Пожалуй, самым привлекательным по цене портретником с отличным рисунком я бы назвал 105 mm f/2.5 (Ai, Ai-S). Очень многие фотографы, давно снимающие на пленку, без зазрения совести называют его "легендой". Я воздержусь от столь громких эпитетов, но рисунок у него на самом деле очень приятный. На keh.com за 105/2.5 в состоянии Excellent Plus просят около двух сотен, но можно купить и Bargain за сотню, что, согласитесь, за такой портретник просто смешно.
Существует более светосильная (и, соответственно, более дорогая) версия этого объектива — 105 mm f/1.8 (Ai-S). Рисунок у этих "стопяток" схож, а стоит ли платить почти в два раза дороже за полстопа — решать, разумеется, вам
Я как то раз купил советский 35/2, от кита он отличается только светосилой, весом, отсутствием автофокуса и зума. Мылит сволочь так же нипадецки. За 50 баксов как раз.
Потом купил Телеар 200/3,5 и в принципе пока доволен, думаю на что его заменить из никонов. Резкий, не мыльный, без ХА. Но буду обязательно менять на 180/2,8, ED наверное. Или докуплю 300... Еще дешевле, за 1000 обошелся.
И еще я хотел купить этот калейнар 100, очнь хотел, искал по барахолкам, средняя цена 1000-1500.
Но потом подвернулся никкор 105/2,5, более чем 30-летней давности, старый добрый зоннар (качество идаельное, на 5-). И все, советская оптика меня больше не интересует, совсем и абсолютно.
На 2,5 у него не мыло как у зумов, а мягкий софт NB!, на 4 уже резкий, 5,6-16 резкий как бритва, и только на 22 чуть мылит из-за дифракции.
Не смотря на древнее однослойное просветление, контровый свет держит зашибись! А рисунок...
Советская оптика так не умеет, ни за какие деньги, в принципе. И зачем тогда она нужна?
Зачем покупать, заведомо плохую оптику, недостатки которой просто невозможно ничем скомпенсировать? Да, и о цене, 200 баксов ровно.
Никкор 135/2,5 стоит 100-150-200, в зависимости от модели.
Зоннаром он был, если повар (т.е. несколько посвященных никоновской оптике сайтов) нам не врет, года так до 1971-го. Потом уже схема другая. Впрочем, тоже весьма хорош, да.
А на какую камеру вы его, кстати, ставили? Тех времен - оне non-AI (тем более без NIC - только non-Ai), и по идее (т.е. по инструкции) - не так всё с его установкой просто.
На оба мои Никона так non-AI без приложения надфиля просто физически не ставится.
200$ за non-AI ? Дороговато, даже за "в идеале"... Ну а пресловутый Калейнар-5 - стоит таки впятеро дешевле. И за свои деньги - все же очень недурный вариант.
"Аналог" ему - скорее 100/2.8Е, но тот стоит уже в районе сотни вечноусловных. А если нее жалко потратить чуть больше - ну тогда, конечно, 105/2.5 и никаких гвоздей.
Если не напорешься на проблемы с установкой non-AI оптики. А AI 105/2.5 - еще немного дороже... Ну и так далее. Вот такая вот диалектика.
Зоннар, это точно. 1971 года с серебристым стаканом, Non-AI переделаный в Ai'd. Переделан явно в с/ц, не руками и напильником. Камера D200.
Фотографировал Калейнаром и Nikkor 105/2.5 (AiS). Калейнар хорош за свои ~$40. Nikkor великолепен. Но великолепен лишь в зоне резкости. В зоне нерезкости, в особенности в ближней зоне он даёт рваные края у объектов. На заднем плане такой эффект проявляется, но в меньшей степени. Лично меня это очень сильно раздражает. Калейнар такого не делает. В итоге, Калейнаром я снимал без боязни испортить кадр, никкором постоянно опасаюсь испортить кадр. Вот теперь смотрю в сторону 135мм от никкора и 85мм от никкора и гелиоса.
Кстати, повторюсь, рвань проявляется на объектах сильно не в фокусе и преимущественно расположенных в ближней зоне. Если избегать такого построения кадра, то это, естественно, не наблюдается.
Nikon Nikkor 105mm f/2.5 AI-s Test Review (manual focus) - Ken Rockwell
Nikkor 105mm f/2.8 Ai-S Micro Lens Sample Photos