Египет, Асуан

16 ноября 2012 года

Дополнительно по теме:

Обитатели Красного моря в районе Эль-Кузейр

На экскурсию в Асуан мы отправились, купив тур у отельного гида "Анекс-тур" (125$). Выехали из отеля в 4 утра. Два с половиной часа на крейсерской скорости в 100 км/час наш микроавтобус наматывал километры. Наконец в в 110 километрах к югу от Марса-алам случилась санитарная остановка. Разминая затекшие части тела, мы не подозревали, что впереди еще 4 часа пути и какое-то совершенно немыслимое количество лежачих полицейских (на последних 150 километрах). Резюме: дорога выматывает, людям со слабым вестибулярным аппаратом лучше запастись "Драминой".
Альтернативой 6,5 часам пути автомобильного марша могут стать: самостоятельный переезд в Асуан по железной дороге или речной круиз. В последнем случае вы несколько дней спускаетесь на теплоходе по Нилу от Луксора к Асуану, осматривая достопримечательности Египта. Да, вы теряете драгоценные дни на пляже, зато избавляетесь от бешенного ритма автобусных экскурсий.

На набережной Нила нас встретил гид-экскурсовод, увеличив, таким образом, число сопровождавших нас сотрудников, до четырех (два водителя и два гида). Надо сказать, что Асуан выгодно отличается от других египетских городов широкими улицами и относительной чистотой. В городе есть множество интересных мест, достойных внимания туриста: мавзолей Ага-Хана, Ботанический сад, Нубийский музей, археологические раскопки и музей на острове Элефантин. О последнем скажу отдельно: на острове Элефантин сохранились храмы, посвященные Хнуму, бараноголовому богу-владыке нильских порогов. Кстати, мумию священного барана Хнума, можно увидить в местном музее. К сожалению, время экскурсии было ограничено длительными переездами, поэтому мы прошли стандартную программу. В неё входят: Большая Асуанская плотина (малую, построенную англичанами в начале XX века, проезжаем по дороге), храмовый комплекс на острове Филе, храм Гора в Эдфу.

Водохранилище (озеро Насера)

Водохранилище (озеро Насера)

Храм Калабша

Храм Мандулиса (из Калабаша)

Монумент дружбы Египта и СССР

Монумент дружбы Египта и СССР

Гидроэлектростанция

Гидроэлектростанция

Асуанская Верхняя Дамба - сооружение конечно выдающееся. Выдается оно на 111 метров в высоту, 3,5 километра в длину. Имеет почти километровое основание и гребень шириной 40 метров. Плотина является предметом национальной городости египтян, что постоянно подчеркивается разными ненавязчивыми способами. Например, наш гид сравнивал плотину с пирамидой Хеопса, на которую ушло стройматериалов ровно в 17 раз меньше.

Обратите внимание: на одной из фотографий, за плавучим доком, виднеется величественное сооружение древнеегипетского вида. Это храм нубийского бога солнца Мандулиса, перенесенный сюда из Калабаша (деревня на западном берегу Нила, примерно в 50 километрах от Асуана), поэтому его часто называют "храм Калабша". Он был построен в период правления римского императора Октавиана Августа, а на новое место, к югу от Асуанской плотины, перенесен в связи с попадание в зону затопления.

Ограничения по времени не позволили нам зайти дальше фотографирования на смотровой площадке дамбы. Поэтому мы взглянули на панораму озера Насера, убедились в наличии 75-метровой башни Советско-египетского мемориала, выполненной в виде цветка лотоса. Интересно, что мемориал так и не был официально открыт, потому что к моменту завершения строительства отношения СССР и Египта разладились.
Разумеется не было и речи ни об осмотре мемориала, ни о подъеме на его высотную смотровую площадку (46 метров), ни о походе к павильону с моделью плотины и фотографиями из истории строительства.

Храмовый комплекс острова Филе

...

Прогулочные лодки

...

По озеру Насера

...

Здесь был Ося, 1844 год

...

А тут был Киса, 1868 год

Остров Филе (Филэ или Филы) был самым крупным среди островов скальной гряды, формировавшей первый порог Нила. Постройка Большой Асуанской плотины создала для Филе проблему: священный остров был включен в затопляемую зону. Поэтому ЮНЕСКО выступило с предложением о разборе и переносе храмов. Было сделано множество фотографий, проведены замеры, после чего, в 1970-ых годах, храмовый комплекс (храм Нектанеба I, храм Исиды, павильон Траяна и небольшой храм Хатор) был разобран по каменным блокам, перевезён и заново собран на острове Агилика, в 500 метрах вверх по течению Нила.

...

Храм Исиды, вид с воды

...

Храм Исиды, вид с острова

Первый пилон храма Исиды

Первый пилон храма Исиды

Второй пилон храма Исиды

Второй пилон храма Исиды

Храм Исиды был построен в эпоху Птолемеев и является классическим древнеегипетским храмом, сочетает древнеегипетский и греко-римский архитектурные стили. Это архитектурное сооружение из двух пилонов, двора и гипостильного зала, вестибюля и других помещений. Передняя площадка храма Исиды окружена колоннадой, а стены первого пилона украшают большие изображения Птолемея ХII. Передний двор имеет неправильную форму из-за того, что под углом к нему установлен второй пилон. Второй пилон украшен сценами жертвоприношения Птолемея XII, за ним - колонный зал, в христианское время служивший церковью (на стенах сохранились коптские кресты). В глубине храма - главное святилище, в котором до сих пор находится постамент для священной ладьи Исиды.

...

...

«Главным божеством острова была богиня, известная в эпоху Птолемеев и Рима под именем Исида, но поклонявшиеся ей дикие нубийские племена были заклятыми врагами Египта и едва ли стали бы служить египетской богине или звать свою богиню египетским именем. Как бы ее ни звали, можно с уверенностью сказать, что она была великим божеством Нижней Нубии, и даже эфиопы с юга приходили к реке каждый год, чтобы совершить обряды на Филэ и унести изваяние богини в свою страну, дабы она принесла плодородие земле и процветание народу. Изваяние возвращали в должный срок по окончании церемоний». Цитата - из книги Маргарет Мюррей "Египетские храмы. Жилища таинственных богов".

Стиль характерный для эллинистического периода. У колонн разные капители, в отличии от египетских колонн, которые увенчаны лотосом, либо папирусом

Греческий стиль: разные капители

Гипостильный зал храма Исиды

Гипостильный зал храма Исиды

Павильон Траяна

Павильон Траяна

Павильон Траяна

Павильон Траяна

Вот что пишет о Павильоне Траяна Маргарет Мюррей в книге "Египетские храмы. Жилища таинственных богов":
"Киоск, также известный как Фараоново Ложе, – небольшое открытое святилище, которое так и не было достроено. Четырнадцать колонн, соединенных простенками, окружают прямоугольное пространство без пола и потолка. Над лиственными капителями каждой колонны поднимается настолько высокая абака, что капитель кажется неким наростом на колонне; гладкий архитрав с выкружкой усугубляет странное впечатление и придает храму такой вид, будто крышу у него по неумению подняли на пол-этажа выше.
В храме три входа; широкие на восточной и западной сторонах и маленький на западной; поэтому в плане он похож на киоск Кертасси, который также имеет прямоугольную форму, четырнадцать колонн и три входа. Как в Кертасси, там тоже мало декора; закончены только два рельефа с изображением императора Траяна, приносящего дары Исиде и Осирису в одном эпизоде и Исиде и Хору в другом. Кому посвящен храм, выясняется тем обстоятельством, что Исида присутствует в обеих сценах.
Киоск считается одним из красивейших зданий в Нубии. Группа колонн с их богато украшенными орнаментом капителями и незатейливым антаблементом производит изумительное впечатление легкости, которое усиливается тем, что здание стоит под открытым небом.
Киоски, видимо, начали строить находящиеся под влиянием римской архитектуры строители, и встречаются здания подобного стиля главным образом в Нубии. Причина появления подобных зданий без крыши неясна, если только это не та же причина, по которой строят колоннады в итальянских садах: здесь можно посидеть в вечерней прохладе. Так как боги испытывали те же желания и чувства, что и сотворенные ими люди, возможно, киоски строились затем, чтобы они могли получать такое же удовольствие."

...

...

...

...

Восточнее храма Исиды расположен небольшой храм богини Хатор (изображения музыкантов), южнее - павильон Траяна (изображение римского императора воскуряющего фимиам перед Осирисом и Исидой). Западнее храма - ворота Адриана, а в северной части острова - руины храма Августа и ворота Диоклетиана.

На дорогах Асуана

...

...

...

...

...

...

Нил и его протоки

...

...

...

...

...

...

...

...

Храм Хора в Эдфу

Эдфу – город на западном берегу реки Нил, между Луксором и Асуаном. Храм Хора в Эдфу был заложен 23 августа 237 года до н. э. в правление Птолемея III н.э., на месте еще более древнего храма Тутмоса III (который построил по плану, «упавшему с небес» Имхотеп, великий зодчий III династии). Время от закладки фундамента до завершения отделки, включая длительные перерывы, составило сто восемьдесят лет.

Вот что пишет об этом храме Мариетта Мюррей в уже упоминавшейся, выше по тексту, книге "Египетские храмы. Жилища таинственных богов":
"Издревле храм был посвящен местному божеству, которого звали Хором Эдфу. Примечателен факт, что, хотя этот Хор иногда отождествляется с богом солнца и часто изображается в виде крылатого диска, храм ориентирован не по солнцу, а, как говорят тексты самого храма, ориентирован от Ориона на юге на Большую Медведицу на севере. Легенда о Хоре Эдфу ясно дает понять, что он и бог солнца были двумя разными божествами.
Текст, сохранившийся на стенах храма, повествует о событиях, которые, как говорят, произошли в сто шестьдесят третий год правления Ра-Хорахте. В достаточной мере поэтизированным языком в тексте говорится, что Хор Эдфу, предположительно додинастический царь, сражался с богом Сетом и его союзниками (местными жителями), одолел их и завладел Египтом. Сражения традиционно велись на воде; одно в Дендере, одно в Файюме, а третье на границе Нубии. Рассказывается, что жрецы Эдфу, царские дочери и женщины Бусириса и Пе пели триумфальную песнь, знаменующую победу."

...

...

...

...

Итак, Храм в Эдфу посвящен богу Хору, сыну Осириса и Исиды и имеет классическую древнеегипетскую архитектуру эпохи Птолемеев. Он начинается массивным входным пилоном, втором по размеру во всем Египте. Мощный пилон, разделен почти надвое высоким входным дверным проемом, по обоим сторонам которого стоит сокол из черного гранита. Контраст между наклоном стен пилона и вертикальными линиями двери придает ему величие и устойчивость так ценимые египетскими зодчими. Наклон стены еще больше подчеркивается вертикальными желобами, куда устанавливались шесты. Развевающиеся на них знамена объявляли, что бог находится в своем доме.
Пилон украшен, в обычном стиле Птолемеев - гигантскими фигурами царя, поражающего своих врагов. Изображен Птолемей XIII, который, скорее всего, никогда не вел военных действий, скульптура представляет собой не более чем дань традиции. Шесты, как и скульптура на пилоне, скорее всего, были раскрашены, а развевающиеся знамена тоже наверняка были сшиты из цветных тканей, так что с первого взгляда здание впечатляло яркостью и помпезностью.

...

Пустые, безымянные картуши -
свидетели эпохи бурных перемен

...

Фасад Большого гипостильного
зала

...

Окруженный колоннами двор
за входным пилоном

...

Уже стемнело, туристов нет.
Включена подсветка

В открытом дворе, окруженном колоннами, стоит изваяние гигантского Хор-сокола из черного гранита. В глубине этого двора расположен фасад Большого гипостильного зала. Первый гипостильный зал, украшенный сценами жертвоприношений, имеет 18 колонн. Во втором гипостильном зале, меньшего размера, но более изящном, 12 колонн. Малый гипостильный зал почти цел и прекрасно демонстрирует приемы освещения в египетском храме. Небольшие отверстия в крыше дают чистоту света, которой не добиться боковым освещением Через них путь лежит в святилище, куда в те далекие времена допускались лишь посвященные - великие жрецы и фараон.

...

...

...

...

Рельефы и надписи на стенах храма рассказывают о победе Хора, который отомстил за смерть своего отца богу Сетху и его союзникам, изображенным в образе крокодилов и бегемотов. собрание различных мифологических текстов греко-римского периода. На одной из фотографий вы видите Гор и Исида, заковавших в цепи гиппопотама.
Краткое содержание надписей на стенах: Затем Ра сказал богам, которые были в его свите: «Давайте отправимся в путь в нашей ладье по воде (или каналу), поскольку наше сердце ликует, ведь враги наши повержены на землю». И вода, по которой великий бог плыл, зовется «П-Хену» по сей день. Но смотрите: враги Ра превратились в крокодилов и гиппопотамов и нырнули в воду. И пока Ра-Горахти сидел в своей ладье и плыл по воде, крокодилы и гиппопотамы подплывали близко и широко разевали пасти свои, чтобы уничтожить злейшего врага — Ра-Горахти. Тогда Гор Бехутетский поспешил и явился вместе со своими спутниками, вооруженными металлическим оружием. У каждого был топор, копье (или гарпун) и цепь на руке. Они пронзали копьями крокодилов и гиппопотамов, и всего оказалось шесть сотен и еще пятьдесят один мятежный демон, и все они были убиты неподалеку от города Эдфу.
Впечатляет, не правда ли?

...

...

...

...

Стоя перед огромными пилонами и стенами трудно поверить, что до середины XIX века храм почти полностью находился под песками. Интересное предположение о причинах такой забывчивости я прочёл в книге Кларка и Энгельбаха "Строительство и архитектура в Древнем Египте". Они считают, что египтяне не предпринимали никаких мер, чтобы стены храмов не обрастали с внешней стороны частными домишками из кирпича. С течением времени уровень культурного слоя в городе практически достигал верхней части стены, а в некоторых местах и сравнялся с ней, и храмы теперь стоят в обширных низинах в центре города.

...

Гранитный сокол

...

1ый гипостильный зал

...

Проход в святилище

...

Гид знакомит с храмом

...

Капитель колонны

...

...

...

...

...

В кадре - древний водомерный пост, так называемый ниломер, которым пользовались жрецы для систематических наблюдений за колебаниями уровня воды в Ниле. Он представляет собой подземный ход с лестницей, уходящей к поверхности Нила из-под фундамента одного из храмов. На этой лестнице сохранились многочисленные отметки уровней, до которых поднимались речные воды на протяжении многих веков египетской истории. Такие устройства до сих пор сохранились в некоторых местах Египта, хотя после строительства Асуанской плотины, Нил больше не разливается.По показаниям ниломера определялись размеры будущего урожая и суммы налогов. Самым оптимальным считался уровень подъема воды на шестнадцать локтей.
Разлив Нила мог не только обогатить почву долины бесценным речным илом, позволяющим собирать гигантские урожаи полбы, ячменя и овощей, он мог также, разлившись без меры, смести все на своем пути и оставить египтян вообще без урожая, что означало недород и следующий за ним голод. Поэтому египтяне с тревогой ждали известий от ниломера, после объявления начала разлива и уровня воды либо всенародное ликование, либо дурные предчувствия и ожидания беды.
Имеются сведения о том, что жрецы завышали отметки уровня в половодье, так как по закону налоги начинали взимать в момент достижения уровнем воды наивысшей отметки, и эти налоги были тем больше, чем выше подъем уровня.




Вернуться к оглавлению раздела

На главную страницу

Создано 16/12/2012
Обновлено 31/12/2012