Бронетехника стран нацистского блока и трофеи вермахта. Военно-патриотический парк «Патриот»



Месторасположение: Московская область, 55 км трассы М-1 (Минское шоссе)
Официальный сайт: Военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооружённых Сил Российской Федерации «Патриот»
Дополнительно::
Парк «Патриот». Выставка «Космические войска: через тернии к звёздам»
Парк «Патриот». Техника стран-участников антигитлеровской коалиции
Парк «Патриот». Бронетехника нацистской Германии
Парк «Патриот». Бронетехника стран нацистского блока и трофеи вермахта
Парк «Патриот». Современная лёгкая отечественная бронетехника
Парк «Патриот». Авиация
Парк «Патриот». Артиллерия и САУ
Парк «Патриот». Ракетная техника и РСЗО
Парк «Патриот». Техника ПВО
Парк «Патриот». Автотехника, мотоциклы и бронемашины
Парк «Патриот». Отечественные танки
Парк «Патриот». Инженерная и другая специальная техника
ЦМБТВиТ. Немецкая бронетехника
ЦМБТВиТ. Легкобронированные машины
ЦМБТВиТ. Иностранная бронетехника
ЦМБТВиТ. Советские танки
ЦМБТВиТ. Советские САУ

Лёгкий танк Pz.Kpfw.38(t) Ausf.F

Лёгкий танк сопровождения Renault R35, Франция

"Принятый 25 апреля 1935 на вооружение французской армии лёгкий танк Char leger Modele 1935 R оказался во многом компромиссной машиной. Создававшийся как замена для Renault FT, этот танк не сильно ушёл от предшественника по скорости перемещения, а по вооружению так и вовсе был ему равнозначен. Конечно, у нового танка была более мощная броня, но дальнейшие события показали, что и на неё особо полагаться не стоило. Французская пехота стала всё чаще посматривать в сторону FCM 36 — машины дорогой, но более подходящей на роль пехотного танка. Спасти ситуацию с Renault R 35 должна была модернизация самого слабого его звена — ходовой части. Новый танк с усовершенствованной подвеской и пушкой с удлинённым стволом получил название R 40. Он смог, наконец, удовлетворить требования заказчиков, но появился слишком поздно. Отчасти Renault R 35 стал жертвой желаний французского пехотного командования нарастить броню танка, оставив его в прежних габаритах. В результате танк довольно быстро вышел за рамки 6-тонного весового класса, а под конец разработки перешагнул и 10-тонную планку. Это не могло не сказаться на его ходовых качествах, причём в данном случае критическим параметром оказалась не скорость. Дело в том, что с точки зрения французской пехоты высокая скорость передвижения не являлась наиболее приоритетным параметром. В конце концов, основной задачей R 35 было сопровождение боевых порядков наступающей пехоты, а она при всём желании бежать по полю боя со скоростью лошади не могла. ".
Юрий Пашолок, «Неисправимый» | Warspot.ru

Французский лёгкий танк сопровождения Renault R35, парк «Патриот»

Французский лёгкий танк Char leger d'accompagnement 1935 R в вермахте получил индекс Panzerkampfwagen 35R (f) или Panzerkampfwagen 731 (f)

Французский лёгкий танк сопровождения Renault R35, парк «Патриот»

R35 — базовая модификация, толщина боковых стенок башни с углом наклона 32° составила 40 мм, лобовой части – 43 мм, 37 мм пушка SA18 L/21

Французский лёгкий танк сопровождения Renault R35, парк «Патриот»

Вермахт использовал R35 для противопартизанских операций и задач охранения, а также в качестве невооружённых тягачей и шасси для 47-мм САУ

Французский лёгкий танк сопровождения Renault R35, парк «Патриот»

В 1948 году танки R35 использовались сирийской армией во время арабо-израильской войны

"Результаты устаревших взглядов на применение танков, основанных на опыте Первой мировой войны, французской армии пришлось расхлебывать в боях мая-июня 1940 года. Впрочем, первыми, кто опробовал Renault R 35 в бою, были поляки. Польская армия получила 50 танков этого типа, но из-за недостаточной обученности экипажей и по ряду других причин применение R 35 в сентябре 1939 года оказалось скомканным. Часть машин досталась немцам и Красной армии в исправном состоянии. В целом можно сказать, что польские танки 7TP были куда более ценными машинами, поскольку оказались более манёвренными и легко пробивали любые немецкие танки того периода.

Что же касается непосредственно боёв во Франции, то их итоги оказались вполне закономерными. Renault R 35 стал самым массовым французским танком Второй мировой войны (если не считать архаичного Renault FT), но при этом он был совершенно к ней не приспособлен. Никаких массовых и неторопливых атак сотнями танков в стиле сражений Первой мировой теперь не было и в помине. Воевать пришлось с высокомобильным противником. Фактически танковые батальоны (BCC, Bataillon de Chars de Combat), оснащённые Renault R 35, выступали в роли статистов, от которых мало что зависело. Дрались французы яростно, но что можно сделать, когда твоя пушка не способна пробить большинство немецких танков, а твоя броня пробивается 37-мм пушками на дистанциях меньше 300 метров?
И это не считая того, что командир французского танка – одновременно и наводчик, и заряжающий, а иногда ещё и радист. Даже старенький и признанный самими французами неудачным Renault D1 оказался в новой войне более эффективным. За свою экономность и просчёты с выводами о характере грядущей войны французы заплатили очень дорого.
".
Юрий Пашолок, «Меньше, да больше» | Warspot.ru

"... Renault R 35, одна из машин-загадок. Если с другими французскими танками вопроса, откуда они взялись. вопросы не возникают, то судьба Renault R 35 до сих пор загадка. Это точно не "поляк", машина имеет поздние смотровые приборы. На танки румынской армии тоже вроде как не похоже. Да и на Pz.Kpfw.35 R (f) вроде тоже не похоже, никаких следов переделок не видно. В общем, пока что развести можно руками. Пока же машина изображает Pz.Kpfw.35 R (f), благо, такие танки в полицейских частях попадались. Тем не менее, вопрос "а чьих ты будешь" всё еще стоит."
Источник: Загадочный француз: yuripasholok — ЖЖ

Лёгкий танк сопровождения Hotchkiss H35, Франция

Char leger d'accompagnement 1935 H — лёгкий танк сопровождения Hotchkiss H35.

Средний танк Somua S35, Франция

Senileta Malaxa Tip UE (румынская лицензионная копия французского лёгкого транспортёра Renault UE Chenillette)

"В конце 1928 года в Великобритании была создана танкетка Carden-Loyd Мk VI, которая позиционировалась фирмой-изготовителем как дешевая бронированная гусеничная машина для разведки и охранения. Поскольку на рубеже 20–30-х годов законодателями мод в строительстве бронетехники продолжали считаться английские фирмы, танкетка охотно приобреталась вооруженными силами различных государств, в том числе и для лицензионного производства на собственных заводах. В частности, на базе Carden-Loyd Mk VI были созданы польские танкетки TK-3 и TKS, итальянские танкетки CV29 и CV3/33, советская – Т-27, японская – «Тип 92» и французская – Renault UE.
...
Французские инженеры внесли в первоначальную конструкцию существенные изменения. Было изменено бронирование танкетки – установлена бронированная крыша, а экипаж танкетки, состоявший из сидевшего слева водителя и сидевшего справа командира, получил в качестве защиты два бронированных колпака со смотровыми щелями (в походном положении колпаки откидывались назад). Усиление бронирования увеличило массу машины и потребовало внесения корректив в конструкцию ходовой части. Двигатель (его мощность была увеличена с 22 до 35 л.с.) и трансмиссия были перенесены в переднюю часть (в английской танкетке двигатель располагался в средней части между местами членов экипажа). Ходовая часть Renault UE состояла из трех тележек со сблокированными попарно опорными катками, заднего направляющего колеса, а также переднего ведущего и двух поддерживающих катков на каждый борт (в английской танкетке было 4 опорных катка, а поддерживающие катки отсутствовали). Французы отказались от штатного вооружения, но добавили грузовой отсек в задней части машины (из-за его ограниченных размеров к танкетке обычно цеплялся гусеничный прицеп грузоподъемностью 0,5 тонны).
"
Источник: Андрей Малеев, «Французская танкетка Renault UE» | Warspot.ru

Senileta Malaxa Tip UE, парк «Патриот»

Senileta Malaxa Tip UE (румынская лицензионная копия французского лёгкого транспортёра Renault UE Chenillette)

Senileta Malaxa Tip UE, парк «Патриот»

Румынское название Senileta Malaxa Tip UE (легкая бронемашина Малакса тип UE)

"Находясь ещё в качестве союзника румынская армия в 1937 г. пожелали иметь на вооружении транспортер, аналогичный французскому. Для этого была приобретена лицензия, а также отдельные узлы и агрегаты, поставку которых осуществлял концерн АМХ. Производство румынского варианта наладили на заводе фирмы Malaxa в Бухаресте в начале 1939 г. под названием Senileta Malaxa Tip UE (легкая бронемашина Малакса тип UE). По плану предстояло построить 300 машин, но в связи с поражением Франции поставки комплектующих прекратились и в марте 1941 г., после сборки 126 транспортеров, их выпуск завершился. В основном эти машины передавались механизированным кавалерийским полкам, где UE вводили в состав противотанковых подразделений и в основном использовались как тягачи для французских пушек 47мм Schneider Modele 1936 и транспортеры снаряжения. К 1943 г. уцелело не более 50 транспортеров, 33 из которых продолжали использоваться для обучения танковых экипажей и ещё 17 были доработаны фирмой Malaxa для буксировки немецкой противотанковой пушки 5,0сm Рak L/60".
Источник: «Полная энциклопедия танков мира 1915-2000», составитель Г.Л. Холявский

Танкетка TKS, Польша

Танкетка Fiat-Ansaldo C.V.35 II serie, Италия

"К 1930-м годам итальянская автомобильная промышленность достигла высокого уровня развития и приобрела значительный опыт в изготовлении бронеавтомобилей. Поэтому, покупая в 1929 году лицензию на производство танкетки «Карден-Лойд» Mk.VI, итальянское военное министерство рассчитывало быстро организовать ее производство. Последнее поручили фирме «Fiat-Ansaldo». Танкетка Сагго Veloce CV29 отличалась от английского прототипа установкой итальянского пулемета и наличием откидных колпаков над головами членов экипажа. Сразу же начались работы по ее модернизации, завершившиеся в 1933 году принятием на вооружение танкетки CV3/33.
...
Танкетки CV3/35 получили спаренные пулеметы Fiat 35 (CV3/35 I) или Breda 38 (CV3/35 II). У модификации CV3/35 II по сравнению с CV3/33 усилили подвеску, а также уменьшили отверстия смотровых щелей и выхлопных труб. Боевая масса машины составляла 3,5 т. Боекомплект: 2170 патронов для Fiat 35 или 1896 патронов для «Бреда 38». На танкетке устанавливался 4-цилиндровый карбюраторный рядный двигатель Fiat CV 3-005 мощностью 43 л.с. Ходовая часть применительно к одному борту включала семь опорных обрезиненных катков, четыре из которых были сблокированы в две тележки, остальные — закреплены индивидуально. Вместо поддерживающих роликов использовался направляющий желоб. Машина развивала максимальную скорость 42 км/ч, запас хода —150 км.
".
Барятинский М.Б., «Танкетка Т-27 и другие» («Бронеколлекция» №3/2008)

Итальянская танкетка Fiat-Ansaldo C.V.35 II serie, парк «Патриот»

Упрощённая верхняя часть корпуса C.V.35 II serie - сборка на болтах вместо заклёпок у танкетки C.V.3/33

"В начальный период Второй мировой войны танкетки L3 (общее наименование для всего семейства) составляли основу бронетанкового парка итальянской армии. Всего из них было сформировано 26 батальонов и три группы эскадронов. В нападении на южные районы Франции участвовало три таких батальона. В Греции и Югославии воевала 131-я танковая дивизия «Чентауро», куда входили 7-, 8-, 31- и 32-й батальоны. В начальный период боевых действий в Северной Африке здесь имелось четыре батальона танкеток. В Абиссинии и Сомали (итальянская Восточная Африка) действовали ещё четыре батальона. Ещё несколько батальонов находилось в составе полковых групп, специальной танковой бригады и 132-й танковой дивизии «Ариэте».
В ходе боевых действий выяснилось, что несмотря на маневренность и быстроходность танкетки семейства L3 не могли противостоять пушечным машинам противника. Поэтому с начала 1941 года L3 постепенно заменялись в боевых частях в Африке танками М13/40 и L6/40. Активно танкетки продолжали использоваться в основном против партизан в Югославии. После капитуляции Италии часть машин досталась югославам, часть хорватским войскам и германскому Вермахту, который использовал их для противопартизанских операций в Югославии. Более того, по заказу германских властей в 1944 году собрали еще 17 танкеток L3. Этими машинами оснащались танковые группы RSI «Леончелло» и «Леонесса» (Итальянской фашистской республики Сало).
В 1930-х годах значительное количество танкеток было поставлено в Афганистан, Албанию, Австрию, Боливию, Бразилию, Болгарию, Венгрию, Испанию, Ирак и Китай.
".
Источник: Барятинский М.Б., «Танкетка Т-27 и другие» («Бронеколлекция» №3/2008)

Лёгкий танк Fiat L6/40, Италия

Машина из состава 1 взвода 1 роты 67-го батальона берсальеров 8-й итальянской армии. В ходе операции «Малый Сатурн» танк был захвачен Красной армией.

Лёгкий танк 38M Toldi I, Венгрия

Лёгкий танк 38M Toldi IIa, Венгрия

Венгерский лёгкий танк захвачен советскими войскам в боях зимы 1944-1945 года. Машина из состава 3-го танкового полка, её регистрационный номер H-597.

Средний танк 40M Turan II, Венгрия

Самоходная артиллерийская установка 43M Zrinyi II, Венгрия

Самоходная артиллерийская установка 40M Nimrod, Венгрия

Венгерская зенитная самоходная установка периода Второй мировой войны названная 40M Nimrod в честь легендарного персонажа, тирана и богоборца, которому приписывается строительство Вавилонской башни. Противотанковая САУ создана в 1937—1939 годах фирмой AB Landsverk на шасси лёгкого танка Landsverk L-60. Шведы поставили венграм один экземпляр самоходки, получивший название Landsverk L-62 Anti. Серийный выпуск машин этого типа на венгерских предприятиях в 1941—1944 годах составил 135 единиц. В ходе боевых действия гонведы активно использовали 40-мм автоматическую пушку установки Nimrod в качестве средства ПВО.

Лёгкий танк типа 95 «Ха-го»

Малый танк типа 94 «Тэ-Кэ», Япония

Японский лёгкий танк типа 94 «Тэ-Кэ», парк «Патриот»

Тип 94 ранней версии, серийный номер 82

Средний танк «Шинхото Чи-Ха», Япония