Космическая, железнодорожная и другая техника в Техническом музее, г.Тольятти

26.09.2010, 01.04.2012, 01.08.2012, 26.09.2012, 16.07.2013, 18.07.2013, 24.08.2013, 24.04.2014, 10.12.2014.

Камеры Nikon D50, Nikon D7000, объективы Nikkor 18-70mm f3.5-4.5G ,Tamron 17-50mm f/2.8 SP AF XR Di II LD VC

Вернуться к оглавлению раздела Военная история

Навигация по странице:
Паровоз ТЭ-4844
Паровоз Эр 170665
Паровоз ЕА 2441
Паровоз Л-0549
Вагоны боевого железнодорожного ракетного комплекса 15П961 "Молодец" с МБР 15Ж61 (РТ-23 УТТХ)
АСВП типа «Барс»
Протип робота СТР-1
Космическая техника
Шасси лунохода
Марсоход "Марс-94" ("Мир")
Подвижный аппарат для исследования поверхности Фобоса
Макет шагающего аппарата
Платформа с гусеничным движителем
Платформа с колесно-шагающим движителем

Для сведения: в сентябре 2014 года Технический музей ВАЗа им. К.Г.Сахарова перешел под юрисдикцию мэрии и стал муниципальным автономным учреждением культуры Тольятти. Со сменой учредителей, музей стал называться «Парковый комплекс истории техники имени К.Г.Сахарова».

Паровоз ТЭ-4844

На снимке - трофейный немецкий "кригслокомотив", получивший в СССР обозначение ТЭ. Судя по тому, что немецкие инвентарные номера оставались неизмененными, выставленный в Тольятти ТЭ-4844 произведен Берлинским заводом.
Паровоз военного времени был создан в Германии на базе серии 50 «мирного выпуска» путем максимального удешевления и упрощения конструкции. Предполагалось что их срок эксплуатации будет не более пяти лет. Тем не менее, машины создававшиеся с прицелом на короткую военную жизнь, прослужили до 1970-ых годов. Всех заинтересовавшихся отсылаю к поиску в сети - статья Васильев Паровозы «ФРАУ» (Локотранс №2 за 1995 год) раскрывает тему достаточно полно.

Паровоз ТЭ-4844 Паровоз ТЭ-4844

Паровоз ТЭ-4844

Паровоз ТЭ-4844

Паровоз Эр 170665

Летом 1933 года НИИ реконструкции тяги разработал проект удлинения топки паровоза Эм. Мощность паровоза по котлу и сцепному весу благодаря увеличению огневой коробки возросла. Паровозам с удлиненной топкой присвоили серию Эр—«реконструированный».
На снимке - паровоз серии Эр произведенный в Венгрии по советскому проекту. С 1947 года такое производство велось на заводе MAVAG, сначала в качестве репараций, а потом — по заказу (объем выпуска 1345 штук). Поэтому почти половина всех паровозов Эр послевоенной постройки — венгерского производства. Разрушенные отечественные заводы не могли обеспечить в короткий срок эту потребность, поставка паровозов серии Е с началом холодной войны была прекращена, поэтому было принято решение заказать в Румынии, Польше, Венгрии и Чехословакии большую партию паровозов. Кроме невысокой нагрузки на ось, эти локомотивы должны были обладать важными свойствами — быть простыми в изготовлении, чтобы успешно производиться на заводах, тоже ослабленных войной, и быть традиционной для нас конструкции, чтобы успешно работать в СССР.
С другой стороны, хорошо запомнив уроки войны, правительство опять создавало новые резервы паровозов, новые колонны. Для них требовались предельно простые паровозы средней мощности и небольшого веса. Никакой паровоз, кроме серии Э, не отвечал всем этим требованиям. Подробнее с историей локомотивов Эр можно ознакомиться здесь: Паровозы класса Э.

Паровоз Эр 170665 Паровоз Эр 170665 Паровоз Эр 170665. Завод МАВАГ, 1948 год Паровоз Эр 170665. Завод МАВАГ, 1948 год
Паровоз Эр 170665 Паровоз Эр 170665 Паровоз Эр 170665 Паровоз Эр 170665. Завод МАВАГ, 1948 год
Паровоз Эр 170665. Завод МАВАГ, 1948 год Паровоз Эр 170665. Завод МАВАГ, 1948 год Паровоз Эр 170665. Завод МАВАГ, 1948 год Паровоз Эр 170665

Паровоз Эр 170665.
Завод МАВАГ, 1948 год

Паровоз Эр 170665.
Завод МАВАГ, 1948 год

Паровоз Эр 170665.
Завод МАВАГ, 1948 год

Паровоз Эр 170665.
Завод МАВАГ, 1948 год

Паровоз ЕА 2441

Паровоз ЕА 2441 относится серии грузовых паровозов типа 1-5-0, поставлявшихся на железные дороги Российской империи и Советского Союза во время Первой и Второй мировых войн для быстрого пополнения паровозного парка. Строились на североамериканских заводах, но по чертежам, разработанным русскими инженерами; с 1917 года поставлялись как военная помощь, а с 1943 года — по ленд-лизу. Помимо этого, по различным мотивам, в том числе и политическим, данные паровозы эксплуатировались в США («Russian Decapod»), Финляндии (Tr2 «Truman») и Китайской Республике (ST-1). Наиболее известная разновидность — ЕА, на долю которой пришлось около трети всех паровозов серии.
Более подробно историю серии Еа можно посмотреть на той же Википедии.

Паровоз ЕА 2441 Паровоз ЕА 2441 Паровоз ЕА 2441
Паровоз ЕА 2441 Паровоз ЕА 2441 Паровоз ЕА 2441

Паровоз ЕА 2441

Паровоз ЕА 2441

Паровоз ЕА 2441

Паровоз Л-0549

Локомотивы серии Л - одни из лучших советских паровозов. Начало производства: победный, 1945 год. Отсюда первоначальное название серии - "П", которое в 1947 году сменили на "Л", в честь конструктора Лебедянского. Они послужил основой для паровоза ОР18 (позже был переименован в ЛВ), который был самым экономичным советским паровозом (КПД = 9,3 %).

Паровоз Л-0549 Паровоз Л-0549 Паровоз Л-0549 Паровоз Л-0549

Паровоз Л-0549

Паровоз Л-0549

Паровоз Л-0549

Паровоз Л-0549

Вагоны боевого железнодорожного ракетного комплекса 15П961 "Молодец" с МБР 15Ж61 (РТ-23 УТТХ)

БЖРК выглядит как обычный состав из рефрижераторных и пассажирских вагонов. Три из этих "рефрижераторных" вагона несут по ракете РТ-23 в транспортно-пусковом контейнере. Отличительный признак вагонов - пусковых установок: восемь колесных пар. Остальные вагоны - агрегаты обеспечения, которые имеют по четыре колесные пары. Стандартная конфигурация БЖРК 15П961 "Молодец" была такова:
- три тепловоза ДМ-62;
- три трехвагонных пусковых модуля 15П761, каждый из которых может осуществлять пуск, как в составе поезда, так и автономно;
- командный модуль 15В201А в составе 7 вагонов.
Техническая позиция БЖРК (15П352) обычно находилась в пунктах постоянной дислокации (могу ошибаться - требуется уточнение).

Вагоны боевого железнодорожного ракетного комплекса с МБР 15Ж61 (РТ-23 УТТХ) - командный пункт пускового модуля и пусковая установка Вагон – пусковая установка 15Т272А из состава автономного пускового модуля 15П761 боевого железнодорожного ракетного комплекса с МБР 15Ж61 (РТ-23 УТТХ) Командный пункт автономного пускового модуля (агрегат 15В199А) из состава боевого железнодорожного ракетного комплекса с МБР 15Ж61 (РТ-23 УТТХ)

Вагоны БЖРК: командный пункт
пускового модуля 15В199А и
пусковая установка 15Т272А

Пусковая установка 15Т272А из
состава автономного
пускового модуля 15П761

Командный пункт автономного
пускового модуля -
агрегат 15В199А

Вагон – пусковая установка 15Т272А (из состава автономного пускового модуля 15П761) разработан в КБ специального машиностроения под руководством главного конструктора А.Уткина. На фотографиях видны его характерные признаки: восемь колесных пар и открывающаяся крыша (с гидравлическим приводом и устройством для закорачивания и отвода контактной сети). Пуск ракет может осуществляться с любой точки маршрута. Для этого состав останавливается, специальным устройством отводится в сторону контактная подвеска.Транспортно-пусковой контейнер поднимается в вертикальное положение пневматическим приводом с помощью ПАД’а. После чего осуществляется минометный старт ракеты. Уже в воздухе ракета заклоняется с помощью порохового ускорителя и только после этого запускается маршевый двигатель. Заклонение ракеты позволило отвести струю маршевого двигателя от пускового комплекса и обеспечить его устойчивость.
Вагоны БЖРК поступили в музей в разукомплектованном состоянии, поэтому установить, где именно они эксплуатировались, пока не представляется возможным. Соответственно, у музея нет возможности и показать интереснейшие устройства: подъемник ТПК, отвод контактной сети, устройство передачи нагрузки при запуске ракеты на соседние вагоны.
Единственный, относительно комплектный, автономный боевой модуль 15П761 в штатном составе (три вагона: агрегат 15Т271А - командный пункт; агрегат 15Т272А - пусковая установка; агрегат 15Т273А - вагон технологического оборудования энергопитания и термостатирования) выставлен в Музее натурной железнодорожной техники им В.В.Чубарова (Варшавский вокзал, г.Санкт-Петербург). Там же представлен модифицированный тепловоз М62 (3 единицы на каждый БЖРК).
К сожалению, командный модуль 15В201А (в составе 7 вагонов), входивший в состав БЖРК, и техническая позиция 15П352 (6 единиц техники) не сохранились.
По косвенным сведениям, выставленные в Тольяттинском музее вагоны, построены на Калининском заводе в 1986 году и ранее входили в состав Костромского БЖРК.

Тем, кто хочет поглубже погрузиться в тему, не ограничиваясь Википедией, предлагаю обратиться к двум ссылкам:
1. Лучшим источником информации по БЖРК для меня стала тема: 15П961 Молодец Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) на портале Российская военная техника
2. Схемы и некоторые технические параметры вагонов, входивших в состав БЖРК, доступны ссылке: Боевой железнодорожный ракетный комплекс. Кстати, большинство фотографий, которые размещены на этом сайте - из инспекторских альбомов времён подписания договора СНВ-2.

АСВП типа «Барс»

АСВП типа «Барс», Технический музей, г.Тольятти АСВП типа «Барс», Технический музей, г.Тольятти АСВП типа «Барс», Технический музей, г.Тольятти АСВП типа «Барс», Технический музей, г.Тольятти

Протип робота СТР-1

Разработанный коллективом инженеров ВНИИ "ТрансМаш" под руководством Александра Кемурджиана протип робота СТР-1 (за подсказку спасибо сотруднику Технического музея Людмиле Сапаловой). Робот известен тем, что собирал высокоактивные материалы на крыше 4-го энергоблока чернобыльской АЭС при уровнях гамма-фона до 3000 Рентген/час.

Рабочий орган СТР-1 – бульдозерный отвал с механизмом подъема-опускания. Самоходное шасси робота СТР-1. Телекамера - элемент радиотелевизионного комплекса.
Протип робота СТР-1 Протип робота СТР-1

Технические характеристики робота: общий вес робота – 1100 килограмм, скорость движения – до 1 км/час, электропитание от двух серебряно-цинковых батарей, материал корпуса – сплавы легких металлов (титан), управление – по радиоканалу. Контрукция робота содержит три основных компонента, которые, разрабатывались автономно друг от друга:
- Радиотелевизионный комплекс. Разработан ИФТП и другими иститутами. Интересно что визуализация окружающего пространства осуществлялась с помощью телевизионных камер установленных, как на самом роботе, так и на мачтах установленных в месте выполнения работ (на кровле ЧАЭС, возле ВТ-2 и т.д.).
- Самоходное шасси (СШ) в совокупности со всеми приборами обеспечивающими движение робота. Разработано во ВНИИ «Трансмаш»;
- Рабочий орган СТР-1 – бульдозерный отвал с механизмом подъема-опускания.

Космическая техника

спускаемый аппарат космического корабля Союз Возвращаемый отсек спутника фоторазведки Янтарь-2К.

С черным покрытием - спускаемый аппарат космического корабля "Союз" (дно без термозащиты). Серебристого цвета - возвращаемый отсек спутника фоторазведки "Янтарь-2К".

Ходовой макет лунохода с иммитацией моментов инерции масс

Разработанное в 1978 года коллективом инженеров ВНИИ "ТрансМаш" под руководством Александра Кемурджиана, макет лунохода. Перед нами шасси со специальным устройством для уменьшения веса, позволяшим создать мнимый эффект невесомости на земле (за подсказку спасибо сотруднику Технического музея Людмиле Сапаловой).

Шасси лунохода, со специальным устройством для уменьшения веса, позволяшим создать мнимый эффект невесомости на земле. Шасси лунохода Шасси лунохода, со специальным устройством для уменьшения веса, позволяшим создать мнимый эффект невесомости на земле

Как известно, сила тяжести на Луне в шесть раз меньше земной. Поэтому перед конструкторами лунохода стояла задача: имитировать необычные условия. С помощью системы кранов и резиновых жгутов создали первую, которая сегодня кажется примитивной, установку, с помощью которой можно было как бы «обезвесить» машину и получить данные о ее движении. Таким образом, в земных условиях, стало возможно исследовать проходимость и угловые колебания лунохода, путем иммитации его натурного веса за счет уменьшения массы и иммитации натурных моментов инерции.

Шасси лунохода

Разработанное в 1978 году ВНИИ "ТрансМаш" изделие предназначалось для проведения опытно-конструкторских работ в рамках проекта по созданию шасси лунохода для передвижения космонавтов. Платформа прошла всесторонние испытания по сложному рельефу местности со слабосвязанными грунтами на склонах вулканов Камчатки.

Шасси лунохода Шасси лунохода Шасси лунохода

Марсоход "Марс-94" ("Мир")

Марсоход разработан ВНИИ "ТрансМаш" в 1988 году, прошёл всесторонние испытания по сложному рельефу местности со слабосвязанным грунтами на склонах вулканов Камчатки.

Марсоход Марс-94 (Мир) Марсоход Марс-94 (Мир)

Конструктив: трехсекционный аппарат с шарнирносочлененной рамой, шестью моторами-колесами цилиндрической формы и колесно-шагающим движителем.

Подвижный аппарат для исследования поверхности Фобоса

Разработан во ВНИИ "ТрансМаш" в 1988 году. Выставленный в музее экземпляр находится в устройстве разгрузки иммитирующем в земных условиях перемещение аппарата по поверхности Фобоса в условиях пониженной гравитации. Лётный образец аппарата был установлен на космической станции "Фобос-2", связь с которой была потеряна.

Подвижный аппарат для исследования поверхности Фобоса Подвижный аппарат для исследования поверхности Фобоса Подвижный аппарат для исследования поверхности Фобоса

Аппарат массой 37 килограмм должен был 10-метровыми прыжками перемещаться по поверхности Фобоса и передавать полученную информацию на расстояние до 300 километров.

Макет шагающего аппарата

Макет шагающего аппарата разработан во ВНИИ "ТрансМаш" в 1985 году. Назначение: проведение экспериментов по отработке шагающего движителя и отработке элементов управления. Аппарат прошёл всесторонние испытания по сложному рельефу местности со слабосвязанным грунтами на склонах вулканов Камчатки.

Макет шагающего аппарата

Платформа с гусеничным движителем

Разработка ВНИИ "ТрансМаш", 1965 год. Использовалась для научно-иследовательских работ по выбору типа движителя Луноход-1. Имеет индивидуальные электромеханические приводы каждой гусеницы.

Платформа с гусеничным движителем

Платформа с гусеничным движителем участвовала в сравнительных испытаниях с восьмиколесным движителем на полигоне ВНИИ "ТрансМаш". Основной недостаток: недостаточная надежность вследствие заклинивания кусками грунта.

Платформа с колесно-шагающим движителем

Разработка ВНИИ "ТрансМаш", 1972 год. Использовалась для научно-иследовательских работ по созданию колесно-шагающих движителей. Прошла всесторонние испытания по сложному рельефу местности со слабосвязанными грунтами на склонах вулканов Камчатки.

Платформа с колесно-шагающим движителем Платформа с колесно-шагающим движителем

Платформа имела два режима: колесный и колесно-шагающий. Первый - традиционный, во втором - без отрыва от опорной поверхности поочередное перемещение с помощью механизмов шагания одного или нескольких колес относительно корпуса шасси с одновременным приложением к ним крутящих моментов, что позволяет увеличить свободную тяговую силу движителя.
В изделии используются мотор-колеса аналогичные примененным в "Луноход-1".




Вернуться к оглавлению раздела

На главную страницу

Создано 07/11/2010
Обновлено 23/11/2016