас после битвы на Коссове турки провозгласили султаном старшего сына Мурада - Баязета, прозванного за военные свои доблести Илдерим (молния). Победа очень дорого обошлась туркам и для того, чтобы довести войну до конца и овладеть сербскими землями, султан нуждался в особых приготовлениях; с оставшимся после битвы войском невозможно было предпринять покорение стран. Кроме того, в тылу находились независимые или полунезависимые государства, ежеминутно готовые к нападению на турок и к возмущению против них и отпадению: Византия и полузависимые ещё окончательно не покорённые османами государства Малой Азии
...
Баязет предпочёл вступить в переговоры с царицей Милицей и старшим сыном царя Лазаря Стефаном, прозванном Высоким. Баязет потребовал в жены дочь Лазаря Милеву; обязал сербов платить ему определенную дань и поставлять по его требованию вспомогательный военный отряд обязательно под личным начальством Стефана. Южные области отдал Вуку Бранковичу в награду за оказанное им на Коссове содействие. В столице царя Лазаря Крушевце сербы должны были допустить постройку мечети.
Тотчас по удалении султана Вук Бранкович стал стремиться к расширению предоставленной ему области за счёт Милицы и постоянным вторжениями в её земли тревожил её. Милица обратилась с жалобой к султану; жалобу её по-видимому, поддерживала её дочь султанша Милева; турки распорядились отравить Вука (1398 г.)."
Монастырская лавка |
Монастырская лавка |
Монастырская лавка |
Отдельное помещение для свечей |
Через год после смерти Лазаря его останки, захороненные неподалёку от поля битвы, в Приштине, нашли нетленными и их перенесли в Раваницу (ту что вы видите на снимках).
В 1690 году турки взяли реванш за поражение от австрийцев семилетней давности. В этот раз австрийцы под натиском османов оставили сербские территории. Тогда начался массовый исход православного населения за Дунай, т.е. Великое Переселение сербов. Австрийский император Леопольд I разрешил сербам селиться в Воеводине и гарантировал их религиозную автономию, при условии, что они будут нести службу в австрийской армии. Надо сказать, что после очередной войны турков с австрийцами, в 1740 году состоялось второе Великое Переселение сербов - за Дунай ушла вторая волна миграции. По современным оценкам, в XVII—XVIII веке около 80% сербов сменили своё место жительства. Старая Сербия и Македония постепенно заселялась албанцами-мусульманами.
Вот так мощи святого Лазаря оказались в монастыре под Будапештом. В 1697 году их перевезли в автономный край Воеводина, определённый для проживания сербов. Местом хранения стал монастырь Врдник, получивший благодаря этому имя Новой Раваницы. В 1942 года мощи перенесли в Белград, а в 1989 году, во время празднования 600-летия Косовской битвы святые мощи вернулись в ту Раваницу, что строилась как задужбина князя Лазаря. Сейчас в Раванице покоится только тело князя, а его отрубленная голова находится в Турции, османы до сих пор отказываются вернуть ее.
Из Раваницы мы двинулись в небольшой монастырь Сисоевац, также построенный во времена до турецкой оккупации Сербии. Вроде бы и ехать всего ничего - чуть больше десятка километров, но по извилистым горным дорогам - тот ещё аттракцион. Экскурсию по монастырской церкви нам провёл молодой монах, хорошо говоривший на русском языке. Он же рассказал, что роспись стен и свода была основательно загублена сначала турками, устроившими тут не то склад, не то казарму во времена османского ига, потом атеистами, обустроившими тут хлев во времена правления Тито.
Относительно истории монастыря мы говорили мало, поэтому приведу цитату с паломнического сайта:
"Монастырь Сисоевац с церковью Преображения Господня расположен на реке Црнице у села Сисевца, в 12 км юго-восточнее монастыря Раваница. Название происходит от имени ктитора — монаха Сисоя. Предполагается, что монастырь возведен в 80-х годах 14 века, а имя ктитора монаха Сисоя первый раз упоминается в повелении княгини Милицы в 1398 году, на основании которого она дарует ему земли в районе Парачинского брода. Монах Сисой похоронен в церкви монастыря, его образ запечатлен на фреске, где он изображен с моделью церкви в руках.
По своему облику церковь принадлежит к моравской архитектурной школы, но лишена характерного для этой школы внешнего декора фасадов. Роспись стен выполнена после 1402 года и похожа на фрески Раваницы."
Источник: http://www.palomnik.by/palomnik/sermons/art-321/
Монастырь Сисоевац |
Монастырский храм, 1400-ые годы |
Типичная горная долина |
Горная дорога |
После посещения средневековых горных монастырей мы двинулсь дальше по Кучайским горам в природный парк «Лисинэ», чтобы посмотреть карстовый источник Велико Врело и водопад Велики Бук (380 метров над уровнем моря). Водопад находится на речке Врело, одном из притоков реки Ресава, неподалеку от Ресавской пещеры, посещение которой зимой невозможно. Писатель из меня - никакой. Не умею я рассказывать о том, какие они Кучайские горы, что ощущаешь когда тебя обдаёт брызгами водопад и каково это - бродить по замшелым камням на плато. Зато я мог бы долго рассказывать о прелестях обеда в кафане «Водопад», что расположена под самим водопадом Велики Бук, но уже после публикации Белградского отчёта меня вежливо потыкали носом в мою склонность к чревоугодию. Поэтому умолкаю.
Дорога вымощена брусчаткой |
Действующая шахта |
Река Врело |
Бассейны для форели |
Плато в парке природы «Лисинэ» |
Форель в ручье у кафаны |
Кафана «Водопад» |
Хлеб погача и сыр каймак |
Основательно пропитавшись весенним дождём и брызгами водопада Велики Бук, в совершенстве изучив "ресавску саблу" и "телячью чорбу", мы рванули к последней точке маршрута. Эх, прав был, Марьян, когда подгонял нас, не давая вволю побродить по горному плато. Нам нужно было успеть до закрытия монастыря Манасия. Прибыв туда обычным туристическим порядком, но после 17:00 мы бы уже не смогли получить и третьей доли впечатлений. К счастью, с нами был Марьян, который не смотря на поздний визит, смог договориться обо всём - нам открыли для осмотра потрясающую средневековую церковь св.Троицы, дали ключи от входа на крепостные стены и напоили соками собственного производства в монастырской лавке. Неожиданным плюсом такого позднего визита стало полное отсутствие туристов и паломников. Во всём монастыре, кроме нас, не было ни одного постороннего человека.
В центре крепости - |
За церковью - келейный корпус |
Церковь - последняя крупная |
У стен монастыря |
Но давайте же вернёмся к конечной цели нашей поездки - укреплённому средневековому монастырю. Помните князя Лазаря, основавшего Раваницу и погибшего в битве на Косовом поле? Так вот, монастырь Манасия основал его сын - Стефан Лазаревич. Годы строительства - между 1407 и 1418 годами. Эти даты подтверждают мысль о том, что Сербское государство не погибло с разгромом турками славянского воинства на Косовом поле (1389 год). Османское влияние ещё не парализовало развитие страны. Об этом свидетельствуют и дошедшие до нас результаты деятельности Стефан Лазаревича: обновлённые укрепления Белградской крепости, мощные крепостные стены монастыря Манасия, построенного по образцу византийских замков. Манасия стала местом, в котором в первой половине XV века Стефан Лазаревич собрал выдающихся писателей, художников, философов, сбежавших из других мест Сербии, оккупированных турками.
Сравните стены Манасии и монастырей Свияжска. В наших, более спокойных, условиях это скорее декоративные каменные ограды с лёгкими башенками по углам. Сербские же обители построены как бы внутри крепостей, внешний вид которых полностью подчинён правилам фортификации. Собственно это сочетание вы и видите на фотографиях - строгие стены Ресавской крепости и изящная церковь св. Троицы из полированных мраморных блоков.
|
Неизвестный символ выбитый |
Развалины трапезной, в которой были |
|
Стефан Лазаревич понимал, что турки не остановятся и продолжат завоевание Сербии. Тем не менее, выбора у него не было, и, видимо в надежде оттянуть неизбежное, он принял условия нового султана и воевал на стороне османов. Между тем, Баязид, справившись с ситуацией в Малой Азии, летом 1393 года вернулся в Европу и занял Центральную Болгарию и Тырново. В 1394 году турки завоевали Фессалию, затем султан перешел через Дунай и предпринял новый поход на Валахию, в ходе которого 17 мая 1395 года произошло сражение при Ровинах. В нем погибли турецкие вассалы король Марко и Константин Драгаш. На стороне турок в этой битве участвовал и Стефан Лазаревич.
Опять-таки на стороне османов ему вскоре пришлось участвовать и в битве с крестоносцами.
"Исход Коссовской битвы, вскоре затем последовавшее завоевание Болгарии и перенесение султаном войны по эту сторону Дуная в Валахию распространило тревогу в Европе и панику в Венгрии. Сигизмунд, король венгерский (и с 1411 г. император германский), умолял о помощи всех христианских государей; папа приказал проповедовать крестовый поход. Составилось крестоносное войско, в котором кроме венгерцев участвовал цвет рыцарей французских и германских; Франция выслала 6-тысячный отборный отряд с герцогами Бурбонскими, родственниками французского короля, во главе. Шестидесятитысячное крестоносное войско под начальством короля Сигизмунда перешло Дунай и осадило Никополь. Вскоре прибыл Баязет, при котором находился и вспомогательный сербский отряд под начальством Стефана, сына царя Лазаря, расположившийся на соседних высотах. Началась битва. Несмотря на громадное неравенство сил, крестоносцы долго дрались; но со вступлением в дело Стефана с его 20- тысячным сербским отрядом крестоносцы потерпели полный разгром. Сигизмунд бежал через Дубровник, снабдивший его деньгами, и морем уже возвратился в Венгрию. Взятые в плен знатнейшие французские рыцари отпущены Баязетом за громадный выкуп. Император византийский Иоанн Палеолог, бывший в союзе с Сигизмундом, обязался платить дань и допустить сооружение мечети в Константинополе (1396 г.)."
Источник: Д.Войнович, "История сербского народа. История Зеты и Черногории"
Дар монастырю от Александра I |
Дата: 24 декабря 1924 года |
Верхняя площадка одной из башен |
Вид с башни в горную долину |
"Великие турецкие завоевания в период после Косовской битвы остановила угроза с Востока. Некоторым из покоренных османами племенных туркменских старейшин удалось получить поддержку монгольского военачальника Тимура, которого европейцы называли Тамерланом или Тамберланом. Этому способствовала и дипломатическая деятельность византийцев, многие годы осажденных в Константинополе. После 1400 г. могущественный покоритель Востока начал угрожать Баязиду.
Решив произвести смотр своих сил, Баязид собрал всех вассалов и среди них молодых наследников князя Лазаря - Стефана и Вука, а также сыновей Вука Бранковича - Джураджа и Лазаря, которым к этому времени удалось вернуть часть отцовских земель. Сражение произошло у Ангоры (ныне Анкара) 28 июля 1402 г. Поле боя осталось за Тамерланом, он взял Баязида в плен и держал в заключении вплоть до его смерти в 1403 г.; вассалы же были отпущены, так что молодые князья смогли вернуться домой."
Источник: Сима Чиркович "История сербов"
В 1405 году, умерла царица Милица, мать Стефана, и он принял титул самодержавного деспота сербского. Надо сказать, что слово "деспот" в XII веке означало знатную особу, первую после императора. Этот титул могли носить лишь его сыновья, братья и зятья. Титул был хорошо известен на Балканах - - наряду с византийскими императорами его даровали также болгарские и сербские цари.
Мозаика над воротами |
Ворота монастыря |
Надвратная башня |
"Погром при Ангоре имел непосредственным результатом возникновение анархии в самой Турции и временную отсрочку опасности, грозившей от нее Европе вообще и на первом месте Венгрии, Австрии и Испании. Но самой Сербии пришлось сильно пострадать во время этой анархии. Сыновья Баязета, соперничая между собою из-за престола, начали ряд междоусобных войн, в которых Стефан должен был принимать непосредственное участие из опасения навлечь на себя и на Сербию гнев султана. В Европе боролись из-за престола Муса и Сулейман. Стефан стоял на стороне Мусы, братья же его Вук и Лазарь стали на сторону Сулеймана, обнаруживая этим самым и свои стремления к власти в ущерб своему старшему брату. Борьба окончилась умерщвлением Сулеймана и воцарением Мусы, приказавшего казнить обоих братьев Стефана за их переход на сторону Сулеймана (1410 г.).
...
Но помощь, оказанная Стефаном Мусе, не спасла его от попыток султана овладеть Сербией; под предлогом оказания помощи Георгию Бранковичу, сыну Вука, Муса в 1412 и 1413 гг. произвел два опустошительных нашествия на Сербию, разрушил многие города, в том числе Крушевац и Сталач, разбил деспота и увел много молодых сербов, вошедших впоследствии в состав янычар.
...
Стефан продолжал внимательно относиться к своим обязательствам по отношению к султанам и принимал деятельное участие в их делах. Злодейства Мусы, от которых страдала не одна Сербия, не остались безнаказанными. Третий сын Баязета Мохамед с помощью сербов, бывших под начальством Георгия Бранковича, поднялся на Мусу, разбил его, умертвил и воцарился на султанском престоле. До его смерти в 1422 г. Сербия пользовалась спокойствием. В последовавшей затем междоусобной войне его сыновей Мурада и Мустафы Стефан помогал старшему Мураду, который и утвердился на престоле.
...
В 1427 г. Стефан умер после продолжительного 38-летнего управления Сербией, в вечных стараниях охранять от посягательств со стороны турок ту долю независимости, которая оставалась стране. И ему и многим его современникам быть может и приходила мысль воспользоваться анархией в турецкой империи, возникшей после ангорского погрома 1402 г., но мысль эту по силе вещей пришлось оставить.
...
Сербы искренне оплакивали своего несчастного деспота, сына своего последнего царя, всю свою жизнь проведшего в полном сознании невозможности что-нибудь сделать против зиявшей на него и на Сербию опасности и помнившего и знавшего лучшие времена."
Источник: Д.Войнович, "История сербского народа. История Зеты и Черногории"
Вернуться к оглавлению раздела
На главную страницу
Создано 17/06/2014
Обновлено 29/06/2014