ДЭПЛ Д-2 «Народоволец». VI отсек: дизельный


Дизель-электрическая подводная лодка Д-2 «Народоволец», г.Санкт-Петербург
Месторасположение: г.Санкт-Петербург, Васильевский остров, ул. Шкиперский проток, 10
Официальный сайт: Мемориальный комплекс «Подводная лодка Д-2 “Народоволец”»

Другие корабли-музеи:
ДЭПЛ Б-307 проекта 641Б, г.Тольятти
ДЭПЛ Б-396 проекта 641Б «Новосибирский комсомолец», г.Москва
ДЭПЛ С-189 проекта 613, г.Санкт-Петербург
ДЭПЛ Д-2 «Народоволец», г.Санкт-Петербург
ДЭПЛ Б-413 проекта 641 в Музее Мирового океана, г.Калининград

Энергетические установки советских подводных лодок рассматриваемого периода были классическими дизель-электрическими. Для надводного хода использовались дизели, они же обеспечивали зарядку аккумуляторной батареи, вращая электродвигатели в режиме электрогенераторов. Для подводного хода использовались электродвигатели постоянного тока разных типов напряжением 110 вольт. Аккумуляторные батареи "Д-2" имели четыре группы и обеспечивали электроэнергией гребные электродвигатели и другие потребители при подводном ходе.

Практически весь шестой отсек занимают два дизельных двигателя (мощностью по 1100 л.с.), обеспечивавшие зарядку аккумуляторных батарей и ход в надводном положении. Скорость в надводном положении – 15 узлов, что в привычной нам метрической системе составляет немногим менее 30 км/ч. Кроме дизелей в шестом отсеке располагались баллоны пускового воздуха дизелей, разобщительные фрикционные конические муфты линий валов, цистерна циркуляционного масла и входной люк с выходом на палубу надстройки.

Подводная лодка Д-2 «Народоволец»

Дизельные двигатели

Возможно, вас беспокоит вопрос: "1100 лошадиных сил – много это или мало для подводной лодки?" Смотрите сами: в качестве двигателей надводного хода на подлодках типа "Барс" (проект 1912 года) должны были служить пары дизелей петербургского механического завода "Людвиг Нобель" мощностью по 1320 л.с. Это несколько больше, чем у первой серии советских субмарин. Да ещё учтите, что у "Барсов" водоизмещение надводное 650 тонн, а у "Декабристов" в полтора раза больше.

Впрочем, в Первую мировую войну заказ на мощные дизели был сорван – их выпустили только в 1916 году и всего 10 штук. Отличались они неудачной конструкцией систем охлаждения и смазки, а также неудобством в обслуживании. Так что "Барсы" оснащались двигателями по 420 и даже по 250 лошадиных сил. Однако оставим дореволюционные дела и "сравнения с уровнем 1913 года". Посмотрим, как обстояли дела с двигателями для первых советских субмарин.

Подводная лодка Д-2 «Народоволец»

Приборный щиток левого дизеля

Подводная лодка Д-2 «Народоволец»

Машинный телеграф

Подводная лодка Д-2 «Народоволец»

Масляные фильтры

" Разработка первых советских дизелей шла с большими трудностями. Ещё в 1922 году Коломенским заводом им. Куйбышева был заключен договор с немецкой фирмой "MAN" сроком на десять лет об оказании технической помощи в организации производства дизелей. Для первых советских подлодок типа "Декабрист" моторы марки F6V (четыре штуки) были закуплены у той же фирмы, причем одновременно в Коломне развернули их производство под маркой 42Б/БМ6. На подводной лодке "Л-6" "Карбонарий" проводились испытания дизеля 42БМ6 с наддувочным устройством "Бюхи". Расчетных параметров увеличения мощности достичь не далось, обслуживание моторов в отсеке оказалось невозможным, температура воздуха сильно возросла. От устройства пришлось временно отказаться. С использованием технических решений 42Б/БМ6 для лодок среднего и малого водоизмещения в начале 30-х годов разработали дизель 38В8 в 685 л.с, впоследствии форсированный до 800 л.с. и выпускавшийся под маркой 38К8.
Первые образцы этих моторов обладали рядом дефектов: 42Б/БМ6 имел быстро изнашивающуюся шестеренчатую передачу распределительных валиков и часто выходившие из строя клапаны циркуляционных насосов; у 38В8 через 200-300 ч работы выкрашивался баббит из подшипников, из-за быстрой изнашиваемости пружин, рычагов и втулок клапанов расстраивалось газораспределение по цилиндрам, быстро ржавели форсунки. Позже в производстве эти дефекты изживались, но на их устранение на уже сданных двигателях заводы шли с неохотой. Для подлодок типа "Правда" дизели M10V опять-таки закупили у фирмы "MAN". Разработка нового проекта средней подводной лодки в сотрудничестве с фирмой "Deschimag" позволила продолжить ознакомление с германским дизелестроением. Разработка отечественного аналога двигателя M6V Коломенским заводом (марки 47ЛН8) отстала от графика. Начатая в 1935 году под руководством Н.М. Урванцева, она спустя год не дала желаемого результата, и только в 1938 году, после серьезной переработки конструкции, под обозначением 1Д новый образец был запущен в массовое производство
".
Источник: Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Советский подводный флот 1922-1945 гг. О подводных лодках и подводниках".

Словом, при рождении "Д-2" повезло с немецкими дизелями. К сожалению, это везение продолжалось лишь до 1941 года. К началу Великой Отечественной войны Балтийский завод закончил упоминавшуюся выше модернизацию и капитальный ремонт морально устаревшей подлодки. Оставалось только заменить дизельные двигатели, ремонт которых задерживал Коломенский завод. Тем не менее, «Народовольца» подготовили к боевым действиям и ввели в состав Краснознамённого Балтийского флота. Мирослав Морозов в своей книге ""Первые подлодки СССР. «Декабристы» и «Ленинцы»" высказывает предположение о том, что для этого на "Д-2" поставили старые агрегаты, не прошедшие ремонта, предположительно снятые с поставленного в капремонт минзага "Л-1".

Подводная лодка Д-2 «Народоволец»

Газоотвод дизеля левого борта (устройство из труб, клапанов с приводами и арматурой для вывода выхлопных газов в атмосферу или в воду)

Подводная лодка Д-2 «Народоволец»

Переговорная труба

О последствиях такого вынужденного решения лучше всего расскажет один из членов экипажа. Иван Яковлевич Князев, который во время войны служил командиром отделения электриков на "Д-2". Цитирую: "После пятисуточного форсирования минных полей мы вышли в Балтийское море. Это произошло в 00 часов 20 минут 29 сентября. И сразу же поднялось настроение: здесь и глубина есть, и ширина, и мин вроде бы нет или, по крайней мере, они не так часто встречаются. Но зато есть фашисты. А они-то нам и нужны. В первую же ночь, когда мы всплыли в надводное положение и пошли на юг, на свою позицию, вдруг обнаружилось, что стоило только поднять обороты дизелей, как вместе с выхлопными газами наружу начали вылетать снопы искр. По такому факелу фашисты могли засечь лодку на очень далеком расстоянии. Только этого нам не хватало! Благополучно миновать все преграды в Финском заливе и вдруг уже здесь, на просторах Балтики, лишиться возможности ходить в надводном положении ночью. С этим нельзя было мириться. Командир пригласил на мостик дивизионного механика инженер-капитана 2 ранга Р. Ю. Гинтовта, который пошел с нами в море. Надо было что-то предпринимать.
Гинтовт, Чернышев, офицеры, старшины БЧ-5 посоветовались. Сначала решили из жести больших квадратных консервных банок сделать листы и закрепить их под углом у выхлопных отверстий с таким расчетом, чтобы выхлопные газы отбивались от этих листов и направлялись в воду. Идея была неплоха. Но беда заключалась в том, что листы тут же "слизывали" волны. И не помогали никакие крепления. Мы еще лишний раз убедились, что с морем шутки плохи.
Тогда дивмех подал другую идею: гасить искры распыленной водой, подавая ее трюмной помпой прямо в газопровод. Однако для этого нужны были распылительные насадки – раз, и просто трубы, чтобы подать к ним воду, – два. Выход нашел все тот же Гинтовт. Он предложил демонтировать систему аварийного орошения артиллерийского погреба, где были и трубы, и нужные нам насадки. Командир разрешил. За несколько часов свободные от вахты мотористы и трюмные машинисты сделали все, что требовалось. Запустили помпу – и искрение тут же прекратилось. Все облегченно вздохнули.
Но оказалось, что радоваться рановато. Наши испытания на этом не кончились. Через какое-то время на мостик поступил доклад от командира БЧ-5:
- Разрешите остановить правый дизель? Вышел из строя пятый цилиндр.
Командиру пришлось разрешить. Но резкое снижение скорости лодки срывало все его планы, а ремонт потребовал бы не один час. Выручил смекалистый Седогин, большой знаток своего дела. Он отключил вышедший из строя цилиндр и перераспределил нагрузку двигателя равномерно на остальные. И хотя дизель после этого работал с некоторой перегрузкой, необходимый ход лодке был обеспечен. А цилиндр ремонтировали потом, когда легли на грунт
".
Источник: Князев И.Я., "«Народоволец» выходит в море"

По возвращении в базу были подведены итоги борьбы с искрением выхлопа. Дивизионный механик инженер-капитан 2 ранга Р.Гинтовт, мотористы Г.Ростокин и А.Соловьёв, трюмный Б.Жердёв были награждены орденами Красного знамени за реализацию идеи пламягасителей и орошения выхлопов дизелей. Опубликованный в 1979 году рассказ ветерана написан в оптимистичной тональности, но в действительности действия лодки сильно затруднялись искрением дизелей и большим парообразованием при выхлопе дизелей в воду. Дым и пар, поднимавшийся от выхлопных патрубков дизелей, заволакивали мостик и затрудняли наблюдение за морем и воздухом. В то же время облако пара делало лодку более заметной. Вновь приведу цитату из книги М.Э. Морозова:

"Искрение выхлопов дизелей наблюдалось ещё в первом походе, но теперь оно достигло феерического масштаба в прямом и переносном смысле. "Временами кажется – писал в своем донесении Линденберг, – что в выхлопных трубах дизелей кто-то оставил солому. Эти постоянно действующие фейерверки в условиях темных ночей видны с исключительно большого расстояния". Устранить данное явление, о наличии которого было известно задолго до похода, можно было только сменой дизелей или изменением конструкции выхлопа, но ничего этого своевременно не сделали".

Подводная лодка Д-2 «Народоволец»

Выходной люк снабжён тубусом, который позволял осуществлять выход из аварийной ПЛ путём затопления отсека

Ну и для того, чтобы прочувствовать ответственность мотористов за жизнь экипажа и их старой подлодки, ещё раз обратимся к рассказу И.Я. Князева о боевом походе «Народовольца», предпринятом осенью 1942 года: "Мотористы В. Тышкевич, А. Овсянников и В. Макашин вскрыли подшипник. Оказались подплавленными упорные подушки переднего хода. Дело неприятное, но вполне поправимое: в таких случаях меняют местами подушки переднего и заднего хода. Мотористы выкатили подушки, промыли их, почистили и только собрались ставить на место, как лодка сорвалась с жидкого грунта, образовался дифферент на корму и опорный вал сдвинулся, да так, что между ним и корпусом подшипника не то что подушку, лезвия ножа всунуть нельзя. Опять незадача! Пришлось отдифферентовать лодку на нос. Вал вновь сдвинулся, но теперь уже в противоположном направлении, ну а дальше все было просто".
Источник: Князев И.Я., "«Народоволец» выходит в море"