Nikon D7000 - в поисках ''морковки''


Резюме

1. Улучшать внутрикамерный JPEG полученный с Nikon D7000 - слишком хлопотно, проще снимать в JPEG+NEF. Фотографируйте светлокожих людей в raw - и будет вам счастье с правильными оттенками кожи, а jpeg оставьте для первичной сортировки результатов съёмки.

2. Те, или иные, недостатки портретов ("воск", "морковь", "сползание в серость", "блёклые цвета" и т.д.) в определенных условиях фотосъемки встречаются при съемке и у камер других производителей. D7000 в этом не уникален.

3. Основная проблема со скин-тонами на портретах европеоидов связана с тем, что у новых камер Nikon ошибка в определении баланса белого тянет за собой все цвета, подмешивая кучу посторонних оттенков. Народные средства борьбы:
- съёмка портретов в NEF (коррекция баланса белого в RAW-конверторе при проявке);
- установка правильного баланса белого (UniWB, Color Checker, серая карта и другие методы). Подробности у SickMind в теме ''Как сделать технически качественную фотографию'' на nikon-club.
- центрально-взвешенный замер (впрочем, кто-то предпочитает точечный);
- отрицательная компенсация экспозиции (мнения об эффективности расходятся).

4. Является ли Nikon D7100 радикальным средством от перечисленных выше проблем - пока не понятно. Для тех всё кто проспал: в 2013 году D7100 c 24Мп CMOS-матрицей производства Toshiba (но без оптического фильтра низких частот), пришёл на смену D7000 с 16.2Мп CMOS-матрицей Sony IMX071 производства Sony (устанавливалась также в Sony Alpha SLT-A55, А580 и др.). Мои знакомые приобрели такую камеру, но до сравнительного теста с портретами на ярком солнце у меня ещё не дошли руки. Заинтересовавшихся отправляю по ссылке на club.foto.ru: Nikon D7100 - новый топовый кроп от Никон.
Дополнение: Nikon D7100 - отличная камера и не имеет существенных проблем с цветом кожи европеоидов на ярком солнце. Даже в полностью автоматическом режиме, под африканским солнцем, эта камера выдаёт очень приличный jpeg. Однако этот факт не отменяет здравого смысла и грамотного использования солнечного света при съёмке.

5. Отдельно хочу заметить, что проблема с оттенками кожи может быть не связана с внутрикамерным JPEG или неаккуратной проявкой NEF. Очень часто при интернет-серфинге на экране своего старого ноутбука DELL D620 я видел пресловутую "морковь". При просмотре тех же снимков дома на 19" NEC 1970NX недостатки пропадали. Зачастую, именно с этим связаны раздражённые реплики на форумах: "Никакой морковки не существует!". Таким образом, прежде чем диагностировать/решать проблему скин-тонов у D7000 стоит озаботиться заменой бюджетного LCD-монитора на что-то более приличное.

6. Вышеперечисленные проблемы, в основе которых лежат ошибки с замером WB, могут влиять только на оттенки кожи людей европейского типа. Пейзаж, закаты-рассветы, цветочки, архитектура, котики - все эти сюжеты можно без малейших проблем снимать на Nikon D7000 используя внутрикамерный JPEG.

7. Не могу подтвердить слухи про недостаток резкости, масло на матрице и прочие интернет-ужастики о D7000.

Дальше, в общем-то, можете и не читать :)

Практическая часть

На камеру одет 135-мм советский фикс Юпитер-37А (байонет F) на полностью открытой диафрагме f/3.5. Параметры: выдержка 1/160, чувствительность iso 800, режим приоритета диафрагмы "А", замер multi-segment. Расхождение указанных параметров и данных EXIF связано с тем, что я не сразу переключил в настройках камеры тип используемого объектива. В результате в EXIF пошли параметры, прописанные в камере для Nikon 105mm f/2.5 Ai. Впрочем, сейчас это не важно. Лучше обратите внимание на щёки и лоб девочки - это и есть пресловутая "морковка", т.е. пример проблемы со скин-тонами, характерной для внутрикамерного JPEG камеры Nikon D7000.

Внутрикамерный JPEG

JPEG из CNX 2.2.7 "на автомате"

Снимок слева - внутрикамерный JPEG. Снимок справа получен из NEF путем проявки в raw-конверторе Nikon Capture NX 2.2.7. Автоматическая подстройка кривых, правка WB.

После коррекции в CNX 2.2.7

После коррекции в ACR 6.5

Слева - результат проявки NEF в raw-конверторе Nikon Capture NX 2.2.7 ": поправлена температура белого цвета, введена отрицательная поправка экспозиции, изменены кривые в красном и синем каналах. Справа - проявка NEF в raw-конверторе Adobe Camera RAW 6.5. Произведены примерно те же действия: внесена небольшая отрицательная поправка экспозции, исправлен WB, изменены кривые в красном и синем каналах. Как видите, после проявки, имеем желаемый результат: "морковка" пропала. Есть некий переизбыток зеленых оттенков, но условия освещения были очень сложными и реальная картинка была примерно такой.

Apperture (Mac)

Модуль Adobe Camera RAW (Mac)

После размещения оригинального nef на файлообменнике и ссылки на эту страницу в конференции на foto.ru, появилось множество вариантов обработки снимка девочки, выполненных с использованием наиболее распространенных raw-конверторов. Забавно, что о скин-тонах лица, сфотографированного в закатное время в беседке, обтянутой светло-голубым материалом, никто из участников конференции понятия не имел. Тем не менее, добавлю еще 2 варианта обработки, ориентированных на естественный цвет незагорелого лица. Эти 2 варианта (см.выше) обработки NEF, сделанны на Мак-е моего товарища в Photoshop и Apperture.

Внутрикамерный JPEG

После коррекции в ACR 6.5

После размещения оригинального nef на файлообменнике и ссылки на эту страницу в конференции на foto.ru, появилось множество вариантов обработки снимка девочки, выполненных с использованием наиболее распространенных raw-конверторов. Забавно, что о скин-тонах лица, сфотографированного в закатное время в беседке, обтянутой светло-голубым материалом, никто из участников конференции понятия не имел. Тем не менее, добавлю еще 2 варианта обработки, ориентированных на естественный цвет незагорелого лица. Эти 2 варианта (см.выше) обработки NEF, сделанны на Мак-е моего товарища в Photoshop и Apperture.

Сменим неавтофокусный фикс на зум Tamron 17-50mm f/2.8 Di II LD VC. Параметры съёмки: фокусное расстояние 50мм, диафрагма f/6.3, выдержка 1/250, чувствительность iso 800, режим приоритета диафрагмы "А", замер multi-segment, VR - on. Видим аналогичные предыдущему примеру проблемы на лице мальчика. Кроме того, цвет майки и пластиковой вазочки под мороженное далеки от реальных. Применим проверенный рецепт: открываем NEF в ACR 6.5, слегка поправляем экспозицию и баланс белого. Можно попробовать те правки, которые предложит конвертор для авто-коррекции. Затем в Photoshop правим уровни (в синем канале), затем кривые в каналах (красный - немного вниз, синий - гораздо сильнее). Затем уже можно добавить и резкость - по вкусу. Но самое глвное: от "морковки" не осталось и следа.

Ниже помещен снимок, сделанный на D7000 и неавтофокусный Nikon 105mm f/2.5. Параметры съёмки: фокусное расстояние 105мм, диафрагма открыта полностью - f/2.5, выдержка 1/160, чувствительность iso 200, режим "М", замер - spot. Слева - внутрикамерный JPEG, справа - результат проявки в CNX 2.2.7. Обратите внимание, что после проявки вялых, бледных тонов как не бывало, цвет кожи лица и майки вернулся к реальному. А всего-то стоило поправить в NEF баланс белого и внести небольшую поправку в экспозицию.

Внутрикамерный JPEG

Результат проявки NEF в CNX 2.2.7

А вот на следующем снимке искать "морковку" не стоит - корректировки тут не помогут, проявляй NEF хоть в каком raw-конверторе. Просто у мужчины на снимке действительно такой оттенок кожи. Камера не соврала, не взирая на сложное освещение (полутемный большой зал, люминисцентные лампы и свет из окна).

Кроп после проявки в CNX 2.2.7

Кроп после проявки в ACR 6.5

Отвлечемся на секунду от проблем c цветом. Это был кроп со снимка сделанного на Tamron 17-50mm f/2.8 Di II LD VC. Параметры съемки: фокусное расстояние 50мм, выдержка 1/50, диафрагма f/3.5, чувствительность iso 2000, режим "P", замер multi-segment, VR - on. Как видите, применение выдержки 1/50с на фокусном 50мм не привело к появлению шевеленки, не смотря на форумные завывания о пагубном влиянии системы стабилизации на изображение и необходимости снимать на "многопиксельную матрицу D7000" исключительно со штатива.

Внутрикамерный JPEG

После проявки в CNX 2.2.7

Вернемся к проблеме блеклых оттенков цвета у внутрикамерного JPEG (слева). Достаточно было применить в CNX 2.2.7 инструменты автоматической корректировки и картинка ожила (справа). Цветок снят на Юпитер-37А и D7000, но в EXIF-е снова неверная информация: не успел поменять в меню тип неавтофокусного объектива. Реальные параметры: фокусное расстояние 135мм, f/3.5, 1/1250, iso 800, режим "А", замер multi-segment.

В завершении хотел бы остановится на шумах камеры. Ниже кроп со снимка сделанного на iso 2000. На мой взгляд - вполне приемлимо.

Кроп внутрикамерного JPEG

Кроп на выходе Photohop CS 5 (без шумодава)

Если всё-таки нужен JPEG из камеры?

На новогодних праздниках у меня возникла потребность оперативно делиться снимками со знакомыми. Со старым D50 я спокойно копировал jpg с карты памяти, но с новой камерой услышал претензии к внутрикамерному JPEG, что снимки "как будто с серой пеленой". При этом в новогодней суете конвертировать NEF-ы было просто негде и некогда, да и жалко было бы тратить время на конвертацию сугубо бытовых снимков. В связи с этим встал на путь радикального решения проблемы с внутрикамерным JPEG D7000 - загрузку в камеру пользовательских Picture Control. Использовал два замечательных набора PC:
Вариант 1. Собственная разработка участника форумов nikon-club BasVitaly. Более подробно вы можете почитать о его варианте Picture Control в теме Красивый камерный JPEG тут.
Вариант 2. Адаптация цветовых профилей Fuji выполненную под Nikon участником форумов на foto.ru Volver. Краткое обсуждение этих Picture Control по ссылке на тему скинтоны на Fuji S5 pro и на D700/D3. Ссылка на аккаунт автора на foto.ru: Volver
Результатом применения этих разработок стало получение с D7000 внутрикамерного JPEG вполне приличного качества, за что я безмерно благодарен BasVitaly и Volver.

Примеры снимков с цветовым профилем Fuji Velvia

Примеры снимков с цветовым профилем Fuji Velvia (разработка Volver). Три снимка в лучах закатного солнца, морозный зимний вечер (около 17:00). Объектив Tamron 17-50mm f/2.8 Di II LD VC, диафрагма поджата до f/6.3-f/7.1, iso 400, точечный экпозамер. Дети катались на горке, кожа покраснела от ветра и мороза. Обратите внимание, что проблем со скин-тонами нет.
Съемка велась в JPEG, соответственно корректировки баланса белого, поправки экспозиции и прочих соблазнительных вещей, доступных при конвертации NEF не выполнялось. Тем не менее, в процессе подготовки к публикации, я сделал легкую коррекцию - изменение размера, очень слабый smart sharp, внесение незначительных поправок в кривые. Для наглядности оставил оба варианта: внутрикамерный JPEG в нетронутом виде - слева, корректированная версия снимка - справа.

Внутрикамерный JPEG с профилем Fuji Velvia

Правка JPEG в Photohop CS 5 (resize, кривые)

Внутрикамерный JPEG с профилем Fuji Velvia

Правка JPEG в Photohop CS 5 (resize, кривые)

Внутрикамерный JPEG с профилем Fuji Velvia

Правка JPEG в Photohop CS 5 (resize, кривые)

Теперь пара снимков сделанных солнечным зимним днем (примерно 15:00). Объектив Tamron 17-50mm f/2.8 Di II LD VC, диафрагма f/5, iso 100, точечный экпозамер. Как видите, прямые лучи яркого солнца опять-таки не создали проблем со скин-тонами: ни "морковки", ни "воска" нет.

Внутрикамерный JPEG с профилем Fuji Velvia

Правка JPEG в Photohop CS 5 (resize, кривые)

Внутрикамерный JPEG с профилем Fuji Velvia

Правка JPEG в Photohop CS 5 (resize, кривые)

Picture control - где взять, как установить?

Продолжаем тему цветовых профилей для Nikon D7000 - делюсь ссылками:
1. Picture controls distributed by Leon Goodman
2. Eduardo Suastegui - D2XMODE1 Picture Control
3. Ken Rockwell пишет о Nikon Picture Controls и предлагает свой Picture control
4. Пресеты Picture control для Nikon D7000 из ЖЖ abrezd - примеры из снимков сделанных Александром, как с использованием встроенных в D7000 профилей, так с с помощью наиболее распространенных в Интернет Picture Control (Fuji Astia и velvia, kenrockwell, top gear и т.д.). В роли безропотной фотомодели - детская пирамидка на фоне белой двери. Соответственно, выяснять как выглядит кожа человека при использовании того или иного профиля, вам придется самостоятельно.

Для лентяев: делюсь точными координатами описания процесса установки скачанных из Интернет разнообразных Picture control. Открываем главу "Коррекция изображения" (Руководство пользователя Nikon D7000, страница 131). Читаем, как минимум, до раздела "Совместное использование пользовательских режимов Picture control" (страница 138). Там есть всё: как поместить пользовательские пресеты в фотоаппарат, как их применить и как удалить, а также как вернуть всё к исходному состоянию.
Краткое содержание:
- Профили (численностью не более 99 штук) должны лежать на SD-карте в каталоге NIKON\CUSTOMPC, которую надо вставить в "Гнездо 1"
- Идем в меню "Работа с реж. Picture control", выбираем "Загрузить/сохранить"
- Копируем профили на фотоаппарат
Для загрузки доступны 10 ячеек с именами С-1 - С-9. Предустановленные, заводские, настройки Picture control удалить нельзя.

Настройка баланса белого

Откровенно говоря, Picture control - не панацея. Это плохая новость. Хорошая новость состоит в том, что есть еще, как минимум один, способ получить приличные скин-тона на JPEG из камеры : Ручная настройка баланса белого.
Лирическое отступление: баланс белого упоминается в различных формах на этой странице 8 раз + еще 7 раз в виде аббревиатуры WB. Это наводит пытливого читателя на мысль о важности параметра и приводит к наивному вопросу: в чём же тут "фишка"? Попытаюсь ответить максимально коротко и просто:

Как бы не менялось освещение, мы всё равно видим цвета более-менее верно. Это происходит потому что наши глаза и мозг постоянно подстраивают "баланс белого". Фотокамера же не имеет таких уникальных инструментов и, зачастую, не может самостоятельно выбрать эталонный цвет, опираясь на который можно определить что яблоко - красное, небо - голубое, а листва - зелёная. Следовательно, если мы хотим получить на фотоснимке правильные цвета, технике нужно помочь. Действительно, при использовании ручной настройки WB проблем с цветом в JPEG будет существенно меньше. Это произойдёт за счет того, что мы проигнорируем изменяющуюся от кадра к кадру точку зрения автоматики камеры на то, как в данный момент выглядят краски мира. Очевидно, что самостоятельно задав эталонный цвет, мы существенно облегчаем задачу фототехнике.

В принципе, всё было бы достаточно просто: установил WB и жми на спуск, только успевай себе следить за композицией, экспозицией, чувствительностью и прочими премудростями. Но, как всегда, есть неприятный нюанс... освещение в процессе съёмки изменяется. Солнце движется по нему, ветер гонит облака, фотограф выходит из леса на опушку и т.д. Поэтому, при использовании ручной настройки WB, приходится следить за изменении освещения и при его существенном изменении снова задавать эталонное значение цвета. С целью приобщиться к тайному знанию о практической стороне вопроса открываем страницу 123 из "Руководства пользователя Nikon D7000" и вдумчиво читаем шесть страниц.
Краткое содержание которых таково:
1. Выставляем экспозицию.
2. Нажимаем кнопку WB (слева от основного экрана) и крутим основной диск управления (тот, что на тыльной стороне фотокамеры) до тех пор пока на Панели управления (экранчик на верхней части камеры) не появится мигающий символ PrE.
3. У нас есть 6 секунд на то, чтобы поместить перед камерой белый лист (или 18% нейтрально-серую карту ) и нажать на кнопку "Спуск" (о фокусе не думаем, главное - чтобы лист заполнил всё поле видоискателя). Если всё нормально - на Панели управления появится "Good", а значение баланса белого будет сохранено в ячейку d0. Если замер не удался - появится надпись "no Gd" и мы проделываем всё заново.
4. Нажимаем кнопку Menu, заходим в "Баланс белого" и выбираем пункт "Ручная настройка". Выбираем одну из пяти ячеек и нажимам кнопку с шахматной клеткой (Просмотр уменьшенных изображений), расположенную слева от основного экрана. Жмём "ОК" на мультиселекторе.
Всего в памяти фотоаппарата можно хранить 5 пользовательских настроек баланса белого. Переключение между ними - нажав кнопку WB вращаем основной диск управления. При этом на Панели управления будут меняться надписи с обозначением ячеек (от d0 до d4).

Вышесказанное не отменяет необходимости чтения документации. Для тех, кому лень идти искать коробку из-под камеры с нетронутой книжкой "Руководство пользователя Nikon D7000", у меня есть радостная новость: PDF-файл с руководством элементарно отыскивается в сети с помощью любой поисковой системы.

Рецепты успеха при работе с Nikon D7000

Рецепт успеха при работе с Nikon D7000 от гуру Phantom_NGK и dedpixto из фоторушной ветки Nikon D7000 Part II + FAQ + Галерея + Подбор полезных ссылок. заключается в следующем:
А) Съемка в RAW. Таким образом забываем об играх с Picture Controls и о проблемах с замером WB (правим Баланс белого уже при "проявке" NEF)
Б) Настраиваем экспозицию в минус 0,3-0,7 EV на всех замерах. Это действие уберегает нас от проблем с уровнями в каналах RGB, а следовательно и от "морковки", "воска", "поросячьих скин-тонов" и т.д.).
Прочие ссылки по теме:
Ссылка на рецепт настройки камеры от Phantom_NGK (foto.ru)
Ссылка на рецепт проявки NEF от Phantom_NGK (foto.ru)
Изучаем Д7000 в работе (форум Club Nikon, рецепт настройки камеры от Ray Soares в переводе BasVitaly)