ЗРК и РЛС ПВО в Техническом музее. г.Тольятти.

26.09.2010, 1.04.2012, 1.08.2012, 26.09.2012, 16.07.2013, 18.07.2013, 24.08.2013, 24.04.2014.

Камеры Nikon D50, Nikon D7000, объективы Nikkor 18-70mm f/3.5-5.6 DX, Tamron 17-50mm f/2.8

Дополнительно: сайт Технического музея имени К.Г.Сахарова

Вернуться к оглавлению раздела Военная история

Навигация по странице:
Зенитно-ракетный комплекс С-75М «Волхов»
Антенный пост станции наведения ракет СНР-75М ЗРК С-75М «Волхов»
ЗУР 5Я23 (В-759) на пусковой установке СМ-90 ЗРК С-75М «Волхов»
Зенитно-ракетный комплекс С-125М «Нева-М»
Зенитно-ракетная система С-200В «Вега»
Пусковая установка 5П72 ЗРК С-200В «Вега»
Антенный пост К-1В с радиолокатором подсвета цели 5Н62В ЗРС С-200В «Вега»
Пусковая установка 5П85Д зенитно-ракетной системы С-300ПС
Антенные посты кабины Ф1 (РПН) и низковысотного обнаружителя 5Н66М на универсальной передвижной вышке 40В6М ЗРС С-300П
Пусковая установка 2П24 зенитно-ракетного комплекса ПВО Сухопутных Войск 2К11 «Круг»
Боевая машина 9А34 зенитно-ракетного комплекса «Стрела-10» на шасси МТ-ЛБ
Боевая машина 9П31М ЗРК «Стрела-1М» на шасси БРДМ-2
Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка»

Для сведения: в сентябре 2014 года Технический музей ВАЗа им. К.Г.Сахарова перешел под юрисдикцию мэрии и стал муниципальным автономным учреждением культуры Тольятти. Со сменой учредителей, музей стал называться «Парковый комплекс истории техники имени К.Г.Сахарова».

Зенитно-ракетный комплекс С-75М «Волхов»

В 1956 году американские высотные самолеты Lockheed U-2 начали безнаказанно совершать разведывательные полеты над территорией СССР на высоте 20 километов, где были в полной безопасности: зенитные пушки доставали до 14 км, истребители могли подняться на высоту 17 км. Правительством СССР были приняты экстренные меры по усилению ПВО страны, одной из которых стало ускорение разработки и принятия на вооружение перевозимого ЗРК С-75.
Результаты боевой работы С-75 по высотным американским разведчикам U-2 получили широкую огласку. 4 самолета-нарушителя ВВС Тайваня были cбиты над Китаем и по одному над Кубой и над СССР. Стоит сказать, что международный скандал, которым завершился 24-ый разведывательный полёт U-2, сбитого под Свердловском, стал концом программы полётов над территорий СССР. Обломки этого U-2 выставлены в московском Центральном музее Вооруженных Сил и в Музее Войск ПВО страны. С-75 также хорошо известен публике по боевым действиям во Вьетнаме и на Ближнем Востоке. Такой известности немало способствовали поставки различных модификаций ЗРК в 40 стран, общим объёмом около 800 дивизионов.

Традиционное соревнование средств нападения и защиты, развивавшееся на фоне ближневосточных и юго-восточных войн привело к появлению в 1960-ых модернизированного С-75М "Волхов" (расширена зоны поражения, повышена помехозащищенность и точность наведения). Комплекс обеспечивал поражение целей, летящих со скоростью до 2300 км/час в диапазоне высот от 3 до 30 км на дальности от 12 до 40 км.
Принятый на вооружение в 1972 году ЗРК С-75М2 "Волхов" получил новую ракету В-759 (5Я23) и увеличенную до 56 километров (в беспомеховой обстановке) максимальную дальность стрельбы по одиночной цели, летящей со скоростью до 500 м/с. В музее представлена часть оборудования одного из таких ЗРК: станция наведения ракет РСН-75МВ и ЗУР 5Я23 (В-759) на пусковой установке СМ-90.
Отдельно стоит отметить присутствующий в ТТХ параметр: дальность стрельбы по дрейфующим аэростатам. Сейчас эта фраза кажется странной, но во времена когда у США не было спутников космической разведки, в 1954 году была запущена разведывательная программа - беспилотные аэростаты дрейфующие над СССР. За 20 лет было зафиксировано более 4 тысячи полетов, сбить удалось только 473. Обломки нескольких шпионских аэростатов различного назначения можно видеть в Музее Войск ПВО страны.

Антенный пост станции наведения ракет СНР-75М ЗРК С-75М «Волхов»

Антенный пост станции наведения ракет СНР-75М Антенный пост станции наведения ракет СНР-75М Антенный пост станции наведения ракет СНР-75М

На фотографии: приемо-передающая кабина, т.е. контейнер с передающей и высокочастотной частью приемной аппаратуры с размещенной на крыше контейнера антенной системой. Кабина была частью станции наведения ракет РСН-75. Стоит отметить, что по мере модернизации СНР были реализованы система селекции движущихся целей, что позволило вести поиск маловысотных целей и продолжать боевую работу в условиях постановки противником пассивных помех. С постановкой активных помех помогала бороться автоматизированная перестройка частоты радиолокатора наведения.
Выставленную в музее станцию наведения ракет РСН-75МВ отличают две дополнительные тарельчатые антенны зондирующего цель "узкого луча", которые обеспечивали улучшение помехозащищенности СНР и увеличения дальности обнаружения целей (без увеличения мощности передатчика).

Антенный пост станции наведения ракет СНР-75М Антенный пост станции наведения ракет СНР-75М Антенный пост станции наведения ракет СНР-75М

Вид сзади на антенно-волноводную
часть СНР-75

Дополнительные тарельчатые
антенны "узкого луча"

ЗУР 5Я23 (В-759) на пусковой установке СМ-90 ЗРК С-75М «Волхов»

Выбор основных технических решений по ракете, во многом определялся принятым обликом радиоэлектронной части комплекса. В частности, применение узконаправленной антенны передачи команд на ракету, жестко связанной с блоком ориентируемых на цель основных антенн станции наведения, практически однозначно определяло применение наклонного старта ракеты с разворачиваемых в сторону цели пусковых установок.
Для осуществления такого старта, без опасного сближения с поверхностью земли, требовалась высокая начальная тяговооруженность - отношение тяги к стартовой массе ракеты. Такую высокую тягу мог обеспечить только твердотопливный двигатель. Напротив, при относительно длительном последующем полете к цели требовалось в десятки раз меньшее значение тяги и высокая экономичность двигателя по расходу топлива. Этим условиям в те годы отвечал только жидкостный ракетный двигатель. Таким образом, определилась двухступенчатая схема ракеты с твердотопливным двигателем на стартовом ускорителе и жидкостным - на маршевой ступени.
Таким образом, ракеты ЗРК С-75 были выполнены по двухступенчатой схеме с твердотопливным стартовым двигателем, что позволило при ограниченной стартовой массе достигнуть высокой средней скорости на траектории и обеспечить наклонный старт ракеты, соответствующий скорейшему выведению ракеты в направлении на цель.

ЗУР 5Я23 (В-759) на пусковой установке СМ-90 ЗРК С-75М ЗУР 5Я23 (В-759) на пусковой установке СМ-90 ЗРК С-75М ЗУР 5Я23 (В-759) на пусковой установке СМ-90 ЗРК С-75М

ЗУР 5Я23 (В-759) на пусковой
установке СМ-90 ЗРК С-75М

ЗУР 5Я23 (В-759) на пусковой установке СМ-90 ЗРК С-75М ЗУР 5Я23 (В-759) на пусковой установке СМ-90 ЗРК С-75М Стартовый двигатель ЗУР 5Я23 (В-759)

Стартовый двигатель

ЗУР 5Я23 (В-759) на пусковой установке СМ-90 ЗРК С-75М ЗУР 5Я23 (В-759) на пусковой установке СМ-90 ЗРК С-75М ЗУР 5Я23 (В-759) на пусковой установке СМ-90 ЗРК С-75М

Газоотбойное устройство

Пусковая установка СМ-90 №310820

Секторный механизм подъема
стрелы направляющей ПУ

Однобалочная пусковая установка СМ-90 с переменным углом старта ракеты оснащена синхронно-следящим приводом. При старте ракеты используется газоотражатель, предотвращающий эрозию грунта при пусках. Кроме того, газоотбойное устройство, прижимавшееся к грунту газовой струёй стартового двигателя, повышало устойчивость ПУ при сходе ракеты с направляющей. При развертывании на стартовой позиции после разведения боковых балок-опор ПУ устанавливалась на грунте, отделялись передний и задний подкатные хода, производилось горизонтирование с помощью винтовых домкратов и взаимное ориентирование с антенным постом, устанавливались подъездные мостики для ТЗМ. Вокруг пусковой установки оборудовалась предохраняющая от осколков обваловка, устанавливалась маскировка.
Пусковые установки, поставленные на отделяемые колесные хода, при смене позиции буксировались автомобилями КрАЗ-214 по шоссе со скоростью до 40 км/ч, а по грунтовым дорогам - до 10 км/ч. Время перевода пусковой установки из походного положения в боевое - 2 часа 20 минут. Из приведенных ТТХ становится очевидно, что комплекс не мог считаться мобильным (ни о быстром перемещении ЗРК, ни о прикрытии войск на марше и речи быть не могло).
Дополнительно:
Зенитная ракетная система С-75
ЗРК С-75 (SA-2 Guideline)
История техники ПВО (учебники, наставления и тех.описания на С-75, С-125, С-200)

Зенитно-ракетный комплекс С-125М «Нева-М»

Первые отечественные ЗРК (С-25 и С-75) создавались для поражение высокоскоростных высотных целей. По сути, с их помощью решалась задача: как защитить наземные объекты от бомбардировщика с ядерной бомбой, который поднялся выше зоны поражения крупнокалиберных зенитных орудий и выше практического потолка истребителей-перехватчиков? Боевое применение С-75 во Вьетнаме показало, что задача борьбы со стратегическим бомбардировщиками В-52 решается достаточно успешно. Но как быть с ударной фронтовой авиацией, которая ушла на малые высоты, под нижнюю границу зон поражения ЗРК?
Ответом на этот вопрос стал принятый на вооружение в 1961 году ЗРК С-125, предназначавшийся для перехвата скоростных целей на высотах от 100 до 5000 метров. К сожалению, дальняя граница зоны поражения С-125 была мала - всего 12 километров. Соответственно, при создании новой модификации ЗРК, решалась задача увеличения максимальной высоты и дальности действия комплекса. Кроме того, было принято решение увеличить число ракет на пусковой установке до 4 штук. Так в 1970 году на вооружении ВС СССР появился С-125М.

Боевое крещение С-125 получил в ходе трехлетней "войны на истощение", когда после уничтожения израильской авиацией нового металлургического завода в Абу-Забале президент Египта Насер обратился к СССР с просьбой о об оказании помощи его стране регулярными советскими частями ПВО и авиации. Весной 1970 года в Египет прибыла 18-я особая зенитно-ракетная дивизия. Размещение дивизионов ПВО для защиты египетских объектов было закончено в кратчайшие сроки. Были прикрыты аэродромы, порты, группировки войск, левый берег Суэцкого канала, Асуанский гидроузел и другие объекты. Три бригады были сосредоточены в районе Каира, одна группа из двух дивизионов на юге прикрывала Асуан, а другая, на севере, – порт Мерса-Матрух. Была создана и четвертая бригада пятидивизионного состава для прикрытия Александрии. Однако впоследствии она была расформирована. Каждая бригада состояла из 8 дивизионов ЗРК С-125 "Печора" по 4 пусковые установки в каждой.
1 февраля 1970 года заступила на боевое дежурство в АРЕ советская авиационная группа, включавшая в себя 35-ю отдельную разведывательную истребительную эскадрилью (30 МиГ-21МФ, 42 летчика) и 135-й истребительный авиационный полк (40 МиГ-21МФ, 60 летчиков). Вскоре в Египет были переброшены отдельные эскадрильи морской авиации ВМФ СССР, в том числе отряд РЭБ на самолетах Ту-16 из состава Балтийского флота и отдельный авиационный отряд МиГ-25РБ. Всего в рамках операции "Кавказ" в Египет было направлено 32 тысячи советских солдат и офицеров.

Четырехбалочная пусковая установка 5П73 ЗРК С-125М Нева-М с ракетами В-601ПД Четырехбалочная пусковая установка 5П73 ЗРК С-125М Нева-М с ракетами 5В27Д В-601ПД Четырехбалочная пусковая установка 5П73 ЗРК С-125М Нева-М с ракетами 5В27Д В-601ПД

Четырехбалочная пусковая
установка 5П73 ЗРК С-125М
Нева-М с ракетами В-601ПД

5П73 ЗРК С-125М Нева-М с
максимальным углом возвышения

Пусковая установка
5П73 №180082

Дивизионы комплексов С-125 должны были усилить египетскую ПВО, оснащенную ЗРК С-75. Дело в том, что израильские летчики использовали равнинный характер местности и, как правило, действовали на предельно малых высотах, недоступных для эффективного применения С-75. Атакуя эти комплексы, они выполняли горку и пикировали в "воронку" непростреливаемой зоны над позицией ЗРК.
Позиции каждого дивизиона С-125 прикрывали вспомогательные средства ПВО. Взвод прикрытия в составе 4 единиц ЗСУ-23-4 "Шилка" располагался на расстоянии 300-500 метров от дивизиона по кругу, а посты с ПЗРК "Стрела-2" вывозились с рассвета и дежурили до заката солнца на расстоянии 5-7 км на вероятных маршрутах полета израильских самолетов на малых высотах. От наземного противника дивизион охраняла рота египетских военнослужащих. Для каждого дивизиона было предназначено несколько таких позиций, которые менялись примерно через одну – две недели. На оставляемых точках организовывались ложные позиции – ставились деревянные макеты.
Стационарные позиции ЗРК были заранее оборудованы защитными сооружениями для размещения кабин и агрегатов комплекса. Железобетонные сооружения, присыпанные слоем песка толщиной 4-5 метров, обеспечивали надежную защиту от бомб калибра до 500 кг. Пусковые установки ракет прикрывались обваловкой.
Убедившись в том, что израильские летчики обходят зоны поражения размещенных стационарно ЗРК, советские военные изменили свою тактику. Комплексы выводили из районов постоянной дислокации на позиции "засады", пуск ракет производился по целям на дальностях до 12-15 км. В итоге, к моменту окончания боевых действий (т.е. к августу 1970 года) по данным командира 18-ой особой зенитно-ракетной дивизии генерал-лейтенанта А.Г.Смирнова, дивизионы ЗРК С-125 сбили 9 и повредили 3 самолета противника. В результате всех вышеописанных действий летом 1970 года ВВС Израиля утратили превосходство в воздухе над западным берегом Суэцкого канала.
Интересный факт: в условиях реальной угрозы со стороны противника, время свертывания С-125 сократилось до 1 часа 20 минут, т.е. норматив был перекрыт почти в 2 раза.

Корпус маршевой ступени В-601ПД ЗРК С-125М Нева-М 5В27Д - ракета В-601ПД 6821339 ЗРК С-125М Нева-М Стартовый ускоритель 5С45 ракеты В-601ПД 6821339 ЗРК С-125М Нева-М

Корпус маршевой ступени ЗУР

5В27Д - ракета В-601ПД 6821339

Следы транспортировки на 5С45
(стартовом твердотопливном
ракетном двигателе ПРД-36)

На снимках - четырехбалочная пусковая установка 5П73 ЗРК С-125М "Нева-М" с зенитными управляемыми ракетами В-601ПД (5В27Д). Эта модификация ЗУР была создана чтобы обеспечить С-125 возможность ведения стрельбы "вдогон" цели. Для этого нужно было увеличить скорость полета, что в свою очередь потребовало увеличить длину и массу ракеты. В связи с этим можно было выполнять заряжание только трех ракет на пусковой установке 5П73. Тем не менее, на снимках из музея мы видим, что 5В27Д размещены на всех четырех балках. Это возможно только потому, что вес выставленных ракет гораздо меньше веса в боевом снаряжении.

На снимке маршевой ступени 5В27Д (внутри вкладная моноблочная шашка порохового заряда массой 125) хорошо виден коробчатый блок, расположенный над переходным отсеком. Это устройство запуска двигателя маршевой ступени. Момент запуск маршевого двигателя определялся по спаду перегрузки в конце работы стартового двигателя.
На ракете видна таблица из которой становится ясно, что работы на этой ракете последний раз проводились 10 февраля 1979 года. Учитывая, что ЗРК С-125М1 с ракетой 5В27Д был принят на вооружение 3 мая 1978 года, можно предположить что перед нами одна из ракет первых серий.

Цифро-буквенные коды, используемые в таблице на ЗУР, расшифровываются следующим образом:
5Б43 (воспламенитель маршевого РДТТ),
5Б29 (маршевый заряд пороха марки ПЭКА-18Д),
5В87 (передохранительно-исполнительный механизм),
5Б18 (осколочно-фугасная боевая часть).

Кроме пусковой установки, традиционно мелькающей на фотографиях и в хронике, других средств комплекса в музее не представлено. Поэтому за кадром и в этот раз остались многочисленные машины и кабины: станция обнаружения и целеуказания П-15, станция наведения ракет СНР-125 (антенный пост УНВ и аппаратная кабина УНК), транспортно-заряжающие машины и т.д. Некоторые компоненты комплекса C-125 представлены в Музее Войск ПВО страны, Балашиха.

Интересный факт: по данным югославских военных, именно С-125 сбил 27/03/1999 американский F-117А. Будучи в Белграде я эти обломки видел, будет время - напишу о сербском Музее воздухоплавания и его экспонатах.
Дополнительно:
Зенитная ракетная система С-125 «Нева»
Зенитная ракетная система С-125 (SA-3 GOA)
История техники ПВО (учебники, наставления и тех.описания на С-75, С-125, С-200)

Зенитно-ракетная система С-200В «Вега»

Принятая на вооружение в 1967 году зенитная ракетная система большой дальности С-200 создавалась для борьбы с воздушными командными пунктами, постановщиками помех и другими пилотируемыми и беспилотными средствами воздушного нападения на высотах от 300 метров до 40 километров, летящих со скоростями до 4300 км/ч, на дальностях до 300 км в условиях интенсивного радиоэлектронного противодействия. Из реальных специфических целей (недостижимых для прочих ЗРК) для С-200 оставались американские разведывательные самолеты SR-71 "Черный дрозд", а также самолеты ДРЛО и постановщики активных помех, действующие с большего удаления, но в пределах радиолокационной видимости.
Особенно явно преимущества С-200 могли проявиться при обстреле постановщиков активных помех, служивших почти идеальной целью для самонаводящихся ракет. В случае постановки помех, ракета наводится на источник излучения, при этом станция может не подсвечивать цель (работать в пассивном режиме), дальность выставляется в ручную. В случаях когда мощности отраженного сигнала не хватает для захвата цели ракетой на позиции, предусмотрен пуск с захватом цели головкой самонаведения на шестой секунде полета ракеты.
В своём базовом варианте С-200 обладал недостаточной помехозащищенностью, поэтому практически сразу началась доработка ЗРК. Модернизированные стрельбовой канал, командный пункт и ракета составили модернизированную систему С-200, получившую обозначение С-200В. В результате последующих модификаций зенитно-ракетной системы были достигнуты следующие ТТХ:
Высота зоны поражения: от 300 м до 27 км для ранних, и до 40 км для более поздних моделей С-200.
Глубина зоны поражения: от 7 км до 200 км для ранних, и до 400 км для поздних модификаций.

Пусковая установка 5П72 ЗРК С-200В «Вега»

На фотографии - пусковая установка 5П72 ЗРК С-200В "Вега". Внешне она напоминает пусковую установку СМ-63 комплекса С-75. Основные внешние отличия: два мощных гидравлических цилиндра, примененные вместо использовавшегося в С-75 секторного механизма подъема стрелы с направляющими, отсутствие газоотражателя (стартовые ускорители с развернутыми наружу соплами делали его излишним), а также подводимая к нижней поверхности передней части ракеты откидная рама с электровоздухоразъемами.

Пусковая установка 5П72 ЗРК С-200В Вега с ЗУР 5В21В (В-860ПВ) Пусковая установка 5П72 ЗРК С-200В Вега с ЗУР 5В21В (В-860ПВ) Пусковая установка 5П72 ЗРК С-200В Вега
Пусковая установка 5П72 ЗРК С-200В Вега с ЗУР 5В21В (В-860ПВ) Пусковая установка 5П72 ЗРК С-200В Вега с ЗУР 5В21В (В-860ПВ) Пусковая установка 5П72 ЗРК С-200В Вега с ЗУР 5В21В (В-860ПВ)
Пусковая установка 5П72 ЗРК С-200В Вега с ЗУР 5В21В (В-860ПВ) Пусковая установка 5П72 ЗРК С-200В Вега с ЗУР 5В21В (В-860ПВ) Пусковая установка 5П72 ЗРК С-200В Вега с ЗУР 5В21В (В-860ПВ)

На пусковой - зенитная управляемая ракета 5В21В (В-860ПВ) применяемая в составе комплексов С-200В. Отличается помехозащищенными ГСН и радиовзрывателем. На корпусе маршевой ступени установлено четыре твердотопливных ускорителя с помощью которых осуществляется пуск ракеты. Нижний ускоритель оснащен бугелями и роликами на хвостовой части для опоры ракеты при ее перегрузке и движении по направляющим пусковой установки.
В процессе разгона ракеты ускорителями запускается маршевый жидкостный реактивный двигатель. Ракета имеет длину 11 метров и стартовую массу около 7 тонн, из них 3 тонны приходится на ускорители. В зависимости от дальности до цели ракета выбирает режим работы двигателя с тем, чтобы ко времени подлёта к цели остаток топлива был минимально достаточным, для повышения маневренности. Максимальная дальность полёта — от 180 до 240 км (в зависимости от модели ракет: 5В21, 5В21B, 5В28). Скорость полёта ракеты: 700—1200 м/с (в зависимости от дальности).
Ракета наводится на цель, используя отраженный от цели луч радиолокатора подсвета цели. Полуактивная головка самонаведения расположена в головной части ракеты под радиопрозрачным обтекателем и включает в себя параболическую антенну диаметром около 600 мм и ламповый аналоговый вычислительный блок.

Антенный пост К-1В с радиолокатором подсвета цели 5Н62В ЗРС С-200В «Вега»

Радиолокатор подсвета цели (РПЦ) системы 5Н62В С-200В имеет дальность зоны обнаружения около 400 км. Состоит из двух кабин, одну из которых составляет антенный пост К-1В с радиолокатором (на фотографии), а во второй находится пункт управления и ЦВМ «Пламя-КВ». Используется для сопровождения и подсвета целей. Является основным слабым местом комплекса: имея параболическую конструкцию, способен сопровождать только одну цель. Имеет высокую непрерывную мощность в 3 кВт, с чем связаны частые случаи неверного перехвата более крупных целей.

Радиолокатор подсвета цели 5Н62В ЗРК С-200 Радиолокатор подсвета цели 5Н62В ЗРК С-200 Радиолокатор подсвета цели 5Н62В ЗРК С-200
Радиолокатор подсвета цели 5Н62В ЗРК С-200 Радиолокатор подсвета цели 5Н62В ЗРК С-200 Радиолокатор подсвета цели 5Н62В ЗРК С-200
Радиолокатор подсвета цели 5Н62В ЗРК С-200 Радиолокатор подсвета цели 5Н62В ЗРК С-200 Радиолокатор подсвета цели 5Н62В ЗРК С-200

4 октября 2001 года во время учебных стрельб с участием ПВО Украины, которые проводились на мысе Опук в Крыму, самолет Ty-154 бортовой номер 85693, авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс 1812 по маршруту Тель-Авив — Новосибирск, случайно оказался в центре предполагаемого сектора обстрела учебной цели и имел близкую к ней радиальную скорость, в результате чего был обнаружен радаром системы С-200 и принят за учебную цель (Ту-143 «Рейс»). Все 66 пассажиров и 12 членов экипажа погибли.
В условиях недостатка времени и нервозности, вызванной присутствием высшего командования и иностранных гостей, оператор С-200 не произвел определения дальности до цели и «подсвечивал» Ту-154 (находившийся на дальности 250-300 км) вместо малозаметной учебной цели (запущенной с дальности 60 км). Таким образом, поражение Ту-154 зенитной ракетой явилось, скорее всего, следствием не промаха ракеты мимо учебной цели, а явного наведения ракеты оператором С-200 на ошибочно идентифицированную цель. Расчёт комплекса не предполагал возможности такого исхода стрельбы и не принял мер по его предотвращению. Размеры полигона не обеспечивали безопасности стрельб ЗРК такой дальности. Необходимые меры по освобождению воздушного пространства организаторами стрельб предприняты не были.
Подробнее о трагедии: Прерванный полет
Дополнительно по С-200:
Зенитная ракетная система С-200 «Ангара»
Зенитная ракетная система С-200 (SA-5 Gammon)
История техники ПВО (учебники, наставления и тех.описания на С-75, С-125, С-200)

Пусковая установка 5П85Д зенитно-ракетной системы С-300ПС

В 1982 году на вооружение был принят самоходный комплекс ПВО страны С-300ПС (разработчик - НПО “Алмаз”). Новая система С-300ПС предназначалась для обороны важнейших промышленных, военных и жилых объектов от боевых ударов различных видов средств воздушного нападения во всем диапазоне дальностей и высот, а также для стрельбы по наземным целям. Она входила в состав ЗРК 90Ж6 и обеспечивала поражение современных и перспективных самолетов, крылатых ракет, баллистических и других целей, летящих со скоростями до 1300 м/с на дальностях 5 – 90 км и на высотах от 25 м до практического потолка их боевого применения – 27 км. Комплекс мог эксплуатироваться в различных климатических зонах и имел рекордно короткое время развертывания – пять минут. Создание этого комплекса было обусловлено анализом опыта боевого применения зенитных ракет во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, где выживанию ЗРС в значительной степени способствовала их мобильность, возможность выйти из-под удара “перед самым носом” противника и быстро изготовиться к бою на новой позиции. Темп стрельбы: 3-5 секунд, одновременно может быть обстреляно до 6 целей 12 ракетами при наведении на каждую цель до двух ракет. Предусмотрен режим стрельбы по наземным целям.

Пусковая установка 5П85Д зенитно-ракетной системы С-300ПС, Технический музей, г.Тольятти Пусковая установка 5П85Д зенитно-ракетной системы С-300ПС, Технический музей, г.Тольятти Пусковая установка 5П85Д зенитно-ракетной системы С-300ПС, Технический музей, г.Тольятти Пусковая установка 5П85Д зенитно-ракетной системы С-300ПС, Технический музей, г.Тольятти
Пусковая установка 5П85Д зенитно-ракетной системы С-300ПС, Технический музей, г.Тольятти Пусковая установка 5П85Д зенитно-ракетной системы С-300ПС, Технический музей, г.Тольятти Пусковая установка 5П85Д зенитно-ракетной системы С-300ПС, Технический музей, г.Тольятти Пусковая установка 5П85Д зенитно-ракетной системы С-300ПС, Технический музей, г.Тольятти

В состав дивизиона ЗРС С-300ПС (С-300ПМУ) входили четыре пусковых комплекса 5П85СД, каждый из которых состоял из одной основной СПУ 5П85С с высокой кабиной управления и автономным питанием и двух дополнительных установок 5П85Д с питанием от внешней сети и управлением от СПУ 5П85С по радиолинии или по кабелю. Каждая установка снабжалась гидравлическими опорами и четырьмя цилиндрическими герметизированными ТПК с управляемыми твердотопливными одноступенчатыми ракетами 5В55Р со стартовой массой 1665 кг, длиной 7,25 м и осколочно-фугасной боевой частью массой 133 кг. Таким образом, в дивизионе С-300ПС в общей сложности находилось 48 ракет. Их запуск осуществлялся из ТПК с помощью катапульты, а затем на высоте 20 м включались двигатели ракет и системы управления, что позволяло вести стрельбу в условиях сложного рельефа. Ее темп составлял 3 – 5 с. Машины дивизиона С-300ПС одновременно могли обстреливать шесть целей, оснащались приборами ночного видения и радиостанциями для связи на марше.

Пусковая установка 5П85Д зенитно-ракетной системы С-300ПС, Технический музей, г.Тольятти Пусковая установка 5П85Д зенитно-ракетной системы С-300ПС, Технический музей, г.Тольятти Пусковая установка 5П85Д зенитно-ракетной системы С-300ПС, Технический музей, г.Тольятти Пусковая установка 5П85Д зенитно-ракетной системы С-300ПС, Технический музей, г.Тольятти

Дополнительно по С-300ПС:
Зенитные ракетные системы ряда С-300П
Зенитный ракетный комплекс С-300ПС (SA-10B Grumble)

Антенные посты кабины Ф1 (РПН) и низковысотного обнаружителя 5Н66М на универсальной передвижной вышке 40В6М ЗРС С-300П

Для расширения возможностей по обнаружению и сопровождению маловысотных целей при развертывании зенитных дивизионов и подразделений радиотехнических войск в лесистой или сильно пересеченной местности в войсках ПВО страны с 60-х годов использовались стационарные вышки для подъема антенных постов СНР, РЛС разведки и целеуказания. Применительно к комплексам С-300П различных модификаций для размещения РПН была разработана универсальная передвижная вышка 40В6М высотой около 25 метров, буксируемая в транспортном положении тягачем МАЗ-537. Вышка принята на вооружение в конце 1970-ых годов. Несколько позже была разработана и принята на вооружение вышка 40В6МД высотой около 39 метров, отличающаяся от вышки 40В6М дополнительной 13-метровой надставкой. Установка вышки 40В6М и подъем РПН осуществляется за 1 час штатными средствами вышки, для вышки 40В6МД - за 2 часа при использовании штатных средств и дополнительно подъемного крана.

Антенные посты НВО и РПН на универсальных передвижных вышках 40В6М. Антенный пост НВО (низковысотного обнаружителя) 5Н66М на универсальной передвижной вышке 40В6М. С-300П. Антенный пост кабины Ф1 (РПН) на универсальной передвижной вышке 40В6М. Антенный пост НВО (низковысотного обнаружителя) 5Н66М на универсальной передвижной вышке 40В6М.

Для расширения возможностей по обнаружению маловысотных целей дивизиону C-300П придается устанавливаемый на универсальной передвижной вышке низковысотный обнаружитель (НВО) 5Н66М. Точность определения координат: дальность - 250 м, азимут - 20 угловых минут, скорость - 2,4 м/с. Потребляемая мощность - 55 кВт. НВО производится Лианозовским электромеханическим заводом и может использоваться не только в системе ПВО, но и пограничниками, полицейскими для обнаружения на малых и предельно малых высотах малоразмерных самолетов, вертолетов, осуществляющих контрабандные перевозки.

Антенный пост НВО (низковысотного обнаружителя) 5Н66М на универсальной передвижной вышке 40В6М, Технический музей, г.Тольятти Антенный пост кабины Ф1 (РПН) на универсальной передвижной вышке 40В6М, Технический музей, г.Тольятти Антенный пост НВО (низковысотного обнаружителя) 5Н66М на универсальной передвижной вышке 40В6М, Технический музей, г.Тольятти

Антенный пост НВО 5Н66М

Антенный пост кабины Ф1 (РПН)

НВО 5Н66М на вышке 40В6М

Пусковая установка 2П24 зенитно-ракетного комплекса ПВО Сухопутных Войск 2К11 «Круг»

О компонентах ЗРК «Круг», в том числе о пусковой установке 2П24, я уже писал в заметке об Оренбургском парке «Салют, победа!». См. по ссылке: Станция наведения ракет 1С32 ЗРК и пусковая установка 2П24 зенитно-ракетного комплекса ПВО Сухопутных Войск 2К11 «Круг». Добавлять особенно нечего.

Транспортные контейнеры зенитных управляемых ракет 3М8 комплекса Круг Пусковая установка 2П24 зенитно-ракетного комплекса ПВО Сухопутных Войск 2К11 Круг Пусковая установка 2П24 зенитно-ракетного комплекса ПВО Сухопутных Войск 2К11 Круг
Пусковая установка 2П24 зенитно-ракетного комплекса ПВО Сухопутных Войск 2К11 Круг Пусковая установка 2П24 зенитно-ракетного комплекса ПВО Сухопутных Войск 2К11 Круг

На левой фотографии - транспортные контейнеры зенитных управляемых ракет 3М8 комплекса «Круг». Правее - сама пусковая установка с двумя ракетами 3М8. Обратите внимание, что головные части ракет - разные.

Боевая машина 9А34 зенитно-ракетного комплекса «Стрела-10» на шасси МТ-ЛБ

Боевая машина 9А34 зенитно-ракетного комплекса Стрела-10 на шасси МТ-ЛБ Боевая машина 9А34 зенитно-ракетного комплекса Стрела-10 на шасси МТ-ЛБ Боевая машина 9А34 зенитно-ракетного комплекса Стрела-10 на шасси МТ-ЛБ
Боевая машина 9А34 зенитно-ракетного комплекса Стрела-10 на шасси МТ-ЛБ Боевая машина 9А34 зенитно-ракетного комплекса Стрела-10 на шасси МТ-ЛБ Боевая машина 9А34 зенитно-ракетного комплекса Стрела-10 на шасси МТ-ЛБ
 Боевая машина 9А34 зенитно-ракетного комплекса Стрела-10 на шасси МТ-ЛБ Боевая машина 9А34 зенитно-ракетного комплекса Стрела-10 на шасси МТ-ЛБ Боевая машина 9А34 зенитно-ракетного комплекса Стрела-10 на шасси МТ-ЛБ

Боевая машина 9П31М ЗРК «Стрела-1М» на шасси БРДМ-2

Боевая машина 9П31М ЗРК Стрела-1М на шасси БРДМ-2 Боевая машина 9П31М ЗРК Стрела-1М на шасси БРДМ-2 Боевая машина 9П31М ЗРК Стрела-1М на шасси БРДМ-2 Боевая машина 9П31М ЗРК Стрела-1М на шасси БРДМ-2
Боевая машина 9П31М ЗРК Стрела-1М на шасси БРДМ-2 Боевая машина 9П31М ЗРК Стрела-1М на шасси БРДМ-2 Боевая машина 9П31М ЗРК Стрела-1М на шасси БРДМ-2

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка»

ЗСУ-23-4 Шилка ЗСУ-23-4 Шилка ЗСУ-23-4 Шилка ЗСУ-23-4 Шилка
Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 Шилка, Технический музей, г.Тольятти Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 Шилка, Технический музей, г.Тольятти ЗСУ-23-4 Шилка ЗСУ-23-4 Шилка
Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 Шилка, Технический музей, г.Тольятти ЗСУ-23-4 Шилка ЗСУ-23-4 Шилка
Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 Шилка, Технический музей, г.Тольятти Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 Шилка, Технический музей, г.Тольятти Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 Шилка, Технический музей, г.Тольятти Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 Шилка, Технический музей, г.Тольятти
Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 Шилка, Технический музей, г.Тольятти Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 Шилка, Технический музей, г.Тольятти Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 Шилка, Технический музей, г.Тольятти Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 Шилка, Технический музей, г.Тольятти



Вернуться к оглавлению раздела

На главную страницу

Создано 22/04/2012
Обновлено 30/04/2014