Дизель-электрическая подводная лодка Б-307 проекта 641Б в Техническом музее, г.Тольятти


Дизельная подводная лодка Б-307 проекта 641Б «Сом»

2010 год

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

2014 год

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

2015 год

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

Шесть 533-мм торпедных аппаратов
(кормовых ТА на пр.641Б нет)

На фотографиях мы видим советскую дизель-электрическую подводную лодку Б-307 проекта 641Б. Полные ТТХ лодки проекта 641Б можно посмотреть на сайте Deepstorm. Для понимания контекста поясню, что в эволюции отечественных послевоенных ДЭПЛ можно выделить три поколения. Первое - послевоенные лодки (пр.611), созданные под сильным влиянием немецких субмарин типа XXI. Второе поколение - длинные и узкие большие океанские лодки пр.641. Третье поколение - (проекты-близнецы 636 и 877) малошумные лодки с относительно небольшим веретёнообразным корпусом, оснащённые современным гидролокационным и радиотехническим оборудованием. Так вот, ПЛ пр.641Б служили как бы переходным этапом от второго к третьему поколению. По сути пр.641Б представлял собой существенную модернизацию ПЛ проекта 641, хорошо зарекомендовавших себя в процессе эксплуатации. Доработки были направлены на повышение боевой эффективности корабля за счет установки более совершенного навигационного комплекса, нового радиотехнического оборудования, а также повышения уровня автоматизации управления.

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

Первый отсек: торпедный. Четыре из шести ТА имеют специальную заднюю крышку (отсюда и различие форм) и могут использоваться для телеуправляемых торпед

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

Электромоторы системы перезаряжания торпедных аппаратов

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

Торпедо-погрузочный люк и резиновый тубус аварийно-спасательного люка

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

Стрельбовые рукоятки торпедных аппаратов

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

Кормовые горизонтальные рули и их защита

Какие же инновации были реализованы в конструкции радикально улучшенного проекта 641? Во-первых, на пр.641Б (впервые на дизельных ПЛ в отечественном ВМФ) появилась боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Узел» с автоматизированной системой управления стрельбой «Вольфрам». БИУС выдавала рекомендации по управлению оружием и маневрированию. Во-вторых, субмарины получили новый гидролокатор (ГАК) МГК-400 «Рубикон» для обнаружения подводных объектов с помощью акустического излучения. Ещё одним полезным усовершенствованием стали аккумуляторы (4 группы батарей по 112 штук 60СУ) более высокой ёмкости, чем на предшествующем "чистом" проекте 641. Очень важным стало улучшение обитаемости: экипаж (78 человек) получил постоянные спальные места. Старшины и офицеры размещались в каютах, матросы - в кубриках. Опыт плаваний в тропических морях воплотился в появлении систем кондиционирования, рефрижераторной и опреснительной установок. Небольшая деталь: развёртываемые перед Кубинским кризисом ПЛ пр.641 получали обычные холодильники и вентиляторы, да и то - их хватило не всем лодкам.

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

Кормовая переборка I отсека, хорошо виден люк с кремальерным замком. Проход по нижней палубе прорезан при музеефикации подлодки

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

II отсек: носовой аккумуляторный и жилой

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

Офицерская кают-компания: мебель, стол двойного назначения и специальные светильники не сохранились

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

Аккумуляторная яма сейчас временно используется как кладовка

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

Щиток измерения напряжения контрольных аккумуляторов в I и II группах батарей

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

Контроль тока I и II групп аккумуляторных батарей

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

Батарейные автоматы I и II групп аккумуляторных батарей

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

Здесь, под верхней палубой второго отсека ранее располагались аккумуляторные батареи

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

II отсек, изолятор

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

II отсек, изолятор

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

II отсек, трап на нижнюю палубу - в обход центрального поста

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

II отсек, гальюн

Б-307 заложили на судостроительном заводе "Красное Сормово" в Горьком за день до наступления 8 марта 1980 года, а уже через 7 месяцев спустили на воду. В предпоследний день 1980 года был подписан приемный акт. Дата навевает мысли о том, как заводчане старались успеть сдать объект, чтобы получить годовую премию. Затем началась боевая служба: Баренцево, Норвежское, Средиземное моря, Атлантика, снова Северный флот. Так до 1998 года, когда лодку вывели в отстой. В 2002 году её приобрел Технический музей АвтоВАЗа. Осенью 2003 года субмарину на понтонах через систему рек, озёр, каналов отбуксировали из Кронштадта в Тольятти. С этого момента подлодка, приобретенная для музея, стала обязательным пунктом практически всех публикаций о проблемах АвтоВАЗ. При передаче Б-307 военные демонтировали часть оборудования, которое предполагалось использовать как ЗИП для аналогичных субмарин: так исчезли перископы, ГАК, все РЛС и средства радиосвязи, пульты "Пирит", ПУТС "Ленинград" и так далее. Масштаб работ по демонтажу оборудования особенно хорошо виден когда входишь в центральный пост: в нём практически пусто.

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

Центральный пост. Здесь раньше стоял пульт системы «Вольфрам»: централизованное управление большим количеством механизмов, устройств и арматуры. На более ранних проектах они управлялись вручную по месту

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

Кресло боцмана перед демонтированным центральным пультом управления системы «Пирит» (автоматическое управление рулями одним оператором)

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

Вторая палуба (ниже ЦП), люк в переборке между III и IV отсеками

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

Перемещение личного состава через ЦП ограничено, всё движение происходит по второй палубе (ниже ЦП)

Равнодушная к шумихе, лодка перезимовала у берега, а по весне, вместе со льдом, самовольно ушла в Жигулёвское море. Самовольная отлучка под действием штормового ветра и весны, а также принудительное возвращение ПЛ, стали еще одной темой для СМИ. К сожалению, после того как лодку вытащили на берег, она толком не охранялась. Соответственно, вандалы выломали весь цветной металл, до которого смогли дотянуться. Следы этого первичного накопления капитала хорошо заметны в отсеках лодки: резаные трубы, обрубки кабелей, снятая забортная арматура. Кстати, вход в боевую рубку и в её ограждение до сих пор закрыты по причине существенных разрушений. Это также одна из причин по которой доступ далее IV отсека закрыт. Впрочем, даже из IV хорошо видны вскрытые крышки дизельных двигателей, разлитое масло и прочие жидкости.

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

Центральный пост: штурманская рубка, ящики для хранения морских карт

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

Общекорабельная трансляция

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

Карта-схема Финского залива

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

Штурманская рубка: тахометры, показывающие обороты гребных валов

Следующий виток PR-активности случился после того, как зимой 2005 года, фотографии процесса транспортировки лодки в музей стали достоянием широких масс. Основная тема шуток: многочисленные варианты иллюстрации бородатого анекдота про "подводную лодку в степях Украины, погибшей в неравном воздушном бою". Впрочем, и после установки на постоянное место, снимки Б-307 неизменно служат украшением фотоотчетов о посещении музея.

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

Носовые горизонтальные рули могут убираться

Как я уже говорил, от своих предшественников ДЭПЛ пр.641Б отличается не только одной буквой в индексе, но и существеными изменениями, как во внутреннем устройстве, так и во внешнем облике. Носовые горизонтальные рули убираются в корпус, а корпус впервые покрыт противогидролокационным покрытием. Отказались и от кормовых торпедных аппаратов, частично компенсировав это введением системы быстрой перезарядки ТА. На субмаринах этого проекта форму лёгкого корпуса уже начали оптимизировать для подводного хода. Исчезли характерные для предшествующих проектов советских ДЭПЛ заостренные обводы в носу, штевни и другие признаки оптимизации для надводного хода. Однако тактика оставалсь прежней - крейсирование ПЛ в позиционном районе в надводном положении, выход на пересечение курса цели под дизелями, погружение, маневрирование и атака в подводном положении на электромоторах, затем манёвр уклонения и т.д. Если взглянуть на более современные ДЭПЛ (проекты 877 и 636), то мы увидим дальнейшую оптимизацию обводов для подводного плавания: форма лёгкого корпуса стала каплевидной, круглого сечения, приблизилась к идеальной гидродинамической.

Ограждение рубки Б-307 пр.641Б «Сом»

Ограждение рубки Б-307. Светлые участки поверхности ограждения - антенны ГАК «Рубикон»

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

Глушитель одного из трёх дизелей В надводном положении подлодки он должен находиться в 30-40 см под водой. Выхлоп двух других выведен на левый борт

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

В кормовой части ограждения рубки суриком покрашен выхлоп дизелей при работе в режиме РДП

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

Блестящий металл на носовой оконечности - антенны ГАК «Рубикон»

Обратите внимание на фотографии ограждения рубки. Хорошо видна насадка-распылитель (окрашена суриком), через которую отводится выхлоп дизелей при работе в режиме РДП (работа дизеля под водой). Выпускное отверстие выхлопной трубы расположено таким образом, чтобы при движении под РДП оно находилось под водой на небольшой глубине.

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

Обшивка - вид из пространства между прочным и лёгким корпусом

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

Элементы набора лёгкого корпуса выполнены с отверстиями - для снижения веса конструкции и свободного перетекания воды

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

Противогидролокационое покрытие (один из листов снят)

Б-307 - двухкорпусная лодка, как и все советские ДЭПЛ. Легкий корпус установлен на прочном с помощью набора, все соединения - сварные. В подводном положении в пространстве между лёгким и прочным корпусами находится вода. Так как внутри и снаружи лёгкого корпуса давление одинаково, то его обшивка выполнена из стали толщиной всего 4-8 мм. В то же время прочный корпус сварен из стали толщиной 22-35 мм. В легком корпусе ДЭПЛ располагают системы и устройства, не требующие изоляции от забортного давления: балластные и топливные цистерны, антенны ГАС, тяги рулевого устройства. Для придания жесткости, внутри лёгкого корпуса имеются стрингера и флоры, которые выполняются с отверстиями, что экономит вес и обеспечивает перетекание воды.

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

Решётки предотвращают попадание в кингстонные выгородки мусора, колотого льда, а также песка или гальки при покладке на грунт

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

Перед транспортировкой в музей по рекам и каналам, на Б-307 установили герметизирующие стальные заглушки на место кингстонных решеток

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

Шпигаты ЦГБ

Посмотрите на фотографии - чтобы понять всю важность этих невзрачных отверстий, прорезанных в лёгком корпусе, придётся обратиться к теории. В надводном положении ПЛ обладает запасом плавучести, равным 20-30% надводного водоизмещения. Для погружения этот запас плавучести компенсируют приёмом воды в цистерны главного балласта (ЦГБ), расположены в легком корпусе ПЛ по всей его длине. Соответственно, для всплытия лодки, необходимо вытеснить принятую воду из цистерн. Вот для этого и предназначена система погружения - всплытия. На подлодках пр.641 эта система состояла из 10 цистерн главного балласта в междубортном пространстве, цистерну быстрого погружения, а также арматуру, трубопроводы и систему управления их осушением и заполнением.

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

Верхняя палуба IV отсека (кормовой аккумуляторный, жилой)

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

Нижняя палуба IV отсека: отсек холодильных установок

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

Нижняя палуба IV отсека: кают-компания старшин

Чтобы лучше контролировать всплытие или погружение, все ЦГБ разделены на три группы: носовую, среднюю и кормовую. При нормальном (не срочном) погружении сначала заполняются концевые группы, проверяется герметичность корпуса и посадка, затем заполняется средняя группа. При нормальном всплытии средняя группа продувается первой. Концевые и средняя группа ЦГБ заполняются и осушаются через кингстоны, а остальные - через шпигаты. Воздух из ЦГБ выпускается через клапаны вентиляции, размещенные в верхней части цистерн. Открытие и закрытие кингстонов и клапанов вентиляции производятся гидравлическими приводами. Совместным открытием и закрытием их достигается выпуск воздуха из цистерн или его удержание при погружении (всплытии).

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

IV отсек: камбуз

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

Тестомешалка

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

Электрическая плита

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

Вытяжка

Продувание ЦГБ средней группы осуществлялось воздухом высокого давления (ВВД), хранившимся в 36 баллонах, расположенных в надстройке и внутри прочного корпуса. После всплытия лодки в позиционное положение (над поверхностью воды выступает только ограждение рубки) ЦГБ продувались отработанными газами одного из бортовых дизелей или воздухом низкого давления при работе дизеля в режиме компрессора с приводом от главного электродвигателя. В аварийных ситуациях предусматривалось продувание всех ЦГБ воздухом высокого давления. Пополнение баллонов ВВД производилось двумя дизель-компрессорами ДК-2 и одним электрокомпрессором ЭК-15. В случае срочного погружения, когда заполнение ЦГБ происходит слишком медленно, используют цистерну быстрого погружения (ЦБП). Её объём не входит в расчётный запас плавучести, то есть, приняв в неё балласт, лодка становится тяжелее окружающей воды, что помогает "провалиться" на глубину. После этого, разумеется, цистерна быстрого погружения немедленно продувается.

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

Винты и рулевые устройства

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

Винты находятся в кольцевых насадках

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

Субмарину приводят в движение три винта изменяемого шага

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

Вертикальная пластина -перо руля, поворачивается на оси (баллере) в кормовой подводной части

На корме Б-307 мы видим три винта в кольцевых насадках. Их вращение обеспечивает трехвальная энергетическая установка. Каждая из линий валов приводится в движение либо дизелем (в надводном положении или под РДП), либо гребным электродвигателем. Бортовые валы вращаются электродвигателями подводного хода ПГ101 (1350 л.с.). Центральный вал приводился в движение электродвигателем ПГ102 (мощность 2700 л.с.).
Кроме того на средней линии вала находится электродвигатель экономического хода ПГ104 (140л.с.), который иногда называют электродвигатель подкрадывания. Через его полый якорь проходит гребной вал, соединенный с ним при помощи звукоизолирующей муфты напрямую, без каких-либо передаточных устройств, что обеспечивает простоту конструкции и бесшумность работы вала в режиме экономического хода.

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

Волнорезные щиты торпедных аппаратов

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

Клюз-ниша якоря

Дизельная подводная лодка Б-307, Технический музей, г.Тольятти

В покрашенном суриком бульбе - главная антенна ГАК «Рубикон»

В заключение упомяну про то, что отсеки Б-307 вы могли видеть в фильме «Особенности национальной рыбалки», где она играла роль шпионской подлодки. Той самой, что употребляла водку вместо солярки. Снимать кино внутри реальной сверхмалой подводной лодки пр.865 «Пиранья» было бы очень сложно.
Дополнительно:
Подводная лодка Б-396 «Новосибирский комсомолец» в музейно-парковом комплексе «Северное Тушино», г.Москва
Дизельная подводная лодка Б-413 проекта 641 в Музее Мирового океана, г.Калининград
Б-307 на Deepstorm