Крым, Севастополь, раскопки древнего города Херсонес.

31 июля 2007 года.


Современные историки считают что все началось где-то в 422-421 годах до нашей эры, когда политические беженцы из древнегреческого города Гераклеи Понтийской (эти земли сейчас принадлежат Турции) основали Херсонес Таврический. В Гераклее тогда победили аристократы и демократам пришлось срчно перебираться через море, в Таврику. С удивительной прямотой они назвали своё поселение Херсонес (т.е. полуостров), а чтобы отличаться от всех прочих полуостровов - Таврическим.

Эту живописно-трагическую историю основания города немного портят найденые в совсем уж ранних культурных слоях (читай - в бытовом мусоре) глиянные бюллетени для голосования (остраконы). Древние элины не знали бумаги, но избирательные компании проводили, успешно заменяя полиграфию глиняными черепками с именами кандидатов. Вызванные по факту дачи ложных показний исторки в процессе поиска объяснений этим находкам обратились к первоисточникам. И точно, как только прочли еще раз памятники письменности, так пришли к выводу, что город основан аж в 528 году до н.э. гераклеотами и делосцами. Причем следовали они при этом прорицанию Дельфийского оракула. Впрочем, вернёмся в древнюю Таврику.

Местное население - тавры, по всей видимости, радостно встретили незванных гостей, о чем совершенно недвусмысленно свидетельствует построенная новоселами городская стена. После того как участок местности возле Карантинной бухты был надежно огорожен жизнь стала налаживаться. Впрочем, о трениях и прочих упреках с подозрениями тавров и всех посторонних им народов я уже писал после своей поездки в Севастополь в 2004 году. Достаточно сказать что без малого пару сотен лет греки не решались обустраивать свои огороды за пределами долговременных фортификационных сооружений. Все жизнено важные продукты, то есть хлеб, вино и оливки были только привозными. Так вот и сидели себе эти две-три тысячи человек, занимаясь потихоньку морской торговлей, транзитом грузов и прочей логистикой.

Но вот наконец, отношения с аборигенами улучшились. Видимо в связи с этим в конце IV века до н.э оборонительную стену решили усилить, а местами и перенести, расширив территорию города. Теперь ее протяженность составляла около 3.5 км. Толщину довели до 3.5 - 4 метров, а высоту стен до 8-10 метров (башни - 10-12 м). Технология была такой: стены и башни складывали из крупных известняковых блоков, которые тщательно подгонялись по месту и скреплялись между собой свинцовыми или деревянными скрепами. Отёсывалась узкая полоса по краям блока, остальная поверхность почти не обрабатывалась, а связующий раствор в то время не применялся. Пространство между наружным и внутренним панцирем стены заполнялось мелким камнем и глиной.

Позднее, вероятно, уже в римский период была построена вторая, более низкая передовая стена (протейхизма) . Пространство между стенами (перибол) использовалось для скрытного осуществления маневра личным составом и как огневой мешок, в случае прорыва нападавших за протейхизму.

На заднем плане видна самая мощная башня юго-восточного участка обороны. Построена во II веке до н.э, имела диаметр в 8 метров. Прошла модернизацию в IX-X веках c наращиванием диаметра до 23 метров и строительством караульного помещения. Из которого можно было попасть по перекидному мостику на площадку над входными воротами в перибол. При строительстве в кладке были использованы надгробные памятники с городского некрополя, на некоторых из которых сохранилась роспись IV-III вв. до н.э. У современных нам историков она получила название башня Зенона, так как предполагают, что к ней относится надпись о восстановлении стен в V в., при византийском императоре Зеноне.

Городские ворота и
пристенные склепы.

Остатки крепостной стены и
башня Зенона.

Для прохода в Херсонес в толще стены имелись ворота, створки которых запирались на брус, задвигавшийся в в отверстия пилонов (такие выступы, перпендикулярно оборонительной стене). В южном пилоне до сих пор видны ступени, которые вели на его верхнюю площадку, а оттуда - на стену. Перед воротами в стенах сделаны вертикальные пазы для катаракты (знакомое слово, которое имело в древности совсем иное значение: металлическая решетка). Пространство между этой решеткой и собственно воротами в случае осады можно было замусорить любым подручным материалом.
На фотографии видно, что сверху ворот устроена арка непонятной породы. Это калитка, которую обустроили в средневековый перид (IХ-Х века), когда античная стена находилась уже глубоко в земле. К этому времени въезд в город был перенесен западнее театра, а древняя стена служила лишь фундаментом для средневекового оборонительного сооружения.

На снимке также виден один из двух, пристроенных к стене склепов, который возможно, принадлежал строителю херсонесских стен, так как возник одновременно с их сооружением. По периметру стен были сделаны ниши, в которых стояли урны с прахом. Такой вот древнегреческий аналог захоронений в Кремлевской стене.

Казарма в портовой части города,
вдали храм с аркосолиями.

Возле древних городских ворот видим средневековый квартал, в земле под которым остатки ещё более ранних построек. По зданию, на переднем плане снимка видим что технология градостроительства к тому времени сделала шаг вперед. Стены домов сложены из бутового камня на грязевом растворе, а вдоль широких улиц проложены водосточные каналы, в которые впадали ответвления для удаления нечистот из каждого жилого дома. На заднем плане между деревьев - внутриквартальная площадь и руины разрушеного в средние века небольшого храма, в стене которого хорошо видна арка. Это одна из аркосолий (разгрузочных арок), устроенных над захоронениями в стенах здания.

Орхестра - площадка
для хора и музыкантов.

Вид на театрон
(зрительные места).

После упомянутого в тексте расширения Херсонеса в в IV-III вв. до н.э. в черте города оказалась глубокая балка. По её крутому северному склону в скале вырубили восемь секторов зрительских мест (театрон), а между ними - лестницы. Каждый сектор имел по двенадцать рядов каменных скамеек. То, что вы видите на фотографии - часть центрального сектора театрона, сохранившаяся до настоящего времени. Площадка в самом нижнем уровне - орхестра, на которой размещался хор. Декорации и актеры находились на каменном помосте (проскении), возвышавшемся над орхестрой на полтора-два метра.

В I в. н.э. с приходом римлян театр перустроили под место проведения боев гладиаторов, травлю диких зверей и прочие развлечения цивилизованных людей. Функционал сооружения для проведения культурно-массовых мероприятий значительно нарастили, установив вместо первого ряда сидений решетки и расширив орхестру. После того как театр стал и местом для традиционных представлений, и цирком, он просуществовал до IV в. н.э. Принятие христианства привело к разрушению языческих храмов, общественных зданий. Античный театр превратили сначала в каменоломню, а затем в свалку. Вот на месте этой самой свалки в VI веке возвели крупный храм, названный впоследствии археологами "Храмом с ковчегом".

Жертвенник с бассейном
(вырублен из каменного блока).

Крестообразный храм,
возведенный на месте театра.

Название это ему дали в 1897 году в связи с тем, что во время раскопок в тайнике под алтарем был найден небольшой серебряный ларец с мощами неизвестного святого. Искусствоведы датируют этот ковчег-реликварий серединой VI века. Другое название - крестообразный храм было дано потому что строение имеет в плане форму равноконечного креста.
На одном из фото - жертвенник с бассейном, вырубленным из большого каменного блока. Археологи считают что передняя стенка бассейна украшена рельефным крестом с двумя кипарисами по сторонам. Насчет креста - не знаю, центральная часть разрушена, а вот то что изображено по бокам - две рыбы, по-моему видно даже неопытным глазом. Большое фундаментальное здание храма было разрушено в конце XIV века, вероятно, во время набега орды хана Едигея.

Статуя льва
(рядом с монетным двором).

Район дома винодела.

Руины Уваровской базилики.

Бассейн возле
Уваровской базилики

Базилика (раскопанная в 1853 году графом Уваровым и получившая по его имени нынешнее название) вместе с крещальней и крупнейшим в Крыму храмом образовывала религиозный центр древного Херсонеса. В каменном полу здания крещальни (баптистерий) вырублена круглая купель со ступенькой для входа и крестообразным углублением на дне. Внутренняя поверхность купели и нижняя часть стен были облицованы мрамором, верхнюю половину стен покрывали фресковые росписи. Своды были выложены смальтовой мозаикой, на которой, судя по преобладавшим темно-синим и золотым мозаичным кубикам, был изображен небесный свод с золотыми светилами. Вода из бассейна, находившегося рядом с крещальней, по трубе, проведенной под полом, поступала в купель, а затем по каналу под полом баптистерия выводилась за пределы здания.

Мозаика в притворе
Уваровской базилики

Ротонда над крещальней
Уваровской базилики.

В настоящее время большинство исследователей связывают баптистерий Уваровской базилики с местом крещения князя Владимира. Металлическая беседка появилась над ней в 1997 году, когда попы отмечали 1000-летие крещения Руси.

Гипподамова система
древнего города.

Собор святого Владимира.

Собор святого Владимира не имеет отношения к древней истории Херсонеса. Место на котором он расположен когда-то занимала агора (рыночная площадь). За порядком на рынке наблюдали агрономы, а астиномы блюли точность мер веса и объема. Имена этих древних метрологов ставились на монетах и ручках амфор. На этой же площади размещались общественные, торговые и культовые здания, алтари, статуи богов и героев. Здесь каждый желающий мог ознакомиться с присягой граждан, с декретами, изданными от имени собрания всех совершеннолетних свободных мужчин и выборного совета. Арххеологи предполагают что именно тут, на агоре, стоял храм богини Девы - покровительницы города. С утверждением христианства агора сохранила своё значение, но на месте античных храмов появились сначала базилики, а позднее крестово-купольные соборы.

Кафедральный собор св. Владимира заложили в 1861 году. Авторы проекта стремились сохранить традиции византийского зодчества в строительстве крестово-купольных храмов. Храм построен в два яруса. На первом находились руины базилики, где, как ошибочно полагали, крестился киевский князь, и церковь св. Богородицы. На втором ярусе - церкви Владимира Великого и Александра Невского.

Вид на базилику 1935 года.

Кварталы центра города.

Колонны на заднем плане снимка - базилика 1935 года (называется так по году её открытия). По сути храмовый комплекс содержит сразу три памятника разных исторических периодов. Сначала, в IV - V веках здесь находился небольшой античный храм, который после утверждения в Херсонесе христианства был разрушен. На его месте в конце VI века возвели базилику. Кстати, при строительстве использовали мраморные плиты саркофагов римского периода правления. Похоже что надгробные камни в Херсонесе рассматривались прежде всего как строительный материал. Достаточно вспомнить башню Зенона, в ее стенах их также предостаточно. После гибели базилики в конце X века построили небольшую кладбищенскую часовню. Она служила местом захоронения священнослужителей и уважаемых граждан города. Сейчас эти руины настолько известны, что их изображение присутствовало на банкноте старого образца достоинством в 1 гривну.

Херсонес - имел регулярную планировку, основанную на принципах архитектора Гипподама из Милета. Города делился на примерно равные кварталы, образуемые продольными и поперечными улицами, пересекавшимися под прямым углом. Планировка Херсонеса была настолько удачной, что её основа на нарушалась веками.

Площадь с руинами
восточной базилики.

Главная улица.

Главная улица Херсонеса пересекала весь город и оканчивалась воротами и выходом на мощенной площадью на берегу моря. В античные времена на этой площади находился один из главных храмов, но постепено, по мере разрушения берега, здание обвалилось в море.

Подземный храм.

На фотографии - вырубленный в камне подземный храм, расположенный в одном из кварталов вдоль главной улицы. Дом построенный над ним и через который попадали в подземелье не сохранился, видны лишь остатки каменной лестницы и следы крепления балочного перекрытия. Текст на табличке рядом с объектом рассказывает о том, что это было место тайного сбора первых христиан. Если это так, то похоже это были состоятельные и смелые люди, раз устраивали свои собрания в специально выстроенном подземном помещении дома на центральной улице города. В общем, как-то не сходится. Скорее всего правы те археологи, которые относят его к гораздо более позднему времени - примерно к V веку, когда христианство уже победило язычество в Херсонесе.

Вход в подземный
храм-мавзолей.

Ссылки по теме:

Национальный Заповедник ''Херсонес Таврический''.




Вернуться к оглавлению раздела

На главную страницу

Создано 21/09/2007
Обновлено 9/07/2009