Дизель-электрическая подводная лодка Д-2 «Народоволец». IV отсек: боевая рубка


Месторасположение: г.Санкт-Петербург, Васильевский остров, ул. Шкиперский проток, 10
Официальный сайт: Мемориальный комплекс «Подводная лодка Д-2 “Народоволец”»
Навигация:
I отсек: носовой торпедный
II отсек: аккумуляторный
III отсек: аккумуляторный, жилой
IV отсек: центральный пост
IV отсек: боевая рубка
V отсек: аккумуляторный
VI отсек: дизельный
VII отсек: кормовой торпедный
Внешний вид и экспонаты филиала Центрального военно-морского музея

Другие корабли-музеи:
Дизель-электрическая подводная лодка Б-307 проекта 641Б в Техническом музее, г.Тольятти
Дизель-электрическая подводная лодка Б-396 «Новосибирский комсомолец» проекта 641Б в музейно-парковом комплексе «Северное Тушино», г.Москва
Дизель-электрическая подводная лодка Б-413 проекта 641 в Музее Мирового океана, г.Калининград
Дизель-электрическая подводная лодка С-189 проекта 613, г.Санкт-Петербург

<- Вернуться в центральный пост

Над центральным постом на прочном корпусе расположена прочная (она же боевая) рубка, через которую проходят шахты перископов. Боевая рубка обеспечивает дополнительную непотопляемость в надводном положении, за счёт двух особенностей конструкции. Во-первых, повреждение прочной рубки не нарушает герметичности прочного корпуса. Во-вторых, верхний рубочный люк оказывается высоко над ватерлинией, поэтому уменьшается опасность заливания субмарины волной. Правда помогает это не всегда - я уже цитировал воспоминания И.Я. Князева о том, как в октябре 1942 года центральный пост заливало через верхний рубочный люк. Есть у этой конструкции и тактические преимущества. За счёт установки перископа атаки в рубке увеличивается перископная глубина, следовательно, улучшается скрытность, а срочное погружение из-под перископа происходит быстрее.

Подводная лодка Д-2 «Народоволец» Подводная лодка Д-2 «Народоволец» Подводная лодка Д-2 «Народоволец» Подводная лодка Д-2 «Народоволец»

Боевая рубка. Виден верхний рубочный люк

Глубиномеры на 40 и 160 метров, переговорная труба

В центре - указатель скорости корабля в узлах, правее - неизвестный мне прибор

Машинный телеграф

На большинстве подлодок времён Второй Мировой войны использовались два типа этих оптических приборов - зенитный (с максимальным обзором) и командирский, который кроме непосредственно функции наблюдения, использовался для штурманских целей и для расчётов при торпедной атаке. Во время атаки командир должен определить параметры движения цели и выдать данные для стрельбы торпедами. Теоретически, в этом нелёгком деле кроме командирского глазомера задействовано ещё несколько полезных устройств, удачно встроенных в перископ атаки.

1) Приспособление "неподвижная линия в пространстве", которое измеряет скорость корабля.

2) Для определения расстояния до цели перископ оснащён двумя типами дальномерных приспособлений.

Во-первых, это дальномерные сетки, пользоваться которыми достаточно просто - командир смотрит в окуляр на цель и замечает число делений сетки, которое она занимает. Если товарищ офицер изучал флот вероятного противника и точно опознал вражеский корабль (пусть даже и с использованием специальных справочников), то он правильно выставит на шкалах измерительного окуляра высоту и длину цели. Высота мачты или дымовой трубы опознанного корабля даётся в соответствующих справочниках. По высоте наблюдаемого предмета и числу делений сетки, которое он занимает, с помощью соответствующих таблиц определяется расстояние. В противном случае высота и длина корабля-цели выясняется посредством выпуклого военно-морского глаза. Вроде всё неплохо, но дальномерные сетки трудно использовать во время качки и на больших расстояниях до цели.

Во-вторых, наряду с обыкновенным окуляром, предназначенным для наблюдения за объектом, перископ атаки снабжён вторым, измерительным окуляром, внутрь которого встроен действующий на принципе двоения изображения микрометр. Принцип его действия основан на двоении изображения цели. Измерение расстояния сводится в них к совмещению противоположных (верхней и нижней) сторон обоих изображений цели. Качка не вызывает смещения одной половинки изображения относительно другой, поэтому пользоваться микрометром удобно в любую погоду. Прибор автоматически вычисляет расстояние по известной высоте цели и по измеренному микрометром углу между выбранными на цели точками.

3) Ещё одно устройство перископа позволяет определить курсовые углы. Здесь применён тот же принцип, что и в микрометре для определения расстояния до цели, только разведение двух изображений цели нужно производить не по высоте, а по горизонтальному направлению.

Подводная лодка Д-2 «Народоволец» Перископ атаки. Подводная лодка Д-2 «Народоволец» Подводная лодка Д-2 «Народоволец» Верхний рубочный люк. Подводная лодка Д-2 «Народоволец»

Окулярная головка командирского перископа ПА-7,5м (№610004), на которой находятся рукоятки и маховички управления

Откидные рукоятки предназначены для поворота перископа в сальниках вокруг вертикальной оси, то есть для горизонтальной наводки

Тросы служат для поднятия и опускания перископа. Видна нижняя часть основной цилиндрической трубы перископа

Верхний рубочный люк

Это была теория. Практическая же реализация советских командирских перископов серии ПА куда аскетичнее. Внешне они также, как импортируемые в СССР немецкие приборы фирмы "Карл Цейс", имели наблюдательный и измерительный окуляры. Однако о в ПА отсутствовал описанный выше оптический дальномер, основанный на совмещении верхней и нижней половинок изображения. Таким образом, советские подводники были лишены системы измерения дистанции, не требовавшей знания размеров цели. Очевидно, что это не улучшало эффективность их торпедных атак. Отсюда стремление наших командиров к минимально возможным дистанциям стрельбы и отказы от атак, если сблизиться в целью не удалось.

Что же касается зенитных перископов, то они отличались от командирских лишь большим углом вертикального наведения и большей светосилой. Поэтому с их помощью наблюдали за воздухом и поверхностью моря, т. е. от горизонта до зенита. Однако, для размещения такой оптики габариты зенитного перископа приходилось увеличивать, что оборачивалось его большей заметностью.

Подводная лодка Д-2 «Народоволец» Подводная лодка Д-2 «Народоволец» Подводная лодка Д-2 «Народоволец» Подводная лодка Д-2 «Народоволец»

Кренометр (дата выпуска 1954 год). Тахометры правой и левой машин (дата выпуска 1957 год)

Курсоуказатель (репетир гирокомпаса)

Курсоуказатель (репетир гирокомпаса)

Управление вертикальным рулём

Вот о скрытности, заметности и прочих интересных вещах мы сейчас и поговорим. Как я уже упоминал, рассказывая о торпедах в первом отсеке "Д-2", для определения параметров движения цели наши подводники использовали только перископ и таблицы. Учтите, что времени на эти упражнения у них было в обрез. Командиры подлодок старались поднимать перископ периодически и лишь на минимально возможное время. Причина проста: выдвинутый над водой перископ рассекает воду и образует бурун. При скорости 5 узлов длина следа за перископом достигает 25 метров. Увеличение скорости подлодки до 8 узлов даст длину следа уже около 40 метров. Кроме того, в штиль появляется резко выраженная белизна буруна и пенный след, который остается даже после опускания перископа. Скрытность снижается и за счёт характерных усообразных волн, расходящихся в стороны. Отмечу, что на скрытность наблюдения (читай: на безопасность лодки и эффективность торпедной атаки) также влияет высота подъёма перископа. Конечно, она должна быть минимальной, но тогда трудно определить дистанцию до цели с необходимой точностью. Как правило, перископ поднимали над поверхностью не более чем на метр-полтора, что давало дальность видимости горизонта около 21-25 кабельтовых.

При строительстве "Декабристы" и "Ленинцы" оснащались командирским и зенитным импортными 9-метровыми перископами (не знаю чьими: немецкими или итальянскими). Оба наблюдательных устройства монтировались в центральном посту лодок I и II серий. При модернизации их заменяли на 8,5-метровые отечественные. Одновременно были доработаны ограждение рубок и антенные стойки, а командирский перископ перенесён в прочную рубку с установкой над ней высокой тумбы. В ходе восстановительного ремонта и музеефикации на "Д-2" восстановили разнесённое расположение, но вместо утраченных средств наблюдения установили 7,5-метровый ПА-7,5м.

Подводная лодка Д-2 «Народоволец» Подводная лодка Д-2 «Народоволец» Подводная лодка Д-2 «Народоволец» Подводная лодка Д-2 «Народоволец»

Управление кораблём: из боевой рубки или из центрального поста

Управление кораблём: с мостика или из боевой рубки

Пайолы

Нижний рубочный люк

Заводской ремонт и замена перископов - это, в общем-то, нормально. Но вот ремонт громоздкого оптического прибора прямо в море - это уже за пределами моего понимания. Тем не менее, членам экипажа "Д-2" приходилось решать и такую задачу. О первом боевом походе "Народовольца" вспоминает командир отделения электриков Иван Яковлевич Князев. "К ночи опять разыгрался шторм. Нелегко, да и опасно, всплывать на большой волне. Но что делать? Надо. Всплыли, отдраили рубочный люк, и в это время лодку буквально положило на борт и через рубку перекатилась волна. Залило оба перископа. Вот теперь мы ослепли окончательно. Чтобы прозреть, надо перебрать и просушить сложные оптические системы перископов, а дело это многотрудное и кропотливое. На волне с ним не справиться. Пришлось снова ложиться на грунт. В отсеках стояла тишина. Казалось, что слышишь даже биение собственного сердца. У всех такое ощущение, будто стоим у двери операционной, за которой решается судьба дорогого нам человека. Штурманский электрик Анатолий Нестеров "колдовал" - осторожно разбирал хрупкие детали сложной оптики, тщательно протирал их. Надо было торопиться. В аппаратах еще были торпеды, а неумолимое время отсчитывало последние дни нашего плавания. Когда уставший до изнеможения Нестеров доложил, что оба перископа исправны, по лодке прокатился вздох облегчения. Можно было продолжать поиск врага" Источник: Князев И.Я., "«Народоволец» выходит в море"

Вышесказанное подтверждается документально - в базе "Память народа" хранится наградной лист командира отделения штурманских электриков старшины 1 статьи Нестерова Анатолия Петровича. Кстати, в этом же представлении Нестерова к ордену Красного знамени, есть интересная фраза: "После того, как противник кончал бомбёжку ПЛ, быстро запускал и приводил гироскоп в меридиан". Не знаю какой гирокомпас поставили на "Д-2" во время предвоенного кап.ремонта - либо отечественный "Курс-1", либо сохранили что-то из импортных изделий фирм "Сперри" или "Аншютц". В любом случае работу прибора сопровождало громкое жужжание умформера (преобразователя напряжения электрической сети). Зачастую, во время отрыва от противолодочных кораблей гирокомпас выключали или накрывали телогрейкой либо матрацем. После повторного включения гирокомпас входил в меридиан несколько часов. Поэтому тем более интересна оценка капитана III ранга Линденберга, что старшина Нестеров быстро приводил его в меридиан.

В заключении отмечу, что в ограждении прочной рубки "Д-2" размещались не только перископы, но и цилиндры плавучести, главный трубопровод вентиляции и радиомачта.

Переходим в V отсек: аккумуляторный ->




Вернуться к оглавлению раздела

На главную страницу

Создано 07/11/2016
Обновлено 22/02/2017