Путешествие к титанам дайвинга из "Юникон Дайверз".


Дополнительно по теме:

Попытка опознания подводной лодки.

Истребитель на Качинском рейде (дорабатывается).

Поездка в Севастополь, август 2004 года

35-ая береговая батарея.

Альбом с кадрами видеосъёмки на 35-ой батарее

Балаклава.

Этим августом в очередной раз направился я на берега Черного моря. Надежности автомобиля на семейном совете был вынесен вотум недоверия, посему ехали на поезде. Двое с лишним суток железнодорожных ароматов и тряски и вот он, вокзал в Симферополе. Вот он, долгожданный момент встречи с Крымом. Всё позади - интенсивная переписка с Мангупом, трехдневная битва за ж.д. билеты, выклянчивание отпуска на работе, год разлуки с морской водой и всё такое. Зато впереди…

Да, действительно, а что впереди ? А там полная неясность. Начиная от того, каким образом меня узнает связной титанов дайвинга, которому поручено доставить нас от вагона до Севастополя и заканчивая тем, где жить, за сколько и как распланировать три недели отпуска. Изначально план действий был таков: неделю ныряем в Севастополе и знакомимся с городом, потом двигаем на неделю в Судак понырять со старыми знакомыми из дайв-центра "Крепость", а последнюю неделю валяемся на песке в Мирном. Расчет сил и средств был проведен исходя из прошлых поездок и радовал глаз положительным балансом в конце отпуска. Естественно все пошло не так как планировалось.

Встречавший на пероне Александр Николаевич опознал меня по Технисабовской сумке c многозначительными названием "Тролль", домчал до места и поселил в пансионате "Диана" на мысе Фиолент. Потрясающее место состоящее из контрастов. Красивейший вид с балкона номера, но горячий душ только на первом этаже, вода в смывном бачке унитаза - там же. Расположен на берегу моря, но до воды добраться - испытание еще то (10 минут по дороге, 15 минут по козьей тропинке, 180 ступеней вниз по лестнице, или 5 минут по тропинке и 400 ступеней по сварной шаткой лестнице). Великолепное чистое море, но засвиняченый отдыхающими пляж. Скидка мне, как протеже "Юникон Дайверз", до 57 у.е. за номер для семьи из трех человек с двухразовым питанием. Забавно, но первые два дня было невозможно добиться от управляющей точной суммы, которую я должен буду отдать за свой номер. Но хватит о быте, об этом будет вдосталь сказано на другой странице. На следующее утро за мной заехали инструктор Артём и Александр Николаевич и повезли в свое логово.

"Крым" на переходе в Балаклаву.

"Познакомьтесь, это Артём, человек, который живет в море. Питается там же."

День начался с потрясения. Пока я ходил в номер за снаряжением, Артём ставил опыты по приручению злющего цепного питбуля. 5 минут и он уже спокойно треплет уши этой зверюге! Со стороны можно было подумать что они давно знакомы. Беседа на пути к дайв-центру была посвящена вопросам прикладной кинологии и прочим приятным вещам. Впрочем, в этот день было еще много примечательного: заповедник Казачья бухта, бывший военный дельфинарий, в котором находится собственно центр, легендарный мега катер "Крым", поднятые со дна морского и артефакты, но главное - люди. Люди, с которыми я познакомился в этот и другие дни, и благодаря которым вокруг царила неповторимая атмосфера дружбы, юмора и полного взаимопонимания. Было просто очень здорово. Расскажу об особо запомнившихся мне моментах.

"Так, сейчас идем нырять. Все будет нормально. Мы все погибнем."

Первый день. Вышли на дайверомётном катере "Крым". По пути ребята рассказывали уйму интересного, как по особенностям местной нырялки, так и по видневшимся на берегу достопримечательностям. И вот, на берегу засверкали купола собора. Пришли на место. Сделали 2 погружения на руины древнего города Херсонес-Таврический. Глубина не более 20 метров, видимость после речной воды просто сказочная, метров 10-15, не меньше. Честно говоря, я слегка лошил или же (по местной терминологии) изображал из себя карася. Пока освоился с морской водой и с маской, принявшейся внезапно мрачно потеть и проникся забытым состоянием нырялки время было упущено, воздух бездарно растрачен и пришлось одному идти на катер. Немало удивила та скорость с которой меня увидели и подобрали на "Крым".

Второй дайв на том же месте прошел лучше. Маска была заменена на клубную, плавучесть отрегулирована и пришло долгожданное ощущения блаженства от пребывания под водой. Невесомым скользить по улицам древнего города, проныривать арки, огибать складки дна, угадывая контуры древних зданий - это было великолепно. Помимо этого я напоролся на некий цилиндр переменного диаметра, длинной примерно 1,2 метра, как мне показалось заросшую древнюю пушку, у которой можно было выделить казенную часть, а дуло уходило в грунт. Найденное мною народ не оценил и позднее, на верху, классифицировал как "хреновину, сильно похожую на снаряд". Впрочем, Володя из Сургута нашел снаряд и старую противопехотную мину, которую пытался очистить под водой ножом, но был на месте подвергнут осуждению товарищей, путем демонстрации разных жестов. На катере же мне было разъяснено, что какие-то валяющиеся всюду штуки, похожие на деревянные школьные линейки на самом деле - затопленный кем-то когда-то артиллерийский порох.
Из полезных деяний на мой счет было записано нахождение на дне утопленной кем-то чайной кружки, пригодной для распивания из нее чая на палубе нашего супер-мега-катера. Объективно говоря, мы ее заметили одновременно с Алексеем, но я оказался менее ленив. :) Кстати, о фирменном чае капитана мегаплавсредства Саныча. Скажу одно: вкус - супер. Ничего лучшего после выхода из воды представить себе нельзя. На обратном пути, нас слегка напоили вином и коньяком. Штиль, приятная усталость, мерный рокот двигателя под палубой, тень от тента, приятная компания, легкое алкогольное опьянение в отличной компании новых знакомых - что может быть лучше?

Помимо прочего Артём показывал, как надо есть свежевыловленного рапана с морской водой в качестве приправы. Рецепт прост: поезжайте в Севастополь, нырните на дно морское, найдите плотно упакованного в собственную раковину рапана, вылезайте на дайв-палубу, уложите добычу на край палубы легендарного катера "Крым", свинцовым грузом разбейте раковину, добудьте тушку из осколков, ногтями отделите лишнее. Блюдо готово, ешьте.

Вечером ребята предложили сделать ночной дайв. Следует отметить, что это у них в меню - редкость, поэтому если предложат - не отказывайтесь ни в коем случае. На резиновой лодке впятером вышли к маяку на мыс Херсонес. Инструктором шел Артём. Пока собирались, поднялся ветер и совсем стемнело. 20-30 минут и мы на месте. Пока готовились и слушали инструктаж, нас нехило качало и тащило ветром. Мысль в голове была одна - скорей бы под воду. Глубина - примерно 18-20 метров, если подняться на 5-7 метров начинает таскать. Артём собрал группу в кучу, построил и мы двинулись. Ландшафт забавный, а под одной из скал я заметил металл шпангоутов какого-то погибшего судна.
Апогеем стал момент, когда мы сели на дне в круг и выключили фонари. Непонятный маневр, но какое же удивительное зрелище открылось мне - движение рук вызывало свечение планктона. Пляска холодного живого огня, цвет которого невозможно описать. Полет каждой частички этого пламени заканчивалось медленным растворением в темноте, но на смену ей из мрака, повинуясь движениям рук, загорались новые и новые. Описывать ЭТО бесполезно и невозможно, мой язык слишком беден. ЭТО надо видеть и ощущать. Странное дело - в этот момент, пребывая в полной темноте с моими невидимыми товарищами, я ощущал себя просто какой-то частицей моря. Удивительное ощущение единения, когда перестаешь чувствовать даже надетое на тебе снаряжение, кажется, нет никаких преград между тобой и этим удивительным подводным миром. Здорово. Просто здорово.

Как обычно, я первым сожрал положенный мне воздух и был отправлен наверх. Болтанка и ветер тем временем усилились. Вот тут-то я понял чем отличается ночной дайв на реке и на море. Как меня в волнах нашел сидевший у руля лодки Владимир - не знаю. Да, конечно, перед подъемом на поверхность, на трехметровой остановке безопасности, луч фонаря вертикально вверх и потихоньку всплываем, но все равно, найти ночью, за пару минут, в волнах черную голову аквалангиста - это на мой взгляд сильно. С непривычки еле заполз в лодку. Укачивало все сильнее, а народ все еще гулял в глубинах. Тем временем мы лениво дискутировали на тему: "Что же это за хрень в ночи движется на нас?". Не то яхта без навигационных огней дрейфует, не то нас просто тащит на какую-то белую веху. Тем временем, вышла наверх основная группа. Народ снимал снарягу и постепенно грузился, странно, но никто ничего в этой суматохе не потерял. Интересно с нами шла одна девушка. Когда я приняв пояс и скубу, попытался помочь ей забраться в лодку, Саша даже возмутилась: "Я сама !" Действительно одним движением, с волны запрыгнула на борт. В общем, все по местам, Артём распластался на носу, и мы двинули к дому. По пути дайверы спорили об астрономии, и беседа их была легка, приятна и неутомительна. Все высказали свои теории о том, какая из звезд, полярная и какой медведь, где на небе.

Я молчал, пытался понять, что чувствовали "люди-лягушки", во время второй мировой. Их ожидала не часовая прогулка под мирным небом и полчаса в теплой воде, а выход на подлодке с высадкой возле вражеского порта. Многочасовой переход в холодной воде на носителе под самый нос врага в то место, где риск погибнуть - легче некуда, а лучшая перспектива - попасть плен, потому что носитель и снаряжение надо затопить (если конечно не откажут и не утонут сами по себе), а самому попытаться укрыться на берегу чужой базы. Что толкало людей идти добровольцами в эти подразделения самоубийц, как воспитывали и чем поддерживали в них такую храбрость и готовность к самопожертвованию? Помню, как читал в электронном виде (а потом и нормальное издание прикупил) книги об итальянских и немецких боевых пловцах тех времен. Жуткое ощущение. Герои-одиночки против кораблей, стоящих на защищенных стоянках.

В общем мы благополучно вернулись к причалу. Выяснилось, что тем временем мое семейство не теряло времени и купалось в Казачьей бухте, наблюдая аналогичное свечение в воде. Предводитель банды подводных хулиганов развлекался тем, что время от времени пытался научить мою жену тонуть. Не вышло. Она была на него слишком надута за то, что сначала пообещал ей ночной дайв, а потом, трезво подумав (?) сказал: "Нет, сначала поныряем днём" и соответственно не тонула. Дочь моя тем временем слопала сухой паек дочери Алексея и развлекалась игрой в прятки в кромешной тьме южной ночи. В общем, всем было весело, несмотря на позднее время. Такси до гостиницы на Фиоленте - 25 гривен и спать, ибо завтра снова в море.

- Первое что мне попалось на глаза, когда я впервые нырял с аквалангом - гигиеническая прокладка.
- Надо было об этом написать статью в "Октопус".
   Из бесед с титанами дайвинга.

Кстати, о хулиганах. Это не игра слов, просто в арсенале развлечений мегатитанов есть такая шутка. На глубине остаются уже только инструкторы и какой-нибудь старый знакомый, который слишком хорошо дышит. Вот тут можно вежливо предложить ему свой инструкторский октопус, в то время, как второй негодяй потихоньку подкравшись с тыла закручивает на баллоне вентиль :).

Да, пока не забыл. Очень гуманные цены. Финансовая сторона вопроса: 20$ за дайв и 5$ за прокат костюма (свою гидру Camaro, я вынужден был оставить дома). По ходу дела пробовал костюмы-"пятерки" Scubapro и новенький Катран. У Катрана моментально сдохла молния, на глубины до 20 метров нырял только в утеплителе - все нормально и комфортно. Жена моя, так и не подобрала под себя костюма и превосходно обходилась также одним утеплителем ее размера. Это камешек в сторону тех, кто считает, что в Черном море можно нырять только в "сухаре". :) Если же серьезно, то имейте в виду, что г/костюмов и ботиков маленьких размеров в Юникон-Дайверс - дефицит. Не ленитесь - тащите с собой, коли есть возможность. Попутно, в первый же день обнаружил, что на моем новом жилете Tehnisub Web очень странные пряжки - стоит затянуть посильнее - норовят расстегнуться в самый неподходящий момент. Ребята говорят - распространенная беда, но лечиться.

На переходе из Казачьей бухты в Балаклаву был еще один замечательнейший дайв - Артём вел нас по каньону, мы скользили в толще воды, чуть подгоняемые течением. Подводное ущелье то сужалось, то расширялось, вокруг сновали любопытные зеленушки и пеленгасы. Из-за камней выглядывали чудеса мимикрии - каменные ерши, крабы деловито пожирали только им понятные деликатесы. Словом подводная жизнь кипела и била ключом по голове зазевавшийся корм, выстроенный согласно биологической пирамиды. Создавалось замечательное ощущение, словно тебя несет по подводному сказочному заповеднику и мы лишь зрители, на которых иногда из зарослей выглядывают посмотреть местные обитатели, занятые своими делами. Был еще один забавный момент - вышли на место, где подводная гора граничила с песком, сложившимся на дне в подобие пашни. Володя решил приколоться, снял ласты и пошлёпал по этому полю пешком. Достаточно веселое зрелище - человек топает по пахоте в гидре, с ластами под мышку на глубине 22 метра.

К тому времени мы с женой совсем обнаглели и стали оставлять нашу четырехлетнюю дочь в спасательном жилете на дайв-боте. Она активно помогала капитану управлять судном и всячески развлекала его в отсутствии погрузившихся в составе группы дайверов-родителей. Огромное спасибо и поклон за его терпение.

Володя из Сургута на этом и следующем дайве набрал здоровенную сумку рапана. Странное дело, оказывается этого чужеродного моллюска, полностью истребившего черноморских устриц и уничтожающего мидий, официально нельзя добывать более чем по 10 штук на человека. Пришлось с этим грузом шифроваться и играть в порту шпионскую комедию.


Выход из Балаклавской бухты.

И вот наконец, входим в Балаклавскую гавань. Читал о ней много, но ощущаешь себя там, где веками кипели страсти, сменяли друг друга народы, лилась кровь, приходили и исчезали захватчики, это нечто. Впрочем, даже без подготовительного чтения впечатление потрясающее. Все тот же замечательный человек Володя предложил нам перебраться в тот же пансионат, который снимал и он. К дайв-центру близко, место тихое и хорошее, условия проживания приличные. 20 минут на такси с Балаклавы и вот мы впервые на 35-ой батарее. О проживании там и об этом историческом месте я расскажу подробнее на другой странице. Достаточно сказать, что на мой взгляд, 25$ за троих в комнате с собственным туалетом и душем в августе это очень неплохо.


Берега Балаклавской бухты.

К тому времени мое ухо, на котором я перенес в прошлом году тяжелый отит с осложнениями, подложило мне свинью. Пришлось купить отинум и на некоторое время забыть о дайвинге. Опять-таки, выпадение из бюджета поездки становилось для нас все более заметным. В итоге, последние три дайва, о каждом из которых мне хочется рассказать пришлось делать в кредит. За что огромное человеческое спасибо лично Алексею Мардасову, который принял во внимание сложившиеся обстоятельства.

Итак, утром 27 августа, от мыса Хрустальный отошел катер "Румб", не менее славный чем "Крым", но гораздо более крупный и комфортный. Достаточно сказать, что именно на нем проходят все авантюры, широко известные в узких кругах и на форуме Тетиса под названием "Железный Капут". В команде помимо капитана (кстати, замечательный дядька, очень было приятно пообщаться, жаль не знаю, как зовут) даже имеется один матрос.


Выход из Севастопольской бухты.
Фото предоставил Пётр (aka NrJia) из Екатеринбурга.

Громким командным голосом, легко перекрывшим гул дизеля, командующий группой водоплавающих титанов и кандидатов в таковые, сообщил, что нам выпала редкая возможность выйти в море из главной бухты Севастополя, проследовав между фортециями имени святых Константина и Михаила. От ответов на вопросы типа: "Куда идем-то?" оба титана (Алексей и Артём) искусно уклонялись, задавая встречные вопросы в стиле: "А тебе какая разница?".

"Ты исчерпал свой лимит на глупые вопросы" (с) А.Е.Мардасов.

Первый дайв в этот день - подводная лодка типа "М". Лежит напротив мыса Маргопуло, на глубине 42 метра, от берега примерно 5 километров. Первая версия гибели - затоплена авиацией противника во время ее буксировки в Севастополь, на ремонт. В пользу этой версии говорят найденные когда-то неподалеку от лодки несколько неразорвавшихся авиабомб. Вторая версия - лодку использовали уже после войны в качестве мишени, но незначительность повреждений видимой части корпуса заставляет усомниться в этой версии.

Корпус подлодки до половины занесен илом. Очень сильное течение. Буй не видно, его утянуло течением под воду. Трос, который привязан к выдвижным устройствам на рубке, не стоит вертикально, а идет как бы под углом. Меня ставят в пару к Петру (никнейм на Тетисе - NrJia), приехавшему из Екатеринбурга. Первый раз вижу компьютер Apecs. Первым в воду идет Артём. Уходит вниз, посмотреть как и что. Можно быть спокойным - он-то уж точно не намутит. Минут через 5 шагает в воду наша пара. Проверяемся на спасательном круге, болтающемся на лине за кормой катера. По тросу уходим вниз. Течение сильно осложняет дело, но мы шустренько и главное благополучно падаем. На 30 метрах примерно четко видим термоклин - температура воды падает до 8 градусов. Проходим. И вот она, вся как на ладони. Видимость просто сумасшедшая. Всю лодку, длинной около 40 метров можно окинуть взглядом. Вокруг нее - серый ил. Несмотря на одетый поверх костюма утеплитель тут достаточно холодно. Проходим из конца в конец лодки, осматриваем ее. Пересекая корпус я делаю ошибку - касаюсь ластами и поднимаю мерзкую взвесь с палубы. Понимаю свою ошибку - пока шли вдоль борта, держался за напарником в полутора-двух метрах над дном, а тут не учел, что корпус лодки тоже имеет высоту. Я первый раз на такой глубине и временами ощущаю странные вещи. То, кажется, что жилет утратил способность надуваться и весь воздух, который в него подаю, уходит в карманы, не помогая регулировать плавучесть. В то же время прекрасно помню, что для сохранения нейтральной плавучести "подкачиваться" надо больше, но в душе уже где-то глубоко заворочался темный, липкий страх и подсовывает мозгу глупейшую мысль - а вдруг весь воздух из баллона может уйти в жилет? В один из моментов мой бади уходит чуть выше и я оглядываясь по сторонам с минуту не могу его найти. Не даю развиться, моментально готовой нахлынуть панике, но расход воздуха здорово возрастает. Дышите глубже - вы взволнованы. Стыдно всё это, но именно так и было.

Осматриваем якорь, брошенный нашим катером, он глубоко ушел в дно. Цепь натянута, пытаюсь предложить Петру ради шутки выйти по ней, а не по канату, удерживающему буй. Не понимаем друг друга. Отправляемся обратно к лодке, идем вдоль неё, в обратном направлении. Наблюдаем пробоину в легком корпусе прямо за рубкой - видны трубы, баллоны и иное непонятное железо. Перед рубкой, на месте 45мм пушки, лишь орудийная площадка. Похоже, что пушку аккуратно снимали. От носа лодки отходит и исчезает в придонном иле толстый трос, за который видимо, тянул буксир. Рубка затянута рыбацкими сетями, но отчетливо видно, что выдвижные устройства подняты и рубочный люк закрыт.


Артём и Пётр.
Фото предоставил Пётр (aka NrJia) из Екатеринбурга.

Сверяем данные по воздуху. Петр показывает, что пора уходить. Начинаем подъём, он ведёт. Вот снова прошли термоклин. Всего 8 минут были на дне, так что замерзнуть не успели. Ближе к поверхности видим Артёма, скучающего на декомпрессионной остановке. Пристраиваемся, висим на тросе. На поверхности штиль, так что нас беспокоит только течение. Наконец выходим на поверхность моря. Здорово. Все очень здорово. Море, солнце, вода, все существо заполняет какое-то странное ощущение. Определим его пошлым словом "отходняк". Хочется просто молчать и смотреть на мир вокруг, ощущая всю его красоту, тихо радуясь жизни.

Постепенно на трехметровой остановке собирается вся группа - видим их с борта катера. Алексей, наслушавшись рассказов, не выдерживает вида наших сияющих физиономий - хватает фотоаппарат с последними 4 кадрами на пленке и идет к лодке. По его словам такой видимости он тут никогда не заставал.

Впереди работа с имеющимися у меня данными по лодкам этого типа серий VI, VI-bis, VII, VIII и XV. Очень не хватает фотографий для выяснения тактического номера, судьбы корабля и команды.


Один из дельфинов на рыбалке.
Фото предоставил Пётр (aka NrJia) из Екатеринбурга.


"Посмотрите, какие замечательные морские млекопитающие!"

Кто-то замечает дельфинов, загоняющих невдалеке стаю рыбы. Их немного - примерно 10 особей. Образуя круг, диаметром примерно 400-500 метров они время от времени появляются на поверхности. Дайверы глубоко взволнованы. Ведем себя, как зайцы при виде деда Мазая. Представители Екатеринбурга, Москвы, Петербурга и Оренбурга не стесняются проявлять эмоции при виде такого зрелища. Прямо по корме видим как охотится пара афалин. Поражает синхронность действий и восхитительная грация движений. Смешно сказать, но только вчера я жаловался супруге , что ни разу не видел в море дельфинов. Вот он подарок природы под конец отпуска. Кто-то пытается уйти в море, послушать разговоры. Слышно плохо - наш дизель работает на холостых оборотах. Один из дельфинов подходит совсем близко. Артём без лишнего шума уходит в воду. Через некоторое время возвращается. Говорит, что соседство такого морского животного вызывает дискомфорт: "Когда такая серая штука пролетает под тобой в воде, становиться как-то не по себе".

Катер ложится на курс к следующему месту. Публика на палубе делится ощущениями. Пары выясняют, что означали некоторые жесты под водой. Начинаем делиться координатами для обмена фотографиями и видеороликами. Попутно знакомлюсь с двумя обитателями форума на Тетисе - GoldWind и Memphis. Атмосфера всеобщего мира и благоденствия.

Следующее погружение делаем на советский истребитель. Предположительно "ЛаГГ-3", время катастрофы гиды датируют 1947 годом. Глубина - 12 метров, видимость по местным меркам ужасная - метр или полтора. Уходим по готовности, разбившись группами. Первыми пошли екатеринбуржцы. Минут через 10 наша толпа готова. Я, Влад GoldWind и Дима с Питера. Буйка нет, оборвало. Идем от катера на ластах до места. Минут 20 болтаемся в волнах. Наконец вроде на месте. Погружаемся. Сразу теряю из вида ребят. В течении 3-5 минут нахожу самолет на дне и ожидаю коллег. Никого. Жду 10 минут и как положено, всплываю. Вижу их головы метрах в 50. Пока они плывут ко мне, всех потихоньку сносит. Опять выгребаем против течения на ластах. Становиться немного скучно. Наконец снова падаем на дно. Держимся вместе. Влад единственный у кого есть компас, встает в центр, идет по гребню гряды. Знаками выстраивает нас. Я следую по правой стороне. Дима идет по левой. Минут через 5 по Диминой стороне обнаруживается самолет, и мы еще минут 25-30 осматриваем его. Встаем вверх ластами, перемещаемся так чтобы меньше мутить.

Самолет лежит на дне брюхом вниз, крылья ушли в ил, их совсем не видно. Сохранился пропеллер и вся часть по кабину пилота. Далее идет только силовой каркас, хвостовое оперение отсутствует. Осматриваю подкапотную часть. Появляются сильные сомнения относительно того, что это "ЛаГГ". Пытаюсь найти хоть что-то, что может помочь идентифицировать машину. К сожалению, не знаю, где могут быть хоть какие-то номерные таблички, да и окраску уже не установить. Так что даже сказать армейский это или флотский истребитель пока невозможно. Непосредственно перед кабиной пилота виден зарядный ящик, к счастью его замки закипели, теперь водолазный нож вандала им не страшен. Хотя было бы интересно узнать - остался ли там боезапас или пилот израсходовал его и попал в переплет. Напарники тоже лазят вдоль и поперек самолета. Перехожу от мотора к кабине. Сдвижной части колпака нет. На лобовой части остекления - 2 дыры. Теперь уже, не понять - оставил ли их вражеский снаряд или они более поздние. В кабине обращает на себя внимание все еще подвижная ручка управления. Тросы управления, идущие из кабины к двигателю все еще подвижны, несмотря на общее обрастание. За бронеспинкой летчика - два странных баллона. Система пожаротушения или оборудование для высотных полетов? На том месте, где должен быть хвост замечаем с боку некий бочонок, имеющий, скорее всего инородное происхождение. Высота - 70-80 см, диаметр - 30-40 см. Висим на остановке безопасности на 3 метрах. Влад выдерживает режим погружения до конца. На катере делюсь сомнениями с местными - говорю что это, скорее всего "Як-3". Большие сомнения вызывает и дата - 1947 год - "ЛаГГ-3" уже к середине войны был вытеснен более удачными моделями. В общем, буду уточнять данные по нему.

Завершился день погружением на английский пароходо-фрегат. Судно входило в состав союзнической эскадры, осаждавшей Севастополь, затонуло во время урагана осенью 1854 года, вместе с еще несколькими десятками судов. Есть основания полагать, что судно было построено на верфях города Бристоль. Лежит на глубине 6 метров недалеко от места впадения реки Кача в море. Видимость была не лучше, чем во время предыдущего дайва. Во мгле и взбаламученном иле лишь угадываются шпангоуты и остов корабля. Достаточно сказать, что погружалось 5 человек, но за 45 минут я встретил на дне только 1 человека. Первые 10-20 минут просто движешься вдоль объекта, но после того, как поймешь этот рэк, глаза привыкают и начинают выхватывать в мути отдельные фрагменты, по которым угадываются остатки настроек. В камнях видишь кусочки угля. Хорошенько полазив кроме пищи паровой машины можно найти и останки её самой. Сильное впечатление оставляют огромные гвозди, крепившие обшивку и доски к корпусу судна. В достаточном количестве между камнями встречались остатки стекла и керамики. Так что если попадете в это место, не спешите всплывать. Кстати, о временных парадоксах. Обратного пути славные дайверы похоже не заметили, что позволяет сделать глубоко научный вывод о родственной природе таких разных вещей, как коньяк и машина времени.


"Румб" вернулся в Севастополь.
Фото предоставил Пётр (aka NrJia) из Екатеринбурга.

В завершение своего рассказа я хочу поблагодарить всех людей, с которыми я познакомился в ходе этого замечательного августа на палубах Крыма и Румба. Это было великолепно и весело.

О моих попытках "найти правду" о подлодке и истребителе читайте на следующих страницах:


Попытка опознания подводной лодки.




Вернуться к оглавлению раздела

Тут можно вернуться на главную страницу или отправить письмо.

Создано 3/09/2004
Обновлено 9/07/2009