Израиль, Иерусалим

28 января 2011 года.

Гроба Господня (Воскресения Христова) Храм в Иерусалиме

История.

Иерусалим был полностью разрушен римлянами в 70 году нашей эры. В новом городе, под названием Элия Капитолина, построенном Адрианом на руинах Иерусалима, на местах Мучения Христа (Голгофе и Гробнице) были возведены римские храмы. С победой христианства и после его принятия римским императорским двором в годы правления Константина Великого, Св.Елена, мать императора, разрушила римские языческие храмы. Под их развалинами она обнаружила места Мучения и над ними построила Храм Гроба Господня (325-335 годы н.э.). В 1009 году магометанские фанатики сравняли Храм с землей, и только в 1042 году с помощью и при материальной поддержке византийского императора Константина Мономаха, здание Храма было отстроено вновь. Вообще, за свою многовековую историю Храм Гроба Господня неоднократно переходил из рук в руки различных конфессий и мусульманских правителей, разрушался и восстанавливался снова. В 1927 году он сильно пострадал при землетрясении, но был быстро восстановлен.

У стен старого города Подворье Гефсиманского Успенского мон-ря (Малая Гефсимания) Вход в Храм Гроба Господня

Status quo

Период 1187-1857 гг. - темные страницы в истории Храма. Соперничество, фанатизм и частые кровавые стычки между христианскими общинами использовали мамелюки и позднее оттоманцы, превратив святые места в выгодный торг, продавая их той конфессии, которая платила больше денег. Такое положение продолжалась до тех пор, пока соперничающие христианские общины не пришли к соглашению, подписав знаменитый Договор режима мест паломничества, известный также, как "status quo".В результате Храм был разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв.
Договор определил границы, но он не позволяет решить постоянно возникающие проблемы:
Кувуклия требует капитального ремонта, но этому противятся греки. После пожара 1809 в году именно они восстановили Кувуклию. С тех пор все надписи на ней сделаны исключительно на греческом языке, а доступ паломников и туристов к Гробу Господню регулируют только представители Греко-православной церкви. Разумеется они боятся утратить свое особое положение в принадлежащей всем конфессиям Кувуклие.
Необходимо построить новый общий туалет, но и его строительство зашло в тупик - на этот раз противятся армяне.
Власти Израиля требуют строительства пожарного выхода, а для этого необходимо согласие всех шести конфессий. Вопрос на чьей территории его сооружать не могут решить с 1996 года.

Эти недоразумения между различными конфессиями с древних времен досаждали арабским правителям Иерусалима, поэтому ключи от храма в 1109 года были переданы арабско-мусульманской семье Joudeh, причем право отпирать и запирать дверь принадлежит другой мусульманской семье Нусейбе. Эти права на протяжении веков передаются в обеих семьях от отца к сыну. Каждое утро в четыре часа шейх Нусейбе отпирает двери Храма, и запирает их каждый вечер в шесть. Кроме того, в его обязанности входит опечатывать Кувуклию перед церемонией Снисхождения Благодатного Огня.

Вход в Храм Гроба Господня.

На левом снимке - типичное произведение романской архитектуры XII века, иначе говоря: южный фасад и вход в Храм Гроба Господня. Правая дверь заложена при Салах-ад-Дине. Ключи от левой двери, как написано выше - у двух арабских семей. В сдвоенных люнетах портала когда-то находились мраморные барельефы, изображавшие «Вход Господень в Иерусалим» и «Погребение Спасителя». В настоящее время с целью предотвращения разрушения они переданы на хранение в Музей Рокфеллера в Иерусалиме. В правой части фотоснимка - католическая Франкская капелла, внутри которой находится Часовня Разоблачения (Предел Деления Риз), место где с Иисуса сорвали одежду перед распятием.

Вход в Храм Гроба Господня. Вечная лестница

Справа перед входом в храм - деревянный люк, прикрывающий гробницу рыцаря Филиппа д'Обинье, сопровождавшего германского императора Фридриха II при въезде в Иерусалим в 1229 году.
В правой части среднего снимка - знаменитая вечная строительная лестница, стоящая на карнизе над входом. Когда подписывался договор "status quo", её забыли убрать. А после подписания - убрать стало невозможно. В результате, деревянная лестница всегда стоит над входом в Храм, когда же она приходит в негодность - её восстанавливают.

Камень помазания.

Внутри храма, напротив входа, лежит Камень помазания. На нём тело Иисуса Христа было умащено благовониями перед положением его во гроб. Чтобы камень не растащили по кусочкам он покрыт красной мраморной полированной плитой (толщиной 30 см), на боковых сторонах которой вырезан греческий текст тропаря св.Иосифу Аримафейскому. Соответствующий евангельский текст на греческом языке высечен на мраморной доске, висящей на стене, справа от Камня. Рядом арка с крутой лестницей наверх - подъем на Голгофу.

8 лампад, по числу христианских церквей, представленных в Храме. Мозаичное панно У Камня Помазания

На левом снимке - 8 лампад горящих над камнем, по числу христианских церквей, представленных в Храме.
В снимке в центре - большое мозаичное панно, располодженное на стене у Камня помазания, выполненное в византийском стиле в 1990 году.

Ротонда

Ротонда - круглое здание, называемой по-гречески "Анастазис" - "Воскресение". Сооружение диаметром 32 метра, покрывающее своим куполом Могилу Христа. Оно сохранило первоначальный план постройки четвертого века,осуществленной при Св.Елене. Внутри этого огромного здания находятся множество церквей и святых мест поклонения, все связанные со Страданием и Воскресением Христа.
Некоторые из мест поклонения Храма, такие как Голгофа и Гробница Христа, имеют Евангелическую, историческую и топографическую подлинность. Другие, как Камень Помазания, могила Иосифа, место паломничества "Не Прикасайся ко Мне" были определены около места Голгофы, благодаря своей тесной связи с событиями Евангелия. Такие, как например, место захоронения черепа Адама, определены, исходя из их символического и теологического значения. Есть места, посвященные какому-либо лицу или событию, как, например, часовня Лонгиноса и Св. Елены. Наконец, существуют места, установленные в Храме в результате тяжелых политических условий: столб Бичевания и часовня Плача.

Гробница Иисуса Христа (Святая Кувуклия).

В центре Ротонды - Гробница Иисуса Христа. Она помещена в небольшую (8х6 метров) часовню, возведенную на том месте, на котором когда-то находилась подлинная иудейская гробница. Часовня (католическое название - "эдикула", православное - "кувуклия") включает две отдельные комнаты: вестибюль (Придел Ангела) и погребальную камеру, изначально вытесанную в скале.

Металлический внешний скелет Кувуклии В стенах проделаны два отверстия, через которые на Пасху подаётся Святой Огонь.

Пещера Гроба Господня - небольшая (207х193 см) камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, "лавицей", на котором покоилось тело Христа. Лавица покрыта трансенной (мраморной плитой). Плита появилась в Кувуклии в 1555 году по причине того что каменное ложе Спасителя было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой частицу святыни.
На мраморном пологе находятся три иконы "Воскресения": от латинской, греческой и армянской Церквей, как основных христианских исповеданий. Поэтому здесь и совершаются ежедневно три литургии. Под средней иконой - надпись на греческом языке: "Христос Воскресе!".
В приделе Ангела, в мраморном ларце, хранится святыня - остаток камня, некогда прикрывавшего входную дверь в Гробницу.
Вход в Кувуклию фланкируют невысокие мраморные преграды со скамьями, за которыми стоят высокие канделябры, принадлежащие католикам. Над дверью Кувуклии размещены на греческом языке слова Ангела: "Что ищете живого среди мёртвых? Его нет здесь, Он воскрес". Там же висит икона Воскресения и в 4 ряда горят 13 армянских, 13 православных, 13 латинских лампад (их число определяется условиями status quo).

Нюансы:
Металлический внешний скелет Кувуклии сделан во времена Британского Мандата, после землетрясения, когда возникли опасения, что здание следующего землетрясения может не выдержать.
С противоположной от входа западной стороны пристроена часовня Главы, принадлежащая Коптской Церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел. По армянским источникам, часовня сооружена царем Киликийской Армении Этумом II в 1300 году. Впоследствии армяне отдали этот придел коптам, получив взамен один из монастырей в Египте.
Кувуклия находится в совместном пользовании различных конфессией — литургию на Гробе Господнем друг за другом служат православные (в 1 час ночи), армяне (в 4 часа утра), затем католики.

Ежегодное схождение Благодатного Огня на Гроб Господень в Иерусалиме на православную Пасху

В Храм входит процессия - иерархи празднующих Пасху конфессий. Процессия подходит к Кувуклии и трижды обходит ее. После этого Православный Патриарх останавливается напротив входа в Кувуклию; его разоблачают от риз и он остается в одном полотняном подряснике, чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спичек или чего бы то ни было, способного зажечь огонь. Во времена господства турков, контроль осуществляли турецкие янычары, обыскивавшие патриарха перед вхождением в Кувуклию.
Hезадолго до патриарха подризничий вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи - по числу лет земной жизни Спасителя. Затем Православный и Армянский Патриархи (последний также разоблачается перед входом в пещеру) входят внутрь. Их запечатывают большим куском воска и налагают на дверь красную ленту; православные служители ставят свои печатки. В это время в храме выключается свет и наступает напряженное тишина - ожидание. Присутствующие молятся и исповедуют свои грехи, прося Господа даровать Благодатный Огонь. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы томительное ожидание длится от пяти минут до нескольких часов. В стенах проделаны два отверстия, через которые верующим подаётся Святой Огонь.
Чудо заключается в следующих аспектах:
1) Большинство паломников привозит обычные свечи из дома или покупает их у арабов на улице, специальной торговли в храме вообще нет. Тем не менее Огонь не обжигает независимо от того, от какой свечи он зажжен.
2) По свидетельству очевидцев, температура Огня составляет около 40-45 градусов С. Химии неизвестны вещества, которые горят при обычных условиях с такой температурой пламени.

Колонна Св. Огня

На снимке - колонна Святого Огня - одна из мраморных коринфских колонн, оформляющих портал слева от входа в Храм Гроба Господня, расколотая почти наполовину.

Колонна Святого Огня

Согласно греческому преданию, в Великую субботу 1634 года, в связи с возникшими спорами о пасхалии (греки праздновали в тот год Пасху на неделю раньше, чем армяне) турецкие власти по настоянию армянского наместника, заперли храм, не допустив православных на службу Св. Огня. По молитве православных верующих, собравшихся у закрытых дверей, из налетевшей грозовой тучи ударила молния и из трещины расколовшейся колонны явился Св. Огонь. Это был единственный случай в истории, когда схождение произошло за пределами Храма.

Придел Адама Погребальные пещеры Иосифа Аримафейского и Никодима Алтарь и Часовня Явления Христа Марии Магдалине принадлежат ордену францисканцев.

Гробницы старца Никодима и Иосифа Аримафейского

За Кувуклией, напротив коптской капеллы, расположен вход в гробницы старца Никодима и Иосифа Аримафейского, предоставившего купленную, в общем-то, для себя пещерку, для погребения Иисуса. Если помните, дело было срочное, нужно было закончить погребение до наступления Субботы. В конце концов и сам Иосиф оказался похоронен неподалеку. Сейчас это маленькие погребальные пещерки, очень традиционной для иудеев тех времен формы. К погребальным пещерам примыкает крохотная часовенка с обгоревшим, сильно пострадавшим при пожаре 1808 года алтарем. Могилы принадлежат сирийской конфессии.

Часовня Голгофы с с изображением Распятия Иисуса.

Свой современный архитектурный облик Голгофа приобрела в результате ремонта храма в 1810 году. На своем месте пребывает лишь сама скала, которую строители и реставраторы разных эпох усекали, выравнивали, обтесывали; сегодня ее размеры составляют 4,5х11,5х9,25 м. 2 нефа, разделенные приземистыми массивными столпами с аркой между ними, образуют православный и католический приделы Голгофы (в византийское время они составляли единый храм). Поверхность скалы скрыта мраморным полом, лишь справа и слева от престола в застекленных проемах можно видеть серый камень самой Голгофы и трещину, прошедшую через всю скалу в результате землетрясения в момент смерти Спасителя.

Часовня Адама.

Находится под возвышением Голгофы. По древнейшей традиции, Христос крестился над могилой черепа первочеловека Адама и тем самым смыл первородный грех. Место крещения Христа получило название Черепное место, или Голгофа на иврите. В Приделе Адама под Голгофой, можно увидеть причудливый камень (правый снимок), считающийся окаменевшим черепом Адама. Кровь Иисуса, через трещину в скале, возникшую во время распятия, пролившаяся на череп Адама, смыла первородный грех.

Стена Плача

Стена Плача или Западная Стена — часть (485 метра) подпорной стены вокруг Храмовой горы в Иерусалиме, уцелевшая после разрушения Второго Храма римлянами в 70 году нашей эры.

Стена была возведена царём Иродом в качестве опорной стены, поддерживающей земляную насыпь, которая была насыпана для увеличения площади Храмовой горы во время перестройки и расширения здания Храма. Эта стена была сложена без скрепляющего раствора из рядов гладко обтёсанных камней со слегка выступающей прямоугольной филёнкой на лицевой стороне. Для придания стене большей устойчивости против давления земляных масс насыпи каждый последующий ряд кладки отступает от предыдущего вглубь.

Во время Шестидневной войны, израильские войска заняли Старый город, и весь Иерусалим оказался под контролем Израиля. Непосредственно после войны израильские власти начали разрушения мусульманского квартала Муграби, примыкавшего к стене. На месте этого квартала была создана большая площадь для собраний перед Стеной плача, вместо узкой полоски, прилегающей к Стене, выделенной мусульманами для молитв евреев. Она стала местом молитвы, где евреи оплакивают разрушение Храма и молят Бога о возрождении народа Израиля.

Церковь Рождества Христова.

Базилика Рождества Христова — христианская церковь в Вифлееме, построенная, согласно преданию, над местом рождения Иисуса Христа. Наряду с Храмом Гроба Господня является одним из двух главных христианских храмов Святой земли. Первый храм над пещерой Рождества был построен в 330-х годах по указанию императора Константина Великого. Его освящение состоялось 31 мая 339 года и с тех пор богослужения здесь практически не прерывались. Церковь состояла из двух частей: над самим гротом было построено восьмигранное строение типа ротонды, и с запада к нему примыкала обширная базилика с четырьмя рядами колонн, почти в тех же пропорциях, что и сегодня. Мозаичный пол константиновской базилики частично сохранился по сей день.
Перед церковью находился атриум - широкий, со всех сторон окруженный колоннадой двор, площадь которого была частично мощена плиткой и частично мозаикой. В 529 году восставшие самаритяне почти полностью разрушили церковь (вышеупомянутый мозаичный пол был покрыт толстым слоем пепла и битой черепицы). Сведения о храме дают в основном археологические раскопки, проведенные в годы Британского мандата департаментом древностей.

Император Юстиниан восстановил церковь примерно на тех же фундаментах. Получился храм из тёсанного камня, с кровлей перекрытой деревом. Нефы базилики разделены колоннадой из десяти колонн (в константиновой базилике их было девять), выполненных из розового вифлеемита. Колонны венчают капители коринфского ордера. Стены и пол базилики облицованы мрамором, в верхней части стен располагались мозаики, сохранившиеся лишь фрагментарно. Изначально внутреннее пространство освещалось 22-мя окнами, которые в настоящее время заложены.

Мозаика XII века, сохранившаяся на стенах Православная Вифлеемская икона Божией Матери, около южного входа в пещеру Рождества.

На фасаде юстиниановой базилики было три входа. Сегодня оставлен только один центральный, остальные заложены. В базилику ведет узкий проход, что заставляет каждого входящего низко склонить голову, как бы кланяясь Самому Младенцу. В народе эти двери называются "вратами смирения".

Пещера Рождества

Под амвоном базилики находится величайшая христианская святыня — пещера Рождества. Место рождения Христа находится в восточной части пещеры и отмечено серебряной звездой. Для того, чтобы попасть в пещеру, надо спуститься через створчатую дверь, наполовину вросшую в землю, затем спуститься еще на тридцать ступенек к месту рождения Иисуса Христа.

Выход из пещеры Рождества Под нынешними полами скрывается византийская мозаика. Бревенчатый вход из притвора (нартекса) в саму базилику

Вся пещера освещается лампадами, пол выложен мрамором. Там же расположена могила святого Иеронима Стридонского который провел много лет в пещере под базиликой.
В центральной нише находится престол, а под ним серебряная Звезда, обозначающая место, над которым остановилась звезда Востока, когда родился Спаситель мира. По внутреннему кругу Звезды надпись по-латыни: "Hic de Virgine Maria Jesus Christus natus est" (Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос). Вокруг этой ниши постоянно горят 15 лампад, 6 из которых принадлежат православным грекам, 5 армянам и 4 католикам.

Вифлеем. Палестинская автономия Вифлеем. Палестинская автономия Вифлеем. Палестинская автономия
Панорама старой части Иерусалима Вид с обзорной площадки
На площади перед Храмом Рождества Врата смирения - основной вход в базилику. Можно войти только склонив голову.



Вернуться к оглавлению раздела

На главную страницу

Создано 07/03/2011
Обновлено 19/03/2011