Для понимания общего контекста приведу цитату из труда "О происхождении и местоположении германцев". Это этнографическое описание германских племён, живших в то время за пределами Римской империи, составленное Тацитом на исходе I века н.э.
"Итак, правым берегом Свевского моря омывается земля племён эстиев (от Вислы до Финского залива), у которых обычаи и внешний вид, как у свевов, а язык больше похож на британский. Они поклоняются матери богов и носят как символ своих верований изображения кабанов. Это у них заменяющая оружие защита от всего, гарантирующая почитателю богини безопасность даже среди врагов. Они редко пользуются железным оружием, часто же дубинами. Над хлебом и другими плодами земли они трудятся с большим терпением, чем это соответствует обычной лености германцев.
Они также и море и одни из всех на его отмелях и даже на самом берегу собирают янтарь, который сами называют glaesum. Но какова его природа и откуда он берется, они, будучи варварами, не доискиваются и не имеют об этом точных сведений. Он даже долго валялся у них [без употребления] среди других отбросов моря, пока наша страсть, к роскоши не создала ему славы. Сами же они его совсем не употребляют. Собирается он в грубом виде, приносится [на рынок] без всякой отделки, и они получают за него плату с удивлением.
Видно, однако, что это сок деревьев, так как в янтаре очень часто просвечивают животные, водящиеся на земле, даже крылатые, которые, завязши в жидкости, потом, когда вещество это затвердеет, застревают [в нем]. И я думаю, что как в отдаленных местах Востока есть особенно плодоносные рощи и леса, где сочатся ладан и бальзам, так и на островах, и в землях Запада есть такие места, в которых, [выжатый] под влиянием близких лучей солнца, жидкий янтарь падает в близко находящееся море и силой бурь выбрасывается волной на встречаемые ею берега. Если захотеть испытать свойства янтаря, приблизивши к нему огонь, то он загорится, как факел из смолистого дерева, и получится густое и сильно пахучее пламя, после чего он делается мягким и липким, как смола.".
До прихода в Восточную Пруссию рыцарей Тевтонского ордена сбор янтаря происходил стихийно. Фактически, кто хотел - тот и собирал его для последующей торговли. Орденские братья быстро наложили запрет на добычу, обработку и продажу солнечного камня. Этими вопросами ведала Янтарная администрация, которая с 1291 по 1305 годы размещалась в замке Лохштедт, в районе современного Балтийска. Через торговый дом ордена изделия и необработанный камень продавались в другие страны. В те фанатично-религиозные времена особенно хорошо шла продажа четок и сырья для их изготовления.
После секуляризации Тевтонского ордена, в 1525 году (подробнее об этой истории на странице об истории Светлогорска), контроль над редким минералом оказался в руках курфюрста. В 1581 году в замок Гермау, поближе к месту добычи, переехала резиденция Янтарного управляющего и Янтарная палата. С 1644 году там размещался вновь созданный янтарный суд, виселица которого стояла на горе Гальгенберг (гора виселиц). С годами старый замок обветшал, и в 1693 году Янтарный управляющий и палата переселились в Пальмникен (поселок Янтарный), а затем в Фишхаузен (Приморск).
Добыча редкого минерала велась рыбацкими методами - мелкоячеистый невод волочили лодками по дну. Иногда поступали ещё проще - просто сачком подбирали янтарь со дна.
Вот как описывает Шарлотта Барч, немецкая писательница и уроженка Пальмникена, добычу янтаря в XVI-XVII веках: "Долгое время считалось, что янтарь водится только в море, как рыба. Ловцы камня делали сачки на длинных шестах, около 6 метров. Они упирались сачком в дно и подпрыгивали выше волн. Ловцы янтаря отличались особо высоким ростом и ловкостью... Второй способ добычи - сбор камня на пляже после шторма. Ну, и также можно было откопать камень в песке, в высоких обрывистых склонах по берегу моря".
Книгу Шарлотты Бранч, ровно как и упоминаний о писательнице, я не нашёл, поэтому в качестве источника указываю: веб-сайт газеты «Жизнь Янтарного».
Кроме вышеописанных способов был ещё один, достаточно экзотический для XIX века. Существуют рисунки 1869 года, на которых запечатлены лодки и работающие с них водолазы, которые собирают янтарь на дне. В Пальмникене даже был построен водолазный домик.
В общем, добыча "солнечного камня" была связана с морем, а неоднократные попытки перенести её на сушу и добывать янтарь в шахтах терпели неудачу. Как только стволы уходили в богатые слои ниже уровня моря, приток подземных вод становился слишком силён.
В 1881 году компания «Штантиен унд Беккер» купила в Пальмникене имение у разорившегося барона Гольца. На этой территории открылись шахты «Анна» (в Пальмникен) и «Генриетта» (в Гросс Хубникен). «Генриетта» из-за малой рентабельности вскоре закрылась (впоследствии затоплена морем). «Анну» в 1899 году продали государству. По слухам, шахта была 18 метров в глубину, ее треки располагались на семь метров ниже уровня моря. Однако никто не может сказать определённо о том, какой размер имели подземные выработки, т.к. техническая документация исчезла в 1945 году. Впрочем, «Анна» также не окупилась и её закрыли не то в 1924, не то в 1931 году. Так что эту попытку промышленной добычи янтаря нельзя признать удачной.
|
|
|
|
Компания Вильгельма Штантиена и Мориса Беккера переключилась на открытый способ добычи янтаря. Так появился в Пальмникене карьер «Вальтер». Многоковшовые экскаваторы работали в двух уровнях: первые производили разработку породы, вторые - загружали в вагонетки обнажившуюся глауконитовую глину. Вагонетки с янтароносной глиной поднимались на поверхность. Промывка породы, вываленной с вагонеток, производилась рядом с подпорной стеной шахты «Анна». Деятельность всего этого хозяйства обеспечивали собственная электростанция, теплоцентраль, обогатительная фабрика. Часто встречается упоминание о том, что янтарная промышленность ежегодно приносила фирме доход в 8 миллионов марок золотом. Вот уж не знаю, кто запустил эту цифру в обиход и как она была посчитана - не то как средний годовой доход, не то как рекордный показатель?
Впрочем, Морис Беккер получал достаточно прибыли для того чтобы вкладываться в развитие посёлка Пальмникен. Именно благодаря его вложениям были построены многие жилые дома, железная дорога до Фишхаузена, водонапорная башня, кирха, парк. Странно, что нет никаких сведений относительно деятельности Вильгельма Штантиена и его участия в бизнесе на этапе разработки карьерного способа добычи янтаря. Также для меня осталось загадкой - что стало с евреем Морисом Беккером и его бизнесом после прихода к власти национал-социалистов?
«Вальтер» эксплуатировали до тех пор, пока в 1970-ых годах в Пальмникене (ставшем к тому времени посёлком Янтарным) не начали разрабатывать новый карьер. Из старого карьера перестали откачивать воду, и через несколько лет на его месте образовалось искусственное озеро, глубиной до 30 метров и площадью около 2,6 квадратных километра. Вроде бы в 1980-х тут даже разводили форель. Интересно, как же обеспечивали эту рыбу проточной водой?
В начале XVII века по распоряжению курфюрста Георга Вильгельма на горе в Пальмникене был возведен охотничий дом. В качества материала для сооружения фундамента использовали валуны ледникового происхождения, полученные от разборки обветшавшего замка Гермау (того самого в котором одно время находился Янтарный наместник).
В 1690 году в здании размещалась береговая управа с судом по янтарным делам и застенком. Затем в нем располагалась янтарная палата. Была даже специальная темница для янтарных воров, она называлась Кустоди или Клауссе, особенно глубокая камера звалась «дном». (Источник: http://ievon.livejournal.com/21962.html)
В 1703 году тут побывал король Пруссии Фридрих I, который решил вернуть себе охотничьи угодья в окрестностях Пальмникена и здание бывшего охотничьего дома.
Сказано - сделано - восстановлено. Но ненадолго, потому как к 1781 году строение снова пришло в упадок, хорошо сохранились только его подвалы (вот что значит фундамент с тевтонской родословной).
|
|
|
|
Радикальные перемены произошли в 1870 году, когда охотничий дом купил уже известный нам промышленник Морис Беккер. Он сломал всё, кроме фундамента (тот похоже вообще вечный), на котором возвёл роскошный особняк. Усадьба получила фонтан и замечательный парк, через который проложили аллею, которая переходила в лестницу, ведущую на пляж.
В 1899 году дом Беккера, по неведомой мне причине, переходит в собственность прусского государства. С этого времени дом получает название «Шлосс-отель» («Замковый отель»), что в наши времена послужило поводом для путаницы. Краеведы-любители начинали искать в Пальмникене следы замка, как архитектурного сооружения времён Тевтонского ордена.
Во время Первой Мировой войны, «Шлосс-отель» стал пансионатом для раненых. К сожалению, от памятного знака, установленного в парке его пациентами, сохранились только фотографии. В советское время в здании сначала размещалась комендатура, потом самые разнообразные организации. В результате здание пришло в негодное состояние. Затем нашёлся инвестор (по слухам потомок всё того же Беккера) и всё что оставалось, снесли до фундамента (почему-то не удивляет, что он опять уцелел), а потом отстроили в прежнем виде. Правда сзади пристроили современное здание, которое соединяется с восстановленным «Шлосс-отелем» переходом на уровне 2 этажа.
Туристов, приезжающих в посёлок сейчас водят в «Янтарный замок», название которого взято абсолютно с потолка. Рассказы экскурсовода о древности этого "замка" нужно слушать осторожно. Это старый дом постройки XIX века. Примерный возраст строения можно определить по двутавровым балкам и колоннам, поддерживающим своды подвала и потолок зала на первом этаже. В конце XIX-начале XX века в нём и соседних зданиях размещалась кавалерийская часть. Сейчас здесь нечто вроде частного музея, в котором выставлены: коллекция немецких бытовых предметов, кое-какие предметы из археологических раскопок, некоторое количество копанного оружия и касок, витрина с монетами, старые газеты и журналы (в том числе "Новый путь" издательства власовской Русской освободительной армии) и прочие свидетели минувших лет. На втором этаже - музей суеверий, небольшая ювелирная мастерская и торговая точка, в которой реализуется продукция частных фирм и Янтарного комбината.
Существует неподтверждённая информация о том, что во время Великой Отечественной войны именно в этом доме находился киндерхайм. Это немецкий воспитательный приют для вывезенных из Польши, Чехословакии, СССР сирот в возрасте от 5 до 10 лет. Существует множество мнений о том, чем являлись такие киндерхаймы. Достоверных сведений, позволяющих отделить правду от домыслов, я пока не нашёл, поэтому лучше промолчу.
В 1974 году была издана художественная книга калининградского писателя Якова Зараховича «Сокровища Кардинала», рассказывающая о событиях военного времени, связанных с этим приютом. Бумажная версия - редкость, а в отсканированном виде я её не нашёл.
Вспоминает Маргарита Васильевна Жгун, которая присутствовала на встрече с Я.Зараховичем: «Писатель приезжал в Янтарный в 60-е годы. Наши школьники ходили вместе с ним в Покровское, где стояли бараки киндерхайма. Он много рассказывал о тех событиях, что произошли в здешних местах. Писатель был уверен, что лагерь для детей был именно в Пальмникене. Я думаю, что он имел возможность собрать документы и свидетельские показания для такого утверждения. Я.Зарахович встречался в Белоруссии с прототипом одного из героев книги Володи Мороза».
Источник: «Нам есть о чём вспоминать: киндерхайм», к публикации материал подготовила Валентина Лучникова.
Дополню цитату: Покровское - это бывшее Зоргенау.
3 января 1892 года в Пальмникен была освящена новая евангелическая церковь, построенная на средства промышленника Мориса Беккера. В ней имелись орган и два именных колокола от Штантиена и Беккера. Церковь была построена в стиле церкви Святого Георга (Englische Kirche zu St.George) сооружённой в саду берлинского замка «Монбижу» (Schloss Monbijou) для нужд англиканской общины. Известно, что церковь в Берлине проектировал немец Julius Carl Raschdorff, который специально ездил в Великобританию для знакомства с английскими церквями. Для постройки архитектор выбрал силезский гранит и ледниковые валуны, крышу покрывала узорчатая черепица. Церковь Святого Георга была открыта для богослужений 19 ноября 1885 года. К сожалению, сравнить оригинал и его копию в Пальмникене затруднительно - берлинскую церковь разбомбили в 1944 году. Но если вам действительно интересно, то на
веб-сайте построенной после войны церкви Святого Георга есть одна довоенная
фотография старой англиканской церкви.
Сравнив снимки, мы увидим как черты сходства, так и существенные архитектурные отличия. Удовлетворимся же общим сходством силуэта и тем, что точно похожи шпиль, витражные окна и гранитные валуны, из которых строились оба здания.
В послевоенное время в здании кирхи располагался клуб, затем бильярдная, спортивный зал и, наконец, склад. Орган и витражи были утрачены. В 1990 году полуразвалившееся здание кирхи было передано русской православной церкви. 13 января 1991 года храм Казанской Иконы Божьей матери освятил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
Надо отметить, что с дворцом «Монбижу» связано пребывание в Берлине царя Петра I. Обычно с этим моментом связывают два момента: разгром обстановки изящного дворца загулявшей царской свитой и дарение Петру I янтарного кабинета королём Фридрихом Вильгельмом I. В Интернете встречается даже цитата из письма некой немецкой принцессы: "Царь безо всяких церемоний просил Короля подарить ему эту статую и ещё несколько других, и Король не мог отказать. Точно так же он поступил и в другом кабинете, где все стены были из янтаря. Кабинет этот считался в своём роде единственным и стоил громадных денег Королю Фридриху 1".
Про загул с погромом - информация противоречивая, поэтому пройдём мимо. А вот с дарением Янтарной комнаты не всё так просто. Коль уж мы говорим о янтаре, то покопаться в этой истории будет более чем уместно.
|
|
|
|
После коронации в 1701 году прусский король Фридрих I, названный за пристрастие к роскоши "блудным сыном в семье скупцов", заказал архитектору Эозандеру проект Янтарного кабинета для личной резиденции королевы Литценбург. Работы начались в 1701 году, но так как в 1709 году королева София-Шарлотта скончалась, Фридрих I остановил работы. Он задумал более масштабный проект - украсить янтарными панелями 30-метровую галерею в другом дворце — Ораниенбурге. В 1713 году монарх скончался, но ещё при его жизни готовые панели для Янтарной галереи во время одного из своих визитов в Берлин увидел Петр I. Российский император не скрывал своего восхищения и желания иметь подобное уникальное творение у себя на родине.
Воцарившийся на престоле в 1713 году Фридрих-Вильгельм I вошёл как «король-солдат» (Soldatenkonig). Во время его правления ключевыми словами стали «контроль» и «экономия». Именно он ввёл в обращение термин «прусские добродетели», а также стал причиной появления французского выражения «ради Прусского короля» (т.е. даром). Соответственно, были заморожены все расточительные проекты, начатые его отцом. Через три года после начала его правления состоялся факт дарения русскому царю набора янтарных панелей. Позволю себе процитировать веб-сайт музея-заповедника Царское Cело:
"При встрече Петра I с Фридрихом-Вильгельмом I в ноябре 1716 года в связи с заключением союза между Россией и Пруссией прусский король преподнес российскому императору подарки, среди которых был и Янтарный кабинет. Петр I писал тогда императрице Екатерине: «К(ороль) подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали». Через два года русский император послал Фридриху-Вильгельму ответный подарок — 55 гренадер исполинского роста и собственноручно исполненный кубок из слоновой кости".
Бывший вокзал Пальмникена |
Район у входа в шахту «Анна» |
Памятник жертвам холокоста |
Затопленный карьер «Вальтер» |
Установленный рядом со входом в шахту «Анна» памятник жертвам последнего акта Холокоста выполнил скульптор Франк Майслер. Предыстория его появления такова: "Предположительно 31 января – 1 февраля 1945 года неподалеку от шахты «Анна» (точное место неизвестно) на берегу Балтийского моря были расстреляны по разным данным от 2 до 4,6 тысяч человек. Это были оставшиеся в живых после длительного пешего перехода узники, собранные из концентрационных лагерей Восточной Пруссии. Всего в колонне было по разным оценкам от 6 до 12 тысяч человек, до 3 тысяч человек погибли от изнеможения или в результате расстрелов во время пути. Оставшиеся в живых по приходу в Пальмникен были размещены в слесарном цехе Янтарного комбината. Через несколько дней их стали выводить на берег моря и расстреливать небольшими группами. По другим данным, людей загнали вглубь заброшенных штолен и взорвали, завалив землей. В память об этом событии установлен памятник, сооруженный на средства Калининградской еврейской общины. Достоверно неизвестно, были ли все казненные евреями. Согласно информации, имеющейся у сотрудников местных музеев, в районе шахты «Анна» было обнаружено захоронение с останками 300 казненных. Только у одного из них на одежде удалось идентифицировать звезду Давида – обязательный атрибут одежды любого еврея-узника."
Источник: История Янтарного - Пальмникен до 1946 года
Более подробно ход событий описан вот тут: История марша смерти в Пальмникен
|
|
|
|
Продукция янтарного комбината |
|
|
|
Вернуться к оглавлению раздела
На главную страницу
Создано 30/08/2014
Обновлено 09/01/2015