Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь

В далёком 1389 году епископом в городе работал Иаков Ростовский. Исторический контекст его деятельности был крайне сложным. Международная обстановка тогда вызывала, мягко говоря, обеспокоенность. Напряжение создавало соперничество двух государств, литовского и московского, за право объединения под своим верховенством всех русских земель. При этом часть этих самых исконных территорий в настоящий момент принадлежала Польше, Венгрии, Молдавии.
В церкви тоже было крайне тревожно и неспокойно. Константинопольский патриарх прекрасно знал о давнем конфликте Великого княжества Литовского и княжества Москвовского. Он видел как обширную Киевскую митрополию буквально разорвал на части спор двух средневековых сверхдержав. Киев — титульный город митрополии, контролировался литовским князем Ольгердом, митрополит же предпочитал служить в Москве. Такое положение сложилось ещё в 1359 году, когда направлявшегося в Киев митрополита Алексия по приказу Ольгерда арестовали и год продержали без воли. Одновременно Ольгерд требовал создания литовской митрополии, шантажируя Царьград переходом Литвы, смоленских и тверских земель в «латинство».
Патриарх Филофей понимал, что создание нескольких митрополий — тупиковый путь, но принятое им решение было крайне неприятным для Москвы. 2 декабря 1375 года он рукоположил Киприана в митрополита Киевского, Русского и Литовского. Патриарший собор постановил, что после смерти митрополита Алексия Киприан должен быть «одним митрополитом всея Руси». 12 февраля 1378 года умер митрополит Алексий. Киприан готовился занять освободившуюся должность. Вот только великому князю Дмитрию Ивановичу такой митрополит вовсе не ко двору. Киприана мало что не пустили в Москву, так ещё ограбили, посадили в тогдашний КПЗ, а позже с позором депортировали за пределы княжества. Несостоявшийся митрополит уехал к Ольгердовичам и предал князя Дмитрия Ивановича анафеме.

В судьбоносный для Руси 1380 год ставленник великого князя Дмитрия (тот, что позднее получит прозвище Донской) — архимандрит Митяй отправился в Царьград для постановления Вселенским патриархом в сан митрополита. Для подкрепления своих доводов по предстоящим карьерным решениям Митяй заехал в Орду — заручиться поддержкой Мамая и взял с собой в дорогу изряднейшую казну.
Тут надо сказать, что у Митяя был конкурент - суздальский епископ Дионисий, кандидатуру которого поддерживали высшие церковные чины. Князь Дмитрий, говоря современным языком, использовал административный ресурс. Проще говоря, Дионисия взяли под стражу, дабы кандидат от церковной оппозиции не мог сгонять в Константинополь и подсуетиться там насчёт свободной вакансии. Опальный суздалец чудом получил свободу — под поручительство авторитетнейшего Сергия Радонежского. Надо ли говорить, что узник совести тут же кинул поручителя (создав ему массу проблем) и первым же чартером рванул в Царьград?

Между тем, вблизи цели поездки, княжеский кандидат в митрополиты вдруг заболел и скончался на константинопольском рейде. Сопровождавшие его клирики завладели казной и документами Митяя. Прямо на корабле они вписали в незаполненные княжеские грамоты послание греческому императору и патриарху, прося поставить на русскую митрополию имевшегося на корабле переяславского архимандрита Пимена. Логика назначения подкреплялась деньгами, срочно взятыми в долг у генуэзцев.
Незадолго до этого, в Константинополе случился переворот и новый патриарх Нил принял любопытное решение: игумен переславльского монастыря Пимен назначается митрополитом Киевским и Великой Руси. Киприан же осуждается, но остаётся митрополитом Литвы и Малой Руси, с условием, что по его смерти Пимен распространит свою власть и на западные епархии. В общем, Митяя жалко, но вроде бы "бабло победило зло".

Вот тут и происходит поворот на 180 градусов всего течения более-менее логичной истории борьбы за должность митрополита. Вернувшись из заграничной командировки, Киприан благословляет братьев Андрея и Дмитрия Ольгердовичей на совместную с москвичам борьбу с Ордой. Никоновская летопись фиксирует факт благословения митрополитом Киприаном великого князя Дмитрия. 8 сентября 1380 года литовские князья вместе с псковской и переяславской дружинами, полоцкими, друцкими, туровскими, брянскими полками, в союзе с московскими, ростовскими, ярославскими, тверскими (холмскими) войсками участвуют в разгроме войск Мамая на Куликовом поле.

В феврале 1381 года Дмитрий Донской позвал бывшего противника в Москву, на митрополию, не смотря на то, что канонически прав на это у Киприана уже не имелось. Провозглашённого же в Константинополе митрополитом Пимена по возвращению обвинили в обмане и сослали в Чухлому. Если вы думаете, что это конец мутной истории, то сильно ошибаетесь. Дионисий, Пимен и Киприан ещё не раз обретали и теряли власть. Наконец, 6 марта 1390 года единство митрополии восстановили. Киприан в очередной раз прибыл в Москву, где занялся нормальной административной и просветительской деятельностью. Однако епархии Галицкой Руси остались под властью польского короля, и русскому митрополиту въезд в них был невозможен.

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, Ростов

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь на берегу озера Неро

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, Ростов

Спасо-Преображенский храм строился как собор женского Спасо-Песоцкого Княгинина монастыря, основанного в XIII веке княгиней Марией, женой ростовского князя Василька. Судя по храмозданной надписи, собор построен в 1603 году. От тех времён сохранилось два нижних яруса, остальное перестроено. В 1764 году Княгинин монастырь был упразднен, а его храмы переданы Яковлевскому монастырю, который с тех пор стал носить название Спасо-Яковслевским.

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, Ростов

На заднем плане - церковь св. Иакова Ростовского пристроенная в 1836 году к Зачатьевскому собору (постройка 1686 года, сохранились фрески 1689 года работы ярославских мастеров). Храмы имеют общую паперть.

Церковь Димитрия, митрополита Ростовского, в Спасо-Яковлевском Димитриевском монастыре, Ростов

Дмитриевский собор (1795 - 1801 гг.) построен на средства графа Н.П. Шереметьева. Сын и внук строителя также внесли существенные вклады, поэтому в просторечие храм называют Шереметьевским. Проект в стиле классицизма создали московский архитектор Е. С. Назаров и крепостные зодчие Шереметева Миронов и Душкин.

Под стать историческому моменту были и нравы ростовчан. Трёх лет не прошло, как прислали в город нового епископа, а тот вдруг фортель выкинул. Ладно бы боролся себе дальше с ересью некоего Маркиана, который восставал против почитания икон. Так нет, полез Иаков в дела мирские — оправдал женщину, осуждённую на казнь и направил её на покаяние в монастырь. Понятное дело, за такое вольнодумство городская власть погнала его с кафедры. Дальше начинается удивительная история. Мол, бросив в воды Неро свое одеяние, отвергнутый ростовчанами епископ встал на него и поплыл по озеру. Горожане, видя такое чудо, раскаялись, стали просить прощения, да молить его вернуться в город. Но Иаков сошёл на землю там, куда «причалило» одеяние и основал на том месте монастырь.

Итак, Иаков поселился к югу от Ростова, рядом с источником воды (цел по сию пору, накрыт часовней), где своими руками срубил небольшой деревянный храм и освятил его в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. Вскоре здесь формируется небольшая община единомышленников изгнанного епископа. Монастырь именовался Зачатьевским (по имени главного храма, посвящённого Зачатию праведной Анны) или Иаковлевским — по имени основателя обители. После смерти подвижника его похоронили в срубленной им церкви. Началось местное почитание Иакова как святого. Общецерковное прославление отвергнутого ростовчанами епископа совершено Макарьевским собором 1549 года.
В 1686-1687 гг. на месте деревянной церкви по замыслу ростовского митрополита Ионы сооружён монастырский Троицкий собор, расписанный ярославскими мастерами в 1689 году. Кем и зачем было принято решение о том, что церковь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы надо заменить Троицким собором — информации я пока не отыскал.
В 1725 году к Троицкому собору пристроили северный Зачатьевский придел, в XIX веке перестроенный в отдельный храм. Уже упоминавшийся ранее ростовский историк Александр Мельник отыскал в описи 1738 года, что придел был посвящён не Зачатию Пресвятой Богородицы, а её родителям — святым Иоакиму и Анне.

Легенда об Иакове Ростовском звучит, откровенно говоря, несколько сказочно. К сожалению, с первоисточниками в этом случае совсем туго. Воспоминаний и размышлений не оставил ни почтенный церковнослужитель, ни его современники. Древнее житие святителя, составленное не позднее середины XVI века не сохранилось. Дело доходило даже до временного исключения его памяти из Псалтири. Так и растаяла бы во тьме веков память об Иакове, но в 1757 году завершилась канонизация Димитрия, митрополита Ростовского, чьи мощи пятью годами ранее обрели при ремонте церковного пола. Согласно житийному повествованию, мощи и одежда святителя, оказались не тронуты тлением.
Известный ростовский историк Александр Гаврилович Мельник упоминает, что это событие повысило популярность культа епископа Иакова. Возникло представление о некоем единстве этих двух святых покровителей Яковлевского монастыря. Вскоре, в 1762 году, появилось жизнеописание святителя (на основе неких древних икон). Несколько позднее неизвестные авторы составили так называемый «Ростовский патерик», снабжённый миниатюрами. Насколько я понимаю, эти рисунки и стали основой для вышеописанной истории.
Цитата: "представлена сцена, в которой на фоне пятиглавого храма и иных строений изображена коленопреклоненная женщина перед святителем. Здесь отражён эпизод Жития, в котором описывается, как некая блудница, осужденная ростовским князем и боярами на смерть, прибегла к защите епископа Иакова. И он защитил её, не выдав властям. В следующей миниатюре он изображён плывущим на мантии по Ростовскому озеру. На озерном берегу группа людей, обозначенная как «народ», просит епископа: «Отче Иакове, возвратися, прости нас!»". Источник: Мельник А.Г., «Иконография св. Иакова Ростовского».

Надвратная колокольня, Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, Ростов

Надвратная колокольня, Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь

Угловая башня, Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, Ростов

Угловая башня, Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, Ростов

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь

Церковь Преображения Господня в Спасо-Яковлевском Димитриевском монастыре, Ростов

Церковь Преображения Господня в Спасо-Яковлевском Димитриевском монастыре

Церковь Иоанна Богослова, Ростовский кремль

Надвратная церковь Иоанна Богослова, над западными воротами Ростовского кремля

Ростовский кремль. Царские врата, XVIII век (поступили в 1883-1889 гг. из собора Петра и Павла г.Петровская Ярослвской губернии.

Музей Ростовского кремля. Царские врата, XVIII век (поступили в 1883-1889 гг. из собора Петра и Павла г.Петровская Ярослвской губернии.

Вернёмся же из библиотеки на берег озера Неро, где 1754 году по указу митрополита Арсения собор переименовали в Зачатьевский, а придел — в честь Иакова Ростовского. В связи с этим событием полагаю, уместно рассказать о яркой личности митрополита Арсения (Мацеевича). Выпускнику Киевской духовной академии не исполнилось и тридцати лет, когда он занял должность инквизитора в Московской епархии. Сохранился весьма необычный отзыв о его работе: «пытал ярославского игумена Трифона, старца 85 лет, и пытал до того, что Трифон умер. Ярославский преосвященный подал жалобу об этом в Святейший Синод; Святейший Синод решил по этому делу, чтобы впредь духовных особ пытали бережно».
Спустя несколько лет, в 1730 году, Арсения отправили в Тобольск, где в качестве проповедника и учителя он прожил 3 года. В 1734-1736 годах Арсений участвовал во Второй Камчатской экспедиции под началом Витуса Беринга. Однако в 1736 году взят под стражу и привезен из Пустозерска в адмиралтейскую коллегию по секретному делу, но признан невиновным. По болезни (цинга) уволен от флотской службы. Был известен тем, что отказался присягать герцогу Бирону, а позже и Елизавете Петровне, считая унизительными применять термин Крайний Судья к кому угодно кроме Христа.
Елизавета Петровна карьеры вошла в положение и разрешила не произносить Арсению этого выражения, однако присяги тот так и не принёс. Императрица не стала ломать карьеру непокорного священнослужителя — известно, что в 1742 году он неоднократно произносил проповеди во время коронационных торжеств, а затем был переведён в Ростов, причём получил звание члена Святейшего Синода.

Позднее Арсений стал единственным из архиереев, кто открыто выступил против секуляризации церковных владений при Екатерине II. На богослужении к остальным анафемам против еретиков он прибавил «анафему, обидчикам церквей и монастырей». При личной встрече Арсений до того простёр свою дерзость в объяснениях, что Императрица зажала себе уши, а ему «закляпили рот». Эта императрица умела вести диалог с оппозицией и незамедлительно отправила Арсения в ссылку.
Бывший митрополит отличался верностью убеждениям и молчать не стал. Отдельным тезисом в его выступлениях шло осуждение Екатерины II за содержание под стражей бывшего императора Иоанна Антоновича, убитого в заключении в Шлиссельбурге при попытке поручика Василия Мировича организовать его освобождение. Неудивительно, что в 1767 году Арсения расстригли из монашества в крестьяне и посадили в Ревельскую крепость под именем «некоего мужика» Андрея Враля. Спустя шесть лет Арсений скончался и был погребён в Таллине (Ревеле).
Вот именно этот неистовый служитель культа пригласил в Ростов иконописцев для поновления старинных и написания новых икон. Среди них были и мастера финифтяной иконы, предположительно из Троице-Сергиевой лавры. Появление своих, домовых эмальеров, значительно удешевляло изготовление церковной утвари и облачений, для которых и выполнялись миниатюры на эмали.

Ростовский кремль

Комплекс, который мы называем Ростовский кремль, построен в 1670-1683 годах, по единому замыслу заказчика — митрополита Ионы Сысоевича. Мощные крепостные стены окружают пять храмов, Успенский собор и комплекс жилых построек. Широкие въездные ворота, отсутствие подошвенных бойниц указывает, что строили вовсе не фортификационное сооружение. Действительно, по своему первоначальному назначению Архиерейский двор представлял собой резиденцию архиереев Ростовско-Ярославской епархии. Ансамбль делится на три самостоятельные части. Северная часть — бывшая соборная площадь с Успенским собором. Центральная — собственно архиерейский двор. Южная — митрополичий сад.
Упадок величественного архитектурного комплекса начался в 1787 году, с принятием решения о переносе архиерейской кафедры из Ростова в Ярославль. Ростовский митрополичий двор остался без внимания и постепенно обветшал. Здания раздали различными ведомствами. Богослужений в храмах не велось, и архиереи были готовы продать его на слом. Критическая ситуация разрешилась благодаря пожертвованиям ростовского купечества — во второй половине XIX века архитектурный комплекс отреставрировали.
По инициатие ростовских купцов, краеведов А.А. Титова и И.А. Шлякова, архиепископа Ярославский и Ростовский Ионафана (Руднева), ярославского губернатора В.Д. Левшина и представителей Московского археологического общества в октябре 1883 года в Белой палате был открыт Ростовский музей церковных древностей. В 1886 году кремль принял под своё покровительство будущий император Николай Второй. В 1910 году Государственная дума законодательно закрепила общероссийский статус музея, постановив отпускать из казны деньги на его содержание. Таким образом, перед нами один из немногих музеев, сохранившихся ещё с времён правления династии Романовых.

Церковь Воскресения Христова, Ростовский кремль

Церковь Воскресения Христова (около 1670 года) должна была исполнять в комплексе Архиерейского двора роль Святых ворот и была ориентирована наружу, на Успенский собор.

Церковь Иконы Божией Матери Одигитрия, Ростовский кремль

Митрополит Иона Сысоевич в 1660-ых годах сформулировал для архитекторов концепцию рая: окружённый стенами с башнями райский сад с зеркалом пруда в центре.

Церковь Иконы Божией Матери Одигитрия, Ростовский кремль

Церковь Иконы Божией Матери Одигитрия (1692—1693 гг.) оформлена в стиле московского барокко. Окраска внешних стен под создающий ощущение рельефа "бриллиантовый руст" - поздняя доработка.

Митрополичий сад, Ростовский кремль

Реконструированный средневековый сад архиерейской резиденции. Восстановлен в соответствии с замыслом митрополита Ионы на основе описи 1691 года.

"Ростовский митрополит Иона (1652–1690) был не только заказчиком многочисленных произведений архитектуры, но и их подлинным автором. Именно ему принадлежали замыслы основных решений их общей композиции и оформления их внутреннего, а также наружного облика. Он творил в переходную эпоху от русского средневековья к новому времени. Очевидно, люди данной эпохи нуждались в каком-то ином, чем прежде, обновленном чувстве сакрального. Одним из наиболее ярких выражений в России этой устремленности стали творения митрополита Ионы.
...
Важнейшим творением Ионы стал ансамбль Ростовского архиерейского двора, носящий ныне позднее название кремля. До недавнего времени считалось, что он сложился на протяжении XVI–XVII вв. Однако натурные исследования опровергли данное мнение. В основных своих частях собственно архиерейский двор был построен в период правления митрополита Ионы (1652–1690) и по единому замыслу."
Источник: А.Г. Мельник, «Ростовский митрополит Иона (1652–1690) как творец сакральных пространств»

"Облик сооружений этого ансамбля, и организация охватываемого ими пространства были наделены чертами подчеркнутой сакральности. Можно сказать, что сакрализация ансамбля носила почти тотальный характер. По замыслу митрополита Ионы, ансамбль должен был с небывалой для того времени наглядностью символизировать небесный град — горний Иерусалим.
...
Подобно горнему Иерусалиму, Ростовский архиерейский двор окружен «большими и высокими стенами». В плане он близок к квадрату, если не считать небольшого выступающего на юг хозяйственного двора. Но снаружи этот выступ практически незаметен. Почти не просматривается он и с центрального двора. Парадные западная и северная стены ансамбля воспринимаются почти как одинаковые. Двенадцать башенных верхов, включая и башню Часобойню (верх утрачен), напоминают о «двенадцати воротах» небесного града. Наподобие же башен возвышаются двенадцать ворот над стенами горнего Иерусалима, изображенного на фреске церкви Воскресения рассматриваемого ансамбля. Двенадцать участков, на которые его стена делится крепостными башнями, символизировали «двенадцать оснований» стен горнего Иерусалима.
По замыслу Ионы, на центральном парадном дворе ансамбля был разбит яблоневый сад со специально выкопанным прудом. Теперь можно лишь мысленно представить, насколько гармонично в конце XVII в. сочетался этот сад со своим архитектурным окружением. Особенно удивительная картина открывалась взору входящего на центральный двор митрополичьей резиденции в период яблоневого цветения."
Источник: А.Г. Мельник, «Ростовский митрополит Иона (1652–1690) как творец сакральных пространств»

Колокола ярославского производства

Голгофский крест с орудиями страстей. Икона резная, Ростовский кремль

Голгофский крест с орудиями страстей в храме. Икона резная, XVIII век. Поступила в музей в 1889 году от А.Кириллова.

Успение Богоматери. Икона резная, XVIII век, Ростовский кремль

Успение Богоматери. Икона резная, XVIII век. Поступила в музей в 1883 году от А.К. Артемьевой.

Колокол отлит на совместном предприятии ярославских купцов Чарышникова и Оловянишникова, Ростовский кремль

Верхняя надпись — отлито на заводе Чарышникова. По нижнему краю — указан содержатель завода Оловянишников.

Колокол отлит на совместном предприятии ярославских купцов Чарышникова и Оловянишникова, Ростовский кремль

Колокол отлит на совместном предприятии ярославских купцов Чарышникова и Оловянишникова

У стен архирейского резиденции выставлено несколько интересных колоколов. У одного из них верхняя надпись говорит, мол отлито на заводе Чарышникова. По нижнему краю этого же изделия указан содержатель завода Оловянишников. С этим двойным именованием связана любопытная история.
"Основание колокололитейного завода Чарышниковых произошло в 1772 году и связано с семьей потомственных мастеров Чарышниковых, чья непрерывная деятельность фиксируется на протяжении всего XIX века и вплоть до 20-х годов XX века. В деятельности этой колокололитейной фамилии выделяются несколько этапов. Первоначально производство находилось в Ярославле, позже в городе Балахна Нижегородской губернии.
Первые достоверные сведения о нем связаны с именем Ивана Григорьевича Чарышникова и относятся к началу XIX века. В это время мастерская представляла собой небольшое частное предприятие, именовавшее себя "заводом" и выполнявшее заказы как у себя в Ярославле, так и на местах. В 1808 году в Ярославле вышла книга Ивана Григорьевича Чарышникова "Книга колокольного мастерства на разные веса колоколов…", где обобщался опыт русского литейного дела к началу XIX века. Впервые предприятие было учтено официальной статистикой с именем владельца "Ивана Григорьева Чарышникова, мещанина" в 1832 году (до этого времени источники неопределенно указывают на существование в Ярославле колокольного завода и заводов медных изделий, в том числе завода медных изделий И.П. Оловянишникова, ставшего впоследствии крупнейшим колокололитейным предприятием России).
...
Примечательно, что в 1840-е - 1850-е годы в надписях на колоколах завода Чарышникова часто встречается имя Ивана Порфирьевича Оловянишникова в качестве "содержателя завода". По мнению некоторых исследователей, совместное производство началось уже в 1772 году и было выгодно для обоих, тогда еще небольших, предприятий. Оловянишниковы имели с заводом Чарышниковых подрядный договор, поставляли заводу медь, имели право продажи готовой продукции и осуществляли некоторый "патронаж" над делами завода. Для производства Чарышниковых это обозначало некоторую несамостоятельность в делах.
...
К 1860-м годам во взаимоотношениях партнеров произошло резкое ухудшение. В объявлении, помещенном в "Костромских ведомостях" за 1867 год, новый владелец производства Оловянишниковых - Порфирий Иванович Оловянишников - обвинил завод Чарышникова в плохом качестве колокольного литья и объявил о намерении прекратить совместное литейное дело. "Противостояние" длилось около 15 лет и закончилась достаточно печально для Чарышниковых, вынужденных прекратить свое дело в Ярославле. Однако до этого завод Чарышниковых вполне удачно продолжал самостоятельно литейное дело.
...
В 1882-1885 годах в деятельности предприятия Чарышниковых произошел перерыв, обусловленный поисками нового места для завода. Сергей Семенович Чарышников в качестве ярославского цехового мастера перебрался с семьей сначала в Муром, где попытки наладить производство не увенчались успехом, а затем в Балахну - небольшой город в Нижегородской губернии. Здесь Чарышников получил в аренду земельный участок на окраине города, недалеко от Троицкого храма. На этом участке в 1887 году Сергей Семенович построил колокольную мастерскую. На протяжении несколько лет в ней числилось всего двое рабочих и было отлито восемь колоколов весом до 800 пудов. Затем производство несколько увеличилось. "
Источник: Ольга Азарова, Юлия Москвичева, "Колокололитейный завод Чарышниковых"