Музей Отечественной войны 1812 года

 

Месторасположение: г.Москва, площадь Революции, д.2/3

Официальный сайт: Музей Отечественной войны 1812 г.

Дополнительно по теме: Музей-панорама «Бородинская битва»

12 марта 1801 года. Воцарение Александра I

Новый Завет (издание 1794 года) из военно-походной церкви императора Александра I, Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Новый Завет (издание 1794 года) из военно-походной церкви императора Александра I. Рядом медальоном с его волосами

Кресло тронное, Россия, 1810-ые годы, Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Кресло тронное. Россия, 1810-ые годы

Папка для хранения родословной Российской императорской фамилии с вензелем императора Александра I , Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Папка для хранения родословной Российской императорской фамилии с вензелем императора Александра I

Шапки рядовых гренадёрской роты Ярославского мушкетёрского и Павловского гренадёрского полков  , Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Шапки рядовых гренадёрской роты Ярославского мушкетёрского и Павловского гренадёрского полков

"Новый Завет, или Евангелие напрестольное, изданное в 1794 году, являлось частью литургического набора Виленской придворно-походной церкви св. Александра Невского, более известной как военно-походная церковь императора Александра I. По преданию, Новый Завет был подарен императрицей Екатериной II любимому внуку, великому князю Александру Павловичу. В 1812 году он был вложен в состав литургического набора походной церкви императора, которая сопровождала Александра I во время военных кампаний 1812–1815 годов.
Известно, что императрица Екатерина Великая поддерживала православную традицию духовных даров детям. Она даже возродила в царской семье старомосковский обычай XVII века дарить каждому новорожденному икону его святого, сделанную по росту ребенка в день его рождения. Но система православного воспитания внуков носила у императрицы несколько поверхностный характер. Для нее было важно внушить им моральное и практическое значение религии, без глубокого духовного погружения. По собственному признанию Александра I, он впервые всерьез обратился к чтению священных текстов только в 1812 году, в минуту смертельной опасности для себя и Отечества, найдя в этом основательную духовную опору.
В 1910 году по ходатайству московского генерал-губернатора предметы походной церкви привезли из Вильно, где они хранились с 1819 года во дворце генерал-губернатора, и торжественно передали в собрание Музея 1812 года. После того как в 1919 году музей был расформирован, некоторые раритетные экспонаты хранились в доме А.А.Бахрушина, члена Комитета по учреждению музея. В 1940 году напрестольное Евангелие было передано в Исторический музей его вдовой, В.В.Бахрушиной".
Источник: Воцарение Александра I

В центре витрины – палаши русской кавалерии, пехотные кремневые ружья обр.1808 года, выпущенные в Ижевске, Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

В витрине: палаши русской кавалерии и пехотные кремневые ружья обр.1808 года, выпущенные на Ижевских заводах

Палаш нижних чинов лейб-гвардии Конного полка (вторая половина 1790-ых годов), Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Палаш нижних чинов лейб-гвардии Конного полка (вторая половина 1790-ых годов)

Палаш кавалеградский образца 1802 год (начало XIX века), Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Палаш кавалеградский образца 1802 года (начало XIX века)

Барабан и барабанные палочки. Россия, первая четверть XIX века, Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Барабан и барабанные палочки. Россия, первая четверть XIX века

2 декабря 1804 года. Коронация Наполеона

"22 августа 1798 года, во время Египетского похода, генерал Бонапарт подписал декрет об учреждении в Каире Института Египта. Его членами стали 35 ученых, прибывших из Парижа в составе армии. Им полагалось носить шпагу института, которая служила знаком принадлежности к ученому сословию. Тем же декретом в рамках института были созданы несколько секций: математики, физики, политической экономии, литературы и изящных искусств. Резиденцией института стал дворец на юго-западе Каира, реквизированный у одного из турецких сановников. Первые заседания проходили в зале, где ранее размещался гарем. В других помещениях обустроили типографию, химическую лабораторию, кабинет физики, библиотеку и обсерваторию.
Первым президентом Института Египта был избран выдающийся французский ученый Г. Монж; спустя пять месяцев этот пост занял сам Наполеон Бонапарт, а вице-президентом стал химик К. Бертолле. Наполеона интересовали не только научные изыскания и популяризация знаний о Древнем Египте, но и решение практических задач. Он ставил перед сотрудниками самые разные задачи: выяснить, есть ли в Египте материалы для производства черного пороха; какими способами можно очистить воду из Нила; какая мельница более подходит для каирских условий – водяная или ветряная; существует ли местный заменить хмеля в производстве пива и многое другое.
В течение трех лет французские ученые изучали географию страны, ее природу и климат, обычаи и культуру. Ездили по стране в поисках памятников древнеегипетской цивилизации, обнаружив множество артефактов, ранее неведомых европейцам. Именно во время одной из таких экспедиций был найден один из самых известных памятников древнеегипетской культуры, сыгравший ключевую роль в расшифровке древних иероглифов, – «Розеттский камень».
После капитуляции и сдачи египетских территорий Англии в 1801 году бывшие сотрудники института вернулись в Париж и в течение долгих лет публиковали свои материалы в специальных изданиях".
Источник: Шпага мундирная члена Института Египта

Дуэльный гарнитур с кремневыми пистолетами (мастер Ж. Лепаж) – подарок Наполеона генералу Виктору Бертье , Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Дуэльный гарнитур с кремневыми пистолетами (мастер Ж. Лепаж) – подарок Наполеона генералу Виктору Бертье

Награды Наполеона: звезда ордена Почётного легиона и знак ордена Почётного легиона (1805 год)  , Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Награды Наполеона: звезда ордена Почётного легиона и знак ордена Почётного легиона (1805 год)

Литография «Наполеон, окружённый знаменитыми людьми своей эпохи». Шпага члена института Египта, Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Литография «Наполеон,окружённый знаменитыми людьми своей эпохи». Шпага члена института Египта

Большая артиллерийская готовальня найденная на Бородинском поле, Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Большая артиллерийская готовальня найденная на Бородинском поле. Изготовлена в Англии во второй половине XVIII века Томасом Райтом

"Большая артиллерийская готовальня изготовлена в Англии во второй половине XVIII века Томасом Райтом – мастером «математических и картографических инструментов его величества Георга II-го». В нее входит 12 предметов. Согласно легенде, эта готовальня была снята с погибшего французского офицера в 1812 году. Позднее декабрист И.Д. Якушкин, участник кампаний 1812–1814 годов, выменял ее на сани. В 1908 году готовальня была приобретена музеем Отечественной войны 1812 года".
Источник: Готовальня артиллерийская, найденная на Бородинском поле

Парадная сабля – преподнесена Первому консулу Франции Наполеону Бонапарту в 1801 году , Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Парадная сабля – преподнесена Первому консулу Франции Наполеону Бонапарту в 1801 году

"Сабля букетного дамаска была преподнесена Первому консулу Франции Наполеону Бонапарту в 1801 году. На клинке имеется соответствующая надпись: «Н. Бонапарт. Первый консул Французской республики». Эфес сабли заканчивается львиной головой с кольцом. Перекрестье эфеса (к сожалению в настоящее время поврежденное) Бутэ украсил несколькими символическими изображениями: голова Горгоны Медузы (аллегория устрашения), лавровый венок (знак божественного происхождения верховной власти), голова льва, поверженного Гераклом (олицетворение силы). Венчает композицию сова, атрибут Афины Паллады, символ мудрости. Вся комбинация читается как тема прославления и величия императора. Ножны из черной кожи украшены чеканными бронзовыми украшениями. Это одно из лучших произведений выдающегося французского оружейника Николя Ноэля Бутэ, чья подпись выгравирована на верхней обойме ножен: «Mf-re a Versaille se Entrep Boutet».
Наполеон Бонапарт не расставался с саблей со времен консульства. В апреле 1814 года он подарил ее генерал-адъютанту графу П.А. Шувалову, который по велению Александра I сопровождал низложенного императора в ссылку на остров Эльба. Полагали, что по пути на Наполеона будет совершено покушение со стороны роялистов. Граф Шувалов, следовавший с Наполеном в карете, предложил ему свою шинель (по другим источникам – плащ), пытаясь защитить таким образом Наполеона от опасности. В знак благодарности он и получил эту саблю.
После смерти Шувалова драгоценная реликвия хранилась в семье; в 1912 году наследники одолжили саблю для юбилейной выставки в Историческом музее. По окончании выставки сабля вновь вернулась к владельцам.
В 1918 году имение Е.А. Воронцовой-Дашковой, урожденной Шуваловой, было разорено, на несколько лет сабля пропала из виду. Вероятно, ее использовали как боевое оружие и именно в этот период часть крестовины была утрачена. В таком виде реликвия оказалась в 1926 году в музее РККА, а затем была передана Историческому музею".
Источник: Парадная сабля Наполеона

25 июня – 9 июля 1807 года. Тильзитский мир

Ратификация императором Александром I Тильзитского трактата между Россией и Францией от 25 июня 1807 года, Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Ратификация императором Александром I Тильзитского трактата между Россией и Францией от 25 июня 1807 года

Печати Наполеона в форме перстней (медь, позолота). Ниже – привесная личная печать императора Александра I и его настольная печать (хрусталь), Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Печати Наполеона в форме перстней (медь, позолота). Ниже – привесная личная печать императора Александра I и его настольная печать (хрусталь)

Бляха киверная ездового Гвардейской артиллерии, Франция, Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Бляха киверная ездового Гвардейской артиллерии, Франция

Вазы и канделябры с египетскими сюжетами. Серия фарфоровых тарелок с карикатурами, аллегориями и литературными сценами (фабрика Шольше), Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Вазы и канделябры с египетскими сюжетами. Серия фарфоровых тарелок с карикатурами, аллегориями и литературными сценами (фабрика Шольше)

Часы каминные «Мария-Луиза с сыном», посуда и вазы работы французских мастеров, Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Часы каминные «Мария-Луиза с сыном», посуда и вазы работы французских мастеров

Бюсты членов семьи Наполеона, Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Бюсты членов семьи Наполеона

Маршал Жан-Батист Бессьер и маршал Франсуа Жозеф Лефевр. Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Маршал Жан-Батист Бессьер и маршал Франсуа Жозеф Лефевр

Континентальная блокада

Английская копилка в виде карикатуры на Наполеона (1810 год), Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Английская копилка в виде карикатуры на Наполеона (1810 г.)

Секстант и зрительная труба (после введения континентальной блокады, английские измерительные приборы стали предметом контрабанды), Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Зрительная труба (после введения континентальной блокады, английские измерительные приборы стали предметом контрабанды

Секстант и зрительная труба (после введения континентальной блокады, английские измерительные приборы стали предметом контрабанды), Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Контрабандный английский секстант (навигационный инструмент для измерения высоты солнца над горизонтом с целью определения географических координат)

Пара кремневых трехствольных пистолетов (Англия, 1770-1787 гг.), Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Пара кремневых трехствольных пистолетов (Англия, 1770-1787 гг.)

23–27 июня 1812 года. Переход через Неман, вторжение в Россию

Карта европейской части России, переведённая на французский язык, Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Перед вторжением французы скопировали русскую «столистовую карту». Выставлен русский оригинал и переводной лист с европейской частью России

Футляр для листов подробной карты Российской Империи, Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Футляр для листов подробной карты Российской Империи

Письмо генерала О.Д. Бельяра генералу Н.А. Сансону об изготовлении карты России с резолюцией Наполеона I (10 февраля 1812 года), Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Письмо генерала О.Д. Бельяра генералу Н.А. Сансону об изготовлении карты России с резолюцией Наполеона I, 10.02.1812

Бронзовые пушки Великой армии, утраченные в России, Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Бронзовые пушки Великой армии

"Готовясь к войне, Наполеон приказал создать несколько топографических карт России. Самой точной из них была Карта европейской России (или Большая карта Российской империи) масштабом 1:500 000. Она состояла из 104 листов размером 50х79 см. 77 листов посвящались европейской части России. Листы располагались рядами, которые шли параллельно западной границе Российской империи. Ближайший к границе ряд имел обозначение А, следующий за ним в направлении на восток – В, и т. д. Сальные разводы от свечного нагара на листе Смоленской и Витебской губерний подтверждают, что французский генералитет активно пользовался картой во время кампании 1812 года.
Разными оттенками на карту нанесена сеть крупнейших рек и главных дорог, обозначены населенные пункты (губернские города – шестиугольниками, уездные – пятиугольниками и т.д.) и особенности рельефа; отмечены главные пути вглубь России, указаны расстояния между населенными пунктами. На листе-укладке Большой карты помещен русско-французский словарь топографических терминов, в который входит около ста слов: «берег», «болото», «брод», «лес», «деревня», «дорога», «долина», «губерния», «юг», «хутор», «зимовье», «остров», «озеро», «переправа»…
Каким образом французам удалось создать такую точную карту? Исследователи единодушно уверены, что ее прототипом послужила так называемая «столистовая карта» того же масштаба, опубликованная по приказу российского правительства в 1797–1805 годах, в которую были внесены дополнительные уточнения на основании данных французской разведки.
Существует несколько гипотез, как русская карта очутилась во французском Генеральном депо. Согласно одной из них, медные оттиски «столистовой карты» были тайно приобретены французским послом Ж.А. Лористоном у одного из служащих государственного архива в Санкт-Петербурге. Согласно свидетельству полковника Ж.Б. Марбо, Лористон вывез медные таблицы во Францию, где эксперты Генерального депо заменили все русскоязычные обозначения на французские, а саму карту растиражировали способом эстампа.
Согласно другой, более прозаической версии, 104 листа карты, наклеенные на холсты, были приобретены в декабре 1810 года сотрудниками Генерального депо у одного из парижских букинистов. Изучив карту, Наполеон приказал граверам своего топографического кабинета воспроизвести ее, заменив при этом русские надписи на французские. Работа по транслитерации продолжалась до конца 1811 года, и уже в феврале 1812 года были отпечатаны сорок экземпляров Большой карты".
Источник: Карта европейской России

Воззвание Наполеона I к солдатам Великой армии накануе перехода через Неман. Справа вверху пометка Е.Богарне: «переправились на другой берег двадцать седьмого». Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Воззвание Наполеона I к солдатам Великой армии накануе перехода через Неман. Справа вверху пометка Е.Богарне: «переправились на другой берег двадцать седьмого»

Униформа, вооружение и полковые знамёна Великой армии. Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Униформа, вооружение и знамёна Великой армии

Походная кухня из обоза Наполеона, Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Походная кухня из обоза Наполеона

Одна из французских полевых пушек, Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Одна из французских полевых пушек

"Перед походом в Россию в 1811 году для французской армии были изготовлены специальные походные кухни: всего около 60 штук. В настоящее время это уникальный исторический экспонат, поскольку аналогов не сохранилось ни в одном музее мира.
Особенность кухни состояла в том, что бачок для варки пищи подвешивался внутрь большого бака, наполненного водой, под которым располагалась дровяная топка. Благодаря «водяной бане» еда не подгорала. Готовить пищу можно было как на привале, так и на ходу. Походная кухня перевозилась на одноосной повозке, запряженной одной лошадью. Откидные подставки, крепившиеся к оглоблям, обеспечивали устойчивость повозки, после того как из нее выпрягали лошадь.
Основанием повозки служила деревянная рама; спереди, под оглоблями, подвешивался деревянный дровяной ящик, над ним складывались секции крышки стола. Спереди и сзади к раме крепились деревянные подножки. Все деревянные части кухни окрашивались в темно-зеленый цвет.
Кухни были заказаны в войска 1-го армейского корпуса Великой армии под командованием «железного» маршала Л.Н. Даву. Накануне войны численность корпуса доходила до 70 тыс. человек. Дивизии корпуса сражались под Салтановкой, Смоленском, участвовали в Бородинской битве и в бою за Малоярославец. При отступлении из России корпус находился в арьергарде Великой армии, его численность стремительно таяла. После перехода русской границы в строю осталось чуть больше 2 тыс. человек. Отступавшим приходилось бросать орудия и обозы, включая полевые кухни.
Экземпляр, хранящийся в музее, был захвачен казаками генерал-адъютанта графа В.В. Орлова-Денисова под Вязьмой в 1812 году."
Источник: Переход через Неман

18 июля 1812 года. Создание ополчения

"Знак ополченца Отечественной войны 1812 года крепился к головному убору, поэтому на концах креста пробивались три отверстия. На верхнем конце равноконечного креста помещался вензель императора Александра I, на левом – «За», на правом – «Веру», на нижнем – «и Царя».
Было несколько вариантов ополченских знаков. Первый из них упоминается в положении о Московском ополчении от 14 июля 1812 года, где подчеркивалось, что каждый ополченец на фуражке должен «иметь выбитый из медной латуни крест и внизу оного вензелевое Е.И.В имя во знамение: за Веру и Царя» (то есть вензель императора можно было не совмещать с крестом).
3 августа М.И. Кутузов, как начальник Петербургского ополчения, обратился к министру финансов Д.А. Гурьеву с просьбой: «Рисунок знака для нашивки на фуражку воинам по ополчению, приказать оные сделать на здешнем монетном дворе, сколько потребно будет, с заплатою от Экономического комитета за работу и материал». Устроительный комитет Петербургского ополчения запросил 14 тысяч знаков, поскольку численность ратников первоначально составляла 13 643 человека. 5 сентября генерал П.И. Меллер-Запомельский, сменивший отбывшего в армию Кутузова, попросил изготовить еще 10 тысяч знаков для Новгородского ополчения.
Знаки изготовлялись на Петербургском монетном дворе. Было сделано 25 400 знаков, что примерно соответствовало общей численности ополчения II округа, которая постепенно увеличивалась и составила 24 000–26 000 человек. Согласно документам, эти знаки предназначались для нижних чинов. Только весной 1813 года при осаде Данцига их пришили на фуражки офицеров ополчения II округа.
Знаки ополченцев других губерний не имели единой формы и изготавливались губерниями самостоятельно."
Источник: Ополченский знак

Знак ополченца Отечественной войны 1812 года, Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Знак ополченца Отечественной войны 1812 года

Манифест императора Александра I о защите Отечества и создании народного ополчения, Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Манифест императора Александра I о защите Отечества и создании народного ополчения

Барабан армейский Россия,вторая половина XVIII века, Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Барабан армейский Россия, вторая половина XVIII века

Записки И.М. Благовещенского, прапорщика Владимирского ополчения, Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Записки И.М. Благовещенского, прапорщика 5-го полка Владимирского ополчения

"Первый официальный документ, извещавший население России о нападении Франции и начале войны. Текст законодательного акта был составлен государственным секретарем адмиралом А.С. Шишковым и подписан Александром Первым 6 июля 1812 года в лагере 1-й Западной армии близ Полоцка. 10 июля манифест отпечатали в типографии Правительствующего Сената в Санкт-Петербурге.
Обращаясь к подданным, Александр I выражал уверенность в конечной победе и «твердую надежду на храброе наше воинство» и извещал о том, что счел «за необходимонужное собрать внутри государства новые силы, которые... составляли бы вторую ограду в подкрепление первой... [т. е. армии]». Манифест содержал призыв «ко всем сословиям и состояниям духовным и мирским… единодушным и общим восстанием содействовать противу всех вражеских замыслов и покушений». Обязанность по формированию ополчения император возлагал на дворян, которым предписывалось «сводить поставляемых ими для защиты отечества людей, избирая из среди самих себя начальника над оными». В манифесте объявлялось, что после окончания военных действий ополчение будет распущено.
Сразу после публикации манифеста в губерниях прошли внеочередные дворянские собрания, на которых были определены численность и состав губернских ополчений, избраны начальники и командиры частей. Всего в 1812 году в ополчении находилось более 300 тысяч человек."
Источник: Манифест императора Александра I о защите Отечества и создании народного ополчения

Пуля, ранившая полковника Хлопова во время Бородинского сражения, Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Пуля, ранившая полковника Хлопова во время Бородинского сражения

Печать настольная П.И. Багратиона (Россия, хрусталь, начало XIX века), Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Печать настольная П.И. Багратиона (Россия, хрусталь, начало XIX века)

Звезда ордена Святого Владимира 2-й степени генерала Николая Алексеевича Тучкова. Смертельно ранен во время Бородинского  сражения, Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Звезда ордена Святого Владимира 2-й степени генерала Николая Алексеевича Тучкова. Смертельно ранен во время Бородинского сражения

Полевой (батальонный) набор хирургических инструментов (произведён в Баварии по индивидуальному заказу). Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Полевой (батальонный) набор хирургических инструментов (произведён в Баварии по индивидуальному заказу)

26 августа 1812 года. Бородинская битва

Записка М.И. Кутузова командующему 6-м пехотным корпусом Д.С. Дохтурову с приказом принять командование левым флангом после ранения князя П.И. Багратиона (12:00 26.08.1812), Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Записка М.И. Кутузова командиру 6-го корпуса Д.С. Дохтурову с приказом принять командование левым флангом после ранения князя П.И. Багратиона (около 12:00 26.08.1812)

Записка М.И. Кутузова генералу от инфантерии Д.С. Дохтурову с приказом беречь резервы и подготовиться к продолжению сражения на следующий день (14:00 26.08.1812), Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Записка М.И. Кутузова генералу от инфантерии Д.С. Дохтурову с приказом беречь резервы и подготовиться к продолжению сражения на следующий день (около 14:00 26.08.1812)

Отношение князя М.И. Кутузова управляющему Военным министерством князю А.И. Горчакову с запросом о состоянии резервов. Донесение о сражении за Шевардинский редут 24.08.1812, Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Отношение князя М.И. Кутузова управляющему Военным министерством А.И. Горчакову с запросом о состоянии резервов. Донесение о сражении за Шевардинский редут 24.08.1812

Зрительная труба М.И. Кутузова (мастер Планьоль, Франция), Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Зрительная труба М.И. Кутузова (мастер Планьоль, Франция)

"В собрании музея хранятся две уникальные записки, продиктованные и подписанные Михаилом Илларионовичем Голенищевым-Кутузовым 26 августа 1812 года, во время Бородинского сражения. Оба документа были написаны грифельным карандашом адъютантом Кутузова – А.И. Михайловским-Данилевским, будущим знаменитым военным историком.
Записка М.И. Кутузова командиру 6-го пехотного корпуса Д.С. Дохтурову. Написана около 12 часов дня.
«Господину генералу Дохторову
Хотя и поехал принц Виртембергский на левый фланг, не смотря на то имеете вы командовать всем левым крылом нашей армии и принц Виртембергский подчинен вам. Рекомендую вам держаться до тех пор, пока от меня не воспоследует повеление к отступлению.
Князь Г[оленищев]-Кутузов»
Поскольку со временем карандашные записи стали выцветать, в 1912 году с них сделали копии специально для показа на юбилейной выставке к 100-летию Отечественной войны 1812 года. (Тоже хранятся в Историческом музее.)"
Источник: Записки М.И. Кутузова, продиктованные во время Бородинского сражения

Самовар бочонком (принадлежал М.И. Кутузову), Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Самовар бочонком (принадлежал М.И. Кутузову)

Походный столовый прибор в футляре. Принадлежал генерал-фельдмаршалу М.И. Голенищеву-Кутузову, подарен ему А.В. Суворовым, Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Походный столовый прибор в футляре. Принадлежал генерал-фельдмаршалу М.И. Голенищеву-Кутузову, подарен ему А.В. Суворовым

Портфель М.И. Кутузова. На задней стенке – изображение герба. Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Портфель М.И. Кутузова. На задней стенке – изображение герба

Лента ордена Святого Георгия чресплечная. Предположительно принадлежала М.И. Кутузову. Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Лента ордена Святого Георгия чресплечная. Предположительно принадлежала М.И. Кутузову

15 сентября 1812 года. Французская армия вошла в Москву

«Расстрел поджигателей». Художник В.В. Верещагин, 1897-1898 гг. , Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

«Расстрел поджигателей». Художник В.В. Верещагин, 1897-1898 гг. Желая продемонстировать непричастность Великой армии к московскому пожару, оккупанты организовали военный суд, который приговорил 10 задержанных москвичей к расстрелу

«Сквозь пожар». Художник В.В. Верещагин, 1899-1900 гг. , Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

«Сквозь пожар». Художник В.В. Верещагин, 1899-1900 гг. 4(16) сентября 1812 года пожар добрался до Кремля, что заставило Наполеона с гвардией уйти ходом у Тайницкой башни.

21-ый бюллетень Великой армии о положении в Москве, 20.09.1812. Протокол заседания военной комиссии о суде над 26 жителями Москвы, обвинённых в поджогах. Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

21-ый бюллетень Великой армии о положении в Москве, 20.09.1812. Протокол заседания военной комиссии о суде над 26 жителями Москвы, обвинённых в поджогах

Жезл маршала империи Л.Н. Даву, Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Жезл маршала империи Л.Н. Даву

Шляпа французского генерала, Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Шляпа французского генерала

Мундир (малая форма) маршала Франции, предположительно принадлежал маршалу Л.Н. Даву, Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Мундир (малая форма) маршала Франции, предположительно принадлежал маршалу Л.Н. Даву

"Маршальский жезл – символ высшей военной власти, особый знак отличия маршала, фельдмаршала, генерал-фельдмаршала и генералиссимуса. Вручался при присвоении этих чинов. На нижнем торце жезла идет надпись по-французски: «Луи Никола Даву пожалован императором Наполеоном маршалом императора Наполеона и маршалом империи 19 апреля 1804 г.».
Маршала Даву Наполеон называл не иначе, как «один из самых славных и чистых героев Франции». Даву, происходивший из семьи потомственных военных, прошел вместе с императором практически через все сражения: Маренго, Египетский поход, Аустерлиц, Ваграм. И везде его действия были решающими. В 1812 году Даву командовал 1-м армейским корпусом Великой армии. О его человеческих качествах говорит тот факт, что он единственный из всех маршалов Наполеона не отрекся от императора. В период Первой империи маршальский жезл состоял из деревянной основы длиной около 50 см, обтянутой синим бархатом, на котором золотой нитью были вышиты 32 гербовых орла. Торцы жезла отделывались золотыми или позолоченными наконечниками; на верхнем гравировался девиз, на нижнем – имя, фамилия владельца и надпись о пожаловании маршальского чина.
Своего жезла Даву лишался дважды: первый раз – в 1806 году на р. Алле в Восточной Пруссии (тогда его захватили казаки), вторично – в 1812 году под г. Красным, когда его отбил лейб-гвардии Финляндский полк. Жезл, захваченный в 1806 году, был доставлен императору Александру I и хранился в его кабинете (в настоящее время находится в Эрмитаже). Жезл, отбитый в 1812-м, поместили в Казанский собор, где хранились наиболее ценные трофеи Отечественной войны 1812 года. 20 июля 1912 года по высочайшему повелению этот жезл был «навечно» передан создававшемуся Музею 1812 года в Москве."
Источник: Жезл маршала Даву

Октябрь – декабрь 1812 года. Отступление французов из России

Русская дубина. Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Русская дубина

Пистолет кремневый кавалерийский солдатский обр.1809 года. Изготовлен на Тульских заводах в 1813 году. Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Кавалерийский солдатский кремневый пистолет обр.1809 года (Тула, 1813 год)

Личные вещи Д.В. Давыдова: часы каретные, австрийская курительная трубка, пепельница из копыта лошади знаменитого партизана. Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Личные вещи Д.В. Давыдова: часы каретные, австрийская курительная трубка, пепельница из копыта лошади знаменитого партизана

Заграничный поход русской армии 1813—1814 гг.

"Прусская награда, предназначавшаяся исключительно для солдат русской гвардии, проявивших стойкость и мужество в сражении при Кульме (ныне Хлумец, Чешская Республика) 17 (29) августа 1813 года. Солдатам и офицерам армейских частей, участвовавшим в этом бою, кресты не вручались. В России награда получила название «Знак отличия Железного креста» (Auszeuchnung des Eisernen Kreuzes). Сходство с Железным крестом породило легенду, что прусский король якобы обещал наградить русских гвардейцев этой высшей военной наградой, но позже, спохватившись, подменил ее другой – Кульмским крестом, который был дешевле и менее качественным по изготовлению. В действительности, в отличие от Железного креста, Кульмский крест был не орденом, а знаком отличия (как знак отличия Св. Анны).
Простые черные кресты с серебристой каймой, без надписей и изображений, размером 40х40 мм были единой наградой для всех чинов, принимавших участие в сражении. Только для генералов и офицеров кресты выполнялись из серебра, а солдатские были жестяными.
В начале мая 1815 года кресты были доставлены в Мемель, где и пролежали без движения до февраля 1816 года. Только в апреле фельдъегерь доставил в Петербург 443 креста для высших чинов и 11 120 – для унтер-офицеров и солдат. Награды вручили на специальном параде 25 апреля 1816 года. Невостребованными оказались 1054 креста из-за смерти награжденных или их перевода за провинности в армейские полки. Остаток вернули в Пруссию."
Источник: Кульмский крест

Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Сюртук генерал-лейтенанта Остермана-Толстого. Левый рукав оторван осколком ядра. Руку ампутировали на барабане

Кульмский крест – прусская награда, исключительно для русской гвардии за мужество в сражении при Кульме (ныне Хлумец, Чешская Республика) 17 (29) августа 1813 года, Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Офицерский (серебрянный) Кульмский крест – прусская награда для солдат и офицеров русской гвардии за сражение при Кульме, 17 (29) августа 1813 года

Торжественное шествие гвардии 31.07.1814 года через Триумфальную арку, воздвигнутую в Санкт-Петербурге. Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Торжественное шествие гвардии 31.07.1814 года через Триумфальную арку, воздвигнутую в Санкт-Петербурге

Походный винный набор, принадлежал русскому офицеру, Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Походный винный набор, принадлежал русскому офицеру

"Сюртук генерал-лейтенанта Остермана-Толстого. В этом сюртуке генерал-лейтенант граф А.И. Остерман-Толстой был ранен в сражении при Кульме. У сюртука (темно-зеленого с красным воротником, обшлагами и подкладкой) почти полностью оторваны левый рукав и верхняя часть левого борта.
В начале августа 1813 года после неудачного сражения под Дрезденом войска антифранцузской коалиции с боями отступали в Богемию через горы, стремясь выйти на Теплицкую дорогу. Чтобы воспрепятствовать этому, Наполеон направил им наперерез 45-тысячный корпус генерала Д. Вандама. Российскому 17-тысячному корпусу графа А.И. Остермана-Толстого было приказано задержать Вандама, не позволив ему перекрыть выход с гор. 17 (29) августа Остерман-Толстой объявил войскам, что им предстоит либо умереть здесь, у Кульма (ныне город Хлумец в Чехии), либо победить. Весь день продолжались бои с почти втрое превосходящими силами противника. Обе стороны понесли большие потери, но корпус Остермана-Толстого с честью выполнил поставленную задачу. На следующий день французы были разгромлены, а Вандам попал в плен.
Во время сражения осколок артиллерийского снаряда перебил Остерману-Толстому левое предплечье, и ему срочно пришлось ампутировать руку. В качестве операционного стола использовали барабан. Граф мужественно перенес операцию, он лишь попросил, чтобы рядом играл оркестр Павловского гренадерского полка и пел хор песенников, которые заглушали бы его стоны. После перевязки генерала отвезли в пражский госпиталь. Большая потеря крови не позволила ему вернуться в строй во время заграничного похода российских войск.
За подвиг под Кульмом Остерман-Толстой был удостоен ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия 2-го класса; кроме того, прусский король наградил его Железным крестом высшего класса (единственного российского генерала за 1813–1815 годы).
Оторванная рука по просьбе Остермана-Толстого была заспиртована в стеклянном сосуде и помещена после войны в фамильном склепе в церкви села Красного Сапожковского уезда Рязанской губернии, где генерал завещал похоронить себя".
Источник: Победа союзных войск под Кульмом

Крепостные ключи – трофеи русской армии 1813-1814 годов (Данциг, Кёльн, Лейпциг, Брюссель, Гамбург и др., Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Крепостные ключи – трофеи русской армии 1813-1814 годов (Данциг, Кёльн, Лейпциг, Брюссель, Гамбург и др.)

Сабля подаренная в 1836 году дворянством генералу от кавалерии А.И. Чернышёву – прославился дерзкими кавалерийскими рейдами в тылы французов. Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Сабля подаренная в 1836 году дворянством генералу от кавалерии А.И. Чернышёву – прославился дерзкими кавалерийскими
рейдами в тылы французов. С 1827 года – военный министр России

Холодное оружие изготовленное для вручения генералам и офицерам в связи с празднованием юбилеев Отечественной войны 1812 года. Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Холодное оружие для вручения генералам и офицерам в связи с празднованием юбилеев Отечественной войны 1812 года

Сервиз походный с портретами Наполеона I, императрицы Марии-Луизы и военачальников Великой армии. Франция, 1870-ые годы. Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Сервиз походный с портретами Наполеона I, императрицы Марии-Луизы и военачальников Великой армии. Франция, 1870-ые

"Когда войска брали город в ходе войны, победитель получал символические ключи от ворот крепостной стены или цитадели. В собрании музея представлено порядка 20 таких ключей: от Гамбурга, Лейпцига, Данцига, Дрездена, Кельна, Бремена, Брюсселя и других городов. Одним из самых ярких эпизодов заграничных походов было взятие столицы Саксонии Дрездена. Во-первых, город брали дважды (весной 1813-го и в конце года); во-вторых, не обошлось без истории…
8 марта 1813 года знаменитый кавалерийский командир Денис Давыдов с тремя казачьими полками появился под стенами Дрездена. Чтобы обмануть вражеского командующего, он разложил большие костры, имитируя лагерь крупного соединения, и начал переговоры о сдаче города, в чем и преуспел: французский генерал, у которого было почти в два раза больше сил, согласился оставить Дрезден. 10 марта была подписана капитуляция. Однако начальник Давыдова Фердинанд Винценгероде, прибыв в Дрезден, обвинил подчиненного в самоуправстве, поскольку имелся строгий приказ о запрете переговоров с неприятелем. За самовольство он отстранил Давыдова от командования и хотел отдать его под суд. «Этот добрый Дрезден является подводным камнем, о который ударилось в беззаботном и отважном полете своем на всех парусах мое корсарское судно», – писал об этом случае сам Давыдов. Спасло поэта-гусара личное заступничество императора.
Интересно, что в числе участников этого дерзкого предприятия был и знаменитый российский композитор Александр Алябьев."
Источник: Ключи от Дрездена

Венский конгресс 1814—1815 гг.

Французская ратификационная грамота главного акта Венского конгресса. Подписана Людовиком XVIII в Париже 07.12.1815. Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Французская ратификационная грамота главного акта Венского конгресса. Подписана Людовиком XVIII в Париже 07.12.1815

Печать на французской ратификационной грамоте главного акта Венского конгресса 28 мая (9 июня) 1815 года. Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Печать на ратификационной грамоте главного акта Венского конгресса 28 мая (9 июня) 1815 года

Главный акт Венского конгресса, 28 мая (9 июня) 1815 года – дополняет Парижский мирный договор от 18 мая (30 июня) 1815 года. Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Главный акт Венского конгресса, 28 мая (9 июня) 1815 года – дополняет Парижский мирный договор от 18 мая (30 июня) 1815г

Ларец для хранения жалованной грамоты Московскому дворянству. Музей Отечественной войны 1812 года, Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Ларец для хранения жалованной грамоты Московскому дворянству

Шахматы «1812 год»

Шахматы «1812 год» , Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Шахматы «1812 год»

Шахматы «1812 год» , Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Шахматы «1812 год»

Шахматы «1812 год», Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Шахматы «1812 год»

Шахматы «1812 год» , Музей Отечественной войны 1812 года, г.Москва

Шахматы «1812 год»