Трасса Р-314 ''Уфа-Оренбург''.

Дата последней правки - октябрь 2008 года.


По клику мышки доступна карта большего размера

Оренбург. Выезжаем через Кушкульский пост на Уфу. (Летом 2013 года, гаишники ставили камеру на треноге среди деревьев на обочине, за постом). Мы на дороге Р-314. После поворота на птицефабрику на столбе - стационарный радар с видеофиксацией. Перед мостом через речку Сакмару дорога изгибается среди зелени деревьев. На этом участке часто контролируют скорость гаишники, укрывая патрульную машину в кустах. Дорожное покрытие на мосту в виде набора лежачих полицейских наряду с его узостью оправдывает действующее ограничение скорости. Приближаемся к населенному пункту Татарская Каргала. Вот что пишет о нём П.Д.Райский в своём "Путеводителе по городу Оренбургу", изданном в 1915 году: "В 1746 году последовал указ о ссылке в Оренбург, как и вообще в Оренбургский край, кроме уголовных преступников, людей порочного поведения", "непомнящих родства и своих помещиков" и разных "гулящих людей". К числу ссыльных, гулящих и случайных искателей счастья, между прочим, относятся 200 душ казанских татар, во главе с Сеитом Хаялиным образовавших в 1750 году Каргалу, или Сеитовский посад, на реке Сакмаре (в 18 верстах от Оренбурга). Эти татары явились главными посредниками в торговых сношениях России с Средней Азией чрез Оренбург."
Несколько десятков лет спустя, в 1773 году, во время Пугачёвского бунта, Сеитовский посад вновь мелькнул в Большой истории. Процитирую очерк С.Попова "По местам событий крестьянской войны 1773-1775 годов" (издан в 1954 году): "1 октября население Сеитовой слободы торжественно встречало Е. Пугачева, который бывал здесь несколько раз и позже, приезжая из своей ставки - Бердской слободы. Население Каргалинской слободы активно участвовало в восстании. Жители слободы сформировали особый полк каргалинских татар. Он отважно сражался в рядах повстанческой армии под Оренбургом. П. И. Рычков в своих записках об осаде Оренбурга пишет, что в сражении 9 января 1774 года под Оренбургом каргалинские татары "весьма отважно напущали". Жители слободы оказывали повстанцам большую помощь продовольствием, отправляя его в лагерь в Бердах. Учитывая значительную роль Каргалинской слободы в восстании, Е. Пугачев и повстанцы именовали ее Петербургом."

Следующее существенное событие в жизни села произошло в январе 1918 года. Вот что об этом пишет Ю.Злобин: "В начале января по указанию из Петрограда летучий отряд С. Д. Павлова прибыл в Бузулук. С. Д. Павлов стал командующим Оренбургским фронтом. 7 января советские войска начали наступление вдоль железной дороги на Оренбург. В авангарде шел бронепоезд и отряд моряков. Несмотря на снег, сильные морозы и ожесточенное сопротивление дутовцев наступление красногвардейских отрядов шло успешно. Почти все станции пришлось брать с боем. Особенно ожесточенные сражения развернулись под Платовкой, у станции Переволоцкая, на 14-м разъезде, за станцию Сырт. Последний крупный бой разгорелся около станции Каргала, где белые разрушили железнодорожное полотно. С. Д. Павлов направил часть красногвардейских отрядов в обход белоказаков. Красногвардейцы неожиданно получили поддержку от местных крестьян. Более 300 крестьян явились в отряд и попросили дать им оружие для борьбы с белоказаками. Белые были разгромлены, и советские войска вступили в Каргалу. Когда советские войска подходили к Оренбургу, в тылу дутовцев выступил красногвардейский отряд А. Е. Левашова, занявший вокзал. Атаман Дутов с небольшим отрядом казаков позорно бежал из города. Утром 18 (31) января 1918 г. отряды Красной гвардии вошли в Оренбург. Население с ликованием встретило своих освободителей. На следующий день в город вступили красногвардейские отряды, наступавшие со стороны Актюбинска."

Миновали мост, проезжаем Татарскую Каргалу, дорога поворачивает и идет в гору. Ограничение скорости "30", обгон запрещен. В селе редко, но встречаются гаишники. Будьте осторожны в районе 8 утра - школьники вдоль дороги топают на занятия. Через некоторое время населенный пункт кончается, проезжаем кладбище и видим перед перекрестком знаки ограничения скорости и "Уступи дорогу" - пропускаем все машины, выезжающие со стороны колхоза имени Ленина. Неприятное место - здесь часто происходят ДТП с тяжелыми последствиями.

Обновление - декабрь 2013 года: Старый мост закрыт, рядом строится новый. Переправы через Сакмару нет. Объезд через улицу Терешковой, Сакмарскую ТЭЦ и выезд из Оренбурга на Самару, далее - на колхоз им.Ленина.

Движемся дальше, никуда не сворачивая, до следующего потенциально опасного пункта - ограничение скорости перед мостом у села Майорское. Сразу за мостом по левой стороне есть съезд в деревню, на котором любят стоять гаишники, контролируя скорость спускающегося под гору транспорта. Ограничение - 50 км/ч из Оренбурга и 70 км/ч при движении в него. Из дорожных достопримечательностей в этом месте присутствует новопостроенная церковь, напротив неё - АГЗС и АЗС сети "Salavat". Напротив них - татарское кафе. Последнее время гаишники предпочитают стоять и возле него.

с.Майорское

Оставляем по правое обочине АЗС и АГЗС, а также поворот на районный центр Сакмара. Снова процитирую очерк сотрудника краеведческого музея С.Попова: "Под Сакмарским городком произошел интересный эпизод. 3 октября в лагерь явился человек лет 60-ти, в рваном платье, с вырванными ноздрями и каторжными клеймами на щеках. Он подошел к Пугачеву, который стоял рядом с яицким казаком Максимом Шигаевым, одним из руководителей восстания. "Что за человек? - спросил Е. Пугачев Шигаева. "Это Хлопуша, самый бедный человек", - отвечал Шигаев. Шигаев знал Хлопушу, так как вместе с ним сидел в оренбургской тюрьме, будучи арестован за участие в восстании яицких казаков в 1772 году. Е. Пугачев велел накормить Хлопушу. Хлопуша вынул из-за пазухи четыре запечатанных конверта и передал их Е. Пугачеву. Это были приказы оренбургского начальства яицким, оренбургским и илецким казакам прекратить восстание, схватить Е. Пугачева и привезти его в Оренбург.
Хлопуша сознался Пугачеву, что он подослан губернатором Рейнсдорвом передать приказы казакам, отговорить их от восстания, сжечь порох и снаряды, заклепать пушки и выдать Пугачева оренбургскому начальству. Перейдя на сторону восставших, Хлопуша со временем становится одним из ближайших помощников Пугачева. На уральских горных заводах, куда его посылают, он поднимает рабочих, башкир, организует литье пушек, ядер. Пугачев назначает его полковником отряда уральских рабочих.
"

Ну а мы поднимаемся в гору и движемся по нормальному асфальту. Замечание в общем-то излишнее: дорожное покрытие, кроме специально оговоренных случаев - нормальное (для РФ) по всей трассе.
Следующее потенциально опасное место - ограничение скорости у моста через реку Янгиз возле поворота к деревне Янгиз-Марьевка. Рядом устаревшая АЗС контейнерного типа. Причем засада может стоять не за остановкой или АЗС, а чуть дальше - за столбами, метрах в 10 от обочины (по левой стороне движения в строну Уфы).

Поднявшись затем в гору движемся спокойно до знака "70", установленного задолго до контрольного поста ГИБДД. Будьте осторожны - раньше гаишники любили контролировать выполнение этого ограничения, измеряя скорость из окна поста, но последние годы как-то прекратили этим баловаться. По левой стороне - АЗС и закусочная, а также собственно стационарный пост с весовой платформой. Из-за нее скорость движения ограничена двумя последовательно установленными знаками: "50" и "15". Видеокамеры на столбах контролируют номера автомобилей. Проехав пост, на развилке уходим направо, на Уфу.

Видим знак ограничения скорости - "70". Разумеется он тут стоит не просто так. Спускаемся с горы и приближаемся к "засадному месту". Это асфальтированные съезды возле моста через реку Салмыш, на которых инспектора ГИБДД правят свои этнические обряды.
На самом мосту действует вполне оправданное ограничение скорости "50". Мост узкий, дорожное покрытие всегда регулярно отвратительного качества.
Обновление - осень 2012 года: ремонт моста полностью закончен, покрытие нормальное.
По пологой дуге асфальта минуем деревню (ни разу не встречал там гаишников) и движемся далее по трассе. Сейчас в этом месте на столбе установлена камера видеонаблюдения и простейшая метеостанция.

Обочины трассы открытые, лесопосадки удалены, гаишникам особенно прятаться негде. На этом участке, до села Октябрьское гаишники встречаются очень редко. К сожалению, радужную картину портят недостатки дорожного покрытия. Впрочем, смотрите сами.
Обновление от марта 2010 года: Стоят, родимые. Как раз на нарушения ограничения скорости в 70км/ч (2 участка) и знаков ограничения обгона с камерой и ловят (в светлое время суток - когда видимость позволяет).
Приближаемся к районному центру и выполняем все требования ограничивающих знаков. Ползти 40км/час муторно, но необходимо. На выезде из Октябрьского - шиномонтажка, пара кафе, стоянка.
Про то забавное кафе, что на первом этаже кемпинга "Уют" могу сказать следующее: хозяин - армянин, постоянно пытается строить персонал. Готовят хоть и не особо разнообразно, но вкусно-сытно и довольно-таки остро. Обслуживающий персонал: в большинстве своём тёткохамки, "совки" в худшем смысле этого слова. Особенно та, что "на кассе".
Осенью 2008 года ввели в строй современную заправку сети "Лукойл". АЗС, что строилась возле стеллы с названием населенного пункта - работает, гаишники иногда прячут машину за её стендом с ценами на бензин.
Обновление от 2012 года: местные гаишники чаще стали дежурить на трассе Оренбург-Казань, в самом Октябрьском их давно не было видно.

На участке после Октябрьского и до первого башкирского села Новомуропталово дорога не осложнена засадами. По крайней мере, я на этом участке гаишников никогда не встречал. Будьте особо внимательны, если движетесь быстрее 130-140 км/час. Здесь встречаются колеи и выбоины, которые даже будучи залатанными, могут доставить уйму неприятностей. В березовых посадках вдоль дороги полно грибов, вот только собирать их не стоит по понятным причинам.
Нюанс: летом 2008 на границе Оренбургской области и Башкирии был организован карантинный пост. С тех пор гаишники там время от времени бывают. Маскируются за знаком. В апреле 2009 года видел их на ближайшем от границы съезде с дороги.
Обновление - июль 2011 года: Участки дороги, прилегающие к границе областей отремонтировали. За каким-то лешим знак "обгон запрещен" оставили. Разумеется, на башкирской стороне работает патрульный автомобиль: в районе напротив автобусной остановки (может быть возле стеллы) или на первом же повороте к ж/д переезду.
Обновление - октябрь 2011 года: На отремонтированном участке дороги (вдоль березовых лесопосадок, от границы регионов к селу Новомуропталово) последовательно установлены знаки ограничения скорости. В итоге: сотрудники ГИБДД из патрульной машины контролируют превышение ограничения 40км/ч.
Обновление - осень 2012 года: ехал по темноте, но по-моему все лишние знаки убрали.

Миновав "белый" знак села "Новомуропталово" соблюдаем скоростной режим - в центре села по правой стороне сразу после закрытого стационарного поста ГАИ (там теперь сервис и шиномонтаж) - поворот на Тюльган. Вот тут часто стоят башкирские гаишники. Летом 2010 они ловили тех, кто на повороте цеплял колесом сплошную полосу - разводили, что это лишение прав и выезд на полосу встречного движения. Иногда патрульные машины можно видеть на противоположной, левой, обочине, возле кафе.
Обновление - осень 2013 года: если будете уходить с Р-314 на Тюльган, то обратите внимание - патрульный "Фиат" часто дежурил метрах в 50 от поворота, наблюдая за правилами проезда железнодорожных переездов.
Деревня крупная, народу много, а тротуаров нет. Поэтому часто топают по асфальту трассы. Поэтому будьте осторожны в темное время суток: пешеходы-фаталисты. Пьяные и трезвые, молодые и не очень, им опасности прогулок по трассе - с детства по фиг.
На выезде из Новомуропталово, перед мостом, большая АЗС цивилизованого вида. Характерная примета - нечто вроде альпийской горки под стендом с ценами на ГСМ. Впрочем, она там одна-единственная, ошибиться тяжело.
Обновление - май 2009 года: Впервые видел патрульную машину на ближней к Оренбургу окраине села. Прятались метрах в 10-15 от дороги, за крайним домом.

Следующая опасная для водителей точка - пологая дуга дороги, упирающаяся в мост через реку Тугустемир, перед селом Аксарово. Перед мостом есть съезд, который используют башкирские гаишники. Скрываясь за ограждением они измеряют скорость машин, проходящих по дуге. К сожалению, современные радары весьма дальнобойны.
Обновление от апреля 2010 года: Теперь их часто можно видеть в начале дуги дороги, возле указателя "Разномойка" (в основном ловят на скорость машины, идущие со стороны Оренбурга).
Обновление - май 2011 года: Дорожная дуга - отвратительно (ямы присыпаны старым асфальтом), мост - отремонтирован заново, асфальт непосредственно в селе Аксарово - в стадии укладки нового.
Обновление - ноябрь 2012 года:Дорожное покрытие на этом участке - нормальное. Дорожникам - зачёт!
Въезжаем в Аксары. Берегите подвеску! Начинается участок дорожного покрытия с сюрпризами . До самого Кумертау будут периодически попадаться выбоины, рытвины, вдавленности, кочки , накатанные в асфальте колеи и прочие неприятности.
Обновление - май 2011 года: Состояние участка Аксары-Кумертау на апрель 2010 года - чередование нашлёпок асфальта и более-менее гладких участков дороги. После зимы участок выглядит на удивление неплохо.
Обновление - ноябрь 2012 года:Дорожное покрытие на этом участке - вполне пристойное.

Далее до деревни Старая Отрада движение без особых изысков. Если смотреть в целом по Р-314, то именно в этой деревне наиболее развитая придорожная торговля (картошка, мед, тыквы и т.д.). Обязательно соблюдайте ограничение скорости. Гаишники могут стоять где угодно. Внимание на следующие места: знак начала населенного пункта (могут прятаться на самом выезде из села и ловить на знак "40") и площади у магазина в центре деревни, а также съезд возле моста. Есть местная "изюминка" - ежедневные (утром и вечером) прохождения коров прямо по трассе, поэтому между дождями асфальт имеет зеленоватый оттенок. А вот еще одна достопримечательность, хорошо заметная с дороги.

с.Старая Отрада

Дорожное покрытие по-прежнему пестрит заплатами и разнообразными дефектами. Проезжаем населенный пункт Новая Отрада, обозначенный "синим" знаком (гаишников тут я не встречал) и приближаемся к участку перед деревней Ольховка, с действующим ограничением скорости "70" и знаком "Опасный поворот". Поворот действительно опасный - тут любят дежурить (в том числе в темное время суток) сотрудники ГИБДД РБ.
Практически сразу после него будет зона особого внимания - деревня Ольховка. Раньше на въезде стоял вагончик, в котором было гнездо серых тружеников плаща и жезла. Ночью они включали красный свет и миновать его без регистрации в вагончике было равносильно проезду на запрещающий сигнал светофора. Что естественно очень радовало гаишников. От прежних времен здесь остались только вечерне-ночные засады на патрульных машинах с контролем скорости и документов.
Обновление - май 2011 года: Участок дороги по Ольховке - полностью отремонтировали. Отличный новый асфальт.
На выезде из Ольховки еще одно "хлебное место" - необитаемый железнодорожный переезд и знак STOP. Контроль соблюдения требований знака производится в основном двумя методами: с укрытием патрульной машины в автобусной остановке или наблюдение с места, где дорога поднимается на ближайший холм.
Сразу после переезда - развилка. Дорога уходящая влево заведет в Кумертау, а нам прямо, т.е. поднимаеся вверх и едем в объезд города.

Далее трасса идет с постоянными перепадами рельефа. Внимание на дугу дороги с поворотом на Кривле Илюшкино. За последние три года я только один раз наблюдал патрульную машину в этой точке пространства. Зато при прохождении кривой есть шанс нарваться на вот такую асфальтовую кочку.
Проезжаем поворот на Ермолаево. Место, неприятное для машин с высоко расположенным центром тяжести. Где-то в 2001 году лично наблюдал на этом повороте под откосом дороги перевернувшийся фургон. С водкой.
Обновление - май 2011 года: Дорога после зимы и лёгкого ремонта - хреновая, хуже чем между Ольховкой и Старой Отрадой.
Обновление - ноябрь 2012 года:Дорожное покрытие на этом участке - неизменного качества, т.е. с лепёшками асфальта на месте ямок.
На информационном стенде надпись: "Уфа - 241 км". Движемся дальше. Практически сразу за поворотом на Ермолаево будет подъём в гору и очередной знак "Обгон запрещен". На спуске - для нас сплошная линия разметки с пунктиром. Можно и обогнать, но вдали, на очередной высоте, видна высокая стелла с пожеланием счастливого пути - это одно из любимых мест дежурства местных патрулей ГИБДД.
Имейте в виду, что местные гаишники очень любят стоять на верхних точках перегиба трассы, укрываясь в складках местности. Дорога идет по живописным местам, но отвлекаться не стоит - следите за знаками, запрещающими обгон, не забывайте о том, что поводом отнять права может быть не только нарушение требований знака или разметки. Предусмотрена такая же строгая ответственность за обгон в местах ограниченной видимости. Своего рода формализация водительского принципа "не лезь на обгон при подъеме и в закрытом повороте".

Приближаемся к перевалу возле города Кумертау. Хотите превышать скорость - будьте очень внимательны. Я уже говорил, что современные радары очень дальнобойны, берут до 4 целей подряд, а местные гаишники знают все удобные места и умело прячутся. Кроме того здесь есть несколько зон действия знака "Обгон запрещен". Первый будет на самом въезде на перевал (вместе со знаком "Опасный поворот"), зона действия - примерно 200 метров, затем будет отменен соответствующим знаком. Знаки устанавливают очень низко, их легко прозевать за попутной машиной.
Обновление от октября 2009 года: Упомянутые выше знаки ограничения обгона расставлены в новом порядке.
Обновление - ноябрь 2012 года:Дорожное покрытие на перевале - хорошее. Как стоят сейчас знаки - не запомнил.
Для справки: весной 2008 года не заметить временный знак "Обгон запрещен" на башкирском участке трассы Р-314 стоило 5000 рублей.
Затем будет пара съездов с дороги направо. Зачастую в них уютно прячутся патрульные автомобили. А там, где на левой обочине кончаются металлические ограждения, есть съезд с дороги налево, к обрыву карьера. Характерные приметы - небольшой холм и ветвистое дерево. Разумеется тут может стоять экипаж с радаром, биноклем и бытовой видеокамерой.
Чуть дальше, ближе к спуску с перевала, будет еще одно место ограничения обгона. Зона действия - 200 метров.
Кроме того на перевале могут появляться временные знаки (например в честь планируемого ремонта дорожного покрытия), которые обязательно будут контролироваться экипажами, машины которых будут спрятаны в описанных мной местах.

Вид на карьер летом с верхней точки

Ну что же... прошли перевал - радуйтесь. Летом - это просто интересный вид, а вот в зимнее время тут бывают серьезные проблемы с видимостью (не то плотная низкая облачность, не то такой же туман), ветрами и снегом. Пару-тройку раз мне случалось проезжать его на с включенной аварийной сигнализацией - их свет хоть как-то виден в плотно-молочном тумане. Весной же спуск и подъем могут превратиться в идеально гладкую обледенелую поверхность, поэтому у вас есть шанс получить незабываемые ощущения от неуправляемого скольжения на шипованной резине.
Зимой случается так, что тяжелая техника прочищает только одну полосу и по ней осуществляется движение. Две патрульные машины встают по разным сторонам перевала. Связавшись по радио одна перекрывает проезд, а вторая - пропускает транспорт, через некоторое время - меняются.

Вид на перевал и карьер зимой от подножия

В город не въезжаем, поворачиваем направо (знак "Поворот главной дороги"), к бывшему стационарному посту ГИБДД. Осторожно! Ограничение скорости 50 км/час, а гаишники возле него явление - нередкое. Практически в этом же месте могут ловить на превышение скорости, укрываясь в патрульной машине за стеллой.
Движемся по объездной Кумертау курсом на Мелеуз. В темное время суток на широких обочинах объездной за желтым информационными щитами могут укрываться патрульные машины. Приблизившись вы их уверенно опознаете по внезапно включившимся во мраке сине-красным проблесковым маячкам и светящемуся жезлу инспектора.
Поездка на апрельский (2010год) предэкзаменационный тьюториал в FBS обогатила меня новым опытом: возвращаясь вечером из Уфы наблюдал, как на обьездной Кумертау гаишники с включенной "люстрой" догоняли машины, идущие с превышением скорости. Замер скорости в движении и его результаты.
Обновление - май 2011 года: Теперь они просто ставят камеру на обочину и метров через 800 тормозят нарушителей.
Примерно через 15 километров появится знак ограничения скорости "70". Это место контролируется радарами из патрульных машин, находящихся на расположенной чуть впереди и выше стоянки и АЗС. По "правому борту"остается поворот на Бугульчан. Тут же установлен знак отменяющий введенное ограничение скорости "70" и информационный стенд. До Уфы - 222 км. Если свернуть, то по левой стороне будет река Белая, огибающая горный массив, а через 52 километра - село Мраково и дорога в заповедник, к Мурадымовским пещерам.
Проезжаем село Ира. По правой стороне - церковь, по левой - вечный плакат с рекламой вертолета Ка-32. Единственный раз видел гаишников на съезде с трассы напротив церкви, вообще они там редки. Обновление: осенью 2010 года увидел, что древний плакат обновили. Гос.заказ помог?
Увидев синий знак конца населенного пункта Ира, сбавьте скорость до 90 км/час. Вдалеке, на левой обочине у высокой каменной стеллы со словами КУМЕРТАУ, имеется асфальтированная площадка, на которой частенько тусуются те, кто имеет водителей за несоблюдение скоростного режима.

Внимание! Осенью 2009 года открыт 2-ой сектор объездной дороги вокруг города Мелеуз. На электронных картах это изменение еще не отражено, а времени она позволяет сэкономить изрядно. Салаватский участник конференций на auto.ru с никнеймом shmel79 совершенно справедливо указал мне на этот недочёт. На снимке дорожная развязка и информационный щит. От Оренбурга - 152 км. До Мелеуза - 5 км. До Уфы - 216 км. Что тут скажешь... широченная, новая дорога со свежей разметкой и практически без ям. Никакого жилья в этом секторе объездной нет, т.е. вероятность появления на дороге пьяного механизатора черезвычайно мала. Казалось бы, жми педальку газа - будет тебе счастье быстрого и безопасного перемещения в пространстве. Фиг.
Метод охоты из засады на столь открытой местности малоэффективен, поэтому местные гаишники действуют подобно коллегам из Кумертау: замер скорости встречного транспорта через лобовое стекло движущегося патрульного автомобиля. После того, как автомобили разминутся, ДПСники делают разворот, включают "люстру" на крыше, затем следует недолгая игра в догонялки. Финал понятен?
В общем, я в таких случаях всегда вспоминаю одного принципиального (до определенного предела) башкирского гаишника: "Ну как же ты без денег-то поехал? А вдруг мы?"
Обновление - май 2011 года: Очередной хит от инспекторов ГИБДД. Прикинуться бездельниками, мирно стоящими в стороне от большого дела где-то неподалеку от объездной. Как только появится длиномер или тяжеловес и явно начнет собирать за собой группу легковых машин - пропустить их и ехать снимая колонну на видеокамеру с большого расстояния. Если никто не нарушил требования знака "Обгон запрещен" (кстати знак и разметка в этом месте вступают в противоречие) - они разворачиваются и едут назад.
Обновление - ноябрь 2012 года: Как вариант - замер скорости из патрульной машины, движущейся на встречном или догонном курсе.

Для желающих посетить город Мелеуз оставляю описание проезда через него. Для этого надо уйти правее съезда на объездную дорогу и двигаться к городу. Оставив по правой стороне конный завод и ипподром, проезжаем железнодорожный переезд. Оцените светофор-мутант, который имеет в верхней части третий, дополнительный, сигнал. Потрясающее изобретение какого-то мозга, которое противоречит понятиям об организации сигнализации на ж.д. Разрешающий - зеленый свет. Миновав его, попадаем на развилку, мутировавшую в перекресток:
Направо уходит дорога на широко известную зону отдыха Нугушское водохранилище (расстояние 40 километров, но проезд перекрыт знаком, запрещающим движение транзитному транспорту).
Прямо - в Мелеуз.
Лирическое отступление: Интересно, что при движении с Нугушского водохранилища транзитный транспорт "по умолчанию" уводится знаками по окраине города в сторону Уфы. Если проезжаем по ней, то движемся на Уфу по дороге мимо сахарного завода, въезд на которую со стороны объездной транзитникам закрыт знаком (установленным на регулируемом светофором перекрестке, о котором я только что рассказал). Да, по ней путь короче, но сплошные ограничения обгонов и скорости движения.
Если уж вы попали в город то следуйте транзитом на Уфу, для этого на перекрестке после ж.д. переезда уходим налево. Обычно за зиму и весну эту дорогу для транзитников основательно ушатывают. Впрочем, надо отдать должное дорожным ремонтникам: после того как тает белый "русский асфальт" - восстанавливают покрытие относительно быстро. По состоянию на май 2009 года: недостатки дорожного покрытия есть, но в терпимых объёмах.
На пути будет еще один железнодорожный переезд, перед которым установлен знак STOP. Неподалеку шиномонтажка. Гаишникам там прятаться особенно негде, но все водители требования знака соблюдают, потому как вольнодумство в данном случае, может обойтись себе дороже.
Движемся по главной дороге в потоке машин. Ограничение 40 км/час. Мест для засад - в избытке. В основном гаишники стоят в районе моста через реку Мелеузку (кстати летом 2008 года его отремонтировали) и на въезде-выезде из города. Итак, мы достигли первого (и последнего) на нашем пути мелеузского светофора. Имейте в виду что прямо и направо проезд транзитному транспорту запрещен. Это требование особо важно соблюдать, если прямо под светофором стоит патрульный автомобиль ГИБДД.
На этом перекрестке мы поворачиваем налево и оставляя по левой стороне кладбище покидаем город. До белого знака "Конец населенного пункта" еще далеко, ограничение скорости 60 км/час действует. Внимание - здесь очень часто стоят гаишники. Выходим на развязку, на которой надо уходить направо, в сторону Уфы. Указатель гласит: "Салават - 43 км".

Вернемся, однако, к нашим баранам. Если вы не попёрли через город, а свернули перед Мелеузом на объездную, то вы сейчас находитесь точно на кольце, где стыкуются её 1-ый и 2-ой сектора.

Следуя по указателям на Уфу выходите на кольцо и движетесь по отличной широкой дороге. Насколько я понимаю это 1-ый сектор объездной Мелеуза. Вот тут будьте осторожны - движение интенсивное, дорога хорошая. Гаишники даже особо не скрываются. Клёв в этом "рыбном месте" достаточный и без маскировки патрульной машины. Без затей стоят на обочине, на краях и в разрывах лесопосадок.
Осторожнее на изгибах дорог, когда отдельные скопления деревьев закрывают часть дороги - это естественные ограничения поля видимости водителя. За ними опять-таки могут скрываться "друзья" с радарами.
Заканчивая движение по объездной Мелеуза и поворачивая вместе с "Главной дорогой" видим стеллу с гербом города. Иногда тут звучит вечный хит в исполнении инспекторов ГИБДД РБ - о том как чудесато и полезно прятаться на площадках за памятными стелами. Это место также интересно стабильно вонючими ароматами. Не то очистные рядом, не то еще какой источник запахов.
Проезжаем дальше, мимо бывшего стационарного поста ГАИ, ныне закрытого. Кстати, за ним есть удобная площадка, на которой изредка стоят патрульные экипажи.

Вскоре вы увидите в низинке неприметную речку с "грузинским" названием Мекетевли и автобусной остановкой перед ней. Место которое долгое время кормило гаишников. Одна половина моста была постоянно разбита, а желающих объехать ямы подстерегал знак "Обгон запрещен". Как вы наверное уже поняли, гаишники прятались используя автобусную остановку. Весной 2008 года ремонт моста завершился. Кормушка закрылась. Зато знак с ограничением обгона остался, впрочем, его немного перенесли. По состоянию на май 2009: гаишники имеются, причем интересен их метод наблюдения за движением. Патрульной машиной управляет водитель, а второй гаишник смотрит назад в ожидании, что кто-то нетерпеливый обгонит транспортный поток и выйдет на полосу встречного движения.
В октябре 2010 года на горке вблизи моста дежурил экипаж с видеокамерой. Ловили по-прежнему на нарушение знака "Обгон запрещен".
Вдоль дороги начинают все чаще попадаться нефтедобывающие механизмы, а практически сразу после речки будет подъем в гору и на вершине - изгиб трассы и указатель поворота на Тереклы. Сбросьте скорость, неприятное место, хотя и крутой поворот - лишь обман зрения.

Трактор

Середина пути - 186 км дороги Р314 отмечен памятником. Красный трактор времен индустриализации и колективизации СССР, установлен на постаменте сразу после моста через реку Терекля. Да, кстати, обгон на этом мосту запрещен соответствующим знаком. В одну из декабрьских поездок 2008 года, двигаясь в темное время суток в сторону Оренбурга, я позорно нарвался на стоящих прямо под указателем гаишников с радаром. Они ловили на "свежий" знак ограничения скорости до 70 км/час.
Еще через пару километров перед ж/д переездом скорость будет последовательно ограничена до 70, а потом до 50 км/час. Внимание! За домиком смотрителя переезда частенько стоит машина из которой радаром контролируется скорость, а также правильность пересечения ж/д путей.

Миновав капитальный железнодорожный переезд оказываемся в Зиргане. Расстояние Мелеуз-Зирган: 30 километров. Нам в поворот главной дороги налево. Все едут 60 км/час, на это есть весомая причина - гаишники. В летнее время они скрываются по правой стороне, в съездах с трассы, среди деревьев. Также их можно встретить возле АЗС "Лукойл". Если и там их нет, то могут стоять в низине возле элеватора. Бывает что просто стоят на обочине дороги, прикрывая "патрульку" остановленным за нарушением автомобилем. Гаишники также могут стоять непосредственно на выезде из Зиргана или рядом с выездом, в районе автобусной остановки.

Update от коллеги shmel79, октябрь 2009г: Часто скорость контролируется радаром не из машины, а прямо с балкона домика смотрителя. Это маленький личный гешефт местного Зирганского гайца. Практически все местные об этом знают. Он радостно несется вниз по лестнице и машет своим жезлом, благо там поворот трассы под 90 градусов и ж/д пути, машины не успевают уехать. Успевает остановить, спортсмен хренов.

Обновление от октября 2010г: я наконец рассмотрел этого сотрудника ГИБДД РБ. В этот раз он стоял с радаром в руке прямо у шлагбаума и напряженно нес службу, глядя вдаль. Жалею, что фото не сделал.

Итак, продолжаем, движение. На мой взгляд в Зиргане есть несколько мест, достойных описания:
По левой стороне дороги между АЗС "Лукойл" и элеватором есть небольшая закусочная (снимок сделан при движении от Уфы). Кормят в этой забегаловке более-менее нормально, но без изысков.
По правой стороне трассы на выезде из города будет АЗС "Petrol". Её плюсы: дисконтные карты этой сети, выданные в Оренбурге, тут принимают без возражений; тёплый чистый туалет; наличие кофе-автомата и небольшого магазинчика (жидкость в бачок омывателя, соки-воды и т.д.); на улице платный автомат подкачки шин и пылесос.
Обновление от октября 2010г: на АЗС начали вредничать и закрывать туалет от посетителей.
Обновление от ноября 2012г: тёплый туалет на АЗС снова работает. Теперь в нём еще и музыка звучит.
Ну и для маньяков: после выезда за знак "конец населенного пункта" с правой стороне остается гора Зирган-Тау с горнолыжным центром (подсветка трассы хорошо видна в сумерках).

Итак, миновали участок длинной 15 километров. По левому борту круглосуточное (если не ошибаюсь) кафе с красной крышей. Целевая аудитория: публика без претензий. 3-4 первых, столько же видов вторых блюд. Салаты сами не готовят, они в пластиковых коробочках. Солянка у них примечательная - густая настолько, что ложку можно практически поставить вертикально.
Уходим под знак по "главной дороге" налево на объездную города Салават, которая потом плавно перейдет в объездную города Стерлитамака. До Уфы - 170 км. Расстояние Салават-Стерлитамак - 31 километр. Примерно посередине между ними по правой стороне будет видна наполовину облысевшая гора Тратау (многие ее называют Шихан. По википедии: Шихан - (тюрк.) одиночный холм, хорошо выделяющийся в рельефе; останцовая возвышенность с правильными склонами и вершиной. На Урале шиханами называют скалистые вершины гор).
Тем не менее, пока мы катим по объездной Салавата - внимательно смотрите на проезжую часть и обочины. Видим по правой стороне высоко поднятые цистерны для подачи воды на дачные кооперативы и практически напротив друг друга две стеллы: по левому бору каменная с надписью САЛАВАТ, по левому - из металла с аналогичным текстом. Здесь я ни разу не встречал лучших друзей автолюбителя. Зато тут по обочинам часто стоят машины дачников - не пугайтесь. А вот немного подальше, возле вытянутого над землей металлического сооружения в фирменной цветовой гамме Башкортостана с пожеланиями "Счастливого пути" - там да, очень часто стоят.

Ахтунги

Въезжаем в Стерлитамакский район. На этом участке я обычно выключаю забор воздуха снаружи - проезжаем заводы нефтехимического комплекса. Традиционно тут было спокойное место, но летом 2008 года я здесь впервые встретил гаишников. 2 экипажа успешно ловили "на скорость", незатейливо встав по обочинам трассы. О чем это нам говорит? О том, что теряем бдительность, товарищи! Кроме того, бдительность тут не стоит терять по причине возможной ловли автолюбителя на видеорадар из движущегося навстречу или в догонку патрульного пепелаца. Ну и никто не списывает со счетов старого доброго метода "прятки в кустах". Это когда машина укрывается метрах в 20 от дороги, в подходящих зарослях растительности. Чтобы успеть выбежать оттуда и махнуть полосатой палкой перед машиной, спринтером быть не надо.

Ахтунги

Перекресток объездной и дорогой в города Стерлитамак отмечен давно закрытым стационарным постом ГИБДД, тройкой кафе (я иногда в "Елену" захожу за соком/водой) и откровенно древней АЗС с бензином исключительно плохого качества. Там же очень часто стоят гаишники: на обочине незадолго перед АЗС, на площадке напротив АЗС и на перекрестке возле закрытого поста.

В конце объезда Стерлитамака будет ограничение скорости 70 км/час, а затем АЗС и круговая развязка, на которой транспорт, следующий со стороны Уфы, пропускает нас, а потом мы пропускаем всех, кто движется из Стерлитамака в сторону Уфы. Там же был расположен стационарный пост ГИБДД. Интересен тем, что там похоже служили отставные кинологи. Вечно они с какими-то собаками играли. Видеокамеры на столбах контролируют скорость потока и номера автомобилей.
Обновление от октября 2011: пост не только закрыли, но и переделали под фирменный магазин совхоза "Рощинский".

Трактир

Сразу за постом, по левому борту, наблюдаем мою любимую точку общепита на Р314 - трактир "Рощинский" (круглосуточный, без выходных и праздников). Еда, интерьер, обслуживание - всё отлично. Салаты: что фирменный "Рощинский" с ветчиной, что традиционный "Греческий" с оливковым маслом и правильным сыром - традиционно на высоте. Первое: борщ или щи готовят и подают в горшочках с шапкой запеченного теста. Солянка, сырный и другие супы - вкусны, но маленькие порции. Вторые блюда - шницель Рощинский, отбивная в яблоках и ананасах, шашлыки, фирменные блюда на гриле, люля-кебаб и т.д. Есть некоторое количество блюд попроще, но побольше объемом: плов, бешбармак, лагман. Пельмени - вкусны, но порция скромная. Туалет и гардероб расположены в цокольном этаже. Сауну и номера я как-то не разу не тестировал. Да, кстати, они принимают VISA!
Обновление от зимы 2010: года размер порцией несколько уменьшился, но готовят по-прежнему вкусно.
Обновление от осени 2010: коллега поделился know-how - если взять "двойную" солянку, то размер порции увеличивается не линейно, а по экспоненте. Проверено :)
Обновление от мая 2011: впервые увидел, что у них появились официанты мужского пола. Впрочем, готовят по-прежнему отлично.

Трактир

Если уйти через город направо от трассы - можно пересечь реку Белая и доехать до водопада Кук-Караук и Салаватской пещеры. Они где-то на полпути длиной дороги длиной в 141 километр до населенного пункта Кага, хребта Баштау и реки Агидель. Вот только "последняя миля" в 30 км по отзывам ОЧЕНЬ стремного качества.

Вид с веранды трактира на остатки Уральских гор. Фокусное расстояние = 420мм

От Стерлитамака начинается отличное широкое шоссе с разделительной и несколькими полосами в каждом направлении. Я бы добавил еще "скоростное", но не буду - действует стандартное ограничение скорости для легковых автомобилей 90 км/час. Зато никаких проблем с обгонами, гаишников в основном интересует скорость движения. Единственное что спасает - широкий выбор "спонсоров". Впрочем, вы сразу ощутите возросшее количество автотранспорта.
Обновление от мая 2011: после зимы дорога подверглась ямочному ремонту.
Будете садиться кому-то из них на хвост - обратите внимание, как впереди идущий автомобиль проходит населенные пункты и автобусные остановки (во все времена года - излюбленные места засад гаишников). Если даже в этих особо неприятных местах не сбрасывает скорость, лучше ищите другого. Отморозков и соответствующих принципу "либо кент, либо мент" нам не надо. Он-то с гаишником договорится, а вот если вас возьмут под запись на видеорадар вторым номером (в зависимости от модификации они пишут скорости до 4 целей)? Цены на существенные превышения скорости известны. Кроме того, надо внимательно смотреть - чью скорость вам показывают на видео-радаре.

Еще пара слов об уловке гаишников, характерной для этого района. Новые радары позволяют производить замеры скорости в движении. Если вы спускаетесь к впадине между двумя возвышенностями и видите что спускающаяся вам навстречу по встречной полосе машина вдруг встала на разделительной полосе - приехали. Скорость вам уже измерили с ходу, через лобовое стекло, теперь оттуда выскочит злобный гай с жезлом и покажет на радаре вашу реальную скорость в момент спуска с горки. В общем, вдогонку меня ни разу не измеряли, а вот "в лоб" - было дело. Поверьте, ретивые стражи порядка успевают остановится на разделительной или на обочине, выскочить из машины и остановить вас.

Вообще, стоит отдельно сказать про рельеф местности. Размещение патрульного автомобиля на перегибе складки местности для контроля скорости - распространенный прием. Выглядит это примерно вот так. Снимок сделан при движении со стороны Уфы. Обратите внимание на патрульный автомобиль и на остановленные машины нарушителей ПДД. Не смотря на ширину трассы инспекторы успевают замерять их скорость издалека и останавливать, независимо от направления движения.
Еще один вариант - на снимке автомобиль ДПС виден вдалеке на левой обочине. Экипаж работает с использованием сочетания: перегиб местности + изгиб дороги.

Итак, я остановился на трактире "Рощинский". Если есть не хочется - оставляем его по левому борту. Разгоняться до сверхсветовых скоростей не советую - через пару километров по левой же стороне будет съезд с шоссе и просвет в лесополосе. Вот тут имеют привычку дежурить гаишники.
Соблюдая описанные выше принципы осторожно-наглой скоростной езды приближаемся к населенному пункту Подлесное. На металлической ферме перекинутой над дорогой - стационарные радары. Держим 60 км/час, пока не минуем белый знак и реку Меселька.
Вскоре по правой стороне промелькнет зона отдыха. Из "удобств" - просторная асфальтированная площадка с туалетом (всегда очень загаженный) и автобусной остановкой, поэтому там обычно пустынно. Известна тем, что зимой её чистят, а за снежным отвалами укрываются гаишники.
Не разгоняемся без "прикрытия"! Отсчитываем 2 километра - первое опасное место. Затем через 2 километра - еще одно. По левой стороне есть несколько съездов на которых обустраиваются контролеры скоростного режима. У автора этих строк имеется печальный опыт замера скорости машины идущей первой в потоке (134 км/час) на дальности более 1 км.
Тем временем по правой стороне мелькнет указатель на "Кебяч", затем пруд с рыбаками, которые не переводятся в любую погоду. По левой стороне шоссе - отдельно стоящий дом и развилка, нам двигаться по главной, направо и на подъём. На правой обочине перед подъёмом в гору, часто дежурит патрульная машина.
А впереди будет видна красно-белая мачта какого-то оператора мобильной связи, а под ней пара АЗС Башнефтечегототам. Та, что по ходу движения из Уфы - №193. Имеем на ней: нормальное обслуживание, крытая АЗС, на удивление чистый, не вонючий, туалет и нормальный бензин.
Обновление - июнь 2008 года: Не, ну ничего святого у товарищей из ГИБДД - прятались на этой АЗС с радарами - контроль скорости.
Обновление - сентябрь 2008 года: бензин все еще нормальный, а вот туалет того... испортился. Таким образом смысл останавливаться на заправку именно на этой АЗС пропал. Вообще, чистых теплых туалетов на этой трассе два: в трактире "Рощинский" и на АЗС "Salavat" в Зиргане.
знак ограничения скорости - 70 км/час. Мы приближаемся к селению Толбазы. Гаишники обычно стоят на перекрестке, по левой стороне.
Обновление - апрель 2010 года: Дорожное покрытие в этом месте - дрянь.
С правой стороны остается поворот на Белое озеро (28 км) и на Красноусольский курорт минеральных вод. Захотите посмотреть, имейте в виду: до Красноусольска - 45, а до курорта все 60 километров. В пути будут живописные места, пара нормальных АЗС, множество мест ограничения скорости до 60 км/час и знак STOP (за которым приглядывают районные гаишники) на железнодорожном переезде у элеватора.
295 км трассы Р314, это следующее потенциально опасное место - автобусная остановка Кальчир ( рядом с мостиком через реку Аургазы). Гаишники могут стоять прямо за остановкой или чуть дальше по левой обочине в складках местности (съезд с трассы за металлическое ограждение).
Обновление - ноябрь 2012 года: Внимание! В этом месте идёт ремонт дороги. Следите за знаками ограничивающими скорость. Гаишники стоят с переносными радарами - "биноклями", излучение которых не ловят большинство радар-детекторов.

Проезжаем синий указатель населенного пункта "МАРС 1" и приближаемся к деревне Уксынны. Прямо за "белым" знаком кончается лесополоса и есть съезд с шоссе. Вот тут-то и стоят инспектора с радарами. Со следующей деревней Арслан сложнее - явных мест для организации засады нет, посему могут быть где угодно.
Обновление - ноябрь 2012 года: сняты "белые" знаки Уксынны и Арслан - их заменили "синие", информационные.

Между вышеназванными населенными пунктами есть кафе "Юлдаш". Лагман - 90 рублей, манты - 90 рублей (ноябрь 2012 года). Пища немного недосоленная, но кормят нормально. Изжоги после еды я не ощущал. Есть существенный недостаток - туалета в кафе нет. Насколько я понял, он где-то рядом со стоянкой машин.

На 307 км трассы Р314 - знак ограничения скорости 70 км/час. По левой стороне если и будут стоять машины - не обращайте внимания, это остановившиеся у родника любители свежей воды. Гаишники будут стоять на горе за вершиной или на разделительной полосе. Ориентир - антенно-мачтовое сооружение.

Отметка 326 км - армянское кафе "Буляк" в низине, по правой стороне от трассы. Небольшая точка обещепита (5-6 столов) с исполненным достоинства ворчливым армянином за стойкой, зато после их еды у меня не бывает изжоги. Только с уличными туалетами там осторжнее - концентрация запахов просто умопомрачительная.
Достаточно часто рядом с кафе на разделительной полосе стоят гаишники - контроль скорости в обоих направлениях движения.
Обновление - май 2011 года: Дорожное покрытие - очень средненького качества.

Наскальная живопись

Через некоторое время, проведенное в осторожном движении в поисках гаишных постов, по правой стороне будет ориентир - синий информационный знак указатель на поворот к населенным пунктам Сарысаз - Сады (по-моему это 337 км). Вот где-то в этом районе будут стоять долгожданные инспектора. Чаще всего на разделительной полосе маячит малозаметный одинокий инспектор, а машина где-то припрятана. Впрочем, они могут быть и чуть дальше, там где кончается лесополоса, но это более опасно для машин, двигающихся из Уфы.

Ахтунг

Миновав развязку на Белорецк, совсем уж близко от Уфы (осталось всего 18 километров до КПП) проезжаем село Булгаково. Стационарные радары с видеофиксацией, вечная толпа машин и придорожный рынок. Не забудьте про ограничение скорости в 60 км/час. Над дорогой смонтирована ферма со светофорами - регулируемый перекрёсток. На рынке - множество точек продажи шашлыка, пирожков и т.п. Есть кафе на втором этаже самого ближнего к проезжей части здания. Без изысков: растворимый кофе, выпечка, еда и т.д. Осенью 2012 года останавливался в ближнем к дороге кафе на первом этаже. Посуда - одноразовая, но кормят вкусно. Самса, чай и свежие щи = 100 рублей (ноябрь 2012 года). Туалета в здании нет - нужно идти чуть дальше, к рынку.
Сразу после села - речка Уршак.
Проезжаем отметку 344 км и указатель поворота на Искино. Осторожнее. По окончанию металлического ограждения есть съезд на проселок и шикарные кусты. Да, бывает стоят и тут. Они самые. Ахтунги.

Проехали очередную развязку. По левой стороне остается аэропорт (2 километра от трассы).
Обновление - апрель 2010 года:Новая система вьезда на территорию аэропорта, подобная московскому Домодедово и екатеринбургскому Кольцово - с повременной оплатой. Первые 15 минут - бесплатно. Стоимость платной стоянки на 1 сутки выросла со 100 до 200 рублей. Используемый прежде вариант со стоянкой слева от въезда не проходит - там теперь только служебные автомобили. Охранники больше чем на сутки брать машину на неё боятся.
Оставить машину можно и на бесплатной парковке перед административным зданием, но там мало мест и никаких правил хорошего тона. Машину запросто могут подпереть другой.
Обновление от мая 2011: Система сбора денег за место под солнцем не работает. Парковка абсолютно бесплатна везде кроме маленькой стоянки с синей конурой на въезде. Цена 1 суток - 200 рублей для всех категорий машин, даже для служебных.
Обновление от ноября 2012:Парковка снова платная. Теперь про аэропорт. Въезд для высадки пассажиров на территорию аэропорта - платный (первые 15 минут бесплатно). Длительная стоянка - 200 рублей за сутки, предоплата за трое суток. В осенние месяцы свободных машиномест - полно. Летом - бывает и так, что свободных мест на этой парковке нет, их бронируют заранее. Есть бесплатная стоянка - засыпаный щебнем участок поля за АЗС, но чтобы найти там свободное место надо покататься, нарезая круги между рядами. Да, кстати, на этом поле есть пара достопримечательностей: контейнер автомойки и стоянка автобусов.
Поднимаемся на виадук и видим на столбе на разделительной полосе любимый знак "обгон запрещен". Его действие подкрепляет сплошная линия разметки. Внимание! После спуска будет перекресток, регулируемый светофором. До Уфы - 16 км, а на правой обочине очень часто стоят гаишники.
Они же часто стоят на правой обочине в районе автобусной остановки у следующего светофора. Ориентир: ярко-желтый плакат, объявляющий начало аварийного участка протяженностью 1 км и информирующий о количестве погибших и раненных тут за отчетный период.

Плакат в защиту великого и могучего

Из достопримечательностей на подъезде к Уфе традиционно интерес у проезжающих вызывают гранитные столбы в районе КПП (внимание - контроль с помощью видеокамер последовательного ограничения скорости 90-70-50 км/час), а также фигуры медведей и лося по левой стороне трассы и оленя - по правой.
Обновление от 2010г: стационарный пост на вьезде в Уфу, равно как и все прочие посты по Р-314, закрыт.

На въезде в Уфу - вид открывающиеся с моста через реку Белая (в этом районе скорее всего будут гаишники - контроль лимита в 40 км/час). Обратите внимание, что местные гаишники иногда включают в плотном потоке сирену и люстру на патрульной машине. Пока ищешь "окно" куда свалить с крайней левой полосы - тебя уже останавливают, как грубого нарушителя ПДД.
Новшество осени 2008 года - мобильные видеокамеры контроля скорости, устанавливаемые на профилях ограждения дороги. Где-то поблизости место, с которого за ней присматривает дежурный экипаж. Камеру заметить достаточно трудно, даже зная что на этом участке она должна быть.
Еще одна фишка уфимских гаишников - следить за остановкой автомобилей на вросших в асфальт рельсах подъездных путей (пересекающих проезжую часть) предприятий города. Расценивается, как грубейшее нарушение правил проезда железнодорожных переездов. Никого не волнует что ты не успел проехать перекресток или остановился вынужденно, а составы тут со времен последней пятилетки не ходили. Со всеми вытекающим последствиями.

Резюме: При соблюдении разумных мер вполне возможно проехать в по Р-314 туда и обратно без штрафов.

p.s. Когда об этом говоришь башкирским гаишникам - те усмехаются и говорят: "Просто тебе повезло".


При создании графического файла с маршрутом Р-314 "Оренбург-Уфа" использована информация с ресурса http://maps.google.ru. Кликнув мышкой по изображению можно открыть карту большего размера (объем примерно 1 Мбайт).




Вернуться к оглавлению раздела

На главную страницу

Создано 08/05/2008
Обновлено 25/01/2014