Самолёты ОКБ А.Н. Туполева, Центральный музей Военно-воздушных сил России

Месторасположение: посёлок Монино, Московская область

Официальный сайт: Центральный музей ВВС России

Навигация:
Легкий транспортный самолет АНТ-2
Экспериментальный самолёт АНТ-25
Стратегический бомбардировщик Ту-4
Экспериментальный самолёт-разведчик Ту-16Р-1
Дальний бомбардировщик-ракетоносец Ту-16К-26
Дальний бомбардировщик Ту-22Б
Дальний сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М
Дальний сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3
Экспериментальный самолёт Ту-95Н
Стратегический носитель крылатых ракет большой дальности Ту-95МС
Турбовинтовой дальнемагистральный пассажирский самолёт Ту-114
Барражирующий перехватчик дальнего радиуса действия Ту-128
Многоразовый разведывательный беспилотный летательный аппарат Ту-141
Сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144

Примечание: основные источники информации - сайты aviahistory.ucoz.ru, aviarestorer.ru и russianplanes.net.

Легкий транспортный самолет АНТ-2 (копия Focke-Wulf A.16)

Первый и единственный лётный экземпляр АНТ-2 (двигатель Bristol Lucifer, 100 л.с.), произведен в мае 1924 года, затем перевезен на Центральный аэродром, где 26 мая 1924 года совершил первый полет (летчик-инженер Н.И.Петров). C 28 мая 1924 года проходил заводские испытания. С 11 июня 1924 года проходил эксплуатационные испытания (совершал полеты с пассажирами). После окончания испытаний на самолете увеличили площадь крыла. Позже передан в ГУ ВВС РККА.
1 июля 1924 года АНТ-2 участвовал в воздушном параде, организованном Обществом друзей воздушного флота (ОДВФ) в связи с торжественной передачей XIII съезду партии эскадрильи самолетов им.В.И.Ленина (в нее входило 19 разведчиков Р-1 конструкции Н.Н.Поликарпова, купленных на средства ОДВФ. АНТ-2 летел на правом фланге своих иностранных собратьев - также металлических Ю-13). Проходил тщательные повторные испытания с августа 1924 г. по апрель 1925 г. включительно. В серию не пошёл в связи с отсутствием в СССР того времени собственного производства достаточно мощных авиационных моторов. Был передан на хранение в Центральном доме авиации и космонавтики.
11 октября 1960 года поступил в центральный музей ВВС в п. Монино. Восстановлен после случившегося в нем пожара. В 1985 году был выставлен в Москве на ВДНХ.
Источник: История экспонатов музея _ Страница 4 _ Aviarestorer.ru

АНТ-2, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино АНТ-2, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Экспериментальный самолёт АНТ-25

АНТ-25, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино АНТ-25, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино АНТ-25, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Стратегический бомбардировщик Ту-4

Ту-4, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-4, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-4, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-4, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Стратегический бомбардировщик Ту-4 (№2805103)

Единственный сохранившийся в России Ту-4 (№2805103, построен на Куйбышевском авиазаводе в 1952 году).

Ту-4, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-4, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-4, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-4, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Экспериментальный самолёт-разведчик Ту-16Р-1

Опытный разведчик Ту-16Р-1, созданный на базе серийного бомбардировщика Ту-16 (№1880302, Куйбышевский авиазавод). Достаточно подробно о единственной машине Ту-16Р-1 рассказывает монография «Легендарный Ту-16» группы авторов: Е.И. Гордон, В.Г. Ригмант, В.Ф. Кудрявцев, А.Ю.Совенко, напечатанная в №1 за 2001 год журнала «Авиация и Время». Цитата:
"С самого начала работ над разведчиком на базе бомбардировщика Ту-16 машина задумывалась как универсальное средство для ведения фоторазведки, радиотехнической разведки и подавления радиотехнических средств ПВО противника. 3 июля 1953 г. вышло Постановление Совмина СССР №1659-657 (соответствующий приказ МАП №521 был издан 18 июля), согласно которым ряду конструкторских коллективов поручалось создание целевого оборудования, а ОКБ-156 - его размещение на новом самолете.
Согласно эскизному проекту, утвержденному 23 ноября 1954 г., разведчику, который создавался в дневном Ту-16Р и ночном Ту-16РН вариантах, отличавшихся составом фотооборудования, присваивался шифр «92». Поскольку первые советские системы радиоразведки и подавления не были автоматизированы, в грузоотсеке самолета между шпангоутами №45 и №48 предусматривалась установка специальной герметизированной кабины оператора с катапультным креслом. Таким образом, экипаж увеличивался до семи человек. Кабина имела форму сжатого с боков цилиндра, в ее верхней задней части находился аварийный люк, используемый при посадке на фюзеляж или на воду. В полу кабины имелся входной люк с системой аварийного сбрасывания. Антенны аппаратуры ПР-1 устанавливались в обтекателях сверху и снизу фюзеляжа и под центропланом. Предусматривалась установка на пилонах под крылом контейнеров с аппаратурой радиотехнической разведки СРС-3 «Ромб-1». В качестве разведывательной аппаратуры планировалось применить радиоприцел «Рубидий», снабженный фотоприставкой ФА-РЛ-1. При снятой кабине оператора в обоих вариантах предусматривалось вместо ПР-1 «Натрий» устанавливать аппаратуру пассивных помех АСО-16 «Автомат-1».

Ту-16 (50, красный), Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-16 (50, красный), Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-16 (50, красный), Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Для переоборудования в опытный разведчик был выделен серийный бомбардировщик Ту-16 №1880302, выпущенный в декабре 1954 г. куйбышевским авиазаводом. Доработка машины, получившей обозначение Ту-16Р-1, производилась на заводе №22 с помощью казанского филиала ОКБ-156. Работы завершились 14 февраля 1955 г. На самолет установили: один фотоаппарат АФА-33/20М для плановой съемки; два аппарата АФА-33/75М для перспективной съемки; два АФА-33/100М и два АФА-33/75М для маршрутной съемки; из всего предполагавшегося набора средств РЭП установили только станцию постановки помех СПС-1.
Заводские испытания Ту-16Р-1 начались 30 ноября 1955 г. и завершились к середине мая 1956 г. К концу испытаний состав спецоборудования самолета значительно отличался от первоначального. Например, в фюзеляже появилась станция детальной радиоразведки СРС-1АГ, а под крылом заняли свое место контейнеры «Ромб-1». Однако на Государственные испытания, которые проходили с 19 июня по 17 августа 1956 г., первый прототип разведчика предъявили только со станцией СРС-1АГ («Ромб-1» признали неготовой), а также с установкой из четырех фотоаппаратов АФА-33/75М и АФА-ЗЗ/ЮОМ. Кроме того, в задней части грузоотсека стояли спаренные ночные фотоаппараты НАФА-6/50» а для перспективной съемки с левого борта - еще один АФА-33/75М. По итогам Госиспытаний было принято решение о серийном производстве Ту-16Р и принятии его на вооружение ВВС.
Одним из результатов испытательных полетов с контейнерами «Ромб-1» стал вывод о том, что они заметно повышают общее аэродинамическое сопротивление самолета и снижают его летные характеристики. Поэтому в Куйбышеве уже в 1956 г. выпустили пять первых разведчиков со станцией СРС-3 в фюзеляже, которые называли Ту-16Р «Ромб» или просто Ту-16Р. Однако в дальнейшем на серийных Ту-16Р станцию СРС-3 все же устанавливали на пилонах под крылом (позднее все пять самолетов дооборудовали станцией СРС-1).
На основании Постановления Совмина №1575-777 завод №1 выпустил в 1957 г. 44 самолета Ту-16Р, а в 1958 г. - еще 26 машин с различной комплектацией оборудования. В грузоотсеке, например, устанавливались блоки (до 3-х штук) аппаратуры пассивных помех АСО-16 «Автомат-1» и АСО-2Б «Автомат-2». Стандартный состав фотооборудования серийного Ту-16Р состоял из следующих камер. В переднем техническом отсеке размещался один АФА-33/20М для плановой съемки и один АФА-42/75 - для перспективной съемки, в грузовом отсеке - два АФА-42/75 и два АФА-34-ОК для одно- и двухмаршрутного фотографирования, а также два НАФА-МК-75 для ночной съемки. В передней гермокабине крепился один ФАРМ-2 для съемки экрана прицела РБП-4.

Ту-16 (50, красный), Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-16 (50, красный), Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-16 (50, красный), Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

В процессе эксплуатации на Ту-16Р устанавливались и более совершенные аэрофотоаппараты. Что касается станции радиоразведки СРС-1, то она устанавливалась двух видов, отличавшихся рабочими частотами. При выполнении крупных форм ремонтных работ на некоторых Ту-16Р вместо СРС-1 устанавливались более совершенные станции СРС-4 «Квадрат» с обтекателями каплевидной формы несколько больших, чем у СРС-1, размеров. Иногда вместо этих станций ставили станцию постановки помех СПС-2, тогда самолеты получали обозначение Ту-16РЕ. Если же СРС-1 или СРС-4 оставались на борту, а для постановки активных помех использовали другие средства, такие машины обозначались Ту-16РП. Небольшое количество Ту-16Р было оборудовано новым радиолокационным прицелом РБП-6 «Люстра».
11 июня 1956 г. вышло Постановление Совмина №788-437, в котором вновь поднимался вопрос о повышении технической оснащенности средств воздушной разведки. На опытный Ту-16Р-1 установили новый комплект фотооборудования, после чего самолет получил новое обозначение Ту-16Р-2. 16 августа 1957 г. машину перегнали в ГК НИИ ВВС на аэродром в Чкаловское, однако из-за различных недоделок контрольные Госиспытания начались только 20 августа следующего года, а закончились 23 февраля 1959 г. По их результатам был сделан вывод, что предлагаемый комплекс фоторазведывательных средств все еще не пригоден к эксплуатации, и новый вариант разведчика не был рекомендован для серийного производства".

Дальний бомбардировщик-ракетоносец Ту-16К-26

Ракетоносец Ту-16К-26 - носитель крылатых ракет К-26 (КСР-5). Принят на вооружение 4 декабря 1969 года. В музее Ту-16К-26 (№4201004), демонстрируется с учебными версиями ракет КСР-5. До 1977 года борт использовался для стажировки курсантов училища, затем был передан в музей.

Ту-16К-26 (53, красный) с крылатыми ракетами КСР-5, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-16К-26 (53, красный) с крылатыми ракетами КСР-5, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-16К-26 (53, красный) с крылатыми ракетами КСР-5, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-16К-26 (53, красный) с крылатыми ракетами КСР-5, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

См. также: Бомбардировщик-ракетоносец средний дальности Ту-16КСР-2А в Техническом музее, г.Тольятти

Дальний бомбардировщик Ту-22Б

Это построенный на казанском авиазаводе серийный Ту-22Б с РЛС «Рубин», первоначальный вариант самолёта, оснащённый только свободнопадающими бомбами.

Ту-22Б, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-22Б, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-22Б, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-22Б, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Дальний сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М

Ту-22 и Ту-22М - разные самолёты. Путаница в индексах создана искусственно. Ту-22М проектировали во времена Хрущева (в то время разработка новых самолетов была под запретом, генсек полагал что воевать можно исключительно ракетным оружием). Туполев назвал совершенно новую машину "модернизацией Ту-22" и получил необходимое финансирование.

Ту-22М (33, красный), Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-22М (33, красный), Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-22М (33, красный), Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-22М (33, красный), Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Дальний сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3

Ту-22М3 с заводским №4831328, бортовой "33" красный

Ту-22М3, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-22М3, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-22М3, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Ту-22М3, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-22М3, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-22М3, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Экспериментальный самолёт Ту-95Н

Ту-95Н (бортовой №4807) - самолёт-носитель сверхзвукового стратегического подвесного бомбардировщика РС разработки КБ П.В. Цибина (1956 год).

Ту-95Н, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-95Н, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-95Н, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Ту-95Н, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-95Н, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-95Н, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Стратегический носитель крылатых ракет большой дальности Ту-95МС

Ту-95МС, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-95МС, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-95МС, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Ту-95МС, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-95МС, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-95МС, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Турбовинтовой дальнемагистральный пассажирский самолёт Ту-114

Ту-114 - пассажирский самолёт с четырьмя ТВД НК-12МВ, построенный на базе Ту-95. Были решены проблемы жизнеобеспечения и необходимого комфорта для 220 пассажиров при длительном полёте. Двухпалубный фюзеляж в нижней части имел отсеки для багажа, почты, комнату отдыха экипажа. Здесь же была расположена кухня с запасом продуктов. Палубы соединялись лестницей. На верхней палубе помимо салонов с удобными креслами имелось четыре трёхместных спальных купе. В расположенный между салонами буфет еда подавалась из кухни специальным лифтом. Пассажиров обслуживали шесть бортпроводниц. В СССР самолёт не имел конкурентов по экономической эффективности, снят с эксплуатации в 1976 году. Всего было построено 32 экземпляра.
В музее выставлен первый прототип пассажирского самолёта Ту-114 произведён в середине 1957 года на заводе №156, затем перевезен собранными секциями в Жуковский на ЖЛИиДБ для повторной сборки. Самолёт имел регистрацию СССР-Л5611, был окрашен в оригинальную цветовую схему «Аэрофлота» и имел собственное имя «Россия».

15 ноября 1957 года экипаж во главе с ведущим летчиком-испытателем А.П. Якимовым совершил на нем первый полет. 18 ноября 1957 года демонстрировался в а/п Внуково для участников проходившего в Москве международного совещания представителей коммунистических и рабочих партий (борт самолета посетили Хо-Ши-Мин, В. Ульбрихт, П. Тольятти, Ж. Дюкло).
7 декабря 1957 года во время испытательного полета не убралась до конца передняя стойка шасси, экипаж аварийной пневмосистемой, вернул стойку в выпущенное положение и успешно произвел посадку на аэродром в ЛИИ. Практически весь 1958 год на самолете велись наземные доработки. За 1958 год выполнил 51 полет с общим налетом 92 часа.
В 1958 году присуждено Гран-При на всемирной выставке в Брюсселе. К маю 1959 году совершил все полеты по программе заводских испытаний. В мае 1959 года совершил демонстрационный полет в Хабаровск из Москвы, протяженностью 14000 км за 18 часов 50 минут (летчик-испытатель ГК НИИ ВВС И. К. Ведерников и летчик ГВФ К. П. Сапелкин).

Ту-114, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-114, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-114, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

2-6 июня 1959 года совершил первый зарубежный демонстрационный технический рейс Москва - Тирана - Будапешт - Москва. 2 июня 1959 года прибыл в Албанию в Тирану с А. Н. Туполевым на борту, покрыв расстояние в 2500 км за 3 часа 15 минут. 3 июня 1959 года на борту самолета побывали Н.С. Хрущев, Р.Я. Малиновский, Энвер Ходжа, Мехмет Шеху и другие руководящие деятели республики Албании. 4 июня 1959 года прибыл в Венгрию в Будапешт с советской делегацией во главе с Н.С. Хрущёвым на борту. 5 июня 1959 года демонстрировался для руководителей Венгерской Народной Республики и тысячи трудящихся. 6 июня 1959 года вернулся в Москву.

19-23 июня 1959 года демонстрировался на XXIII Парижском международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже. 24-26 июня 1959 года на самолете заменены двигатели НК-12М на НК-12МВ. 28 июня 1959 года совершил демонстрационный полет в США в Нью-Йорк, с правительственной делегацией во главе с заместителем Председателя СМ СССР Ф. Р, Козловым , для участия в "Выставке достижений Советской науки, техники и культуры". 13 июля 1959 года вернулся из США в Москву во Внуково.
15 сентября 1959 года использовался Председателем СМ СССР Н. С. Хрущевым для официального визита в США (КВС летчик-испытатель А. П. Якимов, второй пилот М. А. Нюхтиков).

27 сентября 1957 года вернулся из США в Москву, попав в зону сильнейшей магнитной бури. 29 октября 1959 года с правительственной делегацией совершил перелет по маршруту Москва - Пекин, дальностью 6150 км за 8 часов 4 минуты. 31 октября 1959 года закончил проходить заводские испытания, совершив 119 полетов с общим налетом 247 часов. До середины декабря 1959 года подготавливался для передачи на Государственные испытания в ГК НИИ ВВС, которые были начаты 15 января 1960 года.

16 апреля 1960 года во время испытательного полета возник пожар третьего двигателя, который был ликвидирован автоматической системой пожаротушения. До 20 июня 1960 года проведена замена 4 двигателей НК-12МВ и заменены многие силовые элементы мотогондолы тертьего двигателя. 22 июля 1960 года закончил проходить Государственные испытания, выполнив 45 полетов, продолжительностью 95 часов. Продолжал проходить дополнительные испытательные полеты.
21 июня 1961 года получил серьезное повреждение, после чего следующие 2 года был в ремонте (сломалось крепление подъёмника правой стойки шасси и она повисла, выработав топливо, ГСС И. М. Сухомлин, отправив экипаж в хвост, произвёл посадку на переднюю и левую стойки; в конце пробега, после потери скорости, самолёт коснулся земли правым крылом; повреждения получили правая гондола шасси, винты 3-й и 4-й СУ; осколки винтов пробили правый борт фюзеляжа, в результате чего были повреждены электрожгуты, но пожар не возник). До аварии в ходе дополнительных испытаний совершил 31 полет, с общим налетом 48 часов. Восстановлен весной 1963 года. 20 апреля 1963 года передан заводу №18 в Куйбышев, для доработки до уровня серийных самолетов. Привозил оборудование для серийных самолетов на завод №18 в Куйбышев (ныне Самара) – Безымянку с мая 1963 по сентябрь 1965 года. Использовался для испытаний различных систем с 1965 по 1968 год, за время данных исследований совершил 131 полет с налетом 407 часов.

Налет СНЭ 794 часа 46 минут. Первый опытный самолет CCCP-Л5611 всю свою жизнь провел на аэродроме ЛИИ в городе Жуковском. Последний испытательный полет (всего было совершено 326) совершил в декабре 1968 года. Затем борт долгое время находился в Жуковском на задворках аэродрома, а в конце 1970-х годов его перевезли в музей. 16 марта 1972 года совершил последний полет в Монино (КВС И.М. Сухомлин).
Единственный из оставшихся на данный момент Ту-114, имеющий полностью укомплектованный салон. Зимой 2005-2006 года была серьезно повреждена кабина пилотов от рук вандалов. С августа 2010 года открыт для посещения на днях открытых дверей. Реставрационные работы в салоне самолета продолжаются в настоящее время.

См. также: Ту-114 СССР-76490 (64М471) в Музее истории гражданской авиации, г.Ульяновск

Барражирующий перехватчик дальнего радиуса действия Ту-128

Ту-128, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-128, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-128, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-128, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Перехватчик Ту-128 (№71281)

Ту-128, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-128, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-128, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-128, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Ту-128, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-128, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-128, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-128, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Многоразовый разведывательный беспилотный летательный аппарат Ту-141

Ту-141, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-141, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-141, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-141, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

См. также:
Разведывательный беспилотный летательный аппарат Ту-143 «Рейс» в Музее техники Вадима Задорожного
БПЛА Ту-141 "Стриж" и Ту-143 "Рейс" в Техническом музее, г.Тольятти

Сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144

Ту-144, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-144, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-144, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-144, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Ту-144 №77106

Ту-144, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-144, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-144, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Ту-144, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Этот Ту-144 был показан в начале фильма «Мимино»

См. также:
Ту-144С (СССР-77110) в Музее истории гражданской авиации, г.Ульяновск
Ту-144Д (СССР-77115) на международном авиационно-космическом салоне МАКС-2015




Вернуться к оглавлению раздела

На главную страницу

Создано 29/04/2016
Обновлено 28/08/2016