Попытка опознания подводной лодки.

Для чего все это мне надо? Сама по себе груда железа на дне в виде прекрасно сохранившейся подлодки не имеет для меня особой ценности, но ведь на ней воевали люди. Каждый из которых был с одной стороны неповторимой личностью со всеми плюсами и минусами характера, а с другой - частью экипажа. Частью того боевого коллектива, который делал из железной болванки боевой корабль и где побеждали все вместе или тонули вместе. Некоторые "малютки" в сложных условиях Черного моря воевали так, что хоть в учебники истории цитаты из боевого журнала переписывай. Например, "М-32", на которой совершил свой подвиг главный старшина Пустовойтенко; удостоенная гвардейского звания "М-35"; награжденные орденами Красного Знамени "М-111" и "М-117". Но даже если это не погибший в бою, а списанный и затопленный корабль, интересно знать его историю.

Начну с того, что видел собственными глазами. Лодка лежит на ровном киле на глубине около 42 метров, корпус примерно по ватерлинию занесен илом.
Остаток заведенного на нос буксировочного троса свидетельствует о том, что лодка двигалась не своим ходом. Значит было второе судно и координаты лодки должны быть известны. Странно, почему ее не стали поднимать?
С орудийной площадки перед рубкой демонтировано артиллерийское орудие. Возможно это говорит о том, что лодка шла не с боевой позиции.
Пробоина в легком корпусе позади рубки говорит о том, что лодка находилась под обстрелом. Характер этого единственно видимого повреждения (сразу за рубкой) говорит о том, что оно не могло явиться причиной затопления. Значит, были еще пробоины, скрытые сейчас в иле.
Закрытый рубочный люк говорит о том, что экипаж покидал корабль не в авральном порядке.
Теперь возьмем список лодок типа "М", входивших в состав Черноморского флота во время Второй мировой войны и рассмотрим место и причину исключения из состава флота.


Номер Тип и серия Годы в составе ЧФ Обстоятельства гибели или вывода из состава ЧФ
М-23 тип "М" VI серии 1933-1946  6 октября 1944 года "М-23" отправлена по железной дороге на Черное море, и 11 декабря 1944 года прибыла в Поти. В этот же день подводная лодка была зачислена в состав Черноморского флота. Вместе с "М-23" прибыл и её тихоокеанский экипаж во главе с капитаном-лейтенантом Шионским Моисеем Львовичем.
 В боевых действиях не участвовала. 31 мая 1946 года подводная лодка разоружена и исключена из состава ВМФ СССР. 26 июня 1946 года после демонтажа приборов и механизмов расформирована. Корпус субмарины использовался в опытовых целях.
М-24 тип "М" VI серии 1933-1946  6 октября 1944 года "М-24" отправлена по железной дороге на Черное море, и 11 декабря 1944 года прибыла в Поти. В этот же день подводная лодка была зачислена в состав Черноморского флота. Вместе с кораблем прибыл и его тихоокеанский экипаж во главе со старшим лейтенантом Резановым Иваном Дмитриевичем.
 В боевых действиях участия не принимала. 31 мая 1946 года "М-24" разоружена и исключена из состава ВМФ. После демонтажа приборов и механизмов корпус подводной лодки был использован в опытовых целях и окончательно разобран на базе "Главвторчермета" в Батуми в 1955 году.
М-25 тип "М" VI серии 1933-1946  30 августа 1944 года подводная лодка отправлена по железной дороге на Черное море, и 29 октября 1944 года прибыла в Поти. В этот же день "М-25" была зачислена в состав Черноморского флота. Вместе с кораблем прибыл и его тихоокеанский экипаж во главе с капитан-лейтенантом Каменским Владимиром Сергеевичем.   В боевых действиях не участвовала. 31 мая 1946 года "М-25" разоружена и исключена из состава ВМФ. После демонтажа приборов и механизмов корпус подводной лодки использовался в опытовых целях.
М-26 тип "М" VI серии 1933-1950 30 августа 1944 года подводная лодка отправлена по железной дороге на Черное море, и 29 октября 1944 года прибыла в Поти. В этот же день "М-26" зачислена в состав Ченоморского флота. Вместе с кораблем прибыл и его тихоокеанский экипаж во главе с капитан-лейтенантом Мацепуро Савелием Савельевичем.
В боевых действиях не участвовала. 31 мая 1946 года "М-26" переквалифицирована в учебную подводную лодку.   28 ноября 1950 года субмарина выведена из боевого состава и поставлена на консервацию, но уже 18 января 1951 года разоружена и исключена из состава ВМФ, после чего передана аварийно-спасательной службе флота для обеспечения боевой подготовки.
М-27 тип "М" VI серии 1933-1948 30 августа 1944 года подводная лодка отправлена по железной дороге на Черное море, и 29 октября 1944 года прибыла в Поти. В этот же день "М-27" зачислена в состав Черноморского флота. Вместе с кораблем прибыл и его тихоокеанский экипаж во главе с капитан-лейтенантом Величенко Александром Ивановичем.
В боевых действиях не участвовала. 31 мая 1946 года "М-27" исключена из состава ВМФ и 7 февраля 1948 года после демонтажа приборов и механизмов передана аварийно-спасательной службе флота для обеспечения тренировок водолазов.
М-28 тип "М" VI серии 1933-1950 30 августа 1944 года отправлена по железной дороге на Черное море, и 29 октября 1944 года прибыла в Поти. Вместе с лодкой прибыл и её тихоокеанский экипаж во главе с капитаном-лейтенантом Симоновым Николаем Николаевичем.  В боевых действиях не участвовала. 31 мая 1946 года "М-28" переквалифицирована в учебную подводную лодку, а 28 ноября 1950 года выведена из боевого состава и поставлена на консервацию. 18 января 1951 года подводная лодка разоружена и исключена из состава ВМФ. Корпус субмарины после демонтажа приборов и механизмов передан аварийно-спасательной службе флота для проведения боевой подготовки.
М-30 тип "М" XII серии 1938-1953  5 июня 1944 года по решению Государственного Комитета Обороны "М-30" отправлена по железной дороге в Поти. Прибыв на место 8 июля она вошла в состав Черноморского флота. Вместе с лодкой прибыл тихоокеанский экипаж под командованием старшего лейтенанта Иванова Виктора Николаевича (на момент обьявления войны Японии он уже командовал "Щ-102" тихоокеанского флота). В боевых действиях участия не принимала, так как к моменту ввода корабля в строй война на Черном море завершилась.
 2 ноября 1952 года "М-30" выведена из боевого состава и переформирована в плавучую зарядовую станцию.
 5 сентября 1953 года корабль передан Севастопольскому морскому училищу в качестве лаборатории.
М-31 тип "М" XII серии 1940-1942 17.12.1942. "М-31" XII серии (командир капитан_лейтенант Е.Г.Расточиль) атака корабля ПЛО "Uj-80" (или "Uj-116" "Ксантен") в бухте Жебриянская в районе Одессы. Весь экипаж (22 человека) погиб.
М-32 тип "М" XII серии 1939-1953 17.03.1953г. Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации.
М-33 тип "М" XII серии 1939-1942 24.08.1942. "М-33" XII серии (командир капитан-лейтенант Д.И.Суров) погибла на мине заграждения "S-33" в районе Большого Фонтана у Одессы со всем экипажем (21 человек). Найдена на дне и поднята в 1948 (по другим данным в 1951) году. Экипаж похоронен в Одессе.
М-34 тип "М" XII серии 1939-1941 03.11.1941. "М-34" XII серии (командир капитан-лейтенант Н.И.Голованов) пропала без вести. Последний боевой поход. В 07.10 28.10 вышла в район Констанцы (позиция №11). В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась. По плану должна была оставить позицию вечером 2.11 (срок автономности истек 10.11). По румынским данным в ночь на 3.11 ПЛ «Дельфинул» обнаружила восточнее Констанцы неизвестную ПЛ в надводном положении, начала атаку, но в темноте ПЛ скрылась. Наиболее вероятные причины гибели: подрыв на плавающей мине восточнее Констанцы 3.11, подрыв на мине советских оборонительных заграждений в районе Севастополя 3-4.11, а также ошибка личного состава или отказ техники. На ПЛ погибло 20 человек, в т.ч. военком 2-й БПЛ полковой комиссар А.Д. Якимчук.
М-35 тип "М" XII серии 1939-1956  20.06.1956г. Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации.
М-36 тип "М" XII серии 1939-1944 04.01.1944. "М-36" XII серии  (командир капитан-лейтенант В.Н.Комаров) погибла со всем экипажем (22 человека) в результате аварии в районе Кобулети в ходе испытаний после ремонта. По некоторым данным погибла на мине, выставленной немецкой ПЛ "U-20".
М-51 тип "М" VI серии 1932-1943 22.09.1943. "М-51" VI серии (командир капитан-лейтенант М.М.Голубев) ушла под воду с открытым рубочным люком. Погибло 8, спасено 11 человек. 24.09.1943.поднята, восстановлена и введена в строй. 30 декабря 1944 года "М-51" выведена из боевого состава флота и передана гидроотделу ЧФ, а с 12 октября 1946 года использовалась в учебных целях.
28 ноября 1950 года лодка разоружена и 8 декабря расформирована. После демонтажа приборов и механизмов корпус лодки передан аварийно-спасательной службе ЧФ для обеспечения боевой подготовки личного состава.
М-52 тип "М" VI серии 1933-1945 В октябре 1942 года лодку выделили на переброску на Северный флот, и после окончания ремонта ее погрузили на транспортер и 3 (по другим данным 10) декабря 1942 года отправили из Поти в Баку, куда "М-52" благополучно прибыла через шесть суток. 24 декабря 1942 года лодку на заводе им.Закфедерации в Баку спустили на воду и 13 января 1943 года зачислили в состав Каспийской военной флотилии. Вскоре от переброски лодки на Север отказались и она осталась на Каспии.
21 января 1943 года "М-52" переквалифицирована в учебную, а в октябре 1943 года отправили обратно на Черное море. 20 июня 1945 года "М-52" разоружена, 28 июля 1945 года исключена из списков ВМФ и сдана на слом.
М-54 тип "М" VI-бис серии 1934-1945 К сентябрю 1943 года ремонт на лодке был наконец-то закончен и она снова стала выходить в море, сделав до мая 1944 года, когда боевые действия на Черном море практически завершились, 8 боевых походов.
18 октября 1944 года М-54 выведена из боевого состава, разоружена и передана гидрометеослужбе Черноморского флота.
19 декабря 1944 года лодка исключена из состава ВМФ СССР и 1 февраля 1945 года сдана на слом.
М-55 тип "М" VI-бис серии 1935-1945  В апреле 1944 года "М-55" последний раз вышла на позицию. 9 ноября 1944 года на ней сменился командир. Им стал капитан-лейтенант Парфенов Николай Александрович , а уже 19 декабря 1944 года "М-55" разоружена и исключена из состава ВМФ СССР. 1 февраля 1945 года лодку сдали на слом.
М-58 тип "М" XII серии 1937-1941  15.10.1941. "М-58" XII серии (командир капитан-лейтенант Н.В.Елисеев) Последний поход в 07.10 16.10.1941 вышла в район Констанцы (позиция №11). В течение похода на связь не выходила и в базу не вернулась. В 23.00 22.10 лодке приказано начать возвращение в базу. Возможные причины гибели: в период 17-21.10 подрыв на мине румынского заграждения S-12, выставленного румынским МЗ «Реджеле Кароль I», подрыв на плавающей мине во время зарядки АБ, случайный подрыв на мине румынского или советского заграждения в районе Констанцы в результате навигационной ошибки, а также отказ техники или ошибка личного состава. Как вариант гибели ПЛ, в некоторых источниках рассматривается атака болгарского самолета "Варна" ("Шмолек S.328") в районе мыса Шаблер. Эта версия потопления «М-58» в результате атаки болгарского гса в 10.55 15.10.1941 в районе м. Шаблер ошибочна, поскольку в момент атаки «М-58» находилась в базе и не могла оказаться в районе м. Шаблер ранее вечера 17.10.1941. На ПЛ погибло 20 (19?) членов экипажа
М-59 тип "М" XII серии 1937-1941  05.11.1941. "М-59" XII серии (командир капитан-лейтенант Г.А.Матвеев) Последний боевой поход. В 13.00 26.10.1941 вышла в район северо-восточнее Сулины (позиция №18). В течении похода на связь не выходила и в базу вернулась. По плану должна была оставить позицию 1.11, срок автономности истек 8.11. Возможные причины гибели: подрыв на плавающей мине, подрыв на мине румынского заграждения в районе Сулины, а также ошибка техники или личного состава. Кроме того, существует предположение, что "М-59" стала жертвой тарана румынского эсминца "Реджеле Фердинанд I" 5.11 в районе Сулины. На ПЛ погиб 21 член экипажа;
М-60 тип "М" XII серии 1937-1942  26.09.1942. "М-60" XII серии (командир капитан-лейтенант Б.В.Кудрявцев) погибла со всем экипажем (21 человек) в районе Большого Фонтана у Одессы от подрыва на мине румынского заграждения "S-33" в 150 м от ПЛ "М-33". Обнаружена и поднята в 1948 (по другим данным в 1951) году. Экипаж похоронен в Одессе.
М-62 тип "М" XII серии 1939-1953 16.09.1944г. Вышла в боевой поход, однако в связи с окончанием военных действий 17.9 вернулась в Новороссийск; 17.08.1953г.Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации.
М-105 тип "М" XII серии 1939-1955  Исключена из состава ВМФ, передана в ОФИ для демонтажа
М-111 тип "М" XII серии 1939-1954  Исключена из состава ВМФ, передана в ОФИ для демонтажа
М-112 тип "М" XII серии 1939-1953  Исключена из состава ВМФ, передана в ОФИ для демонтажа
М-113 тип "М" XII серии 1939-1957  Исключена из состава ВМФ, передана в ОФИ для демонтажа
М-114 тип "М" XII серии 1939-1953  Исключена из состава ВМФ, передана в ОФИ для демонтажа
М-115 тип "М" XII серии 1939-1954  17 августа 1953 года "М-114" выведена из боевого состава флота и переформирована в учебно-тренировочную станцию, а 20 октября 1954 года исключена из состава ВМФ СССР и сдана на слом.
М-116 тип "М" XII серии 1939-1956  Исключена из состава ВМФ, передана в ОФИ для демонтажа
М-117 тип "М" XII серии 1940-1953  1953, декабрь Затонула в районе Феодосии в результате пробоины в корпусе   1954, 5 мая Поднята АСС ЧФ и сдана "Главвторчермету" для разделки на металл.
М-118 тип "М" XII серии 1940-1942   01.10.1942. "М-118" XII серии (командир капитан-лейтенант С.С.Савин) атака самолета Ar-196 и глубинные бомбы румынских канонерских лодок "Локотенент-Командор Стихи Эуген" и "Сублокотенент Гикулеску Константин" в бухте Жебриянская в районе Одессы после успешной атаки на пароход "Зальцбург". Погиб 21 человек.
М-119 тип "М" XII серии 1940-1956  Выведена из боевого состава, разоружена, переформирована в ПЗС и поставлена на прикол
М-120 тип "М" XII серии 1940-1953 Исключена из состава ВМФ, передана в ОФИ для демонтажа

На первый взгляд, более всего, силуэт и размеры напоминают "малютку" серий XII и XV. Серия XV на Черном море не использовалась.

Лодка типа М VI серииЛодка типа М VI-bis серииЛодка типа М XII серии

Что же у нас получилось после составления вышеприведенной таблицы?

  1. Ни одна из лодок типа «М» не затонула в ходе боевых действий в интересующем нас районе.

  2. Интересующий нас объект не является списанной лодкой ЧФ типа «М». Все они или разбирались или передавались АСС и в учебные подразделения.

  3. Судя по повреждениям лодку использовали как мишень для учебных стрельб. Значит это не лодка переданная АСС для тренировок. Особого внимания заслуживает тот факт, что огонь велся из орудия сравнительно малой разрушительной мощности.

Тогда что же это за корабль? Я считаю, что, скорее всего это может быть немецкая подводная лодка U-18. Попробую обосновать свое предположение и пояснить, откуда она там взялась, а также обстоятельства гибели.
Итак, 10 июля 1935 года на Кильской верфи Germaniawerft была заложена подводная лодка серии II-B с заводским номером 548. Стандартное водоизмещение примерно 250 тонн, надводная скорость 12-13 узлов, дальность плавания 3100 миль. Измерения : длинна 42,70, высота 8,60, осадка 3,90 м. Экипаж 22-24 человека. Три носовых торпедных аппарата, боезапас – 5 торпед или 12 мин. Артиллерийское вооружение, по разным данным или одно (или двух) ствольное орудие калибра 20 мм или вообще отсутствовало. Простая по конструкции, небольшая лодка.
6 декабря 1935 года она была спущена на воду, а 4 января 1936 года вступила в состав флота с номером U-18. Первый командир - капитан-лейтенанта Hans Pauckstadt.


Так выглядела лодка типа IIB (по данным www.uboat.net).
Так выглядела лодка типа IIB (по данным U-Boot.net).

Вот что пишет о тех временах гросс-адмирал Карл Денниц в своих мемуарах. «Подготовка к строительству подводных лодок велась главным командованием ВМС с 1932 года. Заложены они были в начале 1935 года, во время переговоров с Англией о соотношении взаимоотношений военно-морских флотов. Это были очень небольшие лодки водоизмещением 250 тонн. В конце сентября 1935 года шесть таких лодок (“U-1” – “U-6”) были переданы школе противолодочной обороны , позднее переименованной в школу подводного плавания. Здесь происходила начальная техническая подготовка и обучение команд подводному плаванию.

28 сентября 1935 года в строй вступили три новые подводные лодки: “U-7”, “U-8” и “U-9” водоизмещением также по 250 тонн. Эти лодки составили 1-ю флотилию подводных лодок «Веддиген». В звании капитана 2 ранга я стал ее командиром. В течение нескольких месяцев во флотилию «Веддиген» были включены еще девять подводных лодок этого же типа (“U-10” – “U-18”)».


Одна из лодок серии IIB - “U-9”
Одна из лодок серии IIB - “U-9”

Судя по данным немецкого сайта www.uboat.net субмарине не везло - 20 ноября 1936 во время боевой учебы в бухте Lubeck в точке с координатами 54.07N, 11.07E, ее протаранил миноносец T 156. 8 человек погибло, 12 спаслось. Подняли ее 28 ноября 1936 года, а через год вернули в строй 30 сентября 1937 уже под командой Heinz Beduhn. Не смотря на то что в боевых походах U-18 записал на свой счет несколько потопленных и поврежденных судов, в 1940 году она стала использоваться только в учебных целях в составе 24-ой флотилии.
Обратимся вновь к мемуарам Карла Денница. «Русский Черноморский флот намного превосходил немногочисленные легкие военно-морские силы союзных нам румын и болгар. Германские военно-морские силы вначале, разумеется, вообще не имели кораблей на Черном море и участвовали в наступлении сухопутных сил только там, что принимали меры по защите захваченного побережья и портов.


Транспортировка ПЛ серии IIB автотранспортом
Транспортировка ПЛ серии IIB автотранспортом

Действия флота стали необходимы когда зимой 1941 года русские нанесли контрудары по сухопутных фронтах , и наземные коммуникации из-за распутицы , а потом из-за морозов оказались недостаточными. Крым и выдававшийся далеко вперед клин сухопутного фронта в районе Кубани и Кавказа можно было удовлетворительно снабжать только морем. Ввиду этого, весной 1942 года Редер начал переброску кораблей из Северного и Балтийского морей по Эльбе до Дрездена, оттуда по автостраде в Регенсбург и потом вниз по Дунаю на Черное море. По этому пути длинной 2400 километров вплоть до 1944 года было транспортировано много торпедных катеров, тральщиков, десантных судов и подводных лодок».


Перегрузка ПЛ
Погрузка ПЛ.

Таким образом, 6 мая 1943 “U-18” оказалась в составе 30-ой флотилии немецких ВМС, действовавшей на Черном море. Кроме нее в состав вошли однотипные U-9, U-19, U-20, U-23, U-24.

Сборка U-19
...
U-20 в порту Констанца.

Я не имею фотографий рубки лодки, сведений о количестве крышек торпедных аппаратов (у советской типа «М» серий VI, VI-бис и XII их 2, у серии XV – 4, а у немецкой IIB - 3) и данных обмера ее корпуса (серия VI -36,9х3,1х2,4 м, VI-бис - 37,81х3,11х2,58м и XII - 44,5х3,3х2,58м, а IIB – 42,7x3,9x4,08), поэтому, чтобы сузить круг поиска проверим данные по всем лодкам типа IIB, воевавшим на Черном море. О судьбе U-9, U-18 и U-24 уже известно достаточно. Что же стало с остальными?


Так выглядела U boot type II B в 1942 году.
Так выглядела U boot type II B в 1942 году.

30-ая Unterseebootsflottille была создана в октябре 1941. Командир – капитан-лейтенант Helmut Rosenbaum. 6 подлодки были доставлены в Констанцу, где и базировались до 1944 года. История флотилии закончилась 10 сентября 1944 года, когда последние три лодки U-19, U-20 и U-23 были уничтожены возле побережья Турции в точке с координатами 41.16N, 31.26E.


Командир “U-18” Karl Fleige
Командир “U-18”
Karl Fleige

Согласно данным с сайта http://www.town.ural.ru :«Под командованием Карла Фляйге “U-18” совершила 8 боевых походов».
По данным www.uboat.net их было семь («Starting in April 1942 he received commander training and in December 1942 he took command of the small Type IIB U-boat U-18. Through August 1944 he made a total of seven successful patrols»), но сейчас это не особенно важно. Читаем дальше:
«Результатом боевой деятельности "U-18" против СССР стала гибель вспомогательного тральщика "Джалита" 29 августа 1943 года. 18 ноября 1943 года торпедой с подводной лодки был поврежден танкер "Иосиф Сталин", который своим ходом смог вернуться в Туапсе. К этому списку можно добавить повреждение сторожевого катера "№2" вооруженного только пулеметами 30 августа 1943 года. 20 августа 1944 года "U-18" тяжело повреждена советской авиацией в порту Констанца и в виду невозможности ввода в строй затоплена экипажем на внешнем рейде. В конце 1944 года корабль поднят аварийно-спасательной службой Черноморского флота. 14 февраля 1945 года подводную лодку решено не восстанавливать. Ее исключили из списков флота и поставили на прикол. 26 мая 1947 года потоплена в ходе учений артогнем подводной лодки "М-120" в районе Севастополя. 19 июня 1947 года вторично исключена из списков судов ВМФ СССР».


Карта с сайта www.uboat.net с указанием мест гибели лодок 30-ой флотилии Кригсмарине.
Карта с сайта www.uboat.net с указанием мест гибели лодок
30-ой флотилии Кригсмарине.

На сайте «Штурм глубины» излагается такая версия событий:
«ПЛ U-9 20.08.44 потоплена в ВМБ Констанца бомбами самолетов "Пе-2" 40-го авиационного полка пикирующих бомбардировщиков ВВС Черноморского флота. В начале 1945 года поднята аварийно-спасательной службой ЧФ и отбуксирована в Николаев и поставлена в восстановительный ремонт 19.08.45 года. Зачислена в состав ВМФ СССР с присвоением обозначения "ТС-16". 12.12.46 года исключена из списков ввиду невозможности восстановления и сдана на разборку.
ПЛ U-18 и U-24 были затоплены (повреждены) 25.08.44 в районе ВМБ Констанца (44.12N, 28.41E), при наступлении Советских войск. Позже корабли были подняты спасательной службой ВМФ СССР и предоставлены в распоряжение Черноморского Флота для обеспечения боевой подготовки. 26.05.47 оба корабля были уничтожены при проведении торпедных стрельб подводной лодкой М-120».

В статье Виталия Костриченко «ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ» сказано нижеследующее:
«Судьба немецкой субмарины U-24 также необычна. Пережив почти всю войну, 20 августа 1944 года она была повреждена в Констанце во время налета советских бомбардировщиков. Здесь 25 августа лодку захватили советские войска. В конце 1944 года ее на буксире перевели в Севастополь. Точку в биографии лодки поставила советская "малютка" (М-120), которая 26 мая 1947 года расстреляла две трофейные германские субмарины. Подводная лодка U-18 была расстреляна из носового 45-мм орудия, а в лодку U-24 была выпущена торпеда, взрыв которой разломил "немку" пополам. Субмарина затонула недалеко от Балаклавы на глубине более 1400 метров в точке с координатами: 44 градуса 20 минут СШ; 33 градуса 20 минут ВД. Обе немецкие подводные лодки и поныне покоятся там».

Думаю, картина примерно ясна. Погрешности есть в каждом описании, но всё-таки, с большой долей уверенности можно говорить о том, что лодка, на которую мы погружались - немецкая “U-18”. Субмарина потоплена огнём 45-мм орудия советской подлодки «М-120» в ходе учений, состоявшихся 26 мая 1947 года, в районе Севастополя.


Фотография с учений, в ходе которых огнем 45мм орудия ПЛ «М-120» была потоплена «U-18».
Фотография с учений, в ходе которых огнем 45мм орудия ПЛ «М-120» была потоплена «U-18».

Все прочие типы лодок («АГ», «Д», «Л», «С», «Щ»), числившиеся в составе ЧФ в интересующий нас период не подходят по размерам, силуэту и артвооружению. Привожу их ниже.

Тип Д. 1ая серияТип Л. 2ая серияТип Щ. 3ья серияТип Щ. 5ая серияТип Щ. серия 10-бис

Стоит еще упомянуть, что после войны в составе ЧФ служили трофейные германские, румынские и итальянские субмарины.
Из «немок» по длине корпуса подходят только лодки типа IIB. Судьбу 30 флотилии, в составе которой они воевали, мы рассмотрели выше.
Все захваченные румынские лодки (S1 и S2, типа Rechinul) относятся к классу средних лодок. Более того, они передавались ВМС Социалистической Республики Румыния, после чего по окончании службы исключались из списков и сдавались на слом, т.е. на дне в районе Севастополя их быть не может.
Итальянские трофейные лодки по окончании службы были разобраны «на иголки». Вот как это было.


Nichelio
Nichelio, она же Z-14, И-42, С-42.

Заложена 1 июля 1941 года на судоверфи "Одерро Терни Орландо, Муджиано, Специя" под именем "Nichelio". Относилась к серии из тринадцати подводных лодок типа "Acciaio" ("Аччайо"). 12 апреля 1942 года лодка спущена на воду и 30 июля 1942 года вступила в строй итальянского флота. После капитуляции Италии и окончания Второй Мировой войны вошла в группу кораблей и судов предназначенных для передачи СССР по репарациям. 6 февраля 1949 года под обозначением "Z-14" передана в Виене (Албания) советскому экипажу и 24 февраля зачислена в состав ВМФ СССР под обозначением "И-42" (с 16 июня 1949 года - "С-42"). Служила на Черноморском флоте. 17 февраля 1956 года выведена из боевого состава и 9 ноября 1956 года переквалифицированна в учебную подводную лодку. 12 марта 1958 года субмарина разоружена, исключена из состава ВМФ СССР и разделана на металл.


Marea
Marea, она же Z-13, И-41, С-41.

ПЛ «Marea» («Z-13», «И-41», «С-41») типа «Tritone» («Flutto») имела измерения 63,15х9,98х4,87 м. 17.02.1956 года была разоружена, исключена из состава ВМФ СССР и превращена в болванку для обеспечения тренировки водолазов по подъему и работе с затонувшей подводной лодкой. В 1957 году разделана на металл в Новороссийске.

Позднее я нашел на классном сайте Морская колекция статью капитана 2 ранга запаса Бережного Приёмка Советским Союзом кораблей итальянского флота из журнала "Морской Сборник", №9 за 2000г. Цитирую по этому источнику: "уже в марте 1955г. исключили из его состава «С-42» («Nichelio»), а через одиннадцать месяцев – «С-41» («Маrеа»). Положенная на грунт в Севастопольской бухте, она несколько месяцев использовалась для тренировок водолазов по подъему и работе с затонувшей подводной лодкой, после чего ее отбуксировали в Новороссийск и разделали на металл".




Дополнение от 10.08.2005г.

И всё-таки это оказалась советская лодка типа "М" XV серии, послевоенной постройки. Обстоятельства затопления её остаются неясными.

Дополнение от 05.02.2008г.

Сегодня, в очередной раз заглянув на warhistory's Journal набрел на запись В Черном море найдены три германских подлодки. Проверил источник. Действительно на сайтеThe Telegraph есть статья Jasper Copping "Adolf Hitler's 'lost fleet' found in Black Sea". Та, карта, что я взял с U-Boot.net лишь примерно показывает район затопления трех лодок из 30-ой Unterseebootsflottille. Господину турцекоподанному по имени Seluk Kolay найти точное место затопления одной из них помог бывший командир U-23 Rudolf Arendt. Да-да, жив-здоров фашистский капитан. Впрочем, не совсем капитан. Rudolf Arendt командовал субмариной с 20 июня 1944 по 10 сентября 1944 в чине обер-лейтенанта. Было ему тогда 21 год, сейчас - 85 лет.


Командир U-23 Рудольф Арендт, 1944 год Arendt и Kolay
Командир U-23 Рудольф Арендт, 1944 год
Arendt и Kolay

О том что поиск "турецкого морского инженера" (так в статье) был успешным говорит следующая цитата:
"He has already completed successful dives to the wreckage of one vessel, U-20, two miles offshore in about 80ft of water. He believes he has discovered another, U-23, at twice that depth, three miles from the town of Agva, but bad weather forced him to suspend diving until the spring. He thinks he is also close to pinpointing the third boat, U-19, thought to lie more than 1,000ft down, three miles from the Turkish city of Zonguldak."
Ну что же, теперь известно что U-20 лежит на 25 метрах - вполне комфортная для рекреационного дайвинга глубина. Впрочем, U-23 тоже не в Марианской впадине - на 50 метрах. Запрещать погружения на эти объекты, как на воинские захоронения турки не смогут - ПЛ были затоплены экипажами, вместе с ними не погиб не один человек. Так что двумя давй-сайтами больше.


U-20
Глубина - 25 метров.

Обсуждение этого события в Интернете подвигло меня к опубликованию результатов своих сборов информации о лодке, на которую я погружался. Итак, 05.11.2007 мне пришло интереснейшее письмо от бывшего начальника аварийно-спасательной службы ЧФ Виталия Федоровича Юрганова, в котором он писал что интересущая меня ПЛ была положена на грунт для обеспечения подготовки экипажей спасательных судов подводных лодок к действиям по поддержанию жизнедеятельности и спасению экипажей аварийных подводных лодок аварийно-спасательной службе Черноморского флота. Публиковать полностью сведения, полученные в хоже переписки я не могу, по просьбе Виталия Федоровича, но с удовольствием помещаю ссылку на его сайт и цитирую оттуда строки, относящиеся к предмету моих изысканий.

Сообщество спасателей ВМФ России
В.Ф.Юрганов, ""НЕИЗВЕСТНЫЕ" ЗАТОНУВШИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ЧЕРНОГО МОРЯ"
дата публикации 26 января 2008 года.


В.Ф.Юрганов
В.Ф.Юрганов

Для обеспечения подготовки экипажей спасательных судов подводных лодок к действиям по поддержанию жизнедеятельности и спасению экипажей аварийных подводных лодок аварийно-спасательной службе Черноморского флота были переданы подводные лодки, выведенные из боевого состава флота:
- с 1948 по 1951 годы три единицы серии VI, (М-26, М-27, М-28),
- в 1954 и 1956 годах две серии XII (М-51 и М-107 «Новосибирский комсомолец»),
- в 1957 году одна серии XV (проект 96)
- в 1987 году одна проекта 613.

С этих подводных лодок были сняты аккумуляторные батареи, средства связи, навигации, акустические приборы, якоря, техническое вооружение, так что они потеряли более 40% своего водоизмещении. Однако все цистерны, системы погружения и всплытия, эпроновские выгородки, межотсечные переборки, люки, двери и другое оборудование обеспечивающее непотопляемость и живучесть ПЛ было отремонтировано. Приводы систем погружения и всплытия ПЛ выведены на верхнюю палубу.

Перечисленные подводные лодки, используя специальную технологию, укладывались на грунт на глубинах от 40 до 200 метров в полигонах боевой подготовки АСС на траверзе мыса Маргопуло, внешнем рейде Севастопольской бухты, юго-западнее мыса Херсонес, внешний рейд Балаклавской бухты. На расчетном удалении от лежащей на грунте ПЛ устанавливалось рейдовое оборудование, на которое становились ССПЛ. Далее спасателями отрабатывались учебные задачи: присоединение шлангов вентиляции отсеков затонувшей ПЛ, воздуха высокого давления и продувки цистерн главного балласта ПЛ, подача средств жизнедеятельности экипажу затонувшей ПЛ и в заключении подъем затонувшей ПЛ различными способами. Ежегодно все спасательные суда постоянной готовности отрабатывали эти задачи не реже одного раза в 45 суток, при этом обязательно 50% водолазов должны были отработать приемы спасательных работ на глубинах 160-200 метров. Кроме этого отрабатывались задачи в составе спасательного отряда, зачетные дивизионные, аварийно-спасательной службы, флота и т.д.

В ходе выполнения учебных задач случались ошибки, в результате которых подводные лодки укладывались на грунт на глубинах превышающих возможную работу водолазов глубоководников, обрывались стропа, продувочные и шланги ВВД, захватывающие устройства, гаки, буксирные устройства и пр. При этом подводные лодки оставались на грунте, и последующий их подъем был не возможен по различным обстоятельствам.

Сегодня, по различным причинам на грунте остались:
- на рейде м. Маргопуло ПЛ серии VI на глубине 42 метров,
- на рейде б. Стрелецкая ПЛ серии VI на глубине 67 метров,
- на входе в бухту Казачья ПЛ серии VI на глубине 20 метров,
- юго-западнее мыса Херсонес ПЛ серии XV на глубине 187 метров,
- юго-восточнее м. Херсонес ПЛ пр. 613 на глубине 92 метра,
- на внешнем рейде Балаклавской бухты на глубине 94 метра ПЛ серии XII,
- в районе м. Сарыч макет ПЛ (двухсоттонный судоподъемный понтон с встроенной эпроновской выгородкой и комигс-площадкой) на глубине 24 метра,
- на рейде мыса Айтодор макет ПЛ (двухсоттонный судоподъемный понтон с встроенной эпроновской выгородкой и комигс-площадкой) на глубине 118 метров.
Все лодки по ватерлинию и выше заилены, опутаны рыболовецкими сетями. На каждой из них заведены и закреплены подъемные стропы, гаки, штоковые захваты, буксирные канаты. Так что их подъем с использованием современных судоподъемных судов не представляет особой сложности.

К сожалению нынешний УПАСР, наследник аварийно-спасательной службы ЧФ в середине девяностых утратил большую часть карт с точными координатами и подробное описание многих сотен затонувших кораблей, судов и других ценных объектов на шельфе Черного и Азовского морей. Но часть материалов сохранилось в гидрографической службе ЧФ РФ, что-то помнят немногие оставшиеся в живых ветераны АСС ЧФ.

Конец цитаты.



Использованые материалы:




Вернуться к оглавлению раздела

Тут можно вернуться на главную страницу или отправить письмо.

Создано 06/09/2004
Обновлено 08/02/2008