Турнир Святого Георгия — 2019 год

Местоположение: Москва, музей-заповедник «Коломенское».
Официальный сайт: Турнир Святого Георгия 2019.

"Ныне уже невозможно проследить начало появления этих боевых потех, самые первые упоминания о которых встречаются в исторических хрониках XI века. Без сомнения, они выросли из более ранних форм суровых игр и состязаний, в ходе которых юноши благородного происхождения того времени готовили себя к участию в настоящих войнах. Дю Канж в своем «Глоссариуме» под заголовком «Турнир» цитирует Роджера из Ховедена, который определяет рыцарские турниры как род военных состязаний, проводимых в духе братства и являющихся демонстрацией личной отваги, а также своего рода подготовкой к войне. Их главное отличие от других состязаний подобного рода состояло в том, что они являли собой настоящее единоборство, проводившееся верхом на лошади, в рамках определенных ограничений.

В турнирах участвовало большое число рыцарей, разделенных на соревнующиеся между собой отряды или партии и сражавшихся друг против друга подобно противоборствующим армиям. Упоминание о правилах для участников этих «боевых потех» встречаются у ряда хронистов в период около 1066 года. Имеются сведения, что впервые сформулировал их французский феодал Жоффруа де Прейли Анжуйский, который впоследствии сам был убит во время одного из турниров. Даже само слово «турнир» может иметь французское происхождение.

Представляется, что этот термин произошел от слова tournier – вращаться; хотя Клод Фуше, писавший в последней четверти XVI века, высказывает мнение, что слово tournoi связано с тем, что рыцари выезжали par tour, поочередно, к чучелу-мишени для метания копий: «Тогда рыцари поочередно выезжали верхом и поражали своими копьями деревянное изображение всадника…»

Военизированные состязания подобного рода часто проводились задолго до этого в Германии. Фавин в своем труде «Театр чести и рыцарства» приводит перечень правил и предписаний, которые должны были соблюдаться в ходе «рыцарского турнира», проводимого в Магдебурге. Они были утверждены германским императором Генрихом I Птицеловом, жившим с 876 по 936 год, за сто пятьдесят лет до даты опубликования свода правил Прейли. Германский текст, однако, производит впечатление написанного в более поздний период, чем начало X века...
"
Источник: Колтман Клифан «Рыцарский турнир. Турнирный этикет, доспехи и вооружение».

Расцвет турниров пришёлся на XIV—XV века, когда они проводились по особенно торжественным случаям, например в честь возвращения феодала с войны, бракосочетание высокопоставленной особы и т.д. Интересно, что благодаря рыцарскому этикету черты турниров могли приобретать и отдельные сражения. Характерный примером является «битва тридцати», состоявшаяся в 1351 году у замка Джосселин в Бретани. С французской и английской сторон в сражении участвовало по 5 конных и 25 пеших воинов. Прекратились же эта забава в XVI веке, когда рыцарская конница утратила своё значение. На полях сражения этот род войск потеснили стрелки и ландскнехты — профессиональные пехотинцы, вербовавшиеся из горожан и крестьян. На родине турнирова, во Франции, поводом для запрета состязаний стал несчастный случай с монархом. В 1559 году на турнире, устроенном в честь заключения Като-Камбрезийского мира, граф Монтгомери смертельно ранил короля Генриха II обломком копья, который попал в глаз.

Сбандьератори (флагоносцы) Compagnia dell’Orso из итальянского города Pistoia, Турнир Святого Георгия — 2019 год

Сбандьератори (флагоносцы) Compagnia dell’Orso из итальянского города Pistoia

Турнир Св.Георгия задуман как возможно более точное повторение рыцарского турнира XV века. Устроители руководствовались текстом «Книги турниров» написанной в 1460 году. Автором трактата «Forme et Devis d'un Tournoy» является Рене Анжуйский, герцог Прованса, Анжу, Бара и Лоррейна. Он характеризует свою книгу следующим образом: "По большей части я взял за образец то, как организовываются турниры в Германии и на Рейне, но так же я уделил внимание и турнирам, проводимым во Фландрии и Брабанте, и еще старинным укладам, коими руководствуемся мы во Франции, почерпнутыми мною из манускриптов. Из этих трех укладов я взял то, что мне показалось хорошим, и собрал из них четвертый способ проведения турнира…".
Следуя наставлениям герцога, наши современники восстановили геральдические церемонии, планировку ристалища, одежду герольдов и судей, оружие и доспехи. Программа турнира традиционно составили конные рыцарские сшибки на копьях (джостинг), групповая схватка верхом (меле) и пешие поединки. Впрочем, количество зрителей было таково, что пробиться в первые ряды оказалось довольно сложно. Соответственно, приличных снимков у меня совсем немного.

С пасмурной погодой однозначно повезло всем, кроме фотографов. Одоспешенные участники в глубинах лат наслаждались хмурой средневековой облачностью. Поединки — без дураков, звон металла, отлетевшие защёлки шлемов. Видел как удар мечом пришёлся между шлемом и доспехом — от серьезной раны бойца спас лишь кольчужный горжет. Посетители теснились у ристалища и бродили меж шатров со всякими любопытными фиговинами, типа войлочных тирольских шляп, кованных украшений, плетёных корзин и глиняных изделий. Нашлось очень много желающих пострелять из лука, метнуть топор, понаблюдать за работой кузнецов и прях. Кому потребовалось глубокое погружение в «страдающее Средневековье» — тот вставал в хвосты очередей за нехитрой снедью. Хорошо ещё, что на турнир аутентичную средневековую грязь и нечистоты не завезли. :)

Интересным дополнением к программе турнира стали флагоносцы Compagnia dell'Orso из итальянского города Pistoia. Группа сбандьератори выступает в костюмах XV века. Во время своего выступления они исполняют на трубах и барабанах музыку той эпохи. Реконструкторы воссоздают основные движения и технику средневековой «игры флагов». Руководствуются они трактатом «La Bandiera», вышедшим из-под пера Франческо Фердинандо Альфиери в 1638 году. Средневековое действо имело военно-прикладное значение — на общей территории, не задействованной под турниры, зрителям демонстировались методы управления войсками на поле битвы. Символика на стягах соответствовала геральдическим символам военачальников, сеньоров, командовавших отдельными воинским отрядами. Позднее, в XVII веке, при дворах великих итальянских князей игры с флагами служили средством развлечения рыцарей и дам.

Турнир Святого Георгия — 2019 год

Торжественный выход участников турнира

"Пространство для ристалища в XII столетии было открыто с торцов, в каждом торце находилось по барьеру. Позднее поля приобрели прямоугольную форму, их длина превышала ширину на одну четверть. Ограждались они обычно двойным частоколом такой высоты, чтобы его не могла перепрыгнуть лошадь. Пространство между рядами частоколов предназначалось для укрытия оруженосцев или служителей. Роль последних состояла в том, чтобы быстро выскочить на поле и помочь своему хозяину удержаться в седле после сшибки; либо, если он окажется выбитым из седла, вытащить его из-под коня и оттащить, если удастся, подальше от лошадиных копыт. Задача эта была в равной мере трудна и опасна, но сделать это было необходимо, потому что оказавшийся на земле рыцарь в своих тяжелых латах был беспомощен. В частоколе с торцов поля имелись проходы для въезда и выезда, при необходимости они перекрывались передвижными загородками. Земля на ристалище посыпалась толстым слоем песка или покрывалась перемешанными с соломой очесами, образуя смягчающую поверхность в случае падения всадников.
Все пространство ристалища празднично расцвечивалось гобеленами, флагами и геральдическими гербами; возводились трибуны для судей, ставились скамьи для зрителей, а также отгораживались особые галереи для дам, богато украшенные тканями, вышитыми серебром и золотом. Возводились также два отдельных легких строения для предводителей противоборствующих сторон, которые и пребывали в них до начала турнира. Все это представляло собой зрелище исключительное по напряженности; а чувство присутствия опасности лишь возбуждало восторг и интерес зрителей.
Маршалы турнира, распорядители схваток, герольды и глашатаи располагались на огороженном пространстве поля с тем, чтобы следить за всеми перипетиями схваток и отмечать различные инциденты, происходящие между сражающимися; маршалам вменялось в обязанность следить за строжайшим соблюдением правил рыцарства и общих правил проведения турниров. О появлении на поле каждого из участников турнира возглашали трубы, в перерывах между схватками для развлечения зрителей звучала музыка, которой отмечались также и особые состязания в галантности.
Каждый рыцарь обычно имел при себе какой-либо символ своей возлюбленной, который был прикреплен на его шлеме, копье или щите. Доспехи и конь побежденного переходили в качестве добычи к победителю, если только побежденный не вносил за них выкуп в звонкой монете. Впрочем, здесь победитель мог продемонстрировать свое великодушие. Единоборство на турнире обычно заканчивалось le coup ou la lance des Dames («ударом копьем дамы»), шутливым указанием на благосклонность прекрасного пола.
"
Источник: Колтман Клифан «Рыцарский турнир. Турнирный этикет, доспехи и вооружение».

Турнир Святого Георгия — 2019 год

Рыцари выходят на ристалище в сопровождении своих оруженосцев.

"Доспехи никогда не были такими тяжелыми, как это часто представляется нам. Полные доспехи 1470 года были не тяжелее – а подчас и легче, – чем полная выкладка английского пехотинца времен Первой мировой войны. Средний вес доспехов равнялся 57 фунтам (приблизительно 26 килограммам), но надо помнить, что этот вес не давил на плечи, как он давит на плечи пехотинца, а был равномерно распределен по всему телу. Вопреки распространенному мнению, доспехи, помимо всего прочего, изготовлялись так, чтобы их было удобно носить.
Главной заботой оружейника было подогнать доспехи точно по фигуре владельца – такого искусства достигает не всякий первоклассный портной. Если была такая возможность, то с хозяина будущих доспехов снимали мерку, а потом за несколько примерок подгоняли готовое изделие. Если же владелец будущих доспехов почему либо не мог сам приехать в мастерскую, то туда присылали данные снятия мерки. Например, рыцари Англии или Испании часто заказывали доспехи в Милане или Аугсбурге. Иногда размеры посылали с образцами одежды, а иногда снимали восковые копии с конечностей заказчика.
"
Эварт Окшот «Рыцарь и его доспехи. Латное облачение и вооружение»

Турнир Святого Георгия — 2019 год

Между сшибками шуты устраивают «джестер джостер» — потешный турнир с поединками на мётлах

Турнир Святого Георгия — 2019 год

Шутовская группа кривляясь и передразнивая рыцарей приветствует участников турнира

Турнир Святого Георгия — 2019 год

К местам на трибуне следует Cуд дам, участницы которого имеет право поощрять и наказывать рыцарей

Турнир Святого Георгия — 2019 год

Когда я слышу слово "беззеркалка", моя рука сама тянется к кобуре :)

Чтобы понять роль культа прекрасной дамы в происходящих на турнире событиях, заглянем в трактат вышеупомянутого Рене Анжуйского. Вот, например, описание того как дама должна оделять наградой победителя: "Герольдмейстер должен сказать рыцарю, которому будет вручаться награда, следующие слова, и он должен оказать честь его сословию, будь он принц, сеньор, барон, рыцарь или дворянин, говоря: "Смотрите, вот благородная дама, моя дама этого места N., сопровождаемая почётным рыцарем или дворянином и моими господами судьями, которые пришли вручить Вам награду турнира, потому что вы признаны рыцарем или дворянином, который сражался сегодня лучше всех в схватках турнира, и моя дама молит, чтобы Вы приняли это с доброй волей."
Затем дама должна раскрыть награду и вручить ему. Он должен взять награду, поцеловать даму и двух девиц, если пожелает. А потом герольдмейстер, герольды и их помощники должны прокричать его боевой клич на всю комнату.
Как только это проделано, он должен повести даму на танец, а судьи, почётный рыцарь, герольдмейстер и помощники герольда должны привести двух девиц обратно на их места; трубы здесь больше не играют.
Когда они закончат свой танец, герольдмейстер или герольд должны объявить поединки на следующий день для тех, кто желает сразиться один на один больше, чем в отряде, за которые будут вручать три награды.
"

Турнир Святого Георгия — 2019 год

Перед началом поединка судья осматривает оружие участников

Турнир Святого Георгия — 2019 год

В тесном контакте рыцари сражаются дубовыми древками полэксов

Поединок на полэксах (гибриды боевого топора, копья и молота). Бойцы облачены в немецкие кирасы "кастенбруст". Кольчуги уже неполные, потому что в XV веке кираса уже непроницаема для холодного оружия. Соответственно, кольчугу уменьшают до вставок, закрепляемых на поддоспешном дублете.

Турнир Святого Георгия — 2019 год

По правилам турнира длинные мечи можно использовать только двумя руками. Прочные доспехи позволяют вести бой без щита.

Турнир Святого Георгия — 2019 год

Хорошо видны наконечники, закрывающие острия мечей — современные требования к безопасности поединка

По центру длинного клинка хорошо видно место для перехвата — это позволяет применять фехтовальный приём Halbschwert (Половина меча). Первые упоминания подобного приёма восходят к основателю немецкой фехтовальной школы Иоганнесу Лихтенауэру (XIV век).
Томас Лайбле в энциклопедии «Меч» пишет буквально следующее: "Настоящее развитие длинный меч получил в позднем Средневековье, во времена пластинчатого доспеха . Как уже говорилось, сплошной пластинчатый доспех позволил уменьшить щит и даже совсем отказаться от него. Поэтому мечом стало возможно фехтовать двумя руками и удлинить его. К этому добавился еще один аспект, который сделал просто необходимым фехтование мечом двумя руками: специально для борьбы против пластинчатого доспеха были разработаны техники «половины меча». При фехтовании в доспехах возникает необходимость наносить точные и сильные колющие удары в зазоры между латами противника. Для этого левая рука охватывает середину клинка меча и помогает его направлять, в то время как правая на рукояти придает удару необходимую силу, прямо как в бильярде.
Мастер Вади говорил по этому поводу, что меч, который применяют против доспехов, должен быть остро заточенным только у острия. Остальная часть клинка должна оставаться не острой, а даже затупленной, чтобы можно было относительно безопасно в перчатке выполнять приемы «половины меча»
".
Удержание клинка не позволяет острию соскальзывать с поверхности брони. Левая рука не фиксировала клинок жёстко, а только задавала направление удара мечу, скользившему по ладони наподобие бильярдного кия. Рука при этом защищалась, как неполной заточкой меча, так и кожаной перчаткой, закреплённой внутри латной.

Турнир Святого Георгия — 2019 год

Суровое лицо деревенского кузнеца

Турнир Святого Георгия — 2019 год

Вот так примерно и выглядело мрачное Средневековье

Турнир Святого Георгия — 2019 год

Реконструкция процесса изготовления свечей

Турнир Святого Георгия — 2019 год

Хлебопёк за работой

Турнир Святого Георгия — 2019 год

Продукция средневековой хлебопекарни

Турнир Святого Георгия — 2019 год

Тирольские шапки

Турнир Святого Георгия — 2019 год

Паттены - деревяные сандалии, предназначенные для сохранения обуви от грязи и влаги. Обувь того периода имела тонкую подошву. В отличие от деревянных башмаков, которые имели обычно плоскую подошву, паттены касались земли только двумя или тремя деревянными ножками.

Турнир Святого Георгия — 2019 год

Процесс запечатывания письма сургучом

Турнир Святого Георгия — 2019 год

Сбандьератори

Турнир Святого Георгия — 2019 год

Сбандьератори

Турнир Святого Георгия — 2019 год

Стереомонахи за работой :)

Турнир Святого Георгия — 2019 год

Средневековые врачеватели

Отдельно упомяну полевую палатку средневекового хирурга образца XIV века. Из лечебных средств: бинты, нитки для зашивания ран, успокаивающая мята, мазь с шалфеем и ромашкой - облегчающая симптомы проказы. В качестве сорбента в раны засыпали рис.
Форма кованных средневековых инструментов сходна с современными - функциональность-то неизменна. На столе представлены щипцы для удаления зубов, разнообразные пилы, кованные ножницы, отдаленные аналоги скальпелей, расширителей и зажимов. Отдельно стоит горшочек с углями в котором нагревали тогдашние коагуляторы - кровоостанавливающие металлические щупы для прижигания сосудов в ранах.
Для облегчения страданий больного предлагается деревяшка в зубы. Считалось, что оперируемый должен быть в сознании, иначе может не успеть покаяться.
В связи с этим упомяну три интересных заблуждения той поры:
1) Умереть в бессознательном состоянии - верный путь не попасть в рай.
2) Чем сильнее боль при лечении, тем лучше и дороже оказанная эскулапом платная услуга.
3) Голова болит от дурных мыслей, чтобы прошла - не надо лечить, а надо молиться.

Турнир Святого Георгия — 2019 год

Пикинёр начала XVII века вооружён пикой с древком из ясеня, длинной до 5 метров и весом 5-6 килограмм.

Турнир Святого Георгия — 2019 год

Реконструкция "болонского фехтования" — стиля, возникшего в городе Болонья в начале XV, и просуществовавшего до начала XVIII века.

Турнир Святого Георгия — 2019 год

Одним из важных источников знаний о Болонской школе служит трактат Акилле Мароццо «Новая работа об оружии»

Турнир Святого Георгия — 2019 год

О работе с гибким длинным мечём (федершверт) рассказывают Михаил Винокуров из фехтовального клуба «Риф»

Турнир Святого Георгия — 2019 год

Федершверт как тренировочное оружие появился в Западной Европе в конце XV века