Самолёты ОКБ А.И. Микояна и М.И. Гуревича, Центральный музей Военно-воздушных сил России

Месторасположение: посёлок Монино, Московская область

Официальный сайт: Центральный музей ВВС России

Навигация:
Истребитель МиГ-9
Экспериментальный истребитель-перехватчик Е-152М
Истребитель МиГ-15
Истребитель-перехватчик МиГ-19ПМ
Истребитель МиГ-21С
Истребитель МиГ-21бис
Экспериментальный самолёт МиГ-21И/2 (А-144)
Истребитель МиГ-23МФ
Истребитель-перехватчик МиГ-25ПД
Истребитель-бомбардировщик МиГ-27
Истребитель МиГ-29
Истребитель-перехватчик МиГ-31
МиГ-105.11 - лётный аналог экспериментального пилотируемого орбитального самолета

Примечание: основные источники информации - сайты aviahistory.ucoz.ru, aviarestorer.ru и russianplanes.net.

Истребитель МиГ-9

МиГ-9, "01" красный (заводской №114010) произведен в 1947 году. 15 ноября 1947 года проходил сдаточные испытания (летчик-испытатель завода Батюцкий). 20 декабря 1947 года передан ВВС СССР. Последний полет на службе ВВС СССР совершил 9 мая 1952 года (летчик Соловьев). Время налета 133 часа. 12 мая 1960 года передан в музей ВВС в Монино. Восстановлен ОКБ Микояна и Гуревича до летного состояния для съемок фильма "Им покоряется небо", который вышел в прокат в 1963 году. Специально для съемок фильма нанесены молнии и бортовой "01", красный. Во время съемок фильма совершал скоростные пробежки с подлетами на аэродроме авиабазы Чкаловская (летчик-испытатель Л.М. Кувшинов). Являлся последним МиГ-9 на территории СССР с 1960-ых годов. В настоящее время находится в основной экспозиции музея ВВС в Монино.
Источник: Сайт авиационной истории - Центральный музей ВВС - ОКБ Микояна и Гуревича

МиГ-9, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино МиГ-9, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино МиГ-9, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Экспериментальный истребитель-перехватчик Е-152М

Е-152М, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Истребитель МиГ-15

МиГ-15, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино МиГ-15, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино МиГ-15, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино МиГ-15, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

МиГ-15 ("27", красный)

Истребитель-перехватчик МиГ-19ПМ

МиГ-19ПМ, "11", красный (№62210104) выпущен в 1957 году. 24 августа 1957 года передан в ВВС СССР. Эксплуатировался в нескольких войсковых частях ВВС СССР. Время налета 964 часа. 19 июня 1973 года передан в музей ВВС в Монино. В настоящее время находится в основной экспозиции музея ВВС в Монино. Источник: Сайт авиационной истории - Центральный музей ВВС - ОКБ Микояна и Гуревича

МиГ-19, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино МиГ-19, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино МиГ-19, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Истребитель МиГ-21С

МиГ-21С (93, красный), Центральный музей ВВС РФ, п.Монино МиГ-21С (93, красный), Центральный музей ВВС РФ, п.Монино МиГ-21С (93, красный), Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

МиГ-21С (93, красный), Центральный музей ВВС РФ, п.Монино МиГ-21С (93, красный), Центральный музей ВВС РФ, п.Монино МиГ-21С (93, красный), Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Истребитель МиГ-21бис

МиГ-21бис (48, синий), Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Экспериментальный самолёт МиГ-21И/2 (А-144)

МиГ-21И, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино МиГ-21И, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино МиГ-21И, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Истребитель МиГ-23МФ

МиГ-23, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино МиГ-23, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино МиГ-23, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино МиГ-23, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Истребитель-перехватчик МиГ-25ПД

МиГ-25ПД (04, красный), Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

См. также:
МиГ-25БМ, Музей авиационной техники, аэродром Боровая
Учебно-тренировочный истребитель-перехватчик МиГ-25ПУ, музей авиационной техники, аэродром Боровая
Учебно-тренировочный истребитель-перехватчик Миг-25ПУ, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
МиГ-25РУ - учебно-тренировочный вариант разведчика МиГ-25Р в Техническом музее, г.Тольятти
Истребитель-перехватчик Миг-25ПДС (заводской №840АА04) в Музее истории гражданской авиации в г.Ульяновск
Самолёт прорыва ПВО МиГ-25БМ на международном авиационно-космическом салоне МАКС-2015

Истребитель-бомбардировщик МиГ-27

МиГ-27 формулярный номер 61912511018, это одна из первых серийных машин (19-я по счету выпущенная в Иркутске).

МиГ-27 (01, красный), Центральный музей ВВС РФ, п.Монино МиГ-27 (01, красный), Центральный музей ВВС РФ, п.Монино МиГ-27 (01, красный), Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Истребитель МиГ-29

МиГ-29 (01, синий), Центральный музей ВВС РФ, п.Монино МиГ-29 (01, синий), Центральный музей ВВС РФ, п.Монино МиГ-29 (01, синий), Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

МиГ-29 "01", синий

Первый опытный экземпляр МиГ-29

Постройка первого опытного экземпляра МиГ-29 (самолета № 901) завершилась в августе 1977 года. После необходимых наземных испытаний, рулёжек и пробежек 6 октября 1977 года шеф-пилот ММЗ им. А.И.Микояна А.В.Федотов поднял машину в первый полет.

МиГ-29 (01, синий), Центральный музей ВВС РФ, п.Монино МиГ-29 (01, синий), Центральный музей ВВС РФ, п.Монино МиГ-29 (01, синий), Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

МиГ-29 (9.12) "01", синий - первая серийная модификация МиГ-29

МиГ-29 (03, синий), Центральный музей ВВС РФ, п.Монино МиГ-29 (03, синий), Центральный музей ВВС РФ, п.Монино МиГ-29 (03, синий), Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

МиГ-29 (9-12А), формулярный №02020, первая производственная серия, 3-ья машина

МиГ-29 (9-12А) — экспортная модификация, поставлявшаяся в страны Варшавского договора

МиГ-29 (18, синий), Центральный музей ВВС РФ, п.Монино МиГ-29 (18, синий), Центральный музей ВВС РФ, п.Монино МиГ-29 (18, синий), Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

МиГ-29КВП ("18", синий)

МиГ-29КВП - преоборудован для испытаний на "НИТКА"

Хорошо виден гак МиГ-29КВП

МиГ-29 (51, синий), Центральный музей ВВС РФ, п.Монино МиГ-29 (51, синий), Центральный музей ВВС РФ, п.Монино МиГ-29 (78 синий), Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

МиГ-29 (9.13), "51", синий

МиГ-29 (9.13) - вторая серийная модификация для советских ВВС: станция РЭБ «Гардения», блоки выброса пассивных помех БВП-30-26М, увеличенный запас топлива

МиГ-29 ("78" или "70", синий)

См. также:
Миг-29, Музей техники Вадима Задорожного. Авиационная техника
Миг-29 (9-13) в Техническом музее, г.Тольятти

Миг-29 (9-13), Музей авиационной техники, аэродром Боровая, г.Минск
С.Мороз, монография «Фронтовой истребитель МиГ-29»
С.Мороз, «Великолепная девятка» ("Авиация и Время" №5/2001)
В.Дубинский, «Планер и взлетно-посадочные устройства самолета-истребителя»
А.Павлов, С.Войлоков, «Истребитель МиГ-29 в строевых частях»

Истребитель-перехватчик МиГ-31

МиГ-31 (202, синий), Центральный музей ВВС РФ, п.Монино МиГ-31 (202, синий), Центральный музей ВВС РФ, п.Монино МиГ-31 (202, синий), Центральный музей ВВС РФ, п.Монино МиГ-31 (202, синий), Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

МиГ-31, "202" синий (№69700102176)

МиГ-31 (96, синий), Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

МиГ-31, "96" синий (№69700102176)

Под крылом Бе-12 - МиГ-31 с бортовым "96", синий (формулярный №69700106120). Произведен в 1979 году. Являлся одним из первых серийных МиГ-31 (имел внешние регулируемые створки реактивного сопла двигателей Д-30Ф-6). Первый полет совершил 11 сентября 1979 года (летчик-испытатель Остапенко). Второй полет совершил 14 сентября 1979 года (летчик Фастовец). Позже во время сдаточных испытаний на нем совершали полеты летчики Грузевич, Пукито, Орлов, Попов. В январе 1984 года передан ВВС СССР в в/ч 03139 (ШМАС авиации ПВО). В 1990-ых годах, после перевода в/ч 03139 за пределы Москвы передан в музей ВВС в Монино.

См. также:
Миг-31 в Техническом музее, г.Тольятти
Миг-31 в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Миг-31БМ на международном авиационно-космическом салоне МАКС-2015

МиГ-105.11 - лётный аналог экспериментального пилотируемого орбитального самолета

"В середине 60-х годов в ОКБ Артема Микояна начали работу над подобным проектом. Конструкторы спроектировали одноместный самолет с небольшим крылом и «несущим» корпусом (то есть создающим большую часть подъемной силы благодаря широкой, плоской нижней поверхности). В качестве первой ступени проектировался самолет-разгонщик, который должен был запускать космический самолет на орбиту со своей «спины» при гиперзвуковой скорости. Эту тему называли «изделие 50», а потом — «Спираль». На первом этапе, до создания разгонщика, самолет должен был выводиться на орбиту баллистической ракетой. Для решения этой сложной, можно сказать, эпохальной, задачи были задействованы многие предприятия авиационной и радиопромышленности, проводились исследования и эксперименты по созданию как летательного аппарата, так и системы управления и навигации для полета по орбите, спуска с нее и посадки, что являлось совершенно новым делом.

Были созданы летающие модели (изделия «Бор-1,2,3»), на которых проводили исследования аэродинамики орбитального самолета в атмосфере, а также самоуправляемая модель для исследовательских полетов по орбите. Кроме того, изготовили дозвуковой аналог орбитального самолета для испытаний на заключительном участке орбитального полета — заходе на посадку и посадке. Аналог, который назвали «изделие 105», должен был сбрасываться с самолета. В тот же период Артему Ивановичу было поручено построить бесхвостый вариант самолета МиГ-21 в качестве аналога сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 для исследования его аэродинамики. Артем Иванович, как бы в обмен на это, договорился с Андреем Николаевичем Туполевым, с которым он был в дружеских отношениях, что туполевцы доработают для «Спирали» один Ту-95 — надо было в люках бомбоотсека сделать вырез, в котором помещался бы полуутопленный аналог орбитального самолета.

Работа над темой «Спираль» шла за счет средств Министерства авиационной промышленности — постановления Правительства, что было необходимым для финансирования им новой разработки, не было. Кажется, в 1970 году появился проект постановления Правительства, который подписали министры авиационной промышленности, радиопромышленности и другие «оборонные» министры, главнокомандующие ВВС, войсками ПВО и РВСН. С визой также и начальника Генерального штаба маршала Захарова проект доложили тогдашнему министру обороны маршалу Гречко (все работы по космической тематике велись тогда по заказам Министерства обороны). Однако Гречко начертал на проекте постановления резолюцию: «Нечего заниматься фантастикой. Микояну надо делать самолеты» (Артем Иванович в это время уже был тяжело болен). Трудно понять, как мог министр обороны, принимая отрицательное решение по предложению государственной важности, не обсудить вопрос хотя бы с теми, тоже большими руководителями, которые подписали документ! Тем не менее работа продолжала теплиться. Доработанный Ту-95 передали в наш Институт, и он использовался для тренировочных полетов, не связанных с этой тематикой, в ожидании своей «настоящей» работы. Только в 1977 году, наконец, стало возможным проведение испытаний аналога".
Источник: Микоян С.А., «Воспоминания военного летчика-испытателя»

Микоян-Гуревич 105.11 ЭПОС, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Микоян-Гуревич 105.11 ЭПОС, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Микоян-Гуревич 105.11 ЭПОС, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино Микоян-Гуревич 105.11 ЭПОС, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино




Вернуться к оглавлению раздела

На главную страницу

Создано 29/04/2016
Обновлено 02/10/2016