Авиационная, инженерная и прочая техника. Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области

 

Официальный сайт: Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области Военно-технический музей
Адрес: Московская область, Ногинский район, городской округ Черноголовка, село Ивановское

Макет зенитной прожекторной станции 3-15-4Б (фактически АПМ-90М на шасси ЗиС-5)

В ходе Московской битвы широко применялись зенитные прожекторные станции типа З-15-4 на шасси автомобиля ЗИС-12. Они предназначалась для обнаружения и освещения в ночное время самолетов противника с целью уничтожения их огнем истребительной авиации и зенитной артиллерии.
Основной единицей применения З-15-4 был отдельный зенитно-прожекторный батальон. В батальоне были три роты, в каждой роте — по три взвода. Взвод состоял из четырех прожекторных станций. Назначение двух станций-искателей, было в том, чтобы с помощью прожекторов и звукоулавливателя нащупать лучом самолет противника. Расчеты этих двух станций 3-15-4 должен быть захватить и затем непрерывно освещать самолет противника.
Луч мог сорваться с самолета, поэтому две другие станции - «сопроводители» подхватывали самолет в перекрестке лучей, высвечивали его, затем в дело вступала зенитная артиллерия. Если же зенитчики открывали заградительный огонь, не дождавшись попадания цели в перекрестье лучей, то звукоулавливателяи уже не могли запеленговать самолеты. В местах сосредоточения большого количества прожекторов, например на подступах к Москве, предусматривалось создание целых световых прожекторных полей, около тридцати километров шириной и до пятнадцати глубиной. В центре этих полей несли дежурство ночные истребители.

Индекс "З-15-4" расшифровывается так: 3 - зенитный, 15 - размер лизнзы 150 см, 2 или 4 - мощность в киловаттах. Источником света выступала электрическая дуга высокоинтенсивного горения между двумя угольными электродами, время работы которых составляло 75 минут, после чего их требовалось заменить. Питание осуществлялось от генератора мощностью 20 кВт. В зависимости от модификации станции световой поток мог выхватывать в ночном небе самолеты противника на высоте от 9 до 12 километров.
Станция З-15-4 производилась в 1938-1942 годах на Московском Прожекторном заводе (объём выпуска 15 529 штук). Завод был основан в 1932 году, и с 1934 года специализировался на выпуске гражданских прожекторов и станций, крупных прожекторов заливающего света, зенитных прожекторных станций и корабельных прожекторов. Прекращение производства зенитных прожекторов в 1942 году связано с тем, что в войска пошли эффективные РЛС. Сохранившиеся экземпляры можно увидеть в Музее военной техники «Боевая слава Урала» (г.Верхняя Пышма), в Музее войск ПВО (г.Балашиха, Московская обл), возле Музея-диорамы "Штурм Сапун-горы" (Севастополь) и на открытой площадке экспозиции военной техники Центрального музея Великой Отечественной войны (Поклонная гора, Москва).

Экспонат не имеет никакого отношения к периоду Великой Отечественной войны. Перед вами прожекторно-маячная станция АПМ-90, разработанная в 1950-х годах для освещения взлётно-посадочных полос в тёмное время суток, для привода самолётов в район аэродрома или обозначения нужного пункта местности. Относительно небольшой вес установки позволял монтировать её на шасси грузового автомобиля ЗИС-150. Невысокая световая мощность установки позволяет питать прожектор электроэнергией, снимаемой с генератора, подключенного к автомобильному двигателю через коробку отбора мощности. Электрогенератора поблизости не видно, потому что его штатное место под днищем кузова грузовика ЗИС-150.
Впрочем, это не первый случай выставления послевоенной АПМ-90 за прожекторную установку военных лет. Аналогичным образом собраны макеты зенитных прожекторных станций в Государственном Военно-техническом музее в селе Ивановское Московской области и в оренбургском комплексе «Салют, победа!». Более того, Военно-патриотический парк «Патриот» демонстрирует АПМ-90 с закрашенными шильдиками среди манекенов в военной форме, между 37-мм пушкой 61-К и репликой передатчика радиообнаружителя самолётов РУС-1.

150-cm прожектор Flakscheinwerfer 40/43

Мотоцикл BMW R75

Полугусеничный мотоцикл NSU HK 101 Kettenkrad

Полугусеничный  мотоцикл NSU HK 101, Военно-технический музей в селе Ивановское

Машина интересна тем, что обута в "восточные" гусеницы

Volkswagen Typ 82 (Kubelwagen)

Гусеничный трактор Cletrac High-Speed M2

Эвакуационная машина Scammel Pioneer SV2S

Шестицилиндровый дизельный двигатель MAN M6V 40/46

Экранолёт ЭКИП



Дополнительно:

Центральный музей Великой Отечественной войны
Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны
Выставочная площадка. Музей отечественной военной истории в Падиково
Великая Отечественная война. Часть 1. Музей отечественной военной истории в Падиково
Великая Отечественная война. Часть 2. Музей отечественной военной истории в Падиково Легкобронированные машины. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники
Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Внешняя экспозиция
Легкая бронетехника в музее «Боевая слава Урала»
Инженерная и другая специальная техника. Музей техники Вадима Задорожного
Современная отечественная бронетехника. Военно-патриотический парк «Патриот»
Инженерная и другая спец.техника в Техническом музее. г.Тольятти
Легкая бронетехника в Техническом музее. г.Тольятти
Оренбург. Выставочный комплекс «Салют, победа!» в парке имени Фрунзе