Сремские Карловцы
Виноделы Живанович
Крепость Петроварадин
Центральная площадь города Нови-Сад
На третий день пребывания в Сербии мы отправились в столицу Воеводины, город Нови Сад. Как-никак культурная столица и один из духовных центров Сербии. Дело в том, что автономная провинция Сербская Воеводина, где компактно селились бежавшие от османского ига православные сербы, была частью Австро-венгерской империи. О каком-либо развитии культуры Сербии, находившейся под турецким игом, речь быть не могло. Все созидательные силы находились за пределами оккупированных территорий. Ниже по тексту я постараюсь кратко рассказать об этих перекосах. Сейчас скажу только, что эта область лишь в 1944 году была присоединена к Сербии. Поэтому, не взирая на статус религиозной и культурной автономии, местная архитектура сильно отличается от традиционной, сербской.
Не доехав десятка километров до Нови Сад мы заехали в город Сремски-Карловцы. Городок этот маленький, атмосферный, насквозь исторический и культурный, он требует именно несуетного, пешего передвижения. Оставив машину в районе площади Бранка Радичевича (известный сербский поэт XIX века, а по совместительству участник национально-освободительного движения) мы отправились на краткую прогулку. Вокруг площади, являющейся пешеходной зоной, столпились наиболее интересные и самые красивые здания. По сути облик центра города сформировался благодаря митрополиту и Патриарху Сербскому Георгию (Бранкович), занимавшему этот пост в 1890-1907 годах. Митрополит пригласил архитектора Владимир Николича, который и построил помпезную Патриаршую резиденцию с часовней Св.Димитрия (1894 год), здание Церковно-народного фонда, семинарию (1901) и другие строения. Забегая вперед, скажу, что тот же архитектор построил епископский дворец в центре города Нови Сад.
Пройдя на площадь между первой сербской православной семинарией и пафосной резиденцией митрополита, подходим к изящному белому собору Св.Николая, увенчанному двумя черными шпилями. На момент строительства (1758-1762 годы) он являлся самой большой церковью Сербии. Но внешний вид - это ещё не всё. Именно здесь мы впервые познакомились с простыми порядками в сербских храмах: стулья и вешалки для верхней одежды вдоль стен, женщины без платка и в брюках, отдельное помещение для свечей, общение не приглушённым голосом, заезжающие в храм детские коляски. Интересно, что есть и внешние отличия: витражные окна, крест без диагональной линии, внутренний балкон над входом, картины на стенах вместо фресок и т.д.
Православная семинария |
Патриаршая резиденция |
Площадь Бранка Радичевича |
Четыре льва |
Кстати, о картинах. По приглашению всё того же митрополита Георгия в Сремских Карловцах работал известный сербский живописец Павле (Пайя) Йованович (картины "Урок фехтования", "Раненный черногорец" и др.). Во время реставрации собора Св.Николая он бесплатно написал 11 библейских и исторических композиций. Кроме того, также бесплатно, он расписал иконостас церкви в городе Долово и соборной церкви в городе Нови-Сад.
С именами митрополита Георгия Бранковича и художника Йовановича связана одна интересная история. В 1895 году живописец получил заказ от парламентского комитета возглавляемого патриархом Сербским: увековечить Великое переселение сербов во главе с карловицким патриархом Арсением III в 1690 году. Работу над картиной Йованович начал с поездок по монастырям в поиске исторических свидетельств и документов. Надо сказать, что в этом большую помощь художнику оказал ученый и историк, архимандрит Илларион Руварац.
Собор Св.Николая |
Витражи собора Св.Николая |
Картины на стенах собора |
Сиденья и вешалки вдоль стен |
Вообще, вопрос о руководящей и направляющей роли сербской православной церкви и лично Арсения III в организации миграции сербов - очень непростой. Во времена написания картины Йовановичем исход изображался как организованное православной церковью движение народа, возглавляемое самим патриархом. Но существовала и группа историков, рассматривавших это переселение как результат злонамеренной деятельности Арсения III, который увёл народ под корону Святого Стефана, действуя по заданию правящей династии Габсбургов. Оппонентом этой группе выступил вышеупомянутый Илларион Руварц, который впервые откровенно назвал исход 1690 года "самым обычным бегством". Современные историки придерживаются той же точки зрения. Вот что пишет Ю.Костяшов в монографии "Сербы в Австрийской монархии в XVIII веке":
"Нет сомнений, что переселение началось и протекало как стихийное бегство народа, единственным мотивом которого было желание спасти жизнь. В условиях же всеобщей паники пример патриарха мог оказаться заразительным и способствовал расширению масштабов бегства. Тем более, что вместе с патриархом передвигалась многочисленная свита, в пути к нему присоединялись другие священники и монахи, а в обозе Черноевича перевозились мощи князя Лазаря и другие сербские святыни. Бегство патриарха придавало переселению особый смысл, делало его каким-то всеобщим, особенно если учитывать ведущее место, какое занимал глава церкви в жизни тогдашнего сербского общества."
И только в момент, когда сербы, отступавшие вместе с австрийской армией, достигли Белграда, Арсений III впервые выступил в роли предводителя сербов. Как и любого беженца его волновало будущее, а точнее: каким будет статус сербской православной церкви и её главы в чужом, католическом, государстве? А надо сказать что несколько раньше, 6 апреля 1690 года, Леопольд I издал Манифест балканским народам где обещал защиту и покровительство, а также сохранения прав и привилегий, в том числе свободы вероисповедания, всем, кто будет способствовать успеху борьбы с турками.
Ну что же, сохранение привилегий и свободы веры - это хорошо! Патриарх постарался создать у Габсбургов впечатление, что это именно он управляет толпами беженцев и вести переговоры нужно именно с ним. Для этого в июне 1690 года в Белграде созывается "духовный и светский сбор". Результатом работы этого собрания стала петиция Леопольду I. Содержание петиции наглядно раскрывает мотивы Арсения III. Список сербских пожеланий уместился в шесть пунктов и ограничивался исключительно предоставлением прав и привилегий духовенству. Патриарх запросил даже меньше, чем было обещано в Манифесте, который предусматривал выбор своего воеводы и собственное управление.
Вот только турки не стали ждать окончания переговоров и в конце сентября осадили Белград. Австрийцы, в силу недостатка сил, выбрали тактику "враг в панике бежит за нами" и 8 октября город пал. Сербы вместе с австрийцами отступили за Дунай. Оценка количества беженцев очень противоречива, но есть донесение кардинала Леопольда Колонича от 1706 года, в котором говорится, что патриарх Арсений "привел с собой 40000 душ под защиту австрийского дома". Понятно, что это была только первая волна и что миграция шла постоянно. В уже упоминавшейся монографии "Сербы в Австрийской монархии в XVIII веке" приводятся статистические данные: "Первые относительно точные сведения о численности сербов в Австрии дала перепись 1797 г., когда на всей территории Венгрии, включая Хорватию, было зафиксировано 678505 православных сербов".
Собор Св.Николая |
Главная икона храма |
Иконостас |
Внутренний балкон |
Вот об этих драматических временах и предстояло написать монументальную картину-напоминание. Весной 1896 года, полотно размером 22 квадратных метра было представлено Бранковичу Заказчик, говоря языком интернет-мемов, "остался недоволен". Мол, не понимаешь ты, Пайя, политического момента. Мы тут бьёмся за права сербов в Австро-Венгерской империи, тактично намекаем, что именно мы в 1690 пришли и геройски защитили Европу от мусульманских орд. А ты что изобразил? Каких-то беженцев с домашним скотом, которых по доброте душевной приютила Австрийская Корона Святого Стефана. Историческая правда это хорошо, но не актуально. Хотели мы отправить твоё творение на грандиозные торжества в честь 1000-летия обретения венграми Родины, да ты нам всё испортил. Переделать уже не успеешь, поэтому поедет другая твоя картина, написанная в рамках государственного заказа - "Вршацевский триптих". Там уборка урожая, всё идеологически нейтрально. Впрочем, с запланированными торжествами у австро-венгерской монархии всё равно не очень гладко получилось, но это уже совсем другая история.
В общем, переписал автор правую половину картины, заменив женщин, детей и стада овец на сербских солдат при доспехах и оружии, но фигу в кармане явно скрутил. После исполнения обязательств по государственному заказу (стоимость лота 10000 форинтов) Пайя Йованович написал ещё одну, свою, версию "Переселения" (выставлена в Национальном музее в Панчево), а право на тиражирование обоих версий картины продал купцу из Загреба Петру Николичу.
Но вернёмся в наше время, к прогулке по площади имени Бранка Радичевича, поэта, который воспел свой родной город. За собором - построенная в 1770 году колокольня католической церкви св. Троицы. Подходим к мраморному фонтану "Четыре льва", созданный в 1799 году итальянским архитектором Априли. Вода льется из трубок, выходящих из пастей маскаронов (декоративный рельеф в виде человеческого лица или головы животного) в виде львиных морд на четырех сторонах центрального столба. Поводом для сооружения явилось окончание строительства городского водопровода.
Напротив - здание городского магистрата, 1811 года постройки. С балкона этого здания 13 мая 1848 года была провозглашена Сербская Воеводина. В этот день собрание сербов, проживавших на землях империи Габсбургов, провозгласило объединение частей провинций Срем, Банат, Бачка и Баранья в единое княжество Воеводина. Сейчас здесь размещается городской архив. Кстати, этому событию посвящена одна из картин в соборе Св.Николая.
Карловачка гимназија |
|
|
Решётка для чистки обуви |
Расположенное в своём собственном парке здание первой сербской гимназии замыкает архитектурный ансамбль площади. На входе в сад - бюст всё того же Бранко Радичевича, знаменитого поэта, который когда-то учился в этой гимназии. Надо сказать что после Великого переселения 1690 года патриарх Арсений III безуспешно обращался к венскому двору за разрешением открыть сербскую школу и типографию. Дело образования сербских детей удалось сдвинуть митрополиту Моисею Петровичу, который получил от Петра I двух учителей - Максима и Петра Суворовых, которые создали в Карловцах начальную школу, где начали преподавать на церковно-славянском языке. В 1733 года открылась Славяно-Латинская школа, закончив которую можно было переходить к получению высшего образования.
Но только 11 октября 1791 года митрополиту Стефану Стратимировичу, удалось получить от Леопольда II согласие на открытие сербской гимназии. Митрополит Стратимирович убедил богатого карловацкого торговца Димитрия Сабова, что его благотворительные пожертвования нужно употребить на открытие гимназии. Дмитрий Анастасиевич Сабов внёс 20000 форинтов серебром. Для сравнения - все прочие богатые карловацкие сербы собрали ещё 13100 серебрянных форинтов. Гимназию-то открыли в старом здании Латинской школы, но тут сменился монарх и пришлось ждать год, пока в 1792 году император Франц I не подтвердил разрешение на её открытие и учебный план. Впрочем, в это время уже работала подготовительная школа. В 1852 году в гимназии появились 7-ой и 8-ой классы, а с 1860 года она стала носить имя Святого Саввы.
Прошло 100 лет, гимназия выпустила более 18 000 человек, но и здание обветшало и в 1890 году его снесли. 12 мая 1890 года, уже хорошо известный нам митрополит Георгий Бранкович освятил закладку нового здания. Кстати, вышеупомянутый историк и священослужитель Илларион Руварц также учился в этой гимназии. Здание в сербско-византийском стиле, с богато украшенным главным входом, проектировал будапештский архитектор Дюла Партоша. Строительство завершили 19 октября 1891 года.
С темой финансирования стройки у меня остались неясности, связанные с плохим пониманием сербского языка. Вроде бы возвели здание на деньги двух братьев-священослужителей - патриарха Германа и священика Стефана. По крайней мере, над входом точно сделали надпись: "Братья Ангелич - сербскому народу".
Важной вехой стал 1907 год - в гимназию начали принимать и девочек (первоначально занимались только городские, под присмотром родителей). Затем начали приезжать сербские девочки из других областей.
Вот такое это интереснейшее место. За дальнейшими подробностями, новостями и условиями поступления - на сайт Карловачка гимназија.
Белый платан |
Нижняя церковь, 1712 год |
|
|
Если пройти чуть дальше по улице, то вы достигнете древней православной церкви, так называемой Нижней, что построена не то в 1712, не то в 1718 году. Во дворе церкви растет огромный платан, посаженный при закладке фундамента церкви. Он считается самым старым в Европе.
В городе есть ряд достопримечательностей, которые мы не успели осмотреть (мы уже успели пожалеть, что экскурсию вёл не Марьян Стойкович, к энтузиазму которого мы за пару дней уже привыкли). Это памятник российскому дипломату сербского происхождения Савве Лукичу Рагузинскому-Владиславичу, памятник генералу Врангелю, прекрасная обзорная площадка с видом на крыши города, а также капелла, сооружённая в память о подписании здесь в 1699 году Карловицкого мирного договора между Османской империей и Священной Лигой (Австрией, Венецией, Польшей). Это был первый договор, по которому Османская империя уступала Австрии всю Венгрию и Трансильванию и не получала ничего взамен. Стало очевидно, что военное могущество Османской империи пошло на спад, а баланс сил в Европе изменился.
Что касается непосредственно переговорного процесса, то у него имелись несколько особенностей. Чтобы придать всем участникам переговоров одинаковое значение, в зал для переговоров входили через четверо дверей. По той же причине здесь, впервые в истории дипломатии, официально использовали при переговорах круглый стол. Яндекс подсказывает нам: "Первая капелла была сооружена на этом месте в 1710 году, а современное здание - в 1817, и его круглая форма напоминает о форме переговорного стола. В капелле тоже четыре входа, но восточный, соответствующий тому, через который когда-то в помещение для переговоров входили представители Турции, был забит, что выражает символический протест против их возвращения".
Сремски-Карловцы находятся в богатом, виноградарском крае. Редкий путеводитель не упомянет о том, что виноградную лозу привёз в этот край римский император Проб в 273 году. Звучит красиво и убедительно, вот только правил этот император с 276 по 282 годы. Неувязочка, поэтому копнём поглубже.
Итак, Marcus Aurelius Probus. Аврелий Виктор в своём труде "Извлечения о жизни и нравах римских императоров" называет его "Проб, сын поселянина, усердного садовода, по имени Далмаций". Родился он в Сирмии (от этого произошло название исторической области Срем), сейчас там город Сремска Митровица, это неподалёку от нынешнего Нови-Сад. Ни богатого наследства, ни высокопоставленной родни, зато силы и отваги с избытком. Будучи юношей, он настолько проявил себя в войне с готами, что по решению Валериана получил звание трибуна и командование над легионом. Позднее он участвовал в походе на Пальмиру при Аврелиане, затем воевал под Карфагеном и в Ливии.
Как командир Проб был строг и справедлив: не допускал бессмысленной жестокости, а если не было военных действий, отправлял легионеров на общественные работы. Там, где он служил, руками солдат было построено множество мостов, храмов, портиков, базилик, расширены устья многих рек, осушено множество болот. С одной стороны, солдат должен быть занят, иначе обязательно встанет на скользкий путь нарушения воинской дисциплины, с другой - такая хозяйственная деятельность не способствовала популярности воинского начальника. Однако, в 276 году, после убийства Тацита, восточные легионы единодушно провозгласили Проба императором. Говорят, что Проб не сильно был рад этому избранию и даже произнёс: "Это вам не выгодно, воины, вам со мной не будет хорошо: ведь я не могу заискивать перед вами". Шесть лет его правления были заполнено войнами с варварами и узурпаторами, но опустим подробности военных походов, нам сейчас интересна другая тема.
Читаем в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона: "Чтобы заселить опустошенные пограничные провинции, Проб в 279 году поселил в Мизии и Фракии целые массы варваров, легко поддававшихся романизации. Особенно заботился он о земледелии. С этой целью он отменил старинное, для одной только Италии выгодное запрещение разводить маслину и виноградную лозу в заальпийских (трансальпийских) землях и таким образом положил начало производству растительного масла в Провансе и разведению виноградников в Галлии, на Рейне и в Паннонии." Римская Паннония это как раз и есть интересующий нас регион Придунавья. Аврелий Виктор выражается более кратко: "Он разрешил галлам и паннонцам разводить виноград и трудом солдат засадил виноградниками гору Альму близ Сирмия и Аурею близ Верхней Мезии". Так что с датами в путеводителях что-то напутано, солдаты легионов Проба разбили виноградники скорее всего уже после 279 года.
Кстати, сгубила императора всё та же хозяйственная активность. В 282 году, идя на войну против персов, он по пути завернул в родной город Сирмий (тот что сейчас Сремска Митровица). Решив сделать очередное доброе дело Проб поставил много тысяч воинов копать огромный ров для осушения болот и отведения лишней влаги в реку Сава. Возмущенные этим воины убили его.
Возвращаясь к Сремским Карловацам, хочу сказать, что уникальные виды вина "Ауспрух" и "Бермет" производят только тут и только из черного винограда, растущего на склонах Фруктовой горы. Технология производства "Бермета" в общих чертах такова: в бочку слоями закладывают виноград и более 20 видов ароматических трав и специи, затем их заливают прошлогодним вином и оставляют на три месяца. Мне больше понравился белый "Бермет" от семьи Живанович.
Следующим пунктом нашей экскурсии стал Петроварадин. Краткая историческая справка: некто поставил крепость Peterwardein, вокруг которой вырос город, но только для католиков. Православные сербы, которых не пускали в тот правильный город, построили свой за речкой Дунаем. Императрица австрийская предложила для него имя Нови-Сад, а других вариантов как-то не нашлось. Со временем концепция переменилась и Нови-Сад стал городом, а Петроварадин - его районом. Правда всё просто?
Так вот фортификационная история этого места несколько сложнее. Началось всё очень традиционно - с римлян. В I веке они построили линию укреплений для защиты от варваров своих северных границ ("римский придунайский пояс"). В интересующем нас месте они соорудили крепость Cusum. Римляне так хорошо обжили это место, что неподалёку, в Сирмии (сейчас Сремска Митровица) родилось аж десять римских императоров, в том числе и уже известный нам доблестный Проб (тот, у которого отец был усердным садоводом, потом работал центурионом и умер в Египте).
Внезапно настало 17 января 395 года, римское империя была разделена на Западный и Восточный престолы. Западная римская империя существовала до 476 года, Восточная империя превратилась в самостоятельное государство Византию, а Cusum оказался на её периферии. Теперь приготовьтесь заглянуть в калейдоскоп, потому что в 375 году с вторжением гуннов в Европу начинается невообразимый беспорядок под названием "Великое переселение народов". Среди прочих нехороших поступков за гуннами числится отобранный у византийцев замок по имени Петрикон (не то в честь св.Петра, не то от "петрос" - камень). В V веке сюда пришли авары, а с середины VI века в крепости живут славяне. В конце VIII века Срем и Петроварадин вошли в состав державы франков Карла Великого. В IX веке крепость Петрикон (на славянских языках Петрик) входит в состав Болгарского царства. С XI по XIII век этот регион стал предметом борьбы Венгерского королевства и Византийской империи. В 1237 году крепость окончательно перешла к венграм и стала Петерварадом (замок Петра). В 1526 году, том самом, когда в битве под Мохачем Венгрия потеряла независимость, 1000 венгров и сербов, все защитники замка, погибли, пытаясь противостоять войску Сулеймана Великолепного.
Наступило некоторое затишье, Петроварадин (не знаю, как его называли турки) был всего лишь османским портом на Дунае. Но тут австрийцы напряглись и в 1690 году отобрали его у турок. Не иначе как при Венском дворе учили историю или кто-то просто заподозрил, что турки не успокоятся (это как раз тот момент, когда Габсбурги проиграли очередную войну с турками, те заняли Белград, а в Австрийскую империю хлынул поток сербских беженцев во главе с Арсением III).
Так или иначе, но в октябре 1692 года император Леопольд I послал принца Круи снести на фиг все предыдущие укрепления и заложить Петроварадинскую крепость. Сообразив, что принц в одиночку много не накопает, в помощь ему дали двух австрийских генералов: Кайзерфельдт и Марсильи. Через два года турки поняли, что "Дунайский Гибралтар" на границе империй Османской и Австрийской - постройка очень даже лишняя и решительно вмешались в ход строительства (а может просто нашлись время и силы чтобы заняться этим вопросом). И вот, в 1694 году великий визирь Али Паша осадил недостроенную крепость. По причине плохой погоды эта осада длилась недолго - три недели.
А в 1716 году австрийский полководец принц Евгений Савойский дал бой туркам у стен новой крепости. Путеводители любят подчёркивать, что полководец приходился внучатым племянником кардиналу Мазарини, хотя при чём тут высокое родство - непонятно. Свои победы принц Савойский добывал совершенно самостоятельно, зачастую воюя в меньшинстве. Так, в Петроварадинском сражении численность османской армии составляла 120 тысяч, а австрийской - 83 тысячи. Впрочем, на этом военные действия не закончилась, поэтому представлять эту баталию, как событие решившее исход всей войны - в корне неверно. В следующем году Евгений Савойский прогнал турок из Белграда, а затем, двигаясь по долинам балканских рек, продолжил наступление на юг, глубоко проникнув вглубь территории Османской империи. Война закончилась только 21 июля 1718 года заключением Пожаревацкого мира, по итогам которого Австрия сохранила за собой Белград и Темешвар, и сдвинула свои границы дальше на юг. Впрочем, через 21 год Австрия потеряла все приобретённые территории, когда поспешно (без ведома своего союзника России) вышла из неудачной русско-австро-турецкой войны 1735-1739 годов и заключила отдельный мир с Турцией.
В общем, конца Османо-Габсбургским войнам не предвиделось и крепость продолжали усиливать. К 1728-му году было сооружено пять бастионов Верхней крепости. Бастион Леопольда - сегодня это смотровая площадка, известен туннелем, по которому можно добраться до 70-ти метрового большого Военного колодца. Бастион Людвика - известен нам тем, что в XVIII веке на нём установили часовую башню. Она несколько завалена набок, а ее часы имеют особенность: большая стрелка - часовая, а малая - минутная. Часовую стрелку сделали большой, чтобы проплывающие по Дунаю видели, который сейчас час. Минуты же были не так важны. Ещё три бастиона носили имена Иосифа II, Иннокентия и Марии Терезии. Каждый из них проектировался как отдельная крепость. Между собой они связаны подземными галереями, которые прокладывали под уже готовыми постройками с 1768 по 1776 годы.
Как я уже говорил, гражданам православного вероисповедания было запрещено селиться возле крепости. В 1694 году на левой стороне Дуная, напротив нынешней "Петроварадинской тврджаве", было возведено фортификационное сооружение, вот возле него и возникло сербское село, из которого и вырос город. Первоначально он назывался Ratzen Stadt, Ratzenstatt или Peterwardeiner Schantz. С окончанием Османо-Габсбургских войн, утратившие военный статус крупные поселения с ремесленниками и торговцами стремились откупиться от государственного управления их территориями Дворцовой Палатой. Покупая свободу (акт елибертации), такое поселение обретало статус "свободного королевского города", означавшего широкую автономию, возможность быть представленным в саборе, право выбирать магистраты. Кроме того, такой город освобождался от уплаты таможенных, дорожных и торговых пошлин по всей стране. Налогом облагался сам город, который распределял его между своими жителями.
Асталсарен.com сайт кафе |
Кафе Разноцветный стол |
Шарен - разноцветный , |
Многозначное: много |
Горожане "откупили" Peterwardeiner Schantz у Дворцовой палаты за 95 000 форинтов и в феврале 1748 года императрица Мария Терезия дала поселению имя Neoplanta, что по латыни означает "Новый сад". А ровно через 100 лет после этого события в Венгрии случилась революция. Жившие в австрийской империи сербы воспользовались моментом и попросили у венгерского революционного правительства согласия на объединение сербских земель и предоставление им широкой национальной автономии, но безуспешно. Сербское же княжество занимало двусмысленную позицию. Официально помощь воеводинским сербам они не оказывали, т.к. правители княжества были напуганы революционными волнениями в соседнем государстве и опасались, чтобы волна выступлений не перекинулась и к ним. В тоже время политические и экономические интересы привели к неофициальным поставкам "австрийским" сербам денег, пороха, свинца и около 2000 добровольцев.
Воеводинские сербы подняли вооружённое восстание против венгерских властей, а в Сремском Карловаце, как я уже рассказывал выше по тексту, была созвана народная скупщина сербов Австрийской империи и провозглашено образование автономной Сербской Воеводины. Митрополит Иосиф Раячич, возглавивший мятеж и получивший от скупщины всю полноту гражданской власти в Воеводине, начал переговоры с императором и поддержал подавление венгерской революции. А тут ещё на помощь австрийцам пришла российская империя и в 1849 году интервенция российской армии привела к подавлению венгерской революции.
|
|
|
|
"Свое участие в революционных событиях 1848- 1849 гг. сербы расценивали как трагическую ошибку. В мемуарах и литературных сочинениях отразилось глубокое разочарование современников тем, что ценой пролития крови им ничего не удалось добиться. Более всех остальных негодовали сторонники идеологии "привилегий", получаемых в награду за сербские военные заслуги перед Империей и династией. Обвиняя венский двор в неблагодарности, они представляли себя в качестве орудия Габсбургов, что только усугубляло негативное отношение к ним со стороны тех, кого объединяла идеология демократии революции. В их глазах сербы оказались в лагере европейской реакции, среди душителей революции. Односторонние и необъективные поборники революции, среди которых самым влиятельным был Карл Маркс, осуждали сербов наравне с русским царем."
Источник: Сима Чиркович, "История сербов"
Но речь сейчас не об этом, а о том, что в июне 1849 года, в конце гражданской войны, сербы, воевавшие с венграми (как оказалось, фактически за сохранность Габсбургской империи), попытались захватить Петроварадинскую крепость. Венгры, засевшие в крепости, подвергли разрушительному артиллерийскому обстрелу Нови-Сад, который сгорел в ужасном пожаре. Так что все старые дома - на самом деле не старше середины XIX века.
Ратуша ("Градска кућа") на Площади свободы построена одновременно с католическим собором. Перед зданием - памятник Светозару Милетичу, работы хорватского скульптора XX века Ивана Мештровича. Монумент воздвигнут в 1939 году на месте чумной колонны XIX века. Милетич был лидером сербской оппозиции в венгерском парламенте. Что можно сказать о Милетиче? Это политик, который возглавлял либеральное крыло национального движения сербов Воеводины, представленное молодёжной организацией "Омладина" (основана в 1866 году). Они были готовы идти на союз с венграми в борьбе против монархии Габсбургов. Вот только венгры на это как-то не пошли и заключили в 1867 году Австро-венгерского соглашение. Соответственно, либералы во главе с Милетичем обратили свои усилия на достижение политической автономии Воеводины и федерализацию Австро-Венгрии.
В центре города - Кафедральный Собор Святого Георгия. Первый храм на этом месте был построен в 1734 году, но во время упомянутого выше эпизода с артиллерийским обстрелом города и последующим пожаром он был разрушен в июне 1849 года. От тех времен остался только крест из розового мрамора, что стоит во дворе, ближе к зданию резиденции епископа. Здание, которое вы видите на фотография строилось очень долго - с 1860 по 1905 годы. И кстати, часть икон в "новом" соборе написана уже известным нам сербским художником - Пайей Йовановичем.
Кафедральный католический собор Святой Марии расположен на Площади Свободы, сооружен архитектором Гюла Молнаром в неоготическом стиле в конце XIX века. Крыша покрыта уникальной цветной черепицей, произведенной в Венгрии на Фарфоровой мануфактуре Жолнаи (основана в 1853 году Вилмошом Жолнаи), которая знаменита своей эозиновой глазурью и пирогранитной керамикой. Высота колокольни - 76 метров.
Вернуться к оглавлению раздела
На главную страницу
Создано 01/07/2014
Обновлено 18/07/2014