Легкобронированная техника, тягачи и трактора. Музей отечественной военной истории в Падиково

 

Официальный сайт: Музей отечественной военной истории
Адрес: Московская область, Истринский район, деревня Падиково, улица Конная, КСК «Дивный»

Лёгкий бронеавтомобиль БА-64Б

Лёгкий бронеавтомобиль БА-64Б, Музей отечественной военной истории в Падиково

Лёгкий бронеавтомобиль БА-64Б

Бронированные аэросани НКЛ-26

"Боевые аэросани внезапно понадобились в конце 1939 года. Конфликт между СССР и Финляндией оказался своеобразным испытательным полигоном. Здесь впервые использовались советские тяжёлые танки, а также различные новые военно-инженерные решения. Достаточно быстро выяснилось, что для выполнения целого ряда задач в зимних условиях необходима машина, которая может быстро и уверенно передвигаться по снегу. Гусеничная техника на театре советско-финской войны для таких целей не особо годилась, поэтому для аэросаней нашлась работа.
Поначалу аэросаней специальной конструкции в Красной армии не было, и для выполнения боевых задач привлекались гражданские модели. В основном использовались АНТ-IV конструкции А. Н. Туполева, а также ОСГА-6 (они же НКЛ-6) и НКЛ-16 конструкции Н. М. Андреева.
Аэросанным подразделениям поручались самые разные задачи: они применялись в разведке, на них эвакуировали раненных. Использовались аэросани и как машины снабжения. Для нужд патрулирования НКЛ-16, переделывались в полевых условиях: на их крышу устанавливалась авиационная турель со спаркой пулемётов ШКАС. Впрочем, наличие вооружения не делало НКЛ-16 полноценной патрульной машиной. На аэросанях отсутствовало бронирование, вследствие чего они были уязвимы даже для огня стрелкового оружия противника."
Источник: Юрий Пашолок, "Снежный танк"

Бронированные аэросани НКЛ-26, Музей отечественной военной истории в Падиково

Аэросани НКЛ-26 были рассчитаны на перевозку экипажа из двух человек - командира машины, одновременно выполняющего в боевых операциях функции стрелка, и механика-водителя. Передняя часть защищалась укрепленным под углом в 60° к вертикали броневым щитом.

Бронированные аэросани НКЛ-26, Музей отечественной военной истории в Падиково

В отсеке командира аэросаней, в крыше корпуса, находилось круглое отверстие, снабженное усиленной окантовкой. На окантовку крепилось кольцевое основание, на которое устанавливалась турель для пулемета типа ДТ калибра 7,62 мм.

Бронированные аэросани НКЛ-26, Музей отечественной военной истории в Падиково

Двигатель М-11Г имел пять расположенных звездообразно в одной плоскости цилиндров воздушного охлаждения. Для запуска двигатель комплектовался электрическими стартером и генератором. Кроме того, для улучшения работы двигателя при низких температурах, был предусмотрен подогреватель воздуха на входе в карбюратор.

"В условиях зимнего времени снежный покров оказывал значительное влияние на характер действий всех родов войск, сковывая их маневр. При глубине снега уже около 30 см конница двигаться не могла, приходилось спешиваться; было затруднено движение автотракторной техники и бронемашин. Скорость перемещения пехоты падала до 2 км/ч, а движение изматывало бойцов. Снежный покров глубиной свыше 40 см снижал подвижность мотомеханизированных частей, и их действия развивались только вдоль дорог. Поэтому актуальным являлось введение на снабжение Красной Армии аэросаней, которые могли бы одинаково уверенно двигаться как по дорогам, так и по снежной целине, совершая большие переходы. В этой связи ГКО летом 1941 г. принял решение об организации массового производства военных аэросаней.
...
Аэросанные батальоны массово применялись на фронте до зимы 1943- 1944 гг. Так, батальоны, принимавшие участие в боях за Новгород, получили почетное наименование Новгородских.
В послевоенный период как ремонтные, так и вновь изготовленные аэросани поступали, помимо военного ведомства, и в гражданские учреждения. Одна из машин, например, использовалась в Горьковской области в качестве передвижного книжного магазина. В мае 1945 г. одни аэросани постройки завода №43 были переданы электросети Ивэнерго. Применялись аэросани и в заведениях уголовно-исполнительной системы: и сегодня сильно разрушенные аэросани НКЛ-16-42 можно увидеть на территории бывшего лагеря «Рыбак».
Но основным эксплуатантом аэросаней в послевоенный период стало Министерство связи, в системе которого была организована доставка почты по регулярным почтовым линиям, проходившим преимущественно по руслам рек. В летнее время аэросани заменялись глиссерами или мотолодками. К примеру, в Хабаровском управлении связи в 1951-1953 гг. действовали четыре аэросанно-глиссерные линии. В межсезонье (период ледохода и ледостава) глиссеры и аэросани простаивали. Тем не менее использование аэросаней позволило обеспечить доставку центральной прессы не позднее чем на следующий день после ее выхода. Аэросани НКЛ-16 применялись для доставки почты до середины 1960-х гг., когда им на смену пришли Ка-30."
Источник: Александр Кириндас, "Снежная кавалерия. Транспорт для российских просторов" («Техника и вооружение» №3/2012)

Лёгкий многоцелевой бронетранспортёр Scout Car M3A1

Лёгкий многоцелевой бронетранспортёр Scout Car M3A1, Музей отечественной военной истории в Падиково

Лёгкий многоцелевой бронетранспортёр Scout Car M3A1

Артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец»

Артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец», Музей отечественной военной истории в Падиково

Артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец»

Первый советский серийный дизельный трактор «Сталинец-65»

Трактор С-65, Музей отечественной военной истории в Падиково

Первый советский серийный дизельный трактор «Сталинец-65»

Боевая машина десанта БМД-1

БМД-1, Музей отечественной военной истории в Падиково

БМД-1

Боевая машина пехоты БМП-1К

БМП-1К, Музей отечественной военной истории в Падиково

БМП-1К

Бронетранспортёр БТР-40

Бронетранспортёр БТР-50

Бронетранспортёр БТР-152



Дополнительно: