Центральный военно-морской музей. Экспонаты XIX века


Месторасположение: г.Санкт-Петербург, пл. Труда, дом 5
Официальный сайт: Центральный военно-морской музей
Навигация:
Восточная (Крымская) война 1853-1856 гг.
Модель линейного корабля «Двенадцать апостолов»
Модель 111-пушечного винтового линейного корабля «Император Николай I»
Русско-турецкая война 1877-1878 годов
Гвардейский экипаж
Украшения, гербы, ростральные фигуры
Подводная лодка инженера Степана Карловича Джевецкого
Соревнование снаряда и брони
Модель крейсера I ранга «Рюрик»
Модель броненосца береговой обороны «Новгород», построенного по проекту вице-адмирала Попова
Модели императорских яхт «Полярная Звезда» и «Штандарт»
См. также:
Центральный военно-морской музей. Экспонаты XVIII века
Центральный военно-морской музей. Экспонаты XX века

На трофейном орудии надпись: «Турецкая пушка, взятая в Наваринском сражении, 8 октября 1827 года», ЦВВМ Бой брига «Меркурий» с двумя турецкими кораблями. 1829 г., ЦВВМ Модель шлюпа «Мирный», ЦВВМ Боевая четырехдюймовая ракета системы русского ученого и изобретателя К. И. Константинова, ЦВВМ

На трофейном орудии надпись: «Турецкая пушка, взятая в Наваринском сражении, 8 октября 1827 года»

"Бой брига «Меркурий» с двумя турецкими кораблями. 1829 г." Художник Н.П.Красовский, 1867 год. Рама изготовлена из древесины корпуса «Меркурия» - после сдачи корабля на слом.

Модель шлюпа «Мирный». Под командованием М.П. Лазарева входил в состав 1-й русской кругосветной экспедиции 1819—1821 гг., открывшей Антарктиду. В составе экспедиции также был шлюп «Восток» под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена.

Боевые четырехдюймовые ракеты системы К.И. Константинова применялись во время Крымской войны 1853–1856 гг: при обороне Севастополя, в боях у турецкой крепости Силистрии и на других участках фронта

Восточная (Крымская) война 1853-1856 гг.

Фуражка адмирала П. С. Нахимова. 1828–1855 гг. Поступила в Центральный военно-морской музей в мае 1943 года, ЦВВМ Подзорная труба генерал-адьютанта В.А. Корнилова, ЦВВМ Эполеты адмиральские с серебряным вензелем «Н I», принадлежали адмиралу М. П. Лазареву, ЦВВМ , ЦВВМ

Фуражка адмирала П. С. Нахимова. 1828–1855 гг. Поступила в Центральный военно-морской музей в мае 1943 года

Подзорная труба генерал-адьютанта Владимира Алексеевича Корнилова. В начале Крымской войны он командовал отрядом паровых кораблей. 5 ноября 1853 года пароходофрегат «Владимир» под флагом Корнилова атаковал и захватил 10-пушечный турецкий пароход «Перваз-Бахри». Корнилов погиб на Малаховом кургане 5 (17) октября 1854 во время первой бомбардировки города англо-французскими войсками.

Эполеты адмиральские с серебряным вензелем «Н I», принадлежали адмиралу М. П. Лазареву

Набор инструментов великого хирурга Пирогова, использовавшийся для лечения раненных в ходе обороны Севастополя

Французский хронометр, принадлежавший участнику обороны Севастополя Николаю Ивановичу Лутовинову, Центральный военно-морской музей Табакерка - реликвия рода Нахимовых, Центральный военно-морской музей Фуражка офицерская 29-го флотского экипажа с лентой «За Севастополь», 1855год, Центральный военно-морской музей Набор магнитов для намагничивания стрелок картушек компасов с 74-пушечного корабля «Память Азова, Центральный военно-морской музей

Французский хронометр, принадлежавший участнику обороны Севастополя Николаю Ивановичу Лутовинову

Табакерка - реликвия рода Нахимовых

Фуражка офицерская 29-го флотского экипажа с лентой «За Севастополь», 1855год

Набор магнитов для намагничивания стрелок картушек компасов с 74-пушечного корабля «Память Азова», 1848 год

Эполеты капитан-лейтенанта Изыльметьева Ивана Николаевича, командира фрегата «Аврора», ЦВВМ Чубук героя обороны Петропавловска-Камчатского командира фрегата «Аврора» капитан-лейтенанта И.Н. Изыльметьева, Центральный военно-морской музей Карронада 6-фунтовая образца 1787 года. Ижорский завод, 1820 г., Центральный военно-морской музей Модель боченочной гальванической (ударной) мины системы академика Б.С. Якоби образца 1854 года, ЦВВМ

Эполеты капитан-лейтенанта Изыльметьева Ивана Николаевича, командира фрегата «Аврора»

Штуцер кавалерийский образца 1855 года. Чубук героя обороны Петропавловска-Камчатского командира фрегата «Аврора» капитан-лейтенанта И.Н. Изыльметьева

Русская 8-фунтовая каронада на станке, 1820-ые годы

Модель боченочной гальванической (ударной) мины системы академика Б.С. Якоби образца 1854 года. Экпонат изготовлен в 1949 году в Модельной мастерской ЦВВМ по чертежам, полученным из Академии наук СССР

Модель трёхпушечной винтовой канонерской лодки «Туча», 1855 год, Центральный военно-морской музей Флаг знамённый 19-го флотского экипажа 3-й дивизии Балтийского флота (1837 год), Центральный военно-морской музей Флаг знамённый 3-го флотского экипажа 1-й дивизии Балтийского флота, Центральный военно-морской музей Флаг знамённый 25-го флотского экипажа 2-й дивизии Балтийского флота, Центральный военно-морской музей

Модель трёхпушечной винтовой канонерской лодки «Туча», 1855 год

Флаг знамённый 19-го флотского экипажа 3-й дивизии Балтийского флота (1837 год)

Флаг знамённый 3-го флотского экипажа 1-й дивизии Балтийского флота

Флаг знамённый 25-го флотского экипажа 2-й дивизии Балтийского флота

Корабли этих дивизий участвовали в Крымской войне 1853-1856 годов против англо-французского флота на Балтике. О роли канонерских лодок типа «Молния» в защите Балтики от англо-французских сил читайте на странице посвящённой Музей Балтийского флота: Винтовая паровая канонерская лодка «Туча». Если кратко, то роль толпы винтовых канонерок с малой осадкой сводилась к прикрытию минно-артиллерийской позиции.

Модель линейного корабля «Двенадцать апостолов»

Модель линейного корабля «Двенадцать апостолов», Центральный военно-морской музей Модель линейного корабля «Двенадцать апостолов», Центральный военно-морской музей Модель линейного корабля «Двенадцать апостолов», Центральный военно-морской музей

Модель линейного корабля «Двенадцать апостолов»

Модель 111-пушечного винтового линейного корабля «Император Николай I»

111-пушечный винтовой линейный корабль «Император Николай I», ЦВВМ 111-пушечный винтовой линейный корабль «Император Николай I», ЦВВМ 111-пушечный винтовой линейный корабль «Император Николай I», ЦВВМ

111-пушечный винтовой линейный корабль «Император Николай I». Его модель построена в 1858 году, она самая большая в ЦВВМ

«Император Николай I» спущен на воду в Новом Адмиралтействе 18 мая 1860 года (строители К. Г Михайлов, С. И. Чернявский)

Это последний деревянный военный корабль Российского флота. В 1860-1861 годах его переоборудовали в винтовой

111-пушечный винтовой линейный корабль «Император Николай I», ЦВВМ 111-пушечный винтовой линейный корабль «Император Николай I», ЦВВМ 111-пушечный винтовой линейный корабль «Император Николай I», ЦВВМ

В 1862-1866 годы входил в состав Учебно-артиллерийского отряда Балтийского флота

В 1863-1864 годы использовался для перевозки войск во время подавления восстания в Польше

После 1866 года в море не выходил, стоял в Кронштадте, а в 1874 году исключен из списков судов Балтийского флота.

Русско-турецкая война 1877-1878 годов

Якорная мина системы германского инженера Герца образца 1876 года, ЦВВМ Мина шестовая гальваническая с бугелями, ЦВВМ Мина шестовая гальваническая с бугелями, ЦВВМ Буксируемая мина лейтенанта Макарова («крылатка»), ЦВВМ

Якорная мина системы германского инженера Герца образца 1876 года

Мина шестовая гальваническая с бугелями

Мина шестовая гальваническая с бугелями, предназначались для поражения подводной части корабля

Буксируемая мина лейтенанта Макарова («крылатка») представляла собой мину, удерживаемую на плаву специальным буем и снаряжённую 3-пудовым (49,2 кг) зарядом пороха. Катер тянул её на тросе длинной 35-40 метров. Своеобразные «крылья» отводили мину на 30-40 градусов в сторону от спутного следа катера. Контактный взрыватель Макаров заменил электрическим запалом. «Крылатки» оказались неудобны и их заменили шестовыми минами

Корабельная шестовая мина конструкции полковника Б.Ф. Петрушевского, ЦВВМ Модель минного катера «Шутка», ЦВВМ Модель минного катера «Шутка», ЦВВМ Образцы боеприпасов - картечь,  книпель (раздвижное ядро для разрушения такелажа), Центральный военно-морской музей

Корабельная шестовая мина конструкции полковника Б.Ф. Петрушевского

Корабельные шестовые мины применялись с паровых минных катеров и миноносок. В качестве примера такого носителя - модель минного катера «Шутка»

Модель минного катера «Шутка» (отделка напоминает что это переоборудованный прогулочный катер). В носовой части хорошо видны шестовые мины

Образцы боеприпасов - картечь, книпель (раздвижное ядро для разрушения такелажа)

Дополнительно: Шестовая мина в музее Балтийского флота, г.Балтийск

Гвардейский экипаж

Лента юбилейная к Георгиевскому знамени Гвардейского экипажа, пожалованная в 1910 году, ЦВВМ Лента юбилейная к Георгиевскому знамени Гвардейского экипажа, пожалованная в 1910 году, ЦВВМ Головной убор типа «кепи» офицера Гвардейского экипажа образца 1862 года, ЦВВМ , ЦВВМ

Лента юбилейная к Георгиевскому знамени Гвардейского экипажа, пожалованная Николаем II в 1910 году к 200-летию команды Придворных гребцов и яхт

Древко с навершием от знамени, полученного за Кульм от Императора Александра I в 1813 году. Новое полотнище знамени было пожаловано в 1910 году.

Головной убор типа «кепи» офицера 1-й роты Гвардейского экипажа. Надпись: «За переправу через Дунай у Зимницы 15 июня 1877 года»

Футляр и шляпа-треуголка офицера русского флота (образца 1855 года). Россия, фирма «L. Bruno»

Георгиевский серебряный сигнальный рожок, ЦВВМ Георгиевский серебряный сигнальный рожок, ЦВВМ Рожок сигнальный Гвардейского экипажа. Фирма «J.F.Anderst». 1825-1855 гг., ЦВВМ Рожок сигнальный Гвардейского экипажа. Фирма «J.F.Anderst». 1825-1855 гг., ЦВВМ

Георгиевский серебряный сигнальный рожок

Георгиевский серебряный сигнальный рожок «За действия на Дунае в Турецкую войну 1877 и 1878 годов» вручён 1-ой роте 2-го Черноморского экипажа императором Александром II. Личный состав использовался в качестве понтонной части, а также комплектовал команды минных катеров

Рожок сигнальный Гвардейского экипажа. Фирма «J.F.Anderst». 1825-1855 гг.

Рожок сигнальный Гвардейского экипажа. Фирма «J.F.Anderst». 1825-1855 гг.

, Центральный военно-морской музей Шляпа офицера Гвардейского экипажа, Центральный военно-морской музей Мундир офицера Гвардейского экипажа с погонами генерал-адмирала, Центральный военно-морской музей Эполеты старшего лейтенанта, Центральный военно-морской музей

Кивер штаб-офицера Гвардейского экипажа (1817-1828 гг.)

Шляпа-треуголка адмиральская. Под верхней частью шнуров прикреплена металлизированная розетка - кокарда диаметром 10 см, трехцветная - серебряно-оранжево-черная. Принадлежность Великому князю Георгию Александровичу - под вопросом.

Мундир офицера Гвардейского экипажа с погонами генерал-адмирала

Эполеты старшего лейтенанта

Шляпа офицерская, Центральный военно-морской музей Мундир офицерский с эполетами капитан-лейтенанта, Центральный военно-морской музей Эполеты адмирала, генерал-адьютанта, 1871-1917 годы, Центральный военно-морской музей , Центральный военно-морской музей

Шляпа (треуголка) парадная офицера русского флота

Мундир офицерский с эполетами капитан-лейтенанта

Эполеты адмирала - генерал-адъютанта с вензелем «А II»

Украшения, гербы, ростральные фигуры

Кормовое украшение броненосца береговой обороны «Адмирал Грейг», Центральный военно-морской музей Фрагмент носового украшения яхты «Александрия», Центральный военно-морской музей Судовой герб эскадренного броненосца «Гангут», Центральный военно-морской музей Модель носового украшения крейсера I ранга «Рюрик» (реконструкция 2001 года), Центральный военно-морской музей

Кормовое украшение броненосного фрегата «Адмирал Грейг» (вступил в строй Балтийского флота в 1869 году, а в 1892 переклассифицирован в броненосец береговой обороны). Головной корабль серии первых мореходных башенных броненосцев Российского флота

Фрагмент носового украшения яхты «Александрия» (заложена в Англии в 1851 году). Первая паровая императорская яхта служила четырём императорам: Николаю I, Александру II, Александру III и Николаю II

Судовой герб эскадренного броненосца «Гангут»

Модель носового украшения крейсера I ранга «Рюрик» (реконструкция 2001 года)

Подводная лодка инженера Степана Карловича Джевецкого

Подводная лодка инженера Степана Карловича Джевецкого, ЦВВМ Подводная лодка инженера Степана Карловича Джевецкого, ЦВВМ Подводная лодка инженера Степана Карловича Джевецкого, ЦВВМ Подводная лодка инженера Степана Карловича Джевецкого, ЦВВМ

Подводная лодка Джевецкого ограниченно применялись в 1880-е годы при обороны российских военных портов на Балтийском и Чёрном море. После модернизации ограниченно использовались во время русско-японской войны (1904—1905).

Три члена экипажа размещались сидя в центре корпуса, так, чтобы головы помещались в шестигранный купол с иллюминаторами. В передней части купола был устроен перископ для наблюдения из-под воды.

В Порт-Артуре лодку оборудовали двумя наружными решетчатыми торпедными аппаратами и включили в систему обороны крепости, хотя она не применялась из-за недостатков мускульного привода — быстрого уставания экипажа и малой скорости.

Подводная лодка была однокорпусной конструкции и изготавливалась из склёпанных стальных листов толщиной в 5 мм. Кормовой винт приводился в действие ножным педальным приводом. Три человека могли в течение двух часов сообщать лодке скорость в 2,5-3 узла.

Соревнование снаряда и брони

Слева: 8-дюймовая бомба из чугуна. Справа: 8-дюймовая бомба из закалённого чугна. Оба снаряда с толстой свинцовой оболочкой для применения из нарезных орудий, ЦВВМ , ЦВВМ Фрагмент броневой плиты, пробитой застрявшим в ней 180-мм снарядом во время испытаний на полигоне, XIX век, ЦВВМ Фрагмент подводной части броневого пояса броненосного корабля «Петр Великий», ЦВВМ

Слева: 8-дюймовая бомба из чугуна. Справа: 8-дюймовая бомба из закалённого чугна. Оба снаряда с толстой свинцовой оболочкой для применения из нарезных орудий

Предложенный С.О. Макаровым наконечник снаряда из мягкой стали. При стрельбе по поверхностно упрочненной (т.н. крупповской) броне улучшал бронепробиваемость снаряда. Но при стрельбе по гарвеевской броне нужный эффект не достигался

Фрагмент броневой плиты, пробитой застрявшим в ней 180-мм снарядом во время испытаний на полигоне, XIX век

Фрагмент подводной части броневого пояса броненосного корабля «Петр Великий»

Модель крейсера I ранга «Рюрик»

Модель крейсера I ранга «Рюрик», изготовленная в модельной мастерской Морского музея в 1892 году, ЦВВМ Модель крейсера I ранга «Рюрик», изготовленная в модельной мастерской Морского музея в 1892 году, ЦВВМ Модель крейсера I ранга «Рюрик», изготовленная в модельной мастерской Морского музея в 1892 году, ЦВВМ Модель крейсера I ранга «Рюрик», изготовленная в модельной мастерской Морского музея в 1892 году, ЦВВМ

Модель крейсера I ранга «Рюрик», изготовленная в модельной мастерской Морского музея в 1892 году

Модель крейсера I ранга «Рюрик», изготовленная в модельной мастерской Морского музея в 1892 году, ЦВВМ Модель крейсера I ранга «Рюрик», изготовленная в модельной мастерской Морского музея в 1892 году, ЦВВМ Модель крейсера I ранга «Рюрик», изготовленная в модельной мастерской Морского музея в 1892 году, ЦВВМ Модель крейсера I ранга «Рюрик», изготовленная в модельной мастерской Морского музея в 1892 году, ЦВВМ

Модель броненосца береговой обороны «Новгород», построенного по проекту вице-адмирала Попова

Красовский Н.П. Прибытие поповки «Новгород» в Севастополь. 1873 год, Центральный военно-морской музей Модель броненосца «Новгород», Центральный военно-морской музей Модель броненосца «Новгород», Центральный военно-морской музей Модель броненосца «Новгород», Центральный военно-морской музей

После поражения в Крымской войне, развитие Черноморского флота было ограничено условиями Парижского мирного договора. Проект адмирала А.А. Попова позволяло уместить 11-дюймовые орудия и мощное бронирование в 2 700-тонный корабль длиной менее 31 метра при осадке 3,76 метра.

Круглый броненосец получил шесть винтов. Из-за возмущения водного потока рули были признаны неэффективными — маневрировать приходилось исключительно машинами, что снижало и без того ничтожную скорость хода. Корабли плохо держались на курсе, страдали от захлестывания волнами, но умеренное волнение переносили удовлетворительно

«Новгород» и «Киев» (впоследствии «Вице-адмирал Попов») стали первыми броненосцами Черноморского флота. Корабли отличались диаметром и калибром артиллерии («Новгород» — 11-дюймовые орудия, «Киев» — 12-дюймовые)

Слухи о недостатках артиллерийских установок привели к появлению мифа о вращении «поповок» при стрельбе. На самом деле поворачивались от отдачи при выстреле из-за слабости стопоров именно сами орудийные станки системы Пестича, расположенные внутри бронированного барбета

Модели императорских яхт «Полярная Звезда» и «Штандарт»

Модель императорской яхты «Полярная Звезда» (1890 год), ЦВВМ Модель императорской яхты «Полярная Звезда» (1890 год), ЦВВМ Модель императорской яхты «Полярная Звезда» (1890 год), ЦВВМ Модель императорской яхты «Полярная Звезда» (1890 год), ЦВВМ

Императорская яхта «Полярная Звезда» (1890 год), модельная мастерская Санкт-Петербургского порта

Дополнительный материал о яхте «Полярная Звезда» смотри на странице посвящённой Музею Балтийского флота, г.Балтийск.

Модель императорской яхты «Штандарт», ЦВВМ Модель императорской яхты «Штандарт», ЦВВМ Модель императорской яхты «Штандарт», ЦВВМ Модель императорской яхты «Штандарт», ЦВВМ

Императорская яхта «Штандарт» (1895 год), модельная мастерская Санкт-Петербургского порта. Изготовлена в 1903 году, хранилась в коллекции Николая II




Вернуться к оглавлению раздела

На главную страницу

Создано 30/04/2017
Обновлено 04/05/2017