Предпродажный показ нового флагмана: Olympus O-MD E-M1X

9 февраля 2019 года выпало мне побывать на мастер-классе Евгения Уварова, посвящённом новой камере стандарта Micro 4:3. Давайте вместе посмотрим, что выкатил Olympus на свет божий. В качестве псевдо-эпиграфа подойдёт моя любимая банальность: «С первого взгляда ясно, что E-M1X адресована профессиональным фотографам». Зато ниже этой фразы пойдут исключительно мои субъективные впечатления. Не факт, что этот факт можно отнести к достоинствам текста, но уж чем богаты... :)

Olympus O-MD E-M1X и Zuiko 45/1.8

Юрий Климов

Olympus O-MD E-M1X и Zuiko 45/1.8 на фокусном 45 мм (ЭФР: 90 мм), выдержка 1/100s, диафрагма f/1.8, iso 320

Olympus O-MD E-M1X и Zuiko 45/1.8

Евгений Уваров

Olympus O-MD E-M1X и Zuiko 45/1.8 на фокусном 45 мм (ЭФР: 90 мм), выдержка 1/100s, диафрагма f/1.8, iso 400

Olympus O-MD E-M1X и Zuiko 45/1.8



Olympus O-MD E-M1X и Zuiko 45/1.8 на фокусном 45 мм (ЭФР: 90 мм), выдержка 1/100s, диафрагма f/1.8, iso 320

Итак, ощущения после первого часа пользования аппаратом:
Видоискатель – зачётный. Он не вызывает дискомфорта у заядлого пользователя Nikon-овских «зеркалок». В эту же копилку – отличный баланс и продуманное управление. Камера не утомляет кисть и удобна при любом хвате. Вес системы с двумя аккумуляторами, двумя картами (UHS-II SD) и фиксом 45/1.8 — чуть более килограмм.

Изрядную долю комфорта добавляет система стабилизации камеры. Компенсация до 7 ступеней экспозиции — вот это очень серьёзно, пусть даже такой эффект и достижим не со всем парком оптики. Из приятных плюшек отмечу управление камерой через wi-fi со смартфона (сканируем телефоном QR-код на камере и связь установлена). На том же подносе — сохранение в EXIF данных, полученных со встроенных термометра, манометра, компаса и GPS.

Несколько ошарашили меня особенности съёмки движущихся объектов на фоне посторонних предметов. Как бы я сделал на своём Nikon – режим “S”, одна точка фокусировки и так далее. На E-M1X это не прокатит, потому как «зеркалочные» привычки нужно менять, больше доверяя работе автоматики. В качестве примера Евгений Уваров показывал серии кадров, наглядно отражающих зависимость количества брака от настроек автофокуса в камере. Так что автофокус у E-M1X зачётный, но с ним нужно уметь договариваться. К примеру, для съёмки в небе птиц и самолётов - чувствительность лучше понизить.

Включение режима трекинга по движущимся объектам - весьма впечатляет. Более того, при правильных настройках камера различает движущийся поезд от самолёта или мотоцикла. Настроек действительно много и научиться блуждания в их лабиринте — отдельное занятие. К сожалению, солнечного света в февральскую Москву не завезли — на улице снимать нечего, разве что проверил работу автофокуса по машинам, проносившимся по ТТК.

Olympus O-MD E-M1X и Zuiko 45/1.8

Рассказ о нюансах работы автофокуса по автомашинам на экране.

Olympus O-MD E-M1X и Zuiko 45/1.8 на фокусном 45 мм (ЭФР: 90 мм), выдержка 1/400s, диафрагма f/2.0, iso 1600, shutter priority

Olympus O-MD E-M1X

Железная птичка вылетит вон оттуда... и E-M1X отловит её за фонарь.

Olympus O-MD E-M1X + какой именно зум-объектив - не помню, на фокусном 22 мм (ЭФР: 44 мм), выдержка 1/400s, диафрагма f/2.8, iso 6400, shutter priority

Ещё пара часов общения с E-M1X и на меня снизошло откровение: в этой истории главную скрипку играют меню и инструкция. Освоив эти волшебные штуковины прилежный фотограф откроет для себя уйму полезных функций. Попробую сэкономить вам немного личного времени, рассказав о самом интересном:
1. Экспериментаторам и обожателям техногенных объектов (особенно заброшенных, глухих и тёмных уголков нашей Родины) понравится интересный режим комбинированной съемки (Live Comp). Как вы понимаете, это очень фича, полезная при использовании световых кисточек, фонарей и организации всяких разнообразных затей такого рода. Совершенно точно режим bulb — не новость для фотографов, но в реализации Olympus есть любопытные нюансы. Фактически в Live Comp камера самостоятельно готовит склейку из серии снимков. Таким образом производитель обходит проблему длинных выдержек, чреватых нагревом матрицы и сопутствующими шумами.

Итак, выставлены выдержка и периодичность обновления изображения на экране камеры. Напяливайте одежду потемнее и шарахайтесь по углам, светите фонарями до тех пор, пока результат не упрётся в чувство меры. Таким образом осветляем участки на фото до нужной степени. Капитан Очевидность подсказывает, что с шумами бороться не придётся, если вы предварительно выставили низкое ISO. В контексте же прошедшего мероприятие важен факт, что у Olympus в итоговом файле, относительно предварительного снимка, в тенях ничего не изменится, зато отразятся все изменения в светлых участках.

Впрочем, в процессе есть нюансы, не зависящие от Olympus. Если вы крадучись в бомбоубежище заползли — одна история. Наградой будет испачканная одежда, да непредсказуемое количество лайков под публикацией в сети. А вот если вы интерьеры на заказ снимаете — совсем другой коленкор. На заказной выезд берёте ноутбук с Olympus Workspace и контролируете процесс осветления по большому экрану. Сплошь польза и удовольствие от оплачиваемой творческой работы :)

Кстати, этот же режим Live Comp сгодится и для съёмки молний и прочих фейрверков. Главное — не ставить длинную выдержку, не терять чувство меры и вовремя останавливать непрерывную серию, которую шлёпает Olympus, накладывая одно фото на другое. В противном случае камера выдаст не фотографию, а смелое, но бесполезное произведение современного искусства.

Olympus O-MD E-M1X и Zuiko 45/1.8

Этот маньяк четыре часа не расставался с большим тяжёлым телевиком :)

Olympus O-MD E-M1X и Zuiko 45/1.8 на фокусном 45 мм (ЭФР: 90 мм), выдержка 1/100s, диафрагма f/1.8, iso 320

Olympus O-MD E-M1X и Zuiko 45/1.8

Лицо евангелиста Olympus в момент рассказа о коварстве ISO :)

Olympus O-MD E-M1X и Zuiko 45/1.8 на фокусном 45 мм (ЭФР: 90 мм), выдержка 1/100s, диафрагма f/2.0, iso 400

2. Для пейзажной и интерьерной съёмки — особая фишка: hi-res 50 мегапикселей с рук, без штатива. Шаманство со смещением сенсора даёт нам снимок размером 8160х6120 пикселей, который в jpeg потянул примерно на 18,6 Мб. Правда, пишет E-M1X этот огромный кадр на карту SanDisk Extreme (60 Mb/s) достаточно долго — около минуты. Одним словом, замахнуться можно не только "на Вильяма нашего, на Шекспира", но и на съёмки, которые прежде делали среднеформатными камерами. Главное при этом не вспоминать о том, что внутри E-M1X напряжённо трудиться скромный 20,4-мегапиксельный сенсор.

3. Макрушников и поклонников предметной съёмки очарует фокус-стекинг в 15 кадров. Этим режимом они не только проблему малой ГРИП решают, так ещё и время на пост-обработке экономят. К примеру, для каталога интернет-магазина серию мелких предметов можно отснять быстро, без особых хитростей с постановкой света и избегая нудной работы в Photoshop.

4. Про споттеров и любителей мчащихся поездов, мотоциклов и прочей техники я уже упоминал выше. Учтите, что камере нужно помогать, выбирая вид снимаемого быстроходного железа. Истинным вознаграждением пытливому читателю инструкции к E-M1X станет автоматическое распознавание шлема мотоциклиста или фонаря кабины самолёта.

Olympus O-MD E-M1X

А сейчас парни, мы превратим текущую воду в белое вино...

Olympus O-MD E-M1X, какой именно зум-объектив не помню, на фокусном 27 мм (ЭФР: 54 мм), выдержка 1/400s, диафрагма f/2.8, iso 6400, -0.3 ev, shutter priority

Olympus O-MD E-M1X и Zuiko 45/1.8

Вкатим-ка мы укол шарику, да с первого дубля!

Olympus O-MD E-M1X и Zuiko 45/1.8 на фокусном 45 мм (ЭФР: 90 мм), выдержка 1/100s, диафрагма f/2.0, iso 1600

5. В программе мероприятия нашлось место забавным фокусам: с первого дубля (!!!) снят лопающийся воздушный шарик, падающая в чашку капля молока и прочие производственные чудеса. Все эти сверхскоростные достижения прогресса возможны лишь благодаря режиму PRO Capture. С заблокированной фокусировкой E-M1X молотит до 60 кадров в секунду, при этом буфер вмещает 35 кадров RAW + JPEG. При включённом автофокусе и экспозамере E-M1X строчит очередями «всего лишь» 18 кадров в секунду.
А теперь представьте: какая бы скорость съёмки не использовалась, можно выбрать нужный кадр на встроенном экране камеры, либо на нотубуке с установленным софтом Olympus Workspace. На этом тезисе зал вскипел традиционными сюжетами: «разрезание ленточки», «обмен кольцами новобрачных», «мяч, влетающий в ворота», «подписание договора». Отмечу, что осталась не раскрытой лишь одна, крайне деликатная тема, поднятая одним из присутствующих гуру. Да-да, на мастер-классе осталась не раскрыта применимость режима PRO Capture к порно-индустрии. Вопрос всё ещё ждёт своего настойчивого исследователя.

6. Чуть не забыл о программном ND фильтре (на самом деле это имитация нейтрального фильтра путём замедления затвора). Настройки гибкие — можно нагнать аж до 5 стопов, т.е. вы получаете ND32! Как вы понимаете, с таким инструментом задача размыть «в молоко» горный ручеёк или серьёзный водопад решается элементарно. Внимание: волшебством является возможность такой съёмки с рук, да ещё солнечным днём! Дополнительным бонусом поставляется осознание индивидом достигнутой экономии на закупке фильтров и на массогабаритных характеристиках рюкзака.

7. О портретах и цветопередаче ничего достоверного в данном тексте не будет. Свет в небольшом зале был просто никакой, а на улице так и вовсе вместо неба — традиционная февральско-московская хмарь. Подвернётся возможность попробовать камеру в нормальных условиях — тогда и расскажу.
Важное замечание. Под конец мастер-класса Евгений показывал как работает в камере опция замера температуры, но было уже поздно метаться. Так что баланс белого на всех снимках — на автомате.

Olympus O-MD E-M1X и Zuiko 45/1.8

Olympus O-MD E-M1X и Zuiko 45/1.8 на фокусном 45 мм (ЭФР: 90 мм), выдержка 1/100s, диафрагма f/1.8, iso 200

Olympus O-MD E-M1X и Zuiko 45/1.8

Olympus O-MD E-M1X и Zuiko 45/1.8 на фокусном 45 мм (ЭФР: 90 мм), выдержка 1/100s, диафрагма f/2.0, iso 1250, -1 ev

Резюме:
Самое приятное в состоявшемся мероприятии — абсолютно прикладной характер (разве что вступительная лекция о характеристиках скучновата). Те возможности Olympus OM-D E-M1X, что успел продемонстрировать нам Евгений Уваровым, имеют практическое применение и существенно экономят время на пост-обработку снимков.
Хочешь попробовать световую кисть — на, пробуй! Хочешь размыть бегущий поток воды — на, обкатай функцию, снимая водопад на экране телевизора. Господа желают изучить режим трекинга — пожалуйте тренироваться по видеозаписи кольцевых автогонок. Про натурные эксперименты с персональной машиной времени PRO Capture и говорить нечего.
Старт продаж Olympus OM-D E-M1X запланирован на 25 февраля 2019 года. Цена, мягко говоря, кусается. Выложить за неё 199 990 рублей способен лишь фанатичный поклонник марки, либо профессионал, зарабатывающий камерой на хлеб насущный. Уж он-то понимает за счёт какого проекта(ов) отобьёт затраты.
Как бы то ни было, у Olympus получилась классная машинка: ухватистая, функциональная, зоркая. С такой умной фотокамерой и глупостями заниматься приятно. :)

p.s.
Проявить RAW новой камеры на моём ноутбуке пока нечем. Следы Photoshop в EXIF остались после пакетной обработки в этом редакторе (резсайз jpeg). Резкость, света-тени не трогал.