Легкая бронетехника в Техническом музее. г.Тольятти


Навигация по странице:
Командно-штабная машина БТР-50ПУ на базе гусеничного плавающего бронетранспортера
Бронетранспортер БТР-152В1
Бронетранспортёр БТР-60ПБ
Машина управления БТР-60ПУ образца 1963 года
Бронетранспортер БТР-70 (ГАЗ-4905) с дополнительной броней
Бронетранспортер БТР-70 образца 1971 года
Боевая машина пехоты БМП-1 образца 1966 года
Боевая машина пехоты БМП-2 образца 1980 года
Комплекс разведки и корректировки стрельбы наземной артиллерии, РСЗО, миномётов АРК-1 «Рысь»
Подвижный разведывательный пункт ПРП-3 «Вал»
Бронированный транспортер-тягач ГТ-МУ
Бронированный транспортер-тягач МТ-ЛБу
Бронированный транспортер-тягач МТ-ЛБ
Боевая машина 9П133 ПРК 9К11П на шасси БРДМ-2
Боевая машина 9П122 ПРК 9К11 на шасси БРДМ-2
Боевая машина 9П110 ПРК 9К11 на шасси БРДМ-1
Химическая разведывательная машина БРДМ-2РХ
Командно-штабная машина на базе БМП-1

Командно-штабная машина БТР-50ПУ на базе гусеничного плавающего бронетранспортера

Бронетранспортер БТР-152В1

БТР-152 в 1950–1960-ые годы являлся основным бронетранспортером Советской армии. Предназначался для перевозки двух отделений мотопехоты со станковым пулеметом.

Бронетранспортер БТР-60ПБ

БТР-60ПБ создан на основе бронетранспортера БТР-60 ПА образца 1963 года. Отличался от других модификаций БТР-60 является наличие башни со спаренной пулеметной установкой.

Машина управления БТР-60ПУ образца 1963 года

Колесный подвижный командный пункт управления и связи штабов танковых, мотострелковых и артиллерийских соединений. Создан на базе бронетранспортера БТР-60ПА. Отличалися дополнительными средства связи (Р-145 «Чайка») и навигационной аппаратурой.

Бронетранспортер БТР-70 (ГАЗ-4905) с дополнительной броней

БТР-70 образца 1971 года создан на базе бронетранспортера БТР-60ПБ. Отличительные особоенности: два бензиновых двигателя ЗМЗ-4905 мощностью по 120 л.с., улучшенные приборы наблюдения, новая система пожаротушения, два нижних боковых десантных люка между второй и третьей парами колес.

Бронетранспортер БТР-70 образца 1971 года

Боевая машина пехоты БМП-1 образца 1966 года

Боевая машина пехоты БМП-2 образца 1980 года

Создана в качестве глубокой модернизации БМП-1. Основные изменения коснулись вооружения: вместо 73-мм пушки в двухместной башне установлена стабилизированная 30-мм автоматическая скорострельная пушка. По лицензии производилась в Чехословакии и Индии.

Комплекс разведки и корректировки стрельбы наземной артиллерии, РСЗО, миномётов АРК-1 «Рысь»

1РЛ239 «Рысь» представляет собой полностью автономный радиолокационный комплекс, оборудованный средствами топопривязки, ориентирования и навигации. Всё оборудование (кроме излучателя, приёмной антенны, излучателя и приёмника доплеровского измерителя скорости) размещено внутри бронированного корпуса многоцелевого тягача МТ-ЛБу. Серийно АРК-1 производился на Тульском заводе «Арсенал» с 1981 по 1985 годы, а также на Ижевском электромеханическом заводе «Купол» с 1983 по 1986 годы

Станция артиллерийской разведки 1РЛ239 АРК-1 «Рысь» на базе МТ-ЛБу

АРК-1 (Артиллерийский радиолокационный комплекс разведки и обслуживания стрельбы наземной артиллерии)

Работа комплекса засечки огневых позиций АРК-1 заключалась в обработке информации полученных отражёнными радиосигналами от снарядов и ракет. Для облучения снарядов на комплексе за люком механика-водителя находился поворотный радиоволновой излучатель мощностью в 200 кВт, прикрытый куполообразным кожухом из стеклотекстолита. Для приёма отражённых сигналов использовался поворотный радиолокатор линзообразной формы. По отражённым сигналам, описывающим фрагмент траектории, и по заложенными в память характеристикам артиллерийских орудий (как вероятного противника так и собственной артиллерии) и данных топографической привязки, бортовой вычислительный комплекс производил идентификацию снаряда и полный расчёт всей траектории артиллерийского снаряда, неуправляемого реактивного снаряда или оперативно-тактической ракеты с определением позиции орудия/пусковой установки и вероятной точкой падения с точностью в десятки метров.
Перед постановкой на боевое дежурство, в целях предохранения от мощного радиоволнового излучения, экипаж закрывал шторками перископы и закрывал все люки. При постановке комплекса на боевое дежурство (т. е. при включении излучателя) предписывалось не находиться другим военнослужащим ближе чем в радиусе 600 метров от РЛС. Связь обеспечивалась двумя радиостанциями Р-123, одна из которых находилась в отсеке станции, а вторая в отсеке механика-водителя

За люком механика-водителя поворотный 200 кВт излучатель облучения снарядов, под кожухом из стеклотекстолита

Поворотный радиолокатор линзообразной формы для приёма сигналов отражённых от летящих снарядов

Подвижный разведывательный пункт ПРП-3 «Вал»

Бронированный транспортер-тягач ГТ-МУ

Бронированный транспортер-тягач МТ-ЛБу

Бронированный транспортер-тягач МТ-ЛБ

Боевая машина 9П133 ПРК 9К11П на шасси БРДМ-2

Боевая машина 9П122 ПРК 9К11 на шасси БРДМ-2

Боевая машина 9П110 ПРК 9К11 на шасси БРДМ-1

Химическая разведывательная машина БРДМ-2РХ

Командно-штабная машина на базе БМП-1

На первый взгляд, в музее представлены три единицы БМП-1КШ «Поток-2» (Объект 774): с бортовыми номерами 001, 002 и ... без номера. Все машины одной и той же модификации, хотя и разной степени сохранности. У той что лишена бортового номера - особая примета: отсутствует телескопическая мачта, а в задней части крыши корпуса сохранились два кронштейна для крепления доп.оборудования.
Цитата: "В 1972 году на базе стандартной модели БМП-1 была создана модификация БМП-1КШ предназначенная для управления войсками на уровне мотострелковых и танковых полков. В стандартном корпусе ликвидированы люки в крыше корпуса, находящиеся за башней. На их месте установлен дополнительный электрогенератор. В обычной башне БМП-1 вместо пушки смонтирована 10-метровая телескопическая антенна. В походном положении она опущена. Машина оборудована несколькими радиостанциями, в том числе Р-111 (2 комплекта), Р-123МТ, Р-130М, а также навигационной аппаратурой ТНА-3. Кроме радиостанций, машина оборудована аппаратурой телефонной и телеграфной связи. Всего было разработано три варианта исполнения модификации БМП-1КШ, которые отличались комплектацией дополнительного оборудования."
Источник: книга составителя С.Малышева "БМП-1 (1964-2000)"

КШМ МП-31, бортовой номер отсутствует, Технический музей, г.Тольятти

КШМ МП-31, бортовой № Б/Н

КШМ МП-31 входила в комплекс автоматизированной системы управления войсками "Маневр". Внешне ее отличить от обычной БМП-1КШ можно только по мощному 5-кВт генератору на крыше корпуса. На представленной в экспозции музея КШМ "без номера" сохранились складные рельсы для его снятия, а слева за рубкой - ввод силового кабеля от генератора или стационарного преобразователя.
Разыскивая материалы по КШМ МП-31 нашёл воспоминания В.Карп о работе по теме АСУВ «Маневр» в ОКБ-864 (г. Минск). Из них понятно как рождалась МП-31 и почему у неё мало внешних отличий от БМП-1КШ. Цитирую: "Для укомплектования первых опытных образцов КШМ средствами связи пришлось затратить огромные усилия. Советская плановая экономика предусматривала, что получить нужное изделие, например, радиостанцию, можно только в том случае, если закажешь её за год до поставки. Завод — изготовитель радиостанции должен тоже за год заказать комплектацию, необходимую для производства. При этом нужно было преодолеть сложные лимитные барьеры.
Для укомплектования каждой КШМ дивизии (а их было около 20) требовалось такое количество средств связи (радиостанций, мачт, антенн, аппаратуры внутренней связи и коммутации), что промышленность поставить их в отведённые нам сроки на создание опытных образцов не могла. Только после принятия специального решения на уровне МРП, МПСС, Министерства обороны со складов НВС необходимая комплектация поступила на завод, изготавливающий КШМ. Какие радиостанции были установлены в первых опытных образцах?
Это были две радиостанции Р-111 (сдвоенный симплексный вариант), радиостанции Р-123МТ и Р-130М, радиостанция Р-405, аппаратура Т-219М, АВСК и др. Как видно, мы начинали ещё с лампово – транзисторной техники. Первое поколение АПД «Базальт» было изготовлено на неудачно выбранной элементной базе и работало плохо. Что можно было ожидать от такой техники? Аппаратура автоматизации вносила свою отрицательную лепту в испытательный процесс.
КШМ полкового звена создавалось на базе серийных машин БМП-1КШ. С одной стороны это упрощало нашу задачу (в ней уже были установлены средства связи, АВСК, антенно-мачтовые устройства), но с другой – делало задачу трудно разрешимой. Нужно было в серийном образце сделать перекомпоновку, т. е. переместить имеющееся в машине оборудование, установить дополнительно АПД, средства автоматизации. Кто имел дело с конструкторской документацией, да ещё на бронеобъект, знает, что легче разработать новую машину, чем переделать серийную. В Советском Союзе ни одно предприятие не выпускало полуфабрикат: транспортную базу БМП. Впоследствии это обстоятельство окажется очень серьёзным препятствием на пути создания ТЗ АСУВ.
Стоит сказать, что при разработке КШМ и СМ для тактического звена, мы должны были использовать комплектацию только отечественного производства. Сказанного достаточно, чтобы понять, с каким трудом шли изготовление, испытания опытных образцов КШМ и отработка процессов автоматизированного управления. Результатом были неоднократные остановки испытаний, возвраты техники на доработку
"
Источник: В.Карп - К истории создания ТЗ АСУВ «Маневр».

Вот что у меня получилось после осмотра машин:
Бортовой номер №002. Левое клеймо: Б11НТ3510. Правое клеймо: МП31 084046 / Б12АТ0901Ш
Бортовой номер №001. Левое клеймо: С05НТ1911. Правое клеймо: МП31 311__7 (подчёркивание - нечитаемо, надо чистить) / С08АТ0446Ш
Бортовой номер отсутствует. Левое клеймо: С12НТ5023. Правое клеймо: МП31 328712 / Я01АТ9012Ш
Как любезно подсказал Boonie с форума Российская военная техника на БМП слева (если смотреть спереди) клеймился номер корпуса, справа - номер машины в сборе. Таким образом, после осмотра заводских номеров на корпусах КШМ стало ясно, что в экспозиции музея нет ни одной БМП-1КШ, зато стоят три экземпляра МП-31 (1В31). Машин этого варианта было выпущено очень мало, буквально несколько десятков. По мнению участника Boonie с форума Российская военная техника скорее всего они попали в музей из состава БТТ Казанского и Ульяновского училищ.

КШМ МП-31, бортовой №001, Технический музей, г.Тольятти

КШМ МП-31, бортовой №001

Цитата: Боевая командно-штабная машина БМП-1КШ - изделие 774. стандартная командная и штабная машина вооруженных БМП мотострелковых полков, получившая в НАТО обозначение БМП М1978. Машина оборудована неподвижной башней без орудия. Длинная, обеспечивающая большую дальность действия 10-метровая телескопическая антенна (натовское обозначение «Hawk Eye») перевозится перед башней. На этой машине есть только два верхних люка в корме, и на крыше в корме расположен дополнительный генератор для питания радиостанций. Стандартный набор раций для этой машины включает высокочастотный передатчик Р-130, сверхвысокочастотный передатчик Р-111 и сверхвысокочастотный передатчик Р-173. Эти системы дополняются автоматическим устройством обеспечения секретности переговоров 1Т-219М и устройством автоматического вызова Р-102. Обычный экипаж состоит из семи человек, и у каждого мотострелкового полка есть одна такая машина. У БМП-1 КШ есть несколько разновидностей для других командных ролей. На МП-31 (также известной как 1В31) и 9С743 используются разные комплекты радиоаппаратуры, и на них на крыше в задней части корпуса устанавливается намного более крупный, чем на стандартной БМП-1КШ, внешний генератор. Источник: БМП: Российские модификации

КШМ МП-31, бортовой №002, Технический музей, г.Тольятти

КШМ МП-31, бортовой №002