Музей-панорама «Бородинская битва»

Месторасположение: г. Москва, Кутузовский проспект, д.38, стр.1

Дополнительно:

Официальный сайт музея панорамы «Бородинская битва»
3d панорама Бородинского сражения
Аудиогид по Музею-панораме «Бородинская битва»
Музей Отечественной войны 1812 года

Вновь про Отечественную войну 1812 года – рассказ о замечательном месте под названием Музей-панорама «Бородинская битва». Предыдущее моё посещение в 1977 году, не оставило в памяти ничего кроме множества дульнозарядных орудий вокруг музея и огромных очередей желающих приобщиться к истории. Ныне всё иначе. Очередей нет, есть аудиогиды. Экспозиция – прекрасна и информативна.

Франция

Представленные в витрине предметы быта, принадлежавшие офицерам Великой армии Наполеона, при внимательном осмотре точно иллюстрируют слова итальянского историка Цаги о мировоззрении и психологии и наполеоновского солдата: «Порыв, который вовлек столько молодых людей в наполеоновскую армию и сковал их верностью, редко встречающейся в истории, объясняется многими причинами морального, социального и психологического порядка. С одной стороны, военная карьера рассматривалась как кратчайший путь для восхождения к вершинам социальной иерархии, а для простого солдата как средство политического и гражданского самоутверждения. С другой стороны – это увлекательность приключений и восторженное чувство силы, которую давало присутствие в наполеоновском войске, проходившем победоносным маршем по Европе, сокрушая троны и алтари, повергая в прах старую Европу и создавая новую на иных основах... Это уверенность солдат в том, что они сражались за правое дело, против социальной несправедливости феодального общества, это и культ Императора, доблестного и справедливого воителя, вознаграждавшего все заслуги... Наконец, это просто увлечение войной ради войны, войны, которая рассматривалась многими из них как необычайное приключение в далеких краях...».
Источник: Предметы "французской" витрины

Образцы холодного и огнестрельного оружия французской армии. Каска и кираса нижних чинов карабинерских полков. Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва Кавалерский крест ордена Почётного легиона. Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва  . Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва Французский кавалерийский кремнёвый пистолет эпохи Наполеоновских войн Pistolet modele An XIII (пистолет образца 13-го года, отсчёт по республиканскому календарю, а по григорианскому это 1805 год). Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва

Образцы огнестрельного и холодного
оружия французской армии.
Каска и кираса нижних
чинов карабинерских полков

Кавалерский крест ордена
Почётного легиона

Каска нижних чинов карабинерских
полков обр.1810 года

Кавалерийский кремнёвый
пистолет Pistolet modele An XIII
пистолет образца 13-го года (отсчёт
по республиканскому календарю,
а по григорианскому это 1805 год)

В 1802 году Наполеон Бонапарт, тогда еще именовавшийся первым консулом Французской республики создал общественную организацию, именовашуюся Почетным легионом. Она должна была объединить в своих рядах граждан, отличившихся на службе государству. В 1804 году после провозглашения империи Наполеон I установил для членом Почетного легиона знаки отличия, которые вскоре по традиции стали называть «крестом».
После падения Наполеона король Людовик XVIII своим указом от 16 июля 1814 года объявил о сохранении ордена Почетного легиона. Изменился лишь внешний вид знака ордена. Изображение Наполеона заменили на изображение короля Генриха IV, а наполеоновского орла заменили лилии – герб династии Бурбонов.

Часы дорожные. Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва Фарфоровое блюдце с изображением календаря Римско-католической церкви на 1812 год. Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва Фарфоровая чашка с изображением календаря Римско-католической церкви на 1812 год и со знаками Зодиака. Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва  . Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва

Часы дорожные

Фарфоровое блюдце с календарём
Римско-католической церкви
на 1812 год

Фарфоровая чашка с календарём
Римско-католической церкви
на 1812 год и со знаками Зодиака

Фарфоровая чашка с золотым растительным декором и изображением календаря Римско-католической церкви на 1812 год и со знаками Зодиака изготовлена во Франции в 1811 году. Использование религиозной символики в произведениях искусства и в предметах быта во Франции в начале XIX столетия свидетельствовало о серьезном изменении идеологических установок государственной власти. Если в период революции во Франции активно проводилась политика «дехристианизации», то Наполеон предпочел в 1801 году заключить конкордат (соглашение) с римским папой Пием VII. Текст соглашения гласил: «Правительство признает, что католическая, апостолическая, римская религия является религией значительного большинства французских граждан». Католической церкви были привержены, в основном, крестьяне и буржуа. В армии со времен революции сохранялись антихристианские и антиклерикальные настроения. Данный факт свидетельствовал о серьезном разрыве между военными структурами и гражданским обществом Французской империи. Фарфоровая чашка

Столешница с портретами Наполеона I и его близких. Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва  . Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва Композиция «Свадебный кортеж Наполеона I». Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва Наполеон в Тильзите награждает солдата Преображенского полка орденом Почётного легиона. Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва

Столешница с портретами
Наполеона I и его близких

Тарелка с изображением
императрицы Жозефины

Композиция «Свадебный
кортеж Наполеона I»

Наполеон в Тильзите награждает
солдата Преображенского полка
орденом Почётного легиона

Россия

В музейной витрине – пробитый во Фридландском сражении головной убор гренадёра Павловского полка. Трудно сказать о героизме павловцев лучше, чем Александр I. В указе от 20 января 1808 года император повелел им носить конусообразные каски старого образца в том виде, в каком они вышли из Фридландской битвы, а также вычеканить "на простреленных шапках имена тех нижних чинов, кои вынесли их с собою с поля сражения …для сохранения навсегда памяти сих заслуженных воинов…". В других полках гренадерские шапки были заменены киверами. Кроме того, полку было даровано право прохода церемониальным маршем с ружьями "на руку". Почти 70 лет участвовали в боевых походах 532 простреленные пулями шапки-гренадёрки, затем были сданы в полковой музей. В XXI веке мы видим одну из них в этом превосходном музее. Кстати, эта особенность снаряжения "павловцев" запечатлена и на грандиозном полотне работы Франца Рубо, главном экспонате музея.

Н.С. Самокиш. «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой». Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва Головной убор гренадёра Павловского полка и каска унтер-офицера тяжелой кавалерии образца 1803 года. Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва Портеты полководцов российской армии. Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва Популярный в военной среде труд «Рассуждение о великих военных действиях». Его автор – швейцарский офицер Антуан Жомини, один из авторов проекта создания Академии Генерального штаба. Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва

Н.С. Самокиш. «Подвиг солдат
Раевского под Салтановкой»

Головной убор нижнего чина
Павловского гренадёрского полка
и каска унтер-офицера тяжелой
кавалерии образца 1803 года

Портеты полководцов
российской армии

Популярный в военной среде труд
«Рассуждение о великих военных
действиях». Автор – швейцарский
офицер Антуан Жомини, один из
создателей проекта русской
Академии Генерального штаба

В самом начале войны, 23 июля 1812 года, пытаясь прорваться на соединение с 1-й Западной армией в районе Могилева, командующий 2-й армией князь Багратион приказал генералу Николаю Николаевичу Раевскому со своим корпусом атаковать войска неприятеля у деревни Салтановка. В изложении журналистов «Северной почты» вышеописанные события превратились в патриотический миф. Мол, генерал-лейтенант Николай Николаевич Раевский повёл колонну в атаку, поставив подле себя сыновей: 17-летнего Александра и 11-летнего Николая.
Фактически, сюжет картины Н.С. Самокиша и взят из этой легенды. Впоследствии миф оброс деталями. Например, в книге генерала А. И. Михайловского-Данилевского появляются новые крылатые фразы. «Услыша при одной из атак Паскевича, что огонь подвинулся вперед, Раевский почел минуту благоприятною для атаки и приказал 12-й дивизии двинуться на Салтановку. Он, Васильчиков, все офицеры штаба спешились и встали впереди Смоленского пехотного полка, находившегося в голове колонны <...> “Дайте мне нести знамя!” сказал один из сыновей Раевского ровеснику своему, шестнадцатилетнему подпрапорщику. “Я сам умею умирать!” отвечал юноша». Т.е. красивая обёртка к газетному мифу была приделана ещё в 1845 году.
Раевский же рассказывал об этом эпизоде своему адьютанту Константину Батюшкову с нескрываемым сарказмом: «Раевский засмеялся. "Я так никогда не говорю витиевато, ты сам знаешь. Правда, я был впереди. Солдаты пятились, я ободрял их. Со мною были адъютанты, ординарцы. По левую сторону всех перебило и переранило, на мне остановилась картечь. Но детей моих не было в эту минуту. Младший сын сбирал в лесу ягоды (он был тогда сущий ребёнок, и пуля ему прострелила панталоны); вот и все тут, весь анекдот сочинен в Петербурге. Твой приятель (Жуковский) воспел в стихах. Граверы, журналисты, нувеллисты воспользовались удобным случаем, и я пожалован римлянином».

В скромном мужестве этого человека сомневаться не приходиться. Достаточно вспомнить о его роли в Бородинском сражении. Напомню, что поле боя находилось на стыке двух дорог — старой Смоленской и новой Смоленской. В центре позиции русской армии возвышалась Курганная высота, господствующая на местности. Защищать её было доверено 7-му корпусу генерала Раевского, и в историю она вошла как «батарея Раевского». Весь день накануне битвы солдаты Раевского сооружали на Курганной высоте земляные укрепления.
Борьба за эту высоту явилась одним из ключевых эпизодов Бородинского сражения. На рассвете здесь расположилась батарея из 18 орудий. В 5 часов утра 7 сентября 1812 года французы начали обстрел левого фланга русской армии, где располагались Багратионовы флеши. Одновременно с этим завязалась упорная борьба за «батарею Раевского». Потери десятитысячного корпуса Раевского, которому пришлось выдержать удар двух первых атак французов на батарею, были огромными. По признанию самого генерала, после боя он мог собрать «едва 700 человек».
Николаю Николаевичу также довелось участвовал в «Битве народов» 16—19 октября 1813 года. В этом сражении, произошедшим под Лейпцигом, русская армия потеряла убитыми больше солдат, чем на Бородинском поле. Генерал Раевский в этой битве был тяжело ранен.

Отдельно хочу сказать о выставленной в музее книге военного теоретика, швейцарского офицера Антуана Жомини. Его многотомный труд был настолько популярен в российской военной среде, что Денис Васильевич Давыдов прошёлся по нему, в стихотворении «Песня старого гусара». Вот этот фрагмент:

А теперь что вижу?- Страх!
И гусары в модном свете,
В вицмундирах, в башмаках,
Вальсируют на паркете!

Говорят умней они...
Но что слышим от любова?
Жомини да Жомини!
А об водке – ни полслова!

Обмундирование французских и русских нижних чинов периода Отечественной войны 1812 года

Воспроизведения обмундирования, снаряжения и вооружения воинов Великой армии, представленные на манекенах в центральной части витрины, выполнены членами клубов военно-исторической реконструкции с документальной точностью, специально для новой экспозиции Музея. Первый слева, в мундире темно-синего цвета, белом жилете и штанах с гетрами – гренадер 46-го линейного полка. По традиции головным убором гренадерских рот служила высокая меховая шапка. В центре, в сияющей светлой кирасе – кирасир 5-го кирасирского полка. Справа – канонир 8-го артиллерийского полка. Униформа пешей артиллерии Великой армии в целом соответствовала униформе линейной пехоты, с небольшим отличием: не только мундир, но жилет и штаны артиллеристов были синего цвета. В 1812 году большая часть артиллерийских рот 8-го полка пешей артиллерии была прикомандирована к Императорской гвардии.
Источник: Обмундирование чинов французской Великой армии в 1812 году

Обмундирование нижних чинов французской армии в 1812 году:  гренадер, кирасир, канонир. Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва Обмундирование русских воинов: канонир, кирасир и егерь. Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва  . Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва  . Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва

Обмундирование нижних чинов
французской армии в 1812 году:
гренадер, кирасир, канонир

Обмундирование русских воинов:
канонир, кирасир и егерь

В центре – рядовой 21-го Егерского
полка заряжает кремнёвое ружьё

После Бородинской битвы в строю
21-го Егерского полка осталось
3 штаб-офицера,14 обер-офицеров,
14 унтер-офицеров и 243 егеря

Теперь о снаряжении воинов Российской армии. Первый слева – канонир Лейб-гвардии конной артиллерийской роты номера первого. Конная артиллерия предназначалась для поддержки кавалерии в бою, а также для формирования маневренного артиллерийского резерва. Артиллерийская прислуга в конной артиллерии обучалась не только обслуживать орудия, но и вести бой в конном строю. Гвардейской конной артиллерии вместо касок полагались кивера, штаны уланского покроя, а в качестве холодного оружия – сабли.
В центре – кирасир Орденского кирасирского полка. Тяжелая кавалерия предназначалась для действий в сомкнутом строю против кавалерии и пехоты неприятеля. Вооружение кирасира составляли палаш и кавалерийский штуцер. В бою защитным вооружением кирасир служили кирасы (панцирь, предохранявший грудь и спину всадника) и каски. На касках Орденского кирасирского полка вместо изображения орла помещалось изображение звезды ордена Св. Георгия Победоносца.
Справа, впереди своих товарищей – рядовой 21-го Егерского полка. В переводе с немецкого термин «егерь» означает «охотник, стрелок». Егерей обучали прицельной стрельбе и действиям в цепи, то есть, в рассыпном строю. Егеря 21-го полка носили мундир темно-зеленого цвета со светло-синими погонами. Красным шнуром выкладывался на погонах номер дивизии. В 21-м егерском полку это была цифра «3», так как он входил в состав 3-й пехотной дивизии генерала Коновницына. Амуниция в егерских полках была черного цвета.
Источник: Обмундирование чинов Российской армии в 1812 году

Высокая меховая шапка – традиционный головной убор французских гренадер. Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва Кивер канонира Лейб-гвардии конной артиллерийской роты. Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва Каска русского кирасира. Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва Русские кирасиры носили панцирь покрытый краской. Французские кирасы – некрашенные, полированные . Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва

Высокая меховая шапка –
традиционный головной убор
французских гренадер

Кивер канонира Лейб-гвардии
конной артиллерийской роты

Каска русского кирасира

Русские кирасиры носили
крашенные панцири. У французов
кирасы – полированный металл

Бухарестский мир

Портрет Кутузова из розового воска, созданный его родственником, Фёдором Петровичем Толстым. Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва Кресты офицерские. Слева – за взятие Измаила. Справа – за взятие Очакова. Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва Ятаган с ножнами. Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва

Портрет Кутузова из розового
воска,созданный его родственником
Фёдором Петровичем Толстым

Кресты офицерские:
Слева – за взятие Измаила
Справа – за взятие Очакова

Ятаган с ножнами

На заседании 5 (17) августа 1812 года члены Комитета министров, наделенного "чрезвычайными полномочиями", "единогласно признали, что бывшая доселе недеятельность в военных операциях происходит от того, что не было над всеми действующими армиями положительной единоначальной власти". Столь же единогласным было решение Комитета "предложить к сему избранию генерала от инфантерии князя Кутузова". Александр согласился с предложением Комитета.
Военачальник прекрасно знал артиллерийское дело, штабную службу, успешно командовал пехотными и кавалерийскими частями. Он служил а штабе П.А.Румянцева во время Русско-турецкой войны 1768-1774 годов, участвовал в победоносных сражениях при Ларге и Кагуле. В ходе второй Русско-турецкой войны 1787-1791 годов Кутузов отличился при осаде крепости Очаков, при штурме Измаила и в сражении при Начине М.И.Голенищев-Кутузов командовал армиями во время войны с Францией в 1805 году. В 1811 году М.И. Кутузов окружил и разгромил турецкие войска под Слободзеей и заключил Бухарестский мир с Турцией в 1812 году, накануне вторжения Наполеона в Россию. Таким образом, из Отечественной войны был выведен давний союзник Франции.

Мемориальные предметы семьи Кутузовых

Готовальня, принадлежавшая М.И. Кутузову. Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва Табакерка для нюхательного табака Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова. Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва Стол-бюро из семьи Кутузовых. Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва

Готовальня, принадлежавшая
М.И. Кутузову

Табакерка для нюхательного табака
Михаила Илларионовича
Голенищева-Кутузова

Стол-бюро из семьи Кутузовых

Фрагменты Бородинской панорамы: бой за деревню Семёновскую

Генерал-лейтенант И.А. фон Тильман командовал 1-й бригадой 7-й дивизии тяжелой кавалерии, в состав которой входили саксонские кирасирские полки «Гард дю Кор» и «Цастров». Тильман руководил атакой саксонских кирасир, которые в составе 4-го кавкорпуса дивизионного генерала Латур-Мобура должны были прорвать оборону русских войск севернее деревни Семеновское.
Семеновский овраг стал естественной преградой для неприятельской конницы. На картине показано как всадники осаживают лошадей и небольшими группами преодолевают препятствие. Кирасиры «Гард дю Кор» первыми форсировали овраг. Положение русских гвардейских полков стало критическим: в деревню Семеновское ворвалась пехотная дивизия Фриана, а с флангов и с тыла окружила неприятельская конница. На выручку гвардейцам пришёл лейб–кирасирский Ея Величества полк. Этот момент и отражён на полотне панорамы.
Видя превосходство сил неприятельской конницы, в бой вступили эскадроны кирасирских полков Его Величества, Астраханский и полки 2–ой дивизии И.М. Дуки — Орденским и Екатеринославским, находившиеся поблизости. «Натиск был страшный, палаши засверкали в воздухе и множество саксонцев было сбито с коней», но лишь с подходом Ахтырского гусарского полка удалось неприятеля обратить в бегство. В своем донесении саксонскому королю Тильман писал: «Я счастлив принести к ногам Вашего Величества рапорт о дне, покрывшем славой армию, но должен с глубокой болью сообщить также о смерти многих храбрецов».

Саксонский кирасирский полк «Гард дю Кор» переходит овраг в попытке обойти деревню Семеновское. Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва Встречный бой саксонских кирасир и Лейб-кирасирских полков Его и Её Величеств. Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва Гвардейские полки отражают атаки французской кавалерии. Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва Командный пункт генерала Д.С. Дохтурова. Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва

Саксонский кирасирский полк
«Гард дю Кор» переходит овраг,
обходя деревню Семеновское.
Видны их жёлтые мундиры – при
Бородине они сражались без кирас

Встречный бой саксонских и
русских кирасир. После затяжного
кровопролитного боя
французы были отброшены

Гвардейские полки отражают
атаки французской кавалерии.
Высокими шапками старого образца
выделяются солдаты Павловского
гренадерского полка

Командный пункт генерала
Д.С. Дохтурова. Командующий –
в центре, рядом с барабаном,
в шляпе с плюмажем

В Бородинском сражении командир 6-го пехотного корпуса генерал от инфантерии Д.С.Дохтуров командовал центром русской армии между батареей Раевского и деревней Горки, а после ранения командующего 2-й армии генерала Багратиона — всем левым крылом. Он прибыл к войскам левого фланга в тот момент, когда началась атака французов на русские позиции за Семеновским оврагом. Участники сражения вспоминали, как он заявил, что «не отойдет отсюда ни на шаг, сошел с лошади, под ужасным огнем сел спокойно на барабан и стал распоряжаться отражениями и атаками» (А.С. Норов).
Франц Рубо запечатлел момент прохода через разрушенную деревню солдат Московского и Астраханского гренадерских полков, которые салютуют генералу Дохтурову.

Гравюра из серии Bataille de la Moscowa.. Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва Гравюра из серии Bataille de la Moscowa.. Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва А.Ю. Аверьянов, «Сражение за Шевардинский редут» – первый акт Бородинской битвы. 5 сентября (24 августа) 1812 года войска Багратиона вынуждены были принять бой. Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва Н.С. Самокиш, «Лейб-гвардии Литовский полк в Бородинском сражении». Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва

Гравюра из серии
Bataille de la Moscowa.

Гравюра из серии
Bataille de la Moscowa.

А.Ю. Аверьянов, «Сражение за
Шевардинский редут» – первый
акт Бородинской битвы.
5 сентября (24 августа) 1812 года
войска Багратиона вынуждены
были принять бой

Н.С. Самокиш, «Лейб-гвардии
Литовский полк в Бородинском
сражении»

Картина написана современным художником Александром Юрьевичем Аверьяновым специально для новой экспозиции Музея-панорамы. Пятого сентября 1812 года армия Наполеона подошла к Бородинскому полю. Противник застал русские войска во время изменений в позициях левого фланга: войскам Второй армии Багратиона предстояло отойти за Семеновский овраг, оставив невыгодное расположение у деревни Шевардино. В связи с быстрым приближением неприятеля, пришлось вступить в сражение за Шевардинский редут, которое историки назвали «первым актом Бородинской битвы». Основной удар приняла на себя 27-я пехотная дивизия генерал-майора Дмитрия Петровича Неверовского, сформированная в Москве, в самый канун войны. Несколько часов 11000 защитников редута успешно противостояли втрое превосходившему по численности противнику, отбивая одну атаку за другой. Лишь глубокой ночью по приказу Багратиона они отошли, присоединившись к основным силам армии. Сражение за Шевардинский редут

Наполеон I в Москве

Образцы денежных ассигнаций достоинством в 25 рублей. Слева – французская подделка. Справа – настоящая, 1803 года.. Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва Денежная ассигнация достоинством в 50 рублей. Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва Одна из  «ростопчинских афишек», рассказывающая о Бородинском сражении. Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва  . Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва

Образцы денежных ассигнаций
достоинством в 25 рублей. Слева –
французская подделка.
Справа – настоящая, 1803 года

Денежная ассигнация
достоинством в 50 рублей

Генерал-губернатор Москвы
Ростопчин формировал ополчение,
готовил уничтожение военных
объектов и складов. Также сочинял
листовки. Одна из «ростопчинских
афишек», рассказывает
о Бородинском сражении

Медные деньги Российской
империи

6 сентября Наполеон писал жене: «Я не имел представления об этом городе. В нем было 500 дворцов, столь же прекрасных, как Елисейский, обставленных французской мебелью с невероятной роскошью, много царских дворцов, казарм, великолепных больниц. Все исчезло, уже четыре дня огонь пожирает город. Так как все небольшие дома горожан из дерева, они вспыхивают, как спички. Это губернатор и русские, взбешенные тем, что они побеждены, предали огню этот прекрасный город… Эти мерзавцы были даже настолько предусмотрительны, что увезли или испортили пожарные насосы».

Военный губернатор города организовал эвакуацию госпиталей, государственных органов и их архивов, а также ценного имущества и оружия. Однако, многое вывезти не успели – никто не был осведомлён о решении Кутузова оставить Москву. На реке стояли барки с артиллерийскими припасами и хлебом. В городе оставались артиллерийское депо, Пороховой и Монетный дворы. Естественно, оставить это врагу было бы преступлением. Коммуникации Великой армии были растянуты, окрестности Москвы разграблены, поэтому французы нуждались в продовольствии и военных припасах.

В первый же день запылали барки на Москве-реке. Загорелись каретный ряд, склады с фуражом и продовольствием, хлебные магазины. Полицейский пристав Вороненко, выполняя указание московского градоначальника Фёдора Васильевича Ростопчина, организовал поджог Винного и Мытного дворов.
Кроме плановых поджогов, имели место неконтролируемые действия французов, а также случайно возникшие пожары, распространению которых способствовал общий хаос в оставленном городе и отсутствие противопожарных средств. Достоверно можно сказать, что было несколько очагов пожара погубившего Москву.

Что касается Фёдор Васильевича Ростопчина, то своё московское имущество стоимостью около полумиллиона рублей он сознательно оставил на разграбление французам, опасаясь обвинений в преследовании личных интересов. Он вывез с собой 130 000 рублей казённых денег и 630 рублей собственных. С собой градоначальник взял портреты своей жены и императора Павла и шкатулку с ценными бумагами.

Приказ начальника Генштаба Наполеона маршала Бертье о немедленном прекращении грабежей. Шпага чиновника наполеоновской администрации. Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва Разграбление города. Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва 15.09.1812. Охвативший Москву пожар и сопровождавшие его грабежи, бесчинства и столкновения между завоевателями и оставшимися в городе жителями. Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва  . Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва

Приказ начальника Генштаба
Наполеона маршала Бертье о
немедленном прекращении
грабежей. Шпага чиновника
наполеоновской администрации

14 сентября 1812 года Наполеон,
во главе своей армии, достиг
Поклонной горы. Через
34 дня французы оставили Москву

Охвативший Москву пожар,
сопровождавшие его грабежи,
бесчинства и столкновения между
завоевателями и оставшимися
в городе жителями

Литавра – музыкальный инструмент,
который использовали и в военных,
и в театральных оркестрах.
Под литавры Наполеон
въезжал в Москву

Изгнание неприятеля из России

Знак ополченца. Манифест императора Александра I о защите Отечества и создании народного ополчения. Бронзовый наперсный крест, учрежденный для священнослужителей, участвовавших в Отечественной войне. Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва Набор хирургических инструментов. Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва Медицинский справочник. Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва Копия неизвестного автора с картины немецкого живописца Петера Хесса «Переправа французской армии через Березину». Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва

Знак ополченца. Манифест
императора Александра I о
защите Отечества и создании
народного ополчения.
Бронзовый наперсный крест,
учрежденный для награждения
священнослужителей

Набор хирургических инструментов

Медицинский справочник

Переправа французской
армии через Березину

Интересный экспонат – скромный наперсный крест, выполненый из темной бронзы. На лицевой стороне креста, в перекрестье, изображен рельеф: в лучезарном сиянии «всевидящее око», под ним надпись «1812 годъ», а на оборотной стороне – надпись: «НЕ / НАМЪ , НЕ НАМЪ, / А ИМЕНИ / ТВОЕМУ». Носить его полагалось на ленте ордена Св. Владимира.
Это награда учрежденая для священослужителей, священодействовавших в 1812 году. Как говорилось в императорском Манифесте от 30 августа 1814 года: "...в знак благоволения к вере и любви к Отечеству, да носить на персях своих, начиная от Верховного Пастыря включительно до Священника, нарочно учрежденный для этого крест с подписью: 1812 год". Понятно, что оружия в руки священники не брали, но и только молитвами тоже не ограничивались. Важно, что они оказывали помощь раненым прямо на поле брани, облегчали их страдания в лазаретах. Другим важным делом была агитация и политико-воспитательная работа, общий патриотический настрой прихожан.

Отдельно хочу сказать о появлении традиции награждения священников наперсными крестами. Впервые наперсный крест был вручен отцу Трофиму (Куцинский Трофим Егорович), священнику Полоцкого мушкетерского полка. Во время штурма Измаила 11 декабря 1790 года, священник Куцинский находился в VI штурмовой колонне бригадира Орлова вместе со своим полком. Во время штурма Толгаларского укрепления, ворота крепости открылись и из них устремилась большая колонна янычар, рассекая штурмующих на две части. Так как впереди шли казаки, вооруженные только пиками для штурма, они не чего не могли сделать против коротких сабель янычар и гибли в большом количестве.
Полоцкий полк во главе со своим командиром полковником Яцунским ударил в штыки, но в самом начале боя смертельно ранили командира полка. Полк дрогнул у самого крепостного вала, Куцинский громко воскликнул, подняв крест: «Стойте, ребята, вот ваш командир!», во главе полка пошел на штурм и не покинул своего места, несмотря на полученную рану в левую ногу с повреждением кости и две пули ударившие в Святой крест.
По Высочайшему Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Екатерины II благоволению пожалован был отец Трофим золотым наперсным крестом бриллиантами украшенный на Георгиевской ленте. Это первое награждение священнослужителя золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте из Кабинета Ее Величества и тем более с украшенный бриллиантами. В тот период наперсный крест на шею полагался только архимандритам. Простые же священники крестов не носили. И вообще полковым (вообще простым священникам) наград не полагалось (только архимандиртам и выше). Награды стали вручаться лишь с 1797 года.

В.В. Мазуровский «Кто кого?» (Эпизод из войны 1812 года). Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва Русский пехотный тесак обр.1807 года и кавалерийская сабля с ножнами обр.1809 года. Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва Комплект дуэльных пистолетов (Версальская мануфактура). Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва Сердоликовая печатка, по легенде, принадлежавшая Д.С. Дорохову . Крест ордена Св.Георгия 4-го класса. Знак отличия Военного ордена Св.Георгия – награда юнкера Фон дер Река за сражение под Фер-Шампенуазом 25.03.1814. Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва

В.В. Мазуровский «Кто кого?»
(Эпизод из войны 1812 года)

Русский пехотный тесак обр.1807
года и кавалерийская сабля с
ножнами образца 1809 года

Комплект дуэльных пистолетов

Сердоликовая печатка, по легенде,
принадлежавшая Д.С. Дорохову.
Крест Св.Георгия 4-го класса.
Знак отличия Военного ордена
Св.Георгия юнкера Фон дер Река
за сражение у Фер-Шампенуаз

Партизанское движение

Партизанский бивак. Слева направо: донской казак, обер-офицер Ахтырского гусарского полка, унтер-офицер Литовского уланского полка и юный барабанщик 30-го линейного полка Великой армии. Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва Барабанщик фузилерной роты 30-го линейного полка Великой армии в плену у партизан. Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва Портрет Дениса Васильевича Давыдова (копия с работы Джорджа Доу сделана ленинградским художником Ананьевым в 1959 году). Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва Герасим Курин – организовал вооруженный крестьянский отряд в Богородском уезде Московской губернии. Василиса Кожина – вместе с мужчинами защищала деревни Смоленской губернии от французских мародеров. Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва

Партизанский бивак. Слева направо:
донской казак, офицер Ахтырского
гусарского полка, унтер-офицер
Литовского уланского полка и
юный барабанщик 30-го линейного
полка Великой армии

Барабанщик фузилерной роты
30-го линейного полка Великой
армии в плену у партизан

Портрет Дениса Васильевича
Давыдова (современная копия
с работы Джорджа Доу)

Герасим Курин и Василиса Кожина

Портрет известного командира партизанского отряда Дениса Васильевича Давыдова был написан Джорджем Доу для Военной галереи Зимнего дворца в 1820-е годы. В 1959 году ленинградский художник Ананьев создал копию, переданную в музей-панораму. Давыдов – известный поэт и военный писатель, подполковник Ахтырского гусарского полка, накануне Бородинского сражения возглавил одну из первых партизанских партий в войне 1812 года. Отряд успешно действовал в тылу Великой армии, в районе Старой Смоленской дороги.
Портреты руководителей крестьянских отрядов самообороны Василисы Кожиной и Герасима Матвеевича Курина были написаны художником Александром Филипповичем Смирновым в 1813 году по заказу поручика Орлова, служившего в летучем отряде капитана Фигнера. В экспозиции представлены копии, созданные художником Лочем в 1960 году.
Василиса Кожина – жена старосты хутора Горшкова Сычевского уезда Смоленской губернии вместе с мужчинами защищала деревни уезда от французских мародеров. Рассказы о ее отваге и решительности сделали Кожину необыкновенно популярной героиней многочисленных карикатур на тему борьбы русских крестьян против завоевателей.
Герасим Курин организовал вооруженный крестьянский отряд в Богородском уезде Московской губернии, с которым успешно действовал против партий французских фуражиров до полного освобождения Богородска от неприятеля.

Реставрация Бурбонов

 . Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва Фрачные знаки ордена Почётного легиона периода Реставрации. Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва Сабля рядового Gardes du Corps du Roi (телохранители короля) образца 1815 года. Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва Офицерская шпага периода Рестраврации. Музей-панорама «Бородинская битва», г.Москва

Оружие периода реставрации
монархии во Франции

Фрачные знаки ордена Почётного
легиона периода Реставрации

Сабля рядового Gardes du Corps
du Roi (телохранители короля)
образца 1815 года. На её
гарде – лилии Бурбонов

Офицерская шпага периода
Рестраврации

После реставрации династии Бурбонов во Франции король Людовик XVIII расформировал императорскую гвардию Наполеона, считая ее состав политически неблагонадежным. Взамен, из эмигрантов и роялистов были вновь созданы те гвардейские части, которые существовали до Великой французской революции, в частности, роты «телохранителей короля». В экспозиции представлена сабля рядового роты Gardes du Corps образца 1815 года.




Вернуться к оглавлению раздела

На главную страницу

Создано 10/12/2015
Обновлено 12/12/2015