Если вы уже знакомы с кратким экскурсом в историю ожесточенной дружбы прибалтийских племён и отъявленных гуманистов из средневековых рыцарских орденов, значит встречали слово Самбия. Тем кто "не осилил много букв", поясню, что в давние времена Самбией называли одну из земель пруссов. Т.е. те самые места, где ныне стоит Балтийск (в девичестве Пиллау).
Впервые Самбия получила широкую известность, как место столкновения двух религий, датированное апрелем 997 года. Тогда местные язычники превысили пределы необходимой обороны и прибили чешского священника, нёсшего им свет новой веры, за то что миссионер по недомыслию забрёл в священную рощу пруссов. Этот странный метод разрешения споров многократно икнётся им через пару веков, когда гибель святого Адальберта станет для крестоносцев серьёзнейшим поводом для захвата земель пруссов. В общем, в 1246 году рыцари Тевтонского ордена "огнём и мечом" а также подкупом "местных элит" покорили Самбию, построили замки Бальга и Лохштедт, монополизировали добычу янтаря и лов осетра. Так в Восточной Пруссии установилась "сильная вертикаль власти" орденского церковного государства, а вместе с ней и некоторая предсказуемость бытия. Пусть не всем была по душе такая стабильность, но крестоносцы успешно гасили кроваво-острые и пламенно-яркие протесты широких народных масс.
Это интересное безобразие продолжалось вплоть до Тринадцатилетней войны 1454—1466 годов. Как явствует из названия, Польское королевство и Тевтонский орден тринадцать лет активно искали ответ на принципиальный вопрос: кто же самый-самый главный в Восточном Поморье? По очкам победила Польша, которая в качестве приятного бонуса получила выход к Балтийскому морю. Тевтонский орден признал себя польским вассалом, что во многом определит дальнейшую судьбу Пруссии.
Тем временем, для Пиллау настал воистину судьбоносный день - 10 сентября 1510 года. В результате сильнейшего шторма косу размыло и образовался пролив, соединивший Балтийское моря с заливом Фриш Гафф. Пролив углубили и сделали судоходным, через него в Кёнигсберг пошли торговые суда. Так Пиллау превратился в порт со всеми причитающимися ему складами, таможенными, навигационными и лоцманскими службами. Примерно в это же время случился 1525 год, когда великий магистр Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский вспомнил о совести и душе, да и затеял преобразование орденского государства в светское герцогство Пруссия. Однако это не уменьшило зависимость Пруссии от Польского королевства.
Вы сейчас поймёте почему я постоянно подчёркиваю эту вассальную зависимость. Дело в том, что в начале XVII века у европейцев случилась Тридцатилетняя война (1618—1648 годы). Этот ужасный конфликт начался как религиозная разборка между протестантами и католиками. За католиков играли Австрия, Испания, Польша, а также ряд южногерманских княжеств. На стороне протестантов играла сборная Англии, Голландии, Швеции, Франции, Чехии и части германских государств, принявших лютеранство. За каким-то лешим в эту коалицию влезла и глубоко православная Россия, только что пережившая смутное время (1598—1613 годы) со всякими неурожаями, эпидемиями, Годуновыми и Лжедмитриями. Впрочем, истинными причинами этого многолетнего еврокошмара были три конфликта:
1) Разборка конкурентов с испанской и австрийской ветвями династии Габсбургов, происходившая на территории Священной Римской империи.
2) Раздробленная Италия, где пересекались интересы Франции и Испании и шла перманентная резня между протестантами и католиками.
3) Находящиеся на подъёме скандинавские протестантские страны (Дания, а затем и Швеция) энергично пытались отжать южное побережье Балтийского моря у католической Речи Посполитой.
В контексте исторической судьбы Пиллау нас интересует именно конфликт на Балтике. В связи со сложной международной обстановкой и назревающей шведской угрозой, Пруссия, как вассал Польши, всячески крепила оборону. Ещё в 1601 году голландский инженер Никлас де Камп строит новые защитные рвы между Старым Пиллау и Новым Пиллау, а в 1625 году немецкий фортификатор Абрахам фон Дона начинает строительство укреплений Пиллау. Работами руководил голландец лейтенант фон Подевильс, который успел немного, потому что 6 июля 1626 года у Пиллау неожиданно появился шведский флот. Значимого сопротивления ему не оказали и высаженный десант быстро оккупировал город.
Формально Пруссия действовала на стороне Польского королевства, однако имелись нюансы. В 1619 году бразды правления курфюршеством Бранденбург и герцогством Пруссия унаследовал герцог Георг Вильгельм. За год до этого события его сестра Мария Элеонора познакомилась в Берлине с будущим шведским королём Густавом Адольфом. Уже через год, 25 ноября 1620 года Мария Элеонора вышла замуж за короля Швеции Густава II Адольфа. Польские интриганы, стремившиеся избежать сближения Пруссии и Швеции, остались с носом.
Правитель Пруссии оказался в сложном положении: с одной стороны - вассальные отношения с Польшей, с другой - ну не воевать же всерьёз с мужем родной сестры. А тем временем, в Пиллау шведы продолжили фортификационные работы. Для строительства цитадели оккупанты собрали окрестных крестьян. Строительство продолжалось все десять лет оккупации Пиллау, но к 30 мая 1635 года, когда был подписан Пражский мир, крепость всё ещё не была закончена. Шведы продали пруссакам недостроенную крепость за 10 000 талеров. Эту сумму жители Пиллау в течение длительного времени выплачивали шведам "в виде корабельного и крепостного налога".
Главные ворота крепости |
ЗиС-2 у главных ворот крепости |
Бастион Кронпринц |
Крепостной ров |
Относительно шведского влияния на Пиллау, процитирую статью В.Богомолова, Н.Чебуркина, «Война и мир (Из истории прусско-шведских отношений)», опубликованную в первом номере «Балтийского альманаха»:
"Находясь в Пиллау, шведы много сделали для его развития. Они построили ремесленные мастерские, назначением которых было обслуживание крепости. Кроме того, мастерские обслуживали шведский флот и прибывавшие корабли. Для торговли с гарнизоном рядом с крепостью возник рынок. Позже, в 1543 году, шведами была построена таможня для сбора пошлин с проходящих кораблей и выдачи лицензий для проезда в Пиллау. Таможенные сборы давали большой доход, часть которого оставалась в городе. Дом лицензий и улица Гавани положили начало строительству Нового Пиллау, который в дальнейшем превратился в тот город, который мы можем видеть сегодня.
В Пиллау шведами было построено здание гарнизонной кирхи, при которой также находилась и школа. Среди горожан имя шведского короля было очень популярно. Король трижды посещал Пиллау – в 1627, 1628 и 1629 годах. Позже в Пиллау длительное время функционировало общество, названное именем Густава Адольфа, а у ворот крепости был воздвигнут ему памятник.
Сама же крепость Пиллау была полностью достроена после длительных работ лишь в 1670 году уже при новом курфюрсте Фридрихе Вильгельме Великом. Тогда же были обновлены бастионы и равелины, был сделан широкий водный ров, который существует и поныне."
Примечателен тот факт, что стройматериалы для крепости были получены от разбора старых рыцарских замков Бальга и Лохштедт. Это ещё одно подтверждение существенного вклада местного населения в дело уничтожения средневековых замков на территории бывшей Восточной Пруссии.
В 1636 году в крепость вошёл Прусско-Бранденбургский полк под командованием фон Редера. Личный состав полка состоял из наёмников, которым платили 1 талер в месяц, а также выдавали одну кружку пива в день, дрова для ночлега и один комплект формы на два года. Офицеры экипировались и кормились сами, а когда выдача денежного довольствия наёмникам прекращалась (как правило, когда не было выручки от продажи янтаря и доходов таможни), офицеры платили солдатам из собственного кармана.
18 января 1725 года прусский король Фридрих Вильгельм I подписал указ о придании поселению статуса города: "Мы нашим всемилостивейшим особенным расположением к преданным нам обывателям Пиллау объявляем эту местность городом, присваиваем магистрату и обывателям все прерогативы и привилегии, которыми пользуются все малые города нашего королевства, за исключением тех, какие нами дарованы особо".
Что же касается новейшей истории цитадели, то весной 1921 года Пиллау был объявлен закрытым городом и базой германского флота. Крепость также была передана ВМС Германии. В 1938 года начались строительные работы по созданию Военно-морской гавани для кораблей военного флота.
В середине апреля 1945 года советская авиация и артиллерия нанесли массированный удар по Пиллау, а 25 апреля 1945 года войска 11-й гвардейской армии под командованием генерал-полковника К. Н. Галицкого и моряки Балтийского флота штурмом взяли город и крепость. 27 ноября 1946 года Пиллау получил название Балтийск.
Сегодня цитадель Пиллау представляет собой пятиугольную звездообразную крепость со сторонами в 80 метров. В каждом из пяти углов имеется свой бастион (Альбрехт, Пруссия, Кёниг, Кёниген, Кронпринц). По внешнему кольцу крепостного рва, каждый бастион продублирован своим равелином (Людвиг, Шторхнес, Фальвинкель, Кронверк и Шинкен-шанц).
С недавнего времени Музей Балтийского флота организовывает экскурсии по цитадели. Что касается возможности самостоятельного посещения - имейте в виду, что на конец 2014 года в цитадели формально находится воинская часть. По факту обитаемы только КПП и несколько помещений. Если зимой перейти по льду через крепостной ров, то вы легко попадёте на территорию, где найдёте разнообразный мусор и пустые помещения.
В 1758 году, во время Семилетней войны (1756—1763 годы), Восточная Пруссия была занята русскими войсками. Для напоминания об этом на Северном молу Балтийска в 2004 году был открыт историко-культурный комплекс «Елизаветинский форт», центральной фигурой которого и стал памятник императрице Елизавете Петровне.
Памятник работы скульптора Г.Франгулян напоминает, что в результате побед русской армии Восточная Пруссия на несколько лет стала одной из провинций Российской империи. Императрица изображена верхом на коне, в платье полковника лейб-гвардии Преображенского полка. Она как бы встречает все корабли, заходящие в Калининградский залив. Высота статуи — 6,3 метра, общая высота с постаментом — 14 метров. Вес статуи — 12 тонн (остатки бронзы пошли на памятник Державину). Постамент выполнен в виде фортификационного сооружения, в котором музей Мирового океана планирует открыть историко-культурный центр.
Интересно, что жители Восточной Пруссии, в том числе Иммануил Кант, присягнули на верность русской короне. Кёнигсберг находился под юрисдикцией российского правительства с 1758 по 1762 годы, что нашло отражение в деловой переписке философа. В частности, в 1758 году Кант адресует императрице Елизавете Петровне прошение на должность ординарного профессора.
Тем не менее, в те времена Восточная Пруссия так и не стала российской территорией. В январе 1762 года умерла императрица Елизавета Петровна. Сменивший её на российском престоле Пётр III, спас от поражения Пруссию, заключив Петербургский мир с Фридрихом II, своим давним кумиром. Таким образом, Россия добровольно отказалась от всех своих приобретений в этой войне.
Что же касается города Пиллау, то наши войска оставили после себя православную церковь и Русскую Дамбу (ныне называется Русская набережная).
Обратите внимание на здание Музея Балтийского флота. Датой его создания считается 1957 год, когда Главный штаб ВМФ своей директивой предписал начать сбор экспонатов. Через пару лет, 23 февраля 1959 года, экспозиция была открыта для посетителей. Экспонаты собирали где только могли - из воинских частей, у ветеранов, даже со дна Балтийского моря. По крайней мере одна из сотрудниц музея прошла легководолазную подготовку и занималась поисками в прохладных водах Балтики. Некоторое количество экспонатов передал Ленинградский Центральный Военно-морской музей.
В начале 1963 года Главный штаб ВМФ принял решение передислоцировать музей в Таллинн, главную базу КБФ. В Балтийске оставался Музей боевой славы БФ с сокращенным штатом. В Таллине Музей Балтийского флота разместили в десяти залах старинного эстонского особняка. В состав экспозиции включили материалы комнаты Боевой славы Дома офицеров флота.
В связи с выводом флота из Прибалтики, 21 мая 1992 года командование приняло решение о возвращении музея в Балтийск. Экспонаты музея и его документация спешно вывозились на разных боевых кораблях и вспомогательных судах флота, по большей части, без сопроводительных документов. В таком беспорядке пропало много ценных документов и экспонатов. Положение осложнялось тем, что все сотрудники таллиннского музея отказались от переезда. Вот тогда-то Музею Балтийского флота выделили здание бывшего немецкого городского суда постройки 1903 года.
Неподалёку от Балтийска, в Приморске, на военных складах хранятся три бронированных вагона из состава поезда обеспечения 180-мм железнодорожных артиллерийских транспортёров. По некоторым данным, внутри никакого оборудования не сохранилось. Остатки подвижного состава ЖДАУ используется военными в качестве складских помещений для хранения инженерного имущества. Между тем, особо глазастым туристам экскурсоводы уверенно отвечают, что это остатки немецкого бронепоезда, удачно затрофееного в Великую Отечественную войну.
Любые попытки разобраться с этими бронированными вагонами упрутся в крайне скудную информацию о послевоенной советской железнодорожной артиллерии. Первым источником знаний обычно служит широко известная книга В.Брагина "Пушки на рельсах".
Вот, к примеру, отрывок о создании ТМ-I-180:
"Изготовление 180-мм железнодорожных транспортеров было поручено Государственному судостроительному заводу имени Марти в городе Николаеве. В содружестве с ним завод "Большевик" был определен ответственным за работы по орудию, а завод "Красный путиловец" - по ходовой части.
…
Батарея ТМ-I-180 состояла из четырех транспортеров. За каждым из них было закреплено по 2 вагона-погреба вместимостью по 102 заряда в одном и 204 полузаряда в другом.
…
Система подачи снарядов была заимствована у линкора "Андрей Первозванный". Из вагона-погреба снаряды по одному желобу, а полузаряды - по другому поступают к тележке заряжания, на которой комплектуется боеприпас для производства выстрела. В тележку (всего их четыре) загружается один снаряд и два полузаряда. Затем она вручную перемещается по кольцевому погону вокруг башни и доставляет боеприпасы к досылателю орудия. Освободившись от груза, тележка продолжает свой круговой путь и вновь оказывается у желобов вагона-погреба для получения очередного боекомплекта.
…
Первая батарея этих установок была принята на вооружение в 1936 году и размещена на позициях в Лебяжьем. До начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. было выпущено еще 12 таких транспортеров. А всего на боевых позициях в годы войны, главным образом под Ленинградом, действовало двадцать 180-мм железнодорожных артустановок TM-I-180.".
Отмечу, что эти артиллерийские системы применялись в составе 1-ой гвардейской морской железнодорожной артиллерийской бригады.
Кое-что интересное есть на форумах. Например, на калининградском Подземелья Кёнигсберга есть тема "Башни на побережье", в которой встречается упоминание о принятом в 1945 году решении ВС КБФ "О строительстве позиций железнодорожной артиллерии".
Документ определяет следующие позиции:
- 3х356-мм, 4х180-мм, 3х130-мм на п/о Пакри;
- 4х130-мм и 4х180-мм в р-не Виндава;
- 4х180-мм и 4х130-мм в р-не Либава;
- 4х130-мм в р-не Пальмникен (Янтарный), 4х130-мм в р-не Зоргенау (Покровское), 4х180-мм в р-не Пиллау (Балтийск).
Снова заглянем в книгу В.Брагина, правда в ней говорится по большей части о 305-мм железнодорожных артиллерийских транспортёрах ТМ-III-12.
"С 26 марта 1947 года батарея на основании циркуляра Главного Морского Штаба включена в состав полка береговой обороны КВМК (Кронштадтской военно-морской крепости) и дислоцирована на "объекте 100" - на самой западной части советского побережья Балтийского моря, на ВМБ в г. Балтийске (бывший Пиллау). Если быть более точным, то огневая позиция батареи размещалась в районе поселка Мечниково (бывший Найхозер)".
Любопытно, что в вышеупомянутом Распоряжении нет ни слова о позициях железнодорожных установках калибра 305 мм, переданных после 1945 года во 2-ую бригаду , ни о посёлке Мечниково. В общем, в районе Балтийска мы наблюдаем военно-морской винегрет калибров (130-мм, 180-мм, 305-мм) в рамках одной, отдельно взятой, 2-ой железнодорожной артиллерийской бригады.
Вырисовывается примерно такая картина. В 1945 году в береговой обороне задействована 2-я Гвардейская морская железнодорожная артиллерийская бригада, управление которой размещалось в бывшем Пиллау. Артиллерийские установки располагались в Мечниково, Покровском и Янтарном. На побережье для транспортёров строились огневые позиции, пункты постоянной дислокации и башни командно-дальномерных постов. Офицеров для этих артиллерийских систем готовили в Рижском Краснознаменном училища береговой артиллерии (основано в 1931 году). Кстати, в соответствии с повесткой дня, в 1958 году его преобразовали в Рижское высшее военное командно-инженерное училище ракетных войск, а с 1977 года перепрофилировали в военно-политическое.
После войны ЖДАУ в СССР не производили. Разработка новых установок этого типа конечно велась, но в металле они воплощены не были. 130-мм, 180-мм и 305-мм транспортеры довоенного выпуска неоднократно проходили ремонт и находились на вооружении до 1961 года (356-мм ЖДАУ сняли с вооружения ещё в 1952 году). В период массового сокращения Вооруженных Сил от железнодорожных артиллерийских установок избавились как от устаревшей системы.
"В соответствии с Законом "О новом значительном сокращении Вооруженных Сил СССР" от 15 января 1960 года 159-й отдельный железнодорожный артиллерийский дивизион 300-й отдельной артиллерийской бригады ВМБ Балтийск КБФ 14 февраля 1961 года был расформирован.
Из личного состава расформированных артиллерийских частей береговой обороны (одновременно были расформированы 159-й, 489-й, 491-й ОЖАД 180-мм артустановок) была образована 16-я батарея консервации".
Встречаются упоминания о том, что орудия 130-мм железнодорожных установок Б-57 (фактически Б-13 на четырёхосном транспортёре) до середины 1990-ых хранились на грунте в бывшем пункте постоянной дислокации на окраине населённого пункта Покровское.
Итак, вернёмся на военные склады в Приморске. Вагоны №1 и №2. Торцы без люков, оснащены лестницами. Крыша усеяна вентиляционными грибками разного размера, там же короб небольшой высоты (одинаков на всех трёх вагонах) и три невысокие стойки "П"-образной формы (возможно для укладки кабельного хозяйства прибора управления артиллерийским огнём поверх крыш состава). На одном из вагонов клеймо: Уральский вагонный завод, г.Нижний Тагил, 1951 год. Надпись на другом вагоне говорит о том, что он построен на Калининским заводе 27 сентября 1953 года, а средний ремонт прошёл в феврале 1958 года.
На форумах встречается предположение, что их использовали для перевозки боезапаса батареи. Однако торцевые стенки не имеют люков для подачи боезапаса, а наличие большого количества застеклённых окон, неравномерно расположенных по бортам вагонов, трудно сочетается с подвижным орудийным погребом. Более того, узкие двери явно не предназначены для погрузки-выгрузки боеприпасов. На силовую станцию не похоже - не видно газоотводов выхлопных устройств. Кухню или склад не стали бы делать бронированными. Если ориентироваться на большое количество окон - можно предположить, что это вагоны для личного состава.
Вагон №3. Одна бронедверь по центру борта, рядом единственное окно, прикрытое бронеставней. С торца вагона - лестница. Противоположный торец имеет скошенный угол, на котором размещена узкая дверь, по ширине примерно равная окну. На крыше - два вентиляционных грибка и короб небольшой высоты. Возможно это вагон центрального поста управления стрельбой.
Что же касается хранения и перевоза боезапаса ЖДАУ, то в музее Калининградской железной дороги стоит бронированный вагон у которого по обеим сторонам симметрично расположены три окна под бронеставнями и двустворчатая бронедверь по центру борта. Произведён он на Тверском вагонном заводе, год выпуска под слоем краски не разобрать. С одного торца - тормозная площадка, на которую выходят две бронедвери, а с противоположного торца - круглый люк (скорее всего для подачи боеприпаса на транспортёр снарядной площадки). Тележки, как и у подвижного состава в Приморске - обычные двухосные, используемые для грузовых вагонов. Это точно такой же снарядный погреб на колёсах, как и вагон, сфотографированный в цеху Ленинградского Металлического завода. Снимок опубликован в книге Амирханова "Морские пушки на железной дороге". На том же фотоснимке видна снарядная площадка ТМ-1-180. Кроме того, в книге есть снимок, на котором изображен такой же вагон в процессе боевой работы - двери распахнуты, расчёт осуществляет перегрузку боеприпасов в кокоры с помощью штатных средств механизации.
В 1697 году в Пиллау морским путём прибыл Пётр I. По пути в Европу царь отпраздновал свой день рождения. Пока великое посольство добиралось по суше и отдыхало (ещё бы им не устать, когда за один только вечер в замке Вальдау личный состав употребил внутрь 3 бочки вина) российский самодержец не терял времени. Пётр I стал учиться артиллерии у прусского подполковника Штейтнера фон Штернфельда, который выдал ему аттестат, в котором свидетельствовал, что «господинъ Петръ Михайловъ везде за исправнаго, осторожнаго, благоискуснаго, мужественнаго и безстрашнаго огнестрельнаго мастера и художника признаваемъ и почитаемъ быть можетъ.»
Впоследствии, Пётр I был в Пилау ещё дважды — в 1711 и 1716 годах. В 1998 году в честь этих событий и к 300-летию Балтийского флота был установлен памятник Петру I.
Так я и не разобрался с назначением дворика - береговая ли это оборона или батарея ПВО - немцы тут в изобилии всего понастроили. На найден даже ответ на вопрос: а орудийный ли это дворик? Есть ниши - погреба расходного боезапаса, но нет болтов крепления и основания под орудие. Бруствер не то что не имеет характерной кольцевой формы, так ещё и ход для прислуги открыт в сторону моря, т.е. наболее опасного направления. Высота бруствера - также выбрана непонятно как. Вот, к примеру, на немецких фотоснимках батареи Цезарь зенитные орудия стоят в укрытиях высотой по плечо взрослому человеку. Можно было бы предположить, что это дворик под малокалиберные орудия противовоздушной или противодесантной обороны, но они стояли вообще без двориков.
Широко известный ДОТ - есть множество фотоснимков весны 1945 года, на которых видна белая надпись, сделанная по бронеколпаку: "Слава советским пулемётчикам!"
Бывший немецкий ДОТ использовали в качестве фундамента вышки дальномера и как броневая рубка управляющего огнем. Такие же вышки командно-дальномерных постов строились для управления огнём железнодорожных артиллерийских установок по берегам Балтийского моря.
На фотографии - вышка в Балтийске, на берегу канала. Не взирая на ликвидацию ЖДАУ, до 1990-ых годов пост был действующим, видимо дальномеру нашли применение. Относительно времени возведения информации нет, но на входе висит советский распределительный щиток выпущенный в 1953 году.
По свидетельству очевидцев две вышки возле Мечниково (фактически тот же Балтийск) начали возводить не позднее 1952 года и буквально через пару лет строительство заморозили. Первая башня - стояла в лесу, примерно в километре от позиций ЖДАУ, но в середине 1980-ых её подорвали. Вторая башня - возле пятиэтажных домов.
Две вышки сохранились в районе Зеленоградска (интересно что у них особенно развита подземная часть). Ещё по одной вышке КДП возвели в районе населённых пунктов Покровское и Янтарный, на мысе Гвардейский и в районе Павлово.
Интересно, что когда железнодорожная артиллерия была ликвидирована, то строительство башен было остановлено, не смотря на высокую степень готовности. Пограничники использовали лишь некоторые из них.
Вернуться к оглавлению раздела
На главную страницу
Создано 23/02/2014
Обновлено 24/03/2015