1. Основы и понятия

1.1. Что такое мидбас?

Кто-то:

Мидбас - это динамик воспроизводящий диапазон среднего баса. Принято условное деление, мидбас 80-400 Гц. Но обычно его режут только сверху и гораздо выше (если система двухполосная).
Мидбас как явление природы - полоса частот выше того, что считается ''сабвуферной'' полосой, но ниже ''речевой'' полосы. То есть, скажем, 80-200 Гц.
Мидбас как товар - динамик, способный (или якобы способный) работать в этой полосе. При этом он может с большей - меньшей правдоподобностью отыграть и среднечастотную полосу (до 3-5 кГц), а может, и нет. Вот тут начинается путаница, и в просторечии мидбасом называется все (от 8 до 4 дюймов), что играет от сабвуфера до пищалки (не обязательно справляясь с нижней частью этой полосы).
Если речь о задней акустике, то мидбаса в смысле частотной полосы 80-200 ей не нужно, значит действительно ''обычных'' 13см хватит, а как обрезать - все есть на сайте Шихмана. Все причиндалы для кроссовера сведутся к конденсатору рубля три ценой плюс проводка.

1.2. ''Мидбасы для чайников''

Постановка задачи:

Информации по изготовлению и расчету сабвуферов - море, то же по установке и ориентированию пищалок, но как дело доходит до мидбасов, все описания идут, как правило, по одной схеме: ''Взял динамики за ХХХ баксов, изготовил подиумы и наслаждаюсь звуком''. Получается, что влиянием двери на работу мидбасов можно пренебречь, а динамики следует выбирать какой-нибудь известной фирмы - чем дороже, тем лучше. В итоге вывел для себя некоторые постулаты, вот они:
1. В 99% случаев для 5''-6'' мидбасовых динамиков передняя дверь является типом акустического оформления free-air. Как следствие - влиянием двери на добротность и резонансную частоту динамика можно пренебречь.
2.Подиумы нужны лишь для придания жесткости конструкции и ориентирования динамиков.
3.Обработка внутренней поверхности двери нужна для устранения посторонних призвуков, шумов и.т.д. и в принципе не обязательна.
4.При выборе динамиков (5''-6'')следует ориентироваться на добротность порядка 0,7-0,9 и возможно более низкую резонансную частоту. Ну конечно приемлемую цену.

Genn (27.12.2001 19:11):

Разрешите высказаться? Прошу занести высказывания в ФАК (если сочтете нужным, т.к. автор частично прав.
0. Сабвуферы нужно и можно считать, а вот по динамикам для дверей параметры дают только ну очень серьезные производители динамиком - Динаудио, Фокал, Сеттемила, Рокфорд Фосгейт. Все остальные стыдливо умалчивают.
1. Передняя дверь является закрытым ящиком объема 30-50 литров. Какой именно тип выравнивания АЧХ получается - зависит от параметров динамика. То, что называют фри-эйр это тоже закрытый ящик, только ну очень большой. Как правило, на практике влиянием двери на добротность и резонансную частоту пренебрегают. Типичный пример - старые динамики DLS Ultimate, диффузор которых с течением времени отрывался от каркаса.
В то же время, уважающие своих потребителей фирмы могут указывать конкретное предназначение динамиков. Например, Фокал 165 KS хорошо играет в двери, но его нельзя засунуть в ЗЯ, в кики, а вот кажется 165 KX - можно. (это все динамики из старой линейки фокала).
2. Подиумы нужны для обеспечения отсутствия акустического короткого замыкания в месте прикрепления динамика к основанию, для придания жесткости конструкции - при ударе по струнам или бочке динамик не должен болтаться как полено в проруби, и для ориентирования динамиков.
Ориентирование динамиков самый сложный процесс (особенно в двухполоске). Необходимо их развернуть так, чтобы в районе ушей каждого из слушателей не возникало встречного уничтожения басовых сигналов, записанных в фазе на левом и правом канале. Об этом можно почитать и посчитать на сайте у GR.
Дальше, необходимо не перекрутить динамик слишком сильно, чтобы у слушателя не возникало слишком сильной привязки к ближнему динамику. Грубо говоря - в диапазоне частот от 1700 Гц человек определяет направления на кажущийся источник звука по громкости. А частота раздела у двухполосок как правило выше. Поэтому желательно попробовать выставить сцену на монофонической записи только по мидбасам. Сделать это очень сложно, но желательно избежать хотя бы грубых ошибок ориентации.
3. Обработка внутренней поверхности нужна для устранения посторонних призвуков, возникающих при возбуждении поверхностей ударной волной от динамика. В принципе она не обязательна, если машина делается только для какого-нить хэви метала, а призвуки и искажения нормальной партии бас гитары и контрабаса воспринимаются как признак крутости системы.
В обратном случае возникает необходимость обработки виброгасящими материалами внутренней поверхности салонной обшивки дверей, внутренней поверхности всех пластмассовых деталей, внутренней поверхности потолка, крыши кузова, заливания демпфирующей жидкости в зеркало. В принципе - на любом этапе можно остановиться и слушать, как крыша подпевает, например.
4. Числовые параметры динамика не имеют никакого существенного отношения к качеству звучания. Если конечно не гоняться за цифрами искажений и т.д. Динамик может иметь собственные наследственные проблемы, которые могут просто не понравиться слушателю. Например, кевлар имеет проблемы горбов в АЧХ на 2, 3, 4х кГц. Фокал научился с этим бороться, но не до конца, поэтому в домашней линейке Джи-Эм Лаба кевлар не применяется уже лет пять.
Я не раз рекомендовал слушать динамики перед покупкой. Я также рекомендовал, и рекомендую снова выбирать те фирмы, которые действительно разрабатывают и изготавливают динамики и для автомашины, и для дома. В этом случае можно придти в салон и попросить завести Динаудио контур, например. Или Джи Эм ЛАб Кобальт. Это позволит понять характер звучания динамиков.

1.3. Принципы построения системы начального уровня?

Кто-то:

Фронтальный мидбас должен звучать из объема. Это главное условие. Есть ещё одно - как можно жёстче закрепить мид. АКЗ не допускать ни в коем случае.
Твитеры - сначала по понятиям. существует две основные характеристики сцены - глубина и ширина. Если сцена нужна глубокая (т.е. на капоте) ставь твитера на стойки на уровне 2-5см от верхней линии щитка приборов, направленность - если нужна локализация на уровне водителя -направляй соответственно в левую половину стекла, если чёткая локализация не нужна направляй друг на друга. Кстати за счёт направленности друг на друга (которая в домашней технике неприемлема) возможно избежать эффекта тональной локализации (те перемещения мнимого источника звука с изменением высоты взятой ноты)
Вариант 2 - если нужна сцена широкая - ставь твитеры на треугольники зеркал в дверях. По поводу направленности почти то же, что и в первом варианте, но возможно, что при направлении твитеров в стекло сцена станет глубже (это не всегда так). Мною практиковался вариант с двумя парами твитеров. Неплохо получилось.
Тыл: если сзади люди не ездят или тебе пополам, что они слышат и есть ли у них вообще уши, следует срезать частоту в районе 150-300 Гц в пользу низов. В простейшем варианте снять сигнал с заднего твитера. Частота будет побольше, но это не слишком важно, главное, что явно ниже 3 кГц. Тыл также должен стоять жёстко.
Усилитель. Ни в коем случае не запитывай от него тыл. Это преступно (Ст.117 УК СССР). Ставь его на фронт и включай хай-пасс на 80-120 Гц в зависимости от акустики.

1.4. Как распределяется в процентном отношении вклад компонентов в системе?

БЛЮЗМОБИЛЬ :

Если акустика плохая, то можно менять головы, усилители и т.д. Я бы отвел акустике 70%, усилителю 20% и голове 10%.

1.5. Что такое ''панч''?

Lenин (22.08.2002 16:11):

Панч это плотный отчетливо слышный удар барабана, щипок бас-гитары и т.д.

Vic (30.07.2002 22:17):

Панч - это атака. Можно иметь приличный саб, приличное давление на низах, но из-за провала в районе мидбаса (80-150) бас будет вялым. ИМХО.

1.6. Что такое SPL?

Vic (07.08.2002 19:19):

Уровень Звукового Давления (это если просто перевести). А так есть соревнования по SPL, по простому говоря чья установка громче (но только на басах). Ставим микрофон и замеряем этот самый уровень SPL на сигнале, который до 80 герц.

1.7. Переведите непонятные слова, употребляемые в конференции

Vic (21.08.2002 11:02):

1. ЗЯ и ФИ (Фазоинвертор) - это способ акустического оформления Громкоговорителей Динамических Низкочастотных (ГДН), т.к. без оного они не играют.
2. Самое простое оформление - Freeair, это когда динамик на якобы бесконечном экране (короче - в задней полке СЕДАНА и играет в багажник). Это как водка без пива (саб без ящика) - деньги на ветер.
3. Кик Панель - это то место в авто, которое впереди сидящий часто пинает ногами, причём водитель - левой, а пассажир - правой. Туда очумелые мастера ставят динамики.
4. Мост - способ включения 2-х каналов усилителя с целью увеличения отдаваемой в нагрузку мощности
5. АЧХ - амплитудно-частотная характеристика. Для непосвященного что-то сродни кардиограмме. Измеряют её приборами, в состав которых входят микрофоны (хорошие). Обсуждение пиков и провалов АЧХ любое занятие (после пива).

Lenин (21.08.2002 11:19):

Сабвуфер это обобщающее понятие. Сюда входят как и сабвуферные динамики, так и ящики в различном оформлении ( ЗЯ, ФИ, бандпас и т.д.), точнее не ящики а система ящик + динамик.

1.8. Что такое сдвиг фазы?

Vic (17.04.2001 12:15):

Сдвиг фазы это задержка одного периодического сигнала относительно другого, но не более чем на период следования; задержка - существенно большее запаздывания сигнала, эквивалентна изменению положения в пространстве КИЗ. Т.е. если внести задержку в сигнал фронта на время, равное прохождению звука от саба то точки прослушивания, получим эффект ''переднего'' баса. Скорость звука известна, расстояние от саба до точки прослушивания тоже, значит можно вычислить задержку, НО эта задержка будет оптимальной ТОЛЬКО для выбранной точки прослушивания.

Genn (17.04.2001 19:12):

Есть много подводных камней в ответе на это вопрос. Если найти каталог Пионера - там есть хорошая картинка. В машине схематично изображен слушатель и все динамики. Все динамики в машине находятся на разном расстоянии от головы слушателя поэтому в обычной установке при щипке по контрабасу, расположенному по центру сцены, можно сначала услышать верхние обертона от щипка, воспроизведенные пищалкой левого канала, потом нижние обертона от мидбаса левого канала, потом в том же порядке от правого канала, и потом основной гул из сабвуфера. Хороший процессор должен сделать задержки на все динамики (кроме самого дальнего) так, чтобы звук из всех динамиков приходил ОДНОВРЕМЕННО! Пионер 945/99 это делать умеет. Вероятно, умеет и 600 Альпайн. Надеюсь, изложил понятно.
Теория этого процесса приведена в статье Ю.Макарова, которую GR в отсканированном виде держал на своем сайте. Цифровой процессор типа Альпайн позволяет менять задержку в широких пределах. Он скорее всего использует алгоритм типа очередь переменной длины. Он может подкорректировать сцену для фронтальных динамиков и подтянуть сабвуфер.
Модуль Аудизон скорее всего работает как неминимально-фазовый корректор фазы по схеме, описаной у Шкритека или Титце-Шенка. Скорее всего, он может менять фазу только в небольших пределах. Дальше это изменение фазы необходимо пересчитать в изменение кажущегося расстояния от источника звука в зависимости от длины волны. Дальше эту вариацию расстояния необходимо соотнести с разностью хода от всех установленных в машине динамиков. Тогда возникнут ограничения на применимость этого модуля - например, только разделы саб/бас и бас/серединка. Может оказаться, что коррекция фазы по фронту и по пищалкам ему не по зубам. Для этого нужно СЧИТАТЬ!

1.9. От чего зависит качество звучания mp3-файлов и можно ли его как-то оценить?

D. Lovcovsky :

Есть некий проект по созданию программы, которая должна определять качество кодирования. Названия не помню (дома в линках где-то есть), но оно, видимо, и не нужно, поскольку программа пока что настолько сырая, что пользоваться ею просто невозможно. И есть сомнения, что она будет развиваться. Есть еще EncSpot, который здесь уже упоминался. Но сколько раз я его ни применял, он ни разу не обнаружил каких-либо дефектов в моих файлах. А раз так, никакой пользы от него я не вижу. Но мне кажется, что разговор надо перевести в другую плоскость.
Конвертация в mp3, особенно с малыми битрейтами, означает неизбежные потери музыкальной информации. Если Вы изначально их принимаете, вряд ли стоить тратить время и силы на поиски оптимального кодирования. Оно невозможно в принципе. А значит, не имеет особого значения, чем кодировать. Не сравнивайте mp3 с оригиналом и будьте счастливы! Это говорит Вам человек, который потратил в свое время немало времени на тестирование самых разных кодеков. Не тратьте свое время зря. Психоакустическая модель, положенная в основу mp3, далека от совершенства, а главное, она по разному работает на музыке разных жанров.
Битрейт - вот это имеет значение. Но если кодировать со скоростью 256 кб, выигрыш в размере файла не столь уж велик. Стоит ли ради него париться? Только ради удовольствия возить с собой в машине 1 диск вместо 5? При кодировании в 128 потери будут весьма значительными - даже самый лучший кодек не обеспечит здесь качества звучания CD. Давно пора отказаться от иллюзии, что 128 кб/сек - это качество компакт-диска.
Что касается программ для записи CD-R, то от них качество вообще не зависит. Они отличаются только удобством. Nero - наиболее удобная программа для записи Data CD (сборники mp3), для записи аудиодисков она тоже вполне подходит. А вот для аудиодисков с CD-TEXT, на мой взгляд, больше годится Feurio.
Качество звучания аудиодисков определяется главным образом рекордером. Даже в больше степени, чем болванкой. Опять же, на мой субъективный взгляд, наилучшее качество на сегодняшний день обеспечивают рекордеры TEAC (любые) и последние модели Yamaha (те, что с поддержкой Audio Master Quality). Кто-то :
Важны не только параметры самого формата и кодеков, но и техника, на которой он реализуется. На чем проигрываются mp3? На компьютере со звуковой картой за $15? Или на автомобильной голове, где стоит непонятно какой чип mp3-декодера стоимостью 50 центов? В настоящее время реально существуют устройства, которые позволяют в полной мере реализовать все возможности стандарта CD-Audio, пусть они и стоят немалых денег. Подобных устройств для максимально точного воспроизведения mp3 не существует. И не может существовать, ибо в основу самого формата положена не идея максимально качественного воспроизведения звука, а идея минимального потока данных. Именно поэтому формат развивается в направлении максимального сжатия (mp3pro и т.д.), а не улучшения качества.

1.10. Можно ли верить цифрам выходной мощности, написанным на магнитолах?

Кто-то :

Выходную мощность 45 ватт мостовые усилители способны развить при напряжении питании - 14,5 вольт (заведеный двигатель) и на активной нагрузке немного меньшей, чем 2 ома. При этом каждый канал будет потреблять ток 5 ампер. При такой мощности на четыре канала потребуется предохранитель: минимум - 20 ампер. Кроме того, корпус магнитолы не будет успевать рассеивать и половины тепла, выделяемого усилителями при работе на мощности 4 X 45 ватт. Так что забудьте цифры выходной мощности, которые, написаны на лицах магнитол. Больше тот, кто наглее!

1.11. На какой частоте перестает существовать стерео эффект?

Железный_Шихман (15.01.2002 12:33):

В литературе утверждается, что стереоэффект на частотах ниже 300 Гц почти не ощущается, хотя это и не так. Даже при обрезке ФНЧ 2 порядка на 150 Гц ''лево-право'' различаются достаточно уверенно, сам проверял. Хотя помимо собственно слуха здесь уже начинают работать тактильные ощущения. Но в большинстве записей, начиная с середины 60-х (кроме симфонических и некоторых джазовых) инструменты басовой группы панорамируют в центр. Возможно, это как раз попытка подогнать практику под теорию и облегчить жизнь производителям массовой аппаратуры. Технически при питании левого и правого каналов усилителя от общего источника питания нелегко обеспечить малое переходное затухание между каналами. А поскольку на частотах до 300 Гц сосредоточена примерно половина энергии сигнала (а у Рамштайна - и побольше), взаимосвязь каналов при маломощном (массово-бюджетном) источнике получается достаточно сильной, и сигнал неизбежно ''стягивается'' к центру. Вот такой масонский заговор производителей массовой аппаратуры и массовых записей.

Genn (15.01.2002 13:38):

Есть два правильных ответа:
1) 300-350 Гц. Начиная с этой частоты слуховой аппарат не может определить направление на кажущийся источник звука с помощью ни амплитудных, ни фазовых алгоритмов.
2) 1700 Гц. В подавляющем большинстве коммерческих сведенных записей используется только амплитудное панорамирование кажущегося источника звука. В этой связи направление на кажущийся источник звука определяется по обертонам - старшим гармоникам и призвукам.
Локализация баса не имеет никакого отношения к вопросу о стереоэффекте - звукорежиссеры мыслят по другому. В этой связи, кажется на 4м треке последнего диска АЗ очень мягко прописан электронный большой барабан - без каких либо обертонов. В результате, в моей машине он звучал только из багажника, а направление на сабвуфер легко определялось по удару звуковой волны в затылок.

1.12. Можно ли доверять тестам журналов?

Genn :

Вчера ездил к одному хорошему человеку – участнику нашей конфы. Возникло несколько соображений, которые хочу обнародовать здесь. Мысль первая о качестве и ориентации звуковой экспертизы. Слушали мы с этим человеком один супер-топовый аппарат. Вершина своего модельного ряда. Каждый услышал свое. Он мне говорил о наличии провалов в АЧХ, показывал почти граничную неустойчивость усилителя, срывающегося на генерацию в районе 10 кГц и так далее. Я же подошел со своих, чисто потребительских позиций. Поставил диск Д.Баез ''Алмазы и ржавчина», послушал несколько разных песенок, убедился в непривычности тембрального баланса. Потом поставил тот же диск в домашний проигрыватель, подключил его вместо магнитолы. Послушал ''правильный» звук. Задуматься меня заставило другое наблюдение. Оценить правильность АЧХ, если давно (или никогда) не слышал этой записи в ''верном» тракте довольно сложно. Всегда есть поле для ошибки, есть поле для субъективности. В то же время оценить фазовую картинку в домашних условиях ''правильного» тракта оказалось гораздо проще! Сначала опишу тракт – это два маленьких мониторчика в углах комнаты на стене. Ламповый ''прямой» усилитель без межкаскадных ООС. Все слушалось в другом конце комнаты. Т.е. нормальные условия для возникновения стереоэффекта и в чем-то обстановка приближена к машине – сильно-диффузное поле, масса отражений от бетонных стен.
Так вот – при прослушивании головного устройства Д.Баез плавно, или резко – в зависимости от ноты, скакала из одного угла комнаты в другой. Она бегала по звуковой сцене как Ф.Киркоров. На 10 треке этого диска Д.Баез поет вместе с Д.Митчел. Опять те же танцы на сцене – прямо ''Баккара». При прослушивании домашнего источника все встало на место – по центру и никуда уже больше не скакало. Соответственно на 10 треке – обе встали по центру, Митчел на метр-два глубже Баез. К чему я так подробно это описал – диск ''алмазы и ржавчина» к числу аудиофильских не относится, это нормальный, коммерческий, микшированный альбом, правда с учетом вкуса Д.Баез, которая начала петь тогда, когда многих из нас еще не было. Лично меня поразило то, что неточности фазовой картинки ухо обнаружило гораздо быстрее чем неравномерности АЧХ. Как же в таком случае можно построить качественную звуковую, соревновательную систему на таком аппарате в машине – где куча своих собственных проблем с динамиками и салоном? Ответ напрашивается сам собой. Пригодна ли эта топ-голова для построения качественной звуковой системы? Ответ – нет.
Мысль вторая о зависимости журналов от рекламодателей не позволяет надеяться на качественный обзор возможностей этого аппарата. Приношу свои извинения, если эта мысль кого-то обидела.

1.13. Можно ли брать за основу схемы установок из журналов?

Постановка задачи:

Иногда думается, что многие из этих установок не могут хорошо играть по определению. Кто их слушал? Сдается мне, что они хорошо играют только на страницах журналов.

Trio (26.08.2001 23:07):

Некоторые инсталляции в журналах представляют собой качественную установку акустики в штатные места. Про переделку штатных мест никто не , про доворот среднечастотника или мидбаса с целью получения лучшей сцены никто не . Обычная 2-х полосная система, которая сцены не вытянет, описана как идеальный вариант для этой машины. А хочется конкретных рекомендаций.

БЛЮЗМОБИЛЬ (26.08.2001 22:59):

Дело в том, что описать, как звучит система на страницах журнала не так уж сложно. Но поскольку эти машины практически никто не слышал и возможно не услышит, то те, кто описывают установки, предпочитают об этом не писать. А вот про инсталяцию они пишут. К ней и картинки можно прицепить. В общем, есть чего показать. Поэтому каждый из установщиков стремится показать свои возможности. Отсюда и крутые установки, аудио-видео системы и т.д. А, что касается звука, то его надо слушать. Я слушал много разных машин по долгу службы (в студии), как говориться и на поле боя (соревнованиях). Не все аудиосистемы хорошо звучат. Это точно. А описание аудиосистем в журналах остается на совести тех, кто . К примеру, журнал Аудиомобиль, специально присылает подготовленного человека для прослушивания, перед тем как писать статью.

1.14. Как рассчитать ПАС?

Nikk (03.03.2002 11:12):

Теории ПАС нет, нет и методик расчета. Идея в том, чтобы облегчить дыхание сабу, открыв небольшую отдушинку, но и избежать КЗ, как в открытом оформлении, как у старых радиол. Для этого делают удлиненную форму тракта и заполняют его сопротивляющимся(но несильно) материалом. Я обычно с ПАС делаю ящики для фронтальных мидбасов, когда не хватает объема, те надо 10л, а получается 5-6. Тогда на дальней грани ящика делается ПАС на расстоянии 35-40 см + еще и сидушка мешает непосредственному контакту потоков. Сабы такие в авто не делают, потому, что либо размеры будут слишком большие, либо резко упадет эффективность.

stealth_202 (02.08.2002 14:52):

ПАС (панель акустического сопротивления) - это такой тип акустического оформления динамика. вкратце - ящик с уменьшенным объемом и дырой сзади, закрытой специальным материалом.

БЛЮЗМОБИЛЬ (12.11.2004 18:49):

Здесь немного есть: про дырки.
Я несколько раз использовал паралон в качестве ПАС.
Ещё вспомнил одну установку. Давно это было.

1.15. Что такое подиум?

darkstar (04.11.2000 16:13):

Подиум - это небольшое возвышение. Часто используется как элемент малых архитектурных форм в доме, офисе, квартире и т.д. В плане применения к авто-акустике - это тоже небольшое возвышение над обшивкой для установки в него динамика. Т.е. динамик ставится не заподлицо с обшивкой, а заподлицо с подиумом. Хотя может быть случай, когда подиум, как инженерная конструкция, размещается за обшивкой и тогда динамик будет стоять в одном уровне с ней, но это редкий случай. Возвышение (подиум) делают для решения сразу нескольких задач: для увеличения жесткости крепления динамика, для размещения крупного динамика в относительно мелкой по глубине двери и для изменения ориентации динамика по отношению к плоскости обшивки. Технологию изготовления подиума можно посмотреть, например, в www.caraudio.ru/articles/impdoors.

1.16. Как измеряется мощность усилителя?

AE (30.07.2002 14:43)

RMS означает ''среднеквадратичное значение''. Это не метод измерения мощности, а шкала её измерения. На синусоидальном сигнале пиковое значение будет ровно вдвое больше среднеквадратичного. И всё. Нет никаких ''номинальных'', а тем более, оборони господь, ''допустимых'' значений мощности усилителя.
Вы здесь спутали карты с акустикой, которая мощность не ПРОИЗВОДИТ, а ПОТРЕБЛЯЕТ. Здесь есть понятие допустимой мощности, которую можно привести и в виде среднеквадратичного значения, оговорив (или подразумевая) длительный характер работы динамика, или же - пиковое значение, оговорив (или, для пущего эффекта, не оговорив) кратковременный характер тестового сигнала. Тогда, вполне справедливо, можно говорить о допустимой мощности 200 Вт у 4-дюймовой питюльки. Если подать эти 200 Вт в течение одной миллисекунды.
По поводу мощности акустики у нас идут непрерывные и неприятные разговоры с импортёрами, которые искренне считают, что чем больше написано, тем лучше продаётся (возможно, они по-своему правы). В результате бывают казусы: в одном из недавних тестов акустики долговременная мощность одной из моделей (в Ваттах RMS, по всем правилам) оказалась неуказанной по настоянию импортёра. ''У других написано 200, а у нашего 40. Его покупать не будут''. Речь при этом шла о продукте одной из самых уважаемых и технически грамотных европейских марок, которые всегда мощность указывают безупречно корректно, со ссылкой на международный стандарт её измерения. На досуге можете поискать.
Возвращаясь к усилителям. Их мощность определяется как наибольшее значение, при котором не превышается некое пороговое значение коэффициента нелинейных искажений. Для мощных усилителей это обычно 1%, как и было сказано. Измеряется она (у нас в тестах) в Ваттах по среднеквадратичной шкале, RMS то есть. Это и есть максимальная мощность усилителя в истинном смысле слова ''максимальная''. То есть - наибольшая, которую он может развить до начала ограничения. Никакой объективно обоснованной ''номинальной'' мощности у усилителя нет.
Это всё очень похоже на хорошо нам знакомые автомобили. У двигателя (ПРОИЗВОДЯЩЕГО мощность) етсь максимальное её значение на оплном газу и максимальных оборотах. Если газ нажат не оплностью, или обортоы нидже максимальных, мощность будет ниже. Какое её значение принять за ''номинальное''? Да любое, соль и перец по вкусу.
14,4 В как ''ходовое'' напряжение - наиболее распространённый стандарт de facto. Мы его придерживаемся (когда можем, в недавнем тесте моноблоком не смогли), чтобы обеспечить сравнимость результатов: производители в большинстве приводят мощность для 12 и 14,4 В.

1.17. Что такое ''монтажная пена''?

Анатолий:

Вещество в довольно крупных аэрозольных баллончиках, которое при разбрызгивании вступает в реакцию с воздухом и через некоторое время застывает в виде пены серо-белого цвета (на месте среза желтоватое внутри). Обладает хорошими герметическими и АКУСТИЧЕСКИМИ свойствами.

Uncle Gene (09.03.2002 02:10):

Эта бяка называется монтажной пеной, одно из торговых названий - ''Макрофлекс''. В практике инсталляций используется очень часто для изготовления подиумов. При полимеризации образует вещество, напоминающее пенопласт. Для покрытия внутренних поверхностей ящиков АС этот материал применять нецелесообразно. В конфе и периодике о монтажной пене уйма информации, но красочное описание мытарств с этим материалом душевно пересказано Dimus'ом в его статье в ''АЗ''№2/02.

1.18. Прогрев аппаратуры

http://www.car-music.ru/messages/845.html

Это термин простонародный и не очень удачный, на самом деле это скорее "тренировка".
Итак, прогрев аппаратуры - это как обкатка автомобиля. Новый динамик имеет некие физические свойства: гибкость подвеса, механическую добротность (отражает потери в подвижной системе динамика), электрическую добротность и пр. Новый усилитель с транзисторами только со склада или из печки тоже еще не" в кондиции". Прогрев изменяет физические свойства аппаратуры: структуру полупроводников, активных и реактивных элементов и пр. В результате меняются технические параметры аппаратов и, следовательно, звучание. Плывут настройки кроссоверов, регуляторов фазы и временной задержки и пр. Многие инсталляторы после установки рекомендуют клиентам подъехать через 2-3 недели для подстройки. Предварительный прогрев позволяет аппаратуре войти в рабочие пределы параметров еще до установки. Есть и еще один плюс: кривая вероятности отказа имеет вид "канавы" с максимумами на краях. То есть, у аппарата больше всего шансов сломаться в первые часы работы и в конце срока эксплуатации. Прогрев "на столе" позволит найти мерзавца до установки.
Суть прогрева состоит в подаче на аппарат шумоподобного сигнала или сигнала с "качающейся" частотой и с определенным размахом (уровнем). Я знаю людей, которые гоняют аппаратуру по 50-100 часов до начала работы с ней.
Интересно другое. Прогрев не меняет характера звучания аппаратуры. То есть, яркий верх не станет тусклым, а плохая детальность - хорошей. Меняются нюансы. Мы можем об этом судить, т.к. имеем определенный опыт прослушивания аппаратуры. Когда мы имеем дело с бюджетным аппаратом, то уже заложенные в его звучании недостатки маскируют почти полностью положительный эффект прогрева. Аппарат из коробки и аппарат после 200 часов эксплуатации звучит практически одинаково. Иное дело - high end. Там появляются детали, звук становится богаче.
Но вот технические параметры меняются довольно сильно у аппарата любой категории. Мне часто любопытно бывает, читая тесты разных журналов, изучать таблички типа "Заводские параметры/Измеренные нами параметры". Особенно нравится, когда параметры не сходятся и автор теста делает вывод: "Ага, завод-то врет!". Если мы говорим о хоть сколько-нибудь серьезной марке, то завод мерил полностью прогретый аппарат, на прецизионном оборудовании. А журнал? Вот как хотите, но я, сотрудник Car&Music, не верю, что у кого-либо есть возможность прогреть каждый из аппаратов теста минимум 50 часов, а потом уже мерить. Это невозможно в наших условиях работы. Поэтому измерениям аппаратуры в прессе я не доверяю. И если мы когда-нибудь начнем что-то измерять, то перед этим мы на 100% объясним читателям, что мы делаем и как у нас это получается.
К сожалению, пока перед прослушиванием большинства аппаратов мы их не греем. Исключение составляет то, что нам особенно интересно - серьезные модели. Впрочем, повторюсь, что звучание "бюджета" от прогрева меняется слабо, а параметры мы не измеряем. Так что все более-менее корректно.

1.19. Чувствительность, это что?

Kazanec :

Думаю, что это величина звукового давления которая действует на измерительный микрофон установленный на расстоянии 1 метр по оси излучателя

DG:

Чувствительность (если грамотно, то характеристическая чувствительность) измеряется как среднеквадратическое значение АЧХ по звуковому давлению в РАБОЧЕЙ полосе частот. Делается это в заглушенной камере, подавая на головку (или АС, если гр-ль имеет две или несколько полос) мощность в 1 Вт. Микрофон располагается по продольной оси АС на расстоянии в 1 метр и направляется на ВЧ излучатель. Хитростей здесь несколько.
1. АС для измерений должна быть в акустическом оформлении (т.е. в боксе) или на акустическом щите - экране. И если размеры последнего оговорены (IEC 268-5, ГОСТ 16122), то объёмом бокса никто не оговаривает. Вполне очевидно, что в малом и большом по объёмам боксах РАБОЧАЯ полоса будет различной (из-за спада низких частот и неравномерности АЧХ на верхней середине из переотражений от передней стенки бокса). Отсюда и характеристическая чувствительность будет иметь разные значения. В последнее время метрологи стали склонятся к измерительному боксу (закрытый ящик) со стандартным объёмом 10,0 литров для обычных головок и 38 литров для сабвуферных.
2. Поскольку на нагрузке следует рассеять 1 Вт, на 4-х оммную головку или АС нужно подавать напряжение 2,0 Вольта. 2,83 Вольта подаётся на 8-ми оммную головку( следует из закона Товарища Ома). На 4-х оммной головке при 2,83 В значение чувствительности окажется на 3 дБ выше, что неправильно. Этим методом, кстати, пользуется большинство производителей головок и АС, поднимая показатель чувствительности в рекламных целях, т. е. одуривая простых смертных.
3. При отсутствии заглушенной камеры измерения можно провести в том месте, где отражения от стен минимальны, или совсем отсутствуют. Так, весьма точные результаты можно получить на крыше многоэтажной башни ( если рядом не будет окружающего шума от вентиляторов. пролетающих самолётов и прочих ворон). В салоне автомобиля сложнее. Наибольшие погрешности в АЧХ будут на средних частотах (отражения от стёкол, торпедо) и на самых низких, за счёт передаточной функции салона.
4. Измерения чувствительности акустических излучателей на частоте в 1 кГц совершенно непоказательно за счет большой неравномерности АЧХ (по сравнению, например, с УЗЧ, где она практически линейна).

1.20. На какой частоте (при 2,83V/1m ) измерять чувствительность?

Vic :

Чутьё динамика вычисляется как среднее значение по результатам 10 измерений в разных точках в пределах рабочего диапазона. Но вот как фирма выбирает эти точки - не описывается. Чаще всего ещё приводят АЧХ - так сказать для справки.

1.21. Что такое сабсоник?

Vic:

Ниже частоты настройки порта ФИ амплитуда колебаний диффузора начинает быстро расти с уменьшением частоты. Так если фазик настроен на 35-40 герц то на самых низах (20-25 герц) диффузор начинает ходить с большой амплитудой, т.к. порт ФИ его уже не тормозит. Этого эффекта нет у ЗЯ, а только у ФИ. Поэтому ну очень желательно иметь на усе сабсоник фильтр - он режет самые низы (ну скажем от 25 Гц и ниже) и сохраняет жизнь головке, иначе она может застучать из-за большой амплитуды хода.

1.22. Для чего приклеивают дополнительный магнит на магнитопровод с торца динамика?

DIK:

Дело в том что доп. магнит уменьшает поля рассеивания магнитной цепи, тем самым увеличивая индукцию в зазоре (и уменьшая Qts) и увеличивает чувствительность с одновременным снижеием КНИ.

1.23. Что такое "bass reflex port"?

And :

"bass reflex port" - красивое название, затуманивание мозгов, маркетинговый ход. Просто порт, или кусок трубы.

маис :

Я тоже так думал, до того как наткнулся на проспект одной фирмы у которой в каталоге некоторые субы с фазиком писались как ventedbox а некоторые как bass reflex.

Vic :

Это одно и то же. Но bass reflex звучит приятнее, вроде как что-то солидное, а не просто вентиляция.

1.24. Вопрос о рекомендованном производителем объеме ЗЯ

Постановка задачи:

Когда производитель, скажем Soundstream, рекомендует некоторый оптимальный объем для своего саба, то подразумевается ящик без заполнения? Учитывается ли объем головки или потребителю нужно самому исчислять его и добавлять к рекомендованному значению?

felix :

Обычно объем указывают без заполнения и за вычетом объема самой головки. Если же с заполнением, то всегда об этом пишется в мануале к головке.

Vic :

Если указан ТОЛЬКО объём ЗЯ - то как правило это "чистый" объём. Иногда дают чертёж ящика (но это чаще ФИ) - тогда всё включено. Но во многих случаях эти рекомендации сродни мощьности на магнитоле - 4х45, хотя тут все хотят написать больше, а объём ЗЯ указать меньше Так больше вероятность что купят (или "купяться" на малый объём)

darkstar :

Вот именно поэтому мне и хотелось подставить рекомендованные значения. А вообще мой динамик (Fs-29, Qts=0.465, Vas=59), судя по спикершопу, очень нетребовательный к объему ЗЯ: можно изменить его вдвое, а АЧХ только изменит общий горизонтальный уровень ниже 50 Гц на пару децибел. +6 или +3 дБ ниже 100Гц - какая собственно разница? Зато объем 50 или 30 литров - это существенно.

Прохожий :

Желательно считать ЗЯ на Qts в оформлении около 0,6-0,8 (в спикершопе есть возможность оптимизации под такой параметр).

felix :

АЧХ может меняться незначительно, а вот характер баса сильно изменится. В большом объеме пропадает импульс, рельеф баса. АЧХ вроде гладкая, но бас не радует.

Vic :

Для этого и надо смотреть на Q (добротность).

1.25. Какие есть особенности у установки головки магнитом наружу?

Vic :

На НЧ практически влияния нет (опять же сравни длину волны и размеры головки). Так обычно ставят для испытаний или если корзина ну очень хороша.

ZTF :

Немного увеличится объем ящика , что стоит учесть.

1.26. Что такое клиппинг?

stealth_202 :

Обрезать, отрезать... если сигнал больше определенного уровня (установленного производителем), он обрезается сверху. На слух это воспринимается как искажения.

1.27. Что такое балансный кабель?

DiZL :

Дорога тебе в Золотой архив.

С.М.:

"...а главное, что из любого самого говеного провода балансное включение позволяет "вынуть" вполне терпимый звук, хотя бы на первое время."

Kazanec :

Это кабель у которого согнальный прямой и обратный не имеют гальванической связи с общим проводом устройства к которому он подключается. Короче, витая пара в экране и все изолированы друг от друга. На усилителях имеющих балансный вход есть переключатель, который подключае/отключает землю от RCA-входа.
При использовании балансного межблочника с усилителем, не имеющим такого переключателя, получаем повышенную защиту от наводок ДА, если внешний экран соединить с одной стороны.

1.28. Что такое "рупорный эффект справа"?

Buka :

Тов.Гюйгенс сказал, что типа в любой точке волны рождается еще волна, т.е. они множатся во все стороны. А если на пути есть отражающие поверхности, вообще невесть что получается, пики волн накладываются друг на друга, смешиваются и ... короче сплошная интерференция и дифракция. Лобовое стекло является большой отражающей поверхностью и... соответственно для водителя авто звук из условно точечного источника справа подчиняясь законам рапространения волн не всегда на слух воспринимается так-же, как звук из близлежащего левого динамика.

1.29. Во сколько раз увеличится объем ЗЯ если набить его ватой?

Vic :

Зависимость не линейная, но точно не в разы. Для малых объёмов наибольшее увеличение виртуального объёма порядка 10-15% максимум. Для бОльших порядок меньше. Заполнение 22-25 гр/литр.

Ден :

http://www.bluesmobil.com/shikhman/arts/fiberr.htm

@natolii :

Свойства минеральной ваты - хуже чем у синтепона. См. старую публикацию в Автозвуке. Распушение... Я занимался немного этим. Усредненные 650 гр. попробуй совместить с объемом ящика. Они просто не полезут туда. А ведь надо ещё проследить, чтобы они не располагались в непосредственной близости от вентилиационного отверстия. Иначе можно получить обратный эффект. Имхо, сделать из 30 литров 40 - недостижимо. 35 вполне реально.

FIL (15.02.2004 13:02):

Степени заполнения:
minimum - приклеен (пристрелян) только на всех внутренних стенках корпуса листами(матиками).
normal - расположен во всём внутреннем объёме ящика.
heavy - тоже самое что и normal ТОЛЬКО плотно.
На самом деле для тебя всё будет очевидно, что и как делать с синтепоном когда посмотриш на нужное по весу кол-во синтепона. 25 г/литр * на литры ящика, взвешиваешь синтепон и смотришь на этот куль синтепона, далее дело рук.

Vic (15.02.2004 22:14):

Если брать из расчёта 25 гр на литр, то его обычно с трудом можно запихнуть в ящик. Дофига это. Так что крепить не придётся.

1.30. Единица измерения мощности ЕУМ

Vad El' :

ЕУМ это такая единица измерения современных усилителей. Принята стандартом в измерении мощности подавляющего большинства автомобильных источников звука и китайском/корейском/польском/коленочном производстве усилителей и зачастую используется некоторыми американскими производителями аудиоаппаратуры. Расшифровывается так - ЕУМ - Если Ударит Молния.

1.31. Что такое "Gain"?

darkstar :

Рекомендуют обычно так: чувствительность усилителя выставить на минимум, а громкость на голове - 75% (хотя как ее поймать, не знаю, потому как если в децибелах, то 1.5 дб вряд ли уловит кто-то. Видимо просто по шкале). Затем включаем фонограмму (опять же какую? ведь уровни записи могут сильно различаться) и увеличиваем чувствительность (т.е. от 5В движемся к 0.3В - в зависимости от того, что есть на усилителе). До тех пор, пока ухо не начнет замечать искажения (что тоже сильно зависит от ушей и качества компонентов установки). Вот такие рекомендации дают в Installation manual на усилители.

And :

Можно использовать диск от "Автозвук"а - там где 300 Гц записано, и при начале искажений вылезает 1000Гц. Не услышать невозможно. Если нет диска запиши себе эту штуку http://www.avtozvuk.com/infores/soft/tnsetup.zip и сможешь нарезать любые частоты, и для саба, и для чего угодно.

Леша :

Это трек номер 8. Перед ним "уменьшить громкость" стоит. Включаем его и плавно поднимаем рег. громкости. Искажения появятся обязательно - услышать их смогу все (для этого и делался этот трек)

1.32. Как организовывают поканальное усиление?

darkstar :

В первую очередь поканалкой пользуются при наличии в системе процессора - там иначе просто нельзя. А те фанаты, кто по принципиальным соображениям отвергает процессор, предпочитают "чистый", с минимальным вмешательством тракт, а значит двухканальный усилитель и пассивные кроссоверы как для двух-, так и для трехполосной системы. Конденсатор на твитере выполняет роль простейшего пассивного фильтра. Если используется отдельный или встроенный в усилитель активный кроссовер, то пассивные фильтры уже не нужны.

Docent 3D :

Поканальное усиление имеет не без основания своих поклонников. Основная фишка в том, что на каждую пару громкоговорителей работает исключительно отдельная пара каналов многоканального усилка или отдельный двухканальник. При этом в каналы усиления подается сигнал обрезанный либо активным внешним кроссом на входе усилка либо встроенными кроссами его самого. Прелесть поканалки в том, что работая не на всю частотную полосу, а лишь на ее часть, усилительный тракт дает более чистый звук. Кроме того, при поканалке легче подобрать частоты раздела акустики (кроссы ведь перестраевыемые) и соотношение уровеней усиления, что тоже очень важно при настройке. При наличии процика можно еще и поканальную задержку вводить. Но у поканалки есть и минусы. В основном они связаны с тем, что при ней сигнал претерпевает дополнительные преобразования в частотнозависимых цепях на активных элементах. Проще говоря - активные кроссы сами по себе являются источниками дополнительных искажений сигнала. Пассивные же кроссы на RLC элементах в этом плане заметно лояльнее к сигналу.
У меня у самого фронт имеет частично поканальное усиление. Пара каналов четырехканальника на мидбасы, а вторая пара через пассивный кросс на мидренджи и твитеры. Последнее время склоняюсь к тому, что если усилитель имеет достаточный запас по мощности, то от поканалки можно и отказаться. Да и по деньгам получается так, что за ХХХ долларов лучше купить очень хороший двухканальник, чем средненький многоканальник или два двухканальника.
Не стоит забывать, что при поканалке увеличиваются деньгозатраты на увеличивающееся количество усилителей. Так что отказавшись от поканалки можно на сэкономленные деньги легко заказать кросс у тех, кто их правильно делает. Это все не в качестве упреков поканалке, а так, в качестве информации.

stealth 202 :

Поканалка - хороший инструмент для настройки сцены с 3-полосным фронтом. когда с пассивными кроссами ничего не выйдет, захочешь один канал погромче сделать или потише, или частоту среза поменять, вот тогда поймешь необходимость поканалки.

1.33. Как учесть при расчетах сабвуфера объем динамика и фазоинвертора?

АЕ :

1. объем акустического оформления = объем воздуха внутри ящика, ничем иным, кроме воздуха, не занятый.
Ergo: Динамик - не воздух, его объем вычитаем. Правда, первый же опыт учета объема динамика в ТИПИЧНОМ оформлении покажет, что сильно париться с его вычислением нет надобности. Можно просто добавить к объему литр, много - полтора, результирующая погрешность будет того же порядка, какая возникает из-за изменения параметров динамика с температурой. Однако, для самых скрупулезных, объем удобнее всего представить как два: цилиндр-магнит и конус-диффузор. Формулы объема и того и того - в учебнике для 5 класса. Объем диффузородержателя, хоть бы и литого, малоинтересен даже самым заядлым миллиметровщикам.
2. Тоннель фазоинвертора при расчете объема считается монолитом, как будто он внутри залит бетоном и торчит внутрь корпуса. Типичный, опять же, тоннель, скажем, 8 см диамтером (внешним) и 30 см длиной, отъедает от объема ящика еще полтора литра, их надо добавить при раскрое стенок.
ИТОГО: если при расчете (или заимствовании результатов расчета из АЗ) вам понадобился ящик-фазоинвертор объемом 30 литров под одну 12-дюймовую головку, делайте его объемом 33 литра и попадете в цель с погрешностью в единицы процентов. А ЗЯ для того же целевого объема делайте внутренним объемом 31 - 31,5

1.34. Что такое "фактор демпфирования"?

Vic (27.10.2003 14:13):

По сути эта величина характеризует выходное сопротивление уся по сравнению с сопротивлением нагрузки. PA100. У него фактор 200. Если принять R нагрузки за 4ома, то Rвых=0,02 ома. После того, как ты подключишь динамики (а провода ессно так же имеют сопротивление), разница может стать не существенной.

mi (26.10.2003 22:47):

Этот самый демпинг фактор очень важен для басовых усилителей, а если на фронт то 200-400 и не больше, для саба более 600 ставится. Хотя у кого то на сабе больше 200 и он прется :)

1.35. Что такое "изобарик"?

АЕ (22.10.2003 18:29):

Такой конструкцией пользовался еще в незапямятные годы - http://www.avtozvuk.com/articles/fuf/index.htm. Смысл изобарической конструкции действительно в том, что диффузоры двух головок соединяются через герметически замкнутый (и небольшой, это принципиально) воздушный объем.
При этом, какой бы ни была конструкция, (а их бывает три: т.н. clamshell, когда динамики соединяются диффузорами внутрь, магнитами наружу, получается действительно как ракушка, тоннельная, когда диффузор "заднего" динамика орет в магнит переднего, оба при этом стоят в тоннеле минимального диаметра; и планарная, когда объем воздуха, соединяющий диффузоры, заключен в плоский корпус, на словах объяснить непросто, но есть и такая), делается все это ради уменьшения эквивалентного объема. Получается, что изобарическая группа работает в ящике половинного объема с такими жа характеристиками, как одиночная - в объеме полном.
С к.п.д. и чувствительностью такая картина: к.п.д. снижатеся вдвое (то есть то же звуковой давление достигается при вдвое большей МОЩНОСТИ). Но, поскольку головки наверняка будут соединены параллельно, а максимальная мощность удваивается, то при равном подведенном напряжении отдача будет такой же, но усилитель будет работать на 2-омную нагрузку (при 4-омных головках). Это, и удвоение стоимости динамиков, есть цена за усыхание объема корпуса вдвое.

1.36. Высота звука

Genn (17.12.2003 13:08):

ВЫСОТА параметр звука, обусловленный частотой колебаний. Наименьшая слышимая частота - 16 гц, наибольшая - около 20кгц. Для ясного восприятия В. Необходимо, чтобы его обертоны составляли гармонический ряд, или близкий к нему. Считается, что ударные инструменты не имеют частоты.
В 1955 году принят эталон для звука a'=440 Гц (ля 1й октавы). Более менее устойчивые стандарты высоты сложились недавно. Судя по наиболее ранним указаниям по настройке клавесина, выбор исходной высоты всецело зависел от настройщика. (В этой связи приведу пример записи G.P.TELEMANN Paris quartets 1-12, Sony S3K 63115 - G.Leonhardt, B.Kuijken, S.Kuijken, W.Kuijken - частота настройки клавесина pitch: a'=396 Hz - мне диск (тройник) очень понравился - буду заказывать себе).
В 16-17 веке В. Звука a' колебалась между значениями современных fis' и c'' . В парижских оперных постановках времен Люли (1675) - частота a' - 410 hz. Примерно той же была частота "камерного тона"(cammer-ton) И.С.Баха. При этом частота Баховского органного тона (Chor-ton) в Лейпциге и Веймаре составляла 480 гц. (Вдумчивый читатель обратит внимание, что частота настройки определялась акустическими условиями помещения - зал во дворце или орган!).
Камертон Генделя имел частоту 422.5 Гц, и это было принято в качестве стандарта Лондонского Филармонического Общества в 1813 г. Тогда же в Вене высота звука составляла 435 Гц. По крайней мере до середины 19 века деревянные духовые снабжались сменными коленами для приспособления к различным уровням высоты.
На протяжении 19 века стандарт повышался, что было обусловлено возрастающей популярностью блестящего эффектного исполнительского стиля, ориентированного на большие концертные залы. В Парижской опере В.a'=449 гц, в Милане - 451 Гц. (Вдумчивому читателю интересно будет сравнить эту тенденцию с современным популистским расширением полосы вверх. Твиттеры, супер твитеры, 200кГц сверху. И опять - зависимость частоты настройки исходя из зала - условий поглощения и отражения волн с целью создания натурального звукоряда.)
Приведена почти полность статья "Высота" из справочника "Музыкальный словарь" Гроува. - М. "Практика" 2001.

1.37. На какую все-таки Qtc надо ориентироваться, чтоб бас контролировался оформлением?

felix (28.02.2004 16:42):

Низкая добротность системы означает увеличенный объем и усилителю горазда легче его "продавливать". высокая добротность - малый объем, усилок нужен помощнее. самая оптимальная Qtc 0,7-0,8.

felix (28.02.2004 19:41):

Добротность это показатель индивидуальный. Кому нужен ровный бас до самого низа нужно подгонять добротность системы к 0,6-0,7.
Кто любит бас пожеще и самые низы не нужны (это кислотники, электроншики, реперы там всякие:)) можно и 1,2 сделать - будет горбик на 80-120гц, а ниже 60-70 спад пойдет.
Вообще низкая добротность - гудение, размытый бас. Высокая - бубнение на частоте горбика, но зато импульс хороший.

Nikk (29.02.2004 10:30):

Эти соображения могут как-то (очень спорно) приниматься во внимание при разработке домашней акустики, где нижний динамик играет от инфрабаса до верхнего мидбаса и поэтому Баттервортовская добротность желательна для адекватного воспроизведения атаки ударных инструментов. В авто полосы эти разделены и поэтому добротность саба лучше выбирать 0.5-0.6. Тогда инфрабас будет мягким, без призвуков и хорошо артикулированным, будет именно тем, что называется тактильным басом. При высоких добротностях саб будет попердывать и четко локализоваться сзади.

felix (29.02.2004 22:55):

Добротность не есть инертность. Инертность это, по моему, высокая масса подвижной системы, соответственно низкая чувствительность. Усилитель должен обладать высоким коэффициентом демпфирования, что бы контролировать такой динамик. Я в своей практике предпочитаю головки с легкими диффузорами.

rugbist (01.03.2004 10:39):

Я не совсем это имел ввиду. Если бы динамик был чисто механической системой, тогда масса однозначно бы определяла его инертность. А для системы электромеханической как раз и есть такой параметр как добротность, учитывающий как механические так и электрические свойства колебательной системы. Добротность колебательной системы показывает сколько колебаний система совершит после снятия управляющего сигнала. И добротность описывает поведение колебательной системы лишь в области её собственного резонанса. Т.е. масса подвижной системы это безусловно мера инерции, но не описывает колебательный процесс полностью. Полная добротность же нам интересна,поскольку практически весь диапазон работы сабвуфера простирается в области резонанса... Я бы сравнил это с воздействием на едущий по инерции вагон(высокая доб-ть) и малую тележку (низкая доб-ть) с одинаковым усилием. В первом случае вагон как ехал так и будет ехать, а вот тележка ощутимо изменит скорость в соответствии с усилием... Так что моё мнение: импульсный отклик должен быть лучше у низкодобротных систем... По-моему как-то так... Если что-то напутал - извините...

Damn (28.02.2004 19:53):

Вот лови тебе по теме http://xopxe.narod.ru/articles/BasBox.html

Buka (28.02.2004 20:14):

Добротность условный показатель, он только ориентировочное поведение динамика показывает. Все на любителя. Мне нравятся низкодобротные динамики 0,4-0,5 , притом в оформлении ФЭ. Много моих хороших знакомых пользуют динамики с добротностью 0,5-0,7, устанавливают в ящики малого размера и тоже очень довольны.

Alex (01.03.2004 07:32):

Чем ниже добротность системы, тем лучше контроль. Лучше импульсная характеристика и ФЧХ, но ниже отдача динамика. Из-за этого часто для достижения приемлемого СПЛ форсируют мощность подаваемую на динамик и превышают Xmax что приводит к выскакиванию катушки из зазора, щелчкам и повреждению динамика.
Чем выше суммарная добротность тем выше отдача на нижнем краю диапазона и хуже контроль динамика усилителем - на басе появляется горб, возможно гудение и т.п. В общем нет в природе совершенства...
Для дома считается оптимальным Qtc=0.707, это максимальная добротность при которой АЧХ не имеет выбросов в полосе прозрачности. Для авто с его многочисленными резонансами данный параметр не является догмой и зачастую вполне приемлемы более высокие параметры суммарной добротности вплоть до 1 и более.
При этом мы имеем дополнительный выигрыш в СПЛ на НЧ. (Вспомните оформление бэндпасс - там добротность специально сильно форсируется для получения макимальной СПЛ, о гладкости там вообще никаких разговоров нет) Для масимально полного представления поведения динамика можно воспользоваться аналогией с грузиком на пружинке - диффузор на подвесе суть ведет себя точно также. Максимальная отдача такой системы будет наблюдаться на частоте собственного резонанса определяемого жескостью пружины (упругостью подвеса) и массой груза (подвижной системы динамика). Отдача на частоте резонанса будет определяться механической добротностью системы - Qms, которая всегда больше 1, причем чем выше Qms тем выше отдача.
Аналогия - неизменная частота резонанса может быть у системы с маленьким грузиком и нежесткой пружиной и килограмовой гирей на очень жесткой пружине. Понятно что во второем случае энергия запасаемая в системе будет значительно выше, выше и добротность.
Для того чтобы контролировать поведение резонансной системы динамика у нас есть электрический тормоз - катушка замкнутая практически накоротко на выходное сопротивление усилка. При ее перемещении в магнитном поле наводимая в ней ЭДС препятствует перемещению и работает как тормоз. Таким образом Qes всегда ниже единицы и чем она ниже тем эффективнее контролируется динамик.
При выборе динамика советую обращать внимание на параметр BL. Чем он выше тем ниже добротность и лучше контроль динамика, а также выше его чувствительность...
Низкое вых сопротивление уся, хорошие (низкоомные ) провода для подключения влияют на контролируемость динамика также как и жесткость воздуха в обьеме ящика только с точностью до наоборот...

1.38. Как скажется на звуке 5В и 2.5В на выходе предусилителя, в чем разница?

DiZL (07.04.2004 16:51):

Чем больше напряжение на выходе, тем сигнал лучше защищен от помех. Особенно актуально, когда межблочник в багажник тянется рядом с другими проводами.

Vic (07.04.2004 16:57):

Хотя с другой стороны есть проверенное решение - балансные линии. Но они как-то не широко используются в караудио, зато в эстрадной и проф аппаратуре везде. В остальном всё именно так.

1.39. Розовый и белый шум.

VETTER (29.01.2005):

http://www.avtozvuk.com/az/Az_0702/p111-118.htm

1.40. Как услышать free air саб дома?

Ламер со стажем :

Конечно реально! ;)
http://drakan.ru/imgs/bass01.jpg
http://drakan.ru/imgs/bass02_sm.jpg

And (28.01.2005 ):

Услышать бас в таких условиях можно, разве что врезав головку в тяжелую деревянную дверь. Зато, без оформления, в руках, можно услышать работу механической системы динамика - сильно ли шипит вентиляция, не задевает ли катушка и т.п.




Вернуться к оглавлению

На главную страницу

Создано 10/01/2003
Обновлено 31/01/2005