Монастырь расположен на территории Волжско-Камского заповедника, в 30 километрах от Казани. Краткая его история такова: Казанская Раифская Богородицкая общежительная пустынь была основана иноком Филаретом в 1613 году при царе Михаиле Феодоровиче. Название монастырь получил от места на берегу Красного моря, где в IV веке от рук язычников погибли христианские монахи (в честь святых отцёв, в Раифе и Синае избиенных). Новый монастырь долгое время находился в окружении язычников и по аналогии было решено назвать его Раифским Богородицким.
Вид с озера на монастырь |
Дом паломника |
Юго-восточная башня с флюгером |
До пожара 1689 года обитель оставалась полностью деревянной. Сравнительно небольшой по размерам комплекс (по периметру примерно полкилометра), в плане имеющий форму пятиугольника, в 1690—1717 годах был обнесен невысокими зубчатыми стенами с башнями. Эта ограда носила традиционный для монастырей предшествующего времени оборонительный характер, оправданный здесь расположением обители вдали от города среди инородцев. Как обычно, по углам крепости стояли круглые башни, а на пряслах (часть крепостной стены от башни до башни) - прямоугольные, проездные и с церквями. Планировочную ось ансамбля определяли Святые врата. Главная дорога из Казани вела к Святым вратам в восточной стене. Вторые Святые врата "к озеру" акцентировали парадный фасад монастырского комплекса с южной стороны. Кроме того, проездные ворота были устроены также в северной стене монастыря, вблизи хозяйственного двора.
"Раифская свеча" - 60-ти метровая надвратная колокольня, увенчанная 7-ми метровым крестом, встречает каждого, кто приезжает к стенам монастыря. Чуть ниже, в верхнем ярусе башни, часы чистопольского производства. Это увеличенная копия стенных часов упрощённого устройства с гирями, так называемые "ходики". На втором этаже колокольни, над вратами - храм во имя Архистратига Михаила, небесного покровителя М.Атлашкина, купца пожертвовавшего на строительство, и деньги, и кирпичи.
Звонница |
Святые врата |
Стенные часы |
Колокольня |
Строительство звонницы было начато в 1889 году на средства марийского купца Михаила Атлашкина (умер в 1901 году, похоронен на монастырском кладбище). По преданию, настоятель монастыря игумен Вениамин давно планировал перестройку башни, однако он не был полностью уверен в необходимости этого строительства, а также не имел достаточно средств на него. Решил спросить у первого встретившегося ребенка: строить ему колокольню или нет? Пройдя около версты, игумен встретил женщину с маленькой девочкой, которая утвердительно ответила на вопрос о начале строительства колокольни. В этот же день приказал он сделал надлежащие распоряжения. На следующий день к нему пришел купец Атлашкин и сказал:
- Вот, батюшка, явилась у меня мысль пожертвовать вам в обитель заготовленный у меня кирпич - один миллион штук, только смущаюсь я тем, что вам некуда будет употребить.
На что игумен ответил: Спаси Вас Господи, ведь я начал строить колокольню, и кирпич очень нужен.
14 сентября 1891 года в день празднования Воздвижения Креста Господня на новую колокольню подняли крест (его высота 7 метров). Не представляю, как его устанавливали в конце XIX века, ведь когда в 1999 году ураган снес крест, то обратно его устанавливали с помощью вертолета.
Собор в честь иконы Грузинской Божией Матери построен в стиле классицизма в 1835—1842 годах архитектором М.Коринфским. По сведениям из Путеводителя А.Рощектаева строительство обошлось в 50 000 руб. Собранная, как частные пожертвования, сумма была огромной, по тем временам (на рубль можно было кампанией неделю гулять в кабаке). Интересно, что пятую часть (10 000 рублей) внёс один человек - казанский мещанин Дмитрий Орлов.
История иконы, давшей имя собору, такова: в 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию. При этом он захватил многие святыни Грузинской земли, которые затем предлагал для продажи русским купцам, бывающим в Персии. Среди многих похищенных вещей находилась и Грузинская икона Божией Матери, украшенная серебром и золотом. Один персидский торговец предложил её приказчику купца Егора Лыткина, Стефану Лазареву, находящемуся тогда по торговым делам в Персии. Стефан с радостью купил чудотворный образ Богородицы в 1625 году и некоторое время хранил его у себя.
В это время Ярославский купец Егор Лыткин в ночном сновидении увидел эту икону и ему было открыто, что она находится у его приказчика Лазарева, и в то же время получил приказание отослать Грузинскую икону в основанный в 1603 году Красногорский монастырь на Пинеге в Архангельской епархии. Об этом откровении Лыткин на некоторое время забыл. Но когда Стефан в 1629 году возвратился на родину и показал ему икону, то купец тотчас же вспомнил о видении. Он немедленно отправился с Грузинской иконой в Двинские приделы в Черногорскую обитель, где и исполнил виденное ранее предзнаменование. Черногорской обитель была названа потому, что была построена на гористой, мрачной с виду, окруженной густыми лесами местности (близ Холмогор), известной под именем Черной горы. Наименование "Красногорский монастырь" обитель эта получила только впоследствии.
После основания Раифской обители в 1661 году казанский митрополит Лаврентий распорядился послать под Холмогоры одного из лучших летописцев и снять точный список с Грузинской иконы. Список был торжественно встречен в Казани митрополитом и с почестями препровожден в Раифский монастырь.
Собор Грузинской |
Барельефы на стенах |
Собор Грузинской |
В 1689 году пожар, неизвестно отчего возникший, истребил все строения Раифской пустыни, "церкви Божьи со всею утварью и колоколами", как сказано в челобитье игумена Германа. Обитель пришла в крайнее запустение, лишь немного священных предметов и вещей удалось вынести из храмов и келий. Кроме построек также сгорело более 100 десятин заготовленного для строительства леса, что существенно затрудняло восстановление пустыни. К счастью, Чудотворная Грузинская икона Божией Матери была спасена от пожара.
Церковь в честь святых отцов в Синае и Раифе избиенных, построена на месте деревянного храма, освящена в 1708 году. Частично перестроена в 1892-1897 годах по проекту Ф. Малиновского (с добавлением братской трапезной).
Преподобные отцы, в Синае и Раифе избиенные — почитаемые в Православной церкви египетские подвижники, жившие в окрестностях горы Синай в монастыре Святой Екатерины и расположенной рядом Раифской пустыни на берегу Красного моря. Синайские и раифские подвижники проводили особо строгую жизнь - всю неделю они пребывали в келлиях в молчании, в субботу собирались на всенощное бдение и в воскресенье причащались Святых Таин. Питались только финиками и водой. Многие из пустынников прославились даром чудотворения. Первое избиение кочевыми арабскими племенами произошло около 312 года. Второе избиение - через сто лет и описано преподобным Нилом Постником.
Церковь в честь святых |
Цветник на бывшем |
Церковь в честь святых |
Святой преподобный Нил Постник, уроженец Константинополя, жил в IV веке и был учеником святого Иоанна Златоуста. Получив прекрасное образование, Нил еще молодым человеком был назначен на важный пост префекта столицы. К этому времени Нил был женат и имел двух детей. Блеск придворной жизни тяготил супругов. Огромное влияние на их жизнь и их стремления оказывал святой Иоанн Златоуст. Супруги решили расстаться и посвятить себя иноческой жизни. Жена Нила с дочерью удалилась в один из женских монастырей в Египет, а преподобный Нил с сыном Феодулом ушли на Синай, где поселились в выкопанной своими руками пещере. Сорок лет служила эта пещера жилищем преподобному Нилу.
Собор во имя Живоначальной Троицы - одновременно самая крупная (вместимость около 3000 человек) и самая "молодая" постройка Раифского монастыря. Выстроен архитектором Малиновским (его работы можно видеть в Свияжске, Чебоксарах, Казани) в 1904—1910 годах на месте старого храма (конец XVII века) в неорусском стиле. К сожалению, в обители не было достаточно средств и Троицкий собор не был расписан.
Троицкий собор |
Троицкий собор |
Троицкий собор |
После полного закрытия монастыря в 1930 году и происшедших здесь трагических событий. в сентябре 1933 года здесь была организована Раифская трудовая коммуна - колония ОГПУ ТатССР, где в храмах и братских корпусах располагались производственные мастерские, клуб и столовая. В 1938 году НКВД приняло решение реорганизовать Раифскую трудовую коммуну в колонию закрытого типа.
С этих пор Святая обитель и прилегающая к ней территория были превращены в зону, где находились жилые и хозяйственные постройки колонии: в Троицком Соборе был устроен гараж, в Грузинском - клуб, а на втором этаже - спортивный зал. В 1953 году колонию закрыли, с тех пор здесь перевоспитывались подростки-правонарушители и готовились рабочие для деревообрабатывающей промышленности, лесного и сельского хозяйства. Это продолжалось до передачи Раифского монастыря Православной Церкви в 1991 году.
Водосвятная часовня, |
Водосвятная часовня, |
На западной стороне прихрамовой площади Раифского монастыря находится часовня, в которую из артезианских скважин подведена вода.
Солнечные часы |
Северо-Западная башня |
Флюгер одной из башен |
Канцелярия наместника |
Братский корпус - построен на месте предыдущего корпуса (начало XX века) и разобранного в 1960-х годах. Строительство велось по сохранившимся старым чертежам с использованием современных материалов.
Канцелярия наместника монастыря |
Канцелярия наместника монастыря |
Братский корпус |
Софийский храм (1794 год) |
Софийский храм |
Софийский храм |
Софийский храм |
|
|
Софийская церковь над братскими кельями построена в 1739—1827 годах. Это одна из самых маленьких церквей — в храмовой части могут находиться только 7 человек.
Замерзшее Раифское озеро |
Ледяные скульпуры |
Достопримечательностью монастыря являются молчаливые лягушки, которые не квакают вблизи монастыря. Легенда такова: однажды монахи Раифского Богородицкого монастыря попросили у Бога милости — избавить их от кваканья лягушек, мешающего им петь. Случилось чудо - лягушки замолчали. И молчат по сей день, хотя на берегу чудесного озера, где стоит Раифский Богородицкий монастырь они водятся в избытке. Многие пытались развенчать этот миф. Привозили сюда французских жаб, которые вблизи монастырских стен замолкали. Увозили исследовать монастырских лягушек. Но уже в километре от монастыря они начинали возбужденно прыгать, а затем заливались громким раскатистым кваканьем. Молчание лягушек — чудо, с которым сталкивается каждый, приезжающий в Раифу.
Несколько снимков монастырской ограды, выполненной в традициях фортификационного строительства своего времени. Сложенные из кирпича стены и башни побелены, по углам ограды возвышаются круглые башни под гранеными железными кровлями, увенчанные флюгерами.
Часовня на южной стене |
Угловая Юго-восточная |
Угловая Юго-восточная |
Статуя кота на фоне |
Считается, что когда-то в башне, находящейся в южной стене ограды, был домовый храм, но ещё в середине XIX века здесь устроили монастырскую гостиницу, и оно утратило культовое назначение. Храм, расположенный в башне ограды - явление не редкое, но в данном случае сооружение по своей архитектуре больше похоже на храм, нежели на башню. К числу таких признаков относится апсида (алтарный выступ), к сожалению, не видимая на фотограии с выбранного ракурса. После возвращения монастыря Церкви здание освящено не было, тем не менее, в различных источниках и на сайте Раифского монастыря оно значится как "часовня на южной стене". Сейчас восстановлены внешние атрибуты церкви - глава и крест, но сам храм не возобновлен.
В завершении - несколько снимков с берега. Озеро когда-то называлось просто Сумкой, как и речка, протекающая сквозь него, теперь, как и обитель, именуется Раифским.
Вернуться к оглавлению раздела
На главную страницу
Создано 30/03/2012
Обновлено 30/08/2012