Месторасположение: Владимирская обл., г. Суздаль, ул. Кремлевская, д.20.
Официальный сайт: Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Слева - Тихвинская церковь (начало XVIII века), справа — 72-метровая Преподобенская колокольня Ризоположенского монастыря (возведена в честь победы в Отечественной войне 1812 года в 1813-1819 гг.)
Посадский дом (XVIII век) — из двух разновременных клетей на сводчатых подклетах с самостоятельными двускатными кровлями.
Угловая башня Спасо-Евфимиев монастыря, колокольня церкви Симеона Столпника, церковь Смоленской иконы Божьей Матери
Слева - церковь Параскевы Пятницы (1772 год), справа — Церковь Николая Чудотворца Входоиерусалимского прихода
Остатки первого в Северо-Восточной Руси каменного храма — Успенского собора, построенного на рубеже XI - XII веков при Владимире Мономахе.
Выносные кресты (XVII век) — выносятся из алтаря во время религиозных процессий. Также их называют запрестольными, потому что они хранится в алтаре у восточной стены вместе с запрестольной иконой.
Западные «златые врата» Рождественского собора (первая треть XIII века). Ручка в виде головы льва с кольцом в пасти. На медных пластинах — сюжеты христологического и частично богородичного циклов.
Южные «златые врата» (1240-ые гг.) с изображениями деяний ангелов и в особенности архангела Михаила, который считался патроном князя и политической элиты. В старину двери имели деревянную основу, а в XVIII веке они переведены на металлическую.
На стенах Рождественского собора хорошо видна кладка разных эпох: неровная — ранняя, каменная, а более гладкая — поздняя, кирпичная.
Рака из позолоченного серебра с мощами Св.Феодора (1794 год). Феодор — грек, прибывший из Константинополя в Киев в составе свиты первого киевского митрополита Михаила, который крестил князя Владимира в 987 году. В 990 году Феодор стал епископом Ростовским, но через два года покинул Ростов, т.к. «изнемог» от упорных язычников и до 1024 года служил в Суздале.
Малые ходовые церковные фонари — застеклённые светильники с рукоятью. Внутри фонаря находится свеча.
Деисус (1635-1636 гг.)— икона, имеющая в центре изображение Христа (чаще всего в иконографии Пантократора), а справа и слева от него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества (трёхфигурный деисус). Догматический смысл деисусной композиции — посредническая молитва, заступничество за род людской. В русской традиции икона Деисус превратилась в деисусный чин высокого иконостаса.
Западные врата. Западные врата содержат сцены как христологического цикла, который условно объединяет сюжеты Нового Завета от крещения Христа в реке Иордан до последних дней земной жизни, так и богородичного - т.е. основные события детства и юности Богоматери до Благовещения. Каждая из створок ворот имеет семь рядов пластин, установленных в два ряда и обитых снаружи медными листами. Пластины стыкуются между собой с помощью металлических валиков.
Сюжет «Покров Богоматери». Медные листы покрывали слоем лака, на котором иглой выцарапывали рисунок. Смесь золота и ртути, по консистенции напоминавшую сливочное масло, заворачивали в кожу и обжимали, чтобы удалить избыток ртути. Эту амальгаму щеточками из латунной проволоки наносили на подготовленные медные листы. Затем деталь держали над горящими углями, выпаривая ртуть. На Руси этот приём называли огневым золочением или методом жжёного злата.
Южные врата. Слева: «Три отрока в огненной печи». Сюжет на правой пластине: ангел предупреждает Лота о том, что город Содом, где прошла его жизнь, обречён на гибель.
Южные врата. Сюжет на левой пластине: «Гибель Содома и Гоморры». Справа: «Ангел призывает Гедеона на борьбу с агарянами».
Царь-фонарь изготовлен холмогорскими умельцами в начале XVII века по заказу митрополита Илариона. Светильник в форме пятикупольного Рождественского собора Суздаля весит 160 кг, а в высоту достигает двух метров.
Перспективный портал — выразительно решённый вход, суживающийся уступами и перекрытый рядом уменьшающихся концентрических арок
Благовещенская надвратная церковь, построенная в качестве святых ворот на рубеже XVI—XVII веков, после возведения каменной ограды оказалась внутри монастырских стен.
Монастырская звонница состоит из построенных в разное время зданий — девятигранной столпообразной церкви Рождества Иоанна Предтечи начала XVI века и трёхпролётной галереи звонов XVI—XVII веков.
Часовня-усыпальница Д.М. Пожарского поставлена в 2008 - 2009 гг. Это копия часовни возведённой более ста лет назад и полностью разрушенной в 1930-е годы.
Дробницы — металлические пластинки, большей частью круглые, служившие для украшения древнерусского платья: ферязей, опашней.
Кресты наперсные (XVI-XVII вв.) — драгоценные камни, жемчуг, скань, золочение, литьё, золото, серебро. Наперсный крест — крест, носимый на груди (на персях), под одеждой или поверх неё. В первые века христианства взрослые люди креста обычно не носили.
Икона-складень «Богоматерь Одигитрия, святая Троица, святой Николай» (XVI в.) — скань, эмаль. Нагрудная икона «Святой Николай» (XV в.)
Крест наперсный корсунский (первая половина XVII в.) — греческий мрамор, серебро, гранаты, жемчуг. Нагрудная икона «Распятие» (XVI в.) — агат, золото, скань, бирюза, гранаты. Крест наперсный (XVII в.) — бадахшанский лазурит, золото, жемчуг. Внизу: нагрудная икона «Распятие с предстоящими» (XVI в.), резьба по перламутру.